Научная статья на тему 'Корпоративная культура как фактор профессиональной подготовки и переподготовки педагогов'

Корпоративная культура как фактор профессиональной подготовки и переподготовки педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / CORPORATIVITY / CORPORATIVE EDUCATION / CORPORATIVE CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING AND RETRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузов Алексей Николаевич

Рассматриваются вопросы взаимосвязи корпоративной культуры и корпоративного образования, влияющие на корпоративный характер личности педагога; обосновывается необходимость формирования корпоративной культуры в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporative culture as factor of professional training and retraining of teachers

We contemplate in the article the questions of corporative culture and corporative education, which influences the corporate personality of the teacher; the necessity to form corporative culture in professional training and retraining of the teachers.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура как фактор профессиональной подготовки и переподготовки педагогов»

УДК 371.13

А. Н. Галагузов Екатеринбург

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпоративность; корпоративное образование; корпоративная культура; профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы взаимосвязи корпоративной культуры и корпоративного образования, влияющие на корпоративный характер личности педагога; обосновывается необходимость формирования корпоративной культуры в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров.

A. N. Galaguzov Yekaterinburg

CORPORATIVE CULTURE

AS FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING

AND RETRAINING OF TEACHERS

KEY WORDS: corporativity; corporative education; corporative culture; professional training and retraining of teachers.

ABSTRACT. We contemplate in the article the questions of corporative culture and corporative education, which influences the corporate personality of the teacher; the necessity to form corporative culture in professional training and retraining of the teachers.

Корпоративность представляет собой совокупность особенностей представлений, отношений и поведения людей, определяемую их принадлежностью к единой группе, коллективными усилиями осуществляющей достижение неосуществимых в одиночку личных целей индивидов. Подобная группа — корпорация — характеризуется

наличием миссии и вытекающих из нее общих целей. Совершенно очевидно, что одним из наиболее ярких примеров корпоративного сообщества является педагогическое сообщество. Соответствующие проявления корпоративности при этом связаны с масштабом рассмотрения — от общечеловеческого до уровня предметного методического объединения в школе.

Организационные структуры педагогической деятельности определяются нормативными рамками и ценностным наполнением этих рамок. Такое ценностнонормативное пространство представляет собой корпоративную культуру педагогического сообщества в его частных организационных проявлениях.

Трансляция корпоративной культуры осуществляется путем образования, которое в данном случае должно носить специфический характер и являться, в сущности, корпоративным образованием. Поэтому корпоративная культура, играя роль инструмента управления организацией, мотивирует членов сообщества, объединяемых организацией, в отношении образования, обеспечивающего сохранение и развитие системы ценностей, научного обеспечения деятельности, ее технологического наполнения, а также человеческих отношений внутри организации. Отсюда следует задача предлагаемой статьи — рассмотрение взаимосвязи корпоративной культуры педагогического сообщества на уровне организаций с целями, задачами и реализацией профессионального педагогического образования как образования корпоративного.

Практически во всех групповых взаимодействиях педагоги позиционируют себя прежде всего членами педагогического сообщества. Такая идентификация своей социальной роли и связанного с ней социального статуса [2. С. 16] указывает на существенно корпоративный характер личности педагога. Это, в свою очередь, является следствием мощного влияния корпоративной культуры, субъектом и носителем которой является педагог. В то же время педагог является субъектом непрерывного профессионального образования. Корпоративная культура, играя роль инструмента управления организацией, определяет направленность и содержание этого образования, выражающегося в профес-

сиональной подготовке и переподготовке педагогов к их практической деятельности. Наряду с этим, уровень и качество профессионального образования посредством обратной связи [5. С. 73] изменяют корпоративную культуру, обеспечивая таким образом процесс непрерывного развития корпоративности педагогического сообщества в сочетании стабильности этого сообщества и тенденций к поиску новых способов его существования. Отсюда следует очевидный, на наш взгляд, вывод: процесс профессионального образования педагогов должен включать в себя в явном виде трансляцию важнейших составляющих педагогической корпоративной культуры.

