УДК 930
ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КОРПОРАТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА
© 2016 Н. И. Горлова
канд. ист. наук, кафедра менеджмента и маркетинга спортивной индустрии e-mail: [email protected]
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья посвящена историческому экскурсу становления корпоративного волонтерства. При этом определены основные черты российской модели корпоративного волонтерства и перспективы его развития.
Ключевые слова: корпоративное волонтерство, корпоративная социальная ответственность, волонтерство.
Корпоративное волонтерство - важный инструмент поддержания социальной активности компании и формирования устойчивых отношений с государством и местными сообществами. Опыт передовых компаний убедительно доказывает, что корпоративное волонтерство является важным инструментом как для значимых социальных изменений, так и для построения корпоративных коммуникаций. Сегодня программы корпоративного добровольчества, которые грамотно и хорошо организованы, открывают перед организацией один из самых успешных и рентабельных векторов развития бизнеса.
Корпоративное волонтерство в России обладает своими отличительными особенностями, которые определяются совокупностью внешних и внутренних факторов, включая исторические и культурные традиции социума, социально-экономические, политические условия развития, а также влиянием международных тенденций и распространением лучших практик организации.
Опыт ведущих как зарубежных, так и отечественных компаний подтверждает, что корпоративное волонтерство - это один из двигателей значимых социальных изменений, а также важный элемент выстраивания корпоративных коммуникаций в организации. Существует множество мнений и разногласий относительно роли корпоративного волонтерства в стратегии компании. Менеджеры крупных российских предприятий воспринимают корпоративное волонтерство как неотъемлемую часть деятельности организации и важный компонент корпоративной социальной ответственности.
Спектр трактовок понятия корпоративного волонтерства достаточно широк. Так, например, целый ряд специалистов и организаций склоняются в пользу его русскоязычного синонима «корпоративное добровольчество» и сознательно не используют в повседневных практиках понятие «корпоративное волонтерство» [Краснопольская 2012: 37].
Однако, на наш взгляд, обе формулировки идентичны друг другу и могут применяться абсолютно равнозначно в качестве синонимов. Итак, давая определение термину «корпоративное волонтерство» важно остановиться на следующих его толкованиях, распространенных в современной научной литературе:
1. Корпоративное волонтерство - это привлечение коллектива организации к различным благотворительным мероприятиям, организатором которых выступает как сама компания, так и сторонние организации.
2. Корпоративное волонтерство - это добровольное участие сотрудников в различных социальных проектах, реализуемых в рамках компании.
3. Корпоративное волонтерство - это партисипация коллектива в добровольной работе своей компании, которая организуется и проводится при ее непосредственной поддержке в формате различных социальных программ.
4. Корпоративное волонтерство - это любые формы поддержки и поощрения компанией участия своих работников, а также членов их семей в жизни местного сообщества (или в социальных программах большего масштаба) в качестве добровольцев по оказанию безвозмездных социальных, юридических, образовательных, медицинских и иного рода услуг.
Анализируя причины возникновения корпоративного волонтерства в отечественных компаниях, можно утверждать, что первой и наиболее важной из них является укрепление тенденции развития корпоративной социальной ответственности организации. Не менее значимая причина связана с желанием развивать корпоративную культуру в компании, повысить внутреннюю лояльность коллектива организации, укрепить в сотрудниках идею социальной ответственности, стабилизировать командообразующие связи. Наряду с этим инициатива развития корпоративного волонтерства со стороны руководящего корпуса продиктована желанием максимально раскрыть потенциал коллектива, лидерские качества сотрудников, дать возможность для самореализации не только профессиональных, но и личностных компетенций. Еще одной из значимых причин развития корпоративного волонтерства является стремление сотрудников реализовывать волонтерские мероприятия внутри и под эгидой компании.
Отечественные эксперты называют следующие причины распространения корпоративного волонтерства в российских компаниях: выход организации на новый уровень развития; личная инициатива руководителей верхнего звена; наличие разнообразных программ корпоративной социальной ответственности, популяризация волонтерского движения и вовлечение в практику добровольческой деятельности сотрудников компании.
