УДК 657.1
проблемы формирования обеспечения корпоративной социальной отчетности в информационной среде
бухгалтерского учета
С. В. КАМЫСОВСКАЯ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Е-mail: kamysovskaya@yandexl. ru Т. В. ЗАХАРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Е-mail: zaharova-tatiana@yandex. ru Северо-Кавказский федеральный университет
В статье рассмотрен состав нефинансовой бухгалтерской отчетности в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса, реализуемой в системе социального бухгалтерского учета. Раскрыты институциональные аспекты формирования социальной отчетности в контексте российского и международных подходов.
Ключевые слова: социальный бухгалтерский учет, финансовый учет, рабочий план счетов, социально ответственная компания.
Большинство социально ответственных компаний нуждается в адекватных методах оценки результатов своей политики и доведении полученных данных до сведения общества. Это способствует восприятию полезного опыта другими организациями и заинтересованными группами.
Сформировав социальную политику, компания задается закономерным вопросом: как проинформировать общество о социальной активности? Ведь конечная цель корпоративной социальной ответственности - это устойчивое развитие компании в обществе через постоянный диалог с ним.
Общественность должна быть в курсе всего, что делается компанией.
В современной социально-экономической ситуации российский бизнес все более активно проявляет себя в международно признанном движении социально ответственных компаний. Эти тенденции имеют свое проявление в подготовке и представлении неизменно расширяющимся кругом российских компаний корпоративной социальной отчетности (КСО).
Недостаточность разработки теории, методики и построения системы социального учета как отдельного вида в системе бухгалтерского учета, а также большая практическая потребность в его применении при формировании КСО определили цель и задачи настоящей статьи.
Корпоративная социальная отчетность является нефинансовой отчетностью предприятия, но все виды деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе и социально ориентированные, сопряжены с затратами и выгодами, которые находят объективное отражение в информационной среде бухгалтерского финансового учета.
По мнению ряда авторов, в настоящее время социальный учет может выступать не столько отдельным видом учета, а в большей степени через расширение границ традиционного бухгалтерского (финансового) учета или экологического учета. Из этой точки зрения вытекает, что социальный бухгалтерский учет может быть реализован по одному из двух направлений:
- увеличение состава показателей бухгалтерской финансовой отчетности в интересах пользователей КСО;
- учет социальных затрат, приравнивание социального учета к экологическому.
В настоящее время в практике российских предприятий приравнивание социального учета к экологическому [5] не отражает всего спектра деятельности социально ответственной компании.
Точка зрения, поддерживающая представление о социальном учете как базовом учете корпоративной социальной отчетности, раскрывается в трудах В. С. Карагода [8, 9], Е. М Алигаджиевой [1, 2], Н. А Голубевой [2, 4], а также целого ряда зарубежных авторов. Это работы С. А. Адамса, С. К. Бачелла, С. Задека, Р. Х. Герца, Э. М. Кигана, Д. М. Филипса.
Расширение границ финансового учета в целях КСО связано с необходимостью увеличения состава показателей социальной отчетности в интересах пользователей и достаточно наглядно следует из сравнительной характеристики систем финансового и социального учета и отчетности (см. рисунок).
Имеются различия и в целях финансового и социального учета и отчетности как информационных систем (табл. 1).
Рассмотрим институциональные аспекты формирования социальной отчетности в контексте российского и международных подходов [7].
Нормативно-правовой и методической базой социального учета, кроме регуляторов, совпадающих с бухгалтерским учетом, являются международные стандарты корпоративной социальной отчетности (ISO 26000, SA8000, AA1000APS, GRI OHSAS 18001, ISO 14001 и др.), частные рекомендации (разработки экспертов, консультантов, предложения аудиторов), имеющиеся наработки в практике российских и международных компаний. Совокупность показателей социального учета и отчетности определяется согласно стандарту AA 1000APS, по которому эта система включает:
- учет социальной ответственности (учет факторов, имеющих социальную значимость);
- учет совокупного влияния (учет и оценка совокупных затрат);
- социально-экономический учет (оценка финансируемых проектов с использованием финансовых и нефинансовых показателей);
- учет социальных показателей (количественная социально-статистическая оценка);
- общественный учет (попытки построить учет в глобальных масштабах для транснациональных корпораций), который связывает все виды социального учета [10].
