Научная статья на тему 'Проблема социальной ответственности бизнеса в современной России'

Проблема социальной ответственности бизнеса в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1256
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
корпоративная социальная ответственность / благотворительность / бизнес / государство / повышение эффективности / corporate social responsibility / charity / business / state / increasing efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гужина Галина Николаевна, Гужин Александр Александрович

Работая в направлении повышения социальной ответственности, компаниям необходимо помнить и учитывать интересы тех, для кого все это делается, то есть заинтересованных сторон; уметь активно использовать инструменты корпоративной социальной ответственности для повышения уровня доверия к компании, формирования ее позитивного имиджа социально ответственной компании и обеспечения устойчивого развития общества в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of social responsibility of business in modern Russia

State University of Humanities and Technology, Pokrovsky branch of the Moscow Pedagogical state university Working towards increasing social responsibility, companies need to remember and take into account the interests of those for whom all this is done, that is, stakeholders; be able to actively use corporate social responsibility tools to increase confidence in the company, form its positive image as a socially responsible company and ensure the sustainable development of society as a whole

Текст научной работы на тему «Проблема социальной ответственности бизнеса в современной России»

Проблема социальной ответственности бизнеса в современной России

Гужина Галина Николаевна

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и бизнеса, Государственного гуманитарно-технологического университета

Гужин Александр Александрович

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и информационных технологий, Покровского филиала Московского педагогического государственного университета

Работая в направлении повышения социальной ответственности, компаниям необходимо помнить и учитывать интересы тех, для кого все это делается, то есть заинтересованных сторон; уметь активно использовать инструменты корпоративной социальной ответственности для повышения уровня доверия к компании, формирования ее позитивного имиджа социально ответственной компании и обеспечения устойчивого развития общества в целом

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, благотворительность, бизнес, государство, повышение эффективности.

На сегодняшний день в нашей стране существует ряд проблем, связанных с социальной ответственностью бизнеса. Первая проблема - это колоссальная роль ведущих предприятий в развитии экономики страны. Второй проблемой хотелось бы выделить социализацию бизнеса, задача которой состоит в том, что бизнес непосредственно вовлечён в проблемы социума. Не маловажной проблемой являются корпоративные социальные программы. Последняя проблема выступает основой в реализации корпоративной социальной ответственности.

Рассматриваемая проблема в современной России стала актуально из-за того, что государство и частный бизнес перешел на новый уровень взаимодействия. Цель их взаимодействия заключается в социальной ответственности, распределенной между государством и частным бизнесом в стране и повышению эффективности их взаимодействия.

Ценность для акционеров, для местных сообществ, для заинтересованных сторон: это те основы, которые должны лежать в основе программы корпоративной социальной ответственности и бюджетных решений и действий.

КСО должно основываться на ценностных составляющих общества.

Промышленность, сообщества и другие группы должны создавать, сохранять и поддерживать социальные ценности [6, с. 117].

КСО будет более продуктивной, если у общества имеются ценностные составляющие в отраслях, которые постоянно развиваются.

За последние пару десятилетий работы над анализом проектов и мероприятий в области КСО во многих отраслях разработано несколько эффективных стратегий, позволяющих максимально повысить отдачу от КСО, которые работают в различных отраслях, секторах и регионах.

Реализация социальной ответственности:

1. Найти стратегических партнеров.

КСО трудно развить индивидуально. Стратегическое партнерство может принести дополнительные ресурсы (финансовые и другие), наряду с синергизмом исполнения, расширенной сетью и повышенной устойчивостью.

Стоит быть предельно внимательным. Партнерства берут на себя обязанности и могут давать сбои, если не будут взаимодействовать и управляться должным образом.

Два пункта имеют решающее значение для развития партнерских отношений, которые повышают ценность.

Первый заключается в обеспечении значимого согласования интересов - чтобы все стороны могли иметь общие цели и подходы. Во-вторых, лучше узнать о своих партнерах как можно больше, чтобы, как минимум, оценить вероятность долгосрочных рабочих отношений.

