Научная статья на тему 'Консалтинг в области корпоративной социальной ответственности: возможности и основные направления'

Консалтинг в области корпоративной социальной ответственности: возможности и основные направления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
корпоративная социальная ответственность / консалтинг / развитие бизнеса / corporate social responsibility / consulting / business development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриянова Марина Владимировна

Статья посвящена анализу возможностей и основных направлений консалтинга в области корпоративной социальной ответственности. В статье был проведен анализ различных подходов к определению понятия корпоративной социальной ответственности и хронологический анализ эволюции данного понятия в деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Особое внимание было уделено рассмотрению тех преимуществ и возможностей, которые создает для организации использование концепции корпоративной социальной ответственности. Было установлено, что наиболее значимые выгоды от применения концепции корпоративной социальной ответственности современные организация получают в таких функциональных областях, как управление человеческими ресурсами, управление рисками, связи с общественностью и брендинг, частно-государственное партнерство. Также были рассмотрены основные направления критики концепции корпоративной ответственности и определены наиболее существенные с точки зрения общества проблемы, связанные с недобросовестным отношением организаций к социальной ответственности бизнеса. Результаты проведенного анализа позволили выявить наиболее перспективные направления консалтинга в области корпоративной социальной ответственности с учетом интересов профессиональных консультантов в области управления и их клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consulting in the field of corporate social responsibility: opportunities and main directions

The article is devoted to the analysis of opportunities and main directions of consulting in the field of corporate social responsibility. The article analyzes various approaches to defining the concept of corporate social responsibility and chronological analysis of the evolution (from 1700 BC to the present) of this concept in the activities of economic entities. Particular attention was paid to the advantages and opportunities that the use of the concept of corporate social responsibility creates for the organization. It was found that the most significant benefits from the application of the concept of corporate social responsibility are received by modern organizations in such functional areas as human resource management, risk management, public relations and branding, and public-private partnership. The main areas of criticism of the concept of corporate responsibility were also considered and the most significant problems related to the unfair attitude of organizations to the social responsibility of business were identified from the point of view of the society. The results of the analysis allowed us to identify the most promising areas of consulting in the field of corporate social responsibility, taking into account the interests of professional management consultants and their clients

Текст научной работы на тему «Консалтинг в области корпоративной социальной ответственности: возможности и основные направления»

Консалтинг в области корпоративной социальной ответственности: возможности и основные направления

Андриянова Марина Владимировна

к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента МГИМО МИД России, m.andriyanova@odin.mgimo.ru

Статья посвящена анализу возможностей и основных направлений консалтинга в области корпоративной социальной ответственности. В статье был проведен анализ различных подходов к определению понятия корпоративной социальной ответственности и хронологический анализ эволюции данного понятия в деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Особое внимание было уделено рассмотрению тех преимуществ и возможностей, которые создает для организации использование концепции корпоративной социальной ответственности. Было установлено, что наиболее значимые выгоды от применения концепции корпоративной социальной ответственности современные организация получают в таких функциональных областях, как управление человеческими ресурсами, управление рисками, связи с общественностью и брен-динг, частно-государственное партнерство. Также были рассмотрены основные направления критики концепции корпоративной ответственности и определены наиболее существенные с точки зрения общества проблемы, связанные с недобросовестным отношением организаций к социальной ответственности бизнеса. Результаты проведенного анализа позволили выявить наиболее перспективные направления консалтинга в области корпоративной социальной ответственности с учетом интересов профессиональных консультантов в области управления и их клиентов.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, консалтинг, развитие бизнеса.

До настоящего времени не существует однозначного определения корпоративной социальной ответственности (КСО), поэтому к ней применимы такие термины, как «корпоративная ответственность», «корпоративная этика», «корпоративное гражданство». Ключевой отличительной особенностью КСО является то, что она олицетворяет четкую деловую практику в отношении этических ценностей, соблюдения правовых требований и уважения экономических ценностей. КСО выходит за рамки получения прибыли, организации, т.к. заинтересованные стороны несут ответственность за свое влияние на людей и планету. Все чаще владельцы акций сталкиваются с необходимостью того, что их компания должна быть все более ответственной как в социальном, так и в экологическом плане в процессе ведения своего бизнеса. С точки зрения Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development - WBCSD), КСО представляет собой вклад бизнеса в устойчивое экономическое развитие.

