Научная статья на тему 'Корпоративная память как актуальный управленческий ресурс промышленного предприятия'

Корпоративная память как актуальный управленческий ресурс промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / CORPORATE MEMORY / INDUSTRIAL ENTERPRISES / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ражева Анастасия Александровна

В условиях усиления глобальной конкуренции и исчерпания основных экспортно-сырьевых источников промышленные предприятия вынуждены искать новые пути совершенствования своей деятельности, которые бы способствовали более эффективному использованию имеющихся факторов производства. В качестве возможного решения исследователи отмечают активное вовлечение знаний информационно-интеллектуального ресурса предприятия в его хозяйственную деятельность. В связи с этим возрастает актуальность вопросов, связанных с его формированием, развитием и использованием. В статье раскрывается понятие корпоративной памяти промышленного предприятия как его формализованного информационно-интеллектуального ресурса управления. На основе схемы целенаправленной системы представлена модель корпоративной памяти. В рамках данной модели определены цели использования корпоративной памяти на предприятии, ее функции, информационная структура, формы воплощения, источники пополнения, продукт и эффект, который она оказывает на хозяйственную деятельность предприятия. Представлены концептуальная модель механизма обеспечения жизнеспособности корпоративной памяти и блок-схема алгоритма его работы. Уточнены управленческие отношения сотрудников, участвующих в обеспечении жизнеспособности корпоративной памяти. Результаты исследования могут быть использованы промышленными предприятиями в качестве инструмента формирования механизма их устойчивого развития за счет вовлечения в хозяйственную деятельность такого управленческого ресурса, как корпоративная память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE MEMORY AS A SIGNIFICANT MANAGEMENT RESOURCE FOR INDUSTRIAL ENTERPRISE

In the face of increasing global competition and the exhaustion of the major export commodities, industrial enterprises have to look for new ways to improve their performance, in particular for those that would help use available factors of production more efficiently. Researchers suggest one of possible solutions: the active involvement of knowledge i.e.information and intellectual resource in the economic activities. In this regard the issues connected with formation, development and use of this resource are becoming extremely important. The paper identifies the concept of corporate memory of industrial enterprise as its formalized information and intellectual management resource. The model of corporate memory is presented on the basis of the scheme of purposeful system. The given model defines the intended use of corporate memory at the enterprise, its functions, information structure, forms of implementation, sources of updating, the obtained product as well as the effect it has on the economic activities of the enterprise. The paper describes the conceptual model mechanism to ensure the viability of corporate memory and shows the flowchart of its operation. The author also specifies administrative relations between the employees involved in ensuring the viability of the corporate memory. Research results may be used in industry as a tool for creating the mechanism to achieve sustainable development through integrating into the management system such a resource as corporate memory.

Текст научной работы на тему «Корпоративная память как актуальный управленческий ресурс промышленного предприятия»

УДК 658

КОРПОРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ КАК АКТУАЛЬНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЖЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

аспирант кафедры «Экономика» Ивановского государственного политехнического университета, Иваново, россия E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В условиях усиления глобальной конкуренции и исчерпания основных экспортно-сырьевых источников промышленные предприятия вынуждены искать новые пути совершенствования своей деятельности, которые бы способствовали более эффективному использованию имеющихся факторов производства. В качестве возможного решения исследователи отмечают активное вовлечение знаний - информационно-интеллектуального ресурса предприятия - в его хозяйственную деятельность. В связи с этим возрастает актуальность вопросов, связанных с его формированием, развитием и использованием.

В статье раскрывается понятие корпоративной памяти промышленного предприятия как его формализованного информационно-интеллектуального ресурса управления. На основе схемы целенаправленной системы представлена модель корпоративной памяти. В рамках данной модели определены цели использования корпоративной памяти на предприятии, ее функции, информационная структура, формы воплощения, источники пополнения, продукт и эффект, который она оказывает на хозяйственную деятельность предприятия. Представлены концептуальная модель механизма обеспечения жизнеспособности корпоративной памяти и блок-схема алгоритма его работы. Уточнены управленческие отношения сотрудников, участвующих в обеспечении жизнеспособности корпоративной памяти.

