ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ Б ПРОЦЕССАХ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАГАНОВ В.Ш.,
кандидат экономических наук, первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы,
e-mail: [email protected]
В статье раскрыты тенденции становления сферы корпоративного обучения, представлена классификация функций корпоративного обучения, обоснована роль корпоративного обучения в системе мер обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры, дана классификация организационных форм реализации процессов корпоративного обучения, предложена методика планирования результатов корпоративного обучения и подходы к оценке его качества.
Ключевые слова: корпоративное обучение; конкурентоспособность предпринимательской структуры; корпоративный университет; провайдер корпоративного обучения.
The article reveals the tendencies of formation of the corporate learning sphere, presents the classification of the functions of the corporate learning, the role of corporate training in the system of measures for ensuring the competitiveness of the firm, gives classification of the organizational forms of realization of processes of corporate learning, the proposes methodology for the planning of the results of corporate learning and approaches to assessment of its quality.
Keywords: corporate learning; the competitiveness of firm; corporate university; a provider of corporate learning.
Коды классификатора JEL: I21, L51.
Сфера корпоративного обучения занимает особе место в национальной системе российского образования. Корпоративное обучение является сегментом сферы профессионального образования и представляет собой совокупностью процессов формального и неформального профессионального обучения, которые:
S инициируются, систематизируются, управляются и контролируются предпринимательской структурой;
S направлены на формирование и развитие у учащихся компонентов компетенций, востребованных предпринимательской структурой в стратегическом и/или операционном периоде;
S частично или полностью финансируются предпринимательской структурой.
В узком смысле корпоративное обучение представляет собой одно из направлений реализации политики предпринимательской структуры по профессиональному развитию собственного персонала и характеризуется следующими особенностями:
S учащимися являются сотрудники предпринимательской структуры;
S порядок привлечения, зачисления учащихся и обеспечения им доступа к программам обучения формируется и реализуется предпринимательской структурой;
S в процессе обучения используется первичная (служебная) информация предпринимательской структуры.
В широком смысле корпоративное обучение направлено на различные категории представителей окружения предпринимательской структуры — потенциальных работников, клиентов, поставщиков, представителей аффилированных лиц, населения территорий присутствия предпринимательской структуры и/или ее региональных отделений.
В становлении и развитии сферы корпоративного обучения в России в постсоветский период можно выявить следующие тенденции, имеющие закономерный характер:
S трансформация общеотраслевой направленности программ дополнительного профессионального образования с усилением корпоративной адресности, клинеториентированности, направленности на обеспечение конкретных результатов деятельности предпринимательской структуры;
© В.Ш. Каганов, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
активное развитие передовых методик и технологий неформального профессионального обучения персонала, что приводит к трансформации отраслевых направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в формы корпоративного обучения;
направленность процессов корпоративного обучения не только на ликвидацию недостатков профессиональных компетенций персонала, но и на преодоление ценностных, психологических и ментальных ограничений работников, сложившихся в командно-административной экономике советского периода; распространение исторически возникшей в сфере дополнительного профессионального образования совокупности процессов корпоративного обучения на уровни начального, среднего и высшего профессионального образования;
возникновение разнообразия организационных механизмов взаимодействия предпринимательской структуры с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с организацией корпоративных факультетов, кафедр, программ и групп обучения, а также форм реализации предпринимательской структурой процессов корпоративного обучения на базе собственных учебных структур; формирование рынков услуг независимых провайдеров корпоративного обучения и трансформация сферы корпоративного обучения в отдельную отрасль профессиональной предпринимательской деятельности; использование предпринимательской структурой организационно обособленных структур корпоративного обучения — учебных центров, корпоративных университетов, — в качестве дополнительного фактора своей конкурентоспособности;
вовлечение программ корпоративного обучения предпринимательской структуры в глобальную, международную конкуренцию программ корпоративного обучения на мировом рынке в условиях открытости и доступности зарубежных информационных ресурсов корпоративного обучения;
начало формирования общественных институтов саморегулирования в сфере корпоративного обучения и их функционирование в сочетании с механизмами государственного регулирования образовательной системы.
