Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА'

КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО / CORPORATE CITIZENSHIP / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Руденко К.А.

В статье разграничиваются понятия «корпоративное гражданство», «социальное партнерство», «корпоративная социальная ответственность», которые в последнее время необоснованно используются в качестве синонимов представителями власти и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CITIZENSHIP AS FORM OF SOCIAL PARTNERSHIP

In article the author differentiates concepts «corporate citizenship», «social partnership», «corporate social responsibility» which are unreasonably used recently as synonyms by representatives of the power and business.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА»

УДК 338

РУДЕНКО К. А.

КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

CORPORATE CITIZENSHIP AS FORM OF SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация. В статье разграничиваются понятия «корпоративное гражданство», «социальное партнерство», «корпоративная социальная ответственность», которые в последнее время необоснованно используются в качестве синонимов представителями власти и бизнеса.

Ключевые слова: корпоративное гражданство, социальное партнерство, корпоративная социальная ответственность (КСО).

Понятие «корпоративное гражданство» появилось в 1980-е гг. в американской литературе, посвященной корпоративному управлению. В 1990-е гг. оно получило широкое распространение во всем мире и стало активно использоваться наряду с понятием «корпоративной социальной ответственности» (КСО). Достаточно быстро концепция корпоративного гражданства стала внедряться не только в рамках теории, но и практики корпоративного управления.

На сегодняшний день в России термин «корпоративное гражданство» широко используется представителями власти и бизнеса, а также рядом исследователей в качестве синонима «корпоративной филантропии», «социальной «включенности» корпорации», «социального партнерства», «корпоративной социальной ответственности». Такое «небрежное» обращение с терминами является весьма неэффективным и не отражает сущность процессов, происходящих в современном обществе.

Во многом такая неясность определений объясняется отсутствием как достоверных параметров социально ответственной деятельности, так и консенсуса относительно понимания общественной роли корпоративного сектора. Различным является

Annotation. In article the author differentiates concepts «corporate citizenship», «social partnership», «corporate social responsibility» which are unreasonably used recently as synonyms by representatives of the power and business.

Keywords: corporate citizenship, social partnership, corporate social responsibility (CSR).

содержание, вкладываемое в термин «корпоративное гражданство» теми или иными лицами, что делает проблематичным его использование без разъяснения вкладываемого в него смысла. Очевидной потребностью становится концептуализация понятия.

В самом общем плане корпоративное гражданство - это стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и формирования собственной репутации как ответственного «корпоративного гражданина», полноправного участника такого развития. В рамках этого подхода бизнес рассматривается как ключевой участник не только рыночных, но и иных общественных отношений.

Социальное партнерство можно рассматривать как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу рыночной экономики; систему коллективных социально договоренных связей и взаимоотношений различных сторон, учитывающую интересы и права каждой из сторон: фирм, благотворительных организаций и потребителей.

В социальном партнерстве стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить благосостояние тер-

риторий, политическую и экономическую стабильность. Представители власти не стремятся принуждать бизнес к благотворительности, а ведут с ним конструктивный диалог. В свою очередь, предприниматели ждут от властных структур комплексных мер по формированию политики поддержки инвестиций бизнеса.

Общественным назначением системы социального партнерства является воплощение в жизнь его целей, задач и принципов для обеспечения на практике эффективного регулирования социально-экономических и связанных с ними отношений.

Практическими задачами системы социального партнерства являются:

- обеспечение выработки и реализации согласованной социально ориентированной политики экономических рыночных преобразований;

- обеспечение оптимального баланса в реализации интересов различных субъектов;

- содействие разрешению социально-трудовых и иных конфликтов;

- совершенствование в установленном порядке законодательной базы регулирования социально-экономических и связанных с ними отношений;

- формирование и расширение социальной базы социального партнерства, подъем экономики страны, повышение благосостояния народа и на этой основе достижение и укрепление социальной стабильности в обществе.

Общепризнанными принципами социального партнерства являются:

- равноправие сторон на переговорах и при принятии решений, заключении договоров, соглашений;

- полномочность представителей сторон на ведение переговоров, заключение договоров, соглашений и их реализацию;

- свобода выбора вопросов, составляющих содержание переговоров и заключаемых договоров, соглашений;

- добровольность принятия взаимных обязательств при заключении договоров, соглашений;

- реальность обеспечения и выполнения принятых социальными партнерами взаимных обязательств;

- обязательность исполнения договоренностей, равных для всех сторон соглашения;

- обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Субъекты социального партнерства по-разному трактуют социальную ответственность бизнеса. Так, например, по мнению чиновников, корпоративная ответственность компаний должна включать, в первую очередь, своевременную и в полном объеме уплату налогов и выплату «белых» заработных плат. Население главными компонентами корпоративной социальной ответственности считает качество продукции, поставляемой компаниями, достойные оплату и условия труда, соблюдение законов и охрану окружающей среды. Представители СМИ рассматривают корпоративную социальную ответственность либо как дополнительную нагрузку на бизнес, либо как его обязательную функцию. Двойственное отношение к корпоративной социальной ответственности и у акционеров компаний, поскольку затраты на социальные программы сокращают текущую прибыль, а, с другой стороны, социальные инвестиции увеличивают ее в долгосрочном плане. Менеджеры компаний к элементам корпоративной социальной ответственности относят качество продукции, соблюдение действующего законодательства, замену устаревшего оборудования, улучшение условий труда, сохранение и создание рабочих мест.

Корпоративная социальная ответственность - это ответственность бизнеса перед деловыми партнерами, сотрудниками, акционерами, местными сообществами и населением. Она представляет собой добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, зачастую не связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки существующих юридических и этических норм.

Существуют различные подходы к выделению уровней корпоративной социальной ответственности. В таблице 1 представлена детализированная классификация, в которой уровни социальной ответственности располагаются по принципу иерархии от низшей формы к высшей.

Таблица 1

Критерии и уровни социальной ответственности (СО) предпринимательских структур

^^Критерии Уровень СО Мотивация Инициатива Благополучатели Связь с основной деятельностью Управляющая структура

1 2 3 4 5 6

Базовая ответственность (1 уровень) выполнение существующих юридических норм и правил подчинение существующим законам определены законом связана напрямую руководство компании

Внутренняя ответственность (2 уровень) желание улучшить благосостояние работников, развить чувство корпоративной принадлежности личная инициатива руководства, возможна инициатива со стороны профсоюза учет интересов работников предприятия не связана руководство компании

СО, связанная с традиционной благотворительностью (3 уровень) альтруизм, желание помочь нуждающимся или невозможность отказа реакция на запрос, личная инициатива руководства «прихоть» руководства не связана (либо косвенно связана в случае невозможности отказа) руководство компании, часто действующее не от лица компании, а от собственного имени

Комбинированная СО (сочетание внутренней и традиционной) (4 уровень) сочетание двух предыдущих сочетание двух предыдущих сочетание двух предыдущих не связана (либо косвенно связана) руководство компании

Стратегическая благотворительность (СО с экономическим расчетом) (5 уровень) стратегический интерес отбор лучших заявок из числа поданных, на основе внутренних стандартов компании учет интересов благополучате-лей, эффективность в решении текущих социальных проблем связана опосредованно отдел, специализирующийся на осуществлении социальных и благотворительных программ

Социальные инвестиции (6 уровень) интерес в получении прибыли в долгосрочном плане, интегрирующий интересы компании и потребности местных сообществ опережающая инициатива компании, связанная с интересами основной деятельности в долгосрочном плане потребность местного сообщества, бизнес-выгода; эффективность в создании механизмов окончательного решения социальных проблем интегрирована в основную деятельность компании специализированный отдел, в совет которого входят ключевые сотрудники основных направлений компании

Венчурная филантропия (7 уровень) желание оказать благотворительную помощь с перспективой получения прибыли в случае успешной реализации проекта инициатива компании в поиске и поддержке выдвигаемых инновационных проектов (гранты, конкурсы) социальная эффективность, потребность местного сообщества, возможная бизнес-выгода в случае успешной реализации проекта отсутствует равноправные партнерские отношения донор-реципиент; решающее слово владельца компании-донора

Социальная полезность (8 уровень) извлечение полезности от благотворительных акций, получение удовлетворения / удовольствия (высшим руководством) опережающая инициатива компании, не связанная с интересами основной деятельности выявление нуждающихся в благотворительности на основе анализа ситуации в регионе; личный интерес владельца отсутствует высшее руководство от имени владельца компании

Продолжение таблицы 1

Критерии Уровень СО Ресурсы Используемые механизмы финансирования Частота реализации Социальный эффект Влияние на основную деятельность (выгода для бизнеса)

1 7 8 9 10 11

Базовая ответственность (1 уровень) деньги, материальные ресурсы обязательные выплаты постоянно низкий прямая выгода

Внутренняя ответственность (2 уровень) деньги, материальные ресурсы финансирование социальных льгот для работников и их семей разовая или систематическая низкий отсутствует либо низкая

СО, связанная с традиционной благотворительностью (3 уровень) деньги, материальные ресурсы благотворительные пожертвования, спонсорство разовая помощь низкий отсутствует либо низкая

Комбинированная СО (сочетание внутренней и традиционной) (4 уровень) деньги, материальные ресурсы сочетание двух предыдущих сочетание двух предыдущих низкий отсутствует либо низкая

