Главный принцип, лежащий в основе корпоративно-профессиональной культуры кадетской школы № 1770 - принцип целеполагания. Цель определяет не только результат, но и путь к его достижению. Главная цель, стоящая перед кадетской школой № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус», - подготовка человека широкой эрудиции, высокой культуры, с развитым чувством гражданского долга независимо от его будущей профессии, т. е. всестороннее развитие личности ребенка, способного успешно выполнить свои гражданские и конституционные обязанности в мирное и военное время. Достижение этой цели во многом зависит от того, какие принципы заложены в основе деятельности образовательного учреждения и насколько они способствуют самореализации педагогического коллектива. Вся деятельность педагогического коллектива корпуса строится на основе следующих принципов:
1. Принцип системности. Цели, как отдельного члена коллектива, так и всего педагогического коллектива представляют собой систему, организованную по направлениям (личные и профессиональные цели), по времени (дальние, среднесрочные и ближние) и приоритетам (степень важности в зависимости от ситуации).
2. Принцип осмысленности. Цели всегда осознанны, они появляются в результате выбора из спектра имеющихся возможностей.
3. Принцип конкретности. Цели всегда сформулированы конкретно, с учетом возможности качественного и количественного измерения продвижения к результату.
4. Принцип временных границ. Для достижения целей определены временные границы.
5. Принцип гуманности. Цели ставятся и осуществляются с учетом того, в какой мере их достижение может достави ть дополнительные труднос ти и обязанности каждому члену педагогического коллектива, какие проблемы может вызвать. Определяя приоритетные цели и задачи, мы всегда помним
о том, что они должны быть осмыслены с точки зрения того, какой ценой будет достигнут желаемый результат.
Именно принцип гуманности руководил педагогическим коллективом корпуса, когда в 2003-2004 гг. Московский кадетский музыкальный корпус приступил к разработке и реализации проекта «Учреждение института уполномоченного по правам в школе». На расширенном заседании Совета школы, в состав которого входят учителя, воспитатели, кадеты и родители, был избран омбудсмен корпуса, т. е. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса. «Омбудсмен» - слово, пришедшее из шведского языка, не привычно для нас, но оно прижилось просто потому, что короче «Уполномоченного по правам участников образовательного процесса». Омбудсмен защищает права не только детей, но и родителей, и учителей.
Сложившаяся система взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников, включающая в себя индивидуальные беседы и консультации, открытые уроки и концерты для родителей, совместные поез-
дки и экскурсии, тематические родительские собрания, привлечение родителей к участию в концертах и других мероприятиях, обеспечивает открытое и эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Учебно-воспитательная работа, проводимая педагогами школы, обеспечивает воспитанникам не только эмоциональное развитие и раскрытие индивидуальных возможностей, творческих способностей, но и создает основу для продолжения обучения в профессиональных учебных заведениях. Индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его деятельности с учетом личностных возможностей и особенностей - характерная особенность жизнедеятельности в кадетском корпусе. Создавая детям условия для развития их талантов, дарований, способностей, мы определяем перспективу творческого роста каждого из них, помогаем разработать программу саморазвития.
Продуманная, грамотно построенная корпоративно-профессиональная культура образовательного учреждения дает возможность для реализации внешней и внутренней форм самореализации личности. Внешняя направлена на самовыражение каждого члена педагогического коллектива в различных сферах жизнедеятельности: творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др.
Внутренняя форма самореализации обеспечивает самосовершенствование в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах. Ярким подтверждением этому являются государственные, научные и профессиональные звания, награды, отличия педагогического коллектива корпуса.
Роль корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения в таком процессе как самореализация трудно переоценить. Именно корпоративно-профессиональная культура предусматривает определение философии учреждения, его миссию, цели и задачи деятельности, средства и методы их достижения [2, с. 155].
Приложение
Педагогический совет «Корпоративно-профессиональная культура кадетской
школы как фактор самореализации педагогического коллектива»
Цель: выявить пути и способы формирования корпоративно-профессиональной культуры школы как важнейшего фактора самореализации педагогического коллектива.
Задачи:
1) ознакомить педагогов корпуса с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс самореализации личности;
2) определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры образовательного учреждения.
Участники: администрация, старшие воспитатели и педагоги ГОУ кадетской школы № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус».
290
Подготовка:
1. Создание инициативной группы по проведению педсовета.
2. Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
3. Обсуждение на заседаниях методических отделов и методических объединений учителей следующих вопросов:
- Что такое корпоративно-профессиональная культура школы? Из каких элементов она состоит?
- Какие особенности культуры нашей школы можно выделить?
- Какой личный вклад Вы вносите для развития культуры корпуса?
