Научная статья на тему 'Корпоративное образование как современный институт управления отраслевого рынка рабочей силы (на примере ядерного ТЭК'

Корпоративное образование как современный институт управления отраслевого рынка рабочей силы (на примере ядерного ТЭК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ЯДЕРНЫЙ ТЭК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Татьяна Леонидовна

Одним из факторов замедления темпов экономического роста в ядерном ТЭК России является недостаточный уровень квалификационной и профессиональной подготовки специалистов. Инновации в системе корпоративного «ядерного образования» снижают инвестиционные риски, оптимизируют инвестиционные потоки для переподготовки специалистов, повышают уровень профессиональных компетенций работников. Корпоративное образование, внедряемое в атомной отрасли, является современным институтом управления структурными сдвигами, диспропорциями профессиональноквалификационных групп рынка рабочей силы в ядерном ТЭК России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративное образование как современный институт управления отраслевого рынка рабочей силы (на примере ядерного ТЭК»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6 (221). Экономика. Вып. 31. С. 17-21.

Т. Л. Смирнова

КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ЯДЕРНОГО ТЭК)1

Одним из факторов замедления темпов экономического роста в ядерном ТЭК России является недостаточный уровень квалификационной и профессиональной подготовки специалистов. Инновации в системе корпоративного «ядерного образования» снижают инвестиционные риски, оптимизируют инвестиционные потоки для переподготовки специалистов, повышают уровень профессиональных компетенций работников. Корпоративное образование, внедряемое в атомной отрасли, является современным институтом управления структурными сдвигами, диспропорциями профессиональноквалификационных групп рынка рабочей силы в ядерном ТЭК России.

Ключевые слова: квалифицированные специалисты, рынок рабочей силы, образовательные институты, человеческий капитал, конкурентоспособность специалиста, подготовка и переподготовка специалистов, ядерный ТЭК.

Инвестиции в человеческий капитал становятся все более дорогостоящими и необходимыми элементами формирования профессиональной и квалификационной мобильности специалистов, источником формирования структурных сдвигов рынка рабочей силы как в российской, так и в международной экономике. Неоднородность человеческого капитала предопределяет выбор целевых междисциплинарных направлений формирования и повышения эффективности использования человеческого капитала как одной из форм совершенствования конкурентоспособности отраслей в корпоративном секторе национальной экономики. Сложности перехода «учеба — работа» для молодого специалиста в российской экономике снижают отдачу от государственных и частных инвестиций в человеческий капитала, формируют инвестиционные риски, связанные с получением профессионального образования.

Традиции научного исследования человеческого капитала как специфической формы инвестиций, реализуемых через систему многоуров-него и непрерывного профессионального образования, были сформированы в 1950 гг. немецкими экономистами Г. Беккером и Т. Шульцем [4. С. 3-4]. Современные институты корпоративного образования вынуждены отслеживать динамику, факторы структурных сдвигов отраслевого рынка рабочей силы, использовать гибкие технологии соответствия предложения рабочей

1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект «Негосударственные ресурсы в накоплении человеческого капитала: вопросы методологии и прикладные задачи для национальных исследовательских университетов».

силы складывающейся структуре спроса на рабочую силу. Взаимодействие корпоративных образовательных институтов и отраслевого рынка рабочей силы развивается ускоренными темпами в отраслях, имеющих стратегическое значение и государственную поддержку, формирующих переход к инновационной экономике в России.

