Научная статья на тему 'Функция управления знаниями как система аккумулирования интеллектуального капитала'

Функция управления знаниями как система аккумулирования интеллектуального капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЙ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ДОМЕНЫ ЗНАНИЙ / ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ / KNOWLEDGE / SOCIOLOGY OF KNOWLEDGE / KNOWLEDGE ECONOMY / INTELLECTUAL CAPITAL / DOMAIN KNOWLEDGE / EXPERT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуликова Ольга Валентиновна

Раскрыта социальная роль знаний в экономике современного предприятия. Знание выступает и как средство получения прибыли, и само становится востребованным на рынке продуктом. В этой связи функция управления знаниями реализуется как аккумулирование и последующее использование интеллектуального капитала как результата высокого уровня образования и компетентности сотрудников предприятия, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, творческой деятельности и накопленного практического опыта. Выявлены этапы формирования интеллектуального капитала как результата формирования доменов знаний – определение информационных потребностей, приобретение опыта, формирование информационного поля, хранение знаний, распределение (извлечение) знаний из корпоративной памяти, применение интеллектуального капитала в практических целях, создание новых знаний в ходе профессиональной деятельности, реализация новых информационных продуктов. Основным результатом проведенного научного исследования является раскрытие функции управления знаниями на каждом этапе аккумулирования интеллектуального капитала предприятия, где главный акцент сделан на роли персонала и его уровне образования и компетентности, а также на создании и внедрении экспертных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTION OF KNOWLEDGE MANAGEMENT AS SYSTEM OF ACCUMULATION OF INTELLECTUAL CAPITAL

The article discloses the social role of knowledge in the economy of the modern enterprise. Knowledge serves as means of making a profit, and itself becomes a marketable product. In this context, knowledge management function is aimed at the accumulation and subsequent use of intellectual capital as a result of the high level of education and competence of employees of the enterprise, research and development activities, creative activities and lessons learned. The study identified and described the stages of formation of intellectual capital as a result of the formation of domain knowledge information requirements, to gain experience, the formation of the information field of knowledge storage, distribution (extraction) knowledge of corporate memory, the use of intellectual capital, for practical purposes, the creation of new knowledge in the course of professional activities, the implementation of new information products. Key findings of the research are opening function of knowledge management at every stage of accumulation of intellectual capital of the enterprise, where the main emphasis is on the role of the personnel and their level of education and competence, as well as the creation and implementation of expert systems.

Текст научной работы на тему «Функция управления знаниями как система аккумулирования интеллектуального капитала»

УДК 316.7

ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ КАК СИСТЕМА АККУМУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

© Ольга Валентиновна ЖУЛИКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: steflib@tsutmb.ru

Раскрыта социальная роль знаний в экономике современного предприятия. Знание выступает и как средство получения прибыли, и само становится востребованным на рынке продуктом. В этой связи функция управления знаниями реализуется как аккумулирование и последующее использование интеллектуального капитала как результата высокого уровня образования и компетентности сотрудников предприятия, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, творческой деятельности и накопленного практического опыта. Выявлены этапы формирования интеллектуального капитала как результата формирования доменов знаний - определение информационных потребностей, приобретение опыта, формирование информационного поля, хранение знаний, распределение (извлечение) знаний из корпоративной памяти, применение интеллектуального капитала в практических целях, создание новых знаний в ходе профессиональной деятельности, реализация новых информационных продуктов. Основным результатом проведенного научного исследования является раскрытие функции управления знаниями на каждом этапе аккумулирования интеллектуального капитала предприятия, где главный акцент сделан на роли персонала и его уровне образования и компетентности, а также на создании и внедрении экспертных систем.

Ключевые слова: знания; социология знаний; экономика знаний; интеллектуальный капитал; домены знаний; экспертные системы.

В современном обществе социология и экономика знаний приобретают особую актуальность ввиду формирования постиндустриального информационного общества. Знания становятся все более востребованными именно как практическая информация, имеющая реальное приложение в производстве, управлении, устранении проблем и принятии решений.

Хотя социальное и экономическое значение данного феномена неоспоримо, создание знаний чревато неопределенностью, риском, занимает много времени и часто основано на уровне развития когнитивных способностей и навыков. Но при этом приобретение знаний может быть непреднамеренным и происходить почти бессознательно. Развитие мобильности и воспроизводства знаний трудно регулировать. Знание не имеет практически никаких ограничений с точки зрения наращивания объемов и дифференцированных форм, но социальное значение знания заключается не в его количестве, а в возможности накопления и последующего применения на практике.