Стратегическая благотворительность (СО с экономическим расчетом) (5 уровень) деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров благотворительные пожертвования, спонсорство, грантовые программы, не связанные с бизнес-интересами фирмы самостоятельная систематическая программная деятельность средний компания не придает существенного значения, является дополнительным эффектом

Социальные инвестиции (6 уровень) объединение ресурсов компании и ресурсов партнеров социальное партнерство систематическая программная деятельность, включена в стратегию основной деятельности высокий выгода для бизнеса планируема, измерима и контролируема, достигает высокой величины

Венчурная филантропия (7 уровень) объединение ресурсов партнеров (идея проекта - реципиента, финансирование - донора) социальное партнерство (грантовые программы, конкурсы) разовая или систематическая (по мере появления подходящих проектов) высокий подразумевается выгода в случае успешной реализации проекта, в противном случае - получение удовлетворения владельцем компании от благотворительности и положительное влияние на имидж компании

не планируется как

Социальная полезность (8 уровень) средства, выделяемые из прибыли по усмотрению собствен-ника(ов) компании благотворительные пожертвования разовая или систематическая (по мере высвобождения средств) очень высокий средство получения выгоды, но все равно положительно влияет на имидж компании, рост доверия к компании

Первый уровень социальной ответственности предпринимательских структур -это уровень базовой ответственности, включающий обязательства бизнеса в рамках этических норм и действующего законодательства в области занятости, охраны труда, здоровья, окружающей среды, уплаты налогов и др. (уровень социальной ответственности, нейтрализирующий убытки компании по причине выполнения существующих юридических норм и правил). Второй уровень внутренней социальной ответственности связан с осуществлением программ социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых компанией обязательств, направленных на создание и поддержание корпоративной культуры, развитие чувства корпоративной принадлежности, приверженности сотрудников ценностям и идеалам компании. Третий уровень социальной ответственности связан с оказанием традиционной благотворительной помощи и спонсорством. Этот уровень не связан с разработкой стратегических социальных программ, способствующих максимизации показателей деятельности компании - в данном случае исходным мотивом социальной активности являлся альтруизм, желание помочь нуждающимся, или невозможность отказа в помощи. Четвертый уровень социальной ответственности - это комбинация второго и третьего уровней, связанная как с осуществлением программ социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых компанией обязательств, так и с оказанием традиционной благотворительной помощи, спонсорством. Движущими мотивами социальной ответственности являются мотивы второго и третьего уровней. Пятый уровень социальной ответственности ориентирован на достижение корпоративных целей и учитывает интересы внутренних и внешних стейкхолдеров (уровень социальной ответственности, максимизирующий финансово-экономические показатели деятельности компании, благодаря целенаправленной социальной политике; движущим мотивом социальной ответственности становятся прагматизм, стремление увязать социальную деятельность с экономическим расчетом.). Шестой уровень социальной ответственности - это социальные инвестиции, направленные

на реализацию социально значимых программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный социальный и экономический эффект в долгосрочном периоде. Седьмой уровень - это венчурная филантропия, отражающая творческий, инновационный подход к решению социальных проблем. Как и социальное инвестирование, венчурная филантропия направлена на решение текущих социальных проблем и финансирование социальных проектов. Восьмой уровень социальной ответственности включает оказание помощи, направленной исключительно на извлечение полезности от благотворительных акций, а не на улучшение экономических показателей деятельности компании (уровень социальной ответственности, максимизирующий социальную полезность, т.е. удовольствие или удовлетворение от осуществляемых благотворительных мероприятий). При распространении такого подхода может возникнуть пострациональная экономика, базирующаяся не столько на стремлении компаний максимизировать свою прибыль, сколько на стремлении максимизировать позитивные экстерналии от своей деятельности при одновременном сохранении на заданном уровне прибыльности и капитализации. Все это возможно на фоне постепенного сдвига общественных ценностей от эгоцентризма к социоцентризму, который наблюдается сейчас в европейских и, прежде всего, в скандинавских странах.

Разграничивая понятия «корпоративная социальная ответственность» и «корпоративное гражданство», следует указать, что только по достижении большинством компаний как минимум шестого уровня социальной ответственности - уровня социальных инвестиций, - возможно говорить о наличии в стране корпоративного гражданства (см. рис. 1).

Если корпоративная социальная ответственность может реализовываться «сама по себе» через различные социально значимые инициативы в рамках текущего корпоративного управления, то корпоративное гражданство существует в «связке» с корпоративной социальной ответственностью, представляя собой как бы ее «продолже-

ние», своего рода «надстройку». Вместе с тем, это и вполне самостоятельное проявление социальной и политической активности корпораций, которое имеет собственную концептуально-теоретическую, обществен-

но-политическую и организационную основы. Корпоративная социальная ответственность представляет собой своего рода материальный фундамент, «несущую конструкцию» корпоративного гражданства [3].