Человеческий капитал является стратегическим фактором развития ядерного ТЭК России, обеспечивающим сохранение и развитие отрасли, ее конкурентоспособность в международной экономике. Научно-технический потенциал атомной отрасли — предпосылка формирования устойчивых и долгосрочных темпов экономического роста. Ядерный ТЭК России — высокотехнологичная отрасль, обеспечивающая конкурентоспособность национальной экономики, формирует свое развитие на основе наукоемких и капиталоемких технологий. В отрасли объединены крупные предприятия, которые оказывают услуги в области ядерной энергетики [7. С. 216]. Отрасль представляет собой экономический институт с элементами естественной корпоративной структуры, которая трансформирует и обеспечивает развитие производственного, научно-исследовательского комплексов и инфраструктуры. Базовые элементы ядерного ТЭК России, такие как ядерно-топливный и ядерноэнергетический комплексы, успешно конкурируют с другими предприятиями — производителями традиционной электроэнергетики при эффективном выстраивании межотраслевых связей, непрерывном развитии ядерных технологий и участии в международных проектах [2. С. 41-49].

Квалифицированных специалистов для ядерного ТЭК страны готовят разные вузы, учебные заведения начального и среднего профессионального образования. Выпускники этих учебных заведений разрабатывают стратегически значимые направления инновационного потенциала отрасли, такие как фундаментальная и прикладная ядерная наука, совершенствуют ядерно-топливный цикл, обеспечивают безопасность ядерной энергетики, решают задачи в области информационной безопасности и другие направления [7. С. 9-10]. Система корпоративного образования ядерного ТЭК России характеризуется тем, что более интенсивно формирует и накапливает человеческий капитал высокого качества, необходимый для динамичного инновационного развития отрасли. В «ядерном образовании» к будущим специалистам предъявляют более высокие требования к профессиональным компетенциям и социально значимым качествам личности. Классическое инженерное образование сочетается с более глубокими знаниями в области физики, химии, техники и экономики. Культура работы с ядерными технологиями требует от квалифицированного специалиста в этой области целого комплекса смежных компетенций, многовариантно сочетающихся друг с другом на основе более высокого уровня сложности изучаемых дисциплин, обеспечивающих безопасность. В условиях усиления глобальной конкуренции за высокотехнологичные рынки услуг поэтапное формирование международных институтов совместной деятельности по использованию ядерных технологий приводит к повышению требований к уровню компетенций будущих специалистов и необходимости создания национальных институтов, стандартов профессионального «ядерного образования», соответствующих международному уровню.

Внедрение инноваций в корпоративное образование для повышения подготовки высококвалифицированных специалистов в ядерном ТЭК России необходимо для поддержки развития инновационного потенциала отрасли на определенном и достаточно высоком уровне. Достижение этой задачи возможно через комплексную систему мер государственного регулирования экономического развития отрасли, направленную на реализацию федеральной программы «Развитие единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003-2010 годы», принятой

в 2003 г., через создание крупных национальных научно-исследовательских и образовательных комплексов в России, через участие в программах сотрудничества Мирового ядерного университета (World Nuclear University) в области сохранения единых международных стандартов ядерного образования и ядерных технологий [7. С. 18].

Укрупнение образовательных институтов и исследовательских центров в единый образовательный отраслевой комплекс на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ сетевого типа для решения системных задач в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов является инновационным развитием российской системы профессионального «ядерного образования». В образовательном и коммуникативном пространстве происходит вытеснение с рынка образовательных услуг слабых региональных вузов с недостаточно эффективными образовательными технологиями, ограниченным объемом инвестиционных ресурсов и недостаточных для стратегического развития, подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов. Выстраивание национального образовательного пространства мерами государственного регулирования вокруг национальных федеральных учебных заведений профессионального ядерного образования снижает асимметричность рынка образовательных услуг, защищая интересы потребителей этих услуг в отрасли, мобилизирует и координирует распределение инвестиций для развития региональной и территориальной отраслевой системы подготовки, переподготовки специалистов.

