Научная статья на тему 'Особенности социальной ответственности бизнеса за рубежом и в России'

Особенности социальной ответственности бизнеса за рубежом и в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
753
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЕ И РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / РЕПУТАЦИЯ КОМПАНИИ / BUSINESS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / FOREIGN AND RUSSIAN COMPANIES / SOCIAL IMPROVEMENT / ENVIRONMENTAL STABILITY / COMPANY REPUTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сулимова Е.А., Лигай А.А.

Социальная ответственность бизнеса становится одним из ключевых направлений в современной практике отечественных и зарубежных компаний. В наше время все большее количество корпораций приходит к осознанию ответственности за последствия и влияние своей деятельности перед сотрудниками, заинтересованными сторонами, обществом, а также окружающей средой. В статье рассмотрен вопрос о социальной ответственности бизнеса ее сущности, структуре и принципах, а также исследована практическая реализация КСО в современной зарубежной и российской бизнес-среде. На основе проведенного анализа можно заверить, что среди основных тенденций развития современного бизнеса одно из главных мест занимает концепция социальной ответственности, при практической реализации которой выигрывают буквально все. Внося позитивный вклад в социальное благоустройство и экологическую стабильность, компания инвестирует в собственную репутацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social responsibility of business abroad and in Russia

The social responsibility of business is becoming one of the key areas in modern practice of domestic and foreign companies. Nowadays, an increasing number of corporations are becoming aware of the responsibility for the consequences and impact of their activities to employees, stakeholders, society, and the environment. The article considers the issue of business social responsibility its essence, structure and principles, and also explores the practical implementation of CSR in the modern foreign and Russian business environment. Based on the analysis, we can assure that among the main trends in the development of modern business, one of the main places is occupied by the concept of social responsibility, in the practical implementation of which literally everyone wins. Making a positive contribution to social improvement and environmental stability, the company invests in its own reputation.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной ответственности бизнеса за рубежом и в России»

Особенности социальной ответственности бизнеса за рубежом и в России

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», Sulimova.EA@rea.ru

Лигай Анна Александровна

студент, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», anya.ligay@mail.ru

Социальная ответственность бизнеса становится одним из ключевых направлений в современной практике отечественных и зарубежных компаний. В наше время все большее количество корпораций приходит к осознанию ответственности за последствия и влияние своей деятельности перед сотрудниками, заинтересованными сторонами, обществом, а также окружающей средой.

В статье рассмотрен вопрос о социальной ответственности бизнеса - ее сущности, структуре и принципах, а также исследована практическая реализация кСо в современной зарубежной и российской бизнес-среде. На основе проведенного анализа можно заверить, что среди основных тенденций развития современного бизнеса одно из главных мест занимает концепция социальной ответственности, при практической реализации которой выигрывают буквально все. Внося позитивный вклад в социальное благоустройство и экологическую стабильность, компания инвестирует в собственную репутацию.

Ключевые слова: бизнес, корпоративная социальная ответственность, зарубежные и российские компании, социальное благоустройство, экологическая стабильность, репутация компании.

В конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века во множестве зарубежных стран, таких как США, Германия, Япония и Великобритания, зародилась теория о социальной ответственности бизнеса. Она декларировала то, что ключевая деятельность бизнеса должна быть направлена не только на получение материальной выгоды, но и на решение общественно значимых проблем. За прошедшие десятилетия концепция социально ответственного бизнеса пережила немало трансформаций и продолжает развиваться на наших глазах. Тем не менее, общепризнанного определения социальной ответственности бизнеса в мировой практике до сих пор не существует. В общем смысле под этим понятием подразумевается добровольная деятельность организаций, выходящая за рамки определенных законодательством обязательств и направленная на развитие общества в социальной, экономической, экологической и иных сферах [4, с. 256]. Это явление также называют корпоративной социальной ответственностью (далее КСО). Объясняется это тем, что оба термина (социальная ответственность бизнеса и корпоративная социальная ответственность) пришли в русский язык как перевод английского «corporate social responsibility» и в большинстве случаев считаются синонимичными.

Современной международной практике известны различные подходы к структуризации социальной ответственности бизнеса. Особый интерес вызывает модель корпоративной социальной ответственности, предложенная профессором Университета штата Джорджия (США) Арчи Кэрроллом. Ученый одним из первых предпринял попытку представить КСО как целостную систему, выделил основные ее составляющие и иерархизировал их. В 1991 году результаты трудов А. Кэрролла были опубликованы и представлены в виде четырехуровневой пирамиды (рис. 1) [2, с. 17].