Результаты исследования могут быть использованы промышленными предприятиями в качестве инструмента формирования механизма их устойчивого развития за счет вовлечения в хозяйственную деятельность такого управленческого ресурса, как корпоративная память.

Ключевые слова: корпоративная память; промышленные предприятия; конкурентоспособность; управленческие ресурсы.

CORPORATE MEMORY AS A SIGNIFICANT MANAGEMENT RESOURCE FOR INDUSTRIAL ENTERPRISE

ANASTASIA RAZHEVA

postgraduate student of the chair «Economics», Ivanovo state Polytechnic university, Ivanovo, Russia E-mail: [email protected]

АBSTRACT

In the face of increasing global competition and the exhaustion of the major export commodities, industrial enterprises have to look for new ways to improve their performance, in particular for those that would help use available factors of production more efficiently. Researchers suggest one of possible

solutions: the active involvement of knowledge i. e. information and intellectual resource in the economic activities. In this regard the issues connected with formation, development and use of this resource are becoming extremely important.

The paper identifies the concept of corporate memory of industrial enterprise as its formalized information and intellectual management resource. The model of corporate memory is presented on the basis of the scheme of purposeful system. The given model defines the intended use of corporate memory at the enterprise, its functions, information structure, forms of implementation, sources of updating, the obtained product as well as the effect it has on the economic activities of the enterprise. The paper describes the conceptual model mechanism to ensure the viability of corporate memory and shows the flowchart of its operation. The author also specifies administrative relations between the employees involved in ensuring the viability of the corporate memory.

Research results may be used in industry as a tool for creating the mechanism to achieve sustainable development through integrating into the management system such a resource as corporate memory.

Keywords: corporate memory; industrial enterprises; competitiveness; management resources.

Главной задачей любого промышленного предприятия является повышение его экономической эффективности и конкурентоспособности. Среда, в которой работают современные предприятия, за последние два десятилетия изменилась настолько, что они уже не в состоянии адаптироваться к ней, не развиваясь в новых условиях. Усиление глобальной конкуренции и исчерпание основных экспортно-сырьевых источников вынуждают предприятия искать новые пути совершенствования своей деятельности, которые бы способствовали более эффективному использованию имеющихся факторов производства.

Специалисты в сфере управления предприятиями [1, 2, 3, 4 и др.] в качестве наиболее важного фактора экономического развития по сравнению с традиционными факторами конкурентоспособности - трудом и капиталом -называют знания. По мнению А. М. Михайлова [3, с. 50], «знания становятся самостоятельным пятым фактором потому, что без интеллектуальной деятельности современный процесс производства становится невозможным. Коренной переворот во взаимодействии факторов производства связан с тем, что деятельность по использованию и применению знаний становится определяющей в процессе производства. В результате принципиально изменяются технологические связи и взаимосвязи между факторами производства, трансформируется процесс их взаимодействия, то есть меняется технологический способ производства».

Знания как результат интеллектуального труда сотрудников являются источником информационно-интеллектуального ресурса предприятия [5]. Сложность формирования данного ресурса, его непрерывное совершенствование и использование обусловливают необходимость теоретического обоснования и практического решения проблемы управления им.

В качестве формы воплощения, существования информационно-интеллектуального ресурса мы предлагаем рассматривать корпоративную память. Корпоративная память как результат коллективной интеллектуальной деятельности сотрудников аккумулирует передовой производственный опыт предприятия. Осознанное формирование и использование корпоративной памяти способствует формированию механизма устойчивого развития предприятия и, как следствие, повышению эффективности его хозяйственной деятельности.