Управление знаниями в организации и на предприятии предполагает системное

формирование, регулярное обновление и систематическое применение информации для повышения социальной и экономической эффективности производства и максимизации прибыли от активов, основанных на знаниях.

В современном мире знания выступают в форме идей, предложений, сведений, фактов, событий, документов, позволяющих увидеть проблему с различных сторон, тем самым создается более целостное представление об объекте познания, что позволяет как найти альтернативные варианты решения проблемы, так и расширить понимание событий и явлений, связанных с возникновением проблемы, а также сформировать опыт практического разрешения проблемной ситуации в определенной сфере деятельности. Таким образом, управление знаниями предполагает не столько руководство информационными потоками и их распределение, сколько формализацию практического опыта и его преобразование в экспертные знания, выступающие новым интеллектуальным продуктом, применимым для совершенствования систем управления и производства, развивающим инновационный потенциал, поль-

зующийся повышенным спросом на рынке товаров и услуг XXI в.

Развитие информационных технологий, влияющее на формирование нового типа общества - информационного, связано не только с массовым распространением компьютеров, но и с их практическим применением во всех сферах жизни и, прежде всего, в сфере управления и принятия решений посредством использования справочных систем, автоматизированных систем управления, систем электронного документооборота, экспертных систем, ориентированных на аккумулирование интеллектуального капитала. Основная задача данных систем - поиск, накопление, преобразование и распространение информации, практического опыта, на основе которых создаются новые интеллектуальные продукты.

Интеллектуальный капитал является основополагающим в формировании профессиональных компетенций кадров, от которых зависит конкурентоспособность и коммерческий успех предприятия. Тем самым, экономика, основывающаяся на финансовом капитале, преобразуется в экономику, базирующуюся на знаниях как ключевом источнике развития предприятий: повышения производительности и росте активов, расширения конкурентных преимуществ, внедрения инноваций.

В современной организации знания выступают главным ресурсом, т. к. включают в себя человеческий капитал: персонал и его труд, где уровень знаний влияет на ресурсы, продукцию и издержки, формируя доходы. Несомненным источником знаний является обучение, включающее тот уровень образования, с которым персонал трудоустраивается, ту профессиональную ориентацию и подготовку, которую каждый сотрудник получает в компании в ходе трудовой деятельности, системы переподготовки и повышения кадров в организации, а также дополнительные факторы пополнения и обновления знаний, получаемые в ходе контактов с покупателями, поставщиками, партнерами, конкурентами.

Среди факторов, способствующих росту знаний, первое место занимают информационные технологии и их использование, как то информационные сети и системы, позволяющие не только быстро и эффективно справляться с возникающими вопросами и

проблемными ситуациями, но и восполнять «пробелы» в собственных знаниях сотрудников, использовать опыт других носителей знания, обсудить возможность его применения в конкретной ситуации и выработать стратегию наиболее эффективного разрешения проблемы, что порождает новое знание.

При этом не меньшее значение имеют условия работы сотрудников организации, включая доступ к информационным ресурсам, а также внешнюю среду и ее когнитивное наполнение.

Таким образом, управление знаниями может быть представлено как функция и вид управленческой деятельности, которая охватывает целый ряд аспектов информационного взаимодействия. С одной стороны, управление знаниями ориентировано на создание инновационного интеллектуального продукта через постижение полученного практического опыта сознанием, путем поиска, отбора, интерпретации, синтеза и распространения информации. При этом знание в новом продукте должно быть востребовано пользователями в силу географической и семантической доступности, актуальности, адекватности и достоверности. Тем самым, знание приобретает потребительский характер и становится приоритетным объектом на рынке товаров и услуг.

С другой стороны, формирование интеллектуального капитала невозможно без создания образовательной среды, включающей интерактивные, мультимедийные, индивидуальные формы предъявления знаний, использование возможностей глобальной информационной сети, обеспечение равнодоступности и открытости мировых знаний.