Концепция КСО не нова, история ее развития насчитывает несколько тысячелетий. Некоторые исследователи считают точкой отсчета кодекс, введенный в Древней Месопотамии царем Хаммурапи в 1700 году до нашей эры. Согласно этому кодексу, должны были быть преданы смерти строители, трактирщики и фермеры, если их небрежное отношение к своей работе приводило к смерти других людей либо доставляло серьезные неудобства местным жителям. В Древнем Риме сенаторы выражали свое недовольство нежеланием предприятий выплачивать налоги в количестве, необходимом для финансирования военных кампаний. В 1622 году акционеры Голландской Ост-Индской компании наладили выпуск брошюр, в которых выражали свои жалобы на секретность управления и «самообогащение» руководства компании. С началом индустриализации воздействие бизнеса на общество и окружающую среду приобрело качественно новые формы. В конце XIX-начале XX вв. так называемые «корпоративные патерналисты» стали использовать часть своего капитала для поддержки различного рода филантропических предприятий. К 1920-м годам дискуссии о социальной ответственности бизнеса приобрела формы, которые можно считать началом современной концепции КСО, хотя по своей сути идея, лежащая в основе КСО, так же стара, как торговля и бизнес в принципе. Индустриализация и все возрастающее влияние бизнеса на общество в 1980-х годах стали причиной увеличения внимания и интереса к концепции КСО и практике ее реализации. 26 июля 2000 года ООН была организована конференцию по проблемам социальной ответственности бизнеса, в которой приняли участие многие крупные транснациональных компании. Довольно неожиданным было то, что в конференции изъявили принять участие многие крупнейшие европейские компании, занятые в секторе перерабатывающей промышленности. Многие из этих

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

компаний согласились поддержать Всемирное соглашение, которое в настоящее время насчитывает более 1300 корпоративных подписантов. В своей деятельности они подкрепляют свою корпоративную социальную ответственность активной причастностью к глобальным социальным инвестициям, взаимодействию с сообществом, адаптации к социальным и экологическим условиям и признанию социального капитала. Таким образом КСО эволюционировала за рамки внутреннего кодекса поведения и отчетности.

КСО создает возможности для получения как внутренних, так и внешних преимуществ. Работа с учетом интересов местного сообщества обеспечивает широкий спектр дополнительных возможностей для бизнеса. Во внешней среде КСО может создавать краткосрочные возможности для трудоустройства за счет участия компании в реализации различных общественных проектов, таких как строительство или техническое обслуживание местных парков, спортивных комплексов и т.д. Влияние бизнеса на окружающую среду может проявляться в виде программ озеленения, выращивания растений, возобновляемого лесопользования, а также внедрения переработки использованных продуктов. Это также является шагом на пути к минимизации отходов.

Внутренняя выгода заключается в привлечении и удержании высококвалифицированных сотрудников, повышении их лояльности, увеличении производительности труда, качества, продаж и повышении финансовых результатов деятельности. Также следует учитывать, что философия КСО дает ощущение цели и смысла своей работы каждому работнику, превращая рутинные обязанности на любом рабочем месте в общественно полезную и значимую деятельность. Помимо этого компании получают преимущества благодаря КСО в таких областях, как устойчивость бизнеса, конкурентные преимущества, соблюдение нормативных требований.

Продажи и прибыль компании в значительной степени зависят от бренда, который она формирует для своего товара или услуги. В этом смысле основной функцией бренда является идентификация товара/услуги и/или компании в глазах потребителя. Использование элементов КСО создает дополнительный потенциал положительного воздействия на клиента.

