Научная статья на тему 'Корпоративное обучение и его роль в формировании компетенции корпоративного общения'

Корпоративное обучение и его роль в формировании компетенции корпоративного общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1094
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ / CORPORATE LEARNING / ORGANIZATION OF CORPORATE LEARNING / CORPORATE CULTURE / CORPORATE COMMUNICATION / CORPORATE COMPETENCE / CORPORATE COMMUNICATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Е. Л.

В статье рассматриваются педагогические особенности корпоративного обучения и его роль в формировании компетенции корпоративного общения. Проведен анализ способов организации и целей корпоративного обучения сотрудников многонациональной компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE LEARNING AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF CORPORATE COMMUNICATION COMPETENCE

This paper presents the pedagogical characteristic of corporate learning and its role in the formation of corporate communication competence. It is analyzed the ways of organization and objectives of corporate employees learning by the multinational company

Текст научной работы на тему «Корпоративное обучение и его роль в формировании компетенции корпоративного общения»

УДК: 378.147:803

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Е.Л. Макарова

В статье рассматриваются педагогические особенности корпоративного обучения и его роль в формировании компетенции корпоративного общения. Проведен анализ способов организации и целей корпоративного обучения сотрудников многонациональной компании

Ключевые слова: корпоративное обучение, организация корпоративного обучения, корпоративная культура, корпоративное общение, корпоративная компетенция, компетенция корпоративного общения

В связи с появлением в России многонациональных компаний, действующих по принципам и стандартам Европейского Союза, как правило, отличных от российских, возрастают требования работодателей к компетенциям современного специалиста.

Актуальные потребности в сфере квалификации и компетентности сотрудников компании, а также необходимость

целенаправленного развития компетенций сотрудников компании повлекли за собой развитие системы непрерывного корпоративного обучения.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций, посвященных исследованиям феномена корпоративного обучения, позволяет

охарактеризовать корпоративное обучение как специально организованную педагогическую систему, функционирование которой обеспечивает: устранение несоответствия между требованиями к специалисту внутри компании и уровнем его подготовки; формирование новых компетенций в связи с необходимостью изменения профессиональных обязанностей в интересах компании и сотрудника.

В работах отечественных исследований были определены следующие возможности

корпоративного обучения [4]:

- возможность удовлетворения запросов работающего персонала путем его участия в различных формах корпоративного обучения;

- возможность постоянной адаптации к

требованиям производства, рынка труда,

структурным изменениям в экономике страны;

- возможность осуществления сближения и

разумного объединения интересов работодателей и работников, направленного на повышение

конкурентоспособности, как самих работников, так и производимых ими товаров и услуг;

- возможность представления корпоративного обучения в качестве механизма, позволяющего руководителям гасить социальные противоречия внутри организации.

Макарова Елена Леонидовна - ВГАУ им. императора Петра I, ст. преподаватель, e-mail: maklena79 @vandex .ru, тел. (473) 253-74-40

Целью корпоративного обучения является не столько передача знаний, сколько формирование корпоративных компетенций и ориентации на

изменение индивидуального и группового

поведения.

По мнению немецких специалистов В. Бартца и X. Шайбла, цели корпоративного обучения с точек зрения работодателя и сотрудника

существенно отличаются. С позиции работодателя целями корпоративного обучения являются:

- организация и формирование персонала управления;

- овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

- воспроизводство персонала;

- интеграция персонала;

- гибкое формирование персонала;

- адаптация;

- введение нововведений.

Цели, которые ставит перед собой сотрудник, по мнению В. Бартца и X. Шайбла, заключаются в следующим:

- поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;

- приобретений профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;

- развитие способностей в области планирования и организации производства;

- развитие корпоративных компетенций.

Таким образом, корпоративное обучение это

непрерывный процесс, который инициирован и управляется самой компанией и основан на стремлении к достижению единства интересов каждого отдельного сотрудника и компании в целом.

Среди основных факторов, отражающих особенности корпоративного обучения, можно выделить следующие [5]:

1. Активное внедрение новой техники и технологий, являющееся следствием бурного технического прогресса, часто влечет за собой отмирание или изменение некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация работника и управленца не может быть гарантирована базовым образованием и опытом предыдущей деятельности.

2. Мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем соревновательности, поэтому

организации, имеющие современную систему инженерной и управленческой подготовки, а также программы непрерывного образования, находясь в первых рядах совершенствующих свои методы работы, лидируют в условиях конкуренции.

3. Значительно более экономичным и эффективным для фирмы является повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Корпоративное обучение существенно отличается от традиционного «профессионального обучения» и характеризуется следующими отличительными чертами:

- все сотрудники организации должны участвовать в корпоративном обучении;

- корпоративное обучение должно мотивировать сотрудника и быть направлено на формирование потребности овладения новыми компетенциями, поскольку приобретая новую компетенцию, повышается конкурентоспособность сотрудника;

- корпоративное обучение должно носить опережающий характер по отношению к структурным изменениям и обновлениям в компании;

- корпоративное обучение способствует общему интеллектуальному развитию сотрудника компании, повышает общую самооценку сотрудника компании;

- корпоративное обучение это непрерывный процесс (например без перерывов на каникулы);

- корпоративное обучение должно быть способным адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, экономике, т.е. быть гибким и мобильным;

- корпоративное обучение это, прежде всего формирование компетенций, повышение качества трудовой деятельности сотрудника компании. В связи с этим на первый план выдвигается не получение сотрудниками компании большого объема знаний, а повышение эффективности деятельности компании;

- корпоративное обучение должно быть инновационным, с использованием современных информационно - коммуникационных технологий и базируется на активных методах обучения;

- корпоративное обучение базируется на профессиональное образование, развивая и совершенствуя компетенции, приобретенные в вузе;

- корпоративное обучение направленно не только на обновление профессиональных компетенций, но и на социальное развитие сотрудников компании, формируя их ценности, убеждения, мировоззрения, т.е основано на корпоративной культуре компании.

Важную роль в корпоративном обучении играет планирование и организация корпоративного обучения. Планирование и организация корпоративного обучения требует особенного внимания, так как от количества

сотрудников компании в учебной группе, ее состава во многом зависит качество теоретического и практического обучения.

По мнению, В.В. Кузнецова в структуру планирования корпоративного обучения входят цели, мотивы, способы, приемы. Основным структурным компонентом планирования является действие, которое должен выполнять сотрудник, понимающий и осознающий, что представляет образовательный процесс, корпоративное обучение, знакомый с основами профессионального обучения, профессиональной психологии, педагогической диагностикой. [2]

Т еория планирования корпоративного обучения сотрудников компании только

складывается, и основываться на теоретических положениях дидактики и социальной психологии, педагогической психологии, особенно теориях обучаемости и профессионального общения.

При планировании корпоративного обучения сотрудников компании проводится

предварительный анализ профессиональных компетенций сотрудников компании,

прогнозируются ее изменения, учитываются показатели сложности выполняемых сотрудником работ.

Основной задачей корпоративного обучения является его качество, «которое определяется

субъектами образовательного процесса -педагогами корпоративного обучения и составом обучаемых, их обучаемостью, материальнотехнической базой учебной структуры компании. Хотя естественно, что распределение по профессиям, квалификации, учету перспективных потребностей производства просто необходимо. [1]

Целью корпоративного обучения является, прежде всего, формирование корпоративных компетенций сотрудников многонациональной компании.

Корпоративные компетенции применимы к любой должности в компании и следуют из ценностей компании, которые фиксируются в таких корпоративных документах, как стратегия, кодекс корпоративной этики и т. д. Разработка корпоративных компетенций является частью работы с корпоративной культурой компании.

Корпоративная культура - это искусственно созданная реальность, включающая в себя миссию, стратегию, идеологию, материальные и духовные ценности компании, которая развивается и существует благодаря взаимодействию

корпоративных компетенций каждого члена корпоративного сообщества.

Данное определение подчеркивает, что в основе корпоративной культуры лежат

корпоративные компетенции - процесс приобретения знаний в результате социального взаимодействия в условиях меняющейся реальности и умение пользоваться данными знаниями в профессиональной среде. Корпоративные компетенции в свою очередь представляют собой совокупность умений, которые обеспечивают

успешное выполнение специалистом

профессиональной деятельности. Другими словами, корпоративные компетенции - интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки специалиста-выпускника вуза для выполнения деятельности в профессиональных областях.

