Научная статья на тему 'Кормовые запасы и колониальность розовых скворцов Pastor roseus в Центральном Казахстане'

Кормовые запасы и колониальность розовых скворцов Pastor roseus в Центральном Казахстане Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
75
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Степанов Е. А.

Второе издание. Первая публикация: Степанов Е.А. 1987. Кормовые запасы и колониальность розовых скворцов в Центральном Казахстане // Орнитология 22: 118-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кормовые запасы и колониальность розовых скворцов Pastor roseus в Центральном Казахстане»

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 2005. Птицы Западно-Алтайского заповедника // Рус. орнитол. журн. 14 (290): 507-536.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 583: 1228-1234

Кормовые запасы и колониальность розовых скворцов Pastor roseus в Центральном Казахстане

Е. А. Степанов

Второе издание. Первая публикация в 1987*

Колониальность розовых скворцов Pastor roseus зависит от обилия корма в гнездовой период, обеспечивающего прокорм больших скоплений взрослых птиц и их многочисленного потомства. В условиях Центрального Казахстана основным массовым кормом розовому скворцу служит итальянская саранча, или прус Calliptamus italicus. В благоприятные годы (повышенные температуры воздуха и малое количество выпадающих осадков) итальянская саранча переходит в стадную фазу, размножаясь в огромных массах. Стадность её определяется по способности образовывать плотные, организованно передвигающиеся кулиги (скопления) личинок. Средняя плотность личинок 3-4-го возрастов при дневном движении кулиги составляет 2-2.5 тыс. на 1 м2. Зона постоянных размножений итальянской саранчи расположена на юго-западе Джезказганской области, у поймы среднего течения реки Сарысу, где она в том или ином количестве сохраняется в стадной фазе и размножается ежегодно (Васильев 1962). Размножившись в этой зоне в огромных массах, стаи окрылившейся саранчи в течение 2-3 лет заносятся с потоками воздуха в Карагандинскую и Целиноградскую области. Так было в 1953 и особенно в 1954 году в северо-западной части Карагандинской области, в Нуринском районе, когда залетевшие стаи саранчи заложили здесь большой запас яичек. А в 1955 году масса личинок отродилась уже на площади около 50 тысяч гектаров. Вслед за размножившейся саранчой весной 1955 года появилось множество розовых скворцов, которые заселили крупную колонию в окрестностях посёлка Киевка. В 1956 и 1957 годах в результате понижения температуры воздуха и проведения истребитель-

* Степанов Е .А. 1987. Кормовые запасы и колониальность розовых скворцов в Центральном Казахстане //Орнитология 22: 118-123.

ных мероприятий размножение саранчи было подавлено, запасы её резко снизились, численность розовых скворцов резко сократилась, и эта колония пустовала.

В 1956 году значительные массы итальянской саранчи сохранились только в Джезказганской области. Здесь, на севере, в окрестностях посёлка Батык, огромные стаи розовых скворцов в массе истребляли вредителя и гнездились крупными колониями. Дальнейшее понижение температуры воздуха способствовало депрессии численности саранчи в 1957 году и сохранению её запасов только на юге Джезказганской области, в песках Таболга и Джидели. И концентрация розовых скворцов отмечалась именно в этих местах. Так, в годы спада численности итальянской саранчи, в течение нескольких лет происходит постепенное отступание основных масс гнездящихся розовых скворцов с севера на юг; в годы массового размножения - передвижение их с юга на север, даже за пределы Карагандинской области, и заселение огромных пространств Центрального Казахстана.

Волна массового размножения итальянской саранчи длится 3-5 лет, затем идёт на спад, и наступает период депрессии в её развитии, с переходом в нестадную (одиночную) фазу. Такие годы массового размножения в Центральном Казахстане длились с 1944 по 1947 и с 1953 по 1955 год. Последняя волна подъёма численности саранчи началась на юге Джезказганской области в 1979 году, а в центральной части Карагандинской - в 1981. В одной только Карагандинской области в 1982 году заражённые итальянской саранчой площади достигали 140 тыс. га. Желудки розовых скворцов, прилетавших с кормёжки в колонии, в годы массового размножения итальянской саранчи (1955, 1982) были наполнены исключительно последней. Переходят на питание ею и многие другие виды птиц (Степанов 1960), а из млекопитающих - волки Canis lupus, лисы Vulpes vulpes, корсаки Vulpes corsac, степные хори Mustela eversmanni, экскременты которых в это время сплошь состоят из хитиновых частей саранчи.

