Научная статья на тему 'Место Корана в системе источников мусульманского права'

Место Корана в системе источников мусульманского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3953
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СДЕЛКИ / ОТКАЗ ОТ ПРОЦЕНТОВ / СВИДЕТЕЛЬ / ПРАВА ЖЕНЩИНЫ / БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ / ИСЛАМСКИЕ БАНКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахкубекова Жаннат Даргаевна

Статья посвящена актуальным проблемам мусульманского права, урегулированных Кораном как главным его источником и содержит предложения по дополнению российского законодательства некоторыми из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of Koran in the system of sources of muslim law

This article is devoted to the actual problems of Muslim law regulated by Koran – the main source of it and contains some legal ideas to incorporate into Russian laws (or legislation).

Текст научной работы на тему «Место Корана в системе источников мусульманского права»

2.8. МЕСТО КОРАНА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Ахкубекова Жаннат Даргаевна, юрист, аспирант кафедры теории государства и права. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: dorgaj.janna@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам мусульманского права, урегулированных Кораном как главным его источником и содержит предложения по дополнению российского законодательства некоторыми из них.

Ключевые слова: сделки, отказ от процентов, свидетель, права женщины, брачный контракт, исламские банки.

THE PLACE OF KORAN IN THE SYSTEM OF SOURCES OF MUSLIM LAW

Akhkubekova Jannat Dorgaevna, lawyer, post-graduate student at theory of state and law chair. Place of study: Moscow Presidential academy of national economics and state employment. E-mail: dorgaj.janna@yandex.

Annotation: This article is devoted to the actual problems of Muslim law regulated by Koran - the main source of it and contains some legal ideas to incorporate into Russian laws (or legislation).

Keywords: transactions, the usury rejection, witness, rights of woman, matrimonial contract, islamic banks.

Коран является источником мусульманского права первостепенной важности.

В нем нет четко выделенной границы между правовыми нормами, нормами морали и религии. Но, главным образом, нормы права содержатся в Суре №2 Аль Бакара («Корова»), в Суре№ 4 ан-Ниса («Женщины»), Суре №5 Аль-Маида («Трапеза»), Суре №24 Ан- Нур («Свет»), Суре №3 Аль-Имран («Семейство Имрана»), Суре №30 Ар-Рум («Римляне») и др..

Так, в Суре «Корова» 40, 42, 104,138,145,148, 149, 179, 180, 181, 183, 191, 192, 193, 212 аяты устанавливают обязанности верующего перед Аллахом, как то: совершение молитвы (салят, намаз), выплата очистительной милостыни (закят), пост(саум), совершение паломничества в Мекку и Медину (хадж), очищения (тахарата), война в защиту своей веры от посягательств со стороны язычников и иноверцев, с одной стороны, и против низменных плотских устремлений своей души - нафсом, с другой,(джихад не в понимании современных средств массовой информации, а именно с точки зрения истинного ислама, который является не религией агрессии, а религией добра и мира). Касательно джихада представляется необходимым отметить, что Пророк Мухаммад( ДБАП) говорил: «Наилучший джихад - это борьба со своим нафсом (душой)»1. Сподвижники Пророка (ДБАП), возвращаясь с войны, говорили, что они вернулись с малого джихада на большой, потому что борьба с сата-ной(шайтаном, иблисом) происходит постоянно до самой кончины человека2.

226-237, 240-241 айяты указанной суры предвосхищают содержание правовых норм, касающихся положения женщин, находящихся в браке, регламентиро-

1 Аль- Газали А. Х. Исследование сокровенных тайн сердца. Москва, ИД «Ансар», 2006. С. 2і.

2 Ал-Газали. Указ. соч. Там же.

ванных в Суре№4 Ан-Ниса («Женщины»). Эти нормы устанавливают обязанности мужчин, состоящих в браке, относительно женщин, с которыми они развелись, предоставляют мужчинам право на развод (таляк) с соблюдением ряда условий, призванных защитить женщину и материально, и морально. Так, аят 231 указанной суры гласит: «Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их, по добру, или же отпускайте их по добру, но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая [закон]. А кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем”.

