Научная статья на тему 'Корпоративная коррупция как политическое явление'

Корпоративная коррупция как политическое явление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КОРРУПЦИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / КОРРУПЦИОННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слинько Александр Анатольевич

Целью настоящей статьи является анализ влияния корпоративной коррупции на государство. В настоящей статье дается анализ влияния коррупционного спроса и предложения для определения более влиятельной коррупционной фигуры в конкретной стране государства либо бизнеса. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что предотвратить коррупцию и обеспечить прозрачность сделок и международное сотрудничество в данной области возможно только в случае четкого исполнения национальных и межгосударственных актов, направленных на борьбу с данной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CORRUPTION AS A POLITICAL PHENOMENON

The aim of the present Article is to analyse corporate corruption influence on a state. The present article analyses influence of corruption offer and demand to understand which is a more influential party in a certain country the state or the business. The core part of the research is dedicated to analysis of the Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. The author makes a general conclusion that only strict execution of interstate and international acts with the aim to combat the problem may lead to prevent corruption and ensure transparency of international transactions.

Текст научной работы на тему «Корпоративная коррупция как политическое явление»

1.2. КОРПОРАТИВНАЯ КОРРУПЦИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Слинько Александр Анатольевич, доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений и мировой политики, заведующий кафедрой политологии и политического управления

Место работы: Воронежский государственный университет, Воронежский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

[email protected]

Аннотация: целью настоящей статьи является анализ влияния корпоративной коррупции на государство. В настоящей статье дается анализ влияния коррупционного спроса и предложения для определения более влиятельной коррупционной фигуры в конкретной стране - государства либо бизнеса. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что предотвратить коррупцию и обеспечить прозрачность сделок и международное сотрудничество в данной области возможно только в случае четкого исполнения национальных и межгосударственных актов, направленных на борьбу с данной проблемой.

Ключевые слова: корпоративная коррупция, должностные лица, коррупционные взаимоотношения, социальная система, Следственный комитет.

CORPORATE CORRUPTION AS A POLITICAL PHENOMENON

Slin'ko Aleksandr A., doctor of science (Politics), head of the department of the International Relations and World Politics, head of the department of the Political Studies and Political Management

Place of employment: Voronezh State University, Voronezh Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

[email protected]

Abstract: the aim of the present Article is to analyse corporate corruption influence on a state. The present article analyses influence of corruption offer and demand to understand which is a more influential party in a certain country - the state or the business. The core part of the research is dedicated to analysis of the Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. The author makes a general conclusion that only strict execution of interstate and international acts with the aim to combat the problem may lead to prevent corruption and ensure transparency of international transactions.

Keywords: corporate corruption, officials, corrupt interaction, social system, Investigative Committee.

Практически ежедневно поступает информация о коррупционных скандалах, фактах коррупции. При это различны комбинации акторов при влиянии друг на друга и на коррупционные взаимоотношения. Основная практическая значимость проведения данного исследования состоит в анализе конкретной ситуации в том или ином государстве1 . В зависимости о того, чьи позиции сильнее - взяткодателей или взяткополучателей - можно сделать вывод о том, какие лица доминируют в установлении коррупционных правоотношений, кто является более сильным в лоббировании своих интересов: государство или бизнес2. Данное исследование противопоставляет бизнес власти, взяткодателей взяткополучателям.

В случае если спрос на коррупционный продукт сильнее предложения, типичными случаями возникновения данной ситуации являются следующие:

- слабое гражданское общество или недостаточно развитый и конкурентоспособный частный бизнес, сопровождаемый отсутствием гарантий прав человека и гражданина, а также имущественных прав;

- политическая власть раздроблена, представлена различными этническими и региональными, группами, каждая из которых стремится получить доступ к большему числу ресурсов, чтобы продолжить борьбу. Результаты такого грабительски-хищнического поведения наиболее плачевные. Экспортируемая международная помощь или сырье имеют тенденцию заканчи-

1 Шашкова А. В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционны« прав граждан. / А.В. Шашкова // Линкор. - М., Издательство «МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ», 2013. С. 168.

2 Shashkova A. V. Russian Business Law / А. В. Шашкова // Лин-

кор. - М., 2007. С. 484.

ваться. При распределении данных ресурсов социальная и экономическая напряженность достигают уровня, влекущего за собой коррозию социальной системы, возрастает насилие, которое может перерасти в наивысшею стадию напряжения - в гражданскую войну. При этом в данной ситуации крупнейшие коррупционеры вполне терпимо относятся к мелкой коррупции3.

