Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ'

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / АДАПТАЦИЯ / СПЛОЧЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябинин Алексей Валерьевич

В статье рассматривается проблема формирования внутреннего имиджа организации. Говорится о том, что имидж предприятия - это образ компании, который складывается в социальном и личном сознании при помощи средств глобальной коммуникации и психологического влияния. Корпоративная культура - это основной инструмент формирования внутреннего имиджа. Делается акцент на том, что, сформировав имидж предприятия, можно контролировать восприятие его деятельности обществом и потребителями, привлекать новых клиентов. Процесс формирования имиджа предприятия существует как важный фактор укрепления конкурентных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CULTURE AS A COMMUNICATIVE UNIT OF THE FORMATION OF THE INTERNAL IMAGE OF THE ORGANIZATION

The article deals with the problem of forming the internal image of the organization. It is said that the image of an enterprise is an image of a company that develops in the social and personal consciousness with the help of global communication and psychological influence. Corporate culture is the main tool for the formation of an internal image. The emphasis is placed on the fact that by forming the image of the enterprise, it is possible to control the perception of its activities by society and consumers, and attract new customers. The process of forming the company’s image exists as an important factor in strengthening competitive positions.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ»

ЭШШМШЕШШШШВШВШШ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_4_274 УДК 338.24

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА

ОРГАНИЗАЦИИ

Рябинин Алексей Валерьевич,

доктор экономических наук, председатель научно-технического совета,

Институт экономики и управления в промышленности, г. Москва, Россия

В статье рассматривается проблема формирования внутреннего имиджа организации. Говорится о том, что имидж предприятия - это образ компании, который складывается в социальном и личном сознании при помощи средств глобальной коммуникации и психологического влияния. Корпоративная культура - это основной инструмент формирования внутреннего имиджа. Делается акцент на том, что, сформировав имидж предприятия, можно контролировать восприятие его деятельности обществом и потребителями, привлекать новых клиентов. Процесс формирования имиджа предприятия существует как важный фактор укрепления конкурентных позиций.

Ключевые слова: имидж организации; корпоративная культура; конкурентоспособность; деловой этикет; адаптация; сплоченность; эффективность труда.

UDC 338.24

CORPORATE CULTURE AS A COMMUNICATIVE UNIT OF THE FORMATION OF THE INTERNAL IMAGE OF THE ORGANIZATION

Ryabinin Alexey Valerievich,

Doctor of Economics, Chairman of the Scientific and Technical Council, Institute of

Economics and Management in Industry, Moscow, Russia

The article deals with the problem of forming the internal image of the organization. It is said that the image of an enterprise is an image of a company that develops in the social and personal consciousness with the help of global communication and psychological influence. Corporate culture is the main tool for the formation of an internal image. The emphasis is placed on the fact that by forming the image of the enterprise, it is possible to control the perception of its activities by society and consumers, and attract new customers. The process of forming the company's image exists as an important factor in strengthening competitive positions.

Keywords: organization image; corporate culture; competitiveness; business etiquette; adaptation; cohesion; labor efficiency.

Формирование имиджа представляет собой сознательное проектирование ключевых позиционируемых качеств и свойств предприятия, которые делают его заманчивыми общественности и позволяют решить конкретные задачи, связанные с их продвижением.

Самыми важными показателями корпоративной культуры являются: место каждого сотрудника в организации и понимание его роли в работе компании, вид совместной работы, трудовая и деловая этика, поведение и его соответствие установленным нормам и деловому этикету компании, стиль руководства, общение, традиции организации, права и обязанности всех работников [10].

Существует множество различных способов оценки такой деятельности. Но самым действенным из них можно считать изучение элементов корпоративной культуры. От нее зависит формирование общего мнения об организации, управление поведением и настроением аудитории. Чтобы понимать, как использовать ее в процессе создания коммуникации на производстве, следует предварительно определить, что означает само это понятие и в чем заключается его важность для имиджа предприятия [1].