Согласно аяту №230 супруг имеет право разводиться с женой два раза и возвращать ее в качестве супруги после примирения. Вслучае же третьего развода, такой развод становится неуничтожимым и муж не может жениться на бывшей супруге, пока она не выйдет за другого мужа и не разведется с ним. При этом прежним супругам дозволено вернуться к совместной семейной жизни при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха, ибо “это - законы, установленные Аллахом”. Идея данного аята сводится к тому, чтобы мужчина не злоупотреблял своим правом, ведь он не обладает неограниченной свободой и властью в обращении со своей женой. И,вообще, ислам не допускает легкомысленного и пренебрежительного отношения к расторжению брака, потому что брак является ячейкой, цементирующей морально -правовые устои общества.

Аят №233 устанавливает обязанность матери кормить ребенка грудным молоком в течение двух лет: “Кормящие матери обязаны кормить своих детей два полных года: это в случае, если хочет завершить кормление ребенка грудью. А отец ребенка, согласно доброму обычаю, обеспечивает пропитание и одежду матери. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Не причиняется никакого вреда матери за ее ребенка и отцу за его ребенка. Те же обязанности возлагаются на наследника. А если отец и мать захотят отнять [ребенка]от груди по взаимному согласию и совету, то на них нет греха. А если вы захотите пригласить кормилицу для ваших детей, то нет греха на вас, коли вы заплатите, по добру. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете». Как видно, здесь затрагиваются и право женщины решать, кормить ребенка грудью или нет, и право мужчины, ее супруга обеспечивать жену лишь в меру своих материальных возможностей, и совместное право супругов на найм кормилицы для ребенка, и право ребенка на благоприятные условия, в которых он должен воспитываться. А кормилице младенца Коран устанавливает плату, поскольку кормление грудью чужого ребенка представляет собой, по нашему мнению, один из видов гражданско-правовых услуг, оказываемых на возмездной основе.

В этой связи необходимо упомянуть и про брачный контракт, который подписывается сторонами при заключении брака (никяха).

Некоторые ученые считают брак договором купли-продажи, в котором в качестве товара выступает женщина: «Брак остается контрактом, согласно которому

муж, как квазипокупатель занимает господствующее положение»3.

Вышеприведенное мнение представляется необоснованным, поскольку согласно Корану и хадисам Пророка (ДБАП), как второму источнику исламского права, родственник или опекун женщины не имеет права принудить ее насильно вступить в брак без ее личного согласия. В противном случае брак будет считаться недействительным. С другой стороны, если мы будем сравнивать заключение брачного контракта и вступление в брак с гражданско-правовым договором купли-продажи, в котором субъектом, заменяющим покупателя будет выступать будущий супруг, а товаром - будущая супруга, то мы столкнемся с неразрешимым противоречием: товар, как объект и предмет сделки не может выражать свое согласие на то, чтобы быть проданным тому или иному покупателю либо не быть проданным вообще никому, а женщина, являющаяся личностью со всеми правами и обязанностями, а не вещью, вправе отказаться от матримониального предложения, если оно исходит от мужчины, который ей не нравится по той или иной причине.

Брак призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность, как обоим супругам, так и их будущим детям: «... они (т.е. жены -прим. автора) - одеяние для вас, а вы -одеяние для них.»- Коран, Сура 2, айят № 187».4

Во 2, 3, 7, 19, 20, 23, 32,34, 35 38, 39, 126 - 129 и др. аятах суры Ан-Ниса устанавливаются нормы совместной жизни супругов во браке. 8 - 15 аяты содержат правила раздела имущества среди его наследников, определяются размеры доли каждого наследника. В 33, 34, 94, 95 аятах рассматриваемой сурыосвещаются вопросы преступления и наказания.

В указанной суре в аяте 19 Коран красноречиво повелевает: «Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое». Аят 20, в продолжение предыдущего устанавливает: «Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра ] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из этого».

