КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
К.А. Камалтдинова, магистрант О.А. Лымарева, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1032
Аннотация. В данной статье рассмотрен один из ключевых инструментов мотивации персонала - корпоративная культура компании. Авторами подчеркивается важность сильной корпоративной культуры для мотивации персонала, которая в свою очередь влияет на успех бизнеса в целом. Приводятся примеры положительного влияния корпоративной культуры на потребности персонала в соответствии с пирамидой Мас-лоу, а также выгоды, которые может получить работодатель от грамотного построения сильной корпоративной культуры.
Ключевые слова: мотивация, корпоративная культура, лояльность сотрудников, удовлетворенность персонала, потребности персонала.
Корпоративная культура - это определенная модель поведения внутри компании, сформированная в процессе функционирования компании и разделяемая всеми членами коллектива. Это своеобразная система ценностей, норм, правил, традиций и принципов, по которым живут сотрудники [1].
В научном мире существует множество статей и презентаций, авторы которых подчеркивают важность корпоративной культуры для удовлетворенности персонала. Но что не так с удовлетворенностью персонала? Довольные сотрудники счастливы на своем рабочем месте, но они не обязательно заинтересованы и мотивированы прилагать больше усилий для успеха компании.
Не только удовлетворенный рабочим местом, но также мотивированный сотрудник стремится к тому, чтобы самому стать лучше, что приведет к улучшению работы всей компании. В данном случае корпоративная культура выступает в качестве инструмента мотивации персонала.
Корпоративная культура формирует систему мотивации и увеличивает степень вовлеченности персонала в жизнь компании. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу дает нам представление о том, что людям нужно [2]. Работа играет важную роль в удовлетворении этих потребностей.
Конечно, целью компании не является помощь каждому сотруднику в реализации себя, но работодатель без грамотно построенной корпоративной культуры, рискует потерять ценные кадры.
Рассмотрим, как именно корпоративная культура влияет на группы потребностей пирамиды Маслоу:
- физиологические потребности. Для удовлетворения этой базовой потребности работодатель должен обеспечить сотруднику достойную оплату труда, позволяющую удовлетворить потребности в еде, жилье и одежде. Также необходимо обеспечить адекватные условия труда, для того чтобы сотрудник имел достаточное время для отдыха и восстановления сил. Здесь могут помочь такие элементы корпоративной культуры, как: аренда спортивных залов, кортов, различные спортивные площадки, бассейны и т.д.;
- потребности в безопасности. Сотрудники, не чувствующие себя безопасно на рабочем месте, вряд ли останутся в компании надолго. Чтобы повысить чувство безопасности у сотрудников, необходимо обеспечить физическую и психологическую безопасность на рабочем месте: надежное место работы, гарантированную занятость, стабильную оплату труда - все это будет давать человеку чувство уверенности в завтрашнем дне;
- потребность в принадлежности. Люди по большей части социальные существа, и им нравится чувствовать причастность к чему-либо. Социальные контакты между сотрудниками являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на их трудовую мотивацию. Корпоративная культура компании может удовлетворить потребность в принадлежности посредством организации различных коллективных мероприятий;
- потребность в признании. Сотрудники часто отождествляют себя с компанией, в которой работают, поэтому им важно, чтобы место их работы было статусным и достойным. Также группа потребностей в признании включает в себя потребность в самоуважении и потребность в профессиональных достижениях. Необходимо с помощью корпоративной культуры проявить уважение к достижениям сотрудника посредством, например, системы оценки результатов, профессионального роста, также можно устраивать торжественные мероприятия, на которых при всех отмечать заслуги проявивших себя сотрудников;
- потребность в самовыражении включает в себя совершенствование, персональное развитие. Большинство людей стремятся быть лучшей версией себя, и карьерные достижения могут сыграть роль в самореализации. Самоактуализация - это вершина иерархии, поэтому необходимо помочь сотрудникам реализовать свой профессиональный потенциал посредством корпоративной культуры (образовательная помощь, оздоровительные программы и т.д.).
При грамотно построенной корпоративной культуре, работодатель приобретает не только группу удовлетворенных и мотивированных сотрудников, он также может увидеть следующие измеримые бизнес-результаты:
1. Меньшее количество прогулов. По данным Gallup, заинтересованные и замо-тивированные сотрудники всегда приходят вовремя и выполняют больше работы, в целом количество пропусков сокращается на 41%, а производительность увеличивается на 17% [3].