Функции корпоративного обучения предлагается классифицировать так, чтобы можно было отразить профильные интересы предпринимательской структуры.
На реализацию интересов предпринимательской структуры по развитию человеческих ресурсов направлены следующие функции корпоративного обучения:
♦ адаптация новых сотрудников к условиям работы в предпринимательской структуре, обеспечение соответствия их профессионального труда требованиям корпоративных стандартов;
♦ формирование индивидуальных траекторий профессионального развития сотрудников путем планирования карьеры и содействия в приобретении новых квалификаций, организация системы управления развитием талантов;
♦ организация и внедрение системы управления интеллектуальными активами предпринимательской структуры (управления знаниями и компетенциями);
♦ обеспечение мобильности и взаимозаменяемости работников предпринимательской структуры, формирование рынка претендентов (кадрового резерва) на занятие должностей в случае их освобождения внутри фирмы [1].
На реализацию интересов предпринимательской структуры в межфирменной конкуренции направлена функция корпоративного обучения по обеспечению инновационного, опережающего развития и кадрового, технологического, управленческого, информационно-коммуникационного превосходства предпринимательской структуры в конкурентном соперничестве.
На реализацию репутационных интересов предпринимательской структуры, обусловленных необходимостью удержания и укрепления ее конкурентной позиции, направлены следующие функции корпоративного обучения:
• формирование положительной внешней репутации предпринимательской структуры среди локального сообщества (населения) на территории присутствия, местных органов власти, содействие созданию инвестиционной привлекательности предпринимательской структуры;
• формирование благоприятной внутрифирменной репутации предпринимательской структуры среди ее работников.
На реализацию интересов предпринимательской структуры по совершенствованию системы внутрифирменного управления направлены следующие функции корпоративного обучения:
• содействие проведению стратегических организационных изменений в предпринимательской структуре и ее трансформации в самообучающуюся организацию;
• реализация оперативной обратной связи от персонала к руководству, мониторинг психо-эмоционального настроя персонала, сбор и анализ неформальной внутрикорпоративной информации в целях выявления негативных факторов и угроз функционированию предпринимательской структуры (внутренняя кадровая разведка).
На реализацию интересов предпринимательской структуры по формированию корпоративной идентичности направлены функции корпоративного обучения по обеспечению единства корпоративной культуры предпринимательской структуры для всех ее распределенных элементов (в том числе территориально обособленных подразделений, дочерних и зависимых структур), сохранение корпоративных традиций и охрана корпоративных ценностей предпринимательской структуры.
Кроме того, корпоративное обучение выполняет следующие функции, направленные на реализацию интересов окружения предпринимательской структуры:
• создание условий для начала и продолжения профессиональной деятельности работников в предпринимательской структуре;
• развитие форм практико-ориентированного обучения людей разного возраста, обладающих разным уровнем профессиональных компетенций;
• обеспечение возможностей трудоустройства и поддержание занятости населения на территории присутствия;
• повышение результативности оперативного взаимодействия клиентов и поставщиков с предпринимательской структурой;
• обеспечение эффективности коммуникаций аффилированных лиц и населения территорий присутствия подразделений предпринимательской структуры;
• поддержание разнообразия направлений и форм предложения услуг корпоративного обучения в рамках развития национальной системы профессионального образования в целях повышения ее качества и конкурентоспособности.
Роль корпоративного обучения в системе мер обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры следует понимать как механизм ресурсного обеспечения конкурентного потенциала предпринимательской структуры.
Конкурентоспособность предпринимательской структуры обеспечивается процессами корпоративного обучения в нескольких сферах конкуренции.
В сфере конкуренции за платежеспособный спрос на продуктовом рынке конкурентоспособность предпринимательской структуры с помощью процессов корпоративного обучения обеспечивается повышением производительности персонала и качества продуктов, сервисов и клиентского обслуживания, способствующих росту доли рынка.
В сфере конкуренции за трудовые ресурсы на рынке труда конкурентоспособность предпринимательской структуры обеспечивается формированием и поддержанием положительной репутации корпорации как работодателя, предоставляющего персоналу возможности профессионального развития и карьерного роста, что способствует привлечению и удержанию персонала при относительно низком уровне заработной платы.