2. Соблюдать исключительно деловое сотрудничество.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

КСО должна быть прозрачной. Должна отсутствовать коммуникационная стратегия, где нет точных формулировок, целей и задач в партнёрстве.

Передача правильных сообщений нужной аудитории в нужное время могут добавить большую ценность для большинства проектов КСО. Не правильный поступок может разрушить составляющие ценности.

Ключевая аудитория, которую следует иметь в виду - это партнеры, заинтересованные стороны, влиятельные лица и (часто упускаемые или неправильно понятые) внутренние заинтересованные стороны.

3. Использовать внутренний потенциал компании и партнёров.

Часто для развития стратегических возможностей требуется привлечение ваших коллег. Это может раскрыть ценность для акционеров и заинтересованных сторон, повысить долгосрочную устойчивость проектов КСО.

Некоторые из наиболее эффективных и действенных способов создания ценностей сообщества и заинтересованных сторон могут заключаться в интеграции корпоративных целей КСО в корпоративные операции. Закупки, найм, усиленное обучение персонала, волонтеров и сотрудников способствуют созданию целей КСО.

В дополнение к очевидной синергии для компаний, в результате такого совместного сотрудничества часто усиливает дух товарищества среди сотрудников. Это может привести к повышению работоспособности в других сферах [2, с. 16].

4. Найти свежие идеи.

Иногда свежий набор опытных сотрудников и партнёров даёт новые возможности и идеи (и проблемы), которые легко упустить, если вы были вовлечены постоянно в проект.

Новые лица в проекте могут вносить новое, порой даже абсурдное. Иногда самые глупые тезисы, могут выявить самые удивительные идеи.

5. Забыть о безвозмездности.

Если вы используете КСО, потому что хотите спасти мир, то «сделайте всем одолжение и подайте в отставку».

КСО - это не безвозмездная деятельность. Речь идет о сложном создании стоимости, оптимизации бизнес процессов, управлении рисками и других основных потребностей бизнеса.

Если все сделано правильно, КСО создает ценность для сообществ, заинтересованных сторон и общества в целом (в частности для акционеров тоже).

КСО это не стратегия, которая принесет большую пользу обществу, а стратегия интеграции компании в общество, в ходе которой организация дает определенные ему ценности, а взамен получает измеримую выгоду.

6. Убедиться, что ваши показатели затрат влияют на показатели выгоды.

Эффективность должна достигаться, основываясь на задачах проекта. Она не должна противоречить корпоративной или внешней структуре организации. Управлять можно лишь тем, что возможно измерить. Иногда корпоративные системы отчетности неправильно измеряют результаты КСО [4, с. 76].

В начале каждого проекта необходимо проводить тщательный анализ того, с какой целью компания вкладывает время и деньги в конкретный проект. И как он может отслеживать прогресс реализации и результат вложений.

После того как показатели эффективности определены, необходимо внедрить систематический мониторинг и анализ этих показателей. Не редко через некоторое время после создания проекта становится, очевидно, что необходимо изменить показатели эффективности. Главное составить протоколы и анализ данных, которые позволят проекту эффективно отслеживать прогресс и использовать эту информацию для постоянного улучшения управления проектом и его реализации.

7. Сфокусироваться конкретно на цели проекта кСо.

Некоторые программы КСО пытаются реализовать

задачи, которые выходят за рамки проекта. Нужно быть осторожными, поскольку это не только влияет на увеличение бюджета проекта, но может и негативно отразится на репутации организации и партнеров и целях проекта КСО.

8. Систематически пересматривать статус-кво.

Как и большинство вещей в бизнесе и в жизни, программы КСО могут выйти из-под контроля.

Периодический анализ должен проводиться по всем программам КСО, и всегда важно внимательно следить за тем, как программы КСО используют бюджет и продвигаются к целям. Анализ текущих проектов, не должен быть сложным, но он должны отвечать на некоторые основные вопросы:

- Почему эта программа началась?

