г <
Управления Роскомнадзора ведут мониторинг большинства СМИ с целью выявления содержания в них нецензурной брани. Мониторингу подвергаются также и интернет-СМИ, которые в последнее время стали источником злоупотребления свободой массовой информации, особенно в читательских комментариях к топовым новостям. Как точно заметил на первой Всемирной конференции по управлению интернетом в Китае (World Internet Conference глава Роскомнадзора A.A. Жаров: «У нас Конституцией гарантирована свобода слова. Если нарушаются законы и в сети, например, появляется экстремистская информации, то соответствующие законы обеспечивают удаление такой информации. Если критикуются власти без призывов к экстремизму, то критика возможна, никто не собирается ограничивать людей в самовыражении. Каждый новый закон, который ограничивает свободу в интернете, обычно сопровождается со стороны части сетевой аудитории апокалиптическими прогнозами о конце российского интернета, его тотальной блокировке. Эти прогнозы еще ни разу не оправдались... Свобода слова предполагает не только право, но и ответственность за реализацию этого права» [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Роскомнадзор предпринимает действительно большие усилия по исполнению нового законодательства, направленного на защиту государства, семейных ценностей. Николай Бердяев так объяснил регулирующую функцию государства с этой точки зрения: «Государство поддерживает минимум добра и справедливости, но не в силу любви к добру и справедливости, которая ему чужда, а потому, что без такого минимума добра и справедливости наступит хаос, угрожающий уже силе и устойчивости самого государства» [5].
Список литературы
1 Интервью руководителя Роскомнадзора А.А. Жарова. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news28604.htm
2 История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д-ра юр. наук, проф. В. С. Нерсесянца. М, 2006.
3 Квеселевич Д. И. Самый полный словарь ненормативной лексики. М., 2011.
4 Меморандум 3-го форума Всероссийской программы «Святость материнства» «Семейные ценности в современном информационном пространстве» от 20 ноября 2013 года.
5 Овчинникова Е. А. Особенности правового регулирования печати в дореволюционной и современной России : монография. Курган, 2013.
6 Роскомнадзор. Публичный доклад об итогах 2012 года. М., 2013.
7 Сазонова Е. С., Сулакшин С. С., Хвыля-Олинтер А. И. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга для законодателя. М., 2014.
8 Федотов М.А. Правовые основы журналистики : учебник для вузов. М., 2002.
УДК 070
Е.Г. Резниченко Курганский государственный университет
КОРПОРАТИВНАЯ ГАЗЕТА КАК ТИП ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ОАО «РЖД» «ПРИЗЫВ» Г.КУРГАН)
Аннотация. В XXI веке мы можем наблюдать стремительное развитие корпоративной прессы. Современный уровень технологических возможностей позволяет выпускать собственные корпоративные издания крупным, средним и даже малым компаниям. В настоящей статье рассматривается своеобразие корпоративной прессы на примере газеты ОАО «РЖД» «Призыв» (г.Курган): проблематика и жанровая специфика публикаций.
Ключевые слова: корпоративная пресса, газетная рубрика, аналитические жанры, информационные жанры, художественно-публицистические жанры, статья.
E.G. Reznichenko Kurgan State University
A CORPORATE NEWSPAPER AS AN EDITION TYPE (CASE STUDY OF THE NEWSPAPER JSC RZHD «PRIZYV», KURGAN)
Abstract. In the 21st century we observe prompt development of the corporate press. Thanks to the modern level of technological capabilities, big, medium-size and even small companies can publish corporate newspapers. This paper considers the originality of corporate press based on the case study of the newspaper JSC RZhD «Prizyv» (Kurgan), its perspectives and genre specifics of publications.
Keywords: corporate press, newspaper column, analytical genres, information genres, publicistic genres, article.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день ни одна преуспевающая компания не обходится без корпоративного издания, т.к. оно информирует, мотивирует, объединяет сотрудников; формулирует цели, задачи и стратегии компании; транслирует передовой опыт; социализирует личность; налаживает обратную связь. Корпоративные издания -действенные инструменты создания оптимальной ком-
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12
25
муникационной среды субъектов PR-деятельности: клиентов, акционеров, персонала, потенциальной аудитории.
