Научная статья на тему 'Корпоративные музеи на промышленных предприятиях Нижнего Новгорода как инструмент формирования имиджа'

Корпоративные музеи на промышленных предприятиях Нижнего Новгорода как инструмент формирования имиджа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / корпоративный музей / промышленное предприятие / Нижний Новгород / организация. / image / corporate Museum / indus- trial enterprise / Nizhny Novgorod / organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пятаева Екатерина Владимировна, Ломовцева Анна Витальевна

В данной статье подробно рассмотрены теоретические основы формирования позитивного имиджа организации. Предложены возможные инструменты формирования имиджа. Изучена деятельность Музея истории и трудовой славы Авиастроительного завода «Сокол» и Музея истории Горьковского автомобильного завода с точки зрения их влияния на имидж данных промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate museums at industrial enterprises of Nizhny Novgorod as a tool of image for- mation

This article describes in detail the theoretical foundations of the formation of a positive image of the organization. Possible tools of image formation are offered. The activity Of the Museum of history and labor glory Of the aircraft factory "Sokol" and The Museum of history of the Gorky automobile plant from the point of view of their influence on the image of these industrial enterprises is studied

Текст научной работы на тему «Корпоративные музеи на промышленных предприятиях Нижнего Новгорода как инструмент формирования имиджа»

Е.В. Пятаева, А.В. Ломовцева

Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС

(г. Нижний Новгород)

Корпоративные музеи на промышленных предприятиях Нижнего Новгорода как инструмент формирования имиджа

УДК 069.01

DOI 10.24411/9999-035A-2019-10907

В данной статье подробно рассмотрены теоретические основы формирования позитивного имиджа организации. Предложены возможные инструменты формирования имиджа. Изучена деятельность Музея истории и трудовой славы Авиастроительного завода «Сокол» и Музея истории Горьковского автомобильного завода с точки зрения их влияния на имидж данных промышленных предприятий.

Ключевые слова: имидж, корпоративный музей, промышленное предприятие, Нижний Новгород, организация.

E. V. Pyataeva, A. V. Lomovtseva Nizhny Novgorod branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Nizhny Novgorod)

Corporate museums at industrial enterprises of Nizhny Novgorod as a tool of image formation

This article describes in detail the theoretical foundations of the formation of a positive image of the organization. Possible tools of image formation are offered. The activity Of the Museum of history and labor glory Of the aircraft factory "Sokol" and The Museum of history of the Gorky automobile plant from the point of view of their influence on the image of these industrial enterprises is studied. Key words: image, corporate Museum, industrial enterprise, Nizhny Novgorod, organization.

На сегодняшний день в быстроизменяющихся условиях прогрессивной экономики и постоянно увеличивающейся конкуренции между организациями в борьбе за место на рынке и как следствие внимание потребителей большинство

компаний сталкивается с необходимостью выделения из числа многочисленных организаций подобного типа. Одним из факторов повышения конкурентоспособности большинства организаций в настоящее время выступает формирование

имиджа компании.

Имидж организации — это определенный образ и впечатление, которые складываются в сознании окружения в отношении данной организации. Существуют три вида имиджа организации: идеальный, реальный и зеркальный. Идеальный имидж — это образ, к которому стремится организация,

реальный имидж показывает сложившееся впечатление

целевой аудитории, а зеркальный имидж отражает представление руководства о восприятии организации целевой аудиторией. Итоговым усилием по формированию репутации любой организации должно быть равенство между реальным и идеальным имиджем.

Активная работа по развитию имиджа организации имеет большое значение в обеспечении ее конкурентоспособности. К основным преимуществам

правильно сформированного имиджа целесообразно отнести

привлечение внимания потребителей и обеспечение их доверия, занятие ключевых позиций на рынке, выделение на фоне других конкурентов, увеличение объемов продаж, а также привлечение инвестиций в свой бизнес. Сформированный имидж надолго останется в сознании персонала, потребителей, общественности, СМИ, органов государственной власти, партнеров.

