Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
397
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / КОРПОРАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Субеев Ришат Тагирович, Коротаева Татьяна Васильевна

Данная работа посвящена изучению корпоративной социальной ответственности (КСО), вовлечению потребителей в практики реализации КСО. В работе описана история возникновения КСО как социального феномена, проанализированы работы российских и зарубежных ученых, посвященные данной теме. Гармоничное существование общества невозможно без социальной ответственности крупных корпораций, она является важным критерием на современном этапе жизни человечества. Снижение напряженности в обществе возможно лишь при взаимной ответственности его членов за свою деятельность. Корпоративной социальной ответственности имеет множество каналов проявления: благотворительность, социально-маркетинговые программы, меценатство, ответственное потребление ресурсов при производстве или потреблении и другие. При реализации программ КСО организации отвечают за свое воздействие на окружающий мир, общество и природу, в целом за изменения обстановки в связи с их функционированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS A SOCIAL PHENOMENON

This work is devoted to the study of corporate social responsibility (CSR), the involvement of consumers in the practice of CSR implementation. The paper describes the history of the emergence of CSR as a social phenomenon, analyzes the works of Russian and foreign scientists devoted to this topic. The harmonious existence of society is impossible without the social responsibility of large corporations, it is an important criterion at the present stage of human life. Reducing tension in society is possible only with the mutual responsibility of its members for their activities. Corporate social responsibility has many channels of manifestation: charity, social marketing programs, patronage, responsible consumption of resources in production or consumption, and others. When implementing CSR programs, organizations are responsible for their impact on the surrounding world, society and nature, in general, for changes in the situation in connection with their functioning.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

Корпоративная социальная ответственность как социальное явление Corporate social responsibility as a social phenomenon

Субеев Ришат Тагирович

Аспирант ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

Россия, Самара. e-mail: samara-ss2011@yandex. ru

Subeev RishatTagirovich

Postgraduate student Samara State University of Economics,

Samara, Russia. e-mail: samara-ss2011@yandex.ru

Коротаева Татьяна Васильевна

Кандидат исторических наук, Доцент кафедры социологии и психологии, ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

Россия, Самара. e-mail: corotaeva2014@yandex.ru

Korotaeva Tatiana Vasilyevna

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Psychology,

Samara State University of Economics, Samara, Russia. e-mail: corotaeva2014@yandex.ru

Научный руководитель Звоновский Владимир Борисович

Доктор социологических наук, Профессор кафедры социологии и психологии, ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,

Россия, Самара. e-mail: zvb@socio-fond.com

Scientific supervisor

Zvonovsky Vladimir Borisovich

Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Sociology and Psychology, Samara State University of Economics, Samara, Russia. e-mail: zvb@socio-fond.com

Аннотация.

Данная работа посвящена изучению корпоративной социальной ответственности (КСО), вовлечению потребителей в практики реализации КСО. В работе описана история возникновения КСО как социального феномена, проанализированы работы российских и зарубежных ученых, посвященные данной теме. Гармоничное существование общества невозможно без социальной ответственности крупных корпораций, она является важным критерием на современном этапе жизни человечества. Снижение напряженности в обществе возможно лишь при взаимной ответственности его членов за свою деятельность. Корпоративной социальной ответственности имеет множество каналов проявления: благотворительность, социально-маркетинговые программы, меценатство, ответственное потребление ресурсов при производстве или потреблении и другие. При реализации программ КСО организации отвечают за свое воздействие на окружающий мир, общество и природу, в целом за изменения обстановки в связи с их функционированием.

Annotation.

This work is devoted to the study of corporate social responsibility (CSR), the involvement of consumers in the practice of CSR implementation. The paper describes the history of the emergence of CSR as a social phenomenon, analyzes the works of Russian and foreign scientists devoted to this topic. The harmonious existence of society is impossible without the social responsibility of large corporations, it is an important criterion at the present stage of human life. Reducing tension in society is possible only with the mutual responsibility of its members for their activities.

Corporate social responsibility has many channels of manifestation: charity, social marketing programs, patronage, responsible consumption of resources in production or consumption, and others. When implementing CSR programs, organizations are responsible for their impact on the surrounding world, society and nature, in general, for changes in the situation in connection with their functioning.

Ключевые слова: социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность, общество, корпорации.

Key words: social responsibility, corporate social responsibility, society, corporations.

В современном обществе институты государства начинают играть все меньшую роль по сравнению с гигантскими корпорациями, которые приобрели транснациональный характер и давно уже не просто подчиняются государственной регуляции, но осуществляют собственную регламентацию. Зачастую они проникают в общества с большим количеством очевидных социальных и экологических проблем, на этом фоне корпорации вынуждены соотносить свою деятельность с окружающей действительностью. Поэтому они разрабатывают собственные корпоративные правила, демонстрирующие их готовность реагировать на окружающую их ситуацию. Такие правила называются «корпоративная социальная ответственность» (далее -КСО).