По мнению А.Д. Кривоносова, корпоративные издания зародились в Европе в первой половине XIX века. Исследователь разделил становление корпоративных СМИ на четыре основных периода. Первый: 1830-1899 годы - «период спорадических корпоративных изданий» - на отдельных предприятиях возникают принадлежащие им газеты и бюллетени. Бюллетень для рабочих, выпускавшийся в 1830-е годы основателем Германского центра продаж Фридрихом Листом, считается одним из первых корпоративных изданий [7].
Второй этап: 1900-1920 годы - «период скромного развития корпоративной прессы». В это время появляется издание для сотрудников берлинских трамваев «Die Fafrt» (1903), одноименное издание для сотрудников фирмы «The Imperial Life Agents News» (1900), издание страховой компании Teitoku в Токио «Shakyo Getsupo» (1903) и другие [7].
Третий этап: 1919-1940 годы - время «активного появления» корпоративных изданий: многие крупные европейские фирмы выпускают собственные издания. В Германии в 1919 году - Siemens и Bosch, в Голландии в 1920 году - телефонная компания Амстердама ArbeidenVermaak, в Италии в 1925 году - «Telefon id Italia», во Франции в 1924 году - «Citroen Information», в Швейцарии в 1924 году - журнал Железнодорожной компании Швейцарской конфедерации «Bulletin des CFF» и другие [7].
Четвертый этап: начиная со второй половины 1940-х годов - «период современных корпоративных изданий, характеризующийся повсеместным появлением внутренних изданий, разнообразием содержательных и оформительских форм» [7].
В какой-то степени корпоративные издания в России опираются на установки и опыт времен СССР, когда каждый крупный завод, Министерство и пр. имели свою «многотиражку» (небольшую газету, выходившую тиражом 1000 экземпляров). В современной России основные заказчики корпоративных изданий - различные ассоциации, банки, холдинги и крупные компании.
Предшественниками газеты «Призыв» были десятки «боевых листков», «молний», стенных газет, выходивших на железнодорожных узлах Челябинска, Кургана, Петропавловска, Оренбурга, Троицка. Вокруг них формировался авторский актив, здесь оттачивалось мастерство рабочих корреспондентов. В 1929 году в Москве состоялось 4-е Всесоюзное совещание рабселькоров, после которого челябинские железнодорожники приняли решение о создании печатной газеты «Сигнал путейца». Это была газета рабочих и служащих 12-го участка пути Самаро-Златоусовской железной дороги [2].
Первый номер ежедневной газеты ЮУЖД «Призыв» датируется 17 апреля 1934 года [2]. В тот период «Призыв» был насыщен информационными заметками. В каждом выпуске печатались результаты работы дороги за день с конкретными цифрами: план, сколько погружено и выгружено материалов. Подводились итоги по отделениям ЮУЖД с присвоением им места в рейтинге. Целые выпуски порой посвящались отдельному железнодорожному оборудованию, например, работе горочного башмака, с подробным описанием, указанием нормативов и расчётных формул, приведением схем. Каждый мог получить ценную для себя информацию. Велась отдельная техническая страничка, посвящённая разработкам в сфере желез-
ной дороги со всего мира: «Дефлектор для окон паровоза разработан французской ассоциацией промышленной аэродинамики, презентована новейшая модель воздушной песочницы». Руководители и передовики производства охотно делились рацпредложениями и нововведениями, призывая остальных последовать их примеру. Ближе к сороковым годам газета становится больше политической, нежели производственной. В ней освещаются итоги собраний, съездов большевиков, судебных заседаний. И практически невозможно найти сводки с мест событий, да и сами железнодорожники остаются немного в стороне [2].
