УДК 371.13
А. Н. Галагузов Екатеринбург
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпоративность; корпоративное образование; корпоративная культура; профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы взаимосвязи корпоративной культуры и корпоративного образования, влияющие на корпоративный характер личности педагога; обосновывается необходимость формирования корпоративной культуры в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров.
A. N. Galaguzov Yekaterinburg
CORPORATIVE CULTURE
AS FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING
AND RETRAINING OF TEACHERS
KEY WORDS: corporativity; corporative education; corporative culture; professional training and retraining of teachers.
ABSTRACT. We contemplate in the article the questions of corporative culture and corporative education, which influences the corporate personality of the teacher; the necessity to form corporative culture in professional training and retraining of the teachers.
Корпоративность представляет собой совокупность особенностей представлений, отношений и поведения людей, определяемую их принадлежностью к единой группе, коллективными усилиями осуществляющей достижение неосуществимых в одиночку личных целей индивидов. Подобная группа — корпорация — характеризуется
наличием миссии и вытекающих из нее общих целей. Совершенно очевидно, что одним из наиболее ярких примеров корпоративного сообщества является педагогическое сообщество. Соответствующие проявления корпоративности при этом связаны с масштабом рассмотрения — от общечеловеческого до уровня предметного методического объединения в школе.
Организационные структуры педагогической деятельности определяются нормативными рамками и ценностным наполнением этих рамок. Такое ценностнонормативное пространство представляет собой корпоративную культуру педагогического сообщества в его частных организационных проявлениях.
Трансляция корпоративной культуры осуществляется путем образования, которое в данном случае должно носить специфический характер и являться, в сущности, корпоративным образованием. Поэтому корпоративная культура, играя роль инструмента управления организацией, мотивирует членов сообщества, объединяемых организацией, в отношении образования, обеспечивающего сохранение и развитие системы ценностей, научного обеспечения деятельности, ее технологического наполнения, а также человеческих отношений внутри организации. Отсюда следует задача предлагаемой статьи — рассмотрение взаимосвязи корпоративной культуры педагогического сообщества на уровне организаций с целями, задачами и реализацией профессионального педагогического образования как образования корпоративного.
Практически во всех групповых взаимодействиях педагоги позиционируют себя прежде всего членами педагогического сообщества. Такая идентификация своей социальной роли и связанного с ней социального статуса [2. С. 16] указывает на существенно корпоративный характер личности педагога. Это, в свою очередь, является следствием мощного влияния корпоративной культуры, субъектом и носителем которой является педагог. В то же время педагог является субъектом непрерывного профессионального образования. Корпоративная культура, играя роль инструмента управления организацией, определяет направленность и содержание этого образования, выражающегося в профес-
сиональной подготовке и переподготовке педагогов к их практической деятельности. Наряду с этим, уровень и качество профессионального образования посредством обратной связи [5. С. 73] изменяют корпоративную культуру, обеспечивая таким образом процесс непрерывного развития корпоративности педагогического сообщества в сочетании стабильности этого сообщества и тенденций к поиску новых способов его существования. Отсюда следует очевидный, на наш взгляд, вывод: процесс профессионального образования педагогов должен включать в себя в явном виде трансляцию важнейших составляющих педагогической корпоративной культуры.
Такими составляющими являются доминирующая культура и субкультуры. Доминирующая культура обусловлена центральными ценностями, принятыми корпоративным сообществом. Так, в педагогическом сообществе доминирующей является культура педагогической деятельности — «способность личности к осознанной реализации в деятельности будущего учителя смыслов, значений и нормативов педагогической культуры как личностно и профессионально ценных». Педагогическую культуру в соответствии с общим определением культуры [4. С. 84] здесь следует понимать как реализуемую в деятельности совокупность достижений человечества в области педагогической науки и практики. Культура педагогической деятельности обеспечивается единством когнитивного, ценностного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов. Личностным проявлением педагогической культуры учителя является потребность превратить наиболее значимые элементы общечеловеческой культуры в актуальную реальную ценность для воспитанника.