Не всегда понятно, что такое ответственность, так как она может по-разному проявляться, люди добровольно берут на себя ответственность за различные стороны существования человечества. Ответственность представляет стремление принимать участие в преодолении негативных последствий общественных проявлений.

Однако единичные случаи ответственности не могут сравниться с организованной деятельностью групп по ее осуществлению, поэтому важно уделять большое внимание именно корпоративной социальной ответственности, которая имеет множество каналов проявления: благотворительность, социально-маркетинговые программы, меценатство, ответственное потребление ресурсов при производстве или потреблении и другие. При реализации программ КСО сами организации отвечают за свое воздействие на окружающий мир, общество и природу, в целом за изменения обстановки в связи с их функционированием.

В то же время создание программ корпоративной ответственности не гарантирует эффективное их функционирование, так как важной составляющей таких проектов является население, участие граждан. Вовлечение населения в такие практики - первоочередная задача, стоящая перед многими организациями. Изучение вовлеченности в КСО потребителей услуг и их жизненных практик, связанных с осуществляемой деятельностью, позволяет изменять проекты и более продуктивно сотрудничать с населением в дальнейшем. А долгосрочное воздействие компании и клиентом положительно влияет как на саму корпорацию, повышая ее репутацию, доход, доверие к ней покупателя, так и на потребителя, так как он имеет проверенного поставщика, улучшающего некоторые стороны его жизни и привлекающего к своей деятельности.

Социальная ответственность - понятие, которое можно отнести к различным сферам жизни: это и профессиональная, моральная, политическая, юридическая, экологическая и другие виды ответственности. Субъектом ответственности может выступать как отдельный индивид, компания как бизнес единица, так и корпорация, то есть экономически устойчивая и глобальная структура, у которой есть финансовая и физическая возможность осуществлять социально ответственную деятельность.

Понятие «социальная ответственность» как этический принцип, при котором в процессе решения задач бизнеса учитывается мнение не только коммерческих партнеров или профсоюзных организаций, но и интересы, ценности и цели жизнедеятельности более широких социальных групп - так называемых «стейкхолдеров», связанных с той или иной корпорацией местом проживания, культурной, социальной средой, в современном бизнесе имеет все большее значение.

Корпоративная социальная ответственность подразумевает уделение внимания интересам общества при принятии решений внутри компании, возложение ответственности за влияние производственной деятельности на окружающую среду и общество в целом на себя. Основными составляющими концепции КСО являются:

• ответственность перед персоналом;

• права человека;

• экономическая ответственность;

• отношения с местным сообществом;

• экологическая ответственность.

То, что социальная ответственность перед персоналом повышает экономическую успешность предприятия, показал еще эксперимент Мейо, но так же это обеспечивает снижение конфликтности. Соблюдение на предприятии правил, то есть предоставление сотрудникам хороших рабочих мест, социальных пакетов и бонусов, образовательных программ, снижает риск возникновения каких-либо политических споров.

Экологическая ответственность бизнеса - это своего рода снижение долгосрочных рисков, которые могут следовать за безответственным производством; это осознанный выбор компании для поиска новых моделей развития. Внедрение эко-практик в бизнес-процесс привлекает сотрудничать как потребителей, так и партнеров с организацией, так как экологичность на сегодняшний день очень популярна и поднимает рейтинг компании.

В условиях повышения предложения самых разнообразных товаров и услуг конкурентным преимуществом становится не только их качество и низкая цена, но и репутация корпорации. Так безответственные корпорации подлежат бойкоту (в Северной Европе бойкотировались фирмы, производящие бумагу), с другой стороны, корпорации, заявляющие о своей экологической ответственности, находят не только отдельных фанатов, а целые сообщества.

Корпоративная социальная ответственность не только положительно влияет на социум, природу, но и на деятельность организации, так как формируются устойчивые отношения с персоналом и потребителем.

До 2005 года большинство исследователей использовали термин «социальная ответственность» при обсуждении различных экологических проблем, возникающих в связи с деятельностью корпорации. Однако с возрастающим вниманием к концепции «устойчивого развития» произошло переосмысление данных понятий, вследствие чего экологическая ответственность постепенно отделилась от социальной. Разделение понятий показывает важность каждого из них, при этом выделяются особенности отличающие друг от друга.

Экологическая ответственность бизнеса напрямую связана с корпоративной социальной ответственностью, так как от программ зависит, какую деятельность будет реализовывать та или иная организация, между ними прямая взаимосвязь.

«КСО, согласно Международному стандарту ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», - ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

• содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

• учитывает ожидания заинтересованных сторон;

• соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

• введено во всей организации».

