Научная статья на тему 'Корпоративная отчетность по социальной ответственности бизнеса как инструмент информационной открытости компаний'

Корпоративная отчетность по социальной ответственности бизнеса как инструмент информационной открытости компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1194
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Э. С.

Предмет. Растущие потребности заинтересованных групп в прозрачности результатов деятельности компаний привели к необходимости создания корпоративной отчетности по социальной ответственности, которую можно рассматривать в качестве приоритетной формы корпоративной отчетности. Цели. Целью представленной работы является рассмотрение сущности корпоративной отчетности по социальной ответственности и перспектив ее развития в России. В рамках представленной цели были решены следующие задачи: рассмотрены принципы и стандарты корпоративной социальной отчетности (КСО), изучена представляемая российскими компаниями отчетность и сформулированы предложения по активизации процесса развития КСО в Российской Федерации. Методология. В статье с помощью методов анализа, синтеза, сравнения, группировки и обобщения представлен обзор научных точек зрения на сущность корпоративной социальной отчетности и данных о составлении российскими компаниями КСО. Результаты. В представленной работе изучены мнения российских ученых и специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, статистические данные о представлении российскими компаниями КСО и выделен ряд проблем, решение которых будет способствовать активизации процессов развития корпоративной социальной отчетности в России. Выводы. Растущий интерес к корпоративной социальной отчетности позволяет рассматривать ее в качестве принципиально нового уровня корпоративной отчетности. Представлены статистические данные о составлении и опубликовании отечественными компаниями КСО. Сделан вывод о том, что в целом картина состояния публичной отчетности в России достаточно негативная. Определены основные направления мероприятий в области КСО, которые будут способствовать скорейшему переходу на составление КСО в целях получения конкурентного преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная отчетность по социальной ответственности бизнеса как инструмент информационной открытости компаний»

ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)

Проблемы. Мнения. Решения

КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО СОЦИАЛЬНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ КОМПАНИЙ*

Эдуард Станиславович АЛЕКСЕЕВ

студент финансово-экономического факультета,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

История статьи:

Принята 02.03.2016 Одобрена 09.03.2016

Ключевые слова:

корпоративная социальная отчетность, корпоративная прозрачность

Аннотация

Предмет. Растущие потребности заинтересованных групп в прозрачности результатов деятельности компаний привели к необходимости создания корпоративной отчетности по социальной ответственности, которую можно рассматривать в качестве приоритетной формы корпоративной отчетности.

Цели. Целью представленной работы является рассмотрение сущности корпоративной отчетности по социальной ответственности и перспектив ее развития в России. В рамках представленной цели были решены следующие задачи: рассмотрены принципы и стандарты корпоративной социальной отчетности (КСО), изучена представляемая российскими компаниями отчетность и сформулированы предложения по активизации процесса развития КСО в Российской Федерации.

Методология. В статье с помощью методов анализа, синтеза, сравнения, группировки и обобщения представлен обзор научных точек зрения на сущность корпоративной социальной отчетности и данных о составлении российскими компаниями КСО.

Результаты. В представленной работе изучены мнения российских ученых и специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, статистические данные о представлении российскими компаниями КСО и выделен ряд проблем, решение которых будет способствовать активизации процессов развития корпоративной социальной отчетности в России.

Выводы. Растущий интерес к корпоративной социальной отчетности позволяет рассматривать ее в качестве принципиально нового уровня корпоративной отчетности. Представлены статистические данные о составлении и опубликовании отечественными компаниями КСО. Сделан вывод о том, что в целом картина состояния публичной отчетности в России достаточно негативная. Определены основные направления мероприятий в области КСО, которые будут способствовать скорейшему переходу на составление КСО в целях получения конкурентного преимущества.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В России на протяжении последних двух десятилетий проводится адаптация отечественного бухгалтерского учета к требованиям рыночной экономики. Важным в данном направлении стало реформирование отечественного бухгалтерского учета на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), одной из конечных которого является повышение прозрачности финансовой отчетности компаний.

Однако, как отмечает профессор В.Г. Гетьман, «в последнее время общественность (не только деловая) стала уделять все больше внимания нефинансовым показателям деятельности компаний, поскольку эти аспекты нередко оказывают весьма существенное влияние на оценку реального состояния и перспективы

*Автор выражает глубокую признательность за помощь в написании статьи научному руководителю кандидату экономических наук, доценту кафедры бухгалтерского учета в финансово-кредитных и некоммерческих организациях Домбровской Елене Николаевне.

дальнейшего развития. Поэтому не случайно на повестке дня стоит вопрос о порядке формирования и представления компаниями интегрированной отчетности, включающей в себя помимо финансовой информацию и нефинансовую» [1].

