Научная статья на тему 'Философия Ислама: экзистенциально-онтологический концепт'

Философия Ислама: экзистенциально-онтологический концепт Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / КОРАН / QURAN / СОЗДАТЕЛЬ / CREATOR / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ / SOCIAL / МУСУЛЬМАНИН / MUSLIM / ШАРИАТ / SHARIA / КОНЦЕПТ / CONCEPT / СИСТЕМА / SYSTEM / СОГЛАСИЕ / EXISTENTIAL / ACCEPTANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Имаев Тимур Рауфович, Хусаинова Айсылу Хамзеевна

В статье рассматривается Ислам как религия-система в контексте глобальных процессов мироустройства. Актуальность данной проблемы обусловлена современными неоднозначными подходами и взглядами на мусульманскую религию и культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of Islam religion: an existential-ontological concept

The article considers Islam as a religion system in the context of global processes of the world. The relevance of this problem is due to modern mixed approaches and views on the Muslim religion and culture.

Текст научной работы на тему «Философия Ислама: экзистенциально-онтологический концепт»

Т.Р. ИМАЕВ

магистрант кафедры философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы*

А.Х. ХУСАИНОВА кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы**

Философия Ислама: экзистенциально-онтологический

концепт

В начале III тысячелетия мир остается многополярным и нестабильным, где происходит своеобразный «возврат к истокам» - к мусульманской культуре и исламской религии, проповедующей идеалы мира, добра и справедливости. В связи с этим весьма актуальной становится проблема нового прочтения Корана и понимания философии Ислама, которая приобретает всемирную и общечеловеческую значимость'.

В Священном Писании мусульман, в Коране, заложены основные характеристики Ислама - религии мира, добра и созидания. Это система, основанная на признании Единственности Одного Создателя и смирении перед Его законами: «Поистине, религия (система) пред Аллахом - ислам (смирение) - и разошлись те, кому было даровано писание, только после того, как пришло к ним знание, по злобе между собой. А если кто не верует в знамения Аллаха... то ведь Аллах быстр в расчете!» (3:19)2

Ислам - не имя собственное, но описательное существительное, производное от арабского глагола «асляма», означающего смиряться, предаваться, подчиняться. Термин «ислам» используется для

* Имаев Тимур Рауфович, e-mail: alim.ibnrauf@yandex.ru Хусаинова Айсылу Хамзеевна, e-mail: a_hah@mail.ru

1 Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М.; Изд-во УДН, 1987. 176 с.

2 Коран. Пер. с арабского акад. И.Ю. Крачковского. М.: МНПП «Буква», 1991. 58 с.

обозначения системы-религии, проповедуемой всеми (без исключения) Его посланниками и пророками: «И вот внушил Я апостолам: «Уверуйте в Меня и в Моего посланника!» Они сказали: «Мы уверовали, свидетельствуй, что мы предались! (муслимун)». А если вы отвернетесь, то ведь я не прошу у вас награды: поистине, моя награда - только у Аллаха, и повелено мне быть предавшимся! (муслимин)». «Кто лучше по религии, чем тот, кто предал (асляма) свой лик Аллаху, будучи добродеющим, и последовал за общиной Ибрахима, ханифа? Поистине, Аллах взял Ибрахима другом!» (5:111; 10:72; 4:125). Следовательно, это предполагает предание себя только Одному Богу: «Да! Кто предал (асляма) свой лик Аллаху, причем творит добро, то ему - его награда у его Господа, и нет страха над ними и не будут они печальны. Вот сказал ему его Господь: «Предайся!» (аслим) Он сказал: «Я предался (аслямту) Господу миров!» (2:112; 2:131). Из этого следует, что Ислам - это

о

система, основанная на универсальных общечеловеческих принципах3 и находящаяся в гармонии с природой. «Неужели же они стремятся к религии другой, чем религия Аллаха, когда Ему предались (асляма) те, что в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему вы будете возвращены?» (3:83).

Это религия, стремящаяся и к межконфессиональным миру и согласию: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (2:62). Далее: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся». (2:135). Исходя из этого, можно утверждать и то, что мусульманская религия есть система,

3 Массэ А. Ислам. М.:1963.

