говорящего к реальной действительности, они привносят в речь героев и автора яркость, выразительность, речь становится более эмоциональной за счёт выражения различных оттенков (уверенность, сомнение, возможность, неуверенность, противопоставление и т.д.), благодаря им смысл текста становится более понятным. В.В. Набоков в своём творчестве активно использует гипотетические и реальные модальные единицы, чтобы передать особенности речи, а следовательно, особенности характеров своих героев, их отношение к существующему положению дел, а также авторское отношение к этим героям и действительности.
Список литературы:
1 В.В. Набоков : Библиографический указатель литературы, опубликованной на рус. яз. в СССР, России, странах СНГ и гос. Балтии / авт.-сост. Г. Г. Мартынов. М.: Фолио-Пресс, 2001. 494 с.
2 Гвоздев А. Н. Современный русский язык. М., 1973. Ч. 1. С. 409.
3 Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык : учебное пособие для студентов пед. ин-тов : в 3 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 1987. 256 с.
4 Владимир Набоков. Полное собрание рассказов. СПб. : Азбука-Аттикус, 2014. 736 с.
УДК 34.01
Е.А. Овчинникова Курганский государственный университет
актуальные изменения в российском законодательстве О сми: меры ограничительного
характера, направленные на защиту государства, нравственности и семейных ценностей
Аннотация. В статье рассматривается проблема правового регулирования деятельности СМИ в ключе его целесообразности для защиты российских семейных ценностей. Автор представляет краткий обзор новейших законодательных актов, касающихся, в частности, возрастной маркировки продукции СМИ, а также правового статуса интернет-изданий и вопросов блокирования в них вредного для детей контента.
Ключевые слова: правовое регулирование деятельности СМИ, средства массовой информации, Роскомнадзор, маркировка продукции СМИ, возраст-
ные ограничения, блокировка сайтов, интернет, «злые сайты», реестр запрещенных сайтов, защита детей от вредной информации.
E.A. Ovchinnikova Kurgan State University
actual modifications of the Russian mass media legislation: restrictive arrangements directed at the defence of state, morality and family merits
Abstract. This paper addresses the problem of legal regulation of mass media activity relating to its appropriateness for protecting Russian family merits. The author presents a short review of the last new legal acts, concerning the necessity of age limit in mass media, legal status of the Internet media and web-sites blockage.
Keywords: legal regulation of mass media activity, mass media, Roscomhadzor, age marking of mass media production, age limitation, Internet, blockage of web-sites, "angry" web-sites, list of "angry" web-sites, defending children from harmful information.
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир все в большей степени сталкивается с проблемой размывания общественной нравственности. Эта проблема возникла не сегодня и не вчера: в ней заключается вечное противостояние доброго и злого начал в человеке. Социализация человека происходит в коммуникациях, в том числе и в информационном воздействии, а особенностью современного мира является именно масштабное массовое информационное воздействие вследствие развития информационных технологий. Информация превратилась в товар, спрос на него связан не только со светлыми целями, но и с самыми низменными «человеческими» потребностями. Защита нравственности в широком смысле заключается не только в противостоянии злу, но еще и в культивировании добра, и в предложении ценностного выбора для каждого человека. И то, и другое в полной мере относится к институтам массового информационного воздействия. Информационное воздействие может призывать и стимулировать ко злу и безнравственности, а может - к добру и нравственности. Борьба с негативными информационными проявлениями заключается не только в запретах, фильтрации и ограничениях, но и в активном предложении нравственной информации: в образовании, культуре, воспитании и т.д.
Главным защитником нравственности и в первом, и во втором предложенном смысле является государство. Основным его инструментом является осмысленная и целенаправленная информационная политика. Проблем здесь много: от ложно понимаемой свободы слова до корыстного лоббизма представителей сверхприбыльного бизнеса. При этом государство никогда не живет в отрыве от общества, ведь именно оно создает государство во имя своих интересов. Именно общество делает ценностный выбор и призывает государство на его защиту [7].
Человеческая практика накопила огромный материал в области регулирования общественных отношений при производстве и распространении массовой информации. Юридическая же практика, законодательное регулирование насчитывает самое большее два
22
Вестник КГУ, 2016. № 1
века [2]. В настоящее время возникает серьезная необходимость углубленного изучения правового регулирования деятельности СМИ не только из-за все возрастающей роли, которую приобрели средства массовой информации в современном обществе, где они являются одним из основных и наиболее референтных источников информации, но и потому что за последние два-три года было принято и вступило в действие солидное количество законодательных актов в данной сфере. Их предстоит еще осмыслить как российскому обществу в целом, так и нашему медиасообществу в частности.
