Научная статья на тему 'Подготовка кадров для атомной отрасли в Северском технологическом институте НИЯУ МИФИ'

Подготовка кадров для атомной отрасли в Северском технологическом институте НИЯУ МИФИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АО "СИБИРСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ" / НИЯУ МИФИ / ПРОЕКТ "ПРОРЫВ" / ОПЫТНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕАКТОР НА БЫСТРЫХ НЕЙТРОНАХ БРЕСТ-300 / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / JSC "SIBERIAN GROUP OF CHEMICAL ENTERPRISES" / NATIONAL RESEARCH NUCLEAR UNIVERSITY "MEPHL" / "PRORYV" PROJECT / PILOT-DEMONSTRATION POWER COMPLEX / FAST REACTOR "BREST-300" / TARGETED TRAINING AND RETRAINING OF PERSONNEL / PRACTICE-ORIENTED SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов С.А., Андреев В.А., Носков М.Д., Жиганов А.Н.

В ЗАТО Северск Томской области реализуется уникальный мировой проект по ядерной энергетике, в рамках которого предусматривается создание ядерных энергетических технологий нового поколения на базе замкнутого ядерного топливного цикла с использованием реакторов на быстрых нейтронах проект «Прорыв». В ближайшие годы на площадке АО «Сибирский химический комбинат» (г. Северск) планируется возвести опытно-демонстрационный энергетический комплекс (ОДЭК) с реактором БРЕСТ-ОД-300 и свинцовым теплоносителем. Также будет построен пристанционный завод по замыканию ядерного топливного цикла с модулем переработки облученного смешанного уран-плутониевого топлива и модулем фабрикации/рефабрикации ядерного топлива. В связи с реализацией проекта «Прорыв» возникла задача формирования на базе СТИ НИЯУ МИФИ опережающей непрерывной практико-ориентированной системы подготовки кадров, способных обеспечить разработку и развитие технологий, строительство и эксплуатацию опытно-демонстрационного энергетического комплекса. В статье рассматривается текущее состояние и перспективы целевой подготовки кадров в интересах атомной отрасли на базе Северского технологического института филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING FOR THE ATOMIC INDUSTRY AT THE SEVERSK TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF THE NRNU MEPHI

Introduction. A unique world nuclear power project is being implemented in Seversk, Tomsk region, which envisages the creation of a new generation of nuclear energetic technologies based on a closed nuclear fuel cycle using fast reactors the «Proryv» project [1]. In the coming years, it is planned to build a pilot-demonstration power complex with the fast reactor «BREST-300» with a lead coolant at the site of the JSC Siberian Chemical Combine (Seversk). Also, a factory with the module for reprocessing of irradiated mixed uranium-plutonium fuel and the nuclear fuel fabrication/refabrication module will be built to realize a closed nuclear fuel cycle. In connection with the implementation of the «Proryv» project there is a task to form an advanced practice-oriented system of training personnel in the STI NRNU MEPhI able to ensure the development of technologies, construction and operation of a pilot-demonstration power complex. This article describes the current state and prospects for personnel training in the interests of the nuclear industry on the basis of the Seversk Technological Institute branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nuclear University «MEPhl».

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для атомной отрасли в Северском технологическом институте НИЯУ МИФИ»

стандартов. Решать эту проблему можно только при усилении взаимодействия научно-методического совета по направлению «Инноватика» и соответствующего совета по профессиональным квалификациям путем более интенсивных публичных обсуждений проектов профстандартов.

Профессионально-личностный портрет специалиста-инноватика, на наш взгляд, успешно предлолжен на основе стандарта PMI PMCDF, дополненного компетенциями, специфичными для управления в инновационной сфере. Выделены шесть приоритетных компонент профессионально-личностного портрета: коммуникации, руководство (лидерство), управление, когнитивные способности, эффективность, профессионализм. Это позволит повысить качество образования по инноватике.