призывающая к совершению добра и установлению нравственности. «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание» (16:90). Следовательно, вся система Ислама построена на миролюбии, честности и воздержании от зла: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство их являются нечестивцами» (3:110). Из этого следует то, что Ислам устанавливает для своих последователей наивысшие моральные стандарты поведения. «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова... Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством!» (25:63-72,76).

Ислам как мировая религия призывает человека к научному анализу и исследованию истории его происхождения на земле. «Скажи: «Идите по земле и посмотрите, как Он начал творение; потом Аллах воздвигнет последнее создание. Поистине, Аллах мощен над каждой вещью!» (29:20). Следовательно, Ислам проповедует убеждение, основанное на разуме и объективных доказательствах, не на эмоциях, предвзятости и субъективном опыте. «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: ведь слух, зрение, сердце - все они будут об этом спрошены» (17:36). Поэтому, исламская религия, как и философия, признаёт ведущую роль разума: «Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, - знамения людям разумным!» (2:164). Ислам требует

поиска и накопления знаний, объясняет силу и пользу получения образования4: «Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах - Могущественный, Прощающий» (35:28; 29:47-49). И эта совершенная система призывает людей к научному анализу и исследованию истории происхождения человека на земле: «Скажи: «Идите по земле и посмотрите, как Он начал творение; потом Аллах воздвигнет последнее создание. Поистине, Аллах мощен над каждой вещью!» (29:20). Итак, научный концепт исламской религии призывает к бережливому и разумному обращению с землей и природой в целом: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30:41-42).

Как известно, в Исламе отрицается наличие посредников между Богом и человеком и запрещается установление церкви: «Страшитесь того дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда не будет принято заступничество, когда нельзя будет откупиться и когда им не будет оказана поддержка» (2:48). Отсюда очевидно одно, эта религия основана на личной свободе, ответственности, отрицании ложных авторитетов: «Скажи: «Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть - у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я - первый из предавшихся». Скажи: «Разве другого, чем Аллах, я буду искать Господом?» Он - Господь всего. Что каждая душа приобретает, то остается ей, и не понесет носящая ношу другой. А потом к Господу вашему ваше возвращение, и Он сообщит вам про то, в чем вы разногласили. Он - тот, который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил. Поистине,

4 Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы.1991, с. 103.

Господь твой быстр в наказании, и, поистине, Он - прощающий, милосердный!» (6:162-165).

Исламская система вероисповедания защищает свободу слова, самовыражения и вероисповедания: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах - слышащий, знающий!» (2:256). Далее: «И скажи: «Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует». Напоминай же, ведь ты - только напоминатель! Ты над ними - не властитель...» (18:29 10:99-100; 88:2122).

Это философская система, гарантирующая справедливость и беспристрастность по отношению ко всем людям, без различия по религиозному, расовому, половому, национальному, социальному, экономическому принципам: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8). Ислам дает человеку право публично выступать в защиту своих прав вне зависимости от того, кто является нарушителем - отдельная личность или государство: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах - Слышащий, Знающий» (4:148). Следовательно, данная религия построена на наивысшем уважении к отдельной человеческой жизни: «По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех» (5:32).

С экзистенциальной точки зрения данная религиозная система не возлагает ответственность за грехи на других людей и оставляет за

индивидуумом право на независимый выбор5, подразумевающий всю полноту личной ответственности: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменят свои помыслы» (13:1). Далее: «Ни одна душа не понесет чужого бремени. Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены. А затем он получит воздаяние сполна» (13:1; 53:38-41).

В юриспруденции шариат признает и защищает право человека на личную жизнь: «О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас злословить о своем покойном брате? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь Аллах - прощающий, милосердный» (49:12). А также обеспечивает защиту свидетелей: «Когда вы условливаетесь между собой о чем-либо, призывайте свидетелей. Не следует чинить обиду писцу или свидетелю. Если же вы станете обижать их, то совершите грех. Страшитесь же Аллаха, Аллах вас учит [добру], Аллах знает обо всем сущем» (2:282).

