Научная статья на тему 'Корпоративный энергетический университет ОАО РАО «ЕЭС России» как инновационный проект'

Корпоративный энергетический университет ОАО РАО «ЕЭС России» как инновационный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петриков Михаил Михайлович

Качество подготовки персонала становится ключевым фактором успешного развития и обеспечения надежности электроэнергетики. Существовавшая система подготовки и повышения квалификации устарела. Принципиально новая модель в форме Корпоративного энергетического университета разработана и реализуется в РАО ЕС России. Она предусматривает изменения в организации и управлении образовательным процессом, его содержании, оценке и использовании результатов. Повышается роль социально-экономических механизмов в формировании высококвалифицированных рабочих и специалистов энергетических компаний, обеспечении их эффективной деятельности. Реализуемый под руководством автора инновационный по сути проект, учитывает отечественный и зарубежный опыт развития корпоративного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративный энергетический университет ОАО РАО «ЕЭС России» как инновационный проект»

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

Корпоративный энергетический университет ОАО РАО «ЕЭС России»

как инновационный проект

М. М. Петриков,

• -9 1 -

генеральный директор,

ректор Корпоративного энергетического университета ОАО РАО «ЕЭС России»

- л

Качество подготовки персонала становится ключевым фактором успешного развития и обеспечения надежности электроэнергетики. Существовавшая система подготовки и повышения квалификации устарела.

Принципиально новая модель в форме Корпоративного энергетического университета разработана и реализуется в ОАО РАО «ЕЭС России». Она предусматривает изменения в организации и управлении образовательным процессом, его содержании, оценке и использовании результатов.

Повышается роль социально-экономических механизмов в формировании высококвалифицированных рабочих и специалистов энергетических компаний, обеспечении их эффективной деятельности.

Реализуемый под руководством автора инновационный по сути проект, учитывает отечественный и зарубежный опыт развития корпоративного обучения.

Развитие экономики ставит перед энергетикой все новые и новые задачи, определяемые реальным ростом энергопотребления. Если среднегодовой темп его роста в стране в 2000-2005 гг. составлял 1,7%, то за 2006 г. он достиг 4,2%. Правительством России утвержден базовый сценарий развития электроэнергетики. Он предполагает 5-процентный среднегодовой прирост с 984 млрд кВтЧч в 2006 г. до 1 трлн 198 млрд кВтЧч в 2010 г. По мнению руководства РАО «ЕЭС России» (далее РАО), подобный прирост потребления нельзя обеспечить только вводом новых, или модернизацией существующих мощностей. Необходимо сформировать конкурентный рынок электроэнергии.

Впервые в электроэнергетике страны РАО применяет различные финансовые механизмы для осуществления инвестиций. Кроме традиционных источников, таких как поступления из федерального бюджета и собственные ресурсы РАО, привлекаются средства от продажи активов, займы, кредиты, поступления от дополнительных эмиссий акций энергокомпаний в пользу частных инвесторов, прямые частные инвестиции в локальные проекты и т. п.

The quality of personnel training is becoming a key factor of successful electrical energy system development and reliability. The existing system of professional training and development tends to be obsolete and inapplicable.

A fundamentally new model in the form of Corporate Energy University has been developed and is now implemented in JSC RAO UES of Russia. The model provides for the changes in the process of organization and management of education, its content, result assessment and use.

A strong emphasis is put on social and economical mechanisms in training highly-qualified employees for energy companies and their effective work logistics.

This innovative in its principle project, fulfilled under the guidance of the Author, considers both domestic and foreign experience in corporate education and training.

Реализация программы ввода новых и модернизации существующих мощностей формирует новые технологические решения в энергетике страны. В их числе замена паросилового цикла с КПД около 35% на парогазовый, с КПД более 50%, внедрение новых технологий передачи на постоянном токе, применение технологий высокотемпературной сверхпроводимости и т. д.

Масштабные преобразования в энергетике дадут мощный импульс развитию отечественного энергомашиностроения, электротехнической промышленности, газовой и в особенности угольной отраслей. Ожидается заметный рост заказов проектному, строительному и монтажному комплексам. Объем проектно-исследовательских работ с 2007 к 2010 г. должен возрасти с 3,9 до 10,9 млрд руб. в год. Планируется рост заказов Российской академии наук, системе высшего и среднего профессионального образования.

Очевидно, что нужно качественно иначе выстраивать работу научной и образовательной сфер, поскольку кадровое обеспечение комплексной программы реформирования — важнейшее условии успешной ее реализации.

