Научная статья на тему 'Корпоративное управление и его принципы'

Корпоративное управление и его принципы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Георгиевская Е. И.

The article gives the characteristic of corporative management and its principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporative management and its principles

The article gives the characteristic of corporative management and its principles.

Текст научной работы на тему «Корпоративное управление и его принципы»

Однако, используя лишь одно сравнение так называемых состояний, в большинстве случаев невозможно дать полноценную и точную оценку качеству антикризисного менеджмента. Например, если из стадии «3» предприятие «шагнуло» в стадии «4-5», (то есть после явного экономического кризиса вступило в стадии арбитражного управления) то, основываясь лишь на этой информации, совершенно невозможно оценить качество антикризисного управления за период времени, по истечении которого предприятие фактически переступило из экономического банкротства в юридическое.

Необходим детальный анализ хозяйственной деятельности предприятия, анализ реальной возможности выхода из кризиса без процедур арбитражного управления. Не все однозначно и с процедурами банкротства: от грамотного и обоснованного выбора процедуры также будет зависеть качество антикризисного менеджмента. Для отечественных предприятий, к сожалению, характерно последовательное прохождение всех стадий банкротства (за исключением финансового оздоровления), в то время как изначально ясно, что восстановить платежеспособность должника не удастся, и оптимальным вариантом выглядит сразу введение конкурсного производства [9].

Оптимальная оценка качества антикризисного менеджмента как процесса будет

складываться из комплексного сопоставления его результативности, эффективности и состоятельности (вероятности или даже принципиальной возможности планируемых мероприятий).

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента М., 2004.

3. Масленченков Ю.С., Тремин Ю.Н., Стратегический и кризисный менеджмент фирмы. М., 2005.

4. Меринов А. // Консультант директора. 2006. № 4 (256).

5. Помигалов И.А. // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 4.

6. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд Ш.А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд.: пер. с англ. М., 2002.

7. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. «Системы менеджмента качества. Требования».

8. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

9. Гончаров А.И. Правовые механизмы предупреждения банкротства коммерческой организации. Теория и практика. М., 2006.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Е.И. Георгиевская

Georgievskaya E.I. Corporative management and its principles. The article gives the characteristic of corporative management and its principles.

Корпоративное управление становится одним из решающих факторов успешной работы организаций в условиях рынка, что вполне можно объяснить эволюционным развитием организационных форм бизнеса -от простых (товариществ) до высших (открытых акционерных обществ). Дальнейшее развитие бизнеса приводит к появлению наиболее эффективной его формы - корпорации,

которая обладает рядом существенных преимуществ:

- финансирование осуществляется за счет размещения акций и облигаций на рынке ценных бумаг, что позволяет аккумулировать сбережения многочисленных экономических субъектов;

- ответственность акционеров (владельцев корпорации) ограничена количест-

вом акций, находящихся в их собственности. Следовательно, любые претензии могут быть предъявлены корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;

- привилегии в области привлечения денежного капитала позволяют увеличить его объем, расширить круг операций;

- поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и от собственных должностных лиц. Передача собственности корпорации через продажу акций не влияет на ее целостность.

Таким образом, корпорация представляет собой сложную динамически развивающуюся социально-экономическую и техническую систему, интегрирующую разнообразные ресурсы и факторы, людей, предприятия, объединившихся для осуществления совместной деятельности и достижения общих целей. Структура данной системы - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые с присущими только им свойствами составляют определенную целостность.

Как пишет И. Ведякова [1], экономические производственные системы обладают рядом характерных отличительных особенностей:

- изменчивость отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

- уникальность и непредсказуемость

системы в конкретных условиях (благодаря самому ценному ресурсу - человеку) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых ограниченностью

имеющихся в ее распоряжении ресурсов;

- способность к трансформации своей структуры;

- возможности противостоять энтропийным тенденциям;

- способность приспосабливаться к изменяющимся условиям;

- возможность и стремление к целеоб-разованию.

На состояние системы влияют различные факторы как внешней, так и внутренней среды.

Корпорация представляет собой организованную систему, элементами которой являются договорные объединения, созданные на основе производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий любому из участников.

Таким образом, объектами корпоративного управления обязательно являются акционерные общества, а также та часть обществ с ограниченной ответственностью, в которых управление отделено от собственности.

Следовательно, корпоративное управление представляет собой комплексную систему внутренних и внешних механизмов, которая направлена на оптимизацию структуры агентских отношений с целью осуществления справедливого баланса интересов различных владельцев капитала, эффективного инвестиционного процесса и роста стоимости компании [2]. При этом характерной чертой корпоративного управления является возможность акционеров (инвесторов) контролировать и оказывать влияние на оперативную деятельность исполнительных и должностных лиц. Если деятельность общества, в которое акционеры вложили средства, успешно развивается, то стабильно возрастает и ценность их вклада в акционерный капитал. Увеличение ценности вклада чаще всего выражается и измеряется ростом цены акций на рынке.

Ценность вклада находится под постоянным воздействием многих внешних экономических и рыночных факторов. Однако организации, работающие эффективнее других и систематически информирующие рынок о своих достижениях, получают большую прибыль при благоприятной рыночной конъюнктуре и меньше страдают при спаде деловой активности.

Нельзя не отметить и слабые стороны корпоративной формы организации бизнеса:

- учреждение корпорации сопряжено с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги;

- возникают проблемы с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о практике двойного налогообложения. Как известно, часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается дважды: первый раз как часть прибыли корпорации и второй - как часть личного дохода владельцев акций;

- конфликт интересов, который связан, прежде всего, с отделением собственности от управления. Менеджеры в корпорациях являются, как правило, наемными работниками, которые должны действовать в интересах владельцев корпорации (акционеров), одна-

ко, имея доступ к информации и средствам управления, они начинают злоупотреблять наделенной властью в собственных интересах. Несовпадение интересов менеджеров и собственников акций, крупных и мелких акционеров, менеджеров и органов государства - основная проблема в корпоративных отношениях;

- в крупных корпорациях, акции которого широко распространены среди значительного числа акционеров, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.