Создание новых генерирующих мощностей в ядерном ТЭК России формирует дополнительную потребность в квалифицированных специалистах ввиду пространственного аспекта экономики и неэффективной аллокации рабочей силы. Подготовка специалистов для ядерного ТЭК представляет собой длительный инвестиционный и образовательный процесс с высокими рисками. Госкорпорации «Росатом» ежегодно требуется более 2000 молодых специалистов [1]. Госкорпорация является одним из эффективных субъектов хозяйственной деятельности в современной экономике, национальным экономическим институтом с расширяющимся спросом на высококвалифицированных специалистов. Структура госкорпорации была сформирована Министерством атомной промышленности,

определившим особенности корпоративной культуры. Хозяйственная деятельность госкорпорации направлена на модернизацию реального сектора экономики, реализацию крупных инвестиционных проектов, совершенствование холдинговых отношений в атомной промышленности, оптимизацию структуры управления, внедрение информационных технологий и разработку сценариев развития экономики моногородов ЗАТО. Госкорпорация «Росатом» — это отраслевая динамично развивающаяся вертикально интегрированная холдинговая структура, которая включает более 150 компаний разного профиля и более 300 тысяч работающих квалифицированных специалистов [1]. Наиболее активно формируют спрос на молодых квалифицированных специалистов отраслевые предприятия: ОАО Концерн «Росэнергоатом», ОАО «Атомэнергопроект», ОАО «Гидропресс», ОАО «Атомэнергоремонт».

Для формирования кадрового потенциала госкорпорация «Росатом» совершенствует систему мотивации, стимулирования и привлечения молодых специалистов на предприятиях отрасли, организовав фонд стипендий для талантливых студентов профильных вузов, разрабатывает и поддерживает инновационные подходы к «ядерному образованию»; оказывает поддержку в организации практических стажировок студентов; инициирует ярмарки вакансий для выпускников профильных вузов; проводит вовлечение студентов и аспирантов в исследовательские проекты; формирует научно-исследовательские центры и целевые направления магистратуры. Выделив разработку современных ядерных технологий на базе замкнутого ядерного топливного цикла в отдельный проект, госкорпорация планирует консолидировать исследовательские и финансовые ресурсы совместно с федеральной программой «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года» [Там же]. Госкорпорация «Росатом» реализует стратегический проект МОКС-топлива, планирует перейти на его использование к 2014 г. Реализация этого проекта требует привлечения высококвалифицированных специалистов и более 128 млрд р., в то время как объем финансирования Россией атомных исследований остается в 10-11 раз меньше, чем во Франции и США [Там же].

Последствия трансформационного кризиса российской экономики оказали негативное вли-

яние на национальную систему подготовки кадров, что привело к снижению качества подготовки специалистов. Развитие модели корпоративного профессионального «ядерного образования» позволит решить проблему подготовки и переподготовки специалистов на основе диверсификации частных и государственных инвестиций при снижении рисков. Внедрение элементов корпоративной системы подготовки и переподготовки специалистов для крупных предприятий ядерной энергетики имеет инновационный характер в развитии российской системы технического профессионального образования. Новые институциональные процессы на рынке рабочей силы, в системе профессионального «ядерного образования» выстраиваются в рамках единого коммуникативного и информационного пространства. Расширение этого пространства стало основой устойчивого отраслевого развития, повышения качества подготовки и переподготовки специалистов, источником формирования дополнительных инвестиционных ресурсов.

Система корпоративного «ядерного образования» в России формирует инновационный характер привлечения инвестиционных ресурсов для подготовки и переподготовки специалистов предприятий с высокотехнологичными услугами на основе модели смешанного финансирования, которая становится гибкой, многоуровневой и дифференцируется в регионах. Выстраивание системы партнерских двусторонних социальноэкономических отношений между отраслевыми предприятиями и вузами позволяет использовать новые механизмы прогнозирования и планирования спроса на рабочую силу на региональном и национальном рынках, уменьшить отраслевые диспропорции в подготовке и переподготовке специалистов. Привлечение работодателей к активному участию в подготовке кадров через создание совместных образовательных программ, через участие в попечительских советах вузов повысит степень профессиональной адаптации молодых специалистов при получении первого рабочего места [6]. Развитие профессионального «ядерного образования» в России можно рассматривать как целостную и динамичную систему, формирующую интенсивную модель воспроизводства рабочей силы в стране, обеспечивающую конкурентоспособность отрасли на международных рынках. Характер инновационных процессов в профессиональном образовании страны говорит

о вхождении России в международное образовательное пространство, использовании международных стандартов в национальной системе образования, совершенствовании законодательной базы, развитии мобильных механизмов координации структуры спроса и предложения рынка рабочей силы в национальной экономике.