Как мировая религия Ислам стремится к объединению человечества путем устранения всех видов дискриминаций: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом -самый благочестивый. Поистине, Аллах - знающий, сведущий!» (49:13). В социальной сфере Ислам поощряет благотворительность и помощь нуждающимся: «Запиши за нами в этой ближайшей жизни благое деяние, и в будущей мы обратились к Тебе!». Он сказал: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение (милостыню) и которые веруют в Наши знамения» (7:156). Ислам предписывает проявление уважения, сострадания и милосердия к

5 Хусаинова А.Х. Экзистенция свободы выбора (философский анализ). Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. 36 с.

женщине: «И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других. Господи наш! Прости же нам наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас с праведниками» (3:195).

С экономической точки зрения исламская религия поощряет распределение материальных благ и увеличение социальных льгот, защищающее экономические свободы человека: «Они спрашивают тебя: что им издерживать? Скажи: «Что вы издерживаете из блага, то -родителям, близким, сиротам, бедным, путникам. Ведь, что бы вы ни сделали из добра, - поистине, Аллах про это знает» (2:215). Ислам запрещает получение материальной выгоды за счет данной религии: «О вы, которые уверовали! Многие из книжников и монахов пожирают имущество людей попусту и отклоняют от пути Аллаха. А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, -обрадуй их мучительным наказанием. В тот день, когда в огне геенны будет это разожжено и будут заклеймены этим их лбы, и бока, и хребты! Это - то, что вы сберегли для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегали!» (9:34-35). Шариат запрещает взяточничество и коррупцию, требует установления жестких ограничений влияния лобби-групп и монополий в политике и экономике: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188). Ислам не опровергает, а признает право частной собственности: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам» (4:29). Эта религия порицает непроизводительную, спекулятивную форму экономики: «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: «Ведь торговля - то же, что рост». А Аллах разрешил

торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те - обитатели огня, они в нем вечно пребывают! Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню. Поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника!» (2:275-276). Итак, с социальной точки зрения эта система выступает в защиту прав угнетенных и обездоленных: «И почему бы вам не сражаться во имя Аллаха и ради обездоленных мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого -притеснители. Назначь нам от Тебя покровителя и заступника!» (4:75).

В современном мире Ислам реализуется как система, построенная на принципах совещательности и демократии: «Для тех, которые повинуются Аллаху, совершают обрядовую молитву, вершат свои дела по взаимному совету и делают пожертвования из того, чем Мы их наделили» (42:38). Ислам как миролюбивая система стремится к установлению мира путем разрешения самообороны и сдерживания агрессии: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками. Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он - Слышащий, Знающий» (60:8-9; 8:60). Ислам учитывает древний закон равного воздаяния («око за око»), однако допускает возможность прощения при желании потерпевшей стороны: «И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь» (17:33; 42:40-43).

В начале наступившего XXI столетия вопрос о месте и роли философии Ислама в социально-экономической жизни человека и общества в целом приобретает особую значимость, ибо неустойчивая и нестабильная ситуация в мире требует осознанного, разумного, взвешенного подхода в решении экзистенциально-онтологических и религиозно-конфессиональных проблем человеческого бытия.

Имаев Т.Р., Хусаинова А.Х. Философия Ислама: экзистенциально-онтологический концепт. В статье рассматривается Ислам как религия-система в контексте глобальных процессов мироустройства. Актуальность данной проблемы обусловлена современными неоднозначными подходами и взглядами на мусульманскую религию и культуру.

Ключевые слова: Ислам, коран, Создатель, религия, философия, экзистенция, социальное, мусульманин, шариат, концепт, система, согласие.

Imaev T.R., Khusainova A.Kh. Philosophy of Islam religion: an existential-ontological concept. The article considers Islam as a religion system in the context of global processes of the world. The relevance of this problem is due to modern mixed approaches and views on the Muslim religion and culture.

Key words: Islam, the Quran, the Creator, religion, philosophy, existential, social, Sharia, concept, system, acceptance, Muslim.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.