Для опровержения постулата об ущемлении прав женщин в исламе представляется необходимым процитировать аят 34 исследуемой суры: «Мужья - попечители жен [своих], поскольку одним (т.е. мужьям) Аллах дал преимущество перед другими (т.е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] средства из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим] и хранят честь и имущество, которые велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых не уверены вы, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и, [наконец], ударяйте их мягко. Если же повинуются они вам, то не ищите пути против них. Воистину, Возвышен Аллах, Велик”. Попытаемся разобраться в этом аяте. Во-первых, семья - это коллектив и, как и во всяком коллективе, в ней должен быть свой лидер, что не исключает права жены участвовать в обсуждении семейных вопросов. Доказательством этому служит ранее упомянутый аят № 233 суры “Корова”, в котором супруги по взаимному согласию и совету решают вопрос о

3 Таилов Р. З. Генезис мусульманского права (историкоправовой аспект)/дис. на соиск. уч. степени канд. юр. наук : Спб., 2004.-С. 21.

4 Хаттаб Х. Справочник мусульманской женщины. : Пер. с англ.

Гончаровой Т.В. -М.: УММА, 2002.-С.83.

вскармливании ребенка кормилицей. Названный айят имеет показательный характер, так как все вопросы такого масштаба, как вскармливание и воспитание ребенка, семейно-бытовые проблемы решаются сообща на основе равноправия супругов.

Во-вторых, подчеркивается, что главенство мужчин связано с их обязанностью обеспечивать содержание своих жен и остальных членов семьи.

А что касается побоев, то Коран устанавливает три ступени наказания жен, и, на что следует обратить особое внимание, не всех жен, а тех, которые неверны своим мужьям, т.е. не являются добродетельными с точки зрения религии и морали. Необходимо подчеркнуть, что Коран не требует немедленного развода с ними, а будучи на страже сохранения семьи, устанавливает градацию наказания таких жен:

1) попытаться словесно воздействовать на жену путем увещевания, просвещения;

2) лишить ее удовольствия от супружеской близости, если первый способ не возымеет эффекта;

3) ударить ее в качестве санкции с воспитательной целью, именно слегка ударить, а не избить в случае безрезультатности первых двух способов воздействия.

Представляется уместным для доказательства сказанного привести достоверный хадис Пророка(ДБАП) о том, что когда Баз ибн Хаким спросил у Пророка (ДБАП) о том, как должно обходитьться с женщинами в исламе , он ответил: “Корми их так, как кормишься сам, одевай их так, как одеваешься сам , а еще не бей их и не осыпай их упреками”.5

Завершается айят предостережением мужчины от злоупотребления своим главенствующим положением в семье, ибо власть Аллаха превыше всего.

Мы полагаем, что Коран предоставляет женщине гораздо больше прав, чем право светское, ибо главное предназначение женщины в этом мире заключается не в абсолютном равенстве прав с мужчиной (ведь равенству прав корреспондирует и равенство обязательств), поскольку это в принципе невозможно, так как даже физически женщина слабее мужчины, а в том, чтобы воспитать достойных членов человеческого социума, что не означает отрешения ее от права на высшее образование, самореализацию, участия в общественно-политической и культурной жизни общества.

В Коране также содержится известная норма (аят 3 суры 4), позволяющая мужчинам жениться на четырех женщинах. Но принцип полигамии или полигинии может быть соблюден лишь в том случае, если мужчина уверен, что сможет быть справедлив со всеми своими женами как в материальном отношении, так и в выражении своих симпатий и чувств. В противном же случае Коран позволяет жениться только на одной женщине. Именно эта норма вызывает нарекания и обвинения в безнравственности со стороны немусульманской общественности.