В нефинансовой отчетности компаний представляется информация по экологии, социальной сфере и корпоративному управлению. К данной категории раскрываемой информации относится отчетность по корпоративной социальной ответственности, в которой представляется информация о нематериальной составляющей стоимости бизнеса (речь идет о репутации, надежности, интеллектуальном капитале, лояльности потребителей), что в долгосрочной перспективе способствует повышению акционерной стоимости компаний.

Отчетность в области корпоративной социальной ответственности (КСО) - это отчетность, которая

охватывает экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании и раскрывает информацию о ее нефинансовых инициативах и вкладе в устойчивое развитие окружающего мира. Субъекты нефинансовой отчетности - это как коммерческие, так и некоммерческие организации, органы власти.

Как отмечает С.А. Тимофеева, КСО - это инструмент, с помощью которого компания информирует акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и общество о том, как она реализует «цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности, заложенные в стратегических планах развития» [2].

По мнению М.А. Бурчаковой, в современных условиях потребители составляют свое мнение о компании не только по качеству ее товаров, но и по той роли, которую она играет в обществе. Если компания социально ответственна, то доверие к ней со стороны клиентов и партнеров растет [3].

С. Модеров отмечает, что не только финансовые показатели влияют на желание клиентов, работников, государства и инвесторов сотрудничать с компанией.

По мнению С. Модерова, необходимо понимать те самые векторы развития, которые заложены в развитие компании, и если они совпадают с теми, которых придерживаются указанные выше пользователи отчетности, то они и инвестиции предоставят, и поверят в будущее компании, и работать будут на ее перспективу [4].

Корпоративная социальная ответственность, как отмечает профессор В.С. Карагод, «является совершенно иным уровнем прозрачности и релевантности» [5].

Таким образом, значение КСО заключается в:

1) представлении стейкхолдерам информации о социальных проектах, благотворительности, социальной ответственности компании, демонстрации эффективности проектов компании социальной направленности, их влиянии на социальную жизнь, экологию и экономику региона;

2) усиление рыночных позиций компании, повышение стоимости компании за счет таких нематериальных активов, как репутация компании, характеризующей ее как открытую, социально ответственную, вступающую в диалог с заинтересованными сторонами;

выводе акций компании на глобальные финансовые рынки;

3) оптимизации управления КСО. По признанию нескольких крупных компаний именно в процессе составления нефинансовой отчетности «компания не только постигает, осмысливает собственную политику КСО, но и осознает необходимость управлять КСО, иметь стратегию, планы, а главное - построить инфраструктуру управления социальной деятельностью компании» [2].

Идея представления социальных отчетов возникла около 20 лет тому назад, когда крупные корпоративные скандалы заставили компании задуматься о том, как представить обществу свой бизнес в лучшем свете. Примерами могут служить компания Nike, которая после скандала в связи с использованием ею детского труда в подразделениях в Юго-Восточной Азии представила отчет, в котором особое внимание уделила вопросам охраны труда, и ряд нефтяных компаний, вынужденных отчитаться перед населением региона и властью после нескольких экологических катастроф.

В последние годы все большее распространение получают стандартизированные формы КСО, так как отчеты в свободной форме, несмотря на удобство для компаний, малоэффективны и не могут обеспечить достоверность и сравнимость информации с другими подобными документами.

В международной практике ведения КСО применяются следующие стандарты:

— Стандарт корпоративной социальной ответственности (SA 8000), разработанный международной некоммерческой организацией Social Accountability International в 1997 г.;

— Стандарт AA1000 (AccountAbility 1000 -«Ответственность 1000»), разработанный британским Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability) в 1999 г.;

— Руководство по социальной ответственности ISO 26000 было выпущено Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 2010 г.;

— Международный стандарт GRI (Global Reporting Initiative - Глобальная инициатива по отчетности).

Стандарт AA1000 обеспечивает качественное ведение социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности. Это главный документ, который определяет подходы к постановке учета социальной ответственности и обеспечению интересов стейкхолдеров.

На основе критериев качества отчетности, представленных в стандарте АА1000, были сформулированы восемь принципов КСО:

1) принцип содержательности и нейтральности;

2) принцип сравнимости (сопоставимости);

3) принцип законченности (полнота отображаемой информации);

4) принцип регулярности и своевременности;

5) принцип последовательности;

6) принцип коммуникации;

7) принцип качественности и обязательности внешней проверки;

8) принцип непрерывного усовершенствования.

На взгляд автора, именно эти принципы являются основными параметрами качества, по которым должен строиться социальный бухгалтерский учет, в котором формируется информация о социальных проектах компании.