Потребность в информации прежде всего характерна для системы управления, поскольку ею организуются все материально-вещественные процессы предприятия. Таким образом, корпоративная память наиболее важна при разработке управленческих решений. Кроме того, отнесение информационного и интеллектуального ресурсов к ресурсам управления предприятием позволяет рассматривать корпоративную память также в качестве управленческого ресурса. Для доказательства правомерности данного утверждения представим

-^^Л/с

Рис. 1. Интерпретация корпоративной памяти как целенаправленной системы

Источник: составлено автором. Примечания: С (внешняя среда) - предприятие; ис (потребности внешней среды) - необходимость в повышении эффективности деятельности и укреплении конкурентной позиции предприятия; Wc (проблемы внешней среды) - необходимость формирования представлений о возможностях производимой продукции, удовлетворяющих эксклюзивные потребности потребителей; S (система) - корпоративная память как форма воплощения информационно-интеллектуального ресурса; И (цель системы) - содействие возможности разработки эффективных управленческих решений; Fs (функция системы) - предоставление сотрудникам предприятия полной и актуальной информации для принятия решений; (элементы системы) - формы воплощения корпоративной памяти; R (ресурсы системы: Rс - из внешней среды, ДR - из системы) - источники пополнения корпоративной памяти; Р (продукт системы) - множество согласованных управленческих решений; Е (эффект системы) - эффект, усиливающий конкурентную позицию предприятия.

корпоративную память в виде целенаправленной системы (см. рис. 1).

На рис. 1 корпоративная память представляется нами в виде системы а предприятие - в виде внешней среды (С). Как мы уже отмечали ранее, потребность (и.) современных промышленных предприятий заключается в повышении эффективности их деятельности и укреплении конкурентной позиции. Она выражается в эффективном решении проблем стоящих перед предприятием. Целью системы корпоративной памяти является повышение эффективности работы сотрудников и самого предприятия в целом. Цель функционирования корпоративной памяти предполагается рассматривать на двух уровнях:

• тактическом - как решение конкретной проблемы управления предприятием (что способствует повышению эффективности работы предприятия, росту его производительности путем увеличения быстродействия или снижения затрат);

• стратегическом - как наращивание интеллектуального капитала и повышение интеллектуального потенциала предприятия (что содействует выдвижению инноваций, созданию новых продуктов и услуг, укреплению конкурентной позиции предприятия).

Функция корпоративной памяти

заключается в своевременном предоставлении сотрудникам полной и актуальной

информации для принятия решений по возникающим в ходе хозяйственной деятельности проблемам. Для этого корпоративная память должна обладать определенной структурой. Важно отметить, что нас прежде всего интересует содержательная сторона структурирования информации, находящейся в корпоративной памяти. Аспекты представления знаний в виде моделей (семантической, фреймовой, логической, продукционной, онтологической) подробно освещены в трудах по разработке систем искусственного интеллекта и отличаются «механистичностью» своего подхода.

Вопросом структурирования корпоративной памяти занимались такие исследователи, как Дж. Уэльш и Дж. Унгсон [6], М. Портер [7], Н. Шпак [8], Б. З. Мильнер [9]. Однако предлагаемые ими структуры обладают существенным недостатком: в практической деятельности предприятия такие структуры сложно зафиксировать и проанализировать. Авторы не раскрывают способов оценки предлагаемых структур. Вместе с тем для разработки прак-тико-ориентированных решений очень важно проводить сравнение фактического состояния корпоративной памяти, оценку ее эффективности.

За основу структуры корпоративной памяти нами взята декомпозиция целей, реализующих миссию промышленного предприятия. Такой подход к структуризации информационного пространства предприятия согласуется с

идеями таких исследователей, как З. В. Браги-на, В. Н. Ершов и А. П. Иванов [10]. Нами была разработана обобщенная структура целей промышленного предприятия, первые три уровня декомпозиции которой представлены ниже.

Миссия ^000) - формирование представлений о возможностях производимой продукции, удовлетворяющих эксклюзивные потребности потребителей:

Z010 - продвижение продукции на рынки различных уровней;

Z0И - выход на целевые рынки; Z012 - стабильное положение на рынке; Z013 - усиление влияния на целевые рынки; Z020 - организация эффективного производства продукции:

Z021 - разработка инновационной продукции; Z022 - организация стабильного производства; Z013 - повышение научно-технического уровня производства;

Z014 - повышение организационного уровня производства; Z030 - сохранение и развитие кадрового потенциала;

Z031 - сохранение кадрового состава; Z032 - повышение уровня трудового потенциала;

Z033 - повышение привлекательности труда; Z040 - выполнение финансовых обязательств: Z041 - осуществление своевременных и полных расчетов за использованные в производстве ресурсы;

Z042 - обеспечение своевременных и полных расчетов за поставленную продукцию; Z043 - осуществление своевременной выплаты налогов.