Литература

1. Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. М., 2014. 272 с.

2. Нурулин Ю. Р., Скворцова И. В. Открытая инновационная инфраструктура. Руководство по созданию и использованию. СПб., 2014. С. 76-80.

3. Николаева А. Н., Дробот П. Н. Возможность развития личности инноватора // Инноватика-2013 : сб. материалов IX Все-рос. школы-конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием. Томск, 2013. Т. 2. С. 306-310.

4. Тетеркина Н. Г., Сурина А. В., Дробот П. Н. Создание модели личностных компетенций специалиста по управлению инновациями // Инноватика-2014 : сб. материалов X Всерос. школы-конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием. Томск, 2014. С. 305-310.

5. Туккель И. Л., Сурина А. В., Культин Н. Б. Управление инновационными проектами. СПб., 2011. 416 с.

References

1. Grexem L. Smozhet li Rossiya konkurirovat? Istoriya innovacij v carskoj, sovetskoj i sovremennoj Rossii [Will Russia be able to compete? The history of innovation in Tsarist, Soviet and modern Russia]. Moscow, 2014, 272 p. (In Russian).

2. Nurulin Yu. R., Skvortsova I. V. Otkrytaya innovacionnaya infrastruktura. Rukovodstvo po sozdaniyu i ispolzovaniyu [Open innovation infrastructure. A guide to creating and using]. Saint Petersburg, 2014, pp. 76-80. (In Russian).

3. Nikolaeva A. N., Drobot P. N. Vozmozhnost' razvitiya lichnosti innovatora [Possibility of development of the innovator's personality]. Collection of materials of the IX All-Russian school-conference of students, graduate students and young scientists with international participation «Innovatika 2013». Tomsk, 2013, vol. 2, pp. 306-310. (In Russian).

4. Teterkina N. G., Surina A. V., Drobot P. N. Sozdanie modeli lichnostnyh kompetencij specialista po upravleniyu innovaciyami [Creation of a model of personal competencies of a specialist in innovation management]. Collection of materials of the IX All-Russian school-conference of students, graduate students and young scientists with international participation "Innovatika 2014". Tomsk, 2014, pp. 305-310. (In Russian).

5. Tukkel I. L., Surina A. V., Kultin N. B. Upravlenie innovacionnymi proektami [Management of innovative projects]. Saint Petersburg, 2011, 416 p. (In Russian).

УДК/UDC 378.147 С. А. Карпов, В. А. Андреев,

М. Д. Носков, А. Н. Жиганов

S. Karpov, V. Andreev, M. Noskov, A. Zhiganov

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В СЕВЕРСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ НИЯУ МИФИ

PERSONNEL TRAINING FOR THE ATOMIC INDUSTRY AT THE SEVERSK TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF THE NRNU MEPHI

В ЗАТО Северск Томской области реализуется уникальный мировой проект по ядерной энергетике, в рамках которого предусматривается создание ядерных энергетических технологий нового поколения на базе замкнутого ядерного топливного цикла с использованием реакторов на быстрых нейтронах — проект «Прорыв». В ближайшие годы на площадке АО «Сибирский химический комбинат» (г Северск) планируется возвести опытно-демонстрационный энергетический комплекс (ОДЭК) с реактором БРЕСТ-0Д-300 и свинцовым теплоносителем. Также будет построен пристанционный завод по замыканию ядерного топливного цикла с модулем переработки облученного смешанного