Как показано на рисунке, основание пирамиды, ее первую ступень, занимает экономическая ответственность бизнеса, которая определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль [1, с. 83].

На вторую ступень А. Кэрролл ставит юридическую, или правовую, ответственность, основанную на первостепенном требовании к бизнесу - его легальности. Иными словами, юридическая ответственность подразумевает обязательство соответствовать всем установленным и определенным законодательством нормам.

Следующую, третью по счету, ступень занимает этическая ответственность, которая значительно расширяет обязанности деловой практики. Этот уровень предполагает, что бизнес должен следовать не только

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

требованиям законодательства, но и нормам нравственности, принципам этики и морали.

о см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Рисунок 1 - Пирамида КСО А. Кэрролла [2, с. 17]

Вершину пирамиды КСО составляет филантропическая ответственность. Она призывает бизнес к добровольному участию в развитии общества и содействию в решении остросоциальных проблем.

В таком виде пирамида КСО просуществовала более десяти лет. Однако в 2003 году А. Кэрролл внес в свою модель ряд изменений и трансформировал четырёхуровневую пирамиду в трехкатегориальную модель.

Преобразования, введенные А. Кэрроллом, были связаны с критической оценкой четвертого уровня пирамиды КСО. В научном кругу и бизнес-среде было распространено мнение о том, что филантропическая ответственность должна рассматриваться не обособленно, а совместно с этической или экономической.

Отметим, что существуют и иные подходы к структуризации социальной ответственности бизнеса. Например, в качестве составляющих КСО выделяют три основных уровня.

Первый уровень считается базовым и обязывает бизнес к выполнению базовых обязательств перед обществом и государством. Здесь рассматриваются такие требования, как своевременная выплата налогов, подчинение нормам законодательства и так далее.

Средний уровень предполагает проведение социальных программ, направленных на получение собственной выгоды. Ключевая деятельность бизнеса нацелена на развитие партнерских отношений внутри компании и улучшение имиджа фирмы ради привлечения новых клиентов, сотрудников и инвесторов.

Высший уровень охватывает направления социальной активности, первостепенной целью которых не является получение экономической выгоды. Бизнес развивается в направлении благотворительности и филантропии, проводит мероприятия по благоустройству социальной и экологической среды обитания, выделяет средства на поддержку образования, здравоохранения, инфраструктуры, спорта, науки, искусства и прочего.

Помимо уже рассмотренных подходов к структуризации социальной ответственности бизнеса, существуют и другие. Обратимся к классификации, которая была предложена ООН и подразумевает дифференциро-

вание социальной ответственности на внутреннюю и внешнюю [3, с. 61].

Внутренняя социальная ответственность бизнеса проявляется в обязательствах фирмы перед ее сотрудниками и непосредственно связана с человеческим капиталом. Деловая практика компании преимущественно направлена на: обеспечение безопасных условий труда; своевременную выплату достойного жалованья; гарантию социального и медицинского страхования; переквалификацию/повышение квалификации персонала и его обучение; формирование корпоративной культуры и так далее.

Во внешней составляющей социальной ответственности бизнеса выделяют следующие направления: спонсорство и корпоративная благотворительность; минимизация вредного воздействия на окружающую среду; сотрудничество с властью в целях наиболее эффективного решения общественно значимых проблем и другое.

В современных реалиях обостряется интерес широкой общественности к этической составляющей бизнеса, что оказывает существенное влияние на изменение принципов КСО. В основе данной закономерности лежит тот факт, что именно ожидания общественности задают вектор развития социальной ответственности бизнеса. В качестве ее основных направлений выделяют следующие: КСО по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах деятельности компании (стейкхолдерам); КСО по отношению к окружающей среде; КСО по отношению к общественному благосостоянию в целом.

Отметим, что базовые принципы социальной ответственности бизнеса затрагивают все три перечисленных направления. Примечательной особенностью является и то, что принципы КСО не определены законодательной базой, а значит - носят не обязательный, но добровольный характер.

Среди основополагающих принципов социальной ответственности выделяют: принцип открытости, принцип системности, принцип значимости и принцип недопущения конфликтов. Рассмотрим каждый из них.