1 Роль Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в правовом регулировании СМИ
В силу универсального характера самой информации институт правового регулировании СМИ приобрел межотраслевой характер, стал полинормативным. На сегодняшний день в него включены нормы практически всех отраслей российского права: конституционного, административного, гражданского, уголовного, избирательного, административного, финансового и ряда других. Возрастание роли СМИ в современном обществе соответственно приводит к расширению и государственного вмешательства в эту сферу деятельности. Совершенствуются способы воздействия на СМИ, расширяется нормативная база, существенно увеличены полномочия надзорного органа в сфере СМИ и телерадиовещания - Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
Так, подводя итоги работы Федеральной Службы в 2012 году, ее глава Александр Александрович Жаров сказал, что главным итогом деятельности Службы считает «адекватную и эффективную реакцию Роскомнадзора на расширение функций, возложенных на нас новыми законами» [6]. Действительно: сегодня количество функций и полномочий Службы составляет 60, количество обращений граждан в период с 2008 по 2012 год выросло в 7 раз. Подобные тенденции наблюдались в 2013-2014 годах.
Тем не менее, очевидно, что в связи с активной законотворческой деятельностью Госдумы число функций Роскомнадзора будет расти и далее. Так, в 2012 году вступили в действие Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (закон о возрастной маркировке информационной продукции) и Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей...» и отдельные законодательные акты РФ» (так называемый закон о «злых» сайтах).
В 2013 году Федеральным законом от 5 апреля 2013 г № 34-Ф3 «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная ответственность за изготовление и распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань (закон о запрете мата в СМИ); принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г №50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)».
В самом начале 2014 года - 01.02.2014 г. - вступил в действие принятый 28.12.2013 года Федеральный закон №398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», устанавливающий порядок досудебной по решению Генеральной прокуратуры РФ блокировки сайтов, содержащих призывы к публичным экстремистским акциям.
«Правовое регулирование в сфере массовой информации, прежде всего, должно быть направлено на обеспечение, с одной стороны, благоприятных условий для функционирования СМИ как института демократии, а с другой - охраны интересов личности, общества и государства», - считает разработчик старейшего из действующих в настоящее время Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г № 2124-1, признанный авторитет в области информационного права и права СМИ М.А. Федотов [8].
Очевидно, для того, чтобы «переварить» такое количество новых законов, регулирующему органу приходится, засучив рукава, буквально с колес разрабатывать механизм их правоприменения. Показательным в этом смысле явилась работа над внедрением Закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
По данному закону на производителя, распространителя информационной продукции возлагается обязанность самостоятельно классифицировать информацию по возрастному критерию и размещать знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения. Установлены также требования к времени распространения посредством теле- и радиовещания информационной продукции с ограниченным доступом и запрещенной для детей. Регламентирован порядок экспертизы информационной продукции. Установлены меры юридической ответственности для распространителей и изготовителей информационной продукции, виновных в нарушении федерального закона.
По результатам соцопросов, проведенных в октябре 2012 года, более 80% респондентов отметили для себя появление возрастной маркировки в различных СМИ. Этот показатель свидетельствует о том, что принятый закон отвечает ожиданиям граждан. Начиная с середины августа 2012 года Роскомнадзор проводил профилактические и разъяснительные беседы с представителями средств массовой информации для нейтрализации возможных негативных последствий правоприменения нового Федерального закона. Удалось не только создать с нуля систему применения новых норм, но и в кратчайшие сроки организовать перспективную форму работы с представителями отрасли.
В сентябре-декабре 2012 года территориальными органами Роскомнадзора осуществлялся мониторинг с целью выявления нарушений требований Федерального закона № 436-ФЗ. В среднем еженедельно проводился мониторинг 4,5 тыс. средств массовой информации. С сентября по конец декабря было выявлено 13 229 нарушений норм и требований Федерального закона «О защите детей.».
Типовыми нарушениями стали:
- отсутствие информационного знака;
- частичная маркировка;
- отсутствие сообщений об ограничении распространения информационной продукции при возобновлении трансляции после перерыва на рекламу;
- отсутствие маркировки анонсов передач.
