Научная статья на тему 'Энергобезопасность и современный подход к тренажерной подготовке оперативного персонала'

Энергобезопасность и современный подход к тренажерной подготовке оперативного персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА / ОПЕРАТИВНЫЙ ПЕРСОНАЛ / надежность / персонал / тренажер / моделирование энергообъектов / ENERGY-SAFETY / PERSONNEL EDUCATION / OPERATION PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Музыка Л. П., Магид С. И.

Обеспечение надежного энергоснабжения промышленной и социальной инфраструктуры является первоочередной задачей всех участников генерации и распределения тепловой и электрической энергии. Эта задача относится к главной и для организаций, отвечающих за уровень подготовки оперативного персонала. Тем не менее, существует объективное противоречие между учебными центрами и энергетическими предприятиями, выражающееся в претензиях к образовательной организации в случае возникновения на энергообъектах технических инцидентов по вине персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Музыка Л. П., Магид С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of reliable power supply of an industrial and social infrastructure is a priority of all participants of generation and distribution of thermal and electric energy. This problem concerns to main and for the organisations which are responsible for level of training of operation personnel. Nevertheless, there is an objective contradiction between the educational centres and the power enterprises expressed in claims to the educational organisation in case of occurrence on power objects of technical incidents because of staff.

Текст научной работы на тему «Энергобезопасность и современный подход к тренажерной подготовке оперативного персонала»

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА

Энергобезопасность и современный подход к тренажерной подготовке оперативного персонала

Л. П. Музыка,

кандидат технических наук, доцент, генеральный директор НОУ «Учебный центр «Энергетик», г.Омск

С. И. Магид,

доктор технических наук, профессор, генеральный директор ЗАО «Тренажеры электрических станций и сетей» («ТЭСТ»)

Ключевые слова: надежность, персонал, энергобезопасность, тренажер, моделирование энергообъектов.

Обеспечение надежного энергоснабжения промышленной и социальной инфраструктуры является первоочередной задачей всех участников генерации и распределения тепловой и электрической энергии. Эта задача относится к главной и для организаций, отвечающих за уровень подготовки оперативного персонала. Тем не менее, существует объективное противоречие между учебными центрами и энергетическими предприятиями, выражающееся в претензиях к образовательной организации в случае возникновения на энергообъектах технических инцидентов по вине персонала.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть структуру показателей надежности функционирования энергообъекта с целью объективизации причин снижения надежности.

Итак, комплексный показатель надежности функционирования энергообъекта Кнад включает в себя несколько составляющих:

I/* — ГУ* . 77* .77» .77» .77»

К —К * К * К к * К * К

над конс эксп раб подг внешн.

Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Показатель надежности Кконст, характеризующий конструктивные особенности энергообъекта,

зависит от проектных решений, принятых при создании объекта, качества и соответствия применяемых конструкционных материалов, технологии и

качества изготовления узлов и деталей объекта, качества монтажных и пусконаладочных работ, своевременности и качества ремонтных работ, наличия и величины резерва мощности, пропускной способности электрических и тепловых сетей, наличия резервных линий электро- и теплоснабжения и т.п. С течением времени этот показатель может снижаться, например, из-за старения и изменения характеристик конструкционных материалов, износа трущихся деталей, низкого качества запасных частей, применяемых при ремонтах, и др. Однако периодические мероприятия по реконструкции энергообъекта и его модернизации могут скачкообразно повысить К .

конст

Показатель надежности Кэксп, характеризующий культуру эксплуатации энергообъекта, зависит от соблюдения правил и норм эксплуатации, соблюдения рекомендованных режимов эксплуатации, своевременности и качества работ по техническому обслуживанию узлов объекта, качества и соответствия применяемых эксплуатационных материалов, наличия и величины резервного запаса эксплуатационных материалов и топлива, наличия резервных источников материально-технического снабжения и т.п. С течением времени этот показатель может изменяться достаточно сложным образом в зависимости от комбинации влияющих факторов. Так, например, повышение Кэксп может быть вызвано применением более совершенных эксплуатационных

имевиииИИ

материалов, повышением требовательности к исполнению правил и норм эксплуатации, приемом на работу высокопрофессиональных специалистов, применением новых технологий технического обслуживания узлов объекта и др. В то же время снизить этот показатель может применение некачественных или несоответствующих эксплуатационных материалов, несоблюдение рекомендованных режимов работы и др.