Выдающийся русский ученый В. Соловьев касательно многоженства в исламе писал, что в Коране нет никаких безнравственных узакониваний. «Главное обвинение против Корана то, что он узаконивает многоженство. И это обвинение нельзя принять без оговорок. Узаконивая известные потребности, Коран не обоготворяет их, как это делалось в язычестве, он не признает за ними безусловного права, а вводит их в известные пределы (не более четырех жен). Эти пределы можно находить слишком широкими и легко

5 http//www.arabi.ru/viewtopic.php?=9992

обходимыми (посредством различения невольниц от жен, подобно тому, как плохие мусульмане стали обходить заповедь трезвости через различение водки от вина); но здесь, во всяком случае, есть принципиальное ограничение чувственности вместо прежнего ее обоготворения»6. Таким образом, надо быть «плохим мусульманином», чтобы нарушить заповедь Корана о справедливом и равном отношении ко всем женам. Более того, это не императивная норма-требование, а лишь имеющее рекомендательный характер и диспозитивную правовую природу положение, направленную на предотвращение совершения прелюбодеяния, которое может на практике применить лишь обладающий моральными и материальными возможностями мусульманин.

Р.З.Таилов в этой связи задается вопросом относительно того, является ли правовым условием, касающимся полигамных союзов, условие о справедливом отношении ко всем женам. “А если это так, то что является средством защиты от его нарушения? Или обязанность справедливого отношения к жене является делом совести отдельно взятого мужа”7? Полагаем, что не следует забывать о том, что мы имеем дело с религиозным правом, а коль скоро нарушаются религиозные установления, на нарушителя обрушивается божественная кара либо в мирской жизни (дунье), либо после смерти в Вечности (Ахирате) и, наряду с этим, участь его осложнится в День Воскресения из мертвых и последующего Суда. Как передают Абу Да-вуд и Ат-Тирмизи, Пророк (ДБАП) сказал, что тот, кто имеет двух жён, но склонен только к одной из них, в День Суда предстанет перед Аллахом с кривым бо-ком.8Ведь в конце вышеназванного аята Аллах говорит: ’’Ближе это [к законам Веры], если не хотите вы уклониться от них”. Следует заметить, что Коран, как и другие Священные Писания обращен к верующим. А для верующего человека страх перед Господним наказанием гораздо сильнее страха перед наказанием, исходящим из человеческих законов.

С другой стороны, женитьба сразу на нескольких женщинах имеет положительные последствия и для мужчин, и для женщин, поскольку такие браки предотвращают грех прелюбодеяния, триумфально шествующего по современному миру со всеми вытекающими отсюда последствиями, позволяют избежать путаницы с установлением отцовства ребенка, рожденного в указанном грехе. Ведь для религиозно-правового понятийного аппарата самыми главными являются понятия греха и добротели, богопослушания, результат которого материализуется в грехе и богопослушания, приводящего к праведности и добродетельности. Представляется, что данное обстоятельство и вызвало к жизни рассматриваемую кораническую норму. Имам Захаби приводит слова Всевышнего: “И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно - мерзость и мерзкий путь” (сура 17 Аль-Исра, аят №32)9.

Более того, многоженство позволяет решить и проблему гендерного дисбаланса, выражающегося в преобладании количества женщин над количеством мужчин. Суммируя сказанное, полагаем, что именно вышеперечисленные доводы являются raison d'etre института полигамного брака, законодательно закрепленного в Коране.

6 Соловьев В. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. Из сборника «Пророк Мухаммад». М.: ЭКСМО, 2010. С. 184.

7 Таилов Р.З. Указ. соч. С. 25.

88 Ь|йр/Л«\№л/.агаЫ.ш^е\«к>рю.рЬф?=9992

9 Захаби Имам. 76 больших грехов. Москва, САД, 2008. - С. 43.

В рассматриваемой суре также содержатся нормы, регламентирующих положение детей, оставшихся без родителей - сирот, попавших под опеку своих родственников. Айят № 2 предписывает обязанность обеспечивать сохранность указанного имущества и накладывает категорический запрет на его использование опекуном для личных целей.

Айят № 5 содержит запрет на доверие управлять имуществом слабоумных, ибо слабоумный может растратить его. Следует отметить, что к категории слабоумных, помимо традиционно входящих в эту группу лиц, арабо-исламские правовые источники относят и пьяниц - «суфаха'»10. Далее Коран устанавливает: «Кормите их за счет имущества их и ведите с ними речи добрые».