В соответствии с данной моделью, в структуре корпоративной памяти были выделены следующие информационные блоки:

• о внешней среде предприятия (по сегментации рынка, клиентам, деловым партнерам, конкурентам и конкурентной продукции);

• о производстве (по комплексу вопросов, связанных с производством продукции, технической регламентацией, сертификацией и метрологическим обеспечением производства; развитии производственной инфраструктуры; научно-техническом, патентно-информационном и нор-

мативном обеспечении; об используемых на предприятии машинах и оборудовании, уровне прогрессивности технологических процессов, организации труда и управления и др.);

• о сотрудниках предприятия (их компетентности, эффективности, удовлетворенности, сохранении кадрового состава);

• о финансовой деятельности предприятия (о взаиморасчетах с поставщиками, покупателями, налоговыми органами).

Выделенные целевые ориентиры блоков корпоративной памяти однозначно соответствуют структуре проблем, возникающих в хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

Эффективность предоставления информации для реализации каждой цели следует оценивать по степени ее достижения. Для этого мы предлагаем применять систему ключевых показателей эффективности (КР1), разработанную в соответствии со сбалансированной системой показателей Р. Каплана и Д. Нортона [11]. Сбалансированная система показателей ориентирована на поддержку миссии промышленного предприятия и также содержит 4 основных блока [11, с.13]:

• взаимоотношения с клиентами;

• организация внутренних бизнес-процессов;

• обучение и карьерный рост сотрудников;

• финансовая деятельность.

Для оценки достижения поставленных целей нами были разработаны следующие показатели, отражающие эффективность состояния хозяйственной деятельности предприятия:

Z0n ^ Р011 - доля рынка - отражает долю предприятия на данном рынке (с точки зрения количества клиентов, затраченных денежных средств или объема проданных товаров,%);

Z012 ^ Р012 - сохранение клиентской базы -оценивает в абсолютных и относительных единицах показатель, отражающий изменение клиентской базы предприятия (количество клиентов за период);

Z013 ^ Р013 - удовлетворение потребностей клиента - оценивает степень удовлетворенности клиента в соответствии со специальными критериями результатов деятельности

(по числу повторных сделок постоянных клиентов за выбранный период);

Z021 ^ Р021 - доля продаж инновационной продукции от общего объема реализации (%);

Z022 ^ Р022 - своевременность отгрузки продукции потребителям - оценивает процент задержки отгрузки продукции покупателям (среднее значение процента своевременно отгруженной продукции покупателям,%);

Z023 ^ Р023 - повышение качества продукции - оценивает долю количества продукции, выпущенной без брака и прошедшей контроль качества с первого раза (%);

Z024 ^ Р024 - повышение производительности - оценивается через увеличение доходности предприятия (прирост прибыли, тыс. руб.);

Z031 ^ Р031 - движение работников - оценивается по показателям движения работников, например, как постоянство состава кадров (количество принятых за период, количество убывших за период, их доли к средней численности сотрудников за период);

Z032 ^ Р032 - повышение эффективности работы предприятия за счет внедрения рациональных предложений сотрудников (прирост прибыли предприятия за счет рационализаторских предложений сотрудников, тыс. руб.);

Z033 ^ Р033 - степень удовлетворенности сотрудника - оценивается на основе ежегодных опросов сотрудников предприятия1 (качественная оценка, полученная по результатам опроса);

Z041 ^ Р041 - своевременность расчетов за использованные ресурсы (задолженность за сырье и материалы, тыс. руб.);

Z042 ^ Р042 - своевременность получения оплаты за отгруженную продукцию (дебиторская задолженность, тыс. руб.);

Z043 ^ Р043 - своевременность налоговых выплат (задолженность в бюджет, тыс. руб.).

Структура корпоративной памяти, построенная в соответствии с целевой декомпозицией предприятия, отвечает требованиям необходимости и достаточности предоставляемой информации для принятия решений его сотрудниками. С одной стороны, она наиболее полно описывает проблемную область, в которой

1 Примерный состав вопросов такого опросника можно увидеть в [11, с. 122].

