Научная статья на тему 'Корпоративно-профессиональная культура кадетского образовательного учреждения как педагогическая проблема'

Корпоративно-профессиональная культура кадетского образовательного учреждения как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CADET EDUCATION / КОРПОРАТИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATIVE-AND-PROFESSIONAL CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ШКОЛЫ / FORMING THE SCHOOL'S POSITIVE IMAGE / SELF-REALIZATION OF THE ICAL TEAM / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашкина Е.В.

В статье говорится о роли корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения на примере кадетской школы №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус». Соответствие сложившейся корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения реальному запросу образовательной системы является одной из ключевых проблем управления образовательным учреждением. Адекватная современным требованиям корпо-ративно-профессиональная культура предопределяет эффективность деятельности школы, влияя на все сферы ее жизни: стиль управления коллективом, общий настрой коллектива, организационный климат, психологическая ком-фортность всех субъектов образования. Именно корпоративно-профессиональная культура определяет имидж учре-ждения на рынке образовательных услуг, способствуя демонстрации уникальности школы, обеспечивая ее конкурент-ные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATIVE-AND-PROFESSIONAL CULTURE OF A CADET EDUCATIONAL INSTITUTION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The subject matter of the article is the role of the corporative-and-professional culture of an educational institution, Cadet school №1770, i.e. "Moscow cadet music corps", taken as an example. Correspondence of the formed corporative-and-professional culture of an educational institution to the real demand of the educational system is one of the key problems of run-ning an educational institution. The corporative-and-professional culture adequate to the contemporary demands predetermines the efficiency of the school's activity affecting all the spheres of its life, namely, the style of running the school's team, its gener-al mood, organizational climate, psychological feeling of comfort of all the subjects of education. It is the corporative-and-professional culture that determines the image of an institution at the market of educational services, promoting the demonstra-tion of the school's uniqueness and providing its advantages for competition.

Текст научной работы на тему «Корпоративно-профессиональная культура кадетского образовательного учреждения как педагогическая проблема»

ского образования в основной школе на основе информационного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.

УДК 371.15 ББК 70/79

8. Усольцев А.П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.

КОРПОРАТИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Е.В. Ивашкина, заместитель директора ГОУ кадетской школы № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус»

В статье говорится о роли корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения на примере кадетской школы №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус». Соответствие сложившейся корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения реальному запросу образовательной системы является одной из ключевых проблем управления образовательным учреждением. Адекватная современным требованиям корпоративно-профессиональная культура предопределяет эффективность деятельности школы, влияя на все сферы ее жизни: стиль управления коллективом, общий настрой коллектива, организационный климат, психологическая комфортность всех субъектов образования. Именно корпоративно-профессиональная культура определяет имидж учреждения на рынке образовательных услуг, способствуя демонстрации уникальности школы, обеспечивая ее конкурентные преимущества.

Ключевые слова: кадетское образование, корпоративно-профессиональная культура, формирование позитивного имиджа школы, самореализация педагогического коллектива.

CORPORATIVE-AND-PROFESSIONAL CULTURE OF A CADET EDUCATIONAL INSTITUTION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM.

Ivashkina Ye. V.

The subject matter of the article is the role of the corporative-and-professional culture of an educational institution, Cadet school №1770, i.e. "Moscow cadet music corps", taken as an example. Correspondence of the formed corporative-and-professional culture of an educational institution to the real demand of the educational system is one of the key problems of running an educational institution. The corporative-and-professional culture adequate to the contemporary demands predetermines the efficiency of the school's activity affecting all the spheres of its life, namely, the style of running the school's team, its general mood, organizational climate, psychological feeling of comfort of all the subjects of education. It is the corporative-and-professional culture that determines the image of an institution at the market of educational services, promoting the demonstration of the school's uniqueness and providing its advantages for competition.

Keywords: cadet education, corporative-and-professional culture, forming the school's positive image, self-realization of the pedagogical team.

Состояние современной социально-экономической ситуации в России ставит новые цели и задачи перед системой образования, к которой меняется отношение со стороны государства и общества. Меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, в том числе кадетских. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Кадетское образование - одно из самых значительных явлений, как в истории военно-учебных заведений России, так и в истории российского просвещения в целом. Кадетские корпуса являлись не только первоначальной ступенью к подготовке офицеров, они давали своим воспитанникам широкое гражданское образование, готовили гражданских служащих для Отечества.

Созданные в Москве на рубеже XIX и XX веков кадетские образовательные учреждения стали новым видом государственных образовательных учреждений системы московского образования, которые возродили лучшие

традиции кадетских корпусов России.