В шестом айяте содержится норма, устанавливающая обязанность опекунов передать имущество подопечному только по достижению им зрелого возраста. При этом Коран устанавливает: «Кто из [опекунов] богат, пусть воздержится [от пользования имущесвом сирот]; кто беден - пусть кормится из него по согласию доброму [с ними]”. При вручении имущества достигшему совершеннолетия подопечному, необходимо произвести его передачу в присутствии двух свидетелей, чтобы впоследствии избежать каких бы то ни было упреков и разногласий. Соблюдение данной процедуры имеет важное значение, поскольку санкция за незаконное присвоение имущества сироты очень сурова: «Воистину, те, кто пожирает имущество сирот, несправедливость совершая, наполняют брюхо свое огнем и очень скоро они будут гореть в пламени адском» (аят № 10).

Затрагивая в общем вопросы наследования, получившие закрепление в Коране в поименованной выше суре, следует отметить, что сыну принадлежит доля, равная доле двух дочерей (аят № 11). Положения этого аята вполне логичны, поскольку в обязанность мужчины входит содержание жены, а а женщина не обязана содержать ни себя, ни мужа. Кроме того, при женитьбе мужчина должен отдать махр - имущество или деньги и они остаются собственностью жены даже после развода. А жена не обязана иметь приданое. Указанные аяты обеспечивают защиту прав женщины, как в браке, так и в случае его расторжения.

Исходя из изложенного, представляется, что Коран занимает место Семейного Кодекса в странах исламского права с законодательными дополнениями, принятыми для восполнения пробелов в коранических нормах.

Айят № 29 устанавливает запрет на незаконное завладение имуществом других, кроме как посредством купли -продажи по взаимному согласию.

В суре Ан - Ниса также наложен запрет на самоубийство и убийство других людей (айят № 29).

Одним из самых ненавистных Аллаху деяний согласно Корану является ростовщичество, лихва (риба), выражаясь современным языком - взимание процентов за предоставление займа, сюда также входят и банковские проценты, выплачиваемые должником кредитору на основании кредитного договора, а также проценты, получаемые клиентом банка по договору банковского вклада, и проценты за просрочку исполнения гражданско-правовых обязательств. Тема ростовщичества красной нитью проходит по Корану. Изучив эволюцию указанного коранического запрета, мы

10 Имани Факих. Свет Священного Корана в 7ми т. Т. II: Спб., 2008.- С. 340.

пришли к выводу о том, что это происходило постепенно, в четыре этапа: 1. Запрет ростовщичества, содержащийся в Суре 4 Ан-Ниса (“Женщины”), в аяте № 161: “Уготовили Мы неверным из числа иудеев наказание мучительное за то, что брали они рост, хотя было это запрещено им, и пожирали имущество людей без права на то”. Как видим, первым шагом на пути к запрету ростовщичества было осуждение лихоимства иудеев.

2.Констатация того факта, что то, что дано в рост не не принесет пользы ростовщику в Судный день: “И то, что вы даете в рост

за счет имущества других,

Не даст вам роста (при расчете) с Богом11.

Выше указанное содержится в Суре 30 Ар-Рум (“Римляне”) аят № 39. Заметим, что здесь никаких санкций не предусматривается за ростовщичество, а лишь говорится о бесполезности рибы при расчете в Судный День (День воскресения из мертвых - Йаум ал-Кийяма).

Сура 3 Али-Имран (“семейство Имрана”) аят № 130: “ О вы, которые уверовали! Не пожирайте лихвы, удвоенной или многократной, бойтесь Аллаха, и, быть может, преуспеете вы”. Из приведенного здесь можно сделать вывод о том, что лихва запрещалась при условии, что рост увеличивался вдвое или многократно.

Коран постепенно запрещает получение даже крошечной наживы на деньги, отданные в рост, считая это деяние противным Аллаху12. В Суре 2 “Аль Бакара” в айяте 278 говорится: “О вы, которые уверовали! Бойтесь Бога и, если вы уверовали, простите [должникам своим] ту лихву, что причиталась вам прежде”. Айят № 279 продолжает содержание предыдущего и предупреждает: “Если же не простите вы, так знайте, что объявили вы войну Аллаху и Посланнику Его. А если простите, то останется вам первоначальное достояние ваше. Не обижайте и не будете обижены”. По серьезности последствий для ростовщика данный аят стоит на первом месте и еще раз подчеркивает, насколько тяжелым грехом является ротовщичество. Ростовщичество приравнивается к войне с самим Аллахом!