В сфере конкуренции за влияние на окружение предпринимательской структуры конкурентоспособность предпринимательской структуры обеспечивается реализацией с помощью корпоративного обучения мер социального аудита, действий по улучшению социально-психологической ситуации на территории присутствия, что обеспечивает положительную динамику отношений с местными властями и населением и снижает социальные и административные риски [2].
В сфере конкуренции за инвестиции миноритарных акционеров на фондовом рынке (капитала) конкурентоспособность (инвестиционная привлекательность) предпринимательской структуры обеспечивается формированием и поддержанием с помощью процессов корпоративного обучения ее положительной репутации как социально ответственной и общественно значимой корпорации, что снижает инвестиционные риски.
Функционирование внутрикорпоративной системы обучения расширяет перечень сфер конкуренции предпринимательской структуры, так как корпоративное обучение становится отдельной и самостоятельно сферой конкуренции, в которой предпринимательская структура должна обеспечивать конкурентоспособность путем осуществления изменений системы корпоративного обучения, внедрения инновационных методов обучения, проектирования уникальных конфигурации профессиональных компетенций работников.
Системы корпоративного обучения используются предпринимательской структурой несколькими способами в ее конкурентном позиционировании, т. е. в совокупности действий предпринимательской структуры по стратегическому определению своей конкурентной позиции и ее закреплению в маркетинговых коммуникациях с представителями внешнего конкурентного окружения.
Корпоративное обучение:
обеспечивает способности предпринимательской структуры к стратегическому конкурентному анализу отраслей и рынков, на которых она участвует, к оценке уровня интегральной конкурентной силы предпринимательской структуры в сравнении с интегральной силой конкурентов, к разработке конкурентной стратегии и выбору конкурентной позиции;
знакомит субъектов конкурентного окружения (работников, контрагентов, клиентов, население территории присутствия) с изменяющимися конкурентными позициями и достигнутыми конкурентными преимуществами предпринимательской структуры, что способствует закреплению конкурентной позиции; обеспечивает способности предпринимательской структуры к дальнейшему наращиванию конкурентного потенциала, к реализации конкурентной стратегии, занятию и удержанию конкурентной позиции предпринимательской структуры.
Процессы корпоративного обучения имеют несколько организационных форм реализации:
децентрализованные процессы корпоративного обучения на рабочем месте — внутренне разрозненное, стихийное информальное обучение в отдельных подразделениях предпринимательской структуры; создание специального подразделения предпринимательской структуры, организующего внутрифирменную систему корпоративного обучения и систематизирующего все процессы корпоративного обучения на стратегическом уровне;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
■/ создание обособленного учреждения дополнительного образования, находящегося под корпоративным контролем предпринимательской структуры и обслуживающего внутренние потребности предпринимательской структуры в корпоративном обучении (корпоративный университет);
аутсорсинг комплекса функций системы корпоративного обучения (и шире — кадрового менеджмента) в консалтинговых компаниях, учреждениях профессионального образования: заказ услуг по проектированию программ, организации и реализации процессов корпоративного обучения;
использование внешних услуг формального и неформального профессионального обучения в интересах предпринимательской структуры.
Корпоративный университет как одна из организационных форм реализации процессов корпоративного обучения имеет несколько разноуровневых задач; он решает следующие задачи по организации и осуществлению процессов корпоративного обучения:
• выявление и анализ потребностей подразделений и структур корпорации в корпоративном обучении и формирование плана действий с учетом потребностей;
• разработка программ корпоративного обучения с описанием ожидаемых результатов обучения и реализация разработанных программ;
• при необходимости выбор внешнего провайдера корпоративного обучения;
• проведение оценки результатов корпоративного обучения персонала;
• осуществление мониторинга учебного процесса.
Корпоративный университет решает следующие задачи по эффективному управлению персоналом предпринимательской структуры:
разработка моделей планируемых корпоративных компетенций персонала и руководства; адаптация новых работников и удержание ценного персонала;
формирование корпоративных баз знаний, компетенций, иных интеллектуальных активов; выявление потребностей в профессиональном развитии персонала; стимулирование мотивации персонала к профессиональному развитию.