Так, по мнению И. Екушевского, бизнесмена и руководителя «Клуба волонтеров», в России желание заниматься добровольчеством скорее всего продиктовано данью общим современным тенденциям. Немаловажную роль здесь играет и конкуренция, при которой победителем оказывается тот, кто выступает инициатором эффективных социальных инициатив.
Имея весомый ресурс в виде сотрудников, компания, в случае ее заинтересованности социальной проблематикой, может с легкостью вовлечь коллектив в добровольческие практики. И. Екушевский отмечает тенденции, характерные для большинства российских компаний в формировании собственного пула активных сотрудников - участников добровольческой деятельности и их привлечении в собственные волонтерские проекты и программы. Реализация волонтерских программ, направленных на раскрытие добровольческого потенциала сотрудников, - ключевое направление деятельности российских компаний в области устойчивого развития.
Российские компании взяли курс на разработку корпоративной концепции волонтерской программы, отражающей базовые принципы деятельности компании в определенной сфере деятельности. Обобщая практику волонтерских программ, можно выделить следующие направления: развитие, поддержка и профессиональная ориентация воспитанников школ-интернатов и детских домов; поддержка малоимущих семей и людей пожилого возраста; донорство крови, помощь пострадавшим в
чрезвычайных ситуациях; участие в экологических волонтерских инициативах и др. Сотрудники компании могут принимать участие в профориентационных мероприятиях для воспитанников интернатов и детских домов; участвовать в сборе пожертвований для благополучателей; участвовать в днях донора, организуемых в офисах компании; принимать участие в экологических акциях и др.
Чаще всего программы нацелены на поддержку семьи и детей, защиту окружающей среды, поддержку здоровья и пропаганду здорового образа жизни. Наиболее распространенными формами корпоративного волонтерства в российских компаниях является адресная помощь нуждающимся (в том числе физическая) и сбор средств для помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В российских офисах международных корпораций, помимо этого, распространены грантовые программы, организация обучения и т. п., которые в отечественных компаниях используются крайне редко.
Основными благополучателями программ корпоративного волонтерства являются конкретные нуждающиеся и муниципальные и государственные учреждения (детские дома и дома престарелых, больницы и другие). Многие волонтерские программы касаются отдельных населенных пунктов, в которых сотрудники компаний занимаются уборкой и благоустройством территории, высадкой зеленых насаждений и т. п.
Заместитель директора департамента по связям с общественностью «РусГидро» Елена Вишнякова считает участие в волонтерских программах прекрасной возможностью для реализации внутренней потребности человека помогать другим и способствовать развитию общества.
В целом заинтересованность российского общества в добровольческой деятельности начала набирать обороты с начала 90-х гг. ХХ столетия, благодаря созданию и активным практикам НКО, работающих в самых различных сферах жизни социума (здравоохранение, культура, образование, помощь нуждающимся пожилым людям, спорт, помощь инвалидам и детям, а также другим категориям незащищённых слоёв населения). Постепенно оформляется системный подход к поддержке волонтерства в России. Мощным толчком для развития добровольческих практик в нашей стране стали первые демократические преобразования в начале 90-х гг. прошлого столетия, следствием которых стали в том числе и новые формы самоорганизации граждан, так называемого некоммерческого «третьего» сектора [Перегудов 2008: 54].
Говоря о России, очень сложно назвать точную дату появления корпоративного волонтерства. Однако большинство экспертов отмечают, что его мощное развитие наметилось в середине 2000-х гг., точнее после кризиса 2008 г.
По мнению О. В. Решетникова, большинство местных сообществ в нашей стране образованы вокруг градообразующих предприятий, как следствие, это влияет на уровень ответственности таких компаний перед их представителями. Повышенные социальные обязательства перед членами местных сообществ со стороны предприятий формируют заботливое отношение к окружающей среде (строительство, ремонт и поддержка социальной инфраструктуры) и, что нередко происходит, формируют на локальном уровне социально-культурный климат, влияют на духовные и социальные потребности [Решетников 2010: 21].