В научной литературе есть довольно большой набор знаний по корпоративной социальной ответственности. Такие ученые как Ф. Хайек, М. Фридман, Г. Боуэн в своих трудах анализируют принципы и

саму сущность политики КСО. Г.Боуэн писал, что социальная ответственность бизнеса состоит в осуществлении политики принятия решений или следовании направлении, которые были бы правильны со стороны общественных целей и ценностей, то есть бизнес реализует ту деятельность, которая одобряется обществом и направлена на получение им блага.

Модель, в которой связывается КСО с концепциями «корпоративной устойчивости», «устойчивого развития», «управления отношениями с заинтересованными сторонами» предложила команда ученых Steurer R., Konrad A., Langer M., Martinuzzi A. По их мнению, эти три концепции постепенно сходятся в очень похожие понятия, поэтому они неразрывно связаны между собой, то есть переплетение как концепций, так и понятий способствует одновременному развитию в нескольких направлениях.

Корпоративная социальная ответственность - это принцип, в соответствии с которым коммерческие организации начинают рассматривать интересы общества как часть собственной сферы интересов, поскольку общество в целом начинает более рефлексивно относиться к деятельности любых участников.

В современных условиях социальная ответственность бизнес-организаций является одним из основополагающих экономических институтов, так как она ведет к достижению устойчивого развития предприятия в экономической, экологической и социальной сферах посредством повышения положительного влияния на общество. Эти принципы постепенно распространяются повсеместно, затрагивая большее количество стран и организации различного масштаба. По данным мировой статистики происходит рост компаний, занимающихся развитием КСО.

Появление корпоративной социальной ответственности характеризует зрелость бизнеса, его значимое место и роль в развитии общества. Многие ведущие компании осознали, что их производственные возможности не смогут расти без учета интереса не только бизнес акционеров компании, но и каких-либо заинтересованных местных социальных масс или общества в целом. Именно это служит поводом для поиска и реализации новых стратегий, способствующих улучшению взаимодействия компании с населением и местностью в целом, где она функционирует. Это и есть место внедрения КСО, которая налаживает взаимоотношения между всеми сторонами осуществляемой деятельности.

Существующая и растущая конкуренция на рынке потребительских товаров мотивирует компанию менять свою деятельность, вводить инновации. КСО организации рассматривается как концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в свой бизнес для достижения коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде. Развитие компании в современном мире возможно при условии осознанной деятельности и понимании о неразрывной связи общества и компании, так как они влияют друг на друга и жизнь компании невозможна вне благополучия общества.

Однако стоит отметить, что некоторые ученные считают, что растущая популярность деятельности корпоративной социальной ответственности в мире объясняется неудачными законами и нормативными актами, защищающими заинтересованные стороны. Именно это повышает потребность потребителей самостоятельно защищать свои интересы, подталкивая корпорации участвовать в КСО. Происходит так, что клиенты подталкивают бизнес к ведению ответственной деятельности по производству и реализации товаров, то есть корпоративно социально ответственный бизнес происходит от ответственного потребителя.

Следует отметить, что КСО реализуется не только для внешней среды, но и для внутренней. Компании заявляют о том, что они заботятся о своих сотрудниках, то есть осуществляют финансирование внутренних социальных программ, направленных на развитие персонала, охрану здоровья и обеспечение безопасных условий труда. Все эти программы, в конечном итоге, работают на повышение уровня и качества жизни населения и

способствуют созданию благоприятных условий для расширенного воспроизводства рабочей силы.

Преимущества, фактором формирования которых является КСО, - это привлечение и удержание профессиональных кадров, привлечение новых потребителей и повышение их лояльности, снижение операционных расходов, стратегическое сотрудничество с деловыми партнерами, создание устойчивых отношений с органами власти, снижение нефинансовых и финансовых рисков, создание устойчивых отношений с местным сообществом, укрепление репутации организации, формирование позитивного мнения.

Список используемой литературы:

1. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И.Р., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Том 6. - № 4. - С. 425-436.

2. Завьялова, Е. Б. Корпоративная социальная ответственность: эволюция подходов и идей / Е. Б. Завьялова // Финансовый бизнес. - 2018. - № 2(193). - С. 26-31.

3. Морозов А.А. Корпоративная социальная ответственность в контексте социально-экономического развития общества // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 10. - С. 3119-3128.

4. Паштова Л.Г., Комельков М.В. Социальная ответственность бизнеса: мировые тенденции и отечественные особенности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. №8 (338).

5. Тугускина Г.Н., Васин С.М., Рожкова Л.В., Сальникова О.В. Роль корпоративной социальной ответственности в формировании конкурентных преимуществ современных организаций // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. №3 (51).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.