Однако, по мнению работодателей, существующие российские учебные заведения высшего, дополнительного, среднего и начального образования энергетического профиля, а также управленческой и экономической направленности, не решают в полной мере задач подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала для современной энергетики. Еще в меньшей мере молодые специалисты готовы решать задачи завтрашнего дня. Велико время адаптации выпускников учебных заведений к реальным условиям. Их «доучивание» на рабочем месте нередко превышает 1,5-2 года. Одной из причин этого является крайне слабая обратная связь учебного заведения с заказчиком.

В той или иной степени с проблемой необходимости резкого повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки своих сотрудников сталкиваются многие корпорации. Существовавшие ранее структуры внутрифирменного образования и повышения квалификации по своей природе перестали удовлетворять все более сложным требованиям корпоративного развития.

Глобальность и динамизм современного бизнеса потребовали радикального обновления не только содержания и методов, но и формы организации корпоративного обучения.

Крупные зарубежные компании все больше и больше делают ставку на корпоративные университеты, создавая, по существу, собственную, в известной степени, альтернативную государственной, систему образования.

В России этот процесс только зарождается, в то время как за рубежом сегодня успешно функционирует по разным оценкам от двух до трех и более тысяч корпоративных университетов. Опыт лучших из них был использован при организации подобного учебного заведения для нужд энергетики.

Решением Правления РАО «ЕЭС России», в феврале 2006 г., был создан Корпоративный энергетический университет (КЭУ), основная задача которого — повышение качества и оптимизация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специали-стов-энергетиков всех уровней от рабочих и до топ-менеджеров энергокомпаний РАО.

Созданный Корпоративный энергетический университет представляет собою, учебно-методический и научно-консультационный центр, использующий в своей работе как государственные, так и собственные образовательные структуры, позволяющие организовать более эффективную, по сравнению с существующей, систему обучения и использования знаний в энергетике.

Сотни российских энергокомпаний постоянно взаимодействуют на образовательном энергетическом рынке с еще большим количеством различных образовательных организаций, которые далеко не всегда в состоянии обеспечить требуемый уровень учебных и консультационных услуг.

КЭУ призван в этих условиях поднять планку уровня образовательной деятельности в отрасли, обеспечить динамичное развитие и обновление всех ее элементов, с учетом потребностей реформирования и технического перевооружения энергокомпаний.

Организационная структура КЭУ максимально соответствует структуре спроса энергокомпаний на обучение по видам и категориям персонала, уровням подготовки, переподготовки, географическому расположению энергокомпаний и другим параметрам.

КЭУ состоит из головного центра, находящегося в Москве, и 13 региональных центров, расположенных достаточно равномерно по всей территории страны, в точках концентрации спроса энергокомпаний на обучение.

Головной центр, как управляющая компания, обеспечивает, управление региональными центрами КЭУ, взаимодействие с соответствующими структурами энергокомпаний, основными учебными заведениями. Региональные центры КЭУ осуществляют образовательную деятельность на всей территории России, в непосредственной близости к энергокомпаниям, объединяют и координируют образовательный процесс всех привлекаемых для работы учебных заведений. Организационно-методическое взаимодействие с подрядчиками осуществляют как головной центр, так и региональные центры на местах.

В регионах сформированы своего рода «образовательные кусты», состоящие из регионального центра, ряда вузов, техникумов, ПТУ и лицеев энергетического и финансово-экономического профиля.

Взаимоотношения с заказчиками-энергосистема-ми строятся по принципу «одного окна», когда крупные энергокомпании, такие как ОГК, Федеральная Сетевая Компания и др. дают весь образовательный заказ КЭУ, а его менеджеры определяют в каких учебных заведениях, какими преподавательскими силами и на каких территориях этот заказ будет выполняться.

Одной из задач, решаемых в настоящее время КЭУ, является создание банка программ, которые могут предложены заказчику и банка данных о ведущих преподавателях, способных обеспечить высокий уровень реализации этих программ.

Наряду с образовательными, КЭУ предлагает консалтинговые услуги по планированию и организации обучения, оценке его результатов. Одновременно разрабатываются рекомендации вузам и средним специальным учебным заведениям энергетического профиля по корректировке и изменению их учебных программ, с учетом спроса энергокомпаний, потребностей в обеспечении нововведений. Например, при подготовке специалистов на кафедрах типа ТЭС (тепловые электрические станции) предлагается усилить акцент на парогазовые установки (ПГУ).