Работа в условиях глобализации мировой экономики предъявляет новые, все более усложняющиеся требования - от различных форм государственного регулирования деятельности до специфических особенностей использования рабочей силы на различных региональных/национальных рынках. Несоответствие этим требованиям может стоить производителю огромных убытков, поэтому целый ряд компаний уже используют КСО в качестве своеобразной стратегии получения поддержки своей деятельности со стороны общественного мнения.

Приверженность КСО играет не последнюю роль в привлечении и удержании персонала, особенно высококвалифицированного. В процессе рекрутинга потенциальные сотрудники довольно часто интересуются политикой КСО работодателя, и наличие хорошо проработанной стратегии КСО воспринимается ими как дополнительное преимущество. КСО может оказывать довольно существенное влияние на поддержание и развитие внутреннего и внешнего HR-бренда, особенно в том случае, когда сотрудники организации непосредственно вовлечены в работу по реализации различных программ и проектов корпоративной стратегии КСО.

Работа по предупреждению и преодолению различного рода кризисных явлений является естественной составляющей любой корпоративной стратегии. Цена и последствия имиджевых и репутационных кризисов в современном обществе весьма высоки: репутация, которая завоевывалась в течение многих лет, может быть безвозвратно уничтожена в одночасье иногда даже вследствие подозрений в том, что деятельность компании может быть связана с коррупционными схемами, эксплуатацией детского или рабского труда, нарушением экологических норм. В этом случае привлечение внимания со стороны СМИ, органов государственного управления, общественных организаций может оказаться фатальным. В подобных ситуациях формирование и реализация системной программы КСО может быть единственным способом хотя бы частично компенсировать репутационные потери.

КСО имеет очевидные и довольно тесные связи с системой государственного управления и регулирования народного хозяйства. Государство служит своеобразным гарантом того, что деятельность организаций на его территории не должна приносить вреда населению и окружающей среде. Бизнес и любая предпринимательская активность по определению должны быть ответственны по отношению к обществу. Чтобы бизнес неукоснительно придерживался данного постулата в своей деятельности, государство реализует целый спектр контролирующих функций в отношении производителей товаров/услуг. Также необходимо отметить, что государство использует меры не только принуждающего, но и стимулирующего характера, чтобы мотивировать бизнес активно использовать КСО в своей каждодневной работе. Например, государства предлагают предприятиям различного рода гранты и стимулы в том случае, если они следуют установленной правительством политике КСО.

Еще один аспект работы правительства заключается в регулировании деятельности предприятий в интересах защиты интересов различных заинтересованных сторон и акционеров. При отсутствии надлежащего регулирования предпринимательской деятельности общество может быть введено в заблуждение, подвергнуто манипулированию и эксплуатации, поэтому правительство должно нести ответственность и регулировать деятельность предприятий, чтобы обеспечить равные условия для всех субъектов бизнеса. Государственная политика направлена на оказание помощи не только потребителям, но и организациям, поскольку она защищает как потребителей от недобросовестной деловой практики, так и организации от неправомерных действий и вмешательства общественности.

Следует отметить, что, как и любая концепция, КСО не лишена спорных аспектов и подвержена критике со стороны научного сообщества и представителей бизнеса. Так, наиболее часто обсуждается вопрос об отношении КСО к фундаментальной природе бизнеса и сомнительных мотивах для использования КСО, включая опасения по поводу неискренности и лицемерия. Столь пристальное внимание и серьезное отношение к КСО со стороны научного сообщества и бизнес-практиков не только не оспаривает, а лишь подчеркивает тот факт, что КСО в настоящее время уже является значимым элементом деловой активности и, следовательно, представляет интерес для профессиональных консультантов. Благодаря многоплановости КСО консалтинг в этой

предметной области могут осуществлять как консуль-танты-дженералисты, так и эксперты, однако появление в среде профессиональных консультантов по управлению все большего числа универсальных консультантов по вопросам бизнеса и социальной ответственности свидетельствует, что наиболее продуктивно в консалтинге по вопросам КСО проявили себя консультанты, обладающие достаточным количеством наработок для реализации любого вида реформ, позволяющих найти баланс между необходимостью получения прибыли и обеспечения этичного поведения компании. Практика консалтинга в области КСО с определенностью демонстрирует, что традиционных навыков подготовки и реализации изменений достаточно для формирования соответствующей инфраструктуры и сбора необходимой информации, однако этого не хватает для определения специфических задач в области КСО и анализа полученных данных.