Показатель надежности Квнешн, характеризующий степень защищенности энергообъекта от внешних воздействий, зависит от проектных решений, заложенных в объект по устойчивости к природным явлениям, в том числе экстремальным, от степени защищенности от хищений элементов объекта, от степени защищенности по отношению к террористическим актам и форс-мажорным обстоятельствам, от технического совершенства используемых систем охраны и защиты энергообъекта и т.п. С течением времени этот показатель может повышаться, если при реконструкциях будет повышена его устойчивость к природным явлениям, если применены конструкционные материалы, не вызывающие интереса у похитителей, если будет улучшена система его охраны, и т.п. В то же время он может быть резко снижен, например, при ненадлежащей охране объекта.

Показатель надежности Краб, характеризующий условия работы персонала на энергообъекте, зависит от собственно психофизиологического состояния производственно-технологического персонала, культуры поддержания и реабилитации психофизиологического состояния производственно-технологического персонала, эргономики рабочих мест, санитарного состояния на объекте, морального климата в коллективе и т.п. С течением времени он может понижаться в связи со старением персонала и ухудшением его психофизиологического состояния. В то же время этот показатель можно повысить мероприятиями по психофизиологической реабилитации персонала, по улучшению санитарного состояния на объекте и состояния рабочих мест и т.п. Здесь обратим внимание, что к производственно-технологическому персоналу относятся: оперативный персонал, оперативные руководители, ремонтный персонал, оперативно-ремонтный персонал, вспомогательный персонал [1].

Показатель надежности Кподг, характеризую -щий уровень подготовленности персонала к выполнению должностных функций по управлению энергообъектом, зависит от уровня, качества и соответствия базового профессионального образования, своевременности и качества периодического повышения квалификации, наличия и технологии тренажерной подготовки, качества практической подготовки на рабочих местах, наличия и качества организации соревнований профессионального мастерства и т.п. Этот показатель с течением времени может снижаться, если отсутствует система непрерывной профессиональной подготовки персонала, и только наличие и поддержание такой системы позволяют повышать уровень показателя.

В [2] была рассмотрена графическая зависимость показателя «надежность персонала» от времени при условии обеспечения непрерывности обучения (на производстве и с отрывом от производства), из которой можно заключить, что показатель «надежность персонала» возрастает во время обучения с отрывом от производства, однако приближается к некоторому предельному значению, а во время практической деятельности на производстве показатель «надежность персонала» снижается до критического уровня. Кроме того, в [3] на основе обработки статистических данных указывается, что собственно обучение персонала в ограниченной степени влияет на снижение количества ошибочных действий персонала (приводится значение среднего коэффициента, равное 17,8 %). Здесь следует заметить, что статистические данные приведены для зафиксированных случаев ошибочных действий персонала. Фактическое влияние уровня подготовленности персонала к выполнению должностных функций по управлению энергообъектом на общий показатель надежности функционирования энергообъекта Кнад значительнее, чем величина, формально определенная показателем Кподг, так как в каждом из перечисленных выше слагаемых общего показателя надежности можно также проследить влияние персонала на эти показатели (начиная от топ-менеджеров и заканчивая вспомогательным персоналом),. Так, на показатель надежности Кконс, характеризующий конструктивные особенности энергообъекта, косвенно оказывает влияние уровень квалификации персонала, который занимается вопросами проектирования энергообъекта, его реконструкции и техперевооружения и т.п. На показатель надежности Квнеш, характеризующий уровень защищенности энергообъекта, оказывает влияние качество подбора персонала, отвечающего за охрану объекта, его отношение к исполнению должностных обязанностей и т.п. На показатель надежности Кэкспл, характеризующий культуру эксплуатации энергообъекта, оказывает влияние уровень производственной и технологической дисциплины персонала, отношение к исполнению должностных обязанностей персонала, отвечающего за поставку и хранение эксплуатационных материалов и т.п.