В соответствии с методической базой измерения в социальном учете могут представлять собой как натуральные, так и денежные величины.
Корпоративная социальная отчетность представляется только в консолидированном виде, а периодичность ее определяется социальной стра-
Таблица 1
Цели систем финансового и социального учета и отчетности [1]
цель Финансовый учет Социальный учет
Учета 1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах. 2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества. 3. Предотвращение нарушений в хозяйственно-финансовой деятельности. 4. Выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов Формирование полной и достоверной информации о результатах выполнения социальной политики компании
Отчетности Обеспечение полезными данными реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и др. заинтересованных лиц 1. Декларирование следования принципам устойчивого развития. 2. Привлечение новых инвестиций. 3. Лоббирование корпоративных интересов. 4. Улучшение взаимопонимания с местными сообществами и региональными властями
финансовый учет
социальный учет
вилы учета. формирующие систему
Бухгалтерский учет. Управленческий учет. Налоговый учет
Бухгалтерский учет. Статистический
учет. Оперативный учет. Экологический учет. Наличный учет
нормативно-правовая и методическая база учета
о
1. Законодательные и нормативные документы.
2. Административные распоряжения
1. Законодательные и нормативные документы (при применении методов бухгалтерского учета).
2. Международные и национальные стандарты КСО.
3. Административные распоряжения.
4. Частные рекомендации
принципы распознавания и измерения, применяемые в учете
1. Принципы
Себестоимость. Распознавание прибыли. Соответствие. Полное раскрытие данных
V
Социальные приоритеты. Соответствие. Частичное раскрытие данных
2. Допущения
Единое предприятие. Непрерывность. Денежный измеритель. Периодичность
v
Консолидированность. Натуральный и денежный измеритель. Периодичность
3. Требования
Выгоды - издержки. Существенность. Консерватизм
Существенность. Качественность. Непрерывное усовершенствование
качественные характеристики
Основные
1. Релевантность (предсказательная ценность, оценочная ценность, своевременность).
2. Достоверность (репрезентативность; нейтральность)
V
1. Релевантность (социальная значимость, реальность, регулярность
и своевременность)
2. Достоверность (содержательность и нейтральность, законченность)
Производные
1. Сопоставимость.
2. Последовательность
1. Сравнимость.
2. Последовательность
Сравнение характеристик систем финансового и социального учета
тегией компании и не соответствует рамкам бух- определенные в принятой социальной политике
галтерской отчетности. компании.
Основополагающим принципом социального Бухгалтерский финансовый учет основан на
учета и КСО выступают социальные приоритеты, консерватизме отражения хозяйственной деятель-
ности предприятия. В свою очередь социальный учет (при соблюдении требования качества отчетности) предполагает постоянное совершенствование методов отражения социально ориентированной деятельности. Если ведение бухгалтерского учета носит динамический характер отражения хозяйственной деятельности предприятия, то социальный учет согласно стандартам КСО отражает в своей отчетности только результативные показатели в период завершения той или иной социальной программы и имеет имиджевый характер [6].
Проецирование социального учета и отчетности в практическую плоскость для предприятия предполагает наличие у него адаптированного инструментария, позволяющего учитывать доходы и расходы, связанные с осуществлением социально ориентированной и социально ответственной хозяйственной деятельности.
Таким инструментарием может выступать рабочий план счетов бухгалтерского учета, составленный таким образом, чтобы удовлетворять целям сбора и отражения информации, необходимой для составления корпоративной социальной отчетности. Степень детализации рабочего плана счетов определяется потребностями руководства в той или иной информации и устанавливается компанией самостоятельно.
С точки зрения технологии учетных работ, изменения, вносимые в бухгалтерский учет для обеспечения нужд управления эколого-социальной деятельностью предприятия, обусловленные целевыми требованиями достижения устойчивого развития, можно рассматривать как совершенствование организации аналитического учета затрат.
Предложим следующую методику разработки учетной политики и построения рабочего плана счетов в целях КСО.
