Внутренняя продовольственная помощь через сферу социального питания осуществляется во многих субъектах РФ, но, как показывает практика, уровень ее развития неоднороден и недостаточен. Результаты реализации пилотных проектов свидетельствуют, что цепь продовольственной помощи по-прежнему разорвана: основной администратор программ - местные министерства сельского хозяйства, а основные распорядители финансовых средств - министерства социального блока: образования, здравоохранения и социальной защиты [1]. Только в отдельных регионах предпринимаются попытки использования адресной продовольственной поддержки малоимущих, но их размер слишком мал, чтобы оценить эффект от такой поддержки.
Проведенный анализ сложившейся в настоящее время системы государственной поддержки АПК позволяет сделать вывод о несоответствии ее размеров и инструментов стратегическим целям развития отечественного сельского хозяйства. Во-первых, не соблюдается принцип долгосрочности и предсказуемости принимаемых управленческих решений, не в полной мере используются накопленные мировой практикой регулирования инструменты, в частности стимулирования внутреннего спроса. Имеется несогласованность внешнеторговой, кредитной, налоговой, ценовой, антимонопольной политики. Не соблюдается принцип прозрачности и равенства для различных товаропроизводителей и регионов, высок уровень бюрократизации при получении субсидий, дотаций [7]. Осуществляемая в настоящее время поддержка ориентирована в первую очередь на краткосрочные цели подержания доходности и в незначительной мере на модернизацию и переход на новую инновационную модель развития. Таким образом, так же как рыночный механизм, механизм государственного вмешательства имеет свои провалы и требует существенных преобразований. Поэтому дальнейшее совершенствование государственной агропродовольственной политики должно способствовать достижению консенсуса экономиче-
ских интересов всех его участников (государства, производителей, потребителей, экспортеров, импортеров и т.д.). Нужны институциональные преобразования, создание той институциональной среды, которая заставляет всех участников продовольственного рынка действовать не только для достижения своих целей, но и в интересах общества в целом.
1. Анализ региональных программ развития внутренней продовольственной помощи субъектов Российской Федерации - участников «пилотных» проектов. URL: http://www.mcx.ru.
2. Балансы продовольственных ресурсов. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enter-prise/economy/#
3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. URL: http://base.garant.ru.
4. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) // Росстат. М., 2016.
5. Киреева Н.А. Продовольственная безопасность региона: методология, критерии, последствия присоединения к ВТО / Л.А. Александрова, Н.А. Киреева // Аграрный научный журнал. 2012. № 4. С. 54-59.
6. Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации 3 июля 2014 г. № 1215-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165323/
7. Кузнецова Н.А. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 12 (72).
8. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560. URL: http://base.garant.ru.
9. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru.
10. Село вне бюджета. URL: http://www.gazeta.ru/ business/2015/05/22/6696553.shtml.
11. URL: http://agroinfo.com/tkachev-predlagaet-snizit-do-nulya-porog-sofinansirovaniya-regionami-rasxodov-na-apk-0312201503/.
12. URL: http://www.gp.specagro.ru/region/rf.
[email protected] Ольга Евгеньевна Колбасенко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338 РЭУ им. Г. В. Плеханова
КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО -СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Рассмотрен феномен корпоративного волонтерства как современного инструмента реализации корпоративной социальной ответственности, а также соотношение корпоративного волонтерства и добровольчества. Представлена история развития корпоративного волонтерства. Под корпоративным волонтерством автор понимает целенаправленную деятельность компании по поддержке и поощрению социальной активности сотрудников в местном сообществе на безвозмездной основе. Корпоративное волонтерство рассматривается на стыке совмещения интересов компании, сотрудников и местного сообщества. В статье выделены преимущества для каждой стороны, задействованной в процессе реализации социальных проектов. Представлены направле-
ния развития и концептуальные модели корпоративного волонтерства. Сделан вывод, что корпоративное во-лонтерство способствует укреплению связей между разными отделами и департаментами компании, формированию единого представления о корпоративных целях, повышению лояльности и приобретению новых знаний и опыта, который стимулирует инновационные подходы и решения как внутри компании, так и на территории ее присутствия.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, корпоративное волонтерство, добровольчество, лояльность, мотивация, социальные программы.
