Научная статья на тему 'Кораническое понимание понятия справедливость'

Кораническое понимание понятия справедливость Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1148
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / КОРАН / ШАРИАТ / SHARIAH / АДЛ / ЗУЛЬМ / QUR''AN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аушев Хасан Омарович

В статье рассматривается понятие справедливость как социально-философская категория и выясняется особенности его понимания в Коране. Цель статьи заключается в рассмотрении вопросов: Что такое справедливость? Каковы особенности его понимания в Коране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QURANIC UNDERSTANDING OF THE CONCEPT OF FAIRNESS

Annotation: the article discusses the concept of “justice” as a socio-philosophical category and the features of its understanding in the Qur'an are revealed. The purpose of the article is to consider the questions: What is justice? What are the features of his understanding in the Qur'an

Текст научной работы на тему «Кораническое понимание понятия справедливость»

вюник Чершвецького унiверситету / [вiд ред. Б.1. Бунчук]. - Чернiвцi : Рута, 2007. - Вип. 321 - 322. - С. 194 - 199.

5. Бондар О.1. Мова: структура, суспшьство, культура. До 60^ччя з дня народження проф. Бондаря О. I. : [зб.наук.ст.] / О.1. Бондар; ОНУ iM. I.I. Мечникова. - Одеса, 2012. - 229 с.

6. Бондар O.I. Семантична класифшащя предикалв на функщональ-но-когнiтивнiй основi / О. I. Бондар // Мовознавство. - 2009. - № 3 - 4. - С. 118 - 125.

7. Бондар О.! Система i структура функщонально-семантичних полiв темпоральност в сучаснш украшськш лггературнш мовi. Функщо-нально-ономасiологiчний аспект : дис. ... доктора фшол. наук : 10.02.01 / Олександр ^анович Бондар. - Одеса, 1998. - 369 с.

8. Забужко О. Музей покинутих секрепв / О. Забужко. - [Електрон-ний ресурс]. - Режим доступу. - <http://www.rulit.net/books/muzej-pokinutih-sekretiv-read-220483-1.html>. - Назва з екрану.

9. Зализняк А. А. Ключевые идеи русской языковой картины мира / А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев. - М., 2005. - 504с.

10. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. -М.: Изд-во «Наука», 2014. - 360с.

11. Корнилов, О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / О.А. Корнилов. - М.: ЧеРо, 2003. - 349с.

12. Труба Г.М. Функщональна взаeмодiя категорш становост та ас-пектуальност в украшськш мовг дис. ... канд. фшол. наук : 10.02.01 / Г.М. Труба. - Одеса, 2014. - 209 с.

КОРАНИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аушев Хасан Омарович

РАНХиГС при Президенте России 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82

Аннотация: В статье рассматривается понятие справедливость как социально-философская категория и выясняется особенности его понимания в Коране. Цель статьи заключается в рассмотрении вопросов: Что такое справедливость? Каковы особенности его понимания в Коране

Annotation: the article discusses the concept of "justice" as a socio-philosophical category and the features of its understanding in the Qur'an are revealed. The purpose of the article is to consider the questions: What is justice? What are the features of his understanding in the Qur'an

Ключевые слова: Справедливость, Коран, шариат, адл, зульм

Keywords: justice, the Qur'an, the shariah

Справедливость - одна из самых сложных этических категорий, затрагивающая широкую сферу человеческих отношений. Содержание этого

понятия отражает экономические, политические и правовые условия жизни общества и тенденции их развития.

Понятие справедливости, наряду с такими этическими категориями, как истина, добро, правда, входят в мироощущение человека с давних времен.

Эти понятия-ценности издавна и глубоко проникли во все формы общественного сознания, выступая как цели и регуляторы важнейших ценностно-смысловых идей и представлений.

Справедливость - это основа человеческой жизни, кардинальный принцип существования и функционирования человеческого общества. Она распространяется на все аспекты жизни и позволяет человеку жить в мире и гармонии с другими людьми.

Примечательно, что ислам отводит справедливости исключительно важное место, так как она способствует социальному порядку, который позволяет людям развивать свои человеческие качества, жить в мире и гармонии, делать этот мир лучше.

Разные культуры имеют разные представления о справедливости, так как культура обычно связана с историей, мифологией и/или религией. На понятие справедливости влияет система этических ценностей, характерная для данной культуры. Хотя во всех или в большинстве культур можно обнаружить некоторые общие принципы данного понятия, этого недостаточно для выработки единого понимания справедливости для всего человечества.

В античной философии справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как космический порядок, отразившийся в порядке социальном. Аристотель понимал под справедливостью, с одной стороны, соответствие закону, а с другой стороны — справедливое отношение к окружающим. Социальную справедливость он видел в пропорциональном равенстве: владеющий большим состоянием делает больший взнос, а владеющий малым состоянием — меньший. Разделяя справедливость на природную и установленную законом, философ признавал превосходство первой, но оправдывал социальное неравенство интересами государства и общества.