В случае если предложение на коррупционный продукт сильнее спроса, доминирование взяткодателей на коррупционном рынке устанавливает более низкие уровни коррупции и цены по сравнению с ситуацией доминирования на рынке взяткополучателей. Варианты ситуативных взаимоотношений здесь следующие:

- в одном случае, взяткодатель обладает определенной властью, будь то власть социальная или экономическая (например, транснациональная корпорация взаимодействует с администрацией). Это дает возможность взяткодателю установить цену сделки самостоятельно. - В другом случае, власть приобретается коррупционерами, включая организованные преступные группировки, с использованием таких методов, как запугивание и насилие. В таком случае государство является слабым.

При ситуации, когда предложение и спрос фрагмен-тированы, образуется крайне конкурентный рынок коррупции, существует предложение множества мелких взяток, возникает коррупционная спираль, правительство сталкивается со множеством взяткодателей. В демократических государствах встречаются наиболее эффективно организованные и контролируемые формы коррупции (определенное взаимодействие между государством и бизнесом), которые наносят

3 Rose-Ackerman S., 1999, Corruption and Government: Causes, Consequences and Reform, Cambridge University Press.

гораздо меньший вред прогрессивному экономическому и политическому развитию государства4.

Интерес представляет статика Следственного комитета России, представленная за периоды с 2013 по 2017 год, из которой можно выделить преступления коррупционной направленности. Существует тенденция небольшого роста в России преступлений коррупционной направленности с 2013 по 2016 годы. Статистика по уголовным делам 2015 и 2016 годов также подтверждает данную тенденцию. Однако 2017 год оказался статистически не коррупционным: против 5100 случаев получения взятки в 2016 году только 1968 случаев получения взятки за период январь - октябрь 2017 года; против 5076 случаев получения взятки в 2016 году только 1869 случая получения взятки за период январь - октябрь 2017 года. Налицо статистическое значительное улучшение ситуации с коррупционными преступлениями. К сожалению, внешняя оценка коррупционной ситуации в России Всемирным банком и Трансперенси Интернешнл не подтверждает данную статистику.

31 июля 2008 года президентом Российской Федерации был утвержден первый Национальный план противодействия коррупции5 Данный Национальный план противодействия коррупции устанавливает процедуру по борьбе с коррупцией в государственных органах. В каждом государственном органе создаются собственные подразделения собственной безопасности, а также кадровые аппараты, которые обеспечивают организацию и осуществление воспитательно-профилактических мероприятий. Борьба с коррупционными проявлениями проводится при тесном взаимодействии органов, прежде всего, правоохранительных. Это системный документ, утверждаемый президентом России сроком на два года. До настоящего момента такой план выпускался 5 раз - в 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 годах. Ключевой задачей Национального плана противодействия коррупции является координация усилий по противодействию коррупции в стране.

1 апреля 2016 года не в шутку президент РФ подписал Указ №147 «О Национальном плане противодействия коррупции 2016 - 2017». Данный план предполагает обширные меры по общему и профессиональному антикоррупционному просвещению. В ряд программ по подготовке бакалавров должен войти курс «Противодействие коррупции». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ провела специализированные лекции для преподавателей высших учебных заведений, реализующих образовательные программы по антикоррупционнной тематике, курсы по противодействию коррупции были введены на бакалавриате и магистратуре в Московском государственном институте (Университете) международных отношений. На общественные организации и политические партии возложена задача по ведению общественной работы с целью формирования нетерпимого отношения к коррупции.

В России есть также опыт построения органов по работе с населением, свободных от коррупции - это многофункциональные центры (МФЦ). Кроме камер в зале, самих граждан и других сотрудников, которые являются потенциальными контролирующими лицами, руководство МФЦ, возможность карьерного роста и антикоррупционная пропаганда - это факторы, не позволяющие коррупции зародиться в данной среде.

4 Шашкова А. В. Корпоративное право России. М. 2009. С. 25-27.

5 Шашкова А. В. Россия и Рекомендации ФАТФ // Московский журнал международного права №2 (78) 2010. С. 70 - 80.