уран-плутониевого топлива и модулем фабрикации/рефабрикации ядерного топлива. В связи с реализацией проекта «Прорыв» возникла задача формирования на базе СТИ НИЯУ МИФИ опережающей непрерывной практико-ориентированной системы подготовки кадров, способных обеспечить разработку и развитие технологий, строительство и эксплуатацию опытно-демонстрационного энергетического комплекса. В статье рассматривается текущее состояние и перспективы целевой подготовки кадров в интересах атомной отрасли на базе Северского технологического института — филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Introduction. A unique world nuclear power project is being implemented in Seversk, Tomsk region, which envisages the creation of a new generation of nuclear energetic technologies based on a closed nuclear fuel cycle using fast reactors—the «Proryv» project [1 ]. In the coming years, it is planned to build a pilot-demonstration power complex with the fast reactor «BREST-300» with a lead coolant at the site of the JSC Siberian Chemical Combine (Seversk). Also, a factory with the module for reprocessing of irradiated mixed uranium-plutonium fuel and the nuclear fuel fabrication/refabrication module will be built to realize a closed nuclear fuel cycle. In connection with the implementation of the «Proryv» project there is a task to form an advanced practice-oriented system of training personnel in the STI NRNU MEPhI able to ensure the development of technologies, construction and operation of a pilotdemonstration power complex. This article describes the current state and prospects for personnel training in the interests of the nuclear industry on the basis of the Seversk Technological Institute — branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nuclear University «MEPhl».

Ключевые слова: АО «Сибирский химический комбинат», НИЯУ МИФИ, проект «Прорыв», опытно-демонстрационный энергетический комплекс, реактор на быстрых нейтронах БРЕСТ-300, целевая подготовка и переподготовка кадров, практико-ориентированная система подготовки кадров.

Keywords: JSC «Siberian Group of Chemical Enterprises», National Research Nuclear University «MEPhl», «Proryv» project, pilot-demonstration power complex, fast reactor «BREST-300», targeted training and retraining of personnel, practice-oriented system of personnel training.

В 1959 г. по ходатайству градообразующего предприятия «Сибирский химический комбинат» в целях приближения подготовки инженерных кадров к промышленности и расширения подготовки специалистов без отрыва от производства было решено организовать в г Томске-7 (ЗАТО Северск] вечерний филиал физико-технического факультета Томского политехнического института (ТПИ) [2]. За прошедшие годы Северский вуз прошел путь от отделения № 1 ТПИ до самостоятельного вуза в статусе академии — Северская государственная технологическая академия (СГТА), а в 2009 г стал частью первого в России Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Северский технологический институт (СТИ) НИЯУ МИФИ сегодня представляет собой обособленное структурное подразделение НИЯУ МИФИ в Сибирском федеральном округе, в котором реализуются образовательные программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Ключевым промышленным партнером института является АО «Сибирский химический комбинат», а также другие предприятия и организации госкорпорации «Росатом» и высокотехнологичных отраслей экономики. На протяжении многих лет СТИ НИЯУ МИФИ успешно решает задачи по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в интересах атомной отрасли.

В настоящее время на площадке АО «СХК» реализуется проект «Прорыв», который предполагает отработку технологий замыкания ядерного топливного цикла для создания атомной энергетики будущего. Проект «Прорыв» включает создание опытно-демонстрационного энергетического комплекса (ОДЭК) с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым жидкометаллическим теплоносителем БРЕСТ-ОД-300, пристанционным ядерным топливным циклом, а также модуля фабрикации/рефабрикации топлива для этого реактора и модуля переработки его отработанного топлива. Для успешной реализации проекта необходимо создание опережающей непрерывной практико-ориентированной системы подготовки кадров, способных обеспечить разработку и развитие технологий, строительство и ввод в эксплуатацию новых уникальных производств. Для решения этой задачи в СТИ НИЯУ МИФИ создан Центр по быстрой энергетике (далее — Центр], интегрирую-

щий передовые научные исследования и образовательные программы [3-7]. Основной целью создания Центра является кадровое, научно-технологическое и информационное обеспечение реализации проекта «Прорыв» на площадке АО «СХК», а также формирование на его базе научно-инженерной школы по ядерным энергетическим технологиям нового поколения. В рамках Центра ведется организация научно-исследовательской работы по созданию и отработке инновационных технологий в области атомной энергетики, подготовка высококвалифицированных специалистов по направлениям и специальностям, востребованным в процессе реализации проекта «Прорыв» и последующего совершенствования созданных высокотехнологичных процессов и производств. Непрерывная система подготовки кадров включает различные уровни образования: довузовское, высшее (бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру) и послевузовское (повышение квалификации и переподготовку кадров).