- Каково было первоначальное ценностное предложение?

- Актуальны ли потребности, которые даются по средствам КСО?

- Уменьшилась ли важность проекта по сравнению с начальными представлениями?

- Создает ли проект КСО ценность для общества и акционеров?

- Если бы программа КСО запускалась сейчас, вы бы сделали что-то по другому?

- Цели программы КСО соответствуют с целями компании и целями партнёрами?

9. Найти компромисс.

Суть КСО заключается в согласовании интересов акционеров и общества таким образом, чтобы они были выгодны для обеих сторон.

Анализ учёта интересов исследует программы КСО. Он гарантирует, что проект полезен как для общества, так и для акционеров. Это также исследует возможности для внесения дополнительной ценности и взаимовыгодности, которые могут развить возможности стратегического партнерства.

10. Оставаться терпеливыми.

Не стоит ожидать скоротечного положительного результата. Изменения в проектах КСО могут повлиять на ценности, привести как к положительному, так и отрицательному результату. Следуя плану, вы сможете лучше понять ценность и способы ее оптимизации.

Важно найти способ, который позволит вам быстро и последовательно анализировать и понимать аспекты стоимости ваших проектов по КСО.

11. Длительность проекта КСО.

Планирование временных ограничений проекта КСО

помогает распределить временные ресурсы, не выйти за временные рамки и повысить эффективность проекта.

На основе временной «карты» проекта можно рассчитать операционные расходы.

Безвозмездное и бескорыстное оказание помощи нуждающимся является благотворительностью. Благотворительность основывается на добровольной помощи и является одной из форм КСО. В данной работе, мы рассматриваем корпоративную благотворительность. У нее есть следующие виды: частная и религиозная.

Корпоративная благотворительность имеет следующие формы:

- Дарение материальных ценностей и предметов потребления (еды, лекарств, одежды, денег, имущества)

- Дарение информации (обучения, знаний умений и осуществления условий для получения информации)

- Бескорыстное выполнение работ, оказание услуг [5, с. 24].

К примеру, каждый может принять участие в субботнике, помощь в поисках пропавшего человека, вступив в отряд «Лиза Алерт»

Благотворительность используется для улучшения общественных систем, при этом затраты средств минимальны и результат зачастую быстр, однако негативная сторона благотворительной деятельности - паразитизм, если помогли один раз, то помогут и в другой.

Корпоративная социальная ответственность как понятие пришло в Россию совсем недавно. За океаном в США данное явление появилось 70-х годах, 50 лет назад. В первое время под социальной ответственностью корпорации трактовали только повышения качества взаимоотношений с персоналом, выплачивая зарплату в срок, и своевременные и полные отчисления в налоговую. Позже корпорации США, передовые и развитые страны Европы включили в социальную ответственность помимо работников собственной компании и государства внешнюю среду организации, тем самым осознав ответственность перед миллионами людей.

Сегодня тема корпоративной социальной ответственности, или сокращенно КСО, становится все более востребованной в деловом сообществе. О КСО говорят с самых высоких трибун, вопросам КСО посвящаются престижные международные форумы, о своей приверженности идеи КСО заявляет все большее число компаний.

Для России проблемы социальной ответственности компаний, с одной стороны, знакомы и понятны, с другой — абсолютно новы. В Советском Союзе на предприятиях лежала существенная доля всей работы по социальной защите населения, включая профсоюзные путевки, оздоровительные базы предприятий, обеспечение жильем и т.д. Многие элементы той социальной политики предприятий безвозвратно ушли в прошлое, что-то в модифицированном виде сохранилось и в условиях вновь формируемой рыночной экономики. Однако, несмотря на внешнее сходство, сущность советского социального обеспечения значительно отличается от социальных программ современных компаний, так как в советское время колоссальная доля услуг была для предприятий фактически бесплатной или получавшей финансирование через профсоюзы и бюджеты социального страхования. Также не выделялись так масштабно проблемы создания деловой репутации и имиджа за счет социальной ответственности. Стоит рассмотреть место нематериальных факторов в экономике последнего десятилетия, которые с каждым годом повышают свои позиции. Одна из причин, по которой социальная ответственность компаний увеличивается, является повышения деловой репутации компании. В 21 уже не достаточно производить высококачественные товары или