Удовлетворение потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала школы, эффективного управления образовательным учреждением с учетом особенностей его корпоративно-профессиональной культуры. Успешность современного образовательного учреждения напрямую зависит от наличия в организации корпоративных правил и стандартов поведения, кодекса этических норм взаимодействия членов педагогического коллектива, внутришкольных ритуалов и др.

Для членов педагогического коллектива Московского кадетского музыкального корпуса корпоративно-профессиональная культура - это, прежде всего, признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в корпусе.

Соответствие сложившейся корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения реальному запросу образовательной системы является одной из ключевых проблем управления образовательным учреждением. Адекватная современным требованиям корпоративно-профессиональная культура предопределяет эффективность деятельности школы, влияя на все сферы ее жизни: стиль управления коллективом, общий на-

строй коллектива, организационный климат, психологическая комфортность всех субъектов образования. Именно корпоративно-профессиональная культура определяет имидж учреждения на рынке образовательных услуг, способствуя демонстрации уникальности школы, обеспечивая ее конкурентные преимущества.

Педагогический коллектив кадетской школы по профессиональной принадлежности можно условно разделить на три группы (учителя-предметники, офицеры-воспитатели, педагоги-музыканты), каждая из которых решает свои определенные задачи. Когда интересы некоторого числа членов организации, образующих формальную или неформальную группу, вступают в противоречие с интересами другой группы, не включающей в себя работников из первой группы, возникает межличностный или межгрупповой конфликт, который может повлечь за собой дезорганизацию всего образовательного учреждения. Задача развития корпоративно-профессиональной культуры позволяет добиться взаимопонимания, согласованности действий педагогического коллектива, быстрой и эффективной адаптации новых сотрудников, снижения конфликтности во взаимоотношениях работников образовательного учреждения.

Сложившаяся (с момента открытия в сентябре 2003 года по настоящее время) в кадетской школе № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» корпоративно-профессиональная культура включает в себя целый ряд принципов.

1. В основе деятельности педагогического коллектива лежит принцип согласования позиций при принятии решений любого уровня; во многом реализации этого принципа способствует выстроенная организационная структура корпуса.

2. Принцип приоритетной ориентации на внутренние факторы развития учреждения, с учетом внешней среды и максимальным использованием предоставляемых ею возможностей. Этот принцип обеспечивает педагогическому коллективу корпуса успешное сотрудничество с такими организациями как:

• Фонд Содействия Кадетским Корпусам имени Алексея Йордана;

• Региональная благотворительная общественная организация Московское суворовско-нахимовское содружество;

• 154-й Отдельный комендантский полк;

• Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова;

• Фонд поддержки и развития социальных программ "Моя страна".

3. Принцип сбалансированного внедрения нововведений наряду с апробированными способами деятельности реализуется в инновационной деятельности педагогического коллектива, позволяющей применять формы и методы разноуровневого обучения, учитывать индивидуальные особенности, развивать творческие способности воспитанников.

4. Высокий уровень педагогического мастерства -этот принцип наглядно подтверждают личностные достижения педагогов корпуса.

5. Принцип коллективного проектирования образа желаемой корпоративно-профессиональной культуры и работа по достижению этого состояния, обеспечивающие повышение эффективности управления образовательным учреждением. Возможность эффективного применения данного принципа в деятельности педагогического коллектива корпуса обеспечена системой разноуровнего управления и системой разработанных традиций.

Высший уровень. Образовательное учреждение - Совет корпуса.

III уровень. Коллективный субъект образовательного процесса - Совет командиров.

II уровень. Первичный коллектив образовательного процесса - Совет класса - Класс.

I уровень. Отдельный участник образовательного процесса - Кадет.

6. Принцип инициативности и ответственности каждого члена школьного коллектива обеспечивается за счет Ученического самоуправления. Ученическое самоуправление в Кадетском корпусе осуществляется через работу Совета командиров, который действует по Административной модели "Школьный совет" - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе кадеты, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами корпуса;

7. Приоритетная ориентация на формирование позитивного имиджа кадетской школы на рынке образовательных услуг наиболее ярко представлена концертной деятельностью корпуса.

Но самый главный принцип, лежащий в основе корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения, - это принцип целеполагания. Цель определяет не только результат, но и в значительной степени путь к его достижению.

Главная цель, стоящая перед кадетской школой, - подготовка человека широкой эрудиции, высокой культуры, с развитым чувством гражданского долга независимо от его будущей профессии, т. е. всестороннее развитие личности ребенка, способного успешно выполнить свои гражданские и конституционные обязанности в мирное и военное время.

Достижение этой цели во многом зависит от того, какие принципы заложены в основе деятельности образовательного учреждения и насколько они способствуют самореализации педагогического коллектива.

На наш взгляд, роль корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения трудно переоценить. Ведь именно корпоративно-профессиональная культура предусматривает определение философии учреждения, его миссии, целей и задач деятельности, средств и методов их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.