Субкультуры связаны с обособлением специализированных рабочих групп и формированием групповых ценностей.
Так, если система управления образованием декларирует в качестве основы своей деятельности ценности педагогической культуры как доминирующей составляющей корпоративной культуры, то группы педагогов на уровне школ, методических объединений и иных проявлений рабочего группового взаимодействия узкой технологической направленности являются носителями выраженных субкультур. Именно на уровне субкультур реализуется конкретный характер человеческих и профессиональных взаимоотношений в педагогическом коллективе, взаимоотношений педагога с воспитанниками, смыслового и ценностного наполнения предметного преподавания и его метапредметной сущности.
В связи со сказанным выше просматриваются два важнейших аспекта профессионального образования педагога, которые должны обеспечивать успешность его дальнейшей деятельности в условиях конкретной корпоративной культуры.
Первый из этих аспектов обусловлен наличием у любого корпоративного образования двух выраженных граней, связанных с необходимостью формирования личностью как доминирующей, так и субкультурной составляющих корпоративной культуры в их тесной взаимосвязи для успешности последующей корпоративной деятельности этой личности. Доминирующая составляющая обеспечивается декларированной учреждениями образования профессиональной подготовкой, ориентированной на трансляцию обучающимся центральных ценностей педагогической профессии и деятельности. Такая подготовка зачастую носит существенно репродуктивный характер, что затрудняет впоследствии ее приложение к практической корпоративной деятельности, поскольку при этом не обеспечивается сформирован-ность «корпоративной личности». Необходимо еще и обеспечение в процессе
корпоративного образования осознания педагогом своей профессиональной и личностной деятельности на уровне продуктивного мышления. Эта сторона подготовки должна обеспечивать эффективность адаптации педагога к сложившейся субкультурной среде конкретной рабочей группы педагогов, в том числе во взаимодействии их с воспитуемыми (обучающимися). Попытки формирования целевых установок корпоративной культуры в студенческой группе обычно сводятся к рефлексивному анализу сложившегося варианта такой культуры в процессе игровых процедур и различного рода тренингов, направленных на командообразование [3. С. 154]. Однако, если такая образовательная деятельность не связана с конкретизацией и детализацией задач профессиональной подготовки педагогов в отношении их взаимодействия между собой и с обучающимися, декларируемые цели подготовки не могут быть реально достигнуты. Универсальным инструментом формирования корпоративной культуры на уровне повседневной жизненной практики может являться только «обеспечение осознанности профессиональной и личностной деятельности путем обучения основам продуктивного мышления на конкретной базе этих видов деятельности» [4. С. 131]. Для педагогов это положение приобретает особую остроту, поскольку только продуктивное мышление и основанные на нем образовательные технологии могут обеспечивать отмеченные выше личностные проявления педагогической культуры учителя.
Второй важнейший аспект профессионального образования педагога связан с тем, что в практическую деятельность он должен приходить уже будучи субъектом и носителем специфической корпоративной культуры — как доминирующей, обеспечивающей необходимый уровень его профессионального состояния, так и соответствующей принятию и
формированию групповых ценностей, т. е. субкультуры. Таким образом, уже в процессе подготовки и переподготовки педагога он должен иметь возможность пережить прецеденты включенности в эти формы проявлений корпоративной культуры. Корпоративная культура, наряду с другими подсистемами организации, является инструментом управления этой организацией. Вузовский уровень управления характеризуется решением общих для всего вуза задач. Для профессионального педагогического образования эти задачи соответствуют формированию, поддержанию и развитию системы основных ценностей педагогической деятельности учителя вне зависимости от ее предметного наполнения, что определяет доминирующую составляющую корпоративной культуры педагогического сообщества. Эта составляющая отражается и в факультетском уровне управления, на котором решаются вопросы разработки и организации образовательного процесса по одной или нескольким родственным специальностям. Исследования педагогических условий формирования корпоративной культуры вуза и факультета (например, [1]) касаются работы именно с управленческим аппаратом и преподавателями. В то же время адаптация будущего педагога к доминирующей составляющей корпоративной культуры делает необходимым его участие в жизни вуза и факультета, понимание принципов управления и функционирования системы профессионального образования на тех уровнях, на которых транслируются и генерируются основные ценности педагогической деятельности. Так, «корпоративная культура факультета — это система материальных и духовных ценностей, присущих данному факультету, взаимодействующих между собой и принимаемых сотрудниками факультета, задающих людям ориентиры их поведения и действий...» [Там же. С. 197]. Поэтому приоб-
щение студентов и педагогов, проходящих переподготовку, к таким вузовским и факультетским ценностям, их изменениям в развитии, является, на наш взгляд, необходимым элементом профессионального педагогического образования. Реализация данного подхода возможна на основе соответствующего развития (трансформации) уже разработанных [Там же. С. 128] учебных курсов для сотрудников применительно к образовательной работе со студентами. При этом важно, чтобы в общих ценностных корпоративных установках субъекты педагогического образования могли просматривать важность и ценность выбранных ими конкретных аспектов и направлений. В рассматриваемой работе с педагогами, ввиду ее адаптационноознакомительного характера, возможны тренинговые и игровые подходы при условии понимания целей и задач работы на уровне продуктивного мышления.