Обычно волне массового размножения итальянской саранчи предшествуют годы нарастания численности нестадных саранчовых (кобылок). В такие годы очаги с повышенной численностью кобылок (до 1020 и более на 1 м2) также привлекают розовых скворцов на гнездование. Множество их гнездилось у очагов массового размножения кобылок в 1969 году в северо-западной части Джезказганской обл. (Джез-динский район), а в 1980 году - в южной её части, по окраинам барханных песков и склонам каменистых сопок между рекой Сарысу и посёлком Джамбул. В 1979 году в восточных районах Карагандинской области у очагов кобылок обосновывались мелкие колонии розовых скворцов (до 50, реже до 100 птиц). В годы размножения кобылок (1969, 1979) желудки розовых скворцов были набиты последними. В

1980 году на автомобильном маршруте длиной в 2100 км на юге Джезказганской области в конце мая — начале июня обнаружено 8 колоний скворцов; в 7 из них птицы кормились на очагах кобылок. Итальянская саранча в этом районе отсутствовала. В одной небольшой колонии (менее 100 птиц), расположенной вдали от очагов кобылок, у двух добытых скворцов желудки оказались наполненными мелкими чёрными жуками (вид не определён). У очагов кобылок обнаружили 6 мелких колоний (100-500 птиц), одну — средней величины (1000 птиц) и одну — крупную (4500 птиц).

На огромной территории Центрального Казахстана в годы угасания массового размножения стадных и нестадных саранчовых в тех или иных местах сохраняются очаги несколько повышенной численности нестадных саранчовых (кобылок, пустынного пруса CaШptamus barbarus), иногда в смеси с итальянской саранчой в нестадной и переходной фазах. Эти очаги также привлекают розовых скворцов в гнездовые колонии. Однако в период глубокой депрессии в развитии всех видов саранчовых (1964-1967 гг.) за весенне-летний сезон розовые скворцы вообще не встречались. Как исключение, в 1967 году много розовых скворцов загнездилось в одной огромной колонии над очагом впервые массово размножившейся пустынной совки Pseudohadena ^-munda в юго-восточной оконечности Джезказганской области.

Ежегодная смена гнездовых колоний розовыми скворцами объясняется периодическими колебаниями численности саранчовых. Образование гнездовой колонии на одном и том жё месте в течение двух лет подряд отмечалось в случаях сохранения здесь значительных запасов саранчи. При обилии животного корма у очагов в массе размножившейся итальянской саранчи и гусениц пустынной совки в колониях обосновывалось большее количество скворцов (до 10 тыс.), чем на очагах нестадных саранчовых. Непременным условием гнездования розовых скворцов является наличие рядом с гнездовой колонией источника воды, служащего местом водопоя и купания птиц. На юге Джезказганской области колонии розовых скворцов часто формируются по окраинам барханных песков на зимовках и в небольших поселениях человека. Расстояния между ближайшими колониями составляют 3.5-18 км. В годы массового размножения саранчи близость расположения колоний, вероятно, значения не имеет. Расстояние от колонии до места кормёжки скворцов на очагах саранчи во всех случаях не превышало 22 км. В 1957 году на очаге итальянской саранчи одновременно кормились скворцы из двух небольших колоний. В 1980 году на большом очаге кобылок кормились птицы из двух, на другом — из трёх колоний.

Начало весеннего прилёта розовых скворцов регистрировали в течение 15 лет (1955-1982), причём в разных точках Центрального Ка-

захстана, крайние из которых расположены в меридиональном направлении (с юга на север) на расстоянии 435 км. Провести наблюдения в разных меридиональных точках одновременно не представилось возможным. Первые птицы весной зарегистрированы во второй декаде мая. Предположение Э.И.Гаврилова (1974) о том, что первое время после прилёта розовые скворцы, по-видимому, широко кочуют в поисках мест с обилием прямокрылых, не безосновательно. Прилетевшим птицам не всегда удаётся быстро разыскать места с сочетанием всех необходимых для гнездования условий: скопление саранчовых, удобные для размещения колоний места и близость источников воды. Особенно затруднительно это в годы с низкой численностью саранчовых. В годы подъёма численности этих насекомых, особенно итальянской саранчи, это проще и скворцы могут появляться в гнездовой колонии с первых дней прилёта (Степанов 1960).

