Научная статья на тему 'Кулундинская степь: современная ситуация и прогнозы'

Кулундинская степь: современная ситуация и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кулундинская степь: современная ситуация и прогнозы»

САРАНЧОВЫЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОПАСНЫ

УДК 632.73

Кулундинская степь: современная ситуация и прогнозы

М.Г. СЕРГЕЕВ,

ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, заведующий кафедрой общей биологии и экологии Новосибирского государственного университета

Кулундинская степь, охватывающая обширные пространства в междуречье Иртыша и Оби вдоль границы с Казахстаном, - один из давно известных районов массовых размножений как стадных (итальянский прус СаИ^атиэ йаИсиэ), так и нестадных саранчовых. Первые сведения о подъемах численности этих насекомых относятся к началу XIX в. В последующие десятилетия серьезные повреждения ими зерновых культур и пастбищ отмечались неоднократно, при этом в качестве доминирующих видов, кроме пруса, выступали сибирская (Аегориэ эИэтсив), белополосая (СИо^Ырриэ аНэотагдтаШэ) и крестовая (Агсур1ега тюгор1ега) кобылки, а также малая крестовичка фосюв!аиги8 ЬгеуюоШэ). Так, в 1920-1921 гг. значительные пространства Кулунды (как и почти весь юг Сибири) были охвачены вспышкой размножения сибирской кобылки (Филипьев, 1926), а в 1925-1933 гг. произошло массовое размножение комплекса нестадных саранчовых (Предтеченский и др., 1935). В 1933 г подъем их численности достиг максимума: в Кулундинской степи было заселено почти 500 тыс. га, причем одновременно повысилась и численность итальянского пруса. В конце 1950-х годов в результате освоения целинных земель проблема вредоносности большинства видов нестадных саранчовых и пруса фактически перестала быть актуальной. Только в последнее десятилетие

Изменения средней плотности популяций итальянского пруса в Кулундинской степи (экз/м2)

Район Стация 2007 г. 2008 г.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Волчихинский Степные пастбища и старые поля кормовых трав 0,58 0,51

Михайловский То же 0,46 0,32

Ключевской Степные пастбища 1,76 0,8

Славгородский Старые поля кормовых трав 0,64 0,51

Бурлинский Средневозрастная залежь 0,96 0,16

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Карасукский Степные пастбища 0,32 0,56

Новое поле кормовых трав 0,48 0,64

ХХ века ситуация вновь обострилась, одна из причин -значительное увеличение площадей залежных земель (Сергеев и др., 2002; Лачининский и др., 2002), но спектр видов несколько изменился. По неизвестным нам причинам во второй половине ХХ века утратила хозяйственное значение сибирская кобылка (Сергеев и др., 1995).

Максимальный подъем численности итальянского пруса (1999-2000 гг.) сменился ярко выраженным спадом, во время которого состояние популяций соответствовало одиночной фазе (Сергеев, Ванькова, 2005; Сергеев, 2007). Вместе с тем в некоторых обычных типах местообитаний (поля кормовых трав, пастбища, залежи) присутствие пруса было ощутимым, а его плотность стабилизировалась на уровне 0,1-0,5 экз/м2. С 2006 г. в некоторых районах Кулундинской степи, преимущественно на залежах, отмечается повышение численности этого вида, ставшее особенно заметным летом 2007 г. (Сергеев, 2007). Однако конец весны 2008 г. был холодным и влажным, очевидно поэтому плотность итальянского пруса летом 2008 г. не возросла (см. таблицу). Дальнейшее увеличение численности (в среднем в 1,5 раза) выявлено лишь в Карасукс-ком районе Новосибирской области. Показательно, что у отловленных здесь взрослых особей по морфо-метрическим признакам (среднее отношение длины надкрылий к длине заднего бедра - 1,37 при варьировании от 1,26 до 1,45) половина самцов и почти все самки (соответственно 1,49 и 1,43-1,63) принадлежали по фазовому состоянию к переходной форме, а одна из самок - даже к стадной. Последний раз на юго-западе области преобладание в исследованных нами популяциях переходной формы отмечалось в 2000 г., а во всей Кулундинской степи - в 2002 г. (Сергеев, Ванькова, 2005). Кроме того, в 2008 г. в Карасукском районе высокие уровни численности (10-15 экз/м2) отмечены и для нестадных саранчовых, причем одним из основных доминантов впервые за последние девять лет почти во всех стациях (кроме пастбищ) стала белополосая кобылка.

Итак, ситуация с итальянским прусом в большинстве районов Кулундинской степи выглядит стабильной, однако это не типичная депрессия, при которой плотность его популяций существенно меньше - 0,01 экз/м2. Во многих местообитаниях уровень численности пруса таков, что, как и в предыдущем году, к осени может сформироваться значительный запас кубышек. Соответственно при благоприятных погодных условиях, особенно весной 2009 г., вероятно дальнейшее увеличение численности итальянского пруса. Преобладание на юго-западе Новосибирской области переходной формы данного вида также свидетельствует о воз-

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

можности начала новой вспышки его массового размножения.