функционирует предприятие, а с другой - не перегружает сотрудников лишней информацией, поскольку каждая единица информации корпоративной памяти представляет собой модель принятия решений для проблемной ситуации.

Формы воплощения корпоративной памяти - это носители информации. Нами были определены следующие формы существования корпоративной памяти на промышленном предприятии:

1. Корпоративные информационные системы (КИС) - автоматизированные системы управления внутренними процессами предприятия. Информация, хранящаяся в этих системах, представлена формализованными данными оперативного учета, результатами их обработки и анализа;

2. Разрозненные документы (в бумажном и электронном виде) - формализованные знания сотрудников в виде отчетов, технических заданий, распорядительной документации, должностных и технологических инструкций и др., не объединенные в единую структуру;

3. Нормативно-техническая библиотека предприятия (НТБ) - формализованная информация в виде положений стандартов, нормативов, технических регламентов, научной литературы и др.;

4. Корпоративный информационный портал (КИП) - внутренний сайт предприятия, предоставляющий сотрудникам предприятия и предприятий-партнеров доступ к общим документам, а также внутренним сервисам;

5. Специализированная система управления корпоративными знаниями (СУЗ).

Формы воплощения корпоративной памяти зависят от многих факторов, главным из которых является уровень развития информационно-технологической инфраструктуры промышленного предприятия. Чем он выше, тем наиболее современные информационно-технические средства задействует предприятие в своей работе. Проведенный нами анализ перечисленных форм с целью выявления наиболее перспективной для существования и развития корпоративной памяти как информационно-интеллектуального ресурса управления промышленным предприятием (см. табл. 1) показал, что наиболее перспективной из них

Таблица 1

Сравнительный анализ форм воплощения корпоративной памяти

Критерии для сравнения Формы воплощения корпоративной памяти

Документы КИС НТБ КИП СУЗ

Степень доступности для сотрудников Средняя - разрозненность документов + формализованный вид Средняя - потребность в специальном программном обеспечении +централизован-ная система обработки данных Средняя - преимущественно бумажная форма представления + единая структурированная система Высокая + единое информационное пространство + электронная форма представления + доступ через стандартные средства (браузер) Средняя + единое информационное пространство + электронная форма представления - потребность в специализированном программном средстве

Степень оперативности поиска Малая - разрозненность документов Средняя - потребность в знании структуры системы (отсутствие прямого поиска напрямую) + наличие четкой структуры Средняя - механический способ поиска + наличие четкой структуры Высокая + развитый механизм автоматизированного поиска +наличие четкой структуры Высокая + развитый механизм автоматизированного поиска + наличие четкой структуры

Степень уникальности Высокая + отражение специфики конкретного предприятия Средняя - наличие подобных решений на других предприятиях + особенности конкретного предприятия Средняя - единство стандартов для всех предприятий (например, отрасли) + наличие уникальных для предприятия стандартов, нормативов, регламентов Высокая + отражение специфики конкретного предприятия Высокая + отражение специфики конкретного предприятия

Степень охвата (полнота представления) предметной области Высокая + не ограничивается Средняя - ограничена функциональностью системы Средняя - ограничена за счет своего назначения Высокая + не ограничивается Высокая + не ограничивается

Способность к развитию Средняя - отсутствие целостности представления предметной области + быстрый рост объема окументов Низкая - ограниченность развития функционалом программного средства - высокая сложность освоения модулей программы Средняя - единство государственных и мировых стандартов развитие только за счет стандартов, нормативов и др. + локального уровня (предприятия) Высокая + не ограничивается Средняя - ограничена функциональностью системы

Степень достоверности имеющейся информации Средняя - жестко не согласовываются + проходят контроль со стороны других сотрудников Высокая + информация, прошедшая процедуру рассмотрения, применения, оценки Высокая + признанная, апробированная, информация Высокая + информация, прошедшая процедуру рассмотрения, применения, оценки, согласования Высокая + информация, прошедшая процедуру рассмотрения, применения, оценки, согласования

Источник: составлено автором

является корпоративный информационный портал. Его отличают особенности, поддерживающие основные характеристики корпоративной памяти как управленческого ресурса:

• способность предоставлять информацию для выполнения практически всех управленческих действий (полнота представляемых данных);

• доступность предоставляемой информации в режиме реального времени из любой точки земного шара, в которой есть доступ к сети Интернет;

• объективность предоставляемой информации за счет наличия обязательной процедуры согласования размещаемой на портале информации.