По оценке Н. Каминарской (исполнительный секретарь Форума доноров, 2011 г.), развитие корпоративного волонтерства в нашей стране в последние годы во многом опередило частную и институциональную благотворительность. Компании на сегодняшний момент уже накопили разнообразный опыт в содействии решению различных социальных вопросов, диапазон которых - от опеки детей-сирот и
поддержки науки до помощи незащищенным слоям населения и комплексного развития территорий.
Немаловажным фактом в пользу развития корпоративного добровольчества выступает и то, что одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества. Как следствие, с этим связано формирование новых направлений социального партнерства между государством и коммерческим сектором экономики, которые предусматривают совместную реализацию проектов по развитию человеческого капитала.
Еще в 2011 г. А. Шадрин (заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации) обращал внимание на то, что российский бизнес готов «вкладываться» не только в социальные программы, ориентированные на собственных сотрудников, но и в общее улучшение социальной среды и повышение качества жизни местного сообщества в тех городах и регионах, в которых развивается предприятие. Для крупных и средних предприятий участие в формировании благоприятной социальной среды оказывается все более важным как с точки зрения привлечения новых кадров, так и в целях повышения удовлетворенности уже работающих сотрудников. По мнению А. Шадрина, это положительным образом сказывается на снижении рисков долгосрочного развития компаний и росте их капитализации.
С 2011 г. проводится Московский международный форум «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество». Организаторы и участники его обсуждают на площадках форума с представителями крупного и среднего бизнеса вопросы развития корпоративной благотворительности, интересуясь мнением последних о возможных способах привлечения сотрудников к участию в благотворительных акциях и мероприятиях, а также о взаимодействии государства, бизнеса и НКО.
В конце 2011- начале 2012 г. Центром развития филантропии «Сопричастность» в рамках гранта Института общественного проектирования было проведено исследование корпоративного волонтерства в России. Анализ результатов показал, что корпоративное волонтерство в неструктурированной форме существует в России уже на протяжении 10 лет, но только в последние годы оно стало носить более формализованный характер. В нашей стране оно в основном представлено как элемент корпоративной социальной стратегии с целью укрепления корпоративной культуры организации. Директор Центра И. Краснопольская указывает на значительные трудности, которые встречаются в организации практики вовлечения сотрудников в добровольческую деятельность, связанные с недостатком навыков общения с целевой аудиторией волонтерских проектов (дети-сироты, люди с инвалидностью) [Краснопольская 2012: 45].
В 2014 г. был создан Национальный совет по корпоративному волонтерству в составе более 200 российских компаний. Сфера интересов участников Совета достаточно разнообразна: от экологических проблем и организации мероприятий, посвященных данной проблематике, до проведения конкурсов на лучший волонтерский проект «Чемпионы добрых дел».
В 2015 г. с сентября по декабрь в Москве прошел VII Московский гражданский форум, участники которого высказали предложение объединить российские крупные корпорации для обучения волонтерской деятельности посредством создания обучающих программ. Управляющий директор фонда «Общественное мнение» Е. Петренко отмечает, что на сегодняшний день каждое четвертое предприятие Москвы занимается корпоративной благотворительностью. В 2015 г.
более 60% сотрудников различных московских компаний проявило желание стать волонтерами. Основным мотивом подобного участия, по мнению Е. Петренко, является ощущение удовлетворенности, которое приносит подобная работа.
На сегодняшний день одной из важных задач менеджеров компаний стало изучение мнения сотрудников организации о добровольческой деятельности и их интересах в этой области. С этой целью по инициативе руководства в компаниях стали проводить регулярные исследования и анкетные опросы. Главная же задача на сегодня большинства успешных бизнес-структур - обучить сотрудников (из числа желающих) корпоративному волонтерству, а также создать партнерские отношения с государством и НКО. По мнению представителей бизнеса, проведение подобных форумов важно и нужно, так как они привлекают к участию профильную аудиторию, что немаловажно для обмена накопленным опытом в сфере добровольческой деятельности.