При подготовке кадров для проекта «Прорыв» широко используются современные методы информатизации учебного процесса [5]. Информационные мультимедийные и интерактивные технологии делают обучение более технологичным и результативным. Считаем перспективным применение образовательных технологий при проведении практических и лабораторных занятий математического моделирования ключевых технологических процессов замкнутого топливного цикла, в том числе с использованием 30-визуализации. Проблемно ориентированное программное обеспечение создается для изучения работы реактора на быстрых нейтронах, технологий переработки облученного смешанного уран-плутониевого (нитридного) топлива, фабрикации и рефабрикации ядерного топлива, утилизации радиоактивных отходов и др. Детальные математические модели физико-химических процессов применяются для углубления понимания работы отдельных технологических узлов и установок. Информатизация обучения и создание современных образовательных ресурсов требуют не только разработки, совершенствования и адаптации для решения образовательных задач соответствующего программного обеспечения, но также подготовки инновационных методических материалов, повышения квалификации преподавательского состава, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры института.

В состав Центра включены учебные и научно-исследовательские лаборатории, оснащенные современным оборудованием. К работе привлечены высококвалифицированные научно-педагогические работники СТИ и производственные кадры предприятий ГК «Росатом», имеющие большой опыт в решении инновационно-технологических задач атомной отрасли. Отличительной особенностью работы Центра является формирование особого алгоритма взаимодействия СТИ с предприятиями, участвующими в проекте «Прорыв»: созданы базовые кафедры «Управление ядерно-энергетическими установками на быстрых нейтронах» и «Радиохимия» на АО «СХК»; разработаны и реализуются программы академической мобильности студентов, аспирантов, способствующие передаче и распространению знаний, навыков и умений в области технологических процессов замкнутого ядерного топливного цикла. Интеграция науки и образования на базе высокотехнологичного наукоемкого производства будет способствовать повышению эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности, направленной на трансфер полученных знаний в производство, и закреплению выпускников на предприятиях отрасли.

Подготовка кадров по образовательным программам высшего образования

Ключевой задачей при подготовке кадров является обеспечение производств нового поколения высококвалифицированными специалистами, обладающими набором теоретических и практических знаний и умений в требуемой области. В настоящее время носителями этих знаний являются сотрудники научно-исследовательских институтов, разработчики, руководители отдельных проектов и подразделений на производстве и другие уникальные специалисты. Задача НИЯУ МИФИ заключается в том, чтобы совместно с предприятиями и организациями Росатома привлечь носителей уникальных знаний к образовательному процессу; использовать их компетенции при формировании учебно-методических документов и программ для отдельных модулей дисциплин, а в дальнейшем тиражировать эти знания и вести подготовку и переподготовку кадров для опытно-демонстрационного энергетического комплекса (ОДЭК).

В настоящее время подготовка кадров для проекта «Прорыв» в институте ведется по образовательным программам бакалавриата, специалитета и аспирантуры. В 2016 г. в СТИ НИЯУ МИФИ разработана и лицензирована новая образовательная программа подготовки магистров по направлению 14.04.02 «Ядерная физика и технология», которая завершила полный цикл мно-

гоуровневости (специалитет — аспирантура; бакалавриат — магистратура — аспирантура) с дальнейшей реализацией принципа «образование через всю жизнь».

Подготовка кадров по учебным программам высшего образования осуществляется как непосредственно в СТИ НИЯУ МИФИ и на Московской площадке НИЯУ МИФИ, так и в АО «СХК» и других организациях Росатома. Кроме того, на базовых кафедрах СТИ «Радиохимия» и «Управление ядерно-энергетическими установками на быстрых нейтронах» ведется целевая подготовка молодых специалистов по направлениям «Фабрикация топлива», «Реакторы на быстрых нейтронах», «Рефабрикация топлива», а также повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий госкорпорации «Росатом» по данным направлениям.