На сегодняшний день в железнодорожной отрасли идет реформа, коснулась она и средств массовой информации ОАО «Российские железные дороги». Соответственно, выдвигаются масштабные задачи выхода на более широкую читательскую аудиторию -город, область, регион. А значит, неизбежно трансформируется тематика газеты. Выработался единый корпоративный дизайн верстки дорожных газет. Внешне «Призыв» несколько изменился, но для редакции было и останется главным - делать газету интересной, насыщенной, читабельной [2].
В 2014 году ОАО «Издательский дом "Гудок"» изменил концепцию своих изданий. Газета «Призыв» стала еще и составной частью газеты «Гудок». Таким образом, газета выходит не только по пятницам, но ещё и по понедельникам, вторникам и средам на 7-й странице «Гудка».
Контент-анализ публикаций газеты (811 материал) «Призыв» с января 2014 года по июнь 2015 года показал, что наиболее распространёнными являются жанры информационной группы: заметка, репортаж, отчёт. Всего 566 материалов из 811 («В джазе только девушка», № 44 за 5-12 декабря 2014 года; «Билет до Лукоморья» № 24 от 18-25 июля 2014 года; «Вокзал ожидания», № 16 за 15 мая 2015 года). Тексты, относящиеся к информационным жанрам, составляют основную часть публикаций внутрикорпоративной газеты «Призыв», они позволяют аудитории получать оперативную информацию: новости о различных событиях (например, спортивные достижения путейцев, нововведения компании и многое другое).
Второе место занимают художественно-публицистические жанры, в основном представленные очерками: 151 публикация из 811 («Век - не возраст», № 28 за 15-22 августа 2014 года; «Сначала был проект», № 17 от 23-30 мая 2014 года; «Двухметровая женщина», № 22 за 4-11 июля 2014 года). Художественно-публицистические жанры отличаются, прежде всего, образностью, типизацией, эмоциональной выразительностью, присутствием художественно-изобразительных средств, языковых и стилистических особенностей. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением. Основные темы: человек труда, история ЮУЖД, выдающиеся личности, взаимосвязь значимых исторических событий и железной дороги. Так, в материале Вячеслава Аванесова «Шире круг» («Призыв», № 45 за 12-19 декабря 2014 года), на наш взгляд, ярко раскрыт образ интересного человека - Людмилы Тумановой. В публикации используются фрагменты стихов, слова, воспоминания Людмилы Тумановой, автора, друзей и поклонников поэтессы: «В 80-е годы имя Людмилы Тумановой было известно всей стране. Её удивительные песни звучали по радио, их переписывали с магнитофона на магнитофон. Однако она практически никогда не выступала по телевидению. И на это имелись серьёзные причины. Девушка из маленького
26
Вестник КГУ, 2016. № 1
городка смогла преодолеть жизненные невзгоды - паралич обеих ног в результате трагического случая - и стала автором прекрасных песен. Но выезжать куда-то ей, конечно же, трудно» [2]. В очерке ставится проблема сохранения в памяти людей имени курганской поэтессы и автора-исполнителя песен. Автор призывает читателей не забывать Людмилу Туманову: «Войдите в Интернет, откройте Яндекс. Наберите: "Людмила Туманова". Откроется её сайт. И вы услышите чудесные песни. А ещё прочитаете послания, адресованные нашей героине» [2].
94 материала из 811 проанализированных нами являются аналитическими («Нелегальный засол», № 13 за 11-18 апреля 2014 года; «Главная цель - безопасность», № 36 от 10-17 октября 2014 года; «Девятилетний марафон» № 24 за 18-25 июля 2014 года).
Аналитические жанры основываются на глубоком исследовании жизни и анализе фактов. Аналитические тексты показывают причинно-следственные связи между явлениями, дают им оценку. Аналитические материалы газеты «Призыв» часто содержат прогнозы, гипотезы, версии, анализ нововведений. Чаще всего они имеют большой объем. Например, аналитическое интервью Марины Пономаревой «Вышли в тираж» («Призыв», № 28 за 28 февраля - 7 марта 2014 года) с начальником службы технической политики ОАО «РЖД» Яковом Дерябиным исследует внедрение ЛИН-технологий на полигоне ЮУЖД: «Проекты, предложенные южноуральскими предприятиями, успешно использует вся сеть. О том, что было сделано на полигоне ЮУЖД в плане внедрения ЛИН-технологий и что магистрали ещё предстоит сделать, рассказывает начальник службы технической политики Яков Дерябин» [2].