Однако на практике одна из ведущих проблем повышения уровня компетенции работников и развития образовательной среды предприятия связана с феноменом дефицита знаний, который заключается в неоднородности распределения информации, доку-ментационного обеспечения и практического опыта среди сотрудников, а также определяется разным уровнем информационных потребностей участников социально-экономических процессов. Кроме того, дефицит знаний обусловлен тем, что знания выступают в качестве объекта интеллектуальной собственности даже внутри предприятия, создавая информационную конкуренцию. Для реше-

ния проблемы дефицита знаний необходимо сформировать условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания возможностей для непрерывного образования в формах переподготовки и повышения квалификации, использования уже имеющихся в мире знаний и их адаптация для нужд предприятия.

Аккумулирование интеллектуального капитала как функция управления знаниями включает в себя процессы создания и передачи экспертной информации с целью ее дальнейшего использования на практике. Среди этапов формирования интеллектуального капитала можно выделить следующие:

1) определение актуальных, коммерчески эффективных, востребованных знаний, отвечающих информационным потребностям сотрудников предприятия;

2) приобретение необходимого опыта, формирование компетенций, достижение определенного уровня квалификации;

3) формирование информационного поля, ориентированного на решение конкретной проблемы, структурирование полученных данных, оценка их полезности;

4) хранение отобранных знаний в корпоративной памяти после классификации;

5) распределение (извлечение) знаний из корпоративной памяти с целью обеспечения доступности для практического использования;

6) применение полученного интеллектуального капитала в профессиональной деятельности и повышении образовательного уровня и компетентности;

7) создание новых знаний в ходе практической социально-экономической деятельности: взаимодействия с клиентами и поставщиками, применения эмпирических методов сбора информации, в ходе реализации креативных подходов к обсуждению и решению проблем;

8) реализацию вне предприятия новых информационных (знаниевых) продуктов, созданных на основе интеллектуального капитала.

На этапе «Определение» выявляются информационные потребности как организации в целом, так и отдельных сотрудников, клиентов, поставщиков, потенциальных потребителей. В экономической сфере наиболее актуальными являются знания о тенден-

циях спроса, ожиданиях потребителей, эффективных методах неценовой конкуренции, инновационных технологиях, высококвалифицированных специалистах и др. На основании собранных знаний определяются домены знаний - узконаправленные предметные области знаний, где отдельный сотрудник может достичь наилучших результатов, что определяет стратегические возможности компании по поиску таких специалистов. В этой связи определяется внутренний потенциал организации - оценивается уровень компетентности и профессионализма каждого работника в выделенных доменах знаний. В случае выявления разрыва между интеллектуальным уровнем, предъявляемым доменом знаний, и имеющейся степенью компетентности сотрудников принимается решение о создании образовательных программ, разработке методов и способов повышения квалификации работников, а также приобретении или разработке справочных, информационных или экспертных систем.

Ведущей задачей данного этапа выступает определение стратегических направлений в развитии организации, где знания играют роль интеллектуального основания для формулирования стратегий, и, вместе с тем, могут выступать одним из таких направлений - выявление и аккумулирование знаний, необходимых для успеха организации. Такими знаниями являются экспертные, отражающие, поддерживающие и ориентированные на ценности компании, ее приоритеты и цели. Экспертные знания могут быть представлены в форме документов, идей, методик и технологий.

Немаловажное значение на этапе определения играют источники получения знаний. Наибольшую ценность имеют внутренние источники, на основании которых формируются базовые знания организации, которые могут быть представлены в форме электронной корпоративной памяти - внутренние экспертные системы, базы знаний, репозитарии знаний.

Внутренними источниками знаний выступают сотрудники, которые обладают необходимыми профессиональными навыками, готовы поделиться накопленным опытом, способны к научно-исследовательской, опытно-конструкторской и творческой деятельности. В репозитарии знаний данное на-

полнение имеет как оперативный, так и стратегический характер.

В дальнейшем аккумулированные знания распределяются по доменам с целью решения практических задач. Для экономической сферы наиболее характерно распределение информации в соответствии с моделями модернизации бизнеса:

- рынок - производство, конкуренция, ценообразование, поставщики, дистрибьюторы, партнеры;

- потребитель - запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, обратная связь;

- продукт - свойства, функциональность, стоимость, качество;

- сервис - маркетинг, покупка, обслуживание и ремонт;

- процесс - производство, выпуск, реализация;

- управление - бизнес-стратегия, методы, структуры, рабочая сила, активы, модернизация;

- работники - работоспособность, навыки, знания, карьерные цели, интересы, льготы, оплата труда [1].