Энергетические предприятия являются весьма сложными техническими системами, имеющими многочисленные внутренние и внешние технологические связи. Прямой результат этого - скрытые дефекты и отказы как заложенные при их создании, так и накопленные в процессе эксплуатации. К сожалению, они своевременно либо не выявляются, либо выявляются, но не устраняются персоналом. В определенный момент даже незначительное случайное технологическое нарушение может явиться причиной тяжелых инцидентов, вызванных целым рядом скрытых отказов и дефектов. Кроме того, любая техническая система создана людьми, следуя этой логике, можно утверждать, что все инциденты, имеющие место в технологических системах, случаются по вине человека. Другое дело, что не всех людей, которые участвовали в создании энергообъекта и кото-

рые участвуют в обеспечении функционирования энергообъекта, можно отнести к персоналу этого предприятия. Однако можно проследить влияние этих людей на надежность функционирования энергообъекта.

Так обрыв линии электропередачи при налипании снега или обледенении можно отнести к разряду экстремального природного явления, но можно отнести к ошибке человека - проектировщика, который не учел особенностей климата в данном регионе; металлурга или машиностроителя, которые изготовили некачественный провод; монтажника, который не выполнил технических условий монтажа линий электропередачи; ремонтника; эксплуатационника и т.п. При этом авторы не ведут речь о том, что следует отказаться от учета и расследования инцидентов, хотя до настоящего времени учет технологических нарушений в работе энергетического оборудования и расчет экономического ущерба от этих нарушений, несмотря на имеющиеся инструкции, во многом являются факторами субъективными и определяются существующими производственными отношениями, а наоборот, выявление действительной причины или ряда причин технологического нарушения является важным и необходимым условием для дальнейшего совершенствования технической системы, повышения надежности ее функционирования.

Однако если искать не виновника технологического нарушения, а виновника возникшего экономического ущерба, то можно обнаружить, например, юриста, который при заключении договора на приобретение оборудования или монтаж линии электропередачи не предусмотрел штрафные санкции за некачественный товар или недобросовестный монтаж; руководителя, который не предпринял меры по своевременному ремонту линии или оперативному заключению договора на страхование опасного участка, и т.д. Разумеется, что определение действительной причины или комплекса причин технологического нарушения является важным и необходимым условием для поиска путей снижения экономического ущерба.

Реформирование энергетической отрасли и переход к рыночным отношениям между производителями и потребителями электрической и тепловой энергии переворачивает шкалу ценностей в статистике инцидентов, в том числе происходящих по вине персонала. Если при прежних производственных отношениях, когда потребитель оплачивал лишь малую долю затрат на производство энергии, важнее была статистика учета инцидентов, а величина экономических потерь по этой причине оставалась в тени, то теперь важнее оценить экономический ущерб от инцидентов, так как потребителю не важно «кто виноват?», ему гораздо важнее «сколько это стоит?», а производителям электрической и тепловой энергии в конкурентных условиях важнее искать пути снижения затрат. Можно иметь прекрасную статистику по количеству инцидентов и фактически несоизмеримый экономический ущерб. Пример тому - всего лишь одна авария на Чернобыльской АЭС.

Из сказанного выше следует, что подготовка персонала является необходимым, но недостаточным условием обеспечения надежного функционирования энергообъекта, и даже высочайший уровень подготовленности персонала к выполнению должностных функций по управлению объектом не является гарантом функционирования энергообъекта без инцидентов. Однако для повышения показателя надежности функционирования энергообъекта в целом необходимо стремиться к повышению каждого из составляющих его показателей, в том числе и к повышению показателя надежности Кподг. Основной целью данного исследования является изучение взаимосвязи между показателем надежности Кподг и методами подготовки персонала, поэтому ниже приводится материал, ограниченный этой целью.

Зададимся несколькими вопросами. Как влияют на показатель надежности Кподг, характеризующий уровень подготовленности персонала, объемы знаний, умений и навыков, получаемых персоналом в процессе подготовки и повышения квалификации с отрывом от производства? Оказывают ли влияние на показатель надежности Кподг методы подготовки персонала? Имеются ли пределы увеличения этого показателя надежности в зависимости от объема знаний, умений и навыков, получаемых персоналом во время подготовки и переподготовки в образовательных организациях и во время практической деятельности на предприятии?