Уровень студенческой группы требует совершенно иного подхода. Он связан с субкультурными проявлениями адаптации субъекта профессионального образования к жизни и технологической реализации общих ценностных педагогических установок в условиях рабочей группы. Поэтому тренинговые и игровые варианты образовательной деятельности здесь малоэффективны, поскольку в любом случае они носят прецедентный характер или же порождают прецедентные подходы, хотя и создают у студента определенные представления о практике субкультурного корпоративного взаимодействия. Успешность адаптации в условиях реальной рабочей группы — педагогического коллектива — может быть обеспечена только на основе осознания конкретных условий существования такого коллектива и их анализа для принятия оптимальных решений. Последнее может быть обеспечено при реальном овладении основами научно-познавательной деятельности — умением поня-
тийно наполнять свои речь и мышление, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и использовать их понимание для решения любых возникающих перед личностью задач. Набор соответствующих компетентностей предусмотрен требованиями государственных общеобразовательных стандартов второго поколения [6], однако практическая реализация этих требований затруднена рядом причин, которые мы в настоящей статье не рассматриваем. Поэтому формирование у студентов указанных составляющих научно-познавательной компетентности применительно к основам субкультурной составляющей корпоративной культуры явля-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АХМЕДОВА, M. А. Педагогические условия формирования корпоративной культуры вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Ахмедова. — Ульяновск, 2007.
2. БЭРОН, Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. — СПб. : Питер. 2003. (Сер. «Концентрированная психология»).
3. ГАБДУЛХАКОВА, О. И. Педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. И. Габдулхакова. — Ульяновск, 2006.
4. ГАЛАГУЗОВА, М. А. Диалоги о корпоративном образовании : науч.-практ. пособие / М. А. Галагузова, А. Н. Галагузов. — Екатеринбург : «СВ-96», 2009.
5. ГОРЕЛОВ, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / А. А. Горелов. — М. : Центр, 1997.
6. О ФЕДЕРАЛЬНОМ государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. — 2008. — № 10.
7. СОКОЛОВА, Л. Б. Обновление педагогического образования: культура педагогической деятельности будущего учителя / Л. Б. Соколова // CREDO NEW : теоретический журнал. — 2003. — № 1.
8. СПИВАК, В. А. Корпоративная культура: теория и практика / В. А. Спивак. — М. : Питер, 2001.
Получено 01.06.10 © Галагузов А. Н., 2010
ется необходимым условием их успешной адаптации к педагогической деятельности, а также самореализации и самоактуализации в условиях конкретной рабочей группы.
Порождение в процессе педагогического образования возможности понимания и принятия центральных и групповых ценностей, проявляющихся в доминирующей культуре и субкультурах, приводит к их сходимости в представлении педагога. Это существенно повышает устойчивость и эффективность педагогической корпоративной деятельности и в порядке обратной связи — личностную успешность педагога.