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

В настоящее время, практически все вузы не готовят специалистов в области современных систем автоматизированного трехмерного проектирования. У выпускников чрезвычайно слаба экономическая и управленческая подготовка, отсутствуют необходимые знания о системах менеджмента качества в энергетике и т. д.

Корпоративная образовательная система должна работать на развитие энергетики, укрепление ее технологической и ресурсной базы, в противном случае неизбежен отрыв ее возможностей от потребностей инновационного переустройства экономики страны.

Создание Корпоративного энергетического университета явилось важным шагом инновационного развития образования в энергетике. Проведен анализ рынка, выявлены точки концентрации спроса и предложения на образовательные услуги, определены краткосрочные и среднесрочные задачи, разработан трехлетний бизнес-план, определены основные и вспомогательные бизнес-процессы, разработана структура управления, сформулированы требования к компетенциям всех сотрудников, включая преподавательский состав и, самое главное, применяются и развиваются технологии по взаимодействию с клиентами.

Таким образом, использованы подходы практически ранее не применяемые или локально используемые в образовательной сфере.

Ориентация КЭУ на организацию обучения всех категорий персонала и по всем направлениям позволяет его клиентам системно решать задачи обучения своего персонала, влиять на наполнение содержания учебных программ, участвовать в корректировке образовательных технологий с учетом собственной стратегии, задач, проектов, показателей деятельности и т. п.

Результаты работы КЭУ выражаются в росте интеллектуального уровня менеджмента, профессиональных компетенций персонала, повышении эффективности бизнес-процессов и надежности технологических процессов, и в итоге, приводящих к повышению конкурентных преимуществ бизнеса.

Реформа и инвестиционный план развития энергетики формируются с учетом новой инновационнообразовательной идеологии, что позволяет определять совместные задачи как для руководства компанией, так и образовательной системы.

Приоритетное значение имеют технологии, с конкурентным набором средств и строгим алгоритмом действий, определяющих процессы получения результатов с заданными параметрами. Одной из таких технологий, обеспечивающих инновационное развитие КЭУ, является создание и использование нового поколения тренажеров.

Как известно, РАО ЕЭС приняло решение, чтобы все вновь вводимые мощности и реконструкцию старых осуществить исключительно на базе паро-га-

зовых установок. Их КПД примерно, в 1,5 выше, чем у большинства находящихся сегодня в эксплуатации блоков на основе паровых турбин.

Это требует новых знаний и навыков, поэтому создание тренажеров, имитирующих работу ПГУ, сегодня крайне необходимо, как для подготовки и переподготовки обслуживающего персонала станций, так и для обучения инженеров, которым предстоит работать с новой техникой.

Каждый из создаваемых тренажеров имеет свою специфику, определяемую особенностями блока автоматизированной системы управления (АСУ), заложенной фирмами-изготовителями ПГУ. Поэтому, тренажеры разрабатываются под конкретную идеологию АСУ и могут заметно отличаться друг от друга.

Учитывая масштаб необходимой подготовки и переподготовки специалистов в области ПГУ, предполагается, помимо электростанций, дубли этих тренажеров поставить в региональных центрах КЭУ, а также в ряде вузов-партнеров для обучения студентов и повышения квалификации и переподготовки сотрудников станций.

Другим направлением инновационного развития КЭУ является подготовка кадров в области современных систем автоматизированного трехмерного проектирования.

В течение 4-5 лет в стране нужно ввести дополнительные около 90 энергоблоков, мощностью 450 МВт. Для этого гигантский объем проектных работ предстоит провести в течение 1-2 лет.

Реальная же ситуация в научно-проектном комплексе (НПК) РАО «ЕЭС России» такова, что его способность выполнить этот объём работ, вызывает большие сомнения.

В то же время в ряде центров проектирования, входящих в состав инженерного центра РАО «ЕЭС России», например в Теплоэлектропроекте (ТЭП), используются современные подходы и методы трехмерного проектирования. Это программный продукт PDMS, фирмы «АУЕУА». На его базе были спроектированы сочинская и калининградская станции, уже дающие людям свет и тепло. Их можно было увидеть в ТЭПе, задолго до пуска, в виде трехмерной электронной модели.

Начиная с 2004 г. подобные системы автоматизированного трехмерного проектирования начали внедряться и в ряде других территориальных инженерных центрах. Но реальные проектные мощности этих организаций явно недостаточны для решения сегодняшних масштабных задач РАО.