O.Ye. Kolbasenko
CORPORATE VOLUNTEERING AS A WAY TO DEVELOP CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY STRATEGY
The paper considers the phenomenon of corporate volunteering as a modern way of developing corporate social responsibility and the link between corporate volunteering and community volunteerism and discusses the history of corporate volunteering. The author interprets corporate volunteering as a purposeful activity of the company to support and encourage community work of employees in the local community. Corporate volunteering is seen as the intersection of overlapping interests of the company, employees and local community. The paper highlights the benefits for each party involved in the implementation of social projects and discusses development trends and conceptual models of corporate volunteerism. It is concluded that corporate volunteering contributes to the strengthening of ties between different branches and departments of the company, establishing common corporate goals, increasing loyalty and acquisition of new knowledge and experience which stimulates innovative approaches and solutions within the company and local community as a whole.
Keywords: corporate social responsibility, corporate volunteering, volunteering, loyalty, motivation, social program.
На круглом столе «Роль бизнеса в развитии культуры частной благотворительности в России», организованном 10 марта 2016 г. Форумом доноров, были представлены статистические данные, на основании которых можно утверждать, что девять из десяти компаний в Российской Федерации в той или иной мере развивают корпоративное волонтерство. По словам представителей Союза благотворительных организаций, такие данные были получены при анализе результатов проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» последних лет, а также результатов опроса Форума доноров «Барометр кризиса» 2015 г. «Исследования отмечают, что впервые такая тенденция появилась в кризис 2008-2009 годов, и поэтому, наверное, новая волна популярности темы в 20142015 гг. не нуждается в объяснении», - говорится в сообщении пресс-службы Форума доноров.
Как ни странно, именно в условиях финансово-экономического кризиса корпоративное волонтерство приобретает все большую актуальность, ведь многие бизнес-структуры сократили пожертвования на корпоративную социальную ответственность в прямом виде. И как следствие, компании начали использовать не собственные финансовые ресурсы, а физические ресурсы своего персонала. Поэтому становится все более распространенной идея объединять сотрудников для решения социальных вопросов, что, в свою очередь, является инструментом формирования корпоративной культуры и благоприятного климата внутри компании. При этом в тех же статистических исследованиях отмечается низкий уровень популярности добровольчества в практике российской корпоративной культуры. Очевидно, что корпоративное
волонтерство играет значительную экономическую, социальную роль в рамках единой концепции корпоративной социальной ответственности в долгосрочной перспективе [3].
Однако можно утверждать, что корпоративное волонтерство становится трендом и появляется все больше компаний, которые могут подать пример остальному бизнесу. Опыт передовых компаний показывает, что в долгосрочной перспективе успеха добиваются такие компании, которые понимают важность здорового психологического климата в коллективе, нефинансовой мотивации и постоянного управления корпоративным социальным влиянием. По данным журнала Fortune, в список 100 лучших компаний-работодателей вошли компании, которые среди прочего предоставляли сотрудникам нефинансовое вознаграждение, возможность профессионального развития и обеспечивали разумный баланс рабочего времени и отдыха.
В международной практике бизнеса нет точного определения корпоративного волонтерства, при этом большинство представителей научного и бизнес-сообщества рассматривают волонтерство как систему действий работодателя, направленную на поощрение и поддержку деятельности сотрудников в проектах местного сообщества на безвозмездной основе.
Самое распространенное определение корпоративного волонтерства - это добровольное участие сотрудников организаций в различных социальных программах при поддержке своей компании. Мы же будем понимать под корпоративным волонтерством целенаправленную деятельность компании по поддержке и поощрению социальных активностей со-
трудниковв местном сообществе на безвозмездной основе.
Представители многих бизнес-структур достаточно широко трактуют цели корпоративного волонтер-ства, среди которых: повышение репутации и поддержание положительного имиджа компании; укрепление команды и повышение внутренней лояльности; развитие профессиональных и личностных качеств сотрудников, моральное удовлетворение от совершения добрых дел; участие и решение проблем в сообществе.