Для дальнейшего изучения вопроса необходимо вспомнить, что означают термины: «знание», «умение», «навыки». Существует достаточно много вариантов формулировок, но в данной ситуации нам важно отметить основную суть этих терминов применительно к деятельности оперативного персонала энергообъекта [4]:

• знания - обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении человека (оператора) конструкции объектов технологического оборудования и процессов, происходящих в них, нормативных правил безопасности и эксплуатации, инструктивных материалов по энергообъекту;

• навыки - обеспечивают автоматизированные действия человека (оператора), сформированные путем многократного повторения управляющих воздействий на тренажере, воспроизводящем адекватные характеристики объекта управления и штатный человеко-машинный интерфейс, они характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной стадии регуляции и контроля;

• умения - обеспечивают реализацию освоенного человеком (оператором) способа управления конкретным объектом технологического оборудования, основанного на совокупности приобретенных знаний и навыков; формируются путем упражнений на тренажере и создают возможность реализации когнитивных и моторных функций не только в привычных штатных, но и в изменившихся условиях, то есть в нештатных и аварийных ситуациях.

Имеется ли взаимосвязь между понятием «знание» и деятельностью оператора по управлению

ивмеииииИИ

энергообъектом? Рассмотрим иерархию знаний, приведенную, например, в [5]. Основой такой иерархии являются данные, в результате осмысления данных возникает информация, а от информации ведет свое происхождение знание.

Данные - это набор дискретных, объективных фактов о событиях . Они могут быть получены путем наблюдения, измерения, логических или математических операций и представлены в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Данные сами по себе лишены смысла, они не могут показать нам, что делать, но они являются главным «сырьем» для получения информации. Когда данные организованы, упорядочены, сгруппированы и осмыслены, они становятся информацией.

Таким образом, информация - это данные с контекстом, то есть данные, преобразованные с определенной целью, придающей им смысл. В отличие от данных информация имеет смысл, она формирует мнение получателя. Информация становится знанием только тогда, когда она готова к продуктивному применению и наделена смыслом. Знания возникают и существуют внутри людей. От человека к человеку они передаются по структурированным каналам (книги, документы, обучающие программы и др.) или в результате межличностного общения.

Известно [4], что деятельность оператора при решении задач управления энергообъектом можно разделить на следующие этапы:

• первый этап - восприятие информации - процесс, включающий операции обнаружения объекта, восприятия, выделения в объекте отдельных признаков, отвечающих стоящей перед оператором задаче, ознакомления с выделенными признаками и опознания объекта восприятия (обнаружение и опознание объекта);

• второй этап - оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных в процессе обучения критериев оценки; оценка проводится сопоставлением воспринятой информационной модели со сложившейся у оператора внутренней образно-концептуальной моделью процесса (идентификация объекта);

• третий этап - принятие решения о действиях -акт, формируемый на основе проведенного анализа информационной и образно-концептуальной моделей обстановки (принятие решений: решение о ситуации и решение о методе);

• четвертый этап - исполнение принятого решения посредством определенного действия или отдачи соответствующих распоряжений (реализация решения: выбор действия и действие);

• пятый этап - контроль за результативностью исполнения принятого решения.

Первые два этапа представляют информационный поиск, последние три этапа объединяются понятием обслуживания. В реальной работе оператора информационный поиск и обслуживание взаимообусловлены, так как от принятого решения зависит направление следующего шага информационного поиска. В свою очередь, результаты информационного поиска оказывают влияние на точность и скорость

обслуживания. Все эти этапы необходимо наиболее полно воспроизводить на тренажере и обязательно учитывать при проведении тренажерной подготовки.

Каждый из этих этапов имеет свои особенности и цели, поэтому с точки зрения обучения оперативного персонала действиям в течение каждой из этих этапов управления энергообъектом необходимо использовать различные методы обучения и соответствующие вспомогательные средства обучения. Конечно, такое деление на этапы деятельности в определенной степени условно, однако оно позволяет определить подход для разработки методического обеспечения, необходимого для целенаправленной и качественной подготовки оперативного персонала энергообъекта.