Корпоративная культура представляет собой общность моделей поведения в компании, которые сформировались в процессе ее деятельности, контактов с потребителями и партнерами, и приспособления к условиям внешней среды, внутреннего объединения. Их эффективность подтверждена в процес-

се формирования и работы организации. Большинство сотрудников принимают такие модели и ведут себя в организации соответственно. Основными составляющими культуры корпорации являются:

- установленная в организации лидерская система;

- принятые методы решения конфликтных ситуаций;

- система коммуникаций, действующая в компании;

- традиции организации;

- место личности в организации;

- система символов организации [2].

Основными функциями корпоративной

культуры можно считать сплочение членов коллектива и установки их взаимоотношений, а также помощь в процессе адаптации предприятия к внешним условиям, результатом которой становится повышение успешности бизнеса и его расширения.

Главная действующая сила в развитии и активизации корпоративной культуры -философия организации. Иначе говоря, это совокупность принципов, которыми руководствуется управление компании [11]. Они излагаются в документации предприятия, в материалах рекламы, в выступлениях основателей предприятия. Цель создания и внедрения этих принципов в том, чтобы сформировать позитивный имидж компании в глазах общественности и персонала.

Основой культуры корпорации являются ценности, которыми должны руководство-

ваться в процессе работы все сотрудники. В каждой корпорации они могут быть индивидуальны, это зависит от разных факторов, одним из которых является то, что деятельность предприятия может осуществляться в интересах как отдельных ее участников, так

и самой организации [3]. Упомянутые ценности определяют стили управления компанией, взаимоотношения сотрудников между собой и с руководством, общение и связи с партнерами, принятые нормативы поведения (рис. 1).

Рисунок 1 - Типы корпоративной культуры организации

Корпоративные мероприятия способствуют созданию подходящей атмосферы в организации и стимулируют сотрудников на работу в единой команде. Они помогают всем работникам ощущать свою принадлежность к единому коллективу, чувствовать собственное место в жизни и деятельности предприятия. С помощью применения разных инструментов и рычагов маркетингового объединения возможно добиться координации мероприятий. Их одновременно с внутренней будет воспринимать и внешняя аудитория. Другими словами, корпоративные мероприятия - это также возможность заинтересовать средства массовой информации, реклама для общественности, спонсорство, привлечение внимания к организации [4].

Теперь подробнее о том, какие мероприятия проводятся в сфере связей с общественностью. Все они относятся к одному из типов: корпоративные, деловые и специальные.

Мероприятия корпоративного типа проводятся для работников организации, но при этом не исключено приглашение посторонних лиц - партнеров по бизнесу, важных клиентов и др. Мероприятия деловые устраиваются между партнерами, с дилерами, клиентами [12]. К таким мероприятиям можно отнести приемы, выставки, семинары, презентации, конгрессы, форумы, собрания акционеров, пресс-конференции, саммиты, рекламные акции. Они организуются с целью представления товаров и продукции или услуг для демонстрации и оценки их качества. Также при этом производится обмен опытом, заключаются новые контракты, решаются важные задачи по бизнесу и др. Для проведения деловых мероприятий обычно имеется важный повод [8].

Корпоративные мероприятия проводятся для работников предприятия, также возможно присутствие представителей компаний или отдельных лиц, сотрудничающих с организацией. Проводятся они именно с целью

разрешения важных коммуникативных вопросов. Если точнее, то цели подобных мероприятий следующие:

1. Создание и поддержание в организации взаимной симпатии и дружеских отношений между сотрудниками. Неформальная обстановка способствует достижению этой цели. Такие мероприятия помогают наладить общение сотрудников фирмы между собой.

2. Формирование и укрепление ощущения принадлежности каждого сотрудника к единой команде, взаимной поддержки.

3. Закрепление всех последних успешных действий организации.

4. Продвижение основных ценностей и важнейших целей предприятия.

5. Дополнительное стимулирование сотрудников компании нематериальными способами.

6. Укрепление связей и взаимоотношений между работниками, ощущений командно-сти.