Основными задачами базовых кафедр являются [8]:

— проведение занятий с обучающимися в учебных классах в подразделениях АО «СХК» и СТИ в сочетании с обзорными экскурсиями по технологическим производствам заводов, экспресс-лабораториям цехов;

— проведение студенческих лекционных и практических занятий по физико-химическим основам сублиматного, радиохимического, химико-металлургического производств, а также по новому направлению «Прорыв» руководителями и специалистами АО «СХК»;

— формирование у студентов практических навыков работы по специальности путем изучения основных технологических процессов проекта «Прорыв», аппаратурно-технологических схем, оборудования, принципов устройства технологического оборудования, автоматизированных систем управления технологическими процессами, а также применения современных средств контроля и аттестации продукции, аналитического контроля производства;

— формирование и закрепление знаний, умений и навыков путем вовлечения студентов в конструкторскую, рационализаторскую и изобретательскую деятельность;

— руководство научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами студентов, выполняемыми по тематике проекта «Прорыв» в рамках учебно-исследовательской деятельности на кафедрах;

— подбор тем курсового и дипломного проектирования с учетом производственной необходимости проекта «Прорыв»;

— организация всех видов практик студентов в различных подразделениях АО «СХК».

Организация системы дополнительного образования

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляется в СТИ НИЯУ МИФИ на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПКиПК), который является одним из основных структурных подразделений учебного заведения, оказывающих услуги в области дополнительного профессионального образования для атомной отрасли. Это особенно важно сегодня, поскольку развивающимся наукоемким производствам ядерно-топливного цикла необходимы специалисты, обладающие общими и специальными компетенциями, учитывающими специфику профессиональной деятельности на потенциально опасных производствах [8].

С учетом структурных изменений и реорганизации Росатома, которые привели к образованию как дочерних предприятий, так и созданию и функционированию новых производств, на ФПКиПК постоянно разрабатываются перспективные планы развития и осуществляется подготовка по новым направлениям и специальностям по требованию заказчиков.

Так, в СТИ совместно со специалистами АО «ВНИИНМ», институтом промышленных ядерных технологий НИЯУ МИФИ разработана и согласована с АО «СХК» программа обучения по плотному нитридному топливу для реакторов на быстрых нейтронах. Цель обучения — подготовка инженерно-технических работников АО «СХК», участвующих в реализации проекта «Прорыв», для работы и проведения исследований при изготовлении плотного топлива для реакторов на быстрых нейтронах, в том числе производство топливных материалов и таблеток, изготовление ТВЭЛов и ТВС.

Слушатели получают базовые и углубленные знания, осваивают необходимые профессиональные компетенции по разработке технологий фабрикации и рефабрикации плотного топлива для реакторов на быстрых нейтронах и по окончании обучения готовы к технологической, научно-исследовательской и производственной деятельности в данной области.

Программа разработана с учетом специфики используемого на АО «СХК» стандарта, определяющего основные технологические компетенции, направленные на развитие основного производства.

Кроме того, специалистами СТИ и АО «СХК» разработана программа подготовки эксплуатационного персонала модуля фабрикации-рефабрикации. Цель обучения — приобретение знаний и развитие профессиональной компетентности инженерно-технического персонала ОДЭК в области повышения эффективности производства, а также усовершенствования технологий и оборудования. Программа состоит из модулей и включает в себя обучение по следующим направлениям: технология и автоматизация предприятий ядерно-топливного цикла (ЯТЦ), обеспечение безопасности работ на предприятиях ЯТЦ, информационно-компьютерные технологии, проектное управление строительством объектов использования атомной энергии. Обучение по указанным программам способствует формированию особых профессиональных компетенций для новых производств АО «СХК».