оказывать услуги на высоком уровне для занятия доминирующих позиций на рынке. Главная причина этого насыщенность рынка продуктами аналогов и компании вынуждены продвигать свой бренд на рынке, а повышенная социальная политика организации способствует укреплению бренда [3, с. 22]

Данная тенденция соединила социальное предпринимательство с выгодным бизнесом, в настоящий момент получение социальная политика компании неотъемлемая часть прибыли организации.

Социальная политика компании включает в себя одни из следующих составляющих, которые будут рассмотрены в этой работе:

- спонсорство

- благотворительность

КСО (корпоративная социальная ответственность) сформулирована практически во всех крупных международных компаниях. К началу 21 века каждая организация, которая стремилась к влиянию в обществе и повышением авторитета прибегала к формированию КСО.

Некоторое время спустя появляются объединения крупных компаний, которые поставили перед собой цель продвижение и развитие концепции КСО. Научные мыслители и эксперты по корпоративной социальной ответственности начали организовывать исследования в области управления КСО, появились первые учебные курсы в престижных университетах мира по корпоративному менеджменту.

Независимо от масштаба организаций и вида рынка, на котором функционирует компания концепция, КСО имеет следующие ключевые элементы:

Концепция корпоративной социальной ответственности в компаниях разного уровня, различных сфер бизнеса может отличаться, однако, она, как правило, включает следующие ключевые компоненты: о корпоративную этику;

о корпоративную социальную политику в отношении общества;

о политику в сфере охраны окружающей среды; о принципы и подходы к корпоративному управлению;

о вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками;

о отношения с потребителями; о политику в отношении персонала [1, с. 29] Как было сказано ранее, благотворительность и спонсорство являются одними из основных инструментов развития КСО в настоящее время. Необходимо понимать, что благотворительность и спонсорство из-за разных основ являются разновидностями КСО. Чтобы понять различия между данными понятиями проанализируем законодательство РФ. Под спонсорством в ФЗ «О рекламе» понимается следующее: вклад (в виде материальных и нематериальных благ) одного физического или юридического лица (спонсора) в деятельность другого физического или юридического лица (спонсируемого) называется спонсорство.

Благотворительность регулируется Гражданским кодексом и Конституцией Российской Федерации, более конкретно благотворительная деятельность раскрывается в ФЗ «О Благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Данный Федеральный закон дает следующее определение благотворительной деятельности: Оказание услуг, предоставление поддержки в любой форме, бескорыстное выполнение ра-

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

го А

с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

бот, передача имущества на льготных или бескорыстных условиях от одного физического или юридического лица другому физическому или юридическому лицу является благотворительной деятельность.

Опираясь на формулировку понятий благотворительной деятельности и спонсорство в выше приведенных ФЗ можно сделать выводы об их различие. Если спонсорство ставит перед собой цель получения отдачи от вложений (это дает понять и наименование ФЗ, которое относит спонсорство к рекламе), то в свою очередь благотворительная деятельность подразумевает «безвозмездную» отдачу или вложения.

Примерами благотворительности можно считать пожертвования в различные фонды, на строительство храмов, пострадавшим при чС, бедным семьям и т.д., все выше перечисленные вклады экономически не выгодны и не принесут никогда прибыль. Тогда как спонсорство направлено на получение определенной отдачи ща вложенные средства.

