Научная статья на тему 'Корпоративные образования в современной промышленности'

Корпоративные образования в современной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЯМИ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / КОНГЛОМЕРАТНЫЕ СТРУКТУРЫ / CORPORATE FORMATION / CORPORATE GOVERNANCE / JOINT STOCK COMPANIES / BUSINESS ASSOCIATIONS / CONGLOMERATE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин О. А.

Рассматриваются современные промышленные корпоративные образования. Корпорации рассматриваются при этом, прежде всего, как открытые системы; выделены горизонтальная и вертикальная интеграция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE EDUCATION IN MODERN INDUSTRY

We consider the modern industrial enterprise education. Corporations are considered here, primarily as an open system, marked horizontal and vertical integration.

Текст научной работы на тему «Корпоративные образования в современной промышленности»

присутствует казенное отношение к нуждам отдельных людей, государство по-прежнему боится самоуправленческих начал в социальной сфере, не создает достаточных условий для выдвижения и проявления социальных инициатив. По-прежнему государственный федеральный уровень концентрирует все ресурсы, предназначенные на социальные нужды, слабо работает принцип адресности и т.п. Всё это требует иных подходов к организации социальной работы в целях повышения ее адресности и качества. На наш взгляд, это станет возможным при повышении роли муниципального уровня в общественном устройстве страны и при развитии муниципальных отношений на основе реального местного самоуправления.

Литература:

1. Барышкова К.В. и др. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2009.

2. Лебедев Н.А. Таможенная политика в системе экономической политике государства - сущность, этапы, результаты (на примере России XIX в.). Москва, 2002.

3. Менщиков В.Н. Курс лекций по истории самоуправления в Российском государстве (IX- нач. XX в.). Омск, 2009.

4. Кузнецов В.В. История развития местного самоуправления в России и Ульяновской области. Ульяновск, 2010.

5. Куприянов А.И. Культура городского самоуправления русской провинции, 1780-1860-е гг. М., 2009.

КОРПОРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Никитин О.А., аспирант Международной академии оценки и консалтинга

Рассматриваются современные промышленные корпоративные образования. Корпорации рассматриваются при этом, прежде всего, как открытые системы; выделены горизонтальная и вертикальная интеграция.

Ключевые слова: корпоративные образования, управление корпорациями, акционерные общества, предпринимательские объединения, конгломератные структуры.

CORPORATE EDUCATION IN MODERN INDUSTRY

Nikitin O., The post-graduate student, International Academy of assessment and consulting

We consider the modern industrial enterprise education. Corporations are considered here, primarily as an open system, marked horizontal and vertical integration.

Keywords: corporate formation, corporate governance, joint stock companies, business associations, conglomerate structure.

Главной задачей управления корпорациями является обеспечение предпосылок технологического развития в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества всем участникам корпорации.

Наиболее актуальными задачами в области практического управления корпорациями сегодня можно считать: уточнение структуры и состава входящих в корпорацию элементов, формализацию целей, задач и принципов их функционирования, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных задач - определения эффективных направлений внутрикорпоративных взаимосвязей, их структурного развития.

Сегодня существуют различные точки зрения на вопрос о том, какие формы предпринимательских объединений относятся к корпорациям. Это объясняется различием в понимании учеными-экономистами характерных черт, присущих корпорации.

Согласно одной из распространенных гипотез (соответствует континентальной системе права) корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую - либо социально-полезную деятельность. То есть определении корпорации фактически соответствует определению юридического лица. В этом случае корпорации свойственны следующие черты:

- наличие юридического лица;

- институциональное разделение функций управления и собственности;

- коллективное принятие решений собственниками и (или) наемными управляющими.

Как мы видим, в понятие корпорация помимо акционерных обществ включаются многие другие юридические лица: различные виды товариществ (полные, коммандитные), хозяйственные объединения (концерны, ассоциации, холдинги и т.п.), производственные и потребительские кооперативы, коллективные, арендные предприятия, а также государственные предприятия и учреждения, имеющие своей целью осуществление культурной, хозяйственной или иной социально-полезной деятельности, не приносящие прибыль.

Конкурирующая гипотеза (соответствует англосаксонской системе права), ограничивающая круг предпринимательских объединений, включаемых в понятие корпорация до открытых акционер-

ных обществ, основывается на утверждении, что основными чертами корпорации является следующие: самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, централизованное управление, а также возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам.

Доминирующим же является вопрос включать или не включать в свойства корпорации возможности свободной передачи акций и, следовательно, ограничивать либо не ограничивать понятие «корпорация» формой открытого акционерного общества.

