Научная статья на тему 'Корпоративное гражданство. Российские реалии'

Корпоративное гражданство. Российские реалии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративное гражданство. Российские реалии»

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО

КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО. РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Б. С. БАТАЕВА,

доцент Финансовой академии при Правительстве РФ

Во всем мире наблюдается рост интереса к социальной ответственности бизнеса и к корпоративному гражданству. Россия в условиях глобализации рынков не может остаться в стороне от этого процесса. Хотя очевидно, что некоторый период вызревания общество и компании еще должны пройти в своем развитии, чтобы «дойти» до понимания необходимости социально ответственного поведения. Это напоминает ситуацию 6-7-летней давности, когда зарубежные специалисты нас обучали элементарным понятиям корпоративного управления. Тогда специалисты компании Tasis на семинарах объясняли, в частности, необходимость независимых директоров и их функции. Помнятся выступления представителей компаний, которые не соглашались и доказывали обратное. А сегодня привлечение независимых директоров в советы директоров стало обычной практикой российских компаний.

Что же понимается под корпоративным гражданством?

Корпоративное гражданство — это форма социально ответственного поведения бизнеса. При этом социально ответственное поведение бизнеса - есть добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанных напрямую с основной деятельностью компании и выходящих за рамки определенного законом минимума1. Кроме того, можно сформулировать определение корпоративного гражданства как своего рода «сделку», договор «между бизнесом и обществом/государством,

1 Более конкретизированное определение социальной ответственности мы можем встретить в информации, предоставляемой в этой области Всемирным банком. Согласно позиции его специалистов социально ответственное поведение - есть обязательство бизнеса, взятое на себя самостоятельно, поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местными сообществами и обществом в целом с целью улучшения качества жизни, путем действий полезных как для бизнеса так и для развития общества в целом (информация, представляемая World Bank).

в котором бизнес за ответственное отношение к общественным нуждам рассчитывает на определенные преимущества»2. Сама концепция корпоративного гражданства зародилась в середине 1980-х. Она подразумевала сравнение поведения корпораций с поведением граждан, реализующих свою ответственность перед обществом. Как писал патриарх корпоративного гражданства Крейл Смит: «...обычно компании добавляют «ценности» в общество неосознанно. Если они идут на это сознательно, это и есть корпоративное гражданство»3.

Однако мы позволим себе не согласиться. Так, любой гражданин имеет права и обязанности различного рода. Одна из его обязанностей - не нарушать законов и т.д. Но у него нет обязанности помогать ближнему своему, тратить часть своего дохода на сирот, инвалидов и прочих нуждающихся. Это скорее относится к теории «разумного эгоизма», суть которой заключается в следующем постулате: поступай с людьми так, как ты бы хотел чтобы обращались с тобой другие; делай добро людям и завтра они ответят тебе тем же. При этом основной стимул - не человеческая вселенская любовь ко всем, а эгоистические взгляды, желание устроить вокруг себя общество таким образом, чтобы тебе было удобно и комфортно работать и процветать в этой обстановке. По мнению автора, именно такое поведение следует вкладывать в понятие корпоративного гражданства и социальной ответственности.

С кем же контактирует компания в процессе своей деятельности и чьи интересы она должна учитывать, с кем необходимо сознательно выстраивать отношения? Это, помимо акционеров, потребители, работники, поставщики (партнеры), местные сообщества. Иными словами, то, что вхо-

2 Симпсон С. Социальное измерение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса. 2001. С. 25.

3 Симпсон С. Социальное измерение в бизнесе. Как сделать

корпоративное гражданство выгодным для бизнеса. 2001. С. 26.

дит в понятие заинтересованных сторон. В зарубежной литературе их еще называют stakeholders4. Однако не все так однозначно. Существует целая группа экономистов, ярким представителем которых является Милтон Фридман, которые считают, что производить прибыль — есть основная цель предприятия, и в этом смысле через удовлетворение потребностей акционеров и проявляется социальная ответственность. Следовательно, компании не должны заботиться об интересах stakeholders. Автор считает, что данный подход не соответствует реалиям настоящего времени.