В 1979 году в восточных районах Карагандинской области поздняя весна с низкими температурами воздуха и частым выпадением осадков затянула отрождение саранчовых. Стадная итальянская саранча начала отрождаться только с 3 июня. А розовые скворцы появились с 17 мая и обосновались в колониях над очагами ранних видов нестадных саранчовых (кобылок). Отрождение наиболее раннего вида - крестовой кобылки Pararcyptera microptera — началось с 7 мая, травянки Omocestus viridulus и сибирской кобылки Gomphocerus sibiricus — с 11 мая, а атбасарской кобылки Dociostaurus kraussi — с 13 мая. Позднее отрождавшиеся личинки малой крестовички Dociostaurus brevicoШs (с

20 мая) и чернополосой кобылки Oedaleus decorus (с 30 мая) обычно увеличивали численность кобылок на очагах ранних видов. Очаги нестадных саранчовых чаще являются смешанными, состоящими из нескольких ранних и поздних видов кобылок и одиночной итальянской саранчи. Очаги стадной итальянской саранчи чаще располагались изолированно от очагов нестадных саранчовых и оставались вне зоны истребительной деятельности розовых скворцов. В годы спада численности итальянской саранчи весенний прилёт розовых скворцов приурочен к отрождению личинок ранних видов нестадных саранчовых, особенно крестовой кобылки. В годы массового размножения итальянской саранчи, при повышенной температуре воздуха и малых осадках, развитие личинок этого вида саранчи начинается раньше и весенний прилёт розовых скворцов совпадает с их отрождением.

Откладка яиц у розовых скворцов начинается во второй декаде мая. В 1957 году на юго-западе Джезказганской области, в песках Та-болга, отдельные птицы закончили кладку 1-2 июня. К 4 июня она закончилась у основной массы птиц. Полная кладка состояла из 3-5, в среднем (по 26 гнёздам) из 4.7 яйца; в одиночных полных кладках было 2 и 10 яиц. Массовый вывод птенцов отмечен 18 июня (Степанов

1960). В 1980 году несколько юго-западнее этих мест, в песках Борща, 24 мая в одиночных гнёздах имелось по одному яйцу. В 1967 году на юге Джезказганской области 23 мая в одиночных гнездах были неполные кладки из 1, 2 и 3 яиц; основная масса гнёзд ещё пустовала. Во многих колониях розовых скворцов в начале периода откладки яиц обнаруживались потерянные самками яйца, на что указывал ещё Е. П. Спангенберг (1954).

В годы массового размножения саранчовых розовые скворцы благополучно докармливают птенцов до вылета из колонии, после чего численность птиц намного возрастает. В годы резкого спада численности итальянской саранчи и кобылок огромные массы скворцов оседают в колониях, в окрестностях которых запас саранчовых оказывается недостаточным для прокорма многочисленного потомства. Так было в 1957 году при сохранении очагов стадной итальянской саранчи в югозападных пустынных участках Жанааркинского района Джезказганской области. Здесь, в песках Таболга, скворцы обосновались в трёх колониях. Общая численность птиц в них составляла примерно 5 тыс.: в первой колонии 1800, во второй — 3200, в третьей — не более 50. Первые птицы в колониях появились 16 мая, в массе — 18 мая, к периоду отрождения личинок итальянской саранчи (начало 14 мая, массовое —

21 мая). Массовый вывод птенцов отмечен 18 июня. А к 19 июня розовые скворцы практически полностью уничтожили саранчу и оказались в условиях отсутствия массового корма в радиусе 25-28 км. В самой большой второй колонии к 20 июня осталось не более 300 птиц (из гнездившихся 3200), в первой колонии — примерно 200, в третьей — 6-8 птиц. 29 июня во второй колонии осталось их не более 20, а первая и третья колонии полностью опустели. В результате нехватки массового животного корма в трёх колониях 5 тысяч розовых скворцов практически полностью (на 99.6%) лишились потомства. В большинстве гнёзд (54.4%) родителями были брошены голые птенцы.

Следует отметить, что в предыдущем 1956 году запасы итальянской саранчи в этих местах были значительно больше и вторая колония состояла из намного большего числа скворцов (не менее 6 тыс.).

7 мая 1967 в пустыне Бетпак-Дала выявлен очаг впервые в массе появившейся гусеницы пустынной совки. Площадь очага 550 тыс. га, длина около 200 км (Шек, Степанов 1972). 13 мая у западной оконечности очага появились первые розовые скворцы. Здесь, в заброшенном каменном карьере, они обосновались крупной колонией под обломками осыпи камней. На дне карьера располагался небольшой водоём с ключевой водой. В колонии насчитывалось примерно 10 тыс. птиц. Кормились они голыми гусеницами пустынной совки. Длина гусениц 35-45 мм, на 1 м2 численность их достигала 50-80, местами 124. Гусеницы быстро передвигались по поверхности почвы, полностью обгры-

зая на своём пути листочки основных кормовых растений на пастбищах овец - терескена серого Eurotia ceratoides и солянки лиственницелистной Salsola laricifolia. 23 мая в одиночных гнездах скворцов появились неполные кладки из 1-3 яиц; основная часть гнёзд ещё пустовала. А ещё 17 мая гусеницы начали зарываться в почву на окукливание, на глубину 5-6 см. 23 мая 93% гусениц окуклилось. И к разгару кладки яиц массовой корм (гусеницы) для розовых скворцов исчез. В небольшом количестве имелись одиночные саранчовые и жуки; итальянская саранча отсутствовала. К 28 мая основная масса птиц покинула колонию, бросив гнёзда с яйцами. В колонии осталось менее 100 птиц, более чем у 99% скворцов погибло потомство.