На международном уровне большая роль принадлежит Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций. Одна из основных черт данной Конвенции - это ее новизна6 Экономически сильные, промышленно развитые государства, являющиеся прародителями крупнейших многонациональных фирм, взяли на себя обязательство содействовать предотвращению и пресечению дачи взяток своими компаниями. Реализация таких процессов должна проходить через объявление уголовным преступлением «активной» коррупции со стороны должностных лиц государственных органов других государств (т. е. подкуп и дачу взяток таким должностным лицам). Данные процессы должны осуществляться независимо от того, подписали ли данные страны Конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций 1997 года или нет. Более того, меры по осуществлению борьбы с коррупцией осуществляются вне зависимости от криминализации, применимости и применения в этих государствах на практике уголовных законов, касающихся так называемой «пассивной» коррупции (т. е. не передавания, а получения взяток должностными лицами государственных органов этих стран7). Таким образом, государства, применяющие Конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций, не намерены делать скидку ни на коррупцию среди этих иностранных государственных должностных лиц, ни на терпимость, которую проявляют к данному преступлению правительства этих государств. Планируется просто констатировать факт возможных неразрешимых проблем в случае преследования таких государственных должностных лиц, касающихся судебной юрисдикции, поскольку данные преступления, указанные в Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций могут быть не криминализированы в таких государствах, что приведёт к волне критики по поводу вмешательства в суверенные дела других стран государств-участников Конвенции.

Предпринята попытка гарантировать «ровное игровое поле», т.е. установить на различных международных рынках единые правила для корпораций из различных стран8 В настоящее время нет единой практики и тенденции по приданию единообразия уголовным нормам. К сожалению это не является широкой практикой, в особенности, в случаях, когда если инициатива исходит от единичной группы государств, а не от международного учреждения, в состав которого входят множество участников. Такой подход демонстрирует новое направление в многостороннем нормативном регулировании международной торговли в целом, хотя необходимо отдать должное существующим прецедентам, таким как международное сотрудничество в борьбе с

6 Шашкова А. В. Принципы корпоративного управления Э20/ОЭСР как основа регуляторных практик в области делового туризма // Московский журнал международного права - 2017. №1/2017/105. С. 123-130.

7 О «бедной» коррупции замолвите слово: разновидности украинского мздоимства. 26 октября 2012 года. URL: http://dumskaya.net/news/o-bednoj-korrupcii-zamolvite-slovo-raznovidnosti-022448/

8 Shashkova A. V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.

отмыванием незаконных доходов. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций, будучи открытой для присоединения к ней других стран, может стать образцом для новых начинаний.

Другая особенность Конвенции состоит в том, что она следует примеру классических конвенций по уголовному праву (таких, как конвенции Совета Европы9 или же меры, предпринятые против терроризма) в том, что касается определения данного преступления, оснований для установления судебной юрисдикции, «вторичных» правил и организации взаимного сотрудничества между странами-членами в вопросах оказания правовой помощи и осуществления экстрадиции. Вместе с тем, в других своих аспектах, Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций имеет значительные отличия от классической модели. Прежде всего, ее нормы не являются обязательными, мандаторными, не обладают сами по себе исполнительной силой. Если рассматривать положение Статьи 1, объявляющее уголовным преступлением дачу взятки иностранным государственным должностным лицам, то здесь необходима четкая формулировка или переформулировка данного положения для возможности криминализации его в уголовном законодательстве стран-членов. Некоторые положения, такие как тип и объем санкций, судебная юрисдикция, и сроки давности по уголовному преследованию, не обладают четкой и исчерпывающей формулировкой. Можно сказать, что они являются общими, отражают ключевые положения, основное содержание, для принятия на основании этого норм внутреннего права, которые должны обеспечить введение в действие Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций.

Несмотря на некоторые недостатки данного подхода, он был избран не случайно: необходимо учитывать, что основой уголовных систем различных государств являются различные критерии, затрагивающие ряд важнейших для систем уголовного права вопросов: являются ли юридические лица субъектами уголовного права, возможно ли расширить рамки правомочности судебной юрисдикции на основе принципа гражданства обвиняемого гражданина или, напротив, исключительно на основе территориального принципа, а также, насколько обязательным является уголовное преследование по данному вопросу10 Преамбула Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций требует принятия эквивалентных национальных мер во имя борьбы с коррупцией. Государства, подписавшие данную Конвенцию, могут выполнять свои обязательства, путем применения различных мер, установленных в законодательстве этих государств, при условии, что они адекватным образом смогут достигнуть предписанного результата.

В Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным

9 Конвенция Совета Европы против терроризма. Варшава. 16 мая 2005 года. URL: http://www.mid.ru/ns-dos.nsf/2b5ba 3b238823e59432569e70041fcb4/08c9f103bca5369fc3257123004065 66?OpenDocument

10 Рекомендация № R (87) 18 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно упрощения уголовного правосудия. 17 сентября 1987 года. URL: http ://www1 .umn.ed u/humanrts/russian/euro/RRec(87) 18.html

государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций содержатся также меры не уголовного характера. Данные меры преследуют цель достижения информационной прозрачности, а также принятие превентивных мер, они содержат требования к корпоративному бухгалтерскому учету и аудиту.

Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций делегирует Группе ОЭСР многостороннюю надзорную роль. Группа ОЭСР должна содействовать четкому выполнению Конвенции, а также отслеживать посредством регулярного исследования и анализа мер, принятых государствами, подписавшими Конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций, и их конкретного применения. Данный механизм является альтернативой процедуры разрешения споров, которая регулярно предусматривается в конвенциях, касающихся вопросов уголовного права. С его помощью более гибко и эффективно обеспечивается соблюдение взаимных обязательств и, в целом, осуществляются задачи, поставленные Конвенцией о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций. Целью данного механизма является, несомненно, не только и не столько механическое внесение материальных уголовных норм и правил в национальное законодательство. Здесь прослеживается целевая направленность на сдерживание международной коррупции, реализацию превентивных мер и борьбу с международной коррупцией с помощью принятия действенных и скоординированных национальных мер. Нормы Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций включают также правила, выходящие за рамки уголовного законодательства и имеющие целью предотвратить коррупцию и обеспечить прозрачность сделок и международное сотрудничество в данной области.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,47%.

Список литературы:

1. Бастрыкин А. И. Актуальные аспекты совершенствования уголовной политики в сфере экономической деятельности // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. №3(8). С. 5-13.

2. Боровиков В. Б. Об особенностях уголовно-правовой политики в области противодействия преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. №1(13). С. 105-109.

3. Власов Ю. А. Злоупотребление должностным положением, совершаемое путем бездействия // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 23 марта 2012г.). Омск: Изд-во Омск. юрид. ин-т, 2012. С. 57-61.

4. Волеводз А. Г. О некоторых препятствиях введению правового регулирования уголовной ответственности юридических лиц в законодательство России // Библиотека уголовного права и криминологии. 2013. №3. С. 175-183.

5. Голованова Н. А., Лафитский В. И., Цирина М. А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. В. И. Лафитский. М.: Статут, 2013.

6. Малянтович П. Н. Законы о политических и общественных преступлениях / П. Н. Малянтович, Н. К. Муравьев. СПб., 1910.

7. Федоров А. В. Ответственность юридических лиц за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в Королевстве Испания // Наркоконтроль. 2014. №1. С. 33-35.

8. Хабриева Т. Я. Теория современной конституции // Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин. М. 2007. 320 с.

9. Шашкова А. В. Криминализация корпоративной ответственности // Политика, государство и право. 2015. №8(44) с. 15-21.

10. Шашкова А. В. Отмывание денег и конституционные права // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №6(33). С.190-196.

11. Шашкова А. В. Значение кодекса корпоративного управления Банка России 2014 г. // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4(37). С. 252-263.

12. Шашкова А. В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан. / А. В. Шашкова // Линкор. - М., Издательство «МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ», 2013. С. 168.

13. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. C. 401.

14. Bequali, August: White Collar Crime: A 20th Century Crisis. - Lexington Books, Lexington, Massachusetts, 1978.

15. Galbraith J. K. The New Industrial State // Princeton University Press. 2007. P.576.

16. Grimes J. Fourth statutory corporate manslaughter conviction - are trends emerging? // Kingsley Napley. 2013.

17. Shashkova A. V. Pro et Contra Criminalization of Corporate Liability in the Russian Federation. Kutafin University Law Review. Volume 2. Issue 2. M. October 2017. p. 544-554.

18. Shashkova A. V., Rakittskaya I. A., Pavlov E. Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А. А. Слинько «Корпоративная коррупция как политическое явление» В настоящее время готовится к публикации статья доктора политических наук А. А. Слинько «Корпоративная коррупция как политическое явление» Статья Слинько А. А. посвящена влияния корпоративной коррупции на государство. В указанной статье ставится проблема влияния коррупционного спроса и предложения для определения более влиятельной коррупционной фигуры в конкретной стране - государства либо бизнеса.

Данная статья информативна и содержит как теоретические основы вопроса, так и практический анализ применимой к данным отношениям Конвенции о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций. Она проработана и интересна как с точки зрения узких специалистов по проблематике исследования корпоративной коррупции, так и с точки зрения специалистов, занимающихся общими вопросами коррупции в России и зарубежных государствах, и может быть рекомендована к публикации.

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Конституционного права МГИМО (У) МИД России

Е. А. Водяницкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.