Довузовская подготовка

Особенностями довузовской подготовки школьников является организация в СТИ интегрированной с системой среднего образования города Северской инженерной школы (СИШ). Школа создана в соответствии с Муниципальным открытым сетевым образовательным проектом «Северская инженерная школа» для формирования у обучающихся мотивированного стремления к получению профессий в естественно-научной и инженерно-технической областях.

Основной целью создания СИШ является организация системы ранней профориентации и профессиональной подготовки путем организации образовательной, проектно-исследователь-ской и опытно-конструкторской деятельности школьников на базе кафедр и научно-исследовательских лабораторий института.

Основные задачи СИШ:

— формирование у обучающихся ключевых образовательных и профессиональных компетенций технического профиля, востребованных в атомной и других приоритетных отраслях экономики ЗАТО Северск;

— формирование у обучающихся навыков практической деятельности, необходимых для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ, для овладения инженерными специальностями по выбранному профилю деятельности;

— формирование привлекательного имиджа инженерной профессии и мотивация обучающихся к выбору научно-исследовательской, конструкторской и технологической деятельности в атомной и других приоритетных отраслях экономики ЗАТО Северск;

— создание в институте условий (образовательной среды) для подготовки инженерных кадров, квалификация которых отвечает современным и перспективным потребностям ЗАТО Северск;

— адаптация будущих абитуриентов к условиям обучения в вузе, способствующая «выживаемости» контингента студентов, успешному освоению ими образовательных программ по выбранным специальностям и направлениям;

— создание условий для получения выпускниками СИШ качественного образования по инженерным специальностям (направлениям) и накопления ими рейтингового показателя, дающего право на приоритетное трудоустройство на предприятия и организации атомной и других высокотехнологичных отраслей промышленности.

Решение поставленных задач сопровождается организацией проектной деятельности обучающихся школ города — участников сетевого проекта, причем эта деятельность тесно увязана с выполняемой в институте научно-исследовательской работой. Основные направления проектной деятельности: Геотехнологическое направление; Машины, механизмы и инженерные конструкции; Химико-технологическое направление; Математическое моделирование технологий атомной отрасли; Робототехника и автоматизация; Аддитивная газофазная металлургия (3D-печать). Кроме того, были реализованы проекты на базе школ города, в которых ученые СТИ НИЯУ МИФИ выступали в качестве научных консультантов. Осенью 2017 г. на базе СТИ НИЯУ МИФИ был открыт проектный офис «ЛабИРиНТ» (Лаборатория инженерных ресурсов и научного творчества), на базе которого реализуется курс «Я — инженер» для малых проектных групп обучающихся 8-х классов при поддержке госкорпорации «Росатом».

Таким образом, через систему профориентационной работы обучающимся школ предоставляется возможность заблаговременного и осознанного выбора будущей профессии, места трудовой деятельности и вуза, усиливается и закрепляется мотивация на работу по избранной профессии, что, несомненно, способствует повышению качественного уровня абитуриентов и, соответственно, студентов, готовящих себя к профессиональной деятельности в атомной отрасли.

Заключение

Специфика профессиональной деятельности на потенциально опасных производствах — высокая психологическая напряженность, высокая степень автоматизации управления производственными циклами, при которой большая часть информации о протекающих процессах, скрытых от непосредственного восприятия оператором, выводится на панели в цифровом и символьном виде. Как следствие, это требует высокой профессиональной подготовленности специалистов, обладающих пониманием целостности и взаимосвязи производственных процессов, развитым образным визуальным мышлением, позволяющим за лаконичностью и символьностью (виртуальностью) информации мысленно видеть протекающие производственные процессы и в случае нештатных ситуаций быстро анализировать возможные варианты принятия решений. Поэтому обучение в СТИ НИЯУ МИФИ организуется на основе современных интерактивных и мультимедийных технологий с применением моделирования ключевых технологических процессов замкнутого топливного цикла. К образовательной деятельности привлекаются высококвалифицированные научно-педагогические работники НИЯУ МИФИ, имеющие ученые степени и звания, а также сотрудники предприятий ГК «Росатом», имеющие большой опыт в решении инновационно-технологических задач атомной отрасли.