Айят 275 уже очень жестко осуждает лихву и запрещает ее под угрозой суровых санкций после смерти: “Те, кто берет лихву, восстанут [из могил], как восстанет тот, кого лишает Сатана рассудка прикосновением своим. Это - в наказание им за то, что говорили они: «Воистину, лихва [дозволена] также , как и торговля. Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил. Если придет к кому-либо [из ростовщиков] увещевание Господне, и если поступит он (т. е. ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах. А те, кто [вновь] станут [давать в рост], - обитатели пламени адского на времена вечные”. Здесь следует заметить, что согласно мусульманским представлениям умалишенные - это те, кого коснулся Сатана. Далее айят № 276 в продолжение мысли о недопустимости ростовщичества констатирует: “Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню. Не любит он никого из грешников неблагодарных”. При всем том, что согласно Корану Аллах прощает всех грешников, кроме неверующих и придающих Ему сотоварищей, здесь позиция очень жест-

11 Порохова И. В. М.Коран. Перевод смыслов и комментарии/Под ред. Аль-Рошда. М.: Рипол Классик, 2009. - С. 437.

12 Имани Факих С.К. Указ. соч. Т.11.- С. 148.

кая-непокаявшийся ростовщик- неблагодарный грешник.

Сразу вслед за аятами, демонстрирующими ненависть Аллаха к ростовщичеству и устанавливающими его запрет, идет айят № 280, рекомендующий дать должнику отсрочку, противопоставляя указанные деяния: лихву и отсрочку: “Если находится [должник] в положении трудном, дайте отсрочку, пока не поправятся дела его”. Как видно, срок устанавливается до появления у должника фактической возможности уплатить сумму долга. В этом проявляется особенность Корана не только и не столько в качестве лишь источника права, но и главного источника морально-этических и нравственных норм. Подтверждением тому служит продолжение рассматриваемого аята: “А если простите вы [долг], то вам же [будет] лучше, если только уразумеете вы это”.

Почему Коран так негативно относится к взиманию процентов? Думаем, причин здесь несколько. Во-первых, тот, кто отдает деньги под проценты, не выполняет никакой полезной работы и несправедливо обогащается. Во-вторых, ростовщичество усугубляет классовую детерминированность общества, углубляя пропасть, отделяющую богатых от бедных. И в-третьих, ростовщичество изначально основано на несправедливости, оно несет в себе потенциальный вред для стабильности общества и, с другой стороны, расшатывает сложившиеся на протяжении всей истории человечества принципы безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания и чувствительности к бедам члена человеческого сообщества. Как прямое следствие указанного, постепенно расшатываются все нравственные устои и меняется моральный облик человеческой личности, а ведь из личностей и состоит общество. Таким образом, значение вреда, медленно, но верно наносимого взиманием процентов, трудно переоценить.

Именно по перечисленным причинам в большинстве исламских государств запрещено взимание процентов, хотя некоторые из них, идут по пути устранения указанного коранического запрета. Например, в Ливии сделки, связанные с процентными надбавками не запрещены, а в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах, традиционно придерживающихся положений мусульманского права, указанный запрет продолжает действовать.

В этой связи представляется обоснованной точка зрения Е. Шуремова, который считает, что исламская экономика, отказываясь от использования ссудного процента, создает условия для более равномерного распределения прибыли между различными участниками операции. В глобальном плане это способствует сглаживанию различий в уровне получаемого дохода внутри общества. Вследствие этого исламская экономика является более социально ориентированной, чем традиционная экономическая модель, основанная на

13

использовании ссудного процента.13

Исходя из следования указанному запрету ростовщичества, на котором основана вся европейская экономическая система, мусульманское право вызвало к жизни альтернативу традиционной европейской банковской системе. Так начали создаваться так называемые “исламские банки”, которые действуют как в мусульманских странах, так ив европейских. Следует

13 Шуремов Е. Влияние отказа от ссудного процента на развитие отдельных субъектов экономической деятельности и экономики в целом. http://shurem.ru.