В рамках Национального исследовательского ядерного университета участвуют в подготовке и переподготовке специалистов для предприятий системы Росатома вузы ЗАТО, колледжи и профессионально-технические училища [6]. Через систему спутниковых технологий в системе подготовки специалистов взаимодействуют друг с другом региональные профессиональные образовательные центры и ведущие отраслевые институты. Такая модель организации «ядерного образования» позволяет использовать элементы концепции непрерывного образования на основе вертикальной и горизонтальной интеграции образовательных институтов. Реализуется принцип преемственности уровней образовательной подготовки, методов, технологий и содержания профессионального образования. Расширяются возможности повышения гибкости времени, места, качества обучения и развития инновационного подхода к формированию образовательных программ [3. С. 73-75]. Более динамично выстраиваются и согласовываются формирующиеся общеобразовательные и профессиональные отраслевые компетенции специалистов. Предоставляются дополнительные возможности для получения параллельного образования и смежных квалификаций, поддержки профессиональной активности работника. Инновационность образовательных процессов в такой модели профессионального «ядерного образования» позволяет охватывать все этапы профессиональной карьеры будущего специалиста, мобильно управлять компетенциями разных групп персонала предприятий системы Росатома, облегчить изменение социальной роли, связанной с необходимостью периодического повышения квалификации работников разных возрастных групп [5. С. 3-4].

Одним из филиалов образовательных учреждений на базе МИФИ является Северский технологический институт (СТИ НИЯУ МИФИ) как институциональная структура Национального исследовательского ядерного университета, который вносит активный вклад на межрегиональном уровне в повышение качества профессио-

нального «ядерного образования». Организация системы доступного непрерывного образования персонала для предприятий Сибири и Дальнего Востока системы Росатома на основе телекоммуникационных и спутниковых технологий позволяет решать важные и актуальные задачи сохранения, развития инновационного потенциала отрасли и переподготовки специалистов [6]. В рамках данной образовательной модели вуза акцент сделан на эффективные наукоемкие и современные информационные технологии. Особую роль в формировании качественной образовательной среды СТИ НИЯУ МИФИ играет коммуникативное пространство, которое определяет уровень развития и конкурентоспособности будущего специалиста в отрасли. Коммуникативное пространство вуза формируется содержанием образовательного процесса, междисциплинарными связями, технологией контроля знаний, активными методами обучения. Эффективная организация коммуникативного пространства вуза учитывает индивидуальные особенности студентов, развитие общей и экономической культуры специалиста, особенности профессиональной отраслевой подготовки и переподготовки кадров. Профессиональные, межличностные и межкультурные коммуникации позволяют управлять системой формирования компетенций будущего специалиста через новые качества коммуникативного образовательного пространства, что является инновационной особенностью развития профессионального ядерного образования в России.

Другой особенностью современного российского «ядерного образования» является повышение степени открытости и качества образовательной среды вуза. Использование в «ядерном образовании» СТИ НИЯУ МИФИ дополнительных учебных курсов, которые студенты могут получить по международным программам академической мобильности, повышает качество подготовки специалистов и мотивацию профессионального развития. Альтернативный и свободный выбор образовательной траектории развития будущего специалиста позволяет удовлетворять потребности общества и внутренние потребности личности через формирование ценностной ориентации его в культурном и социальном пространстве на основе эффективной коммуникативной практики, самоактуализации.