Не углубляясь в детали учета интересов работников, поставщиков, акционеров, которые и так ясны, остановимся на способах взаимодействия с местными сообществами. Их еще называют партнерством. В целом, воздействие корпорации на окружающую среду с целью обеспечения социальной ориентации осуществляется через три следующих вида деятельности: благотворительность, корпоративное волонтерство; социальные программы. Остановимся на них более подробно.

Благотворительность. Вопрос благотворительности является наиболее простым и в то же время наиболее спорным с точки зрения экономической теории. Что представляет собой благотворительность? Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Если заглянуть в Энциклопедию 1969 г. издания, то в ней термин «благотворительность» отсутствует, а объясняется только термин «филантропия». Причем филантропия отождествляется с капиталистическим способом производства, борьбой двух классов и т.п. «Филантропия (благотворительность) - помощь, оказываемая некоторой части неимущего населения отдельными представителями эксплуататорских классов и специальными буржуазными организациями, главным образом, с целью отвлечения трудящихся от классовой борьбы. Филантропия иногда используется компаниями для укрытия фактических размеров своих прибылей и уклонения от налогообложения (перевод средств в благотворительные фонды и т.п.). Иными словами, благотворительность присуща рыночной экономике для снижения противоречий в области расслоения населения, помощи инвалидам и т.п.

Следует отметить, что в развитых странах наблюдается неоднозначное отношение к благотворительности и ее необходимости. Так американский экономист Мюрей Н. Ротбард считает, что бла-

4 Некоторыми выделяется еще одна группа - будущие поколения.

готворительность развращает получателей. В своей книге «Власть», которая вышла в Нью-Йорке в том же году, что и Энциклопедия, указанная выше, пишет, что благотворительность приведет к «возникновению касты, живущих только на общественный счет. И мало того, что они будут получать свои пособия по праву. Политика поощрения паразитизма приведет к увеличению этой группы ,..»5. Не соглашаясь с ним в основной постановке проблемы, автор согласен с ним в другом. В частности, он пишет, что благотворительность не должна идти по указке государства, «принудительная благотворительность» является тяжким бременем для производства и что государство не должно являться распределителем этих услуг. Автор согласен, что благотворительность не должна идти по указке государства, но оно могло бы быть инициатором и организатором данного процесса при полной свободе выбора экономическими агентами.

Это, что касается теории. В российской практике под благотворительной деятельностью понимается любой факт выделения средств или передачи продукции, не связанный с коммерческой деятельностью предприятия. Сюда включаются и помощь пенсионерам предприятия, и материальная помощь обратившимся, и бесплатные услуги своим работникам6. В этой роли благотворительность выполняет функцию компенсации социально незащищенным слоям населения, а не является инструментом воздействия на будущее состояние общества.

В развитых странах, как правило, имеет место эффективное планирование благотворительной деятельности, осуществляется выделение приоритетов, критериев оценки. Корпорации в соответствии с данными приоритетами перечисляют средства некоммерческим организациям (далее - НО) или специализированным благотворительным фондам. Это тот случай, когда благотворительность - это уже не только акт удовлетворения чьих-то чувств в виде сопричастности к «благому делу», но и «эгоистическое» вложение капитала. Таким образом, благотворительная деятельность подпадает под определение социальных инвестиций, широко применяемое в западной экономической литературе7 .

5 Ротбард М.Н. Власть / Пер. Б.С. Пинскера, М.: ООО «Социум», 2002, Стр. 337.

6 Автор не согласен с тем, что услуги работникам предприятия относятся к благотворительности. Автор считает, что это затраты на покупку рабочей силы на рынке труда.

7 Согласно Американскому толковому словарю инвестиции — это вложения средств с целью извлечения прибыли или укрепления власти и авторитета.