По мере развития корпоративной социальной ответственности компании начинают уделять все возрастающее внимание программам корпоративного волонтерства с целью достижения своих бизнес-целей и организации участия сотрудников в общественно значимых инициативах в регионах своего присутствия. Корпоративное волонтерство становится символом эволюции корпоративной политики от ориентированной только на прибыль к основанной на понимании важности КСО, выходящей за грани традиционной благотворительности. Более 90% компаний, занимающих место в списке мировых лидеров Fortune, разрабатывают и реализуют разнообразные программы корпоративного волонтерства, эффективность которых отражается рядом экономических показателей. В научном отчете американской ассоциации Conference Board «Корпоративное волонтерство: обзор текущих исследований и результатов» систематизированы данные 12 социологических исследований, проведенных в течение четырех лет такими известными исследовательскими фирмами, как Gallup, Towers Perrin, ТЬю Corporate Leadership Council и др. В рамках данных исследований проведен анализ деятельности 28 международных корпораций, который показал, что стоимость акций компаний с высоким уровнем вовлечения персонала в добровольческие программы в среднем возросла на 16% по сравнению со средним ростом по отрасли на 6% за тот же период, чистая прибыль компаний с низким уровнем корпоративного волонтерства за три года в среднем упала на 1,38%, а рентабельность операционной прибыли снизилась на 2,01%, тогда как компании с уровнем корпоративного волонтерства выше среднего показали рост чистой прибыли на 2,06%, а рентабельности операционной прибыли - на 3,74%. Отмечено, что благодаря участию сотрудников в добровольческих программах производительность труда повышается в среднем на 20-28%. Сотрудники, вовлеченные в добровольческие программы, влияют на формирование рынка и лояльности клиента, что положительно сказывается на прибыли. Например, в банковском секторе повышение лояльности клиента на 5% приводит к повышению рентабельности на 25-85%. Пример страховых компаний показывает, что с уходом опытного сотрудника уровень потребительской удовлетворенности падает с 75 до 55%. Корпоративное волонтерство служит инструментом решения ряда важных кадровых вопросов, связанных с профессиональным развитием и удержанием персонала, развитием лояльности и повышением мо-
рального духа в коллективе. Добровольчество является не просто добрым делом, оно позволяет сотрудникам освоить новые навыки, проявить или развить лидерские качества, почувствовать себя частью общества и осознать свой вклад в решение местных проблем. Благодаря корпоративному волонтерству компания в целом укрепляет свою репутацию в местном сообществе и использует своих сотрудников как проводников корпоративной социальной ответственности компании.
Корпоративное волонтерство является инструментом решения ряда важных вопросов, непосредственно связанных с кадровой политикой компании, например профессиональным развитием и закреплением персонала, развитием лояльности и улучшением благоприятного климата и, как следствие, повышением морального духа в коллективе. Корпоративное волонтерство позволяет формировать положительный бренд в местном сообществе, укрепить репутацию компании и использовать сотрудников как «проводников» корпоративной социальной ответственности.
Эффективность программ корпоративного волонтерства обеспечивается на пересечении интересов компании, сотрудников и общества. Основными условиями эффективности являются [1]:
- направленность на потребности местного сообщества: бизнес-структуры играют немаловажную роль в решении проблем местного сообществ на основе активного диалога со стейкхолдерами, что позволяет развивать партнерское взаимодействие и является дополнительным рычагом для обеспечения дополнительных ресурсов и устойчивости общественно значимых корпоративных программ в долгосрочной перспективе;
- соответствие Программы корпоративного волонтерства приоритетам компании;
- учет интересов и компетенций сотрудников Программы корпоративного волонтерства как основы диалога между работодателем и сотрудниками;
- рассмотрение корпоративного волонтерства как важной составляющей развития и профессиональной подготовки кадров за счет предоставления реальной жизненной практики, которая не входит ни в одну традиционную обучающую программу.
- формирование репутации социально ответственного работодателя.