Имея различия, благотворительная деятельность и спонсорство являются инструментами социального партнерство, которые преследуют свои цели (нематериальную прибыль в случае благотворительности и материальную прибыль при использовании инструмента спонсорства). Стоит также отметить, что данные инструменты способствуют развитию бренда компании, на чем строится парадигма развития бизнеса использующие КСО.

Проанализируем данные инструменты корпоративной социальной ответственности подробнее.

Благотворительность не предназначена для прямой выгоды, ее основная цель развитие репутации и бренда организации, которая в свою очередь может повлиять на доход компания. Специалисты считают, что нематериальные активы играют одну из главенствующих ролей, а их вклад может составлять до 90%, намного дороже основных балансовых активов организации.

Компания занимающаяся благотворительностью преследует определенные мотивы:

- Первое, показ общественности надежности компании путем активного улучшения репутация фирмы на благотворительных мероприятиях, акциях, проектах и тому подобных мероприятиях.

- Второе, внушение обществу о надежности организации. Исследования показали, что прекращение благотворительности со стороны компании влечет за собою снижение продаж услуг или товаров организация, из-за того, что клиенты воспринимают данное, как скорый крах фирмы.

- Третье, главный показатель в 21 веке для коммерческой деятельности можно отнести: финансовое благополучие организации. Общество, видя, что компания жертвуют определённую сумму на благотворительность, делает вывод о наличие достаточных денежных средств на коммерческую деятельность. Это повышает доверие, способствует росту новых клиентов и партнеров.

- Четвертое, активное участие компаний, расположенных в небольших городах, в благотворительных мероприятиях и акций снижает напряжение со стороны жителей и городских властей к бизнесу.

- Пятое, благотворительность является отличной рекламой, поскольку компания будет задействована в роликах благотворительной организации, СМИ, интернете, газетах или рекламных щитах.

- Шестое, благотворительность налаживает климат в коллективе, повышает престижность работы в компанию, тем самым обеспечивая поток высококвалифицированных специалистов, целью которых, является не только заработать достаточное количество денег, но также быть частью благородной миссии [5, с. 53]

Благотворительность существенно влияет на стоимость торговой марки компании.

- Участие в благотворительных мероприятиях позиционируется, как компания надежного и ответственного лица перед деловыми партнерами, потому что только та компания, которая занимается благотворительностью, имеет высокую социальную ответственность, ведёт честную по правилам цивилизованного бизнеса игру.

- Социальная ответственность помогает работодателю позиционировать себя для своих и будущих работников как ответственного и уважающего нормы трудового права менеджера.

- Благотворительность - показатель ответственности компаний перед обществом. Поскольку организация выполняет не только возложенные на неё законодательством обязанности, такие как: уплаты налогов, соблюдение норм установленных законодательством, но и берет на себя другие обязательства не при нуждающиеся законом.

Рассмотренные выше факторы, которые вытекают из участия компаний в благотворительных акциях, благоприятно отражается на стоимости торговой марки.

Существует следующее определение бренда: Бренд - это совокупность положительных ассоциаций, появляющихся у потребителей в связи с названием,товарным знаком и внешним видом определенного товарного знака. Благотворительность влияет на торговую марку, тем самым в обществе появляются все больше положительных ассоциаций с брендом.

Другой заинтересованной стороной в повышение социальной ответственности компаний является государство. Правительство заинтересовано в том, чтобы бизнес принимал активное участие в реализации государственных программ и поддерживал материально различные социальные проекты. Для достижения целей государству необходимо применять следующие принципы:

1. Социально-этический маркетинг должен осуществляться на всех уровнях управления экономикой, от макроуровня до уровня хозяйствующих субъектов.

2. В случае, когда цепочка создания стоимости постоянно создается и управляется на протяжении всего роста социальной стоимости, включая потребителей, темпы роста компании будут зависеть от воздействия на общество и одного из двух способов.

3. Принципы социального и этического маркетинга должны соблюдаться на всех этапах жизненного цикла компании, а именно: создание, эксплуатация и развитие.