Причиной существования в экономической литературе различных точек зрения на значение свободной передачи акций как неотъемлемой черты корпорации, по нашему мнению, является влияние тех или иных институтов рыночной экономики, включая формы предпринимательских объединений, на формирование и развитие народного хозяйства стран, на примере которых изучается деятельность корпорации.

Существуют также точки зрения о предпринимательских объединениях, которые также могут осуществлять общую деятельность. Для того, чтобы определить различия между предпринимательскими объединениями, необходимо определить признаки по которым их можно классифицировать. В частности, ряд исследователей предлагают следующую систему признаков:

- наличие единой цели (общего интереса);

- имущество. В предпринимательских объединениях имущество в той или иной мере обособлено от участников объединения;

- ответственность участников объединений. По мере развития предпринимательских объединений общая ответственность участников объединений переходит в ответственность объединений по своим обязательствам;

- дела участников объединений. Также по мере эволюции развития предпринимательских объединений общие дела его участников переходят в личные дела объединения, отличающиеся от дел участников;

- управление. Если в простейших формах предпринимательских объединений участники управляют предпринимательским объединением, то в высших формах объединения управление передается отдельной категории управления;

- зависимость управления предпринимательскими объединениями от воли ее членов. В простейших формах объединения это выражалось лишь в необходимости согласования воли участников

с волей иных участников. В высших же формах объединения - это реализация управленческих решений через самостоятельную организацию объединения, чья воля не сходна с волей участников объединения.

Многолетняя противоречивая практика работы корпораций дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по корпоративному управлению. Так, Американским институтом права «Принципы управления корпорациями» регулярно проводится круглый стол по вопросам бизнеса. Все это создает определенную упорядоченность в понимании сути корпоративных отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества. В процессе функционирования корпорации в её корпоративную среду вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей, что требует от руководства корпорации в процессе принятия решений учитывать интересы экономических составляющих общества.

Идеи управления корпорациями являются ярким проявлением «тихой управленческой революции», которая началась в американской экономике на рубеже 80-х годов. Обнаружив неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями во внешней среде в самый затяжной за весь послевоенный период экономический кризис, американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управленческих кадров, но и за счёт перехода к новой «управленческой парадигме», под которой понимается система взглядов, вытекающих из основополагающих идей научных результатов ряда крупных учёных и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и менеджеров-практиков.

Новая парадигма в менеджменте основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Корпорация рассматривается при этом, прежде всего, как открытая система; главные предпосылки успешной деятельности фирмы отыскиваются не только внутри, а и вне её, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению - научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т.п. Сумеет ли фирма вовремя распознать угрозы для её существования, будет ли устойчива к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающие в её среде, сможет ли она извлечь максимум выгоды из этих возможностей — вот главные критерии эффективности всей системы управления, по отношению к которым внутренняя рациональность организации производства и управления всё же отходит на второй план. Из такого мышления логично вытекает ситуационный подход к управлению, согласно которому всё внутрифирменное построение системы управления есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды фирмы и некоторых других её организационных характеристик.

Концентрация капитала, являющаяся одним из признаков корпоративного образования, создает различные формы оформления интеграционных процессов, что отражается, соответственно, и на структуре собственности. Из всего существующего многообразия интеграционных форм корпоративного бизнеса выделяют горизонтально-интегрированные, вертикально-интегрированные и корпорации конгломератного типа.

Корпоративные структуры, возникающие на основе горизонтального интегрирования, отражают тенденцию объединения усилий предприятий одной отрасли. Ведь первоначально концентрация и централизация капитала находит отражение в укреплении хозяйствующих субъектов, в частности, путем привлечения дополнительного капитала за счет объединения однородных структур.

Горизонтальная интеграция отражает объединение капиталов одной отрасли с одинаковыми воспроизводственными характеристиками. Речь идет не только об узкоспециализированных объединениях, производящих однородную продукцию. Понятие горизонтальной интеграции охватывает объединения по характеру производственно-технологических связей и приобретает более широкий смысл: во-первых, горизонтальные объединения могут быть в одной отрасли; во-вторых, иметь место среди предприятий смежных отраслей, технологически связанных между собой; в-третьих, формы и характер потребления производимой продукции также могут служить основой для горизонтальной интеграции, которой характерна форма объединения на основе общего управления. В данной системе горизонтальных связей отдельные корпоративные образования составляют часть более крупного образования.