Стоит задача максимально быстрого тиражирования этого положительного опыта и его внедрения в другие проектные организации и институты НПК РАО ЕЭС.

Одной из основных причин, тормозящих этот процесс, является отсутствие отраслевой системы подготовки, переподготовки и повышения квалифи-

кации кадров в области современных систем автоматизированного трехмерного проектирования. Ни один из отечественных вузов не обладает необходимыми для такой подготовки учебно-лабораторной базой и соответствующими преподавательскими кадрами.

В настоящее время в научно-проектном комплексе РАО «ЕЭС России» функционирует 59 проектных организаций и институтов, включая филиалы. Общая численность специалистов-проектировщиков в этих структурах превышает 8000 человек, из которых около 40% — люди пенсионного либо предпенсионного возраста, а более 50% нуждаются в дополнительной переподготовке и повышении квалификации для работы с современным программным продуктом. Ежегодная потребность только в молодых специалистах данного направления на сегодня превышает тысячу человек.

В этих целях, на базе КЭУ создается Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области современного трехмерного проектирования.

Центр организуется в партнерстве с ТЭПом (московское отделение), руководство которого особенно остро чувствует необходимость такого вида обучения и готово выделить для этой цели соответствующих специалистов.

Кроме того, ТЭП готов выполнять на базе центра фрагменты своих инженерных проектов (заказов), создавая тем самым уникальную площадку для обучения на реальных проектах. Проходить обучение будут, прежде всего, студенты старших курсов и дипломники ряда кафедр Московского энергетического института и Московского государственного строительного университета, желающие получить соответствующую специализацию и работать в дальнейшем в области проектирования, а также студенты соответствующих специальностей других вузов России, для работы в региональных отделениях научно-проектного комплекса РАО.

Другую категорию составят специалисты, направленные из организаций научно-проектного комплекса РАО в Центр на переподготовку и повышение квалификации, естественно за счет средств этих организаций.

Еще одним примером инновационного проекта КЭУ является разработка технологии «Управление корпоративными знаниями». Работа с корпоративными знаниями — непривычная инновационная задача для энергокомпаний.

Ее решение должно быть ориентировано на максимальное вовлечение управленческого персонала клиента, который проходит обучение на основе инновационной идеологии КЭУ.

Эффект от такого взаимодействия оценивается через призму инвестирования в человеческий капитал как важнейшую часть накопления нематериальных активов с определением бизнес-результата на

вложенные средства. Задача новая и многоуровневая, требующая прежде всего изменения отношения к знаниям и навыкам персонала самого руководства всех уровней.

Спрос энергокомпаний на оценку нематериальных активов, в том числе и на интеллектуальный капитал уже формируется, но находится в зачаточном состоянии.

Все вышеперечисленные позиции ориентированы на основную составляющую деятельности КЭУ — образовательную.

Для ее реализации, особенно на этапе становления Университета, требуются значительные средства и, в условиях рыночных отношений, необходим непрерывный поиск нестандартных решений источников дополнительного финансирования.

К примеру, учитывая масштаб спроса нашей энергетики на образовательные услуги, географию расположения энергокомпаний в стране, доступность и качество предлагаемых услуг можно кардинально повысить, используя дистанционное обучение.

Для этого все региональные центры будут оснащены соответствующей техникой и технологиями, позволяющими, например, слушать необходимые курсы, читаемые наиболее опытными преподавателями в аудитории в Москве, в режиме on-line общаться дистанционно с лектором и т. п.

Особое значение при этом будет иметь кооперация с ведущими образовательными учреждениями, обладающими разнообразными и качественными методическими разработками, предназначенными для дистанционного обучения.

На наш взгляд, концепцию проекта Корпоративного энергетического университета характеризуют два основных признака — фундаментальность подхода к выбору организации, содержания и форм обучения, что является основной характеристикой университетского образования и инновационность, определяющая готовность и способность структуры к восприятию как принципиально новой образовательной парадигмы, так как и к продуцированию новых возможностей на базе проверенных практикой приемов и методов передачи и использования знаний.

Значимость КЭУ еще более возрастает в связи с реформированием электроэнергетической отрасли. Ему предстоит стать одним из важнейшим инструментов сохранения, преумножения и развития общего энергетического пространства, позитивного опыта, накопленного за долгие годы в отрасли и составляющего основу корпоративной технологической и деловой культуры отечественной энергетики. Это позволит более эффективно развивать и использовать человеческий фактор отрасли, или ее гуманный капитал в интересах обеспечения энергетической безопасности России.

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.