Во все времена идея справедливости была одним из основных факторов общественного согласия, и понимание справедливости связывалось с поддержанием существующего строя и порядка. В социальной практике это выражалось в мерах наказания за нарушение установленных норм, перераспределении богатств и т. п. Этика справедливости определялась необходимостью восстановить нарушенный баланс (наказать преступника, компенсировать нанесённый пострадавшему урон и т. д.), и реализация чувства справедливости связывалась с государством как институтом легитимной власти.

В исламе для обозначения понятия справедливость используется термин «адл». В понимании Ислама справедливость заключается в том, чтобы

каждая вещь занимала предназначенное для нее место. Несправедливость в арабском языке обозначается словом зульм. Зульм образовано от глагола, означающего «помещать что-либо не на своё место», «вырыть яму не в нужном месте». Поэтому мусульмане понимают под несправедливостью любое уклонение от пути, указанного Аллахом.

Исходя из такого понимания справедливости самой худшей формой несправедливости в исламе считается приобщение сотоварищей к Аллаху, поклонение кому-либо, кроме Него т.е ширк: «Многобожие — великая несправедливость» [5, 31/13].

Справедливость также заключается в том, чтобы относиться ко всем одинаково, никого не ущемляя.

Достижение социальной справедливости является целью всех общественно-экономических систем. Однако ни одной системе не удалось добиться гармонии между личностью и обществом, так как они не учитывает того, что люди не смогут достичь полного довольства, если не будут удовлетворены их духовные потребности.

В исламе идея справедливости приобретает ярко выраженную ценностную ориентацию и опирается на авторитет Откровения. В Коране говорится: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости ...» [5, 57/25]. Идеалы справедливости провозглашены Аллахом и не являются предметом общественного обсуждения. Тем не менее каждая из этих ценностей поддаётся рациональному объяснению, чтобы люди разделяли их, не вступая в конфликт со своими знаниями.

Исходя из того, что люди по природе своей отличаются друг от друга и телесно, и душевно, Ислам не поддерживает принцип абсолютного равенства людей независимо от их пола, физических и интеллектуальных способностей. Люди получают разное воспитание и образование, имеют неравную силу и неодинаковое здоровье. Различия между их характерами и вкусами, наклонностями и предпочтениями, способностями и возможностями настолько велики и разнообразны, что всех их не сосчитать. Поэтому ислам придерживается дифференцированного подхода к распределению прав и обязанностей, и не наделяет абсолютно всех людей одинаковыми правами: несовершеннолетние дети и слабоумные не имеют права распоряжаться собственным имуществом. С другой стороны, Шариат не возлагает на всех людей одинаковые повинности: старики, больные, женщины и дети не обязаны нести воинскую службу.

Согласно исламу, отношение к человеку без учета его индивидуальности и положения, в котором он находится, нельзя назвать справедливый. Поэтому справедливость в исламе опирается на два главных принципа.

1. Принцип равенства: все люди равны перед Аллахом и пользуются правом на человеческое достоинство и прочими правами, приличествующими человеку.

2. Принцип различия: социальные, экономические и политические неравенства должны регулироваться так, чтобы не ущемлялись ни индивидуальные, ни коллективные права членов общества [4].

Ислам рассматривает справедливость в контексте взаимоотношений индивида с Аллахом, окружающим миром и самим собой. Человек имеет права и обязанности, соразмеренные с его возможностями и соответствующие Божественной мудрости: «Аллах, не возлагает на человека сверх его возможностей» [5, 2/286].

Коллективные и индивидуальные права в исламе сбалансированы в интересах всех членов общества и каждого индивида, в частности. Так, Коран обязывает детей повиноваться родителям, оказывать им всяческое уважение и всесторонне заботиться о них, запрещает проявлять к ним малейшее неуважение и отворачиваться от них. С позиции индивидуалистской морали эти обязанности обременительны и ущемляют права детей. Ислам же исходит из того, что человек находится в неоплатном долгу перед родителями. Такой подход, в конечном итоге, способствует формированию здоровых отношений между различными социальными группами, помогает развитию человеческого потенциала и предотвращает возникновение культа молодости, поразившего общества с либеральными ценностями.

Ислам запрещает любые проявления несправедливости: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» [5, 5/8].

Ислам рассматривает общество как живой организм, здоровье которого зависит от благополучия его членов и существования между ними нормальных культурных, экономических и политических отношений. Пророк Мухаммад говорил: «Верующие подобны единому организму: если у него заболевает голова, то остальные части тела откликаются на это жаром и бессонницей».

Согласно исламу, отношения между всеми членами общества должны строиться на принципах справедливости и милосердия. Великий русский мыслитель Л. Н. Толстой писал: «Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше её — ступени к совершенству, ниже — порок». Эти слова совпадают с исламскими представлениями относительно справедливости и милости. Творя справедливость, человек отдаёт все, что с него причитается, и требует от других всё, что ему полагается. Если же он делает для людей больше, чем полагается, и прощает им часть того, что они должны ему, то он проявляет милость и поднимается на более высокую ступень праведности. На это указывается в аяте: «Воздаяние за зло — равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» [5, 42/40].