- Что необходимо и можно сделать для повышения уровня культуры нашего образовательного учреждения?
4. Формирование проблемных микрогрупп педагогов, индивидуальная работа с их руководителями.
5. Составление инициативной группой совместно с руководителями микрогрупп педагогов проекта решения заседания педсовета.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. На экране представлена тема педагогического совета.
2. Подготовлены рабочие места для работы экспертно-аналитической группы и семи микрогрупп педагогов.
3. Отпечатано восемь экземпляров отрывков из книг К. М. Ушакова «Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы» [7, с. 54].
4. Установлено оборудование для демонстрации фрагментов уроков.
Ход педсовета
I. Вступительная часть. Краткое выступление директора о целевых установках, замысле и форме проведения данного педагогического совета.
II. Информационно-теоретическая часть - доклад заместителя директора по УВР кадетской школы:
Понятие «культура школы» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении [8, с. 43]. Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.
Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К. М. Ушаков [7, с. 124] изобразил структуру культуры школы в виде уров-невой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:
1) символы учебного заведения;
2) герои школьного сообщества;
3) язык организации;
4) разделяемые убеждения в среде детей и взрослых;
5) профессиональные и общечеловеческие ценности.
Для развития корпоративно-профессиональной культуры учебного заведения необходимо следующее:
1. Наличие у администрации и учителей корпуса теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.
2. Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.
3. Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:
а) преобладающие ценностные ориентации в педагогическом сообществе;
б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентации школьного коллектива;
в) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на нравственно-психологический климат в коллективе;
г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.
4. Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в коллективе кадетской школы.
5. Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической среде.
6. Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентациях. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного жизнетворчества.
7. Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.
Процесс сохранения и развития культурного потенциала кадетской школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и корпоративно-профессиональной культуры учебного заведения.
III. Проектная часть. Организуется работа семи микрогрупп педагогов по рассмотрению следующих проблем:
1. Культура мышления (руководитель группы - психолог школы).
2. Культура речи и общения (под руководством председателя методобъ-единения учителей гуманитарного цикла).
3. Нравственно-правовая культура (руководитель группы - школьный омбудсмен).
4. Корпоративно-профессиональная культура школы (под руководством председателя методического объединения учителей иностранных языков).
5. Культура здорового образа жизни (руководитель группы - руководитель методического объединения старших воспитателей).
6. Эстетическая культура школьного пространства (под руководством руководителя методического отдела музыкально-теоретических дисциплин).
7. Культура урока (под руководством председателя методического объединения учителей естественнонаучного цикла).
Каждая группа в течение 20 минут обсуждает свой аспект рассматриваемой на педсовете проблемы, а затем информирует всех участников заседания о результатах групповой мыследеятельности.
На заседании педагогического совета объявляется чай-пауза, во время которой члены экспертно-аналитической группы анализируют результаты работы микрогрупп педагогов и вносят коррективы в проект решения педсовета.
IV. Заключительная часть. Руководитель экспертно-аналитической группы подводит итоги участников педсовета.
Принимается решение заседания:
Педагогический совет ГОУ кадетской школы № 1770 рассматривает культуру школы, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности сообщества корпуса; в-третьих, как важнейший фактор самореализации педагогического коллектива.
Признавая особую актуальность обсуждаемой проблемы в современной социально-педагогической ситуации, ее практическую значимость для образования, воспитания и самореализации личности, педагогический совет постановляет:
Провести в марте-апреле следующего года диагностическое исследование основных компонентов культуры учебного заведения и сопоставить полученные результаты с параметрами, характеризующими культурный потенциал корпуса в настоящее время.
Заместителям директора кадетской школы учесть высказанные участниками педсовета предложения при составлении плана работы образовательного учреждения на следующий учебный год.
Организовать в корпусе работу постоянно действующего семинара педагогов по данной проблеме.
Преподавателям корпуса уделить особое внимание совершенствованию культуры урока и внеклассных мероприятий, педагогического общения и взаимодействия с воспитанниками.
Библиографический список
1. Афанасьева, Т. П. Технологии развития педколлектива или Как без проблем управлять педагогическим коллективом школы [Текст]: практическое пособие. / Г. П. Афанасьева, И. А. Елисеева. - М.: АРКТИ, 2007. - 168 с.
2. Виханский, О. С. Менеджмент. [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -М.: МГУ, 1995.-300 с.
3. Военная энциклопедия, изд. Сытина, Петербург, 1913 год, т. XI, 265 с.
4. Кадетское образование в Москве. Выпуск 2, - М.: Центр «Школьная книга», 2006.-336 с.
5. Спнвак, В. А. Корпоративная культура. [Текст] / В. А. Спивак. -СПб., 2003.-352 с.
6. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Ш а мов а, Т. М. Давыденко. — М.: «Педагогический поиск», 2001 - 384 с.
7. Ушаков, К. М. Управление школьной организацией [Текст]: организационные и человеческие ресурсы. / К. М. Ушаков. - М., 1995. -360 с,
8. Поташник, М. М. Управление развитием школы [Текст] / М. М. Поташник // Под ред. В. С.Лазарева. - М., 1995. - 230 с.
РАЗДЕЛ X
ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 796.015
Полевщиков Михаил Михайлович
Кандидат педагогических наук, профессор, декан ФФК ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», [email protected], Йошкар-Ола
Роженцов Валерий Витальевич
Доктор технических наук, профессор кафедры ПиП ЭВС ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», [email protected], Йошкар-Ола
Палагина Надежда Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцешпГОУ ВПО «Марийский государственный университет», [email protected], Йошкар-Ола
ВРАБАТЫВАНИЕ КАК ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ
Polevshchikov Michael Mikhaklovich
Candidate ofpedagogy, professor, Dean of the Faculty of Physical Culture at the Mari State University, [email protected], Ioshkar Ola
Rozhentsov Valery Vitalyevich
Dr. Sci. Tech., professor of the Mari State University, [email protected], Ioshkar Ola Palagina Nadezhda Ivanovna
Candidate of pedagogy, assistant professor at the Mari State University, [email protected], Ioshkar Ola
“WORMING-UP” AS THE PERIOD OF ADAPTATION OF ORGANISM TO PHYSICAL ACTIVITIES
ВВЕДЕНИЕ
Современный большой спорт - это своеобразная лаборатория человечества, где от человека требуется максимальное или супермаксимальное проявление всех его возможностей. Для него характерны физические и психические нагрузки, стоящие либо у предела возможностей спортсмена, либо, зачастую, и за этими пределами.
Достижение высоких результатов, роста спортивного мастерства в конкретном виде спорта достигается посредством тренировки, сущность которой заключается в том, что организм, сталкиваясь с утомлением, ведет с ним борьбу и стремиться отодвинуть момент его наступления, а если оно все же
наступает, продолжает работу. Последнее обстоятельство - продолжение работы, несмотря на то, что утомление уже наступило, особенно важно, так как без утомления тренировка будет не эффективной, но при переутомлении тренировка может стать вредной.
Но успешность соревновательной деятельности спортсмена зависит не только от его тренированности, но и от степени мобилизации функциональных резервов во время разминки и подготовки к соревнованиям, обусловливающих адаптацию организма к предстоящей физической нагрузке.
В понятиях «тренировка, тренированность», с одной стороны, и «адаптация, адаптированность» - с другой, много общих черт, главной из которых является достижение более высокого уровня работоспособности на основе образования в организме новой адаптивной функциональной системы с другим уровнем физиологических констант. Тренировка и тренированность, являясь педагогическими понятиями, базируются на знаниях физиологических закономерностей организма спортсменов. Исследование и характеристика этих процессов и состояний, связанных, прежде всего с обоснованием рационально построенных тренировочных нагрузок, являются прерогативой педагогов и тренеров. Адаптация и адаптированность спортсменов к физическим нагрузкам и все функциональные и структурные перестройки, совершающиеся в процессе врабатывания в организме, относятся к биологическим категориям и составляют основные научные проблемы медиков и физиологов.
По мнению Viru Atko (1996) целесообразно отдельно рассматривать факторы, определяющие двигательный потенциал: тренировка, генотип, фенотип, и факторы, обеспечивающие скорость мобилизации двигательного потенциала: разминка, эмоции и др. Необходим анализ изменений физиологических процессов в организме по ходу врабатывания, для чего нужны систематические исследования [20].
Однако в научной литературе недостаточно освещены как роль периода врабатывания организма, так и методы определения времени его окончания. По этой причине поиск новых методов количественной оценки интенсивности и длительности нагрузки для обеспечения врабатывания организма остается актуальным и в настоящее время.
ВРАБАТЫВАНИЕ КАК ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ
Период врабатывания в физиологии мышечной деятельности человека является одним из начальных периодов его работы, отличающимся не только специфическими изменениями в состоянии функций организма, но и изменениями его работоспособности или эффективности рабочей деятельности [6].
Врабатывание по своему существу является процессом формирования необходимого стереотипа движений (по характеру движения, форме, амплитуде, скорости, силе и ритму). В период врабатывания улучшается коор-
_________________ВРАБАТЫВАНИЕ КАК ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ...
динация, уменьшаются энергозатраты на единицу работы, то есть повышается коэффициент ее полезного действия. Для этого требуется определенное время, в течение которого формируется новый уровень функционирования вегетативных систем, обеспечивающих возможность мышечной деятельности. При этом врабатывание самих вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность, протекает значительно более медленно, чем врабатывание двигательного аппарата.