Образовательный процесс обеспечен необходимыми материально-техническими ресурсами: оборудованными современной техникой аудиториями, учебными кабинетами и лабораториями, компьютерными классами, библиотекой.

Наряду с материально-технической базой СТИ используется материально-техническая база иных структурных подразделений НИЯУ МИФИ, а также материально-техническая база АО «СХК» и других организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей программы в рамках реализации сетевых образовательных программ, договоров о научно-образовательном сотрудничестве.

Таким образом, создание в СТИ необходимых организационных, учебно-методических и материально-технических условий обеспечивает эффективность системы подготовки и переподготовки специалистов для проекта «Прорыв», способствует повышению качества подготовки путем формирования у обучающихся компетенций, необходимых для практической реализации инновационного цикла, включающего формулирование идеи и обоснование принципа действия, проектирование и конструирование, производство и эксплуатацию применительно к широкому спектру наукоемких изделий, систем, способов, технологий и технологических процессов, а также компетенций, требуемых для инжинирингового сопровождения жизненного цикла предприятий ядерно-топливного цикла.

Литература

1. Проектное направление «Прорыв» [Электронный ресурс]. URL: http://pnonyv2020.nu/o-pnoekte/.

2. Северский технологический институт [Электронный ресурс]. URL: http://www.ssti.nu/.

3. Отраслевая экспериментальная площадка Министерства Российской Федерации по атомной энергии «Центр ядерно-технического образования» / А. Н. Жиганов, Б. М. Кербель, О. П. Медведев, А. А. Щипков // Научно-инновационное сотрудничество : сб. науч. тр. науч.-техн. конф. по межотраслевой программе сотрудничества между Минобразования России и Минатомом России / Научная сессия МИФИ-2003. М., 2003. Ч. 2. С. 129-130.

4. Жиганов А. Н., Кербель Б. М., Медведев О. П. Системное проектирование ядерно-технического образования // Инженерное образование. 2004. № 2. С. 104-113.

5. Образовательный кластер корпоративной системы подготовки высококвалифицированных кадров для атомной отрасли на территории Сибири и Дальнего Востока России / А. Н. Жиганов, Б. М. Кербель, И. А. Цепаева, С. А. Карпов // Актуальные проблемы урановой промышленности : сб. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. Алматы, 2008. С. 442-445.

6. Носков М. Д., Андреев В. А. Состояние и перспективы научно-исследовательской и инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 48-51.

7. Kanpov S. A., Kenbel B. M., Nedospasova O. P. Fund of assessment tools fon final testing: fnom common fonmat justification to pnactical use // Integnation of Education. 2015. Vol. 19, № 4. P. 35-44. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.035

8. Медведева М. К. Комплексное применение электронных дидактических средств в естественнонаучной подготовке бакалавров для атомной отрасли : дис. ... канд. пед. наук. Томск. 2009.

References

1. Proektnoe napravlenie «Proryv» [Design direction "Breakthrough"]. Available at: http://proryv2020.ru/o-proekte/. (In Russian).

2. Severskij tekhnologicheskij institut [Seversk Institute of Technology]. Available at: http://www.ssti.ru/. (In Russian).

3. Zhiganov A. M. Kerbel B. M., Medvedev O. P., Shchipkov A. A. Otraslevaya eksperimental'naya ploshchadka Ministerstva Rossijskoj Federacii po atomnoj energii "Centr yaderno-tekhnicheskogo obrazovaniya" [Sectoral experimental site of the Ministry of the Russian Federation for Atomic Energy "Center for Nuclear Engineering Education"]. Collection of scientific papers of the

scientific and technical conference on the inter-sectoral program of cooperation between the Ministry of Education of Russia and the Ministry of Atomic Energy of Russia. Scientific and innovative cooperation. Scientific session MEPhI-2003. Moscow, 2003, pant 2, pp. 129-130. (In Russian).