7. Разрешение конфликтов и недопониманий между членами коллектива, раскрытие и предупреждение кризисов и разногласий [6].

Цели таких мероприятий значительно серьезнее и важнее, чем кажется на первый взгляд. Однако они показывают необходимость их проведения. На них озвучиваются основные цели предприятия, формируется внутренний дух коллектива. Они способствуют объединению работников, в итоге помогают решить важнейшие задачи проведения PR-компании предприятия. Следовательно, проведение корпоративных мероприятий -это работа по созданию рекламы и поддержанию имиджа организации [13].

Для планирования и осуществления деятельности по созданию связей с общественностью объединение используется для комбинирования множества различных средств и возможностей осуществления действий по проведению PR-деятельности предприятия. Основой ее является общая идея организации [9].

Все сообщения, направленные из компании заинтересованным партнерам и клиентам, а также другим адресатам, должны содержать эту идею. Подобная тактика дает возможность достигнуть эффекта единства, который отсутствует в отдельных элементах. Каждое сообщение от организации должно учитываться, таким образом возможно соз-

дать структурированную логическую стратегию объединения (коммуникации). Точнее об этом высказался Г Даулинг [5]. Он считает, что сообщения, которые были запланированы, появляются в связи с действиями по работе над развитием коммуникации как продвижение продукции компании, реклама, налаживание общественных связей, ответы на полученные сообщения, фирменные знаки и символы компании, и др. Сообщения предполагаемые - это те, которые воспринимаются потребителями по впечатлениям, производимых фирмой. Поддерживаемые сообщения - это те, что отсылаются адресатам прежде всего с использованием услуг, то есть как организация и работники организуют и поддерживают контакты с клиентами. Незапланированные - это такие сообщения, в которых содержатся отзывы товаров, расследования журналистов, неформальные слухи среди коллектива, различные серьезные проблемы [14].

Возможны разные способы для осуществления процесса интеграции сообщений, но всегда необходимо учитывать при этом три основных объекта:

Согласование. Оно является результатом того фактора, что аудитория свободно соединяет воедино все сообщения от компании. Поэтому необходимо следить за их соответствием друг другу. Так возможно сформировать полное впечатление, чтобы оно было четким, а не расплывчатым.

Взаимодействие. Этот объект позволяет упростить проведение диалога и формирование отношений путем интерактивной связи.

Миссия. Она должна быть главной целью всей коммуникации предприятия наряду с важнейшими ценностными основами его деятельности [7].

Из всего изложенного выше следует выделить самые главные элементы имиджа организации, которые являются составными частями маркетинга в современных предприятиях. Формирование позитивного имиджа фирмы - сложная и тонкая работа. Она требует серьезных усилий, участия множества людей, включает в себя различные процессы. Однако обойтись без нее невозможно. Только так можно достигнуть успехов в развитии организации и занять достойное место на рынке. В настоящее время происхо -

дит активное развитие таких экономических секторов, как инновация и высокая технологичность. Глубокие и мощные процессы объединения, происходящие в экономических и социальных условиях современности, активизируют конкуренцию. Поэтому необходимо создавать имидж компании, который

стимулирует ее развитие, привлекает потребителей, повышает их заинтересованность. Для этого применяются маркетинговые интегрированные коммуникации, что помогает в направлении формирования и укрепления имиджа предприятия.

Список литературы_

1. Абаренкова М. С., Гужина Г Н. Принятия управленческих решений: эволюция общественно-экономических формаций или этапы социально-экономического развития общества // Студенческая наука Подмосковью : материалы международной научной конференции молодых ученых. 2018. С. 5-8.

2. Современные управленческие технологии в деятельности бизнес-структур и органов государственной власти: моногр. Орел, 2022. 360 с.

3. Аринчева М. Ю., Гужина Г Н. Развитие инновационной экономики в области принятия управленческих решений // Студенческая наука Подмосковью : материалы международной научной конференции молодых ученых. 2018. С. 44-47.