Мы под вертикальной интеграцией будем понимать взаимодействие хозяйствующих субъектов корпоративной структуры. Таким образом, когда продукт одной является исходным сырьем другой, то есть осуществление корпорацией производственных функций обеспечивается на основе последовательных организационных приемов, связанных с разработкой, производством и эффективным выходом на рынок технологически сложных товаров и услуг. При вертикальной интеграции образуется иерархия субподрядчиков разных уровней, поставляющих свою продукцию головной компании: заготовка (добыча), переработка (обработка), производство конечной продукции, ее реализация. В основе данного типа интеграции лежит технологическая взаимозависимость производственных процессов. Объединения, образуемые вертикальной интеграцией, можно охарактеризовать как организационно-управленческие, финансово-хозяйственные способы разработки, производства и эффективного выведения продукции на рынок.

Вертикальная интеграция развивается в направлении охвата производства сырья в сочетании с производством основных продуктов. В хозяйственной практике ее иногда называют восходящей интеграцией. Например, в алюминиевой промышленности: добыча глиноземов, бокситов - производство металла; в шинном производстве: каучуковая плантация - шинный завод - в нефтяной промышленности: добыча нефти - производство нефтепродуктов и т.д. Развитие вертикальной интеграции идет в направлении охвата системы сбыта - нисходящая интеграция: производство бензина - автозаправочные станции. Вертикальная интеграция может охватывать производство компонентов - комбинирование: металлургический завод - механический завод. И, наконец, всеобъемлющая вертикальная интеграция, охватывающая все стадии движения продукта.

Вертикальная интеграция обеспечивает корпоративным структурам, возникающим на ее основе, значительные преимущества: во-первых, достигается экономический выигрыш при продвижении продукта по сложным производственным циклам; во-вторых, уменьшается неопределенность в предложении комплектующих, сопряженная с необходимостью получения соответствующей информации на каждом последующем производственном цикле; в-третьих, появляется возможность перераспределить риски из одного сектора экономики в другой; в-четвертых, уменьшаются трансакцион-ные издержки; в-пятых, возникает множество побочных эффектов (овладение дополнительной информацией, экономия на налогах и т.д.). Преимущества вертикальной интеграции, обеспечившие независимость корпораций от поисков стабильного и регулярного снабжения, дают возможность производству успевать за расширением товарных рынков без изменения своих операций, что объясняет ее жизнеспособность. В современной российской практике объединительных процессов рост вертикальной интеграции связан с рыночной конкуренцией, посредством которой корпоративные образования стремятся не отстать от расширения товарных рынков без изменения характера своих технологических операций.

Всеобъемлющая вертикальная интеграция - это вместе с тем и метод конкуренции на рынке, и способ выживания отечественного производства, обусловливающий экономическую организацию хозяйственной деятельности формирующихся финансово-промышленных и промышленных корпоративных структур. Можно предположить, что в настоящее время параметры используемой технологии будут полностью определять способ экономической организации вертикальной интеграции в России. Это будет или объединение, определяемое господством одной технологии над другими, или использование одной уникальной технологии, которое потребует создания специфической определенной организационной формы вертикальной интеграции как совокупности связанных между собой субподрядчиков по производству данного вида продукции.

Достаточно широкое распространение имеют также конгломератные объединения, которые представлены структурами по производству и продаже технологически не связанной продукции, то есть речь идет о дополняющей интеграции, или диверсификации производства. Экономический выигрыш диверсифицированной корпоративной структуры (конгломерата) состоит прежде всего в разнице времени оборота капиталов различных отраслей. Благодаря этому появляется возможность переориентации средств из производств, переживающих упадок, на производства, находящиеся на подъеме. Диверсификация помогает преодолеть сезонные колебания продаж, служит мощным источником экспансии за счет неиспользованных производственных мощностей, позволяет обновлять

32 ШШУАТГУБ ECONOMY: INFORMATION, ЛКЛЬУВК, PROGNOSES

капитал путем переориентации собственных ресурсов, снижает издержки, связанные с конкурентной борьбой. Осуществляя такую стратегию, компания выпускает новые товары, ориентируется на новые рынки, выходя за рамки своей отрасли и традиционного для нее бизнеса. В схеме, приведенной ниже, представлена классификация типов и видов диверсификации, используемой при выработке интеграционной стратегии организациями, стремящимися к формированию конгломерата.

