4.8. НОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Мамочка Екатерина Александровна, аспирант кафедры уголовного права и криминологии. Место работы и должность: Территориальный орган Федеральной
службы государственной статистики по Приморскому краю, юрист.
Аннотация: одной из глобальных и достаточно острых проблем современности, от решения которых зависит нормальное развитие мирового сообщества в будущем, является проблема коррупции. В условиях глобализации данная проблема приобретает новое качество, которое выражается в ее транснациональных формах. В декабре 1997 г. Организацией Экономического сотрудничества и развития была подписана Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных деловых операций. В январе 2012 Российская Федерация также ратифицировала Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных деловых операций. Присоединение к данной конвенции должно прежде всего повысить антикоррупционный рейтинг России в мире и способствовать повышению привлекательности национальной экономики и привлечению инвестиций из других государств. Также присоединение к конвенции будет способствовать более плодотворному сотрудничеству РФ с международными организациями.
Ключевые слова: глобализация, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных деловых операций, присоединение, сотрудничество, коррупция, должностные лица.
NEW COUNTERACTION OF CORRUPTION IN RUSSIA
Mamochka Ekaterina Alexandrovna, post-graduate student of chair of criminal law and criminology. Territorial body of Federal Agency of the state statistics by Primorski Territory, lawyer.
katerina1985_ 12@mail. ru
Annotation: one of global and enough acute problems of the present on which decision normal development of the world community in the future depends, are a corruption problem. In the conditions of globalization this problem gains new quality which is expressed in its transnational forms. In December, 1997 The Organization for Economic Cooperation and Development signed the Convention on fight against bribery of foreign officials at carrying out the international business operations. In January 2012 Russian Federation also ratified the Convention on struggle against payoff of foreign officials at carrying out of the international business operations. Accession to this convention should raise first of all an anti-corruption rating of Russia in the world and promote increase of appeal of national economy and attraction of investments from other states. Also joining to the convention will promote more fruitful cooperation of the Russian Federation with the international organizations.
Keywords: globalization, the convention on fight against bribery of foreign officials at carrying out the international business operations, accession, cooperation, corruption, officials.
Одной из глобальных и достаточно острых проблем современности, от решения которых зависит нормальное развитие мирового сообщества в будущем, является проблема коррупции. В условиях глобализации данная проблема приобретает новое качество, которое выражается в ее транснациональных формах. Сама по себе коррупция является серьезным противоречием
глобализации и определенным вызовом мировому развитию1. Коррупция во многом ослабляет демократию и правопорядок, что впоследствии ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночную экономику, ухудшает качество жизни людей, масштабно способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. На сегодняшний день это явление присутствует абсолютно во всех странах мира. Большую опасность для международной безопасности представляет тесная связь коррупции с транснациональной организованной преступностью, обеспечивающая последней благоприятные условия для существования. Но, несмотря на общепризнанность международного характера коррупции, следует отметить, что средства борьбы с ней остаются преимущественно национальными, объединение усилий государств по борьбе с данным явлением происходит, но не так быстро, как хотелось бы.
Документов на международном и национальном уровнях пока значительно больше, чем реальных действий. Также не менее труден сам процесс реализации международных инициатив и упорядочения национального законодательства об ответственности за коррупцию. Для Российской Федерации проблема коррупции и борьбы с ней является особо острой на сегодняшний день. Актуальным для России остается вопрос о выработке и претворении в жизнь эффективной антикоррупционной стратегии, включающей в себя, помимо средств уголовной репрессии, комплекс мер по предупреждению коррупции. Приближение российского законодательства к международным стандартам, имплементация положений международных документов в такой принципиально важной области, как борьба с коррупцией, является выражением определенной политики российского государства, направленной на интеграцию России в сообщество цивилизованных государств.
Первой страной, всерьез выразившей беспокойство в связи с транснациональной коррупцией, стали Соединенные Штаты Америки, которые приняли в 1977 г. «Закон о коррупционной деятельности за рубежом» (Foreign Corrupt Practice Act). Долгое время инициатива Соединенных Штатов не находила поддержки в мире, что ставило в невыгодное положение американские компании при заключении внешнеэкономических контрактов. Данный вид коррупции всегда отличался высокой
степенью латентности и для деятельности большинства крупных международных организаций была и остается характерной тенденция не придавать какую-либо
информацию гласности. Факты коррупции достаточно редко становятся известными, поэтому, как правило, дело ограничивается внутренними расследованиями самих компаний без принятия надлежащих мер. Однако, в 90-е г.г. XX века страны, входящие в Организацию
Экономического сотрудничества и развития (далее -ОЭСР), пришли к выводу о необходимости принять коллективные меры по противодействию международному взяточничеству. Совет ОЭСР создал рабочую группу по вопросам борьбы с подкупом при проведении международных деловых операций. Одной из главных задач Группы был систематический анализ действий государств-членов ОЭСР по применению Рекомендаций ОЭСР в этой области. 27 мая 1994 г. Совет ОЭСР принял Рекомендации по борьбе с подкупом при проведении
1 Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней. Автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.08 / Г.И. Богуш. - М., 2004. - 35 с.