За последние годы корпоративное волонтерство приобретает более системные и организованные формы. Ряд исследователей связывают это преимущественно с общим развитием корпоративной социальной ответственности компании. Не менее важной причиной является стремление укрепить корпоративную культуру в компании, обеспечить внутреннюю лояльность сотрудников, развить командный дух. Также развитие корпоративного волонтерства обусловлено стремлением максимально раскрыть возможности сотрудников, их лидерские качества, дать возможность для самореализации не только в профессиональном поле. Отечественные компании (как крупные, так и средние), а также представительства зарубежных корпораций, функционирующих на территории нашей страны, уже накопили достаточный практический опыт в области продвижения идей корпоративного добровольчества в России. Ярким примером внедрения корпоративного волонтерства является компания «Трансаэро», где волонтерские программы рассматриваются в качестве инвестиций в персонал, то есть в профессиональный и личностный рост сотрудников. Волонтерские проекты «Трансаэро» можно разделить на несколько направлений.
1. Реабилитация детей-инвалидов. Это часть глобальной программы «Трансаэро» по поддержке и развитию детского здравоохранения (организация перевозки детей на лечение, транспортировка лекарственных препаратов, содействие повышению квалификации врачей, а также проведение реабилитационных проектов).
2. Социальная адаптация детей в трудных жизненных ситуациях.
Данное направление предполагает систематическое проведение мероприятий, нацеленных на социализацию детей в трудных жизненных ситуациях и поддержку программы индивидуального наставничества воспитанников детских домов и школ-интернатов.
3. Pro-bono волонтерство. В рамках данного направления осуществляется консультирование некоммерческих организаций, а также оказание профессиональной помощи НКО и благополучателям.
4. Донорские акции. Корпоративные дни донора в авиакомпании проводятся ежеквартально, каждый раз объединяя около 100 сотрудников, желающих безвозмездно сдать кровь.
5. Сбор частных пожертвований. Данная инициатива реализуется на постоянной основе. В каждом офисе «Трансаэро» установлены специальные боксы для пожертвований. Собранные средства передаются партнерским благотворительным фондам.
6. «Клуб волонтеров» - серия образовательных мероприятий для сотрудников-волонтеров.
В заключение важно отметить, что в нашей стране доминируют бизнес- и социально ориентированные модели. Модели, связанные с развитием человеческого
потенциала и социальной инфраструктуры, широко представленные во многих странах, в России не приоритетны. Коммерческие компании воспринимают корпоративное волонтерство в первую очередь как благотворительную деятельность, но не как выгодную для рыночного позиционирования компании практику. Добровольчество сотрудников во многом является практикой гражданского общества и развивается в компаниях с учетом инициатив «снизу».
В целом перспективы развития корпоративного добровольчества среди российских компаний положительные. Обладая значительным потенциалом, корпоративное волонтерство в России развивается, опираясь на лучшие практики передовых международных транснациональных компаний.
Библиографический список
Корпоративное волонтерство в России: сб. лучших практик / отв. ред. Т. Бачинская. М.: Центр развития филантропии «Сопричастность», 2011.
Краснопольская И. Корпоративное волонтерство в России: основные характеристики // Корпоративное волонтерство в России: сб. лучших практик / отв. ред. Т. Бачинская. Изд. 2-е. М.: Центр развития филантропии «Сопричастность», 2012. С. 36-42.
Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема // Социологические исследования. 2013. №2. С. 110-119.
Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
Шлихтер А.А. Направления и механизмы взаимодействия социально-ответственного бизнеса с некоммерческим сектором США. М.: ИМЭМО РАН, 2010.
Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: науч.-метод. пособие. М.: Проспект, 2010.