При этом в ответ на «доброе дело» корпорация получает результат, выражающийся в следующем: улучшении имиджа компании на местном и национальном уровне;

освещении деятельности в средствах массовой информации;

улучшении взаимоотношений с инвесторами; ассоциировании с высококачественным и престижным предприятием; привлечении новых клиентов; привлечении новых работников; большем объеме продаж, укреплении позиции на рынке, улучшении внутрифирменных взаимоотноше-• нийит.п.

Иными словами, корпоративной благотворительностью называется активное участие коммерческих организаций в жизни сообщества, направленное на улучшение этой жизни и решение общих проблем и в то же время согласующееся с коммерческими планами предприятия.

Корпоративное волонтерство. Под корпоративным волонтерством подразумевается участие сотрудников компании в работе на благо местных сообществ на добровольной основе либо по направлению компании.

В первом случае работники осуществляют волонтерскую деятельность самостоятельно. Хотя компании могут поощрять своих сотрудников в такого рода деятельности и использовать как рекламную акцию. Так, компания EDS (Electronic Data Systems Corp.) с целью подведения итогов работы добровольцев проводит ежегодно Всемирный день волонтерского труда, который проводится более чем в 30 странах, где расположены ее филиалы.

Во втором случае компания направляет своих сотрудников в качестве временных работников в" организации, работающие над решением проблем местного сообщества. Это могут быть юристы, бухгалтеры и т.п. Работники направляются как единично, так и целыми группами. Так, компания Levi Strauss создает мобильные команды для участия в делах местных сообществ, а Н. В. Füller создает советы по делам местных сообществ. Аналогично поступает и российская компания «СУАЛ-хол-динг». Так, в ней созданы рабочие группы для решения проблем формирования муниципального бюджета, практикуется делегирование менеджеров компании во властные структуры8.

8 Отчет Ассоциации менеджеров по результатам конференции от 28 марта 2003 г. «Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха» (www.arm.ru).

В целом, волонтерская деятельность представляет собой:

организацию программ пожертвований в денежной и натуральной формах (например, в виде грантов);

организацию сбора пожертвований на рабочем месте (сотрудники вносят посильных вклад, а копания долевой);

индивидуальную групповую деятельность в благотворительном проекте на условиях частичной занятости (например, оплачиваемое .освобождение на 100 ч на период реализации проекта местного сообщества); личную волонтерскую деятельность (в качестве бухгалтера, юриста) на добровольной ос-- нове;

управление деловыми связями компании с местными организациями (например, помощь в развитии компаний-поставщиков, принадлежащих представителям этнических меньшинств) и т.п.

Социальные программы. Социальные программы предприятий — специфическая область управления компаниями, представляющая собой разработку, реализацию и оценку социальной сферы, направленных на повышение значимости компании в деловом сообществе, властных структурах и общественных кругах.

По субъектам исполнения программы подразделяются на:

собственные программы компаний; программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

программы партнерства с некоммерческими организациями, программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями. По направлениям деятельности они подразделяются на:

программы по развитию персонала; программы, связанные с природоохранной деятельностью и ресурсосбережением; программы по развитию местного сообщества; программы по распространению добросовестной деловой практики между соучастниками компании.

Программы по развитию персонала подразумевают обучение и профессиональное развитие работников, предоставление социального пакета, схемы мотивации труда, создание условий отдыха и досуга. Программы в области природоохранной

деятельности включают в себя деятельность по экономичному потреблению природных ресурсов, предотвращению загрязнения окружающей среды, экологически безопасных транспортных перевозок, мероприятия по озеленению территорий, проведение экологического аудита и пр. Программы, связанные с развитием местного сообщества, представляют собой:

акции поддержки пенсионеров, инвалидов, детей из нуждающихся семей; поддержание объектов культурно-исторического значения;

спонсорскую поддержку спортивных, образовательных, организаций культуры и искусства; поддержание социально значимых исследований.