На первом этапе подготовки к составлению учетной политики и формированию рабочего плана счетов, исходя из того, что данные бухгалтерского учета — это главный источник открытой информации для формирования показателей социальной отчетности, следует решить, какие хозяйственные операции, подлежащие отражению в бухгалтерском учете, можно интерпретировать как имеющие социальную значимость. Именно дифференцирование всей совокупности хозяйственных операций по этому признаку, по мнению авторов, позволит отразить в учетной политике предприятия стратегические цели, определенные управлением компании в области КСО.
На втором этапе следует определить важность, или социальную значимость, этих операций, что позволит соотнести информацию с совокупностью показателей КСО.
Прокомментируем сказанное на примере хозяйственной операции по модернизации основных средств компании, имеющих природоохранное значение. Такую операцию можно интерпретировать как имеющую социальную значимость, поскольку она одновременно:
- является показателем ответственного отношения бизнеса к экологической безопасности;
- направлена на снижение экономических издержек природопользования;
- важна с точки зрения региональных властей и местного населения для восприятия деятельности компании как экологически и социально ответственной к региону размещения бизнеса.
Выстраивая «социальную» иерархию показателей, отметим, что операция «модернизация основных средств природоохранного назначения» имеет:
1) прямое отношение к формированию показателей корпоративной социальной отчетности, характеризующих результаты деятельности по:
- экономической устойчивости (снижение издержек);
- экологической безопасности (рациональное природопользование);
2) косвенное отношение к социальным показателям, т. е. социальное партнерство с местными органами власти и населением.
На третьем этапе разрабатывается рабочий план счетов бухгалтерского учета компании, предназначенный для отражения всех аспектов социально ориентированной и социально ответственной деятельности предприятия. Он может быть построен в нескольких аналитических уровнях, которые позволяют дифференцировать суммы, отнесенные на счета в соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета [11] и требованиями международных стандартов корпоративной социальной отчетности [10]. Последний аналитический уровень может быть начальным для социального учета в рамках управленческого учета [3].
Отражение социальной направленности в плане счетов определяется главным бухгалтером и обусловлено:
- особенностями компании, согласно с ее отраслевой принадлежностью;
- принятыми компанией стратегическими целями в сфере КСО [4].
На этапе формирования отчетности позиции социального учета должны раскрываться в приложениях к бухгалтерской отчетности, при этом степень раскрытия информации определяется компанией самостоятельно. Это особенно важно, если учесть тот факт, что корпоративная социальная отчетность, согласно стандарту GRI, может представляться пользователям с периодичностью, отличающейся от периодичности представления финансовой отчетности и превышающей годичный интервал.
Опираясь на приведенную аргументацию, считаем, что наполнение учетной политики компании в целях бухгалтерского, налогового и социального учета может иметь следующий вид (табл. 2).
Отметим, что п. 3.1 табл. 2 должен найти свое отражение в учетной политике ввиду того, что
Наполнение учетной политики с
совокупность международных стандартов КСО, которыми руководствуется компания, необходимо конкретизировать.
Кроме того, порядок формирования и раскрытия показателей в финансовой и налоговой отчетности российских предприятий имеет четко прописанную нормативную основу. Для КСО в настоящее время такая основа не сформирована, поэтому компаниям, опираясь на международные стандарты корпоративной социальной отчетности, следует в учетной политике прописать этот порядок, что позволит получить отчетность, удовлетворяющую качественной характеристике «понятность» для внешних пользователей.
Рассмотрим вариант раскрытия информации по счету 01 «Основные средства» раздела внеоборотных активов в рабочем плане счетов (форма 1).
Перечень оборудования прямого природоохранного назначения для каждого субъекта хозяйс-
Таблица 2
иально ответственной компании
№ подраздела Раздел (подраздел) учетной политики
1. Учетная политика для целей финансового учета
1.1 Рабочий план счетов бухгалтерского учета
1.2 Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы
1.3 Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности
1.4 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
1.5 Методы оценки активов и обязательств
1.6 Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
1.7 Правила документооборота и технология обработки учетной информации
1.8 Порядок контроля за хозяйственными операциями
1.9 Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета
2. Учетная политика для целей налогового учета
2.1 Порядок формирования сумм доходов и расходов
2.2 Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде
2.3 Порядок определения суммы остатка расходов (убытков), подлежащей отнесению на расходы в следующих налоговых периодах
2.4 Порядок формирования резервов
2.5 Порядок ведения учета состояния расчетов с бюджетом по суммам налогов
2.6 Другие решения, необходимые для организации налогового учета
3. Учетная политика для целей социального учета
3.1 Регуляторы, принятые в компании при составлении КСО (перечень международных стандартов, которыми руководствовалась компания при формировании своей социальной политики и корпоративной социальной отчетности)
3.2 Определение зон социальной ответственности
3.3 Группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности по ранжированию эколого-социальной направленности (согласно принятым политикам)
3.4 Формы документов для внутренней социальной отчетности
3.5 Правила обработки учетной информации
3.6 Порядок контроля за выполнением социальных обязательств
3.7 Другие решения, необходимые для организации социального учета
3.8 Порядок формирования и раскрытия информации в отчетности КСО
Источник: по материалам [1], дополнено авторами.