Корпоративный информационный портал способствует созданию единого информационного пространства предприятия, а также уникального информационного пространства для каждого сотрудника, определяемого его должностными обязанностями. Преимущества использования корпоративного информационного портала на предприятии очевидны, начиная от сокращения затрат на поиск информации в ходе принятия решений и в то же время снижения информационной перегруженности сотрудников, налаживания взаимодействий между различными подразделениями предприятия и его деловыми партнерами и заканчивая распространением положительного опыта.

Источником пополнения и развития корпоративной памяти являются знания сотрудников предприятия, которые в дальнейшем формализуются и становятся ее частью. Что касается источников пополнения знаний сотрудников, то прежде всего следует отметить источники, предлагаемые Л. Прусаком и Д. Ко-хеном [12]:

• покупка знаний (наем на работу новых сотрудников, обладающих знаниями и опытом; приобретение технологий и патентов; поглощение другого предприятия; результаты маркетинговых исследований);

• аренда знаний (наем на работу консультантов; получение помощи со стороны научных учреждений и профессиональных ассоциаций; привлечение других предприятий на субконтрактной основе);

• развитие знаний за счет «внешнего» обучения персонала (отправка работников на учебу на стороне (на базе университетов, училищ и т. д.); разработка и предоставление обучающих программ внутри предприятия; приглашение тренеров со стороны для обучения внутри предприятия; распространение уже имеющихся знаний между сотрудниками; обеспечение литературой, специализированными программами; обмен знаниями в рамках профессиональных организаций, конференций, выставок; изучение опыта других предприятий). В представленный перечень источников пополнения информационно-интеллектуального ресурса предлагаем включить результаты НИОКР, рационализаторские предложения и приобретение опыта сотрудниками предприятия. Данные источники представляют для предприятия больший интерес, чем указанные Л. Прусаком и Д. Кохеном, поскольку именно они позволяют приобрести уникальное знание, которое способствует приобретению конкурентных преимуществ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, информационно-интеллектуальный ресурс управления, сосредоточенный в корпоративной памяти промышленного предприятия, представляет собой структурированную совокупность согласованных управленческих решений, обращение к которым обеспечивает более продуктивную и эффективную работу персонала. Эффект (Е8), получаемый от реализации решений (Р5), находящихся в корпоративной памяти, направлен на повышение уровня конкурентоспособности предприятия.

Для непрерывного развития и совершенствования информационно-интеллектуального ресурса промышленного предприятия в его основе должен быть заложен механизм обеспечения его жизнеспособности. Потребность в жизнеспособной модели системы управления предприятием и ее отдельных частей обусловлена требованиями современного рынка. По мнению автора модели жизнеспособной системы С. Бира [13], выживает только то предприятие, которое соблюдает принципы управляемости и обучаемости, а также имеет способности к адаптации и развитию. Такой подход согласуется с идеями Л. фон Берталанффи, А. А. Богданова,

Рис. 2. Концептуальная модель механизма обеспечения жизнеспособности корпоративной памяти

Источник: составлено автором.

Н. Винера [14] и др. В своей книге «Мозг фирмы» [13] Стаффорд Бир устанавливает соотношение между менеджментом и организацией, с одной стороны, и структурой человеческого мозга и его функциями - с другой. Модель предприятия представляется в виде действующего во внешней среде управляемого мозгом живого организма. Развивая данную теорию, а также принимая во внимание функциональное сходство корпоративной памяти с памятью человека, можно сделать вывод о том, что корпоративную память можно представить в виде свойства «мозга» предприятия, обеспечивающего приобретение, обработку, сохранение и восстановление информации, приобретенной в ходе его функционирования. Фактически это означает, что деятельность корпоративной памяти является функцией системы управления предприятием, направленной на эффективную работу с его информационно-интеллектуальным ресурсом. Это объясняется тем, что корпоративная память, как и память человека, прежде всего представляет собой процесс. Человек усваивает и запоминает не просто отдельные элементы информации, а конструирует систему знаний, которая помогает ему приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Корпоративная память как результат коллективной интеллектуальной деятельности представляет собой еще более сложную систему.