Это улучшение может быть связано просто с приятной атмосферой на работе, сформированной с помощью корпоративной культуры. Или, возможно, на это могут повлиять такие элементы корпоративной культуры как программы оздоровления сотрудников (уменьшение количества пропусков по болезни), гибкий график работы (помогает грамотно распределить время).
2. Уменьшение текучести кадров. Многие работодатели ошибочно полагают, что высокая заработная плата способна удержать ценного сотрудника. Но это не всегда так. В Harvard Business Review сотрудники Glassdoor (веб-сайт, на котором сотрудники анонимно оставляют отзывы о компаниях) поделились мыслями о том, что мотивирует сотрудников на рабочем месте: компенсации и льготы относятся к числу наименее важных факторов. Зато в статье говорится о важности корпоративной культуры и организационных ценностях [4].
Согласно двухлетнему исследованию, проведенному PayScale с участием более 500000 рабочих в США, двумя наиболее важными переменными для прогнозирования того, собирается ли сотрудник покинуть компанию или нет, являются чувство собственной ценности и важности для компании и стабильность компании [5].
Корпоративная культура играет важную роль в обеих этих переменных. Если в компании в полной мере реализуются обеспечение причастности к большому общему делу, ощущение собственной важности для работы всего предприятия, важны признание и награды, благоприятная и дружественная атмосфера, то такая компания будет иметь больше шансов на стабильность за счет мотивированного и заинтересованного в успехе компании персонала.
3. Довольные клиенты. При грамотно построенной корпоративной культуре сотрудники также заинтересованы в качестве обслуживания клиентов. Gallup сообщает, что у высоко вовлеченных в корпоративную культуру бизнес-подразделений продажи выросли на 20% [3].
4. Повышение прибыльности, что сле- тов, которые могут идеально соответство-дует из предыдущего пункта. Если у вас вать компании.
есть мотивированные, продуктивные и Правильная корпоративная культура
эффективные сотрудники, которые помо- также может помочь компании завоевать гают увеличить продажи и удовлетворен- признание и награды как «лучшее место ность клиентов, это приведет к увеличе- для работы» в регионе, что помогает при-нию прибыли. Gallup сообщает, что рабо- влечь внимание соискателей к компании. чие места с ориентацией на улучшение Корпоративная культура - это не ту-
корпоративной культуры достигают по- манное понятие. Развитие и поддержание вышения прибыльности на 21% [3]. здоровой корпоративной культуры требует
5. Более квалифицированные кандида- четкого плана, внимания и финансовых ты. Члены команды, любящие свою рабо- вложений. Тем не менее, если сделать все ту, часто делятся своим положительным правильно, то можно получить реальную опытом. Это может привести к тому, что выгоду для бизнеса.
сотрудники будут рекомендовать кандида-
Библиографический список
1. Чиженок А.А., Лымарева О.А., Слепцова Е.В. Современные методы стимулирования и мотивации труда // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №2-2 (60). -С. 157-160
2. Завирский С.В., Гвоздева Н.В., and Александров А.А.. Устоит ли пирамида Маслоу? Практика применения «Иерархии потребностей» в свете современных подходов к управлению персоналом // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2019. - № 4. - С. 134-137.
3. Jim Harter, Annamarie Mann. «The Right Culture: Not Just About Employee Satisfaction» // Gallup - 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gallup.com/workplace/236366/right-culture-not-employee-satisfaction.aspx (дата обращения: 11.01.2021).
4. Andrew Chamberlain. What Matters More to Your Workforce than Money // Harvard Business Review - 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hbr.org/2017/01/what-matters-more-to-your-workforce-than-money (дата обращения: 12.01.2021).
5. Formula for a Winning Company Culture // PayScale. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.payscale.com/hr/formula-for-a-winning-company-culture (дата обращения 13.01.2021).
CORPORATE CULTURE AS A TOOL FOR PERSONNEL MOTIVATION K.A. Kamaltdinova, Graduate Student
O.A. Lymareva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. This article discusses one of the key tools for staff motivation - the corporate culture of the company. The authors emphasize the importance of a strong corporate culture for staff motivation, which in turn affects the success of the business. Examples of the positive influence of corporate culture on the needs of personnel in accordance with Maslow 's pyramid are given, also the benefits that an employer can get from competently building a strong corporate culture are given.
Keywords: motivation, corporate culture, employee loyalty, personnel satisfaction, personnel needs.