Все чаще работники осмысленно выбирают работодателя и с большей готовностью идут работать в компанию, у которой хорошая репутация в местном сообществе. Все большее количество молодых специалистов выбирают социально ответственного работодателя. Корпоративное волонтерство позволяет сотрудникам участвовать в решении общественных проблем, которые их волнуют, получать глубокое моральное удовлетворение и испытывать чувство гордости. Кроме того, корпоративное волонтерство позволяет сотрудникам приобрести новые навыки, что позитивно сказывается на производительности труда и способствует развитию инициативы на рабочем месте (табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь корпоративного волонтерства и профессиональных навыков сотрудников [2]
Компетенция Пример программы корпоративного волонтерства для развития соответствующих компетенций
Личная эффективность
Адаптивность Задача или проект, сложный и неоднозначный по содержанию - задачи, выходящие за рамки комфортной зоны, направленные на развитие уверенности в себе,например проекты с молодежью и школьниками
Коммуникабельность Написание отчета или бюллетеня, выступление с презентацией - любой вид текста или выступления, связанный с обработкой новой информации для обеспечения адекватного понимания аудиторией; развитие навыков активного слушания
Умение работать в команде Выполнение задачи в команде в поставленный срок; проекты с участием представителей разных социальных слоев и этнических групп для преодоления барьеров и типичных стереотипов
Творческий подход к инновациям Непростые задачи, стоящие перед НКО, связанные с оценкой различных вариантов и предложением решения. Руководство группой поиска решения, вовлечение других
Сила воздействия и убеждения Участие в фандрайзинговой кампании, работе лоббирующих организаций, апелляционных советов по разрешению конфликтов, работа в новой среде и организационной культуре
Эффективность управления
Решительность Координация проекта, который требует оценки возможных вариантов и принятия окончательного решения (например, анализ технической и экономической целесообразности переезда в новое помещение)
Лидерство Выполнение роли председателя правления некоммерческой организации; руководство внутренней группой в рамках проекта корпоративного волонтерства или фандрайзинга
Управление проектами Планирование мероприятия с участием других коллег, проведение мониторинга текущего проекта или задачи
Повышение эффективности Выполнение роли ментора - наставника молодежи или куратора, директора школы или директора некоммерческой организации; руководство студенческой производственной практикой; подготовка плана повышения квалификации для сотрудников организации
Эффективность бизнеса
Ориентация на клиента Проект, связанный с пониманием клиентской базы организации (например, разработка стратегии расширения клиентской базы или оценки возможностей)
Стремление к постоянному совершенству Участие в разработке годового отчета организации. Разработка программы учета качества
Знания бизнеса Составление стратегического или бизнес-плана. Подготовка плана по фандрайзингу
Специальные/ технические знания Участие в решении задачи, основанной на применении или развитии практических навыков (например, маркетинг, финансовое планирование, компьютеризация и т.п.)
Если корпоративное волонтерство развивается как широкая корпоративная программа, то оно способствует формированию не только надежных трудовых ресурсов, но и корпоративной культуры и ценностей. Моральное удовлетворение сотрудников считается признанным фактором успеха: компании с преданными и высокомотивированными сотрудниками отличаются большей продуктивностью. Высокомотивированные сотрудники прикладывают большие усилия для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие со всеми подразделениями, что приводит к более высокой организационной эффективности.
Корпоративное волонтерство вносит свой вклад в процесс управления переменами за счет предоставления новых возможностей, нестандартных подходов и инновационных взглядов. Оно способствует укреплению связей между разными отделами или департаментами компании, формированию единого представления о корпоративных целях, повышению лояльности и приобретению новых знаний и опыта, который стимулирует инновационные подходы и ре-
шения как внутри компании, так и на территории ее присутствия.
Корпоративное волонтерство является частью более широкой программы социальных инвестиций и оказывает существенное влияние на формирование имиджа компании в местном сообществе. Выгоды корпоративного волонтерства в системе «компания -сотрудники - общество» представлены в табл. 2.
Существуют два взаимодополняющих подхода к развитию корпоративного волонтерства. В основе первого подхода лежит принцип привлечения сотрудников к уже существующим социальным программам компании. При этом, как правило, эти сотрудники вовлекаются в волонтерскую деятельность в свободное от работы время. Второй подход, более стратегический, основывается на разработке программ корпоративного волонтерства в соответствии с корпоративными ценностями и перспективами развития. Оба подхода не только не исключают друг друга, а, наоборот, в сочетании могут обеспечить цельную эффективную программу корпоративного волонтерства.