Форма 1
Структура счета 01 «Основные средства» в целях КСО
01 Основные средства ОС 01-1 Здания и сооружения 01-11 Здания и сооружения не природоохранного назначения
01-12 Сооружения природоохранного назначения
01-2 Станки и оборудование 01-21 Станки и оборудование производственного назначения
01-22 Оборудование прямого природоохранного и эколого-социального назначения
01-23 Оборудование косвенного природоохранного и эколого-социального назначения
01-3 Транспортные средства 01-31 По видам транспортных средств
01-4 Оргтехника 01-41 По видам оргтехники
01-5 Прочий инвентарь 01-51 По видам инвентаря
твования будет, разумеется, свой. В основном это всевозможные очистные фильтры (отходящих газов, воды, пылеуловители), системы замкнутых производственных циклов по многократному использованию различных технологических компонентов, предотвращающие поступление отработанных загрязняющих веществ в окружающую среду, и пр.
К оборудованию прямого эколого-социального назначения могут, в свою очередь, относиться устройства, обеспечивающие личную безопасность персонала на производстве, а также устройства, позволяющие обеспечить комфортные условия работы, или условия, установленные санитарными нормами. Перечень таких устройств, опять-таки, будет определяться производственными вредностями и будет различаться в различных видах деятельности. Это и защитные экраны при производстве оптики, камеры дезинтоксикации и дезактивации, вытяжки и ионизаторы воздуха, устройства, снижающие уровень шума и вибрации, производственные и бытовые кондиционеры и пр.
К оборудованию косвенного природоохранного назначения может относиться устройство по измель-
Структура счета 10 «М
чению производственного и бытового мусора, как в принципе представляющий только этап переработки мусора, не меняющий его состава до безопасного состояния для окружающей среды.
Аналогичные аналитические счета должны открываться и к счету 02 «Амортизация ОС». Отметим, что именно такая подробная запись позволит оптимизировать управление инвестициями в объекты основных средств.
Предложенные подходы могут быть распространены на все счета, по которым возможно отражение информации, формирующей показатели КСО. Продемонстрируем сказанное дополнительно на примере раскрытия информации по счету 10 «Материалы» (форма 2).
Для формирования показателей корпоративной социальной отчетности желательно демонстрировать ответственное отношение к использованию видов топлива, отдавая предпочтение более чистому.