Такими составляющими являются доминирующая культура и субкультуры. Доминирующая культура обусловлена центральными ценностями, принятыми корпоративным сообществом. Так, в педагогическом сообществе доминирующей является культура педагогической деятельности — «способность личности к осознанной реализации в деятельности будущего учителя смыслов, значений и нормативов педагогической культуры как личностно и профессионально ценных». Педагогическую культуру в соответствии с общим определением культуры [4. С. 84] здесь следует понимать как реализуемую в деятельности совокупность достижений человечества в области педагогической науки и практики. Культура педагогической деятельности обеспечивается единством когнитивного, ценностного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов. Личностным проявлением педагогической культуры учителя является потребность превратить наиболее значимые элементы общечеловеческой культуры в актуальную реальную ценность для воспитанника.

Субкультуры связаны с обособлением специализированных рабочих групп и формированием групповых ценностей.

Так, если система управления образованием декларирует в качестве основы своей деятельности ценности педагогической культуры как доминирующей составляющей корпоративной культуры, то группы педагогов на уровне школ, методических объединений и иных проявлений рабочего группового взаимодействия узкой технологической направленности являются носителями выраженных субкультур. Именно на уровне субкультур реализуется конкретный характер человеческих и профессиональных взаимоотношений в педагогическом коллективе, взаимоотношений педагога с воспитанниками, смыслового и ценностного наполнения предметного преподавания и его метапредметной сущности.

В связи со сказанным выше просматриваются два важнейших аспекта профессионального образования педагога, которые должны обеспечивать успешность его дальнейшей деятельности в условиях конкретной корпоративной культуры.

Первый из этих аспектов обусловлен наличием у любого корпоративного образования двух выраженных граней, связанных с необходимостью формирования личностью как доминирующей, так и субкультурной составляющих корпоративной культуры в их тесной взаимосвязи для успешности последующей корпоративной деятельности этой личности. Доминирующая составляющая обеспечивается декларированной учреждениями образования профессиональной подготовкой, ориентированной на трансляцию обучающимся центральных ценностей педагогической профессии и деятельности. Такая подготовка зачастую носит существенно репродуктивный характер, что затрудняет впоследствии ее приложение к практической корпоративной деятельности, поскольку при этом не обеспечивается сформирован-ность «корпоративной личности». Необходимо еще и обеспечение в процессе

корпоративного образования осознания педагогом своей профессиональной и личностной деятельности на уровне продуктивного мышления. Эта сторона подготовки должна обеспечивать эффективность адаптации педагога к сложившейся субкультурной среде конкретной рабочей группы педагогов, в том числе во взаимодействии их с воспитуемыми (обучающимися). Попытки формирования целевых установок корпоративной культуры в студенческой группе обычно сводятся к рефлексивному анализу сложившегося варианта такой культуры в процессе игровых процедур и различного рода тренингов, направленных на командообразование [3. С. 154]. Однако, если такая образовательная деятельность не связана с конкретизацией и детализацией задач профессиональной подготовки педагогов в отношении их взаимодействия между собой и с обучающимися, декларируемые цели подготовки не могут быть реально достигнуты. Универсальным инструментом формирования корпоративной культуры на уровне повседневной жизненной практики может являться только «обеспечение осознанности профессиональной и личностной деятельности путем обучения основам продуктивного мышления на конкретной базе этих видов деятельности» [4. С. 131]. Для педагогов это положение приобретает особую остроту, поскольку только продуктивное мышление и основанные на нем образовательные технологии могут обеспечивать отмеченные выше личностные проявления педагогической культуры учителя.

Второй важнейший аспект профессионального образования педагога связан с тем, что в практическую деятельность он должен приходить уже будучи субъектом и носителем специфической корпоративной культуры — как доминирующей, обеспечивающей необходимый уровень его профессионального состояния, так и соответствующей принятию и

формированию групповых ценностей, т. е. субкультуры. Таким образом, уже в процессе подготовки и переподготовки педагога он должен иметь возможность пережить прецеденты включенности в эти формы проявлений корпоративной культуры. Корпоративная культура, наряду с другими подсистемами организации, является инструментом управления этой организацией. Вузовский уровень управления характеризуется решением общих для всего вуза задач. Для профессионального педагогического образования эти задачи соответствуют формированию, поддержанию и развитию системы основных ценностей педагогической деятельности учителя вне зависимости от ее предметного наполнения, что определяет доминирующую составляющую корпоративной культуры педагогического сообщества. Эта составляющая отражается и в факультетском уровне управления, на котором решаются вопросы разработки и организации образовательного процесса по одной или нескольким родственным специальностям. Исследования педагогических условий формирования корпоративной культуры вуза и факультета (например, [1]) касаются работы именно с управленческим аппаратом и преподавателями. В то же время адаптация будущего педагога к доминирующей составляющей корпоративной культуры делает необходимым его участие в жизни вуза и факультета, понимание принципов управления и функционирования системы профессионального образования на тех уровнях, на которых транслируются и генерируются основные ценности педагогической деятельности. Так, «корпоративная культура факультета — это система материальных и духовных ценностей, присущих данному факультету, взаимодействующих между собой и принимаемых сотрудниками факультета, задающих людям ориентиры их поведения и действий...» [Там же. С. 197]. Поэтому приоб-