Тенденцией последнего времени является стремление компаний использовать

Международный стандарт GRI, который в отличие от стандарта АА1000 является именно стандартом отчетности. По мнению М.А. Бурчаковой, «это помогает лучше структурировать процесс подготовки и сам отчет» [3].

Как отмечает профессор В.С. Карагод, «основным направлением деятельности GRI является согласование корпоративной социальной отчетности и бухгалтерской финансовой отчетности. Это модель социальной ответственности бизнеса, нацеленная на комплексный подход к оценке деятельности компании с экономических, социальных и экологических позиций» [5].

Международный стандарт GRI - это международная программа, которая была инициирована в 1997 г. коалицией за экологически ответственную экономику (CERES) в партнерстве с Программой окружающей среды ООН (UNEP). Цель программы - поднять отчетность

устойчивого развития до уровня финансовой отчетности. При этом должна быть обеспечена сравнимость, достоверность, точность,

своевременность и возможность проверки отчетной информации.

Международный стандарт GRI действует по принципу объединения трех отдельных аспектов (Triple Bottom Line), рассматриваемых во взаимосвязи: экономика компании, экология производства и социальная политика.

Существуют четыре варианта стандарта GRI. Международный стандарт G4 был опубликован в 2013 г. Все отчеты, подготовленные по GRI после 31 декабря 2015 г., должны соответствовать G4.

Международный стандарт G4 гармонизирован с руководством ОЭСР для транснациональных корпораций, Глобальным Договором ООН, Руководящими принципами ООН по правам человека.

Техническое руководство по эксплуатации версии состоит из двух частей.

В первой части, которая называется «Принципы и стандарты раскрытия информации», раскрывается порядок проведения отчетности, во второй части задаются параметры, по которым необходимо составлять отчет, и детально расписываются индикаторы. В данном варианте GRI стали более подробными требования, которые связаны с раскрытием некоторых показателей и стандартных элементов: например, информации о вознаграждении менеджмента, борьбе с коррупцией и других аспектов.

G4, как и G3, включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических показателя. А вот социальных показателей стало 43 (вместо 40) в G3, а именно1:

1) Human Rights: добавлено два новых HR показателя и расширен подход к правам человека,

2) Local Community Impacts: добавлено три показателя SO - социального влияния проектов компании на локальном уровне,

3) Gender: добавлен один новый «кадровый» показатель LA, в восемь показателей LA добавляется гендерный аспект: вопросы равноправия мужчин и женщин при выплате вознаграждений, отпускных, политика отпуска.

1 GRI G4 - новый шаг в развитии нефинансовой отчетности. URL: http://csrjournal.com/6847-gri-g4-novyy-shag-v-razvitii-nefinansvoy-otchetnosti.html.

Все показатели G4 в совокупности позволяют стейкхолдерам и широкой общественности правильно оценивать уровень социальной ответственности компании.

Система показателей стандарта GRI, в которой заключается информация о социальной ответственности компании, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели экономической, экологической и социальной результативности для социального отчета компании

_Аспекты_Показатель_

1. Экономические Прямое экономическое воздействие на:

1) потребителей:

- объем продаж;

- географическое распределение по рынкам;

2) поставщиков:

- стоимость всех приобретенных товаров, материалов и услуг;

- доля контрактов (в процентах), которые были оплачены в соответствии с оговоренными условиями, за исключением оговоренных штрафных санкций и т.д. (дополнительные показатели);

3) персонал:

общий фонд оплаты труда и социальных выплат (включая заработную плату, пенсии, другие выплаты и выходные пособия) по странам или регионам;

4) источники капитала:

- выплаты инвесторам процентов по долговым обязательствам и заемным средствам и дивидендов по всем классам акций с указанием отсрочек дивидендов по привилегированным акциям;

- увеличение/уменьшение нераспределенной прибыли на конец периода;

5) государственный и общественный сектор:

- общая сумма всех видов налогов по странам;

- полученные субсидии по странам и регионам;

- пожертвования в пользу сообществ, организаций гражданского общества и других групп в денежной и натуральной форме по видам получателей и т.д. (дополнительный показатель).