В 1969 году в пределах очага 1967 года 18 мая снова появились гусеницы пустынной совки, но с меньшей плотностью и на меньшей площади (85 тыс. га). Розовые скворцы появились у очага и к 5 июня исчезли из этих мест. Найти их колонию не удалось. Ранее (Спангенберг 1954) уже отмечались случаи оставления гнёзд с яйцами и птенцами, но только запоздавшими с гнездованием парами при откочёвке основной массы птиц с поднявшимся на крыло молодняком.

В 1982 году в колонии в посёлке Карагога (под Шахтинском) первые розовые скворцы появились 13 мая. Одиночные молодые поднялись на крыло и покинули колонию 3 июля, в массе вылетели из колонии 5 июля. Следовательно, на гнездовье скворцы провели 53 дня (от прилета первых птиц до массового вылета из колонии молодых). От начала массового появления скворцов в колонии этот период составит не более 50 дней. Вот тот период, в течение которого скворцам необходим достаточный запас массового животного корма для выкармливания птенцов. В годы массового размножения саранчовых эта потребность в корме обеспечена за счёт огромного запаса саранчовых и длительности периода их развития (50 и более дней). В годы спада численности саранчовых, особенно итальянской саранчи, запасы их могут иссякнуть в период выкармливания птенцов, что приведёт к преждевременной откочёвке взрослых птиц из данной колонии и почти полной гибели потомства. При отсутствии повышенной численности саранчовых на очагах пустынной совки розовые скворцы не в состоянии выкармливать птенцов в крупных колониях из-за короткого периода стадии гусеницы совки (менее 25 дней).

Покинув гнёзда, стаи поднявшегося на крыло молодняка вместе со взрослыми птицами несколько дней кочуют неподалёку от колонии. Лётные молодые ещё продолжают выпрашивать корм у родителей.

4 июля 1969 в Джездинском районе Джезказганской области в местах скопления кобылок, неподалёку от гнездовых колоний, кормились стаи поднявшихся на крыло молодых и взрослых скворцов (по 100-200 птиц). С 17-20 июля 1979 в восточной части Карагандинской области (в

окрестностях посёлка Айбыз) на очагах нестадных саранчовых кормилась огромная стая розовых скворцов (до 2000 птиц) вместе с молодняком. С развитием садоводства в послегнездовой период отдельные стаи розовых скворцов задерживаются в Карагандинской области до начала августа, питаясь ягодами степной вишни и облепихи в садах. В 1975 году в окрестностях города Шахтинска в промышленном саду на берегу озера Сасыкколь выводки розовых скворцов появились с 19 июля (до 30 птиц). К 24 июля число птиц удвоилось, и они в массе уничтожали ягоды степной вишни.

В 1982 году 3-5 июля покинувшие гнёзда выводки розовых скворцов до 8 июля в массе кочевали в 4 км от колонии, расположенной в посёлке Карагога. Стаи по 150-200 птиц с криком залетали в тот же сад на берегу Сасыкколя, не повреждая поспевшие ягоды на плантации степной вишни. С 19 июля они полностью откочевали из сада.

Литература

Васильев К.А. 1962. Итальянская саранча (Calliptamus italicus L.) в Центральном Казахстане // Тр. Каз. НИИ защиты растений 7.

Гаврилов Э.И. 1974. Розовый скворец - Pastor roseus L. //Птицы Казахстана. Алма-Ата, б.

Спапгепберг Е.П. 1954. Розовый скворец Pastor roseus L. // Птицы Советского Союза. М., б.

Степанов Е.А. 1960. Материалы по экологии и практическому значению розового скворца в Карагандинской области // Орнитология З.

Шек Г.Х., Степанов Е.А. 1972. О массовых появлениях пустынной совки Pseudo-hadena immunda Ev. (Lepidoptera, Noctuidae) // Тр. Каз. НИИ защиты растений 11.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 5S3: 1234-1235

Новые находки сухоноса Cygnopsis cygnoides в Нижнем Приамурье

Н. Д. Поярков, В. Г. Бабепко

Второе издание. Первая публикация в 1987*

В 1984 году нами было обследовано Чёртово озеро, расположенное между озёрами Орель и Дальжа, в 15 км от долины Амура. 29 июля 1984 в 300 м от берега была отмечена группа сухоносов Cygnopsis

* Поярков Н. Д., Бабенко В. Г. 1987. Новые находки сухоносов в Нижнем Приамурье //Орнитология 22: 193-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.