4. Контроль состояния процесса и переход на функциональную схему [2, с. 49]

Эти условия предполагают, что при проектировании системы управления учитывается принцип горизонтальной и вертикальной интеграции. В этом случае социальные и моральные требования более эффективны, потому что они решаются системно и комплексно.

На данный момент существует множество различных современных форм благотворительности, вот те из них, которые упоминает М. Гундарин:

1. Гарантированный процент от продаж

2. Продажа специально маркированной продукции

3. Виртуальная помощь.

4. Участие знаменитостей

5. Пожертвования с дальним прицелом

Сегодня общее определение корпоративной социальной ответственности не существует. Корпоративная социальная ответственность - это ответственность компании перед каждым, организацией и всем обществом.

Расплывчатое толкование корпоративной социальной политики из-за противоречивых мнений, выделяют мнения за и против КСО. Аргументы в пользу КСО:

1. Долгосрочные перспективы делового сотрудничества:

- Положительный имидж для потенциальных инвесторов и финансовых учреждений.

- Партнерское взаимоотношение с государственными органами, региональными и местными органами власти, местными сообществами, профсоюзами, институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

- Увеличение продаж и повышение лояльности клиентов (потребители хотят знать, что продукты произведены с учетом экологической и социальной ответственности, а некоторые потребители готовы переплатить за положительный имидж компании, выпускающие данные продукты).

- Повышение эффективности корпоративного управления, повышение производительности труда, производства через систему управления репутацией и брендом.

2. Наличие ресурсов для решения социальных проблем. Предприятие обладает значительными людскими и финансовыми ресурсами, способными удовлетворить определенный социальный спрос.

3. Высокая гражданская и социальная ответственность демонстрируется перед государством и обществом. Компания является членом общества, поэтому этические нормы должны также регулировать ее поведение. Организация является частью общества и несет социальную ответственность. Поскольку закон не распространяется на все ситуации в социальном предпринимательстве, компании должны соблюдать ответственное поведение, для поддержки общества, на основе этики и законности [4, с. 16]

Однако против корпоративной социальной ответственности существуют свои аргументы, например:

Большие расходы на социальную вовлеченность. Для организации участие в корпоративной социальной ответственности означает повышение издержек. Как итог - за такие блага для работников предприятия будет расплачиваться конечный потребитель, так как цена на товар или услугу несомненно увеличится в стоимости. Всё это может неблагоприятно сказаться на конкурентоспособности организации на международных рынках, где участвуют страны без политики внедрения корпоративной социальной ответственности.

Отсутствие соответствующей системы по оповещению общественности о проделанной работе. Управляющие производством не являются подотчётными обществу, поэтому уровень отчётности широкой публики относительно низок. Рыночная экономика предполагает развитие экономических показателей, но при этом страдает социальная вовлечённость предприятий в свои дела. Обществу требуется искать компромиссы и создать такой порядок отчётности, который будет устраивать все стороны конфликта.

Снижение максимально возможной прибыли предприятия. Если организация будет тратить, в том числе и финансовые ресурсы на проведение социальной политики, то это негативно скажется на принципе максимизации прибыли. Сейчас мы можем наблюдать, что предприятия занимаются лишь экономическими интересами, в то время как социальная ответственность возложена на плечи государственных структур, служб, благотворительности, профсоюзным и просветительским организациям.

Неспособность решения социальных проблем. Как правило, персонал организации направлен на исполнение своей функции в соответствующей сфере деятельности. Однако редки те случаи, когда он способен решить социальные проблемы. Повышением их квалификации и правовой грамотности в данной области должны заниматься специалисты, работающие на повышение условий труда рабочих. Как итог такой работы должно стать повышение качества труда и развитие производства для управляющего состава, а для персонала - это улучшение условий труда и их материального положения.