щение студентов и педагогов, проходящих переподготовку, к таким вузовским и факультетским ценностям, их изменениям в развитии, является, на наш взгляд, необходимым элементом профессионального педагогического образования. Реализация данного подхода возможна на основе соответствующего развития (трансформации) уже разработанных [Там же. С. 128] учебных курсов для сотрудников применительно к образовательной работе со студентами. При этом важно, чтобы в общих ценностных корпоративных установках субъекты педагогического образования могли просматривать важность и ценность выбранных ими конкретных аспектов и направлений. В рассматриваемой работе с педагогами, ввиду ее адаптационноознакомительного характера, возможны тренинговые и игровые подходы при условии понимания целей и задач работы на уровне продуктивного мышления.

Уровень студенческой группы требует совершенно иного подхода. Он связан с субкультурными проявлениями адаптации субъекта профессионального образования к жизни и технологической реализации общих ценностных педагогических установок в условиях рабочей группы. Поэтому тренинговые и игровые варианты образовательной деятельности здесь малоэффективны, поскольку в любом случае они носят прецедентный характер или же порождают прецедентные подходы, хотя и создают у студента определенные представления о практике субкультурного корпоративного взаимодействия. Успешность адаптации в условиях реальной рабочей группы — педагогического коллектива — может быть обеспечена только на основе осознания конкретных условий существования такого коллектива и их анализа для принятия оптимальных решений. Последнее может быть обеспечено при реальном овладении основами научно-познавательной деятельности — умением поня-

тийно наполнять свои речь и мышление, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и использовать их понимание для решения любых возникающих перед личностью задач. Набор соответствующих компетентностей предусмотрен требованиями государственных общеобразовательных стандартов второго поколения [6], однако практическая реализация этих требований затруднена рядом причин, которые мы в настоящей статье не рассматриваем. Поэтому формирование у студентов указанных составляющих научно-познавательной компетентности применительно к основам субкультурной составляющей корпоративной культуры явля-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АХМЕДОВА, M. А. Педагогические условия формирования корпоративной культуры вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Ахмедова. — Ульяновск, 2007.

2. БЭРОН, Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. — СПб. : Питер. 2003. (Сер. «Концентрированная психология»).

3. ГАБДУЛХАКОВА, О. И. Педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. И. Габдулхакова. — Ульяновск, 2006.

4. ГАЛАГУЗОВА, М. А. Диалоги о корпоративном образовании : науч.-практ. пособие / М. А. Галагузова, А. Н. Галагузов. — Екатеринбург : «СВ-96», 2009.

5. ГОРЕЛОВ, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / А. А. Горелов. — М. : Центр, 1997.

6. О ФЕДЕРАЛЬНОМ государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. — 2008. — № 10.

7. СОКОЛОВА, Л. Б. Обновление педагогического образования: культура педагогической деятельности будущего учителя / Л. Б. Соколова // CREDO NEW : теоретический журнал. — 2003. — № 1.

8. СПИВАК, В. А. Корпоративная культура: теория и практика / В. А. Спивак. — М. : Питер, 2001.

Получено 01.06.10 © Галагузов А. Н., 2010

ется необходимым условием их успешной адаптации к педагогической деятельности, а также самореализации и самоактуализации в условиях конкретной рабочей группы.

Порождение в процессе педагогического образования возможности понимания и принятия центральных и групповых ценностей, проявляющихся в доминирующей культуре и субкультурах, приводит к их сходимости в представлении педагога. Это существенно повышает устойчивость и эффективность педагогической корпоративной деятельности и в порядке обратной связи — личностную успешность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.