Перечень задач в области КСО, которые эффективно решаются с помощью привлечения профессионального консультанта, достаточно широк и разнообразен. К их числу можно отнести:

• Формирование стратегии КСО с учетом специфических особенностей и потребностей организации клиента, т.е. комплексный анализ и оценка внешней и внутренней среды компании, целей и стратегии ее деятельности; разработка на основе полученной информации стратегии КСО, ее реализация и развитие с учетом изменений целей организации и ее внешнего окружения.

• Актуализация системы управления организацией и ее человеческими ресурсами, что подразумевает развитие программ по информированию руководства, партнеров, клиентов и сотрудников организации о целях, направлениях деятельности и требованиях компании в области КСО, что позволяет обеспечить четкое понимание и привить соответствующие выбранной стратегии КСО навыки принятия и реализации управленческих решений для создания наиболее благоприятных условий для деятельности компании.

• Диагностика политики КСО компании и практики ее реализации, которая может осуществляться посредством внешней экспресс-диагностики или полноценного внешнего либо комбинированного (с привлечением к участию в анализе и оценке сотрудников компании) аудита.

• Управление отношениями с посредниками и партнерами компании. Наиболее сложная часть работы в этом сегменте политики КСО связана с необходимостью выявления партнеров и посредников, в наибольшей степени зависимых от продукции/услуг компании и при этом оказывающих наибольшее влияние на восприятие товаров/услуг компании клиентами. На основании этих критериев необходимо произвести селективный отбор парстнеров и посредников и наладить с ними продуктивный диалог с целью согласования всех аспектов работы, связанных с КСО.

• PR. Необходимо наладить предоставление внутренней и внешней аудитории компании оперативной и достоверной информации, отражающей практику деятельности компании в экологической и социальной сферах.

• Оценка эффективности работы компании в области КСО, что подразумевает постоянный мониторинг передового опыта в сфере КСО и бенчмаркинг деятельно-

сти компании в этой области в рамках отраслевого и регионального кластеров, а также разработку рекомендаций по совершенствованию стратегии организации по широкому кругу вопросов - от укрепления связей с потребителями до проблем устойчивого развития компании.

Благодаря современной концепции прозрачности бизнеса конкурентное преимущество получают те организации, которые демонстрируют готовность к изменению культуры бизнеса и норм поведения компании в соответствии с базовыми принципами КСО. Однако, как правило, у большинства компаний отсутствует соответствующий практический опыт, поэтому со стороны таких компаний в настоящее время востребована помощь профессиональных консультантов по вопросам КСО, которые наряду с традиционными консультационными навыками обладают новым опытом решения социальных и экологических задач. При этом консультант лишь вносит свой вклад в уже существующую в компании систему решения задач, связанных с социальной ответственностью бизнеса, т.к. только за счет усилий консультанта этичный бизнес сформировать невозможно -этика бизнеса формируется теми, кто создает и руководит компанией. Только в этом случае можно говорить о реальном рыночном преимуществе, которое достигается за счет КСО.

Литература

1. Зелянина С.Н. Корпоративная социальная ответственность как социально-ориентированная практика. // Аллея науки. 2019. №8(35). с.139-145.

2. Левин Ю.А., Полетаева Л.П. Инновационное развитие хозяйственных систем: формирование цифровой экономики. // Инновации и инвестиции. 2017. №11. с. 79.

3. Парасоцкая Н.Н. Государственная политика в сфере корпоративной социальной ответственности. // Статистика, учет и аудит. 2019. №2(73). с.154-159.