Косвенное экономическое воздействие на основные внешние факторы, связанные с продукцией и _услугами отчитывающейся организации_

2. Экологические Воздействие на окружающую среду:

1) сырье и материалы:

- общее использование сырья (кроме воды) по видам; используемого сырья (в процентах), являющегося отходами производства (переработанными или непереработанными) из источников, внешних по отношению к организации;

2) энергия:

- прямое использование энергии по первичным источникам;

- косвенное использование энергии (дополнительный показатель);

3) вода:

- общее использование воды (дополнительный показатель);

4) биоразнообразие:

- местоположение и площадь земель во владении, в аренде или в управлении, находящихся в природных зонах с высоким биоразнообразием;

- описание основного влияния на биоразнообразие в связи с деятельностью и/или продукцией и услугами в наземных, пресноводных и морских средах обитания и др. (дополнительный показатель);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) выбросы, стоки и отходы:

- выбросы парниковых газов (СО, СН, N0, Ш^, PFCs, SF);

2 4 2 6

- использование и выбросы веществ, разрушающих озоновый слой;

- общий объем отходов по типу и назначению;

- значительное загрязнение водыпо типам;

- значительные разливы химических веществ, нефти и топлива (общее количество и общий объем) и др.;

6) поставщики;

7) продукция и услуги:

значительное экологическое воздействие основной продукции и услуг;

доля веса реализованной продукции, подлежащей вторичной переработке или использованию по окончании срока службы, доля фактически утилизируемой продукции и т.д. (дополнительные показатели);

8) соответствие нормативным требованиям:

_описание случаев несоблюдения действующих международных деклараций, конвенций, соглашений,

национальных, субнациональных, региональных и местных постановлений в области экологии и штрафы за такие нарушения в странах, где осуществляется эта деятельность; 9) транспорт; 10) общее

3. Социальные Организация труда и достойный труд: 1) занятость (практика найма на работу): - характеристики использования рабочей силы; - число созданных рабочих мест и средняя текучесть рабочей силы по регионам/странам; - социальные выплаты, помимо обязательных по закону; 2) взаимоотношения между руководством и персоналом: - доля работников, представленных независимыми профсоюзами или иными добросовестными представителями, по географической территории, либо доля работников, участвующих в коллективном договоре, по регионам/странам; - политика и процедуры информирования, консультаций и переговоров с работниками относительно изменений в деятельности отчитывающейся организации и т.д. (дополнительно); 3) охрана труда и производственная безопасность: - практика учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уведомление о них; - число травм, пропуска рабочих дней по болезни, а также несчастных случаев на работе со смертельным исходом и т.д. (дополнительно); 4) обучение и образование - среднегодовое количество часов обучения на одного работника по категориям и т.д. (дополнительный показатель); 5) равные возможности: - описание политики и программ равных возможностей, а также систем мониторинга их выполнения и результатов мониторинга; - состав руководителей старшего звена и органов корпоративного управления, включая совет директоров, в том числе соотношение женщин и мужчин и другие показатели многообразия, принятые в культуре данной страны

Права человека: 1) стратегия и управление: - описание политики, руководящих принципов, корпоративных структур и процедур, касающихся всех аспектов прав человека, актуальных для данной деятельности, включая механизмы мониторинга и его результаты; - факты, свидетельствующие о том, что вопросы прав человека учитываются при принятии решений об инвестициях и закупках, в том числе при выборе поставщиков/подрядчиков и др.; 2) недопущение дискриминации; 3) свобода объединений и коллективных переговоров; 4) детский труд; 5) принудительный труд; 6) дисциплинарная практика; 7) подходы к обеспечению безопасности; 8) права коренных и малочисленных народов

Общество: 1) местные сообщества; 2) взяточничество и коррупция; 3) пожертвования на политическую деятельность (поддержка политических партий) -писание политики, процедур/управленческих систем и механизмов контроля в отношении лоббирования и финансирования политических партий; 4) конкуренция и ценовая политика

Ответственность за продукцию: 1) здоровье и безопасность потребителей; 2) продукция и услуги: описание политики, процедур/управленческих систем и механизмов контроля в области информации о товаре и маркировки товара и т.д. (дополнительные показатели); 3) реклама; 4) уважение частной жизни

Примечание. Социальная ответственность бизнеса. иЯЬ: http://polit.ru/.

Список литературы

1. Гетьман В.Г. О концептуальных основах и структуре международного стандарта по интегрированной отчетности // Учет. Анализ. Аудит. 2014. № 1. С. 74-85.

2. Тимофеева С.А. Оценка основных результатов формирования социальной отчетности в России // Международный бухгалтерский учет, 2012. № 12. С. 39-46.

3. Бурчакова М.А. Становление системы социальной корпоративной отчетности: международный опыт и Россия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 8. С. 12-19.

4. Модеров С. Что после МСФО? Дальнейшее развитие учета // Бухгалтерия и банки. 2015. № 7. URL: http://base.garant.ru/57381977/

5. Карагод В. С. Принципы и стандарты корпоративного социального учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2007. № 9. С. 9-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.