Таким образом, в управлении корпоративными отношениями должен быть найден определенный баланс интересов мажори-тальных и миноритальных акционеров, самого общества и государства. Такое воздействие на корпоративные отношения, которые обеспечивает баланс интересов различных участников этих отношений, минимизирует конфликты их интересов, обеспечивает устойчивое существование корпоративных отношений, и их поступательное развитие является корпоративным управлением. Поэтому в самом широком смысле корпоративное управление включает вообще все отношения, так или иначе влияющие на положение акционеров и поведение самого акционерного общества. В таком широком понимании корпоративное управление тождественно корпоративному поведению, т. е. взаимодействию участников корпоративных отношений между собой и внешним миром - деловым сообществом, местным населением, государственными органами [3].

В результате существования активной внешней и внутренней среды, из которой поступает информация, необходимая для функционирования компании и управления ею, необходимо выработать стратегию развития, построенную на принципах корпоративного управления.

Принципы корпоративного управления. Не существует единой модели эффективного корпоративного управления. В каждом конкретном случае она разрабатывается исходя из особенностей правовой и экономической среды, в которой действует акционерное общество. Вместе с тем в любой системе имеются первичные элементы, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования системы корпоративно-

го управления - которые закреплены в международных правовых актах, таких как Принципы корпоративного управления (Principles of Corporate Governance), принятых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эти принципы носят рекомендательный характер и, например, в России они могут применяться в рамках гражданского законодательства и с учетом типа акционерного общества (открытое или закрытое). Эти элементы в равной мере применимы в деятельности коммерческих организаций иных организационно-правовых форм (общество с ограниченной ответственностью, товарищество). В соответствии с принципами структура корпоративного управления компании должна обеспечить:

- защиту прав акционеров;

- равное отношение к акционерам;

- признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц;

- своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации;

- эффективный контроль администрации со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления и акционерам.

Принципы корпоративного управления ОЭСР послужили основой при создании российского Кодекса корпоративного поведения, закрепившего следующие принципы корпоративного поведения:

- во-первых, компания должна стремиться к максимизации стоимости акционерного капитала в долгосрочной перспективе. Поэтому необходимо четко формулировать цели и задачи на предстоящий финансовый год и отражать это в годовом отчете;

- во-вторых, акционеры должны иметь реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе, и иметь возможность защищать свои права;

- в-третьих, совет директоров должен действовать и исполнительные органы должны добросовестно исполнять свои обязанности по стратегическому управлению деятельностью корпорации и действовать в интересах акционеров;

- в-четвертых, полное и достоверное раскрытие интересующей информации об обществе.

В действующем акционерном законодательстве закреплены основные принципы корпоративного управления, что и является основной базой для их реализации в акционерных обществах. Вместе с тем эти принципы не всегда последовательно отражаются в законодательстве. Именно в этом направлении оно должно совершенствоваться.

1. Ведякова И. II Финансовая газета. 2006. № ЗЗ.

2. Родионов И., Стасюк П. // Управление корпоративными финансами: практические решения для современного бизнеса: сб. докл. I Всерос. конф. 2004. С. 6-9.

3. Макарова О.А. // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Вып. 5: сб. науч. ст. / под общ. ред. В.Ф. Попондопу-ло, О.Ю. Скворцова. Волтере Клувер, 2005.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ФИРМЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А.Ю. Маркелов

Markelov A.Y. Firm’s fixed capital as a factor of forming new quality of economic growth. Russian firms have been set the task to improve functioning efficiency, and this is the only possible way of increasing the competitiveness of the plants and production. At the same time, it is possible to increase the competitiveness of the production by the way of its modernization and the renewal of Russian firms’ fixed capital.

Проблема повышения эффективности использования основного капитала занимает центральное место в экономических условиях сегодняшней России. В хозяйственной практике многие российские фирмы - это функционирующие субъекты хозяйствования, воспроизводственная функция которых находится на довольно низком уровне, отсюда и низкая конкурентоспособность продукции, которую они производят. Перед ними стоит задача повышения эффективности функционирования - это, возможно, сделать только путем улучшения конкурентоспособности предприятий и продукции. В свою очередь, добиться повышения конкурентоспособности продукции возможно за счет модернизации и обновления основного капитала российских фирм.

Имея ясное представление о роли каждого элемента основного капитала в производственном процессе, физическом и моральном их износе, факторах, влияющих на использование основного капитала, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основного капитала. Эффективное использование основного капитала обеспечивает снижение издержек производства и рост произ-

водительности труда, что, безусловно, является одним из главных факторов создания условий для устойчивого экономического роста. Это свидетельствует об актуальности исследования основного капитала как экономической категории.

Элементы учения о капитале как о накоплении богатства в форме денег встречаются еще у Аристотеля. В последующем это понятие становится предметом анализа у меркантилистов, физиократов, классиков. Изучая историю формирования данной экономической категории, можно выделить определенные этапы трансформации понятия «капитал» в экономической науке. Первоначально меркантилисты отождествляли капитал только с деньгами. Физиократ Франсуа Кене впервые в истории экономической мысли сформулировал теоретическое обоснование положений об основном капитале. Ф. Кене дал первое понятие основного капитала, определив, что сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы».

В теории капитала А. Смита, а затем и Д. Рикардо очевидна более прогрессивная

1S0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.