Переходя к этапу «Приобретение необходимого опыта», необходимо аккумулировать документы, аналитические отчеты, компетенции, оценки уровня квалификации, методики и технологии, которые станут основой доменов знаний. Однако эта накопленная информация не будет эффективной без структурирования и уточнения. Востребованность и используемость знаний повышается при преобразовании структурированных доменов знаний в информационные и экспертные системы. При этом знания надо сделать легко доступными для сотрудников, которые в них нуждаются. Поэтому доступ к информации должен быть организован таким образом, чтобы выполнялось не только свойство релевантности запросу, но и пертинент-ность информационной потребности пользователя [2, с. 226]. Не меньшее значение имеет и программная оболочка информационной системы, несмотря на высокие требования к ее функциональности, она должна быть проста в использовании, иметь интуитивно-понятный интерфейс, простое управление, всплывающие подсказки, перекрестные гиперссылки, интерактивное меню помощи.

На этапе «Формирование» проводится работа по систематизированию базы знаний

экспертной системы. К сожалению, средствами современных информационных технологий невозможно безошибочно оценить накопленные знания, отфильтровать их и структурировать в соответствии с разделами выбранной предметной области. Только эксперт способен отобрать знания, представляющие интеллектуальный капитал организации, а также раскрыть их многозначность, многогранность применения, альтернативные варианты изложения с сохранением семантики контекста. Ключевая задача эксперта заключается в преобразовании теоретического знания («знаю что»), представляющего собой всесторонне проработанные научные подходы к предмету исследования, достигаемого путем непрерывного обучения, повышения квалификации и самообразования эксперта, в профессионализм прикладного характера («знаю как») для практического воплощения знаний в технологии, методики, организации производства, конечный продукт с целью повышения мастерства и эффективности предприятия. Качество сформированного домена знаний зависит от уровня дифференцированности подходов экспертов, работающих с данным доменом.

После формирования домена наступает этап «Хранение», где структурированные и дополненные знания переносятся в корпоративную память. Собственно корпоративная память представляет собой хранилище взаимосвязанной информации о клиентах, ценах, хозяйственных операциях, продукции, кадрах, экономических и финансовых показателях, бухгалтерскую и налоговую отчетность, которая представлена в одном или нескольких модулях автоматизированной системы управления предприятием, что позволяет многократно использовать единожды введенную информацию, обеспечивает удаленный доступ к информации благодаря использованию «облачных технологий», упрощают обработку информации посредством формирования аналитических форм и произвольных отчетов. Домены, сформированные экспертами, встраиваются в корпоративную память путем установления взаимосвязи объектов, причинно-следственных отношений, системы подчиненности информации. Слияние практических и экспертных знаний позволяет подкреплять теоретические разработки эмпирическими фактами и выстраи-

вать научно-обоснованное стратегическое планирование. Представление корпоративной памяти в виде автоматизированной информационной системы снимает необходимость обращения за знаниями к конкретному сотруднику, позволяет сократить экономические затраты по обработке, хранению, систематизации, поиску и распространению информации по сравнению с документальным хранением корпоративной информации, обеспечивает одновременный и независимый доступ и использование знаний различными субъектами.

Этап «Применение» имеет важное значение, потому что сами знания не начнут «работать», и сами по себе экспертные системы не принесут предприятию высокой доходности. Это связано с тем, что успех такого подхода зависит от персонала предприятия, обладающего достаточно высоким технологическим мастерством и уровнем информационной культуры, что позволит эффективно применять знания корпоративной памяти в производственном процессе. Кроме того, использование экспертных систем в профессиональной деятельности взаимосвязано с личной мотивацией сотрудников, ориентированной на стремление повышать свой профессиональный и образовательный уровень, креативность, мобильность. Такие сотрудники быстро реагируют на изменяющуюся экономическую и социальную среду предприятия и благодаря настроенности на успех, накопленным знаниям, прикладному мастерству и системному подходу к решению проблем позволяют предприятию осуществлять процесс обновления с наименьшими потерями.

На этапе «Применение» обновление и пополнение знаний происходит не только за счет работы экспертов, но и самих пользователей, которые вносят в систему собственные комментарии и советы, ведут между собой обсуждения и дискуссии в рамках разрешения проблемной ситуации.

Этап «Создание новых знаний» связан с прикладным результатом использования интеллектуального капитала в производственной сфере и представляет собой новый конкурентоспособный продукт, который потенциально может быть востребован потребителями и принести предприятию прибыль.