выделить несколько подходов к законодательному регулированию статуса и деятельности исламских банков:

1) монистический, в соответствии с которым весь банковский сектор переведен на “исламские рельсы”. Такой подход к регулированию банковской деятельности законодательно закреплен в Иране, Пакистане, Судане;

2) дуалистический, суть которого заключается в сочетании традиционно мусульманского и специального для этой области законодательства. Указанный подход действует в Малайзии, где действует принятый в 1983 г. Закон об исламском банковском деле;

3) традиционный, предполагающий действие как исламских, так и европейских банков14.

Каковы же особенности функционирования исламских банков? Важно отметить, что для развития исламского банковского дела необходимо выполнение трех основных требований:

1) наличие шариатского наблюдательного совета, который оценивал бы все операции банка с точки зрения соответствия их шариату;

2) не должно быть явного или скрытого запрета на операции без выплаты или взимания процента;

3) банкам должно быть разрешено участвовать в торговых операциях и делить прибыли и убытки со своими клиентами.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что исламские банки более социально ориентированы, нежели традиционно европейские. При этом сразу обращает на себя внимание тот факт, что основой исламского банковского дела является социально значимая ориентация на взаимовыгодное сотрудничество с клиентом, нежели стремление получить с него выгоду, невзирая на обстоятельства его материального положения и возможные неблагоприятные для него последствия.

Также представляется, что создание аналогов исламских банков в Российской Федерации, хотя бы для начала на территории субъектов, население которых исповедует ислам, во многом разрешило бы проблему социальной напряженности, связанной с безработицей и неблагоприятными экономическими условиями в указанных регионах. С другой стороны, это позволило бы снизить отток местного населения в центральные области России, что, в свою очередь, повлияло бы на уровень этнической преступности, ибо основная причина совершения преступлений - социальноэкономическое неблагополучие региона и страны в целом. А для этого необходимо принять федеральный закон “Об исламских банках в Российской Федерации” либо внести дополнения в ныне действующий закон “О банках и банковской деятельности в Российской Федерации” путем введения в него новой главы с одноименным названием “О регулировании деятельности исламских банков(или финансовых институтов для поддержки малого, среднего бизнеса и сельского хозяйства) в Российской Федерации”, тем более, что это не противоречит основам российского законодатель-ства.В этой связи представляется необходимым упомянуть и то, что на бизнес-форуме, состоявшемся 12 февраля 2007 г. в Эр-Рияде, В.В.Путин предложил открыть филиалы арабских банков, отметив, что саудовские финансовые институты могли бы открыть свои дочерние банки на территории Российской Федерации

14 Прудникова Ю.О. Исламский банковский бизнес осуществляет экспансию в Европе. http//www.takafol.ru/arts.php?art=39.

для осуществления взаимовыгодного делового сотрудничества.15

В Коране также закреплены начала обязательственного права. Так, согласно положениям айята № 282 договор займа является законной сделкой, равно, как и установленный в ней срок исполнения обязательства. Долг, о котором говорится в айяте, подразумевает все разновидности задолженностей, возникающих при торговых сделках: при покупке товара в кредит либо с предоплатой, а также при получении денежного займа. Сделка должна быть совершена в письменной форме третьим лицом - писцом, человеком грамотным, который не должен отказать в помощи договаривающимся сторонам в письменном оформлении сделки: “И пусть писец записывает [условия сделки вашей] правильно. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах. Пусть пишет он то, что говорит взаймы берущий. Пусть убоится писец Бога, Господа своего и не убавляет ничего [в договоре]». Опекун, диктуя текст договора, в котором признает долг своего подопечного (это в случае, если “берущий в долг слаб умом или немощен или если не может он диктовать”), обязан быть непредвзятым и справедливым. Далее в айяте говорится о необходимости в качестве свидетелей двух взрослых мужчин, а “если не найдется двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, угодных вам как свидетели”. Необходимо здесь отметить, что в исламском праве показания одного мужчины приравниваются к показаниям двух женщин, поскольку женщины в большей степени, чем мужчины подвержены эмоциям и при определенных обстоятельствах могут впасть в заблуждение и неправильно изложить суть дела, что подтверждается в продолжении диспозиции нормы названного аята: "... и когда одна из женщин забудет [что-либо], другая [сможет] напомнить ей»».