Наибольшее количество нарушений выявлялось
в печатных периодических изданиях и на интернет-ресурсах, зарегистрированных в качестве средств массовой информации (рисунок 1).
телепрограммах 18%
Рисунок 1 - Структура выявленных нарушений требований 436-Ф3: 2012 год [6]
В декабре 2012 года по сравнению с сентябрем 2012 года общее количество выявляемых нарушений закона сократилось более чем в четыре раза. В семь раз снизилось количество нарушений в периодических печатных изданиях, в пять раз - в сетевых изданиях. Положительный результат был достигнут, в частности, благодаря направлению редакциям 5 589 предупреждающих писем с разъяснением требований законодательства о защите детей, проведению (в том числе территориальными органами Роскомнадзора) 1323 встреч с представителями СМИ. Было проведено также 6084 консультации с представителями редакций.
В течение первых месяцев применения закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Роскомнадзор проанализировал все спорные моменты и неучтенные ситуации. Поскольку к декабрю 2012 года динамика исправления выявленных нарушений сильно замедлилась, было принято решение о переходе от действий по профилактике правонарушений в данной сфере к активным мерам по предупреждению и пресечению нарушений редакциями средств массовой информации Федерального закона № 436-Ф3.
Сегодня при Роскомнадзоре сформирована экспертная комиссия по спорным ситуациям, возникающим в результате правоприменения этого закона. Помимо этого комиссия рассматривает документы по аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции. На конец 2012 года было аккредитовано девять экспертов.
2 Защита нравственности и семейных ценностей путем правового регулирования
Свою лепту в очищение окружающей нас информационной среды вносит российская общественность. Так, в меморандуме 3-го форума Всероссийской программы «Святость материнства» «Семейные ценности в современном информационном пространстве», прошедшего 20 ноября 2013 года, были сформированы, например, такие предложения по формированию семейно-ориентированной информационной политики: «сформировать на федеральном и регионально уровнях систему "просемейного" государственного информационного заказа; разработать и законодательно утвердить определение понятие "семейные ценности", которое используется, в частности, в 436-м федеральном законе без уточнения, что под этим подразумевается, что приводит к множественным интерпретациям...» [41]. 24
Не секрет, что наиболее агрессивен в смысле разрушения детской психологии сегодня стал интернет. И законодатели это тоже понимают. В рамках реализации Федерального закона № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Роскомнадзор в короткие сроки сумел подготовить все необходимые мероприятия для формирования и ведения Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Был создан и протестирован специализированный интернет-ресурс easi.rkn.gov.ru, налажено взаимодействие с другими уполномоченными органами - Роспотребнадзором и ФСКН. Информация по такому абсолютному злу, как наркотики, детская порнография, призыв к суициду интернет-провайдерами блокируется практически стопроцентно.
С 1 ноября по 31 декабря 2012 года в рамках деятельности по ведению Единого реестра было обработано около 23 тыс. заявок, поданных гражданами через интернет-ресурс easi.rkn.gov.ru. На обработку экспертам было направлено более 3 тыс. ссылок для их анализа на предмет наличия запрещенной информации. Всего в Единый реестр, по данным на 31.12.2012, было внесено более 2 286 записей (786 из них исключены после выполнения администраторами интернет-ресурсов требований Роскомнадзора). Согласно социологическим опросам, деятельностью Роскомнадзора в этом направлении удовлетворены 45% активных пользователей интернета. В целом 82% населения РФ выразили поддержку закону о создании реестра запрещенной информации. В результате применения этих двух законов, по данным международного агентства 1пНоре, доля России в числе стран-хостеров интернет-ресурсов с детской порнографией снизилась с 29 в 2011 году до 13 в 2012 году. Очевидно, что эта работа будет продолжаться.
После принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» была введена административная ответственность за изготовление и распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань [3].
Дело в том, что Закон о защите детей от информации, вредящей их здоровью и развитию, относит сведения, содержащие нецензурную брань, к запрещенным для распространения. Несмотря на это, до принятия данного закона административная ответственность была установлена лишь за нецензурную брань в общественных местах. С 5 апреля 2013 года за изготовление и распространение указанной выше продукции суды начали штрафовать. Размер штрафа для граждан согласно поправкам в КОАПП составляет от 2 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц - от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций - от 20 тыс. до 200 тыс. руб. Предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения.