Этап «Реализация» становится эффективным только в том случае, если на всех предыдущих этапах был достигнут высокий уровень исполнения. На данном этапе созданные и апробированные новые знания, методики, технологии, продукты и услуги могут быть реализованы и принести дополнительную прибыль. Такой подход позволяет диверсифицировать само предприятие, делая акцент не только на выпуске основной продукции, но и получая прибыль на его совершенствовании, зарабатывать доходы на самом процессе развития производства, где экономическим продуктом становится интеллектуальный капитал предприятия.

Кроме того, результатом данного этапа можно считать повышение образовательного уровня сотрудников, рост квалификации и компетентности, где большое значение имеет прикладное значение полученных в ходе обучения знаний.

Интеграция, распространение и использование знаний сотрудниками в производственной сфере имеет не только экономическое значение, но и глубокий социокультурный смысл. Бесконфликтное принятие норм профессиональной деятельности, связанных с непрерывным обучением, накоплением и практическим использованием интеллектуального капитала неразрывно связано высоким уровнем корпоративной культуры, где получение и продуцирование знаний становится неотъемлемой частью экономического цикла предприятия.

В связи с расширением масштабов управления знаниями используются разные понятия для описания перемен в формах современной организации: реорганизация, смена парадигмы и реформирование, что свидетельствует о трансформациях в развитии экономики, где знания будут иметь приоритетное значение. Трансформация заключается в преобразовании предприятий-гигантов в группы компаний небольшого размера для повышения скорости обмена информацией и внедрения передового опыта, т. к. именно такие предприятия мобильны, способны быстро реагировать на изменения социального, экономического, политического окружения, обладают высоким уровнем конкурентоспособности. Многие из присущих новым организациям качеств характеризуются следующим образом:

1) управление в сотрудничестве, где формирование стратегии развития предприятия принимается руководством совместно с работниками предприятия;

2) правила и требования корпоративной политики построены с учетом интересов всех сотрудников и представляют собой своеобразный кодекс деловой этики, признанный всеми членами данной организации;

3) в организации сформирована образовательная среда, благодаря которой каждый сотрудник имеет равный доступ к информации и возможности продолжения обучения, повышения своей квалификации, развитию компетенций;

4) оценка качества труда, а также процесс принятия решений и поиск выхода из кризисных ситуаций основаны на культуре обсуждения;

5) цель организации - через помощь работнику в достижении успеха в своей деятельности, коммерческий успех компании в целом.

Таким образом, функция управления знаниями не сводится к формированию новой структурной единицы организации - менеджера по управлению знаниями и интеллектуальным капиталом, управляющего обу-

чением, ориентировано на практическую работу по созданию внутрифирменных баз знаний, экспертных систем, поддержанию высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников, развитию их интеллектуального потенциала. Тем самым, аккумулирование интеллектуального капитала предполагает формирование межфункциональных проектных групп в сфере управления знаниями с целью их практического использования в сфере совершенствования предприятия и повышения его экономической эффективности.

1. Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.

2. Жуликова О.В., Жуликов С.Е. Проблема пер-тинентности современных информационно-поисковых систем // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2013. Т. 18. Вып. 1. С. 224-226.

Поступила в редакцию 28.09.2013 г.

UDC 316.7

FUNCTION OF KNOWLEDGE MANAGEMENT AS SYSTEM OF ACCUMULATION OF INTELLECTUAL CAPITAL

Olga Valentinovna ZHULIKOVA, Tambov State University after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: steflib@tsutmb.ru

The article discloses the social role of knowledge in the economy of the modern enterprise. Knowledge serves as means of making a profit, and itself becomes a marketable product. In this context, knowledge management function is aimed at the accumulation and subsequent use of intellectual capital as a result of the high level of education and competence of employees of the enterprise, research and development activities, creative activities and lessons learned. The study identified and described the stages of formation of intellectual capital as a result of the formation of domain knowledge - information requirements, to gain experience, the formation of the information field of knowledge storage, distribution (extraction) knowledge of corporate memory, the use of intellectual capital, for practical purposes, the creation of new knowledge in the course of professional activities, the implementation of new information products. Key findings of the research are opening function of knowledge management at every stage of accumulation of intellectual capital of the enterprise, where the main emphasis is on the role of the personnel and their level of education and competence, as well as the creation and implementation of expert systems.

Key words: knowledge; sociology of knowledge; knowledge economy; intellectual capital; domain knowledge; expert systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.