Уровни корпоративной социальной

_ответственности_

Социальная полезность 8 уровень_

Венчурная филантропия 7 уровень_

Социальные инвестиции 6 уровень_

Стратегическая благотворительность (Социальная ответственность с экономическим расчетом) 5 уровень_

Комбинированная социальная ответственность (сочетание внутренней и традиционной) 4 уровень_

Социальная ответственность, связанная с традиционной благотворительностью 3 уровень

Внутренняя социальная ответственность

2 уровень_

Базовая социальная ответственность 1 уровень_

}

включение корпоративной социальной ответственности в систему социального партнерства

корпоративное гражданство

Рис. 1. «Корпоративная социальная ответственность - Корпоративное гражданство»

В рамках корпоративной социальной ответственности корпорация является структурой, которая функционирует в своем абсолютно обособленном пространстве, живет только для реализации собственных задач и преследования своих внутренних интересов. В свою очередь, корпоративное гражданство подразумевает новое позиционирование бизнеса в общественно-политическом пространстве. Корпорация уже не занимается приведением своей деятельности в соответствие с навязываемыми со стороны ценностями в силу давления на нее внешних институтов (государства и общества). Она занимает активную позицию наряду с государством и гражданским обществом: совместно с ними определяет ценности, которые способны обеспечить устойчивое развитие и защиту интересов всех стейкхолдеров, а также закладывает эти ценности в основу корпоративного управления [2].

Корпоративное гражданство означает, что помимо основной цели - максимизации прибыли - компания также ставит перед собой и этические, и социально-экономические цели. И в рамках достижения именно этих

целей бизнес выступает в качестве активного участника развития общества.

Теория корпоративного гражданства рассматривает поведение современных корпораций аналогично поведению граждан, которые реализуют свою ответственность перед обществом. Корпоративное гражданство подразумевает ответственность компаний за происходящее в стране, а также взаимную ответственность государства перед бизнесом и обществом. Корпоративное гражданство означает, что:

- бизнес добровольно и самостоятельно осуществляет социальные инвестиции;

- бизнес определяет приоритетные с точки зрения общества области инвестирования;

- бизнес, реализуя социальные проекты, ведет себя рационально, что заключается в получении определенных экономических выгод от социальных инвестиций;

- бизнес реализует принцип участия в издержках, привлекая граждан к решению социальных проблем;

- бизнес при взаимодействии с властью отстаивает интересы общества.

В настоящее время социальная активность корпораций отходит от «благотворительности», становясь частью бизнес-активности. Социальные инвестиции формируют образ и репутацию современного бизнеса. Происходит расширение сферы ответственности компаний также как и расширение сферы влияния. Можно говорить о рождении новой парадигмы социальной ответственности, основными элементами которой являются:

1) социальные инвестиции - переход от благотворительности к четко понимаемым социальным инвестициям на национальном и региональном уровнях, которые направлены на решение самых актуальных для страны проблем;

2) социальное партнерство - пересмотр сфер ответственности бизнеса, власти и общества в решении общественно-значимых вопросов, создание механизмов общественного контроля над выполнением государством своих социальных обязательств;

3) корпоративное гражданство -взаимная ответственность бизнеса и власти перед обществом и учет интересов предпринимателей не только в экономической, но и в социальной сфере.

Таким образом, высшей формой проявления корпоративной социальной ответственности является его включение в систему социального партнерства, в результате которого происходит пересмотр сфер ответственности бизнеса, власти и общества в

решении общественно-значимых проблем, искоренение социального иждивенчества, создание механизмов общественного контроля над выполнением государством своих социальных обязательств [1]. Корпоративное гражданство - это системное взаимодействие корпораций со структурами государства и гражданского общества в рамках социального партнерства всех трех общественных секторов - коммерческого, государственного и некоммерческого. Другими словами, корпоративная социальная ответственность является основополагающим моментом развития социального партнерства и фундаментом зарождения корпоративного гражданства.

Литература

1. Грекова Г.И. О социальной ответственности российского корпоративного бизнеса / Маркетинг и экономика труда в управлении инновационно-инвестиционной деятельностью. - НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, 2005. - С.83.

2. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. -Москва: Прогресс-Традиция, 2008. - 226 с.

3. Isabelle Maignan, O.C. Ferrell, «Measuring Corporate Citizenship in Two Countries: The Case of the United States and France», Journal of Business Ethics, Vol. 23, No. 3, Ethical and Societal Issues in Marketing andBusiness (Feb., 2000), pp. 283-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.