Несмотря на большую заинтересованность некоторых организаций во внедрении корпоративной социальной ответственности, большая часть российского бизнеса ограничивается основными и базовыми условиями КСО, которое предполагает соблюдение действующего социального законодательства, охрану окружающей среды, уплаты налогов и иных платежей. Соблюдая эти правила, организация способна вывести труд персонала на современный уровень, но не проявляет себя как создателя новых социальных благ. Причин, по которой в России сохраняется относительно низкий процент вовлечённости предприятий в корпоративную социальную ответственность несколько:

Низкая социальная активность российского общества. Отсутствует влияние гражданского общества на формирование и развитие таких социальных институтов, которые предполагают защиту прав и интересов трудящихся.

Отсутствие систематизированного труда благотворительных организаций. Хаотично направленные действия таковых организаций не приводят к желаемому результату. Им сложно оценить возможности компаний, в результате чего рождаются нерешаемые конфликты.

Нестабильность государственного политического строя конца XX века. Государство в то время не смогло достаточно быстро перестроиться и предоставить нужные инструменты управления для предприятий, которые могли бы создать условия для формирования корпоративной социальной ответственности [6, с. 79]

Разобщённость общества как следствие низкой плотности населения.

Концентрация капитала в отдалённых регионах России.

Высокий уровень бюрократии. Роль российских чиновников в формировании КСО сейчас слишком высока. У предприятий банально не хватает простора для манёвра, при котором можно было бы провести посильную социальную политику, не нанеся значительного урона себе.

Нестабильность нынешней государственной социальной и экономической политики.

Существуют и пути решения сложившихся проблем в рамках бизнеса направленных на формирование КСО:

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

Закрепление публичной социальной отчётности на законодательном уровне.

Разъяснительная работа с предпринимательством. Работа соответствующих государственных или гражданских организаций должны прийти к такому заключению, где работодатель будет понимать выгоды от вовлечения в КСО.

Моделирование национальной системы оценивания реализации социальной ответственности предприятий. Подобная система мер может стать мотиватором к преобразованию корпоративной социальной ответственности для бизнеса в сложившихся условиях и снижение конфликтных ситуаций, которые могли бы возникнуть в связи с внедрением новой социальной политики.

Формирование корпоративной социальной ответственности на предприятии влияют множество факторов. Среди них экономический рост, низкая инфляция, созданная стратегия развития, зрелость компании и степень интегрированность в жизнь региона, где расположена компания. Мы можем наблюдать, как проявляют социальную ответственность большие компании, которые зависят от благополучия региона.

Стоит отметить, что развитие КСО способно создать такие условия, при которых повышается социальный климат региона в российском обществе. Жизнь и её качество значительно улучшаются.

Благотворительность помогает в установлении эмоционального контакта с потребителями, который в последствии приводит к конкретным конкурентным преимуществам и экономическим выгодам. Благотворительность способствует эффективному корпоративному управлению и развитию внутрикорпоративной культуры, значительно большей устойчивости в кризисных ситуациях и большим возможностям восстановления рыночных позиций.

Итак, культура корпоративной социальной ответственности в России находится на достаточно низком уровне. Можно отметить, что всё больше предприятий и их работников заинтересованы в формировании своей модели КСО, что может отразиться на социальной жизни всей страны. Бизнес прекрасно понимает, что, проводя социальную политику, можно добиться больших результатов и экономических выгод. Остаётся лишь преодолеть бюрократические барьеры, наладить диалог гражданского общества, бизнеса и государства. Как бы то ни было, вовлечённость бизнеса в создание корпоративной социальной ответственности влекут за собой явные возможности и перспективы для общественной жизни населения, что позволит всей стране повысить уровень благосостояния граждан.

Литература

1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Особенности Реализации Концепции КСО В России// В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 27-33.

2. Благова А.А., Гужина Г.Н. Стратегии социальной ответственности на примере ОАО "Роснефть"// В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности. Материалы III международной научно-практической конференции. 2015. - С. 16.