Бизнес в законе
3’2012
международных деловых операций. В 1997 г. данные рекомендации были пересмотрены и усовершенствованы. На основе вышеуказанных рекомендаций был подготовлен проект Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций, принятый 21 ноября 1997 г. В декабре 1997 г. данная Конвенция была подписана 28 странами-членами ОЭСР и пятью странами, не входящими в эту организацию. Указанная конвенция призвана содействовать развитию международного сотрудничества в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц, а, следовательно, борьбе с коррупцией в целом. По оценкам ОЭСР, Конвенция эффективно дополняет усилия по борьбе с преступностью, которые предпринимаются в рамках ООН, «Группы восьми», Совета Европы, АТЭС,
Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных организаций. Присоединиться к Конвенции может любое государство, член - ОЭСР, а также страна, не являющаяся членом ОЭСР. Присоединение к Конвенции является одним из условий вступления в ОЭСР.
Долгое время Россия шла к тому, чтобы вступить в ОЭСР и присоединиться к вышеуказанной Конвенции. 6 февраля 2009 г. Министерство иностранных дел России уведомило Генерального секретаря ОЭСР о намерении России присоединиться к Конвенции, направив в ОЭСР соответствующую формальную заявку. 25 мая 2011 г. на 50-й юбилейной
министерской конференции ОЭСР состоялся обмен письмами о вступлении Российской Федерации в Рабочую группу ОЭСР.
Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996 г., принятый в условиях глубоких политических, экономических и правовых реформ, внес существенные изменения в регулирование вопросов ответственности за служебные преступления. Именно в данном кодексе появились новые составы преступлений, многие из которых предусмотрены в международных конвенциях (коммерческий подкуп, незаконное участие в предпринимательской деятельности). Рабочая группа ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных деловых операций (далее - Рабочая группа) признала, что российское законодательство в своих концептуальных основах соответствует положениям Конвенции с учетом Федерального закона от 4 мая 2011г. №97-Фз «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Достаточно большая часть изменений была внесена в 2009-2010 г.г. в ходе законодательного усиления противодействия коррупции, которое инициировал Президент РФ.
Таким образом, на основании пункта «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации и с учетом того, что предметом Конвенции являются основные права и свободы человека и гражданина, на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской
Федерации» присоединение Российской Федерации к Конвенции в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 21 указанного Федерального закона должно осуществляться в форме федерального закона.
Президент РФ в 2011 г. внёс на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О
присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных деловых операций». В январе 2012 г. вышеуказанный законопроект был принят Государственной думой РФ, а Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных деловых операций была ратифицирована РФ. Присоединение к данной конвенции должно прежде всего повысить антикоррупционный рейтинг России в мире и способствовать повышению привлекательности национальной экономики и привлечению инвестиций из других государств2.
Уголовно-правовое значение данного документа состоит в том, что Конвенция прежде всегда дает определение международного взяточничества и предписывает его криминализацию для государств-участников. В статье 1 Конвенции говорится: «Каждая сторона будет принимать все необходимые меры к тому, чтобы установить, что в соответствии с национальным законодательством сознательное предложение, обещание или предоставление прямо или через посредников любых материальных, денежных или иных преимуществ со стороны любого юридического или физического лица в пользу должностных лиц иностранных государств, или для таких должностных лиц или для третьих лиц в обмен на определенные действия или бездействие данного должностного лица в связи с выполнением своих служебных обязанностей в целях получения или сохранения деловой выгоды, а также получения ненадлежащих преимуществ при осуществлении международных деловых операций образует состав уголовно наказуемого преступления». Для реализации Конвенции необходимо, чтобы в национальном законодательстве государств-участников существовал эффективный механизм оказания взаимной правовой помощи по такого рода преступлениям и административным правонарушениям.
В соответствии с данной Конвенцией установлено обязательство выдавать взяткодателей для преследования за рубежом. Она считается правовым основанием для выдачи преступника даже в те страны, с которыми нет договора об экстрадиции. Таким образом, ратифицировав Конвенцию Россия теперь сможет требовать к выдаче сотрудников иностранных компаний, предлагавших взятки российским чиновникам, но не получит дополнительных обязательств по наказанию взяточников. Наиболее громким скандалом, связанным с иностранными взяткодателями и отечественными взяткополучателями, можно считать случай с американским автоконцерном Daimler AG, разразившийся в 2010 г. После того как Минюст США обвинил концерн в даче взяток должностным лицам в разных странах за контракты на покупку их автомобилей по госзаказу, руководство Daimler публично покаялось и обнародовало список взяток. В обмен на это компания отделалась крупным штрафом вместо судебного преследования. Конвенция также запрещает подкупать иностранных чиновников и депутатов гражданам РФ. В этом случае уже их выдачи сможет требовать другое государство. Кроме того, к последствиям ратификации Конвенции можно отнести обязательство принимать все необходимые меры к тому, чтобы сумма взятки и доходы от подкупа, а также имущество, стоимость которого соответствует указанным
2 Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21.11.1997г.