Принцип открытости КСО апеллирует такими понятиями, как публичность, понятность и доступность, и настаивает на том, что компания должна вести свою деятельность открыто и предоставлять всем заинтересованным сторонам исключительно достоверную информацию.

Принцип системности КСО предполагает, что социальная активность компании должна носить последовательный и регулярный характер.

Согласно принципу значимости, определяется актуальность, масштабность и эффективность программ и мероприятий по КСО. Из этого следует, что реализуемая компанией деятельность должна быть востребована и плодотворна.

Принцип недопущения конфликтов нацелен на то, что деятельность компании не должна дискриминировать какие-либо социальные группы.

Таким образом, описанные выше принципы в идеале должны применяться на всех уровнях ведения бизнеса. Они позволяют наиболее быстро и эффективно достичь тех результатов, которые будут выгодны не только для заинтересованных сторон, но и общества в целом.

Анализируя современную практику зарубежных компаний, можно выделить несколько устоявшихся

моделей социальной ответственности бизнеса: американскую, европейскую и японскую.

Рассмотрим каждую из них по-отдельности. Американскую модель КСО зачастую выделяют из числа остальных благодаря ее богатой истории. За более чем столетнее развитие она сформировала ряд традиций, принципов и механизмов, регулирующих и определяющих социальную ответственность бизнеса.

Отличительной чертой американской модели считается саморегулируемость, которая подразумевает минимальное вмешательство государства в предпринимательскую среду и максимальную самостоятельность бизнеса в определении степени своего участия в развитии общественного благосостояния. Таким образом, всякая инициатива американского социально ответственного бизнеса основывается исключительно на доброй воле.

Предпринимательский сектор США известен традициями активного и регулярного участия в благотворительной деятельности. Сегодня особенно популярны некоммерческие организации, финансирование которых направлено на разрешение социальных проблем. Замечательным примером может служить благотворительный Фонд Рокфеллера («Rockefeller Foundation»).

В качестве еще одного примера хотелось бы привести Фонд Билла и Мелинды Гейтс («Bill & Melinda Gates Foundation»). По состоянию на 2013 год супруги пожертвовали 28 миллиардов долларов на решение таких задач, как: развитие медицины и здравоохранения, сокращение социального неравенства, улучшение качества жизни в бедных странах, поддержка образовательных программ и так далее.

Отметим, что, хоть филантропическая направленность бизнеса имеет бескорыстный характер, она приносит корпорациям ряд преимуществ. Социально ответственные компании в США выигрывают не только одобрение со стороны общественности, но и поощрение со стороны государства в форме налоговых льгот.

Основное отличие европейской модели КСО от американской заключается в степени государственного регулирования. В то время как предпринимательский сектор в Америке практически изолирован от вмешательства государства и ведет открытую линию реализации КСО, европейская модель предполагает скрытую форму социальной ответственности.

Это означает, что европейские организации более склонны к ограничению своей социальной ответственности, степень которой регламентируется на законодательном уровне. Регулирование КСО с точки зрения права проявляется, например, в форме обязательств по социальному/медицинскому/пенсионному страхованию, требований по природоохранной деятельности предприятий и так далее [4, с. 257].

Чуть подробнее рассмотрим особенности европейской модели КСО на примере нидерландской компании Unilever, которая уже на протяжение долгих лет занимает лидирующие позиции на рынке пищевых продуктов и товаров бытовой химии. В своей деятельности корпорация придерживается плана устойчивого развития и активно реализует принципы социальной ответственности. Например, в экологическом аспекте Unilever ставит перед собой цель защиты окружающей среды путем минимизации использования водных ресурсов и сокращения вредных выбросов в атмосферу при производстве продукции. Кроме того, корпорация проводит ряд мероприятий по реализации КСО в отно-

шении сотрудников: разрабатывает программы по охране здоровья персонала и защите прав человека. Также компания ответственно относится к потребителям своих товаров, поэтому ее продукция соответствует самым высоким стандартам в области здорового питания.

Таким образом, корпорация значительно расширяет обязательства, возложенные на нее законодательным минимумом, и вносит существенный вклад в развитие общественного благосостояния.