В наши дни ненормативная лексика все активнее переходит в общее употребление, проникая в разговорную речь, язык художественной литературы и тексты средств массовой информации. Работа по очищению языка российских СМИ уже начата. Территориальные
Вестник КГУ, 2016. № 1
г <
Управления Роскомнадзора ведут мониторинг большинства СМИ с целью выявления содержания в них нецензурной брани. Мониторингу подвергаются также и интернет-СМИ, которые в последнее время стали источником злоупотребления свободой массовой информации, особенно в читательских комментариях к топовым новостям. Как точно заметил на первой Всемирной конференции по управлению интернетом в Китае (World Internet Conference глава Роскомнадзора A.A. Жаров: «У нас Конституцией гарантирована свобода слова. Если нарушаются законы и в сети, например, появляется экстремистская информации, то соответствующие законы обеспечивают удаление такой информации. Если критикуются власти без призывов к экстремизму, то критика возможна, никто не собирается ограничивать людей в самовыражении. Каждый новый закон, который ограничивает свободу в интернете, обычно сопровождается со стороны части сетевой аудитории апокалиптическими прогнозами о конце российского интернета, его тотальной блокировке. Эти прогнозы еще ни разу не оправдались. Свобода слова предполагает не только право, но и ответственность за реализацию этого права» [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Роскомнадзор предпринимает действительно большие усилия по исполнению нового законодательства, направленного на защиту государства, семейных ценностей. Николай Бердяев так объяснил регулирующую функцию государства с этой точки зрения: «Государство поддерживает минимум добра и справедливости, но не в силу любви к добру и справедливости, которая ему чужда, а потому, что без такого минимума добра и справедливости наступит хаос, угрожающий уже силе и устойчивости самого государства» [5].
Список литературы
1 Интервью руководителя Роскомнадзора А.А. Жарова. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news28604.htm
2 История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д-ра юр. наук, проф. В. С. Нерсесянца. М, 2006.
3 Квеселевич Д. И. Самый полный словарь ненормативной лексики. М., 2011.
4 Меморандум 3-го форума Всероссийской программы «Святость материнства» «Семейные ценности в современном информационном пространстве» от 20 ноября 2013 года.
5 Овчинникова Е. А. Особенности правового регулирования печати в дореволюционной и современной России : монография. Курган, 2013.
6 Роскомнадзор. Публичный доклад об итогах 2012 года. М., 2013.
7 Сазонова Е. С., Сулакшин С. С., Хвыля-Олинтер А. И. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга для законодателя. М., 2014.
8 Федотов М.А. Правовые основы журналистики : учебник для вузов. М., 2002.
УДК 070
Е.Г. Резниченко Курганский государственный университет
КОРПОРАТИВНАЯ ГАЗЕТА КАК ТИП ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ОАО «РЖД» «ПРИЗЫВ» Г.КУРГАН)
Аннотация. В XXI веке мы можем наблюдать стремительное развитие корпоративной прессы. Современный уровень технологических возможностей позволяет выпускать собственные корпоративные издания крупным, средним и даже малым компаниям. В настоящей статье рассматривается своеобразие корпоративной прессы на примере газеты ОАО «РЖД» «Призыв» (г.Курган): проблематика и жанровая специфика публикаций.
Ключевые слова: корпоративная пресса, газетная рубрика, аналитические жанры, информационные жанры, художественно-публицистические жанры, статья.
E.G. Reznichenko Kurgan State University
A CORPORATE NEWSPAPER AS AN EDITION TYPE (CASE STUDY OF THE NEWSPAPER JSC RZHD «PRIZYV», KURGAN)
Abstract. In the 21st century we observe prompt development of the corporate press. Thanks to the modern level of technological capabilities, big, medium-size and even small companies can publish corporate newspapers. This paper considers the originality of corporate press based on the case study of the newspaper JSC RZhD «Prizyv» (Kurgan), its perspectives and genre specifics of publications.
Keywords: corporate press, newspaper column, analytical genres, information genres, publicistic genres, article.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день ни одна преуспевающая компания не обходится без корпоративного издания, т.к. оно информирует, мотивирует, объединяет сотрудников; формулирует цели, задачи и стратегии компании; транслирует передовой опыт; социализирует личность; налаживает обратную связь. Корпоративные издания -действенные инструменты создания оптимальной ком-