Нами разработана концептуальная модель механизма обеспечения жизнеспособности корпоративной памяти, в основу которой заложены идеи трехкомпонентной модели

человеческой памяти, предложенной Р. Аткин-соном и Р. Шиффрином [15] (см. рис. 2).

В соответствии с данной моделью механизм обеспечения жизнеспособности корпоративной памяти включает в себя четыре основные функции:

• мониторинг изменений внешней и внутренней среды предприятия;

• регистрацию выявленных проблемных ситуаций;

• поиск решения для зарегистрированной проблемной ситуации;

• хранение полученной информации по найденному решению.

Под сигналом (проблемной ситуацией) понимается осознание какого-либо противоречия в процессе функционирования предприятия, которое приводит к появлению потребности в новых знаниях, направленных на решение возникающих противоречий.

Предложенная концептуальная модель легла в основу механизма обеспечения жизнеспособности корпоративной памяти (см. рис. 3). Данный механизм способствует непрерывному накоплению и совершенствованию информационно-интеллектуального ресурса предприятия. Его отличительной чертой является обеспечение фиксации изменений внешней и внутренней среды предприятия, а также капитализация передового производственного опыта его сотрудников.

Существование корпоративной памяти как уникального информационно-интеллектуального ресурса управления, обеспечение

Изменения

Рис. 3. Блок-схема алгоритма работы механизма обеспечения жизнеспособности корпоративной памяти

Источник: составлено автором

его жизнеспособности требуют определенных тва промышленных предприятий нет специ-

управленческих воздействий. Их осущест- ально выделенных должностей для работы с

вляют сотрудники предприятия. Несмотря информационно-интеллектуальным ресур-

на то, что в штатном расписании большинс- сом, действия по его развитию и поддержа-

нию выполняются и сейчас. Нами определен набор функциональных обязанностей, обеспечивающих поддержку жизнеспособности и развития информационно-интеллектуального ресурса на всех уровнях управления предприятием:

1. Формирование и развитие корпоративной памяти:

• разработка концепции корпоративной памяти с учетом конкретных условий работы предприятия;

• содействие внедрению процессов, инфраструктуры и организационных процедур, которые будут способствовать созданию и эффективному использованию информационно-интеллектуального ресурса;

• вовлечение сотрудников предприятия в процессы создания и эффективного использованию информационно-интеллектуального ресурса;

• определение стратегии развития корпоративной памяти в рамках предприятия;

2. Управление поступлением информации в корпоративную память:

• выявление потребности в информации;

• систематизация информации из разных источников;

3. Управление содержимым корпоративной памяти:

• определение состава корпоративной памяти на уровне отделов, подразделений и предприятия в целом;

• разработка и развитие структуры корпоративной памяти;

4. Осуществление работы с корпоративной памятью:

• содействие соблюдению согласованных принципов работы с информационно-интеллектуальным ресурсом;

• содействие повышению эффективности использования информационно-интеллектуального ресурса всеми сотрудниками предприятия;

• оказание поддержки пользователям при их обращении к корпоративной памяти;

• формирование подборок информации, отвечающих различным запросам пользователей;

5. Обеспечение программно-технической поддержки работы корпоративной памяти:

• разработка технической архитектуры корпоративного портала, ее совершенствование и обеспечение непрерывной работы портала;

• реализация требуемых функциональных модулей и отдельных технических решений на базе корпоративного портала.

Как показал проведенный в [16] анализ влияния корпоративной памяти на эффективность хозяйственной деятельности промышленного предприятия, чем выше развит этот ресурс, тем успешнее предприятие на рынке. Таким образом, осознанное формирование корпоративной памяти с учетом представленных моделей и ее активное вовлечение в бизнес-процессы предприятия способно повысить эффективность его хозяйственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - 302 с.

2. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 32-37.

3. Михайлов А. М. Информация и знания в системе факторов постиндустриального производства // Экономическая теория. - 2010. - № 7 (68). - С.49-54.

4. Друкер П. Задачи менеджера в XXI веке / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 271 с.

5. Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 551 с.

6. Walsh J. P., Ungson G. R. Organizational memory. Academy of Management Review, 1991, no. 16 (1), pp. 57-91.

7. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2003.

8. Шпак Н. Управление корпоративными знаниями: это уже важно! // PR в России. - 2004. - № 10.

9. Мильнер Б. З. Управление знаниями в современной экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 9. - С. 8-13.

10. Брагина З. В., Ершов В. Н., Иванов А. П. Структуризация информационного пространства экономических систем. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - 218 с.

11. Каплан Р., Нортон Д..Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. -2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М. Павловой. - М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 304 с.

12. Prusak L., Cohen D. Knowledge Buyers, Sellers and Brokers: the Political Economy of Knowledge. Working Paper. Ernst and Young Center for Business Innovation, 1997.

13. Бир С. Мозг фирмы. - Москва: Радио и связь, 1993. - 413 с.

14. Классики менеджмента. Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского, под ред. М. Уорнера. -СПб.: Питер, 2001. - 1168 с.

15. Солсо Р. Когнитивная психология. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - С. 275-277.

16. Ражева А. А. Влияние корпоративной памяти на эффективность хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятий текстильной промышленности) // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2013. - № 2. - С. 25-29.

REFERENCES

1. Inozemtzev V. Modern postindustrial society: nature, contradictions, prospects. Moscow, Logos, 2000. 302 pages (in Russian).

2. Kleiner G. Microeconomics of knowledge and myths of the modern theory. Higher education in Russia - Vysshee obrazovanie v Rossii, 2006, no. 9, pp. 32-37 (in Russian).

3. Mikhailov A. Information and knowledge in the system of factors of post-industrial production. Economic Theory - Ekonomicheskaya teoriya, 2010, no. 7 (68), pp. 49-54 (in Russian).

4. Drucker P. Management Challenges for 21st Century. Moscow, Williams Publishing House, 2000, 271 pages. (in Russian).

5. Lukicheva L. Intellectual Capital Management. 2nd edition. Moscow, Omega-L, 2009. 551 pages (in Russian).

6. Walsh J. P., Ungson G. R. Organizational memory. Academy of Management Review, 1991, no. 16(1), pp. 57-91.

7. Porter M. Competition. Moscow, Williams Publishing House, 2003 (in Russian).

8. Shpak N. Corporate Knowledge Management: it already matters! PR v Rossii (PR in Russia), 2004, no. 10 (in Russian).

9. Milner B. Knowledge Management in Modern Economy. Management Issues: Theory and Practice - Problemy teorii Ipraktiki upravleniya, 2006, no. 9, pp. 8-13 (in Russian).

10. Bragina Z., Ershov V., Ivanov A. Structuring of information space of economic systems. Kostroma, KSU (Nekrasov State University), 2008, 218 pages. (in Russian).

11. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard. Translating Strategy into Action. 2nd edition. Translated from English by M. Pavlova. Moscow, ZAO Olymp-Business, 2008. 304 pages (in Russian).

12. Prusak L., Cohen D. Knowledge Buyers, Sellers and Brokers: the Political Economy of Knowledge. Working Paper. Ernst and Young Center for Business Innovation,1997.

13. Bir S. The Brain of the Company. Moscow, Radio and Communications, 1993. 413 pages (in Russian).

14. Classics of management. Edited by M. Warner. - St. Petersburg, Piter, 2001. 1168 pages (in Russian).

15. Solso R. Cognitive Psychology. 6-th edition. - St. Petersburg, Piter, 2011, pp. 275-277 (in Russian).

16. Razheva A. Influence of corporate memory on business activity of the enterprise: case of the textile industry enterprises. Vestnik KGU imeni N.M. Nekrasova (Bulletin of Nekrasov Kostroma State University), 2013, no. 2, pp. 25-29 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.