Основным выводом, который можно сделать на основании рассмотренных подходов к постановке системы социального учета на предприятии, является то, что информационная среда финансового учета
Форма 2
ериалы» в целях КСО
Счет Субсчет Аналитический счет 1 -го порядка Аналитический счет 2-го порядка
10 Материалы 10-1 Сырье и материалы 10-11 Сырье и материалы для производства основного вида продукции 10-111 Экологически чистое сырье
10-112 Экологически безопасные материалы
10-113 Экологически вредные материалы
10-12 Сырье и материалы для хозяйственных нужд и технологических целей 10-121 Экологически чистое сырье и материалы, используемые для хозяйственных нужд
10-122 Молоко и молочные продукты для обеспечения оздоровительного питания работников, занятых на вредном производстве
Далее аналогично по всем субсчетам и аналитическим счетам
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 15
путем соответствующего расширения может быть адаптирована к потребностям составления КСО. По мнению авторов, аналитические возможности действующего плана счетов позволяют раскрывать социальный аспект учета всех хозяйственных операций. Следуя требованиям действующего бухгалтерского законодательства о раздельном отражении в учете затрат капитального характера и текущих затрат, при разработке рабочего плана счетов компании можно порекомендовать следующее:
1) капитальные расходы, связанные с созданием и приобретением основных средств природоохранного назначения в целях их идентификации для КСО, можно учитывать на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на отдельном субсчете «Создание и приобретение объектов основных средств природоохранного назначения»;
2) текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и инвентаря природоохранного и эколого-социального назначения, должны учитываться обособленно;
3) для учета этих расходов можно рекомендовать открыть дополнительные счета к действующему на предприятии рабочему плану счетов. Считаем, что для этого целесообразно использовать группу 30-х счетов. Например, счет 30 может быть назван «Текущие расходы по содержанию и эксплуатации объектов природоохранного и эко-лого-социального назначения». Полагаем, что этот счет может корреспондировать со счетами учета затрат (счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а также счет 44 «Расходы на продажу»), в дебет которых со счета 30 и будут списываться расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и инвентаря природоохранного и эколого-социаль-ного назначения;
4) расходы по приему, хранению, переработке или утилизации экологически вредных и опасных отходов производства предлагаем учитывать на счете 31, которому может быть присвоено аналогичное название;
5) расходы на рекультивацию земель подлежат учету на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Далее, по мнению авторов, на свободных счетах раздела III действующего Плана счетов (со счета 32 и по счет 39 включительно) можно учитывать следующие расходы, принимаемые при составлении КСО:
а) расходы природоохранного и природовосста-новительного характера: на защиту растительного и животного мира, поддержание популяций редких и вымирающих животных, сохранение природных ландшафтов и т. п.;
б) расходы, направленные на повышение социальной защиты сотрудников предприятия и их профессиональный рост, куда могут входить расходы:
- на стажировки, обучение, профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников;
- на дополнительные выплаты сотрудникам, имеющие социальную направленность (надбавки к пенсиям и единовременные пособия работникам, уходящим на пенсию, ветеранам труда, многодетным семьям) и т. п.;
в) расходы на деятельность, повышающую корпоративную культуру предприятия:
- спортивно-оздоровительные мероприятия (оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий, путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках и клубах);
- посещение культурно-зрелищных или спортивных мероприятий;
г) расходы на имиджевую деятельность, повышающую рейтинги предприятия как социально ответственного субъекта хозяйствования:
- отчисления в различные научные, научно-исследовательские, социально-гуманитарные фонды, в иные отраслевые и межотраслевые фонды;
- благотворительные и спонсорские взносы на общественные социальные программы.
Список литературы
1. Алигаджиева Е. М. Постановка социального учета // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 21.
2. Алигаджиева Е. М., Голубева Н. А. Проблемы соотношения качества социальной отчетности с организацией социального учета предприятий / Матер. VIII Междунар. науч. -практ. конф. «Состояние и проблемы налогообложения в условиях рыночной экономики». (2008: Донецк). Донецк, ДонГУЭТ, 2008. С. 254—258.
3. ВахрушинаМ. А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студ. вузов. 4-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 40.
4. Голубева Н. А. Постановка учета эколого-социальной деятельности предприятия в условиях формирования корпоративной социальной отчет-
ности // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27. С. 61—66.
5. Думнов А. Д., Родин В. А., Шашлова Н. В. Методологические проблемы статистического наблюдения за расходами на охрану окружающей природной среды в рамках комплексного экологического и экономического учета // Вопросы статистики. 2002. № 8. С. 30—36.
6. Камысовская С. В. Достоверность финансовой отчетности и «креативный учет». / Матер. 55-й науч. -метод. конф. «Университетская наука — региону». Ставрополь: СГУ, 2010. С. 173—178.
7. Камысовская С. В., Захарова Т. В. Институциональные аспекты формирования социальной отчетности: российский и международный подход
/ Вестн. ин-та Дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». Экономические науки. 2011. № 4. С. 84—92.
8. Карагод В. С. Теория и методология управления системой развития корпоративной социальной отчетности. М.: РУДН, 2004. 472 с.
9. Карагод В. С. Принципы и стандарты корпоративного социального учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2007. № 8. С. 5—12.
10. Международные стандарты социальной отчетности GRI, AA1000 — http://www. soc-otvet. т.
11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010).
7х"
17
17046639