Корпоративный университет решает следующие задачи по обеспечению эффективности стратегического управления предпринимательской структуры:
• организация и проведение стратегических исследований;
• информационно-коммуникационное обеспечение реализации стратегических организационных изменений;
• обеспечение коммуникаций между отдельными структурами;
• формирование и сохранение единой корпоративной культуры, сохранение корпоративных традиций и охрана корпоративных ценностей;
• формирование и укрепление репутации предпринимательской структуры как добросовестного работодателя на рынке труда;
• формирование и укрепление положительной репутации предпринимательской структуры среди действующих и потенциальных акционеров (стейкхолдеров), местных органов власти, населения территорий присутствия предприятий корпорации;
• создание, использование и распространение управленческих инноваций;
• реализация принципов самообучающейся организации и внедрение механизмов непрерывного профессионального развития персонала корпорации.
Методика планирования результатов корпоративного обучения на стратегическом и операционном уровнях управления предпринимательской структурой, должна быть основана на поэтапном формировании и использовании востребованных предпринимательской структурой профессиональных компетенций работников. Такая методика включает следующие этапы:
• на стратегическом уровне планирования деятельности предпринимательская структура определяет комплекс инновационных технологий и связанных с их использованием профессиональных компетенций работников, который являются основанием конкурентного преимущества предпринимательской структуры;
• на операционном уровне планирования деятельности предпринимательская структура определяет критерии оценки качества человеческих ресурсов, описывает формальные требования к профессиональным компетенциям работников;
• сопоставляет требуемые профессиональные компетенции персонала с поведением работников в процессе трудовой деятельности, выявляет недостающие профессиональные компетенции персонала, формирующие планируемые результаты корпоративного обучения;
• определяет содержание программ корпоративного обучения, описывает ожидаемые результаты реализации программы корпоративного обучения учащихся, обуславливающие процедуры и критерии оценки качества программы обучения.
Методические подходы к оценке качества корпоративного обучения должны базироваться на выделении объектов, предметов, критериев и групп процедур оценки качества корпоративного обучения.
Объектами оценки качества корпоративного обучения являются: программы корпоративного обучения;
провайдеры корпоративного обучения (учебный центр, корпоративный университет, самостоятельная образовательная организация, реализующая программы корпоративного обучения).
Предметом оценки качества программы корпоративного обучения являются планируемые, ожидаемые и фактические результаты реализации программы корпоративного обучения. Оценка качества программы корпоративного обучения осуществляется путем сопоставления ожидаемых результатов реализации программы корпоративного обучения и фактических достижений (действий) работников в процессе трудовой деятельности, после окончание корпоративного обучения.
Предметом оценки провайдера являются гарантии качества корпоративного обучения — совокупность институциональных условий реализации программ корпоративного обучения, обеспеченных и предоставленных провайдером корпоративного обучения для заверения заказчика, общества и других заинтересованных сторон в том, что ресурсы, которыми располагает провайдер, достаточны для организации и реализации процессов корпоративного обучения и достижения его ожидаемых результатов.
Критериями оценки гарантий качества корпоративного обучения провайдера являются: свойства образовательной программы, ее логика, структура, содержание; учебно-методическое обеспечение корпоративного обучения; кадровое обеспечение составом квалифицированных преподавателей/тренеров; технологии и методики корпоративного обучения, использующиеся провайдером; эффективность научных исследований и разработок;
уровень организации и управления провайдером процессами реализации программ корпоративного обучения;
степень обеспечения участия заказчика в процессе составления и реализации программы корпоративного обучения [2].
Процедуры оценки качества корпоративного обучения осуществляются:
• во внутренней системе менеджмента качества корпоративного обучения, субъектами которой являются провайдеры образовательных услуг, а также уполномоченные подразделения предпринимательской структуры, взаимодействующее с провайдерами в части разработки, организации и реализации обучения и отвечающее за качество корпоративного обучения;
• в системе независимой внешней оценки качества корпоративного обучения, субъектами которой являются экспертные организации, не имеющие признаков аффилированности к деятельности заинтересованной предпринимательской структуры и провайдеров корпоративного обучения.