Исследование выполнено благодаря частичной финансовой поддержке РФФИ (07-04-00341), Интеграционного проекта СО РАН (5.14) и программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект 2.1.1.5218).

Саранчу необходимо уничтожать вовремя

И.И. МАГОМЕДОВ,

главный специалист филиала ФГУ «Россельхозцентр»

по Республике Дагестан,

кандидат сельскохозяйственных наук

Азиатская саранча как вид в Дагестане присутствует постоянно. Плавни рек Терека, Сулака и прикаспийские заросли тростника являются ее многовековыми очагами и резерватами. На угодьях с полынно-злако-вой растительностью - пастбищах и сенокосах Кочу-бейской зоны, на хорошо прогреваемых склонах в предгорной части республики распространены итальянский прус, а из нестадных - многочисленные виды кобылок.

Азиатская саранча и другие виды саранчовых относятся к наиболее вредоносным, трудно прогнозируемым и контролируемым вредителям. Вспышки массового размножения саранчовых для Дагестана характерны давно, а начиная с 2001 г. вредоносность саранчовых стала нарастать.

Выживанию и накоплению саранчовых благоприятствует структура земельных угодий в республике - в основном это пастбища и сенокосы, которые против вредителей не обрабатываются. К тому же, в свое время построенная обширная система рисовых чеков оказалась заброшенной и стала хорошей базой для развития и расселения саранчи (уже вне ее природных очагов) на зарослях тростника вдоль водоемов и заливных лугов.

По результатам осенних обследований в 2007 г. и весенних в 2008 г., проведенных специалистами филиала Россельхозцентра, в текущем году ожидали массовое распространение саранчовых на 10450 га, их надлежало обработать в фазе личинок 2-3-го возрастов. Почвенные раскопки для уточнения зимующего запаса и его физиологического состояния в МУП «Шам-хальский» (Кировский район, г. Махачкала) выявили в очагах на 1 м2 свыше 300 яиц. При этом гибель яиц от неблагоприятных условий зимнего периода не превышала 1 %, яйца находились в отличном физиологичес-

ком состоянии. Такая же ситуация наблюдалась в хозяйствах и на отгонных землях горных районов - Киз-лярском, Тарумовском, Бабаюртовском. В лабораторных условиях отрождение личинок из яиц составило 100 %, и поэтому прогнозировали их дружное и массовое отрождение повсеместно в очагах развития.

С 15 мая в зоне Аграханского залива началось отрождение личинок азиатской саранчи. Как и прогнозировали, численность их была очень высокой и в кулигах не поддавалась учету. О складывающейся ситуации срочно были проинформированы МСХ, правительство Дагестана. Управлениям сельского хозяйства саранчовоопасных районов были разосланы телеграммы за подписью министра сельского хозяйства, предписывающие организацию обследований для уточнения заселенных саранчой площадей и проведения защитных мероприятий силами землепользователей. Для проведения обработок через Россельхозцентр были поставлены инсектициды фагот, 10 % кэ -1,5 т и герольд, 24 % вск - 200 л.

Но только в Тарумовском, Шамильском, Гунибском районах благодаря усилиям и поддержке глав администраций к обработкам против саранчи приступили вовремя. Были задействованы ранцевые, тракторные опрыскиватели, два аэрозольных агрегата (ГРД). Эффективность обработок в среднем превышала 90 %. Лучше других препаратов действовал каратэ-зеон (95 %), а эффективность фагота не превышала 70 %.

Необработанными остались участки, расположенные вблизи озер, рек, рыборазводных прудов, где применение химических средств запрещено по санитарно-гигиеническим нормам. За ходом обработок следили специалисты филиала Россельхозцентра, управления Россельхознадзора,представители СЧС,управлений сельского хозяйства и землепользователи. После проведения защитных мероприятий составлялись соответствующие акты. Оперативная информация о заселенных и обработанных площадях ежедневно передавалась заинтересованным республиканским органам, регулярно публиковалась в средствах массовой информации.

В целом по Дагестану угроза повреждения посевов сельскохозяйственных культур была предотвращена. Этому способствовали проведенные химические обработки на общей площади около 19 тыс. га, из них на 18 тыс. га - против азиатской саранчи. Ситуация осложнялась тем, что стаи саранчи залетали с непроходимых болот вокруг Кизлярского и Аграханского заливов, а также с Аксайского водохранилища, которое со временем тоже превратилось в болото.

Приходится констатировать, однако, что не все было ладно с организацией противосаранчовых работ. Внимание к этой проблеме в республике явно не было до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.