3. Володина Н.Л. Тенденции развития корпоративной социальной ответственности в России// Организатор производства. 2015. № 3 (66). С. 49-52.

4. Гужин А.А., Гужина Г.Н. Проблема социальной ответственности бизнеса перед потребителями// В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности. Материалы VI международной научно-практической конференции. Государственный гуманитарно-технологический университет. 2018. - С. 74-78.

5. Гужина Г.Н. Благотворительность, социальные инвестиции и корпоративное гражданство // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, возможности Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2019. - С. 2026.

6. Ежкова В.Г., Гужин А.А. Система управления в малом бизнесе. предпринимательское управление// Инновации и инвестиции. 2018. № 1. - С. 115-120.

7. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда // Учебник / Москва, 2011.

8. Рафиков Р.Р., Яруллин Р.Р. Социальная ответственность в бизнесе// Инновационная наука. 2016. № 22. С. 78-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сысоева Е.В. Основы подготовки кадрового резерва в организации // Инновации и инвестиции. 2018. № 1. С. 237-241.

10. Гужина Г.Н., Назаршоев Н.М. Система управления должностным развитием кадров через индивидуальное карьеростроительство // Инновации и инвестиции. 2016. № 10. С. 275-279.

11. Сулимова Е.А. Корпоративная социальная ответственность: особенности развития // Инновации и инвестиции. 2014. № 7. С. 69-70.

The problem of social responsibility of business in modern

Russia Guzhina G.N., Guzhin A.A.

State University of Humanities and Technology, Pokrovsky branch

of the Moscow Pedagogical state university Working towards increasing social responsibility, companies need to remember and take into account the interests of those for whom all this is done, that is, stakeholders; be able to actively use corporate social responsibility tools to increase confidence in the company, form its positive image as a socially responsible company and ensure the sustainable development of society as a whole

Key words: corporate social responsibility, charity, business, state,

increasing efficiency. References

1. Ashinova M.K., Chinazova S.K. Features of the Implementation

of the CSR Concept in Russia//In the collection: Cluster initiatives in the formation of a progressive structure of the national economy. a collection of scientific works of the 3rd International Scientific and Practical Conference. 2017. Page 27-33.

2. Blagova A.A., Guzhina G.N. Strategies of social responsibility on

the example of OAO Rosneft//In the collection: Innovative development of socio-economic systems: conditions, results and opportunities. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. 2015. - S. 16.

3. Volodina N.L. Trends in the development of corporate social

responsibility in Russia//Organizer of production. 2015. № 3 (66). Page 49-52.

4. Guzhin A.A., Guzhina G.N. The problem of social responsibility

of business to consumers//In the collection: Innovative development of socio-economic systems: conditions, results and opportunities. Proceedings of the VI International Scientific

and Practical Conference. State University of Humanities and Technology. 2018. - S. 74-78.

5. Guzhina G.N. Charity, social investment and corporate citizenship//In the collection: Innovative development of socioeconomic systems: conditions, opportunities Materials of the VII International Scientific and Practical Conference. 2019. - S. 2026.

6. Yezhkova V.G., Guzhin A.A. Management system in small

business. Business Governance//Innovation and Investment. 2018. NO. 1. - S. 115-120.

7. Mumladze R.G., Guzhina G.N. Economics and Sociology of

Labor//Textbook/Moscow, 2011.

8. Rafikov R.R., Yarullin R.R. Social responsibility in business//Innovative science. 2016. № 2-2. Page 78-80.

9. Sysoeva E.V. Fundamentals of personnel reserve training in an

organization // Innovations and investments. 2018.No. 1.P. 237241.

10. Guzhina G.N., Nazarshoev N.M. Management system of personnel development through individual career-building // Innovations and investments. 2016. No. 10.S. 275-279.

11. Sulimova E.A. Corporate social responsibility: development features // Innovations and investments. 2014. No. 7. S. 69-70.

X X

O

OD >

c.

X

OD m

o

ho o lo o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.