4. Гужин А. А., Гужина Г Н. Сущность стратегии лидерства на основе низких издержек // Актуальные вопросы современной науки. Экономика, управление, право, педагогика, психология : сборник статей / под общей ред. Г Н. Гужиной. М., 2021. С. 144-147.

5. Даулинг Г Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / пер. с англ. М. : Имидж-Контакт: ИНФРА-М, 2018. 368 с.

6. Иванова С. В. Корпоративная культура: традиции и современность // Справочник кадровика. 2020. № 4. С.

82.

7. Имамбаев Н. Правильное формирование «правильной» организационной культуры // Управление компанией. 2019. № 3. С. 54-56.

8. Карпова О. О., Гужина Г Н. Делегирование как эффективный метод управления персоналом // Студенческая наука Подмосковью : материалы международной научной конференции молодых ученых. 2018. С. 238-241.

9. Мумладзе Р. Г, Гужина Г Н., Гужин А. А. Этика бизнеса : учеб. пособие. М., 2016. 228 с.

10. Мумладзе Р. Г, Гужина Г Н., Гужин А. А. Управление персоналом : учеб. М. : Палеотип, 2011. 400 с.

11. Рябинин А. В. Применение высоких технологий в управлении: проблемы и перспективы развития // Человек. Социум. Общество. 2022. № 10. С. 113-118.

12. Сибагатулин Р. Г, Гужина Г Н. Планирование человеческих ресурсов как инструмент управления изменениями // Студенческая наука Подмосковью : материалы международной научной конференции молодых ученых. 2018. С. 488-492.

13. Современные теории менеджмента / Е. В. Петрухина и др. Орел, 2014. 110 с.

14. Томилова М. В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 5-17.

References_

1. Abarenkova M. S., Guzhina G. N. Managerial decision-making: evolution of socio-economic formations or stages of socio-economic development of society. Student Science in the Moscow region : materials of the international scientific conference of young scientists. 2018. Pp. 5-8.

2. Modern management technologies in the activities of business structures and public authorities: monogr. Eagle, 2022. 360 p.

3. Arincheva M. Yu., Guzhina G. N. Development of innovative economy in the field of managerial decision-making. Student Science in the Moscow region : materials of the international scientific conference of young scientists. 2018. Pp. 44-47.

4. Guzhin A. A., Guzhina G. N. The essence of leadership strategy based on low costs. Actual issues of modern science. Economics, management, law, pedagogy, psychology: collection of articles / under the general editorship of G. N. Guzhina. M., 2021. Pp. 144-147.

5. Dowling G. Reputation of the firm: creation, management and evaluation of effectiveness /per. from English M. : Image-Contact: INFRA-M, 2018. 368 p.

6. Ivanova S. V. Corporate culture: traditions and modernity. HR specialist's Handbook. 2020. No. 4. P. 82.

7. Imambaev N. The correct formation of the "correct" organizational culture. Company management. 2019. No. 3. Pp. 54-56.

8. Karpova O. O., Guzhina G. N. Delegation as an effective method of personnel management. Student science in Moscow region : materials of the international scientific conference of young scientists. 2018. Pp. 238-241.

9. Mumladze R. G., Guzhina G. N., Guzhin A. A. Ethics of business : studies. manual. M., 2016. 228 p.

10. Mumladze R. G., Guzhina G. N., Guzhin A. A. Personnel management: textbook M. : Paleotype, 2011. 400 p.

11. Ryabinin A.V. Application of high technologies in management: problems and prospects of development. Man. Society. Society. 2022. No. 10. Pp. 113-118.

12. Sibagatulin R. G., Guzhina G. N. Human resource planning as a change management tool. Student Science in the Moscow region : materials of the international scientific conference of young scientists. 2018. Pp. 488-492.

13. Modern management theories /E. V. Petrukhina et al. Eagle, 2014. 110 p.

14. Tomilova M. V. Model of the organization's image. Marketing in Russia and abroad. 2018. No. 1. Pp. 5-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.