4. Реизов Э.Р. Преимущества корпоративной социальной ответственности для бизнеса. // Вестник современных исследований. 2019. №1.5(28). с.238-240.

5. Семко И.А., Алтухова Л.А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса в условиях цифровой экономики. // Наука Красноярья. 2019. №4-3. с. 99-105.

6. Иванов М.А., Гужина Г.Н. Особенности управления рисками в рыночных условиях // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2009. № 7 (12). С. 198.

7. Гужина Г.Н., Назаршоев Н.М. Система управления должностным развитием кадров через индивидуальное карьеростроительство // Инновации и инвестиции. 2016. № 10. С. 275-279.

8. Сысоева Е.В. Управление формированием конкурентоспособности трудового потенциала организации на основе разработки ее кадровой стратегии с учетом изменений во внешней и внутренней среде // Инновации и инвестиции. 2017. № 1. С. 85-90.

9.Сысоева Е.В. Построение эффективного профиля корпоративной культуры организации. Москва, 2017.

10. Сулимова Е.А. Корпоративная социальная ответственность: особенности развития // Инновации и инвестиции. 2014. № 7. С. 69-70.

11. Сулимова Е.А. История формирования законодательной базы в области корпоративной социальной ответственности // Инновации и инвестиции. 2015. № 9. С. 256-257.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

Consulting in the field of corporate social responsibility: opportunities and main directions

Andriianova M.V.

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)

The article is devoted to the analysis of opportunities and main directions of consulting in the field of corporate social responsibility. The article analyzes various approaches to defining the concept of corporate social responsibility and chronological analysis of the evolution (from 1700 BC to the present) of this concept in the activities of economic entities. Particular attention was paid to the advantages and opportunities that the use of the concept of corporate social responsibility creates for the organization. It was found that the most significant benefits from the application of the concept of corporate social responsibility are received by modern organizations in such functional areas as human resource management, risk management, public relations and branding, and public-private partnership. The main areas of criticism of the concept of corporate responsibility were also considered and the most significant problems related to the unfair attitude of organizations to the social responsibility of business were identified from the point of view of the society. The results of the analysis allowed us to identify the most promising areas of consulting in the field of corporate social responsibility, taking into account the interests of professional management consultants and their clients.

Key words: corporate social responsibility, consulting, business development.

References

1. Zelyanina S. N. Corporate social responsibility as a socially-oriented practice. // Alley of science. 2019. no. 8(35). pp. 139-145.

2. Levin Yu. a., Poletaeva L. P. Innovative development of economic systems: formation of the digital economy. // Innovation and investment. 2017. no. 11. pp. 7-9.

3. Parasotskaya N. N. State policy in the sphere of corporate social responsibility. // Statistics, accounting and audit. 2019. no. 2(73). pp. 154-159.

4. Reizov E. R. Advantages of corporate social responsibility for business. // Bulletin of modern research. 2019. No. 1.5(28). S. 238-240.

5. Semko I. A., Altukhova L. A. Corporate social responsibility of business in the digital economy. // Science Of Krasnoyarsk. 2019. №4-3. pp. 99-105.

6. Ivanov M.A., Guzhina G.N. Features of risk management in market conditions // Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2009. No. 7 (12). S. 198.

7. Guzhina G.N., Nazarshoev N.M. Management system for job development of personnel through individual career development // Innovations and Investments. 2016. No. 10. S. 275-279.

8. Sysoeva E.V. Management of the formation of competitiveness of the organization's labor potential based on the development of its personnel strategy, taking into account changes in the external and internal environment // Innovations and Investments. 2017. No. 1. P. 85-90.

9. Sysoeva E.V. Building an effective profile of the corporate culture of the organization. Moscow, 2017.

10. Sulimova E.A. Corporate Social Responsibility: Features of Development // Innovations and Investments. 2014. No. 7. P. 6970.

11. Sulimova E.A. The history of the formation of the legal framework in the field of corporate social responsibility // Innovations and Investments. 2015. No. 9. P. 256-257.

o es o es

in

O m m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.