Все эти программы, а также многие другие, которые осуществляют компании в целях распространения этичного отношения к акционерам, партнерам, поставщикам, клиентам, можно обобщить емким термином «добросовестная деловая этика».

Само собой разумеется, что необходимо наличие определенной инфраструктуры в виде наличия НО, общественных организаций и профессиональных объединений, способных к сотрудничеству с компаниями в данной области.

Российский опыт корпоративного гражданства

Анализ практики позволяет утверждать, что российские компании начинают рассматривать социальную ответственность как часть бизнес-стратегии, а себя — как корпоративных граждан. Это такие компании, как ЮКОС, Интеррос, Роснефть, Альфа-банк и многие др. Корпоративные стратегии этих компаний уже включают вопросы развития и управления отношений с работниками, местными сообществами, НО, органами власти.

Приведем в качестве примера компанию «ЮКОС». В компании с 2000 г. действует Социальная программа, принятая при активном участии Межрегиональной профсоюзной организации. Одно из важнейших направлений этой программы - улучшение условий труда. В рамках этой программы за период с 2000 по 2001 г. для нефтяников было поставлено 706 мобильных бытовых комплексов. Кроме того, в Компании действует программа «Ветеран» по оказанию помощи работникам компании при переезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий на Большую зем-

лю (участниками программы являются более 35 тыс. человек).

Другой программой, имеющей общероссийское значение, является создание региональных центров Интернет-образования (всего планируется открыть 50 центров). В рамках этой же программы действует проект компьютеризации десятков региональных школ. Помимо этого ЮКОС ежегодно выделяет именные стипендии наиболее одаренным студентам и аспирантам. Действует большое число других программ. В целом, компания за 2001 г. вложила в социальные программы «средства на сумму 45 млн евро, из них —1,1 млн евро на программу социальных фантов (совместно с британским фондом САР) и 1,2 млн евро на программы развития местных сообществ (совместно с фондом «Евразия»)9.

Компания «Интеррос» также осуществляет социальные программы. Основные направления деятельности этой компании - программы в области образования и сохранения культурного наследия. В области образования первым проектом была Северная стипендиальная программа, предусматривающая выплату стипендий студентам, обучающимся в населенных пунктах Норильска, Таймыра и нескольких населенных пунктах Кольского полуострова. Другой проект в рамках образования — Федеральная стипендиальная программа. Цель - поддержать на основе конкурсного отбора студентов, умеющих нестандартно мыслить и обладающих незаурядными способностями. Всего за период 2002-2003 уч. гг. планировалось назначить стипендию 1260 студентам из 60 государственных вузов страны. Группа «Интеррос» осуществляет также стипендиальную программу школьников - победителей международных олимпиад по учебным предметам и другие программы в области образования.

Программа по сохранению культурного наследия включает, прежде всего, программу поддержки развития Государственного Эрмитажа, спонсорство в открытии выставочного комплекса «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе (США), восстановление исторического памятника — Колесницы Славы на арке Главного Штаба в г. Санкт-Петербург, приобретение для Эрмитажа картины русского авангардиста Казимира Малевича «Черный квадрат» и некоторые другие проекты. К проектам по сохранению культурного наследия следует также отнести совместный с Российской государственной библиотекой издательский проект «Культурное наследие России из собраний РГБ». В рамках этого проекта уже вышли книги: «Карты земель российских: очерк истории

9 Коновалова Л. Международные аспекты социальной ответ-

ственности бизнеса / Бизнес и общество. 2003. № 16-17. Стр. 41.

изучения и картографирования нашего Отечества», «Образ Москвы XXIII века: город и человек», «Русская провинция», «Книга в семье Романовых». Аналогичные примеры можно привести и в отношении некоторых других компаний.

Однако следует отметить, что социально ответственное поведение демонстрируется компаниями большей частью в области благотворительных программ. В то время как другие аспекты, в частности полная и своевременная уплата налогов, этичное отношения к клиентам, вопросы загрязнения окружающей среды, остаются без внимания.