Обратимся к типовым учебным планам и программам для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих, которые используются в образовательных организациях энергетики и предназначены для подготовки новых рабочих и повышения квалификации с разряда на разряд, и попытаемся проанализировать, насколько они соответствуют отмеченным выше особенностям деятельности оперативного персонала энергообъектов. Типовые учебные планы и программы составляются на основе квалификационных характеристик для соответствующих профессий и содержат раздел, посвященный теоретическому обучению непосредственно в образовательной организации, и раздел, посвященный производственному обучению на рабочем месте на энергопредприятии. В соответствии с квалификационными характеристиками по окончании обучения каждый рабочий:

• должен приобрести объем знаний, необходимый для выполнения производственных обязанностей по соответствующей профессии (знание достигается с помощью лекций, семинаров, бесед, деловых игр и т.п.);

• должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой для соответствующей профессии, в соответствии с техническими условиями и нормами, установленными на предприятии (умения достигаются с помощью практических занятий в лабораториях и на полигонах, во время производственной практики, при подготовке и проведении соревнований профмастерства).

Однако в настоящее время в большинстве квалификационных характеристик, типовых программ и планов подготовки и повышения квалификации рабочих отсутствуют требования по приобретению навыков, причем во многих из них даже не упоминается это понятие, хотя фактически определенный объем навыков управления оборудованием приобретается во время производственной практики на рабочем месте.

В Стандарте организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала СО-ЕЭС-ПП-1-2005 в п.5.1.5 [1] (далее -Стандарт) вводится понятие «тренировка», в таблице раздела 7 имеется понятие «контрольные тренировки: противоаварийные». Однако нигде нет четких формулировок, как встроены тренировочные меро-

приятия в учебный процесс, и не определено место и содержание этих тренировок. Поэтому до сих пор такие занятия учебными планами подготовки персонала не предусматриваются, а если и предусматриваются, то в составе занятий только лишь на понятийном уровне. В действующем Стандарте нет никаких толкований этого процесса, а в действующем Регламенте деятельности образовательных учреждений [7] приведены формулировки терминов, но нет указаний на особенности учебного процесса с использованием тренажерных средств.

Эффективность работы, в первую очередь, принятие и реализация решений, определяется психологической структурой операторской деятельности, иначе говоря, структурой ориентировки в условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности. Ориентировка оператора формируется и функционирует на трех уровнях [4]:

• «смысловом» (уровне основных целей, реализуемых в деятельности оператора) - реализация знаний, то есть когнитивных функций;

• «функциональном» (уровне выбора способов изменения режимов функционирования технической системы) - реализация навыков, то есть когнитивных и моторных функций;

• «операционном» (уровне условий исполнения принятого решения) - реализация умений, то есть моторных функций.

В реальной деятельности оператора упомянутые уровни выступают одновременно и неразрывно. В процессе обучения на тренажере каждый уровень должен формироваться отдельно в форме специфических «учебных деятельностей», а затем должны отрабатывать взаимосвязи и взаимопереходы между ними.

Таким образом, в основе системы обучения с использованием технических средств должно лежать управляемое формирование у оператора целостной ориентировки в целях, условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности .

Исходя из вышеизложенного, целесообразно организовать процесс тренажерной подготовки оператора, состоящий из трех уровней.

I уровень тренажерной подготовки «Формирование системы оперативных знаний»

Традиционные источники знаний • Материалы заводов-изготовителей • Проектная документация • Техническая литература • Видеоматериалы (схемы, графики, таблицы)

Специальное методическое сопровождение • Программированные пособия (с необходимым объемом оперативных знаний в сконцентрированном виде)

Специальные технические средства • Автоматизированные учебные курсы (АУК), которые позволяют обучаемому усвоить принципы устройства и действия энергетического оборудования, особенности его эксплуатации, получить понятийные навыки управления этим оборудованием

II уровень тренажерной подготовки «Изучение способов принятия оперативных решений (приобретение навыков и умений)»

Традиционные способы • Практические занятия в лабораториях и на полигонах • Практика на рабочем месте под руководством инструктора

Специальное методическое сопровождение • Сценарии действий и упражнения по управлению оборудованием