Конгломерат отражает процесс объединения собственности и капитала - это своего рода замкнутый рынок капиталов, в рамках которого идет концентрация денежных средств от диверсифицированных видов деятельности. Создается единый центр управления диверсифицированными активами и денежными потоками, которые направляются на наиболее эффективные проекты. В данной ситуации координирующий центр не всегда может оказать необходимое воздействие на участников конгломерата, как показывает анализ хозяйственной практики. Чаще идет процесс реинвестирования прибыли в самих структурных подразделениях, то есть управление и воздействие доминирующего звена на отдельные структуры, что имеет свои пределы. Организационная структура конгломерата не всегда позволяет рационально распределить ресурсы. Сознательная диверсификация, конгломератная форма организации корпоративных структур требуют серьезных организационных изменений, определенного сдвига в сознании управленческого персонала и изменений в менталитете руководства хозяйствующих субъектов, объединяющих свою собственность и капитал. Вот почему необходимо пересмотреть традиционные взгляды и подойти к диверсифицированной структуре как к условию экономии трансак-ционных издержек и улучшения способов экономии затрат, сконцентрировать внимание на достоинствах таких структур, извлечь все полезное для направленного развития корпораций диверсифицированного типа, которых уже 10% только от общего числа зарегистрированных групп

На Западе конгломератная форма развивалась в условиях антимонопольных ограничений процессов горизонтальной и вертикальной интеграции. В России диверсификация и возникновение конг-ломеративных структур оказались вынужденной практикой в условиях ограниченного спроса, узости внутреннего рынка и обусловлены необходимостью выживаемости.

Несмотря на различия организационных моделей, лежащих в основе построения горизонтально интегрированных компаний, можно выделить их некоторые общие характеристические признаки:

- организационная структура горизонтальной корпорации формируется вокруг основных производственных и сбытовых узлов со специфическими целями в каждом из них (например, разработка новых изделий, производство и сбыт продукции), а не в зависимости от функционального разделения труда: по функциям управления, отдельным заданиям, поставленным задачам (например, прогнозирование рыночного спроса на данный продукт). Горизонтальная корпорация, как правило, строится вокруг трех-пяти основных единиц;

- горизонтальная корпорация представляет собой такое построение структуры, при котором сокращается вертикальное администрирование, сочетаются фрагментарные задачи. В них наблюдается ослабление иерархии и обособления функциональных и штабных органов;

- выявляются и устраняются работы, которые не обеспечивают получение добавленной стоимости;

- происходит минимизация деятельности внутри каждого базового процесса;

- основными элементами горизонтальной корпорации становятся автономные межфункциональные рабочие группы (команды), каждая из которых имеет определенную цель и осуществляется четкий контроль достижения этих целей;

- используется минимально возможное количество автономных групп (команд) для осуществления соответствующих базовых процессов.

Горизонтальная корпорация имеет лишь несколько менеджеров высшего звена, в ведении которых централизованы функции финансов и управления персоналом. Такая организационная структура обходится тремя или четырьмя промежуточными уровнями управления, осуществляющими руководство базовыми процессами. Персонал горизонтальной корпорации работает совместно в автономных группах (командах) над решением кардинальных воп-

росов, например, над созданием новой продукции или развитием сбытовой сети. Главной задачей автономных групп станет наиболее полное удовлетворение потребностей конкретного покупателя.

Основными преимуществами организационных структур горизонтального типа являются:

- возросшая гибкость компании, максимальное приспособление к постоянно меняющимся требованиям рынка;

- сокращение трансакционных издержек;

- мобилизация всех ресурсов компании.

Замена иерархических структур более горизонтальными зачастую протекает как сложный, болезненный и длительный процесс. Даже простое выявление основных направлений деятельности компаний, базовых процессов порой представляет собой сложную и трудоемкую задачу.

Литература:

1. Акнифниев В.К. Управление развитием интегрированных промышленных компаний. М., 2010.

2. Городнова Н.В. Корпоративное управление российскими компаниями (монография). М.: ФиК, 2009.

3. Лебедев Н.А. Реструктуризация угольной промышленности и перспективы ее развития. Транспортное дело России. 2008. №2. С.27-29.

4. Межов И.С. Организация и развитие корпоративных образований. Новосибирск, изд-во Новосибирского гос. технического ун-та, 2010.

5. Рагулина Ю.В. Преимущества организации производства на основе технологии управления знаниями и проблемы внедрения системы управления знаниями в отрасли промышленного производства. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2009. №1. С.80-85.

6. Темпман Л.Н. Корпоративное управление. М., 2009.

7. Яковлев А.А. Корпоративное управление в российских компаниях. М.: ГУ ВШЭ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.