Следующий вопрос, который требует рассмотрения для характеристики российской практики социально ответственного поведения, - наличие развитого гражданского общества. В России происходит постепенное формирование гражданского общества — необходимого партнера компаний в процессе реализации себя как корпоративных граждан. Наблюдается рост числа НО, цель которых содействовать развитию корпоративной социальной ответственности, внедрять международные стандарты ведения бизнеса в практику компаний соответствующего региона, координировать ресурсы, направляемые на благотворительные цели, и обеспечивать обратную связь.

В настоящее время на территории РФ уже действуют Фонд «Евразия», НО «Северно-Западный центр общественного развития» в г. Великий Новгород, Благотворительный фонд развития г. Тюмени, Тобольский благотворительный фонд развития социальных инициатив и многие, многие другие. Некоммерческие организации начинают играть ведущую роль в жизни местных сообществ. Причем не только как благотворители и филантропы, но и с точки зрения пропаганды социально ответственного поведения. В результате, по ориентировочным оценкам, российские компании самостоятельно, а также в партнерстве с НО тратят в среднем от 350 млн до 1,5 млрд дол. США в год10.

В заключение необходимо остановиться на роли государства в данном процессе.

Зарубежные страны имеют разнообразный опыт роли государства в осознании бизнесом своей социальной ответственности, а также реализации партнерства между бизнесом и государством при решении социальных проблем. Так, в США частный капитал составляет финансовую основу социальных программ, в то время как в Германии и Швеции — государственный.

10 Бачинская Т. Управление по слабым сигналам / Бизнес и общество. 2003. № 16-17. Стр. 3.

В России в настоящее время наблюдается ситуация, подобная той, которую США пережили в начале 1970-х, когда государство, по существу, инициировало социально ответственное поведение корпораций" . Однако необходимо отметить ту опасность, которая кроется при таком решении данного вопроса. Согласно социологическим опросам в России сложилось неоднозначное отношение к крупным предпринимателям и крупному бизнесу. Как показал опрос, проведенный компанией «РОМИР-Мониторинг» по заказу «Ведомостей» в 2003 г., 74% опрошенных считают полностью или частично негативной роль крупных предпринимателей в истории прошлого десятилетия, а 77% -применительно к нынешнему периоду. И те же 77% опрошенных считают, что итоги приватизации нуждаются в полном или частичном пересмотре, т.е. фактически выступают за денационализацию12.

В этих условиях возникает опасность использования властью (а точнее сказать — отдельной кучкой людей , стоящих у власти) недовол ьства населения для давления на бизнес. Причем не с целью принятия на себя последним социальной ответственности, а в корыстных целях (для передела уже поделенной собственности). При этом социальные проблемы общества могут использоваться как ширма для достижения частных интересов. В связи с этим возникает угроза дискредитации объективно необходимой и социально полезной деятельности — корпоративного гражданства.

Таким образом, можно сделать вывод, что российские компании начинают осознавать себя корпоративными гражданами, хотя они еще сильно отстают в этих вопросах от компаний развитых стран. Путь решения социальных проблем, по которому пойдет Россия (американский или немецкий), покажет время. Возможно, это будет нечто среднее. Однако только при прозрачных, понятных и справедливых правилах игры, при обоюдном соблюдении этических норм и свобод, государство может стать катализатором данного процесса в обществе. А это требует порой неоднозначных и ответственных шагов от власти. Для этого ей (власти) необходимо заработать критическую массу доверия в обществе, чтобы ее положительные начинания были восприняты. Только в этом случае мы добьемся не только развитой экономики, но и процветающего здорового общества в нашей стране.

11 В США в 1977 г. Конгресс принял документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в те территории, на которых они оперируют. Правительство выделило каждому банку «подшефную территорию» и прикрепило к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы.

12 Ведомости. № 125 от 18.07.1903. Стр. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.