Корпоративная культура включает в себя: миссию, стратегию, идеологию, материальные и духовные ценности компании, корпоративные компетенции. Оптимальное количество

корпоративных компетенций в корпоративной культуре компании составляет от 5 до 7 компетенций.

Формирование корпоративных компетенции в условиях корпоративного обучения представляет собой динамический цикл, названный в работах немецких ученых (С. Лютгенс, О. Шмидт и д.р.) «A.K.T.I.O.N.», где

A - Analyse Анализ: состояние дела (анализ мнений сотрудников, постановка целей, разработка стратегии, планирование программы развития);

K - Konzeption Концепция: советы,

рекомендации по ведению стратегического общения;

T - Text Текст: креативное оформление, обработка информации, использование технических средств обучения;

I - Implementierung Реализация: принятие решения, планирование мероприятий, затраты и временная шкала;

O - Operation Операция: перераспределение запланированных мероприятий согласно

запланированной программы развития;

N - ^еЬагЬеії Усовершенствование: оценка, анализ эффективности, коррекция Одной из важных корпоративных компетенций специалиста является компетенция корпоративного общения.

В связи с тем, что многонациональные компании стали неотъемлемой частью российской жизни корпоративное общение занимает важную роль в функционировании компании. Но необходимо отметить, что в процессе общения с сотрудниками и менеджерами, которые

представляют почти весь национальный спектр мира, российские специалисты испытывают трудности, связанные с корпоративным общением. Во многом от того, насколько успешно специалисты осуществляют корпоративное общение в поликультурной команде, зависит также и успех их профессиональной деятельности.

Все это позволяет рассматривать процесс формирование компетенции корпоративного общения сотрудника компании, как проблему, важную для корпоративного обучения.

Компетенция корпоративного общения является инструментом реализации стратегии компании и складывается из корпоративной и профессиональной компетенции. Корпоративная и профессиональная компетенции вместе должны создавать целостную систему требований компании к знаниям и навыкам работников и не должны дублировать друг друга.

Динамический цикл формирования компетенции сотрудников компании в процессе корпоративного

обучения

Основу компетенции корпоративного общения составляет корпоративное общение, с помощью которого происходит передача сведений большому количеству людей внутри компании и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.

Компетенция корпоративного общения предполагает знание корпоративной культуры, а также готовность специалиста осуществлять корпоративное общение, в том числе и иноязычное, как в устной, так и письменной форме, в профессиональной и непрофессиональной сферах деятельности.

Под компетенцией корпоративного общения мы понимаем умение сотрудников компании вести иноязычное общение в деловой и производственной сфере, которое распространяется на все сферы деятельности компании, а также имеет решающее значение при выполнении задач, стоящих перед организацией в профессиональной среде.

Формирование компетенции корпоративного общения наиболее эффективно в процессе корпоративного обучения. Корпоративное обучение является непрерывным образовательным процессом внутри компании, отвечающим актуальным требованиям корпоративной культуры компании и

постоянно адаптируется к новым требованиям компании и рынку труда, что, несомненно, важно при формировании компетенции корпоративного общения.

Литература

1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. -М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.

2. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Кузнецов.-Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2010. -227 с.

3. Матрусова, Т.Н. Внутрифирменная подготовка кадров в Японии // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 5. - С. 69 - 73.

4. Саакова, В.А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда / В.А.Саакова // Ежемесячный теоретический и научнометодический журнал «Среднее профессиональное образование». - 2007. №2. - С.60-61.

5. Симбирева А. Л. Внутрифирменное обучение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

теория и практика осознанной необходимости.

[Электронный ресурс]. - Режим

доступа:иКЬ: http://www.hr-

hunter.com/lib/practicum/28 (Дата обращения: 25.01.2012)

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

CORPORATE LEARNING AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF CORPORATE COMMUNICATION COMPETENCE

E.L. Makarova

This paper presents the pedagogical characteristic of corporate learning and its role in the formation of corporate communication competence. It is analyzed the ways of organization and objectives of corporate employees learning by the multinational company

Key words: corporate learning, organization of corporate learning, corporate culture, corporate communication, corporate competence, corporate communication competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.