Специальные технические средства • Специализированные тренажеры, которые представляют собой имитацию щитов управления или интерфейса АСУТП и всере-жимные модели отдельных фрагментов энергоустановки и которые позволяют обучаемому приобретать навыки управления технологическими схемами, представленными на этих тренажерах, в режиме реального времени, обеспечивают приобретение как понятийных, так и моторных навыков управления

III уровень тренажерной подготовки « Реализация и закрепление приобретенных навыков и умений»

Традиционные способы • Стажировка на рабочем месте на действующем оборудовании

Специальное методическое сопровождение • Автоматизированные обучающие системы (АОС)

Специальные технические средства • Комплексные тренажеры с полномасштабной имитацией реальных щитов управления или интерфейса АСУТП и всере-жимных и адекватных моделей всего энергообъекта, которые позволяют реализовать и закрепить полученные на предыдущих уровнях знания, навыки и умения, осуществлять процесс обучения, используя практически любое необходимое количество параметров в режиме реального, ускоренного и замедленного времени

имевиииИИ

Теперь вернемся к рассмотренному выше показателю надежности деятельности персонала Кподг и попытаемся представить себе зависимость условного показателя надежности деятельности персонала Кнад от полученного объема знаний, умений и навыков при традиционных формах обучения персонала и практической подготовки на рабочем месте без тренажерной подготовки в специализированных учебно-тренировочных центрах (УТЦ).

На рис.1 ОА соответствует периоду новой подготовки рабочих в образовательных организациях;

Рис. 1. Зависимость показателя надежности деятельности персонала от объема знаний, умений и навыков,

полученного при традиционных формах обучения и практической подготовке на рабочем месте

т.А соответствует завершению новой подготовки рабочих и сдаче квалификационного экзамена в установленном порядке квалификационной комиссии;

AN соответствует периоду работы на предприятии, который включает в себя также и периодические повышения квалификации с разряда на разряд в обоазовательных организациях;

УГ - начальный объем знаний, умений и навыков, необходимый для допуска к самостоятельной работе вновь обученных рабочих в соответствии с требованиями квалификационной характеристики по соот-ветртшгющей профессии;

г^-нач и

Аподг_ начальный уровень показателя надежности деятельности персонала, достигнутый при новой подготовке рабочих в образовательных организациях:

ААГ'одг -прирост уровня показателя надежности деятельности персонала, достигнутый при практической деятельности на предприятии и последующих повышениях квалификации с разряда на разряд в образовательных организациях;

Год,. - уровни показателя надежности, достигнутые после периодических повышений квалификации с разряда на разряд.

Из рис. 1 видно, что новая подготовка рабочего для получения квалификационного разряда предусматривает начальный объем знаний, умений и навыков, необходимый для допуска к работе вновь обученного персонала в соответствии с квалификационными характеристиками, типовыми учебными планами и программами по соотвествующей профес-

сии, при этом может быть достигнут начальный уровень показателя надежности ^”одг (т.А на рис.1). Для повышения показателя надежности деятельности персонала требуется периодическое повышение квалификации. Однако вследствие того, что планы повышения квалификации в большинстве случаев предусматривают обучение по одним и тем же типовым планам и программам, то есть допускают формирование общих групп обучаемых на различные квалификационные разряды, то каждое последующее повышение квалификации при традиционных формах обучения без тренажа дает все меньшую прибавку к уровню рассматриваемого показателя надежности, при этом для более опытного персонала эффективность последующих повышений квалификации снижается и, следовательно, можно обнаружить предел роста уровня показателя надежности деятельности персонала.

Таким образом, достичь значительного увеличения надежности деятельности персонала и, следовательно, надежности функционирования энергообъекта в целом с использованием только традиционных форм обучения без специальной тренажерной подготовки весьма проблематично. Здесь речь не идет о том, что такую подготовку проводить нецелесообразно. Если не проводить периодических повышений квалификации с использованием традиционных форм обучения, то с учетом особенностей человеческого организма объем знаний, умений и навыков со временем может уменьшаться, и поэтому показатель надежности Кподг будет уменьшаться, что приведет к снижению общего показателя надежности функционирования энергообъекта.

Попытаемся представить графическую зависимость условного показателя надежности деятельности персонала Кподг от полученного объема знаний, умений и навыков при использовании специальной тренажерной подготовки оперативного персонала (см. рис.2).