Проанализировав внутрикорпоративную газету ОАО «РЖД» «Призыв», мы увидели на ее страницах разнообразие тематики и жанров публикаций: заметки, репортажи, комментарии, отчеты, интервью, корреспонденции, зарисовки, очерки и эссе. Газета не только освещает жизнь Южно-Уральской железной дороги, но и затрагивает проблемы российской действительности. Газете присуща такая тенденция современной журналистики как синтез жанров.
Согласно типологии А.Д. Кривоносова, газету «Призыв» можно отнести к типу внутрикорпоративного издания, нацеленного на сотрудников компании. Опираясь на классификацию исследователя Д.А. Мурзина, мы пришли к выводу, что газета «Призыв» также относится к разряду изданий B2P (business-to-personnel), т.е. внутрикорпоративным.
Внутрикорпоративная газета «Призыв» отвечает перечню требований и правил, предъявляемых к современным корпоративным СМИ.
Список литературы
1 Агафонова Л. С. Корпоративная пресса: определения и функции. М., 2008. 77 с.
2 Газета ОАО «РЖД» «Призыв». URL: http://www.gudok. ru/zdr/178/
3 Горчева А. Ю. Корпоративная журналистика. М. : Вест-Консалтинг, 2008. 166 с.
4 Грабельников В. А. Современная корпоративная пресса: виды, функции, свойства. URL:http : // www.kafedramk.ru /content/sovremennaya - korporativnaya-pressa-vidy-funktsii-svojstva
5 Кацай М. Ю. Корпоративные издания: поиск эффективных коммуникаций// Управление персоналом (Москва). 2005. 156 с.
6 Корпоративная пресса в России или особенности использования газет в PR. URL: http://www.hr-journal.ru/articles/ ос/ korppress. html
7 Кривоносов А. Д. Корпоративная пресса на Западе: история и типология //PR-диалог. 2002. С.106-155.
8 Кривоносов А. Д. Корпоративное издание в свете теории связей с общественностью // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 2 : сборник статей. СПб.,
2004. С.78.
9 Мурзин, Д. А. Корпоративная пресса: современные типологические концепции. URL: http://www.dslib.net/ zhurnalistika/korporativnaja-pressa-sovremennye-tipologicheskie-koncepcii.html
10 Мурзин Д. А. Феномен корпоративной прессы. М.,
2005. 192 с.
УДК 811.112.2~2/~44
О.А. Степаненко, Курганский государственный университет
Н.С. Тютин
Уральский Федеральный университет имени первого президента РФ Б.Н. Ельцина,
Екатеринбург
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ САРЫ ВАГЕНКНЕХТ (ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ)
Аннотация. В статье предпринята попытка выявить особенности речевых стратегий и тактик одного из ведущих современных политиков Германии -Сары Вагенкнехт. В ходе анализа текстов политических выступлений С. Вагенкнехт особое внимание авторов сосредоточено на трех аспектах: когнитивном, вербальном и прагматическом. Дискурсивный подход рассматривается как важнейший постулат политической лингвистики.
Ключевые слова: дискурс, политический дискурс, языковая личность, дискурсивный анализ, речевые стратегии и тактики.
O.A. Stepanenko, N.S. Tyutin Kurgan State University
THE PECULIARITIES OF SARA
WAGENKNECHFS LINGUISTIC PERSONALITY (DISCURSIVE
ANALYSIS OF THE POLITICAL SPEECHES)
Abstract. The article deals with the peculiarities of one of the leading modern politicians in Germany, Sara Wagenknecht. Special attention of the authors is drawn to
27
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12