Среди всех азиатских моделей КСО в качестве наиболее успешной и развитой эксперты выделяют японскую. Особая роль в формировании этой модели принадлежит традициям и культуре страны восходящего солнца. Так, например, принцип семейственности, который особо почитается японским народом, нашел свое отражение в их корпоративной культуре. Социальная ответственность бизнеса по отношению к сотрудникам развита здесь на высшем уровне. Работодатели заботятся о здоровье и благополучии своих подчиненных, оказывают им различного рода поддержку, которая может проявляться в форме выходных пособий, корпоративных пенсий, материальной помощи при рождении ребенка и так далее. Такой подход снижает текучесть кадров и распространяет систему «пожизненного найма».

Не менее развита в этой стране социальная бизнеса ответственность по отношению к окружающей среде. Японские компании прилагают особые усилия для сокращения или полного устранения вредного воздействия на природу, связанного со всем жизненным циклом их продукции. Классическим примером экологически ответственного бизнеса является Toyota - крупнейший производитель автомобилей в Японии. Первостепенными задачами корпорация ставит минимизацию экологических последствий своей деятельности и создание автомобилей с возможностью стопроцентной утилизации без вреда для окружающей среды [6].

Как было подчеркнуто ранее, концепция социально ответственного бизнеса широко распространена в практике зарубежных компаний. Однако российская модель КСО еще находится на стадии формирования. В наше время стремительно растет количество отечественных корпораций, которые осознают необходимость своего вклада в общественное развитие. Они разрабатывают и реализо-вывают программы, нацеленные на улучшение качества жизни отдельных социальных групп и общества в целом [5, с. 69]. Но такая инициатива деловой практики в России встречает ряд трудностей.

Во-первых, из-за отсутствия единых стандартов КСО в системе российского предпринимательства, некоторые отечественные компании равняются на зарубежных конкурентов, перенимая их политику социальной активности. Однако далеко не все принципы и механизмы иностранных моделей КСО могут быть адаптированы и эффективно применены в нашей стране.

Во-вторых, деятельность социально ответственного бизнеса в России практически не регламентируется со стороны законодательства, что с одной стороны предоставляет компаниям полную свободу действий, а с другой - оставляет реализацию КСО бесконтрольной.

В-третьих, стоит учитывать, что финансирование мероприятий по КСО довольно затратно, и далеко не все корпорации могут позволить такие вложения.

И все же в настоящее время российский бизнес очень динамично развивается в направлении корпоративной социальной ответственности.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о

CS

о

CS

со

о ш m

X

<

m о х

X

Деятельность ПАО «НК «Роснефть» активно способствует развитию регионов своего пребывания. Ее программы по КСО направлены на поддержку медицины, спорта, образования и искусства. Также компания оказывает материальную помощь пенсионерам и ветеранам, заботится о защите здоровья и улучшении качества жизни своих сотрудников, организует проекты по восстановлению духовного наследия и защите окружающей среды [8].

Российская энергетическая компания ПАО «Газпром» ежегодно поддерживает множество общественных проектов, оказывая помощь в развитии культуры и искусства, науки, образования, пропаганде здорового образа жизни. Особое внимание компания уделяет поддержке социально незащищенных слоев населения и экологии [7].

На протяжении всей истории успех развития ПАО Сбербанк был связан с активным участием в жизни страны и общества. Сбербанк всегда выполнял свои функции и как экономический, и как социальный финансовый институт. Корпоративная социальная ответственность ПАО «Сбербанк» - это совокупность принципов и обязательств, которыми Банк руководствуется при осуществлении своей деятельности, в части: управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами; оценки и управления воздействием на национальную экономику, социальную сферу и экологию [9].

На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что среди основных тенденций развития современного бизнеса одно из главных мест занимает концепция социальной ответственности, при практической реализации которой выигрывают буквально все. Внося позитивный вклад в социальное благоустройство и экологическую стабильность, компания инвестирует в собственную репутацию. Так, благодаря активной деятельности в направлении КСО отечественные корпорации обеспечивают доверие потребителей и поддержку государства, а также привлекают в свои ряды новые таланты. Российские корпорации перенимая и адаптируя опыт зарубежного конкурента, демонстрируют эффективные способы реализации КСО и активно содействуют устойчивому развитию своих сотрудников, пользователей и общества в целом. Таким образом, использование опыта зарубежных компаний способствует развитию социальной ответственности в отечественном предпринимательском секторе.