Законы Шариата требуют установления справедливых отношений между руководителями и подчинёнными, мужем и женой, родителями и детьми, между соседями, партнёрами, коллегами по работе. Так, одной из основ мусульманского воспитания является соблюдение справедливости в отношениях с детьми. Душевная рана, полученная в детстве, или обида на

несправедливое отношение со стороны родителей нередко оставляют неизгладимый след на характере и психологическом состоянии человека. В будущем это может отразиться не только на его поведении в обществе, но и на отношении к собственным родителям, детям, близким.

Особое внимание ислам уделяет справедливому обращению с подчинёнными. В этом плане главным средством защиты их прав является возложение на руководителей и старших ответственности за тех, кто находится под их началом. В одном из хадисов Пророка говорится: «Каждый из вас — пастырь, и каждый в ответе за свою паству. Правитель — пастырь, и он в ответе за своих подданных. Муж — пастырь в семье, и он в ответе за свою семью. Жена — пастырь в доме своего мужа, и она в ответе за него».

Ислам предоставляет всем членам общества равные возможности для участия в справедливом экономическом соревновании и обязывает их быть доброжелательными друг к другу. Шариат запрещает монополизацию каких-либо сфер производства или услуг, обман и мошенничество, коррупцию и взяточничество, ростовщичество и злоупотребление чужой беспомощностью. Исламские законы в равной степени защищают права производителей и потребителей.

Одна из функций Шариата — установление справедливого порядка на земле. Поэтому Коран требует от верующих блюсти справедливость даже тогда, когда это может навредить их собственным мирским интересам: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников» [5, 4/135].

Социальное расслоение общества отражается на духовном, нравственном, психологическом, физическом и интеллектуальном здоровье нации. Законы Шариата ограничивают процесс поляризации общества и позволяют реализовать социальную справедливость. Понимание социальной справедливости, как правило, исходит из реальных возможностей общества, и если его ресурсы используются неэффективно или распределяются несправедливо, то это вызывает естественное возмущение народа.

В исламе один из основных механизмов достижения единства и взаимопонимания между различными социальными слоями — выплата закята и пожертвований. Согласно традиции, этот процесс регулируется государством и проводится так, чтобы перераспределение имущества не поколебало в людях чувство частной собственности. Ислам защищает право на частную собственность, ибо только обладание ею способно пробудить в людях неистощимое стремление к творческому труду и развитию.

Принципы исламской экономики нацелены на поддержание баланса между социальным обеспечением малоимущих слоёв населения и ростом материального благосостояния. Экономические свободы в исламе оцениваются в контексте не только раскрытия возможностей субъекта экономических отношений, но и в свете той пользы или вреда, которую его деятельность приносит обществу в целом. Справедливой считается только

собственность, нажитая своим трудом и честным путем, то есть без ущемления прав других людей.

Социальная справедливость также предполагает реализацию в полной мере права на человеческое достоинство: каждый человек заслуживает уважения и достойного обращения, независимо от его национальной, расовой или религиозной принадлежности, его происхождения или социального положения. Ислам признаёт существующие между людьми различия, провозглашая их основой для культурного обмена и диалога. Любые проявления расизма, национализма и шовинизма отвергаются Кораном как заблуждение и уклонение от прямого пути: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» [5, 49/13].

Ислам запрещает любые проявления сословной, национальной или расовой дискриминации. Даже гордость знатным происхождением расценивается в хадисах как пережиток и предрассудок эпохи невежества. Каждый человек имеет право на материальное и духовное благосостояние в зависимости от возможностей общества. В справедливом государстве все люди имеют равные возможности получения образования, занятия должностей и достижения социального положения, и нарушение этого принципа угрожает общественной безопасности, поддержание которой является одной из целей Шариата.

Список литературы

1.Алимчулов М. Философия справедливости или Социальная защита населения в Исламе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/41278 (дата обращения: 17.03.17)

2.Аль-Халавани А. Ислам и социальная справедливость [Электронный ресурс] // Ислам для всех: сайт. - URL: http://islam.com.ua/smisl-islama/17556-islam-i-sotsialnaya-spravedlivost-chast-1 (дата обращения: 15.03.17)

3.Бакхач О. "Все богатство принадлежит Аллаху". О социальной справедливости в Исламе [Электронный ресурс]// ЦентрАзия: сайт. - URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1080597600 (дата обращения: 15.03.17)

4.Кулиев Э. Муртазин М. Исламоведение [Электронный ресурс]// Электронный минбар: сайт. - URL: http://e-minbar.com/islamovedenie (дата обращения: 17.03.17)

5.Кулиев Э. Коран. Перевод смыслов и комментарии. - М.: Эксмо,

2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.