В СТИ НИЯУ МИФИ реализуется подготовка и переподготовка специалистов для предпри-

ятий ядерного ТЭК на основе многоуровневой образовательной системы в рамках программы «Развитие общеобразовательного сегмента отраслевого университетского комплекса в ЗАТО “Северск” как результат многолетнего и тесного сотрудничества муниципальных образовательных учреждений города» [6]. Элементами образовательного университетского комплекса в ЗАТО «Северск» на базе СТИ НИЯУ МИФИ являются многоступенчатая подготовка школьников в рамках школ информационных технологий, экономических знаний и языковой. Успешно развивается ядерно-технический профиль для учащихся старших классов. Это система эффективной целевой подготовки кадров в Национальный исследовательский ядерный университет, закрепления их в атомной отрасли, реализация принципа глубокого изучения инженерно-технических дисциплин, формирования высокого уровня информационной культуры будущего специалиста.

Подготовка и переподготовка специалистов в СТИ НИЯУ МИФИ выстраивается на основе сочетания педагогических инноваций и информационных технологий. Для повышения качества подготовки и переподготовки специалистов атомной отрасли в учебном процессе используются электронные образовательные ресурсы, такие как презентации, видеолекции, видеоконференции, электронные учебники, мультимедиа курс, компьютерные модели, образовательные порталы, образовательные ресурсы удаленного доступа и др. Приоритетами в системе подготовки и переподготовки специалистов атомной отрасли становятся спутниковые технологии, образовательные дистанционные технологии, программы академической мобильности, партнерство вуза и предприятий. Инновационным характером развития в корпоративном профессиональном «ядерном образовании» является активно взаимодействующие открытое образовательное и информационное пространство. Сочетание используемых в отрасли образовательных, институциональных, информационных инноваций дополняют смешанная модель финансирования и гибкость профессиональных программ подготовки и переподготовки специалистов. Формирующаяся отраслевая система подготовки и переподготовки специалистов на основе информационных технологий реализует международные образовательные достижения, такие как элементы модели корпоративного об-

разования, непрерывного образования, профильного образования, принципы открытого образовательного университета, которые актуальны для модели предприятий с персоналом, оказывающим высокотехнологичные услуги и выпускающим наукоемкую продукцию.

Инновации в подготовке и переподготовке специалистов формируют модель эффективного функционирования ядерного ТЭК на основе сочетания непрерывного технологического и инновационного цикла, которые реализуются экономическими институтами с разной хозяйственной специализацией, дополняющими друг друга. Образовательными институциональными партнерами являются научно-исследовательские центры, работающие в области фундаментальных исследований при целевой финансовой поддержке отраслевых предприятий и государства; научно-внедренческие центры, обеспечивающие вывод и адаптацию новых технологий на рынок для конкретных предприятий; отраслевые предприятия, ориентированные на интенсивную модель развития, формирующие устойчивый спрос на высококвалифицированных специалистов; образовательные институты, занимающиеся подготовкой и переподготовкой специалистов. Результатом такого институционального взаимодействия является повышение уровня конкурентоспособности ядерного ТЭК и эффективности использования человеческого капитала.

Список литературы

1. Атомная энергетика Томской области. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.aes.tomsk.ru

2. Бойко, В. И. Ядерный топливный цикл : проблемы, решения / В. И. Бойко, Ф. П. Кошелев. Северск : СХК, 2004.

3. Гаман, Л. А. Информационное общество и проблемы образования : учеб. пособие / Л. А. Гаман. Северск : СТИ, 2003. 80 с.

4. Лукьянова, А. Л. Отдача от образования: что показывает метоанализ / А. Л. Лукьянова. М. : ГУ ВШЭ, 2007. 60 с. (Препринт).

5. Нарышкина, А. В. Моделирование процесса поиска работы при переходе от учебы к работе /

A. В. Нарышкина. М. : ГУ ВШЭ, 2007. 28 с. (Препринт).

6. Официальный сайт СТИ НИЯУ МИФИ. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ssti.ru

7. Экономика ядерной энергетики / под ред.

B. В. Харитонова. М. : МИФИ, 2004. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.