В качестве инструментов формирования позитивного имиджа организации целесообразно использовать следующие:

1. Фирменный стиль организации (использование логотипа, товарного знака и символики, наличие корпоративной формы одежды, использование определенной цветовой гаммы);

2. PR-деятельность орга-_ низации (социальный PR,

деятельность по взаимодействию со СМИ, государственными органами, инвесторами и акционерами);

3. Методы имиджевой рекламы (включая рекламу на телевидении; продвижение бренда социальных сетях, на радио и в прессе, а также нестандартные формы рекламы);

4. Создание корпоративных сайтов, различных блог-платформ и др.

Однако в настоящее время особую актуальность приобрело формирование имиджа посредством деятельности корпоративных музеев, которые

30

© Е.В. Пятаева, А.В. Ломовцева

выступают в качестве составной части имиджевой политики предприятия. С точки зрения мнения общественности музеи играют позитивную роль в культуре, выступают в качестве гаранта сохранения культурных ценностей, именно поэтому во многих организациях формируются корпоративные музеи с целью формирования позитивного имиджа компании. Корпоративный музей является предметом гордости предприятия, местом, в котором собраны выдающиеся достижения за годы работы, а также носителем информации о деятельности организации.

Корпоративные музеи создаются в организациях различного типа: в учебных заведениях, государственных предприятиях, в научных центрах, а также на промышленных предприятиях, которые посредством корпоративных музеев демонстрируют собственные разработки и достижения.

Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров Российской Федерации, в котором насчитывается порядка трехсот промышленных предприятий [1]. Промышленность Нижнего Новгорода, в основном, ориентируется на машиностроении, металлообработке, энергетике, а также на легкой промышленности.

Однако, лишь небольшое количество промышленных предприятиях Нижнего

Новгорода имеют в своем составе корпоративный музей. Одним из таких предприятий является Авиастроительный завод

«Сокол», который специализируется на производстве военных и гражданских судов. В стенах данного завода с 1967 г. действует Музей истории и трудовой славы [2], являющийся важным элементом формирования имиджа данного предприятия. Основным назначением данного музея выступает

хранение памяти о

нижегородских авиастроителях, трудовой биографии

предприятия, его традиций, истории российской авиации в целом. На сегодняшний день музей включает порядка 15 тыс. экспонатов, среди которых особую ценность имеют награды выдающихся авиастроителей, коллекция моделей серийной заводской продукции, а также фонд фотографий. Кроме того, за активную деятельность по сохранению исторического

наследия и возрождению духовных традиций музею данного завода присвоен статус «народный» музей.

Другим успешно функционирующим корпоративным музеем на базе крупного промышленного предприятия выступает Музей истории Горьковского автомобильного завода, осуществляющий свою деятельность с 1965 г. [3]. Данный музей располагает уникальной коллекцией автомобилей и документальным фондом, который не оставит равнодушным любого посетителя. Кроме того, музейная композиция является «лицом» компании, что, в свою очередь, способствует формированию позитивного образа посетителей о предприятии.

Таким образом, одним из условий формирования позитивного имиджа организации является успешная деятельность корпоративных музеев, привлекающих значительное внимание со стороны целевой аудитории. Однако следует помнить, что целостный имидж организации формируется из комбинации множества

вышеперечисленных инструментов, которые в совокупности либо дополняют друг друга, либо становятся причиной дисбаланса и как следствие формирования негативного имиджа. В заключение целесообразно

сказать, что грамотное соеди-

Пятаева Екатерина Владимировна,

студентка 3 курса факультета управления Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС (Нижний Новгород)

Ломовцева Анна Витальевна,

к.э.н., доцента кафедры государственного управления и менеджмента Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС (Нижний Новгород)

нение всех составляющих инструментов формирования имиджа является индивидуальным для каждой организации.

Литература: 1. Официальный сайт промышленного портала «Метапром»

[Электронный ресурс]. URL: https://www.metaprom.ru/regions/niz h-novgorod.html (дата обращения: 29.10.2019).

2. Официальный сайт Нижегородского музейного центра [Электронный ресурс]. URL: http: //museumcenter.ru/acadp_listing s/nizhegorodskij-aviastroitelnyj-zavod-

sokol-fflial-ao-rsk-mig-muzej-istorii-i-trudovoj-slavy-zavoda/ (дата обращения: 29.10.2019).

3. Официальный сайт «Музеи России» [Электронный ресурс]. URL: http://museum.ru/M2547 (дата обращения: 29.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.