Результаты независимой внешней оценки качества корпоративного обучения должны являться основанием принятия аккредитационных решений при проведении процедур государственной аккредитации (программ высшего и среднего профессионального образования) и профессионально-общественной аккредитации (программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования).
Под рынком услуг корпоративного обучения необходимо понимать сферу обращения взаимозаменяемых и однородных услуг корпоративного обучения, характеризующуюся свободным ценообразованием, факторами спроса и предложения, определенным составом субъектов, объемом, барьерами входа, структурой, конкурентной средой и иными рыночными характеристиками.
К отдельным рынкам услуг корпоративного обучения относятся:
• рынки услуг формального профессионального обучения по направлениям подготовки начального и среднего профессионального образования, прикладного бакалавриата, магистратуры, бизнес-образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок;
• рынки услуг неформального профессионального обучения: практико-ориентированных семинаров, деловых конференций, круглых столов; психологических и бизнес-тренингов, тренингов выживания, разовых лекции и мастер-классов, деловых игр и симуляции; стратегических сессий; вебинаров [3].
Рынки услуг корпоративного обучения делятся на экстерриториальные рынки и рынки территориально ограниченные, имеющие географические границы обращения услуг корпоративного обучения. По географическим границам рынки услуг корпоративного обучения делятся на локальные, региональные, федеральные рынки и рынки ближнего зарубежья и международные рынки.
Конкурентная среда сферы корпоративного обучения в России характеризуется:
• многообразием провайдеров, к которым относятся образовательные учреждения, коммерческие организации и физические лица;
• высоким уровнем интенсивности конкуренции;
• неупорядоченностью, отсутствием отраслевого регулирования и государственной регламентации конкурентных действий;
• открытостью для активного присутствия зарубежных провайдеров, услуг корпоративного обучения;
• наличием высоких административных барьеров входа на рынки формального профессионального обучения, выраженных в лицензионных нормативах и требованиях к материально-техническому, кадровому, учебно-методическому и иному обеспечению реализации программ профессионального образования.
Особенности конкурентного поведения провайдеров корпоративного обучения, проявляющиеся в реализованных стратегических и тактических конкурентных действиях, заключаются в следующем:
• фокусирование провайдеров на отдельных сегментах и нишах рынков услуг корпоративного обучения, адресная ориентация на заказчиков определенного размера, отрасли и региона;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
уклонение от прямого конкурентного столкновения с отраслевыми конкурентами с помощью ценовой политики, дифференциации услуг, предложение авторских и узкопрофильных программ, ориентированных на содействие предпринимательской структуре в достижении конкретных бизнес-результатов, с высокими издержками переключения на другого провайдера;
тактика гибкого ценообразования на услуги неформального корпоративного обучения, в частности выражающаяся в том, что при входе на рынок новые провайдеры первоначально оказывают услуги высокого качества бесплатно или по предельно низким ценам (ниже уровня рентабельности) в целях формирования портфеля заказов, создания положительной репутации, с повышением цен на последующие услуги постоянным заказчикам;
предложение ассортимента услуг корпоративного обучения с ориентацией на постепенное установление долгосрочных доверительных интеграционных отношений с предпринимательскими структурами — заказчиками, вместо оказаниях разовых услуг;
дополнение услуг корпоративного обучения консультационными услугами, услугами оценки качества, организации конференций, распространения программного обеспечения процессов корпоративного обучения, продажей учебно-методической литературы, сдачей в аренду помещений и оборудования корпоративного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каганов В.Ш. Закономерности становления корпоративного обучения в постсоветской России // Ученые записки: сборник научных трудов. Вып. 6. М.: Московский финансово-промышленный университет «СИНЕРГИЯ»; ООО «СИНЕРГИЯ ЭКСПО», 2011.
2. Каганов В.Ш. Использование процессов корпоративного обучения в конкурентном позиционировании предпринимательской структуры // Современная конкуренция. 2012. № 6.
3. Татуев А.А. Роль интеллектуального капитала в обеспечении конкурентных преимуществ корпоративной системы образовательных услуг // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012. № 1.