Процесс врабатывания человека при мышечной деятельности проявляется двухфазно. Первая фаза - состояние начального усилия, отражающее динамику межцентральных отношений в коре головного мозга в начальный период работы; при этом могут наблюдаться явления индукционного торможения некоторых сопряженных функций организма. Вторая фаза - фаза мобилизации (развертывания) вегетативных функций для обеспечения возросших обменных процессов работающего организма.
Процесс врабатывания протекает особенно успешно, если используются те упражнения, которые предстоит выполнить в предстоящей деятельности. Продолжительность периода врабатывания находится в прямой зависимости от квалификации спортсмена и интенсивности выполняемой им работы. Период врабатывания обычно короче у спортсменов высокой квалификации, которых отличают надежные и одновременно лабильные связи двигательных и вегетативных функций [15]. При работе большой или предельной мощности, которая может продолжаться лишь несколько десятков секунд, период врабатывания ускоряется [6].
В спорте период врабатывания принято называть разминкой, целью которой является также увеличение гибкости мышц и сухожилий, улучшение кровотока в периферических мышцах, повышение температуры тела, вследствие чего ускоряется обмен веществ. По данным Астранд и Родал (1977) при каждом повышении температуры мышцы на один градус скорость обмена веществ в клетке возрастает на 13%. Одновременно при повышении температуры мышц увеличивается эластичность мышечных тканей, что способствует предотвращению травм, так как снижает риск растяжений и разрывов. При этом разминка с постепенным наращиванием нагрузки играет важную роль в предотвращении нарушений в сердечной деятельности.
После окончания разминки и достижения врабатывания физическая работа выполняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне работоспособности — в квазистационарном устойчивом состоянии. В это время достигается согласованная деятельность двигательной и вегетативных систем. Нарушение состояния устойчивости работоспособности происходит в дальнейшем вследствие развития процесса утомления, характеризующегося ростом напряженности деятельности функциональных систем при относительно стабильном уровне работоспособности, а затем и ее снижении [15].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВРАБАТЫВАНИЯ
В процессе выполнения физических упражнений время завершения периода врабатывания в каждом конкретном случае должно определяться индивидуально. Трудности задания интенсивности и длительности нагрузки обусловлены тем, что физиологические функции в процессе врабатывания находятся в постоянной динамике, зависящей как от физиологических резервных возможностей человека, так и от его психических функций, таких как мотивы, установки, эмоции и др.
По окончании процесса врабатывания организм человека достигает определенного функционального состояния (ФС). при котором возможно поддержание некоторое время оптимальной или, при необходимости, максимальной работоспособности. В физиологии человека, общей теории деятельности понятие ФС человека занимает центральное место, в его исследовании пересекаются пути многих наук, в том числе физиологии, психологии, педагогики, социологии, практически всех разделов медицины.
Для определения наступления времени оптимальной работоспособности возможно использование всех методов диагностики ФС, обзор которых приведен в монографии [18]. Определение и оценка ФС организма - задача функциональной диагностики, сущность которой заключается в изучении механизмов приспособления органа, системы или организма в целом к той или иной нагрузке, в изучении реакции и выявлении объема и степени возникающих при этом скрытых изменений их функций, основанное на сопоставлении физиологических показателей, определенных в покое, с состоянием этих же показателей при различных нагрузках. Группу методов диагностики ФС организма с заданием разного рода нагрузок называют функциональными методами. Среди них особое значение имеет функциональное тестирование с использованием тестов и проб с физическими нагрузками, так как при этом уровень ФС организма и его изменения проявляются наиболее четко. Точную дозировку физической нагрузки при тестировании получают методами эргометрии с использованием: велоэргометра при работе сидя или лежа, степэргометра или ступеньки степ-теста, тредбана (тредмила) или бегущей дорожки, ручного эргометра.
В области функциональной диагностики используется широкий комплекс методов определения состояния организма, в том числе двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечной, анализаторной систем, внутренней среды организма, системы иммунитета и других систем. Еще в 1984 г. И. П. Ратов и соавт. Отмечали, что при исследовании ФС измеряется более 3000 различных параметров с использованием более 300 различных инструментальных методик, число которых постоянно пополняется [16].
Исследование двигательного аппарата осуществляется с помощью таких методик, как динамометрия, тремометрия, нейротахометрия, эргография, электромиография и другие, каждая из которых имеет ряд показателей, отражающих изменения ФС, возникающие под влиянием физических нагру-