Литература

1. Авджян Г.Д. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие. - Краснодар: ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет", 2013. — 104 с.

2. Беляева И.Ю. Корпоративная социальная ответственность : учебник / под ред., Эскиндаров М.А. под ред. и др. — Москва : КноРус, 2018. — 316 с.

3. Гуриева Л.К., Тавасиева З.Р., Баскаева А.В., Цу-риф Д.Х. Государственное регулирование и социализация бизнеса в системе корпоративного управления // Экономика и предпринимательство. 2017. №2-1(79). С.59-62.

4. Сулимова Е.А. История формирования законодательной базы в области корпоративной социальной ответственности. Инновации и инвестиции // Инновации и инвестиции. 2015. № 9. С. 256 -257.

5. Сулимова Е.А. Корпоративная социальная ответственность: особенности развития // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 7. - С. 69-70.

6. Сайт компании «Toyota»: [Электронный ресурс] // URL: https://www.toyota.ru/world-of-toyota/about-company/environment/ (Дата обращения: 09.03.2020).

7. Сайт ПАО «Газпром»: [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazprom.ru/social/ (Дата обращения: 11.03.2020).

8. Сайт ПАО «НК «Роснефть»: [Электронный ресурс] // URL: https://www.rosneft.ru/Development/social/ (Дата обращения: 17.03.2020).

9. Сайт ПАО «Сбербанк»: [Электронный ресурс] // URL: https://www.sberbank.com/ru/responsibility/our-approach/ (Дата обращения: 15.03.2019).

10. Мешков В.Р., Колосков В.И., Епархина О.В. Социальный аудит в России: цели, задачи, проблемы становления // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 3 (9). С. 59-67.

Features of social responsibility of business abroad and in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia Sulimova E.A., Ligay A.A.

Plekhanov Russian University of Economics The social responsibility of business is becoming one of the key areas in modern practice of domestic and foreign companies. Nowadays, an increasing number of corporations are becoming aware of the responsibility for the consequences and impact of their activities to employees, stakeholders, society, and the environment. The article considers the issue of business social responsibility -its essence, structure and principles, and also explores the practical implementation of CSR in the modern foreign and Russian business environment. Based on the analysis, we can assure that among the main trends in the development of modern business, one of the main places is occupied by the concept of social responsibility, in the practical implementation of which literally everyone wins. Making a positive contribution to social improvement and environmental stability, the company invests in its own reputation. Key words: business, corporate social responsibility, foreign and Russian companies, social improvement, environmental stability, company reputation. References

1. Avjyan G.D. Corporate Social Responsibility: A Tutorial. -Krasnodar: FSBEI HPE "Kuban State University", 2013. - 104 p.

2. Belyaev I.Yu. Corporate social responsibility: a textbook / ed., Eskindarov MA under the editorship of et al. - Moscow: KnoRus, 2018 .-- 316 p.

3. Gurieva L.K., Tavasieva Z.R., Baskaeva A.V., Tsurif D.Kh. State regulation and socialization of business in the corporate governance system // Economics and Entrepreneurship. -2017. No. 2-1 (79). S. 59-62.

4. Sulimova E.A. The history of the formation of the legislative framework in the field of corporate social responsibility. Innovation and investment // Innovation and investment. 2015. No. 9. P. 256 -257.

5. Sulimova E.A. Corporate Social Responsibility: Features of Development // Innovations and Investments. - 2014. - No. 7. -S. 69-70.

6. Toyota website: [Electronic resource] // URL: https://www.toyota.ru/world-of-toyota/about-company/environment/ (Date of access: 09.03.2020).

7. PJSC Gazprom website: [Electronic resource] // URL: https://www.gazprom.ru/social/ (Date accessed: 03/11/2020).

8. Rosneft PJSC website: [Electronic resource] // URL: https://www.rosneft.ru/Development/social/ (Date of access: 03/17/2020).

9. Website of Sberbank PJSC: [Electronic resource] // URL: https://www.sberbank.com/en/responsibility/our-approach/ (Date of access: 03/15/2019).

10. Meshkov V.R., Koloskov V.I., Eparkhina O.V. Social audit in Russia: goals, objectives, problems of formation // Bulletin of the Yaroslavl State University named after P.G. Demidova. Series Humanities. 2009. No. 3 (9). S. 59-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.