Таблица 2
Системный анализ преимуществ корпоративноговолонтерства
Выгоды для компании Выгоды для сотрудников Выгоды для общества
- укрепление репутации; - успешный набор и удержание кадров, профилактика профессионального выгорания; - повышение морального духа и производительности труда; - профессиональное развитие кадров; - инновации и управление переменами - развитие личных навыков (управление временем, презентации и общение); - возможность работать в новой среде и развить навыки работы в команде совместно со специалистами других отделов; - новый жизненный опыт; - возможность внести вклад в решение социальной проблемы - решение рядя социальных проблем; - широкое освещение (информирование общества) о наличии данного рода проблем; - повышение уровня социального интеллекта местных жителей
Направления корпоративного волонтерства российских компаний [2]
Исследование, проведенное Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВНИ ВШЭ, показало, что преимущественное лидерство программ корпоративного волонтерства распределено между двумя направлениями: поддержка материнства, детей, семей с детьми и защита окружающей среды и экологической безопасностью (рисунок). Всем остальным направлениям добровольческой деятельности уделяется намного меньше времени и внимания. Во всех бизнес-структурах в среднем программы корпоративного волонтерства направлены по 3-4 стратегическим направлениям, и волонтеры сами определяют направления, в которых хотят быть задействованы.
Все программы корпоративного волонтерства можно объединить в четыре концептуальные модели.
1. Бизнес-ориентированная модель рассматривает корпоративное волонтерство как инструмент создания добавленной стоимости компании за счет улучшения имиджевых характеристик, развития бренда компании.
2. В модели социальных услуг волонтеры привлекаются для оказания помощи социально незащищенным слоям общества: бедным и пожилым людям, инвалидам, сиротам, малообеспеченным и т.д.
3. В модели социального развития усилия волонтеров направлены на принципиальное решение социальных проблем, изменение ситуации в обществе, развитие территорий и местных сообществ.
4. Специфика модели развития человеческого потенциала заключается в стремлении к воспитанию вовлеченных, заинтересованных и активных граждан, в стимулировании развития личности сотрудников через добровольчество.
Таким образом, можно сделать вывод, что российская модель корпоративного волонтерства интегрируется в мировую практику добровольчества. Корпоративное волонтерство все чаще переходит от одноразовых акций к системной работе и включается в корпоративную стратегию. Начинают налаживаться системные связи между органами власти, корпорациями,
некоммерческими организациями для решения острых социальных проблем на территории присутствия, начинает оформляться культура и признание этой деятельности со стороны общества, все большее число сотрудников включается в подобные программы.
Для того чтобы корпоративное волонтерство давало позитивный эффект, необходимо соблюдение нескольких принципов, главным из которых остается добровольность. Как показывает опыт большинства компаний, постоянной волонтерской деятельностью занимаются не более 10-15% сотрудников, а высоким вовлечением является желание 70-80% сотрудников участвовать в корпоративных благотворительных программах.
Основными факторами успеха оказываются социальная значимость программ, заинтересованность руководства, соответствие корпоративным ценностям,
системный подход, учет мнения коллектива, успешные коммуникации и взаимодействие с внешними партнерами - органами власти и НКО, достаточное ресурсное обеспечение программ, налаженность внутренних коммуникаций, позитивная мотивация сотрудников.
1. Корпоративное волонтерство. URL: http://www.baurzhan. kz/images/biblioteka/korporativnoe-volonterstvo.pdf.
2. Краснопольская И. Корпоративное волонтерство в России: основные характеристики. URL: https://www.hse.ru/ pubs/share/direct/document/71382591.
3. Николаева О. Внедрение стратегии социальной ответственности в корпоративных организациях машиностроительного комплекса // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 147-149.
4. Трохина А. Занятость волонтеров в России: формирование и регулирование: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
Isa» [email protected]
fiS> [email protected]
УДК 338.43
Нина Анатольевна Кузнецова,
доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Антонина Владимировна Ильина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Надежда Владимировна Мамаева,
старший преподаватель кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Саратовская область, расположенная в засушливой зоне Поволжья, является крупным производителем зерна, подсолнечника, молока, доля малого и среднего агробизнеса в производстве которых составляет более 50%. Однако уровни урожайности основных сельскохозяйственных культур, обеспеченности техникой и другими средствами производства ниже среднероссийских показателей. Несмотря на рентабельное производство основных видов сельхозпродукции, за исключением производства мяса, выявляются следующие проблемы: отсутствие государственного регулирования цен на агропродовольственных рынках; рост себестоимости продукции; развитие мелиорации; несовершенство дифференциации размера и порядка доведения государственных субсидий до конкретного производителя; развитие кооперативных процессов. Для решения выявленных проблем разработаны основные направления совершенствования механизма господдержки, госрегулирования и пути повышения эффективного хозяйствования.
Ключевые слова: рентабельность, себестоимость, ценообразование, госрегулирование, мелиорация, инновационные технологии, господдержка, кооперация.