4. Zhiganov A. M. Kenbel B. M., Medvedev O. P. Sistemnoye pnoyektinovaniye yadenno-tekhnicheskogo obnazovaniya [System design of nuclear technical education]. Engineering education, 2004, no. 2, pp. 104-113. (In Russian).

5. Zhiganov A. M. Kenbel B. M., Tsepaeva I. A., Kanpov S. A. Obnazovatel'nyj klasten konponativnoj sistemy podgotovki vysokokvalificirovannyh kadnov dlya atomnoj otnasli na tennitonii Sibini i Dal'nego Vostoka Rossii [Educational clusten of the conponate system of tnaining highly qualified pensonnel fon the nuclean industny in the tennitony of Sibenia and the Fan East of Russia]. Collection of reports of the V International Scientific and Practical Conference "Actual problems of the uranium industry'. Almaty, 2008, pp. 442-445.

6. Noskov M. D., Andneev V. A. Sostoyanie i penspektivy nauchno-issledovatel'skoj i innovacionnoj deyatel'nosti [State and pnospects of neseanch and innovation activities]. Higher education in Russia, 2009, no. 7, pp. 48-51. (In Russian).

7. Kanpov S. A., Kenbel B. M., Nedospasova O. P. Fund of assessment tools fon final testing: fnom common fonmat justification to pnactical use. Integration of Education, 2015, vol. 19, no. 4, pp. 35-44. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.035

8. Medvedeva M. K. Kompleksnoe pnimenenie elektnonnyh didakticheskih snedstv v estestvennonauchnoj podgotovke bakalavnov dlya atomnoj otnasli [Complex application of electnonic didactic means in natunal-science tnaining of bachelons fon the nuclean industny]. Ph. D. thesis. Tomsk, 2009.

КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ, ОСНОВАННАЯ НА ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАКТИКАХ

INTEGRATED MODEL OF NETWORK COLLABORATION FOR EDUCATION OF PROSPECTIVE SCHOOL STUDENTS, BASED ON BEST RUSSIAN AND INTERNATIONAL PRACTICES

Введение. Отличительной особенностью развития современной системы образования в мире является ее глобализация, интернационализация и развитие разнообразных механизмов сетевого взаимодействия. В связи с этим для формирования системы работы с одаренными детьми недостаточно накопленного опыта российской системы образования. В целях подготовки высококвалифицированных специалистов-инженеров, востребованных на международном рынке, необходимо внедрение лучших практик международного образования в систему дополнительного образования детей.

Методология. Для разработки новых форматов по работе с одаренными детьми необходима комплексная интегрированная модель сетевого взаимодействия, обеспечивающая расширение доступа обучающихся к знаниям и уникальным практическим навыкам за счет вовлечения ресурсов и организационных механизмов организаций- партнеров.

Такую модель возможно построить с опорой на лучшие международные практики в области STEM-образования (Science — Technology — Engineering — Mathematics: наука — технология — инженерия — математика]. Известно, что за рубежом активно развиваются методики, локации и программы по дополнительному образованию в сфере научно-технического творчества (НТТ).

Результаты исследования. В данной статье рассмотрены механизмы работы с одаренными детьми, основанные на лучших российских и международных практиках, реализуемые в режиме сетевого взаимодействия между АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум» и Томским политехническим университетом (ТПУ).

Результаты комплексной интегрированной модели иллюстрируют следующие механизмы по работе с одаренными детьми:

• разработка и реализация совместной образовательной программы «Электронная инженерия. Умный дом» между ТПУ и «Кванториумом»,

УДК/UDC 37.013

Л. Н. Ларина

L. Larina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.