На рис. 2 ОА соответствует периоду новой подготовки рабочих в образовательных организациях; AN соответствует периоду работы на предприятии с приобретением моторных навыков на действующем оборудовании, который включает в себя периодические повышения квалификации с разряда на разряд без использования тренажерной подготовки в специализированных УТЦ; АМ - соответствует периоду работы на предприятии с приобретением моторных навыков на действующем оборудовании, который включает в себя периодические повышения квалификации и тренажерную подготовку в специализированных УТЦ.

Типовые программы подготовки и повышения квалификации рабочих предусматривают после завершения теоретической подготовки направление обучаемых на практику на предприятия, где они под руководством опытных рабочих приобретают навыки управления энергообъектом на рабочем месте. Здесь следует отметить, что обучаемый приобретает эти навыки в достаточно замедленном

режиме и в большинстве случаев в штатных режимах эксплуатации оборудования. После завершения обучения, присвоения квалификации и практической деятельности по управлению действующим оборудованием у персонала объем навыков (и моторных в том числе) постепенно будет возрастать, однако в основном это будут навыки управления в штатных режимах эксплуатации, хотя со временем могут появиться и навыки управления в тех нештатных ситуациях, с которыми персоналу пришлось столкнуться в своей практической деятельности. Однако значительного увеличения уровня показателя надежности деятельности персонала Кподг можно достичь только с течением длительного периода времени (см. линию АN на рис.2) и, кроме этого, имеет место предельный уровень роста этого показателя при традиционных формах обучения персонала без тренажа в специализированных УТЦ. Использование специальных методов тренажерной подготовки позволяет значительно ускорить приобретение навыков управления оборудованием не только в штатных ситуациях, но и во всем многообразии нештатных ситуаций, при этом достигается значительное увеличение показателя надежности деятельности персонала Кп (см. линию АМ на рис.2).

Выводы

1. Традиционная подготовка персонала является необходимым, но недостаточным условием для обеспечения высокого уровня надежности функционирования энергообъекта.

При тренаже в специализированных УПЦ '

М

Предельный уровень показателя надежности деятельности персонала

N

При традиционных формах обучения без тренажа в специализированных УТЦ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объем знаний, умений, навыков

подг

Рис. 2. Зависимость показателя надежности деятельности персонала от объема знаний, умений и навыков, полученного при тренажерной подготовке

2. Возможности повышения надежности деятельности персонала по управлению энергообъектом при традиционных формах обучения без тренажерной подготовки в специализированных УТЦ имеют ограничения.

3. В практике подготовки персонала энергообъектов должна быть нормативно закреплена специальная тренажерная подготовка как самостоятельный вид обучения, направленный на закрепление полученных знаний и умений в виде моторных навыков.

4. Тренажерная подготовка как часть системы подготовки персонала требует разработки специального методического обеспечения.

К

подг

Литература

1. Стандарт организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала СО-ЕЭС-ПП-1-2005, ОАО РАО «ЕЭС России». -М., 2005.

2. Мищеряков С. В. Развитие системы профессиональной подготовки ОАО РАО «ЕЭС России» в 2004 г. Сб. Управление системой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий: Материалы V Всероссийской конференции руководителей образовательных учреждений электроэнергетики и подразделений по подготовке персонала ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России». - Омск, 2005.

3. Сысоева Л. В. Анализ динамики технологических нарушений в результате ошибочных действий персонала за 2001 - 9 месяцев 2004 г. В том же сборнике.

4. Магид С. И., Загретдинов И. Ш., Архипова Е. Н., Музыка Л. П. Проблемы современного энергетического тренажеростроения через призму терминологии. Сб. Роль корпоративной системы обучения персонала в повышении экономической устойчивости энергетических компаний». - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006.

5. Davenport T. H. and Prusak L. Working Knowledge.- Boston, Harvard Business School Press, 1997.

6. Проект Регламента тренажерной подготовки и обучения персонала в электроэнергетике ОАО РАО «ЕЭС России».- М., 2006.

7. Регламент деятельности образовательных учреждений ОАО РАО «ЕЭС России».- М., 2003.

ивмеиииииИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.