доходам, подлежали изъятию или конфискации, или чтобы применялись финансовые санкции, обеспечивающие соразмерный эффект.
Но Конвенция предусмотрительно делает различие между традициями разных государств. В комментариях к ней сказано, что не считаются преступлением «мелкие «поощрительные» платежи, которые совершаются в некоторых странах для того, чтобы стимулировать выполнение своих функций должностными лицами, таких как, например, выдача лицензий или разрешений, как правило незаконных в данном иностранном государстве»3. С этим «аморальным» явлением предлагается бороться «оказанием поддержки программам эффективного административного и корпоративного управления». Такая поддержка, отметим, как раз и может быть завуалированным «поощрительным платежом». А поскольку в России стимулирование чиновников к выдаче разрешений и лицензий является делом распространенным, можно считать, что после ратификации Конвенции это станет фактически легальным бизнесом. Кроме того, в соответствии с конвенцией уголовная ответственность в законодательстве государств-участников должна быть установлена также и за соучастие (включая подстрекательство, содействие и пособничество), и за санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица, а также за покушение на подкуп или сговор с целью подкупа указанного лица - в той же степени, что и покушение на подкуп или сговор с целью подкупа должностного лица соответствующей договаривающейся стороны. Конвенция также устанавливает санкции за подкуп лица иностранного государства, который подлежит эффективному, соразмерному и суровому уголовному наказанию, а также юрисдикцию, правоприменение и сроки давности в отношении подкупа иностранного должностного лица. Кроме того, рассматриваются вопросы эффективной взаимной правовой помощи стран-участниц Конвенции. Несмотря на все различия между интересами России и ведущих государств Запада, международное сотрудничество в этой области является взаимовыгодным и необходимым. Заинтересованность в эффективном противодействии коррупции обусловлена общностью интересов России и Западных государств, в частности в вопросах инвестиций, экономического развития, взаимной торговли. Борьба с коррупцией, в том числе и на международном уровне, отвечает требованиям Конституции РФ, определяющей Российскую Федерацию как правовое демократическое государство,
гарантирующее своим гражданам их права и свободы.
Задачи, стоящие перед уголовным правом, сегодня все более приобретают общемировое, универсальное значение, что вызывает необходимость развития международных уголовно-правовых институтов. Потребность в развитии международного уголовного права обусловлена главным образом угрозой, представляемой человечеству международной преступностью, необходимостью принятия коллективных мер по борьбе с ней, в том числе с использованием арсенала уголовного права. Для Российской Федерации участие в международных усилиях по борьбе с коррупцией имеет большое значение как в свете задачи интеграции России в мировое сообщество цивилизованных государств, так и для эффективного противостояния
3 Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21.11.1997г.
коррупции на национальном уровне. Присоединение к конвенции будет способствовать более плодотворному сотрудничеству РФ с международными организациями.
Список литературы:
1. Богомолов О.Т. Мировая экономика: учебное пособие / О.Т. Богомолов. - М: Экономика, 2007. - 359 с.
2. Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней. Автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.08 / Г.И. Богуш. - М., 2004. - 113 с.
3. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21.11.1997г.
4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
5. Федеральный закон № 101 от 15.07.1995г. "О
международных договорах в Российской Федерации"
6. Федеральный закон № 97 от 04.05.2011 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Reference list:
1. Bogomolov O.T. Mirovaja ekonomika's mantises: the manual / O.T.Bogomolov. - m: Economy, 2007. - 359 pages
2. Bogush G. I. Corruption and the international cooperation in fight against it. Avtoref. yew. edging. юр. sciences: 12.00.08/G.I.Bogush. - M, 2004. - 113 pages.
3. The convention on fight against bribery of officials of the foreign states at carrying out the international business operations from 21.11.1997г.
4. The constitution of the Russian Federation from
12.12.1993г.
5. The federal law No. 101 from 15.07.1995г. "About
international treaties in the Russian Federation"
6. The federal law No. 97 from 04.05.2011г. «About
modification of the Criminal code of the Russian Federation and the Code of the Russian Federation about administrative offenses in connection with improvement of public administration in the field of corruption
counteraction»
РЕЦЕНЗИЯ
В статье рассматривается противодействие коррупции на международном и на национальном уровне. Тема диссертации: «Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа». Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ЮШ ДВФУ Коробеев А. И.
Актуальность идей, изложенных в данной статье заключается в том, что был произведен подробный анализ международного законодательства в сфере противодействия коррупции.
Таким образом, автор пришел к выводу о том, что должен возрасти антикоррупционный рейтинг России в мире, что будет способствовать повышению привлекательности национальной экономики и привлечению инвестиций из других государств.
В процессе работы над статьей автор использовал достаточный объем литературы, а также периодических изданий.
Полученные Мамочка Е. А. результаты представляют собой значительный научный задел для диссертационного исследования. Данная статья имеет научную значимость и рекомендуется к опубликованию.
д.ю.н. профессор
заведующий кафедрой
уголовного права и криминологии ЮШ ДВФУ
А. И. Коробеев