Дача свидетельских показаний -очень важная процедура. Поэтому приглашенный в качестве свидетеля не может от нее отказаться.

Данный айят обязывает оформлять сумму долга в письменном виде. Указанное положение распространяется также на контракты, заключенные даже на незначительные суммы: «И пусть не станет вам в тягость запись договора - большим он будет или малым - с указанием срока его».

Письменные документы могут использоваться в суде в качестве вещественных доказательств, поэтому далее говорится: «Порядок сей-самый справедливый пред Аллахом, самый верный по [надежно-сти]свидетельства и самый далекий от сомнения». В следующем положении приводится исключение из указанного правила и оно применимо к сделкам с наличным расчетом: «Не будет греха на вас, если не скрепляете вы договор [письменно], когда совершаете куплю-продажу между собой за расчет наличный”. Но даже и в этом случае желательно заключать сделки в присутствии свидетелей: “Когда уславливаетесь вы между собой о чем-либо, призывайте свидетелей”. И последняя норма в этом айяте касается отношения к писцу или свидетелю: “Не следует чинить обиду писцу или свидетелю. Если же станете обижать их, то возьмете грех [на душу]”. Завершается аят призывом к верующим бояться Аллаха, ибо Он знает все - иплохое, и хорошее: “Страшитесь же Бога - учит Он вас добру, ведая обо всем сущем”.

15В. Путин предложил открывать дочерние банки на территории России//Прайм Тайм. 12.02. 2007.

Айят №283 касается залога, обеспечивающего исполнение обязательства в случае отсутствия писца и излагает положения, касающиеся составления гражданско-правовых договоров : «Если окажетесь вы в поездке и не найдете писца, то надо брать залог». Залог в данном случае призван придать кредитору чувство уверенности в надлежащем и своевременном исполнении договора. В вышеуказанный айят также инкорпорирована норма о договоре хранения, которая, как мы полагаем, может быть отнесена и к обеспечению сохранности предмета залога: «Если отдаете что-либо на хранение друг другу, то пусть тот, кому отдано, вернет полученное им на хранение, и да убоится он Бога - Господа своего». Далее опять затрагивается вопрос о свидетельских показаниях в случае возникновения между сторонами сделки спора. Каждый, кто достоверно знает о правах одной из сторон сделки, обязан дать объективные, правдивые свидетельские показания. Отказ от правдивых показаний, произведенный под давлением либо иных обстоятельств, недопустим, ибо подобные действия автоматически причисляют свидетеля к категории грешников: «Не отрекайтесь от свидетельства, данного [вами]. А у тех, кто отречется, сердце греховно! Ведает Всевышний о том, что вершите вы”.

В Коране также содержатся нормы уголовного права, которые являются фундаментом для современного уголовного законодательства исламских государств.

Аяты 92-93 Суры Ан-Ниса налагает категорический запрет на убийство верующего верующим, а также разделяют все убийства на две группы: совершенные по ошибке (неумышленные убийства) и умышленные убийства.

Аят 92 Суры, указанной выше гласит: “Не следует верующему убивать верующего, разве что [случится такое] по ошибке. А если убьет кто-либо верующего неумышленно, то надлежит ему отпустить на волю раба верующего и[дать] выкуп за кровь семье его, разве что простят они[выкуп]. Если он принадлежит к враждебному им народу, то следует [убийце] отпустить на волю раба верующего. Если принадлежит убитый к народу, с которым заключен у вас договор, то [следует уплатить] выкуп за кровь его семье и освободить раба верующего. Если нет [у убийцы раба верующего], надлежит ему (т. е. убийце) поститься без перерыва в течение двух месяцев в качестве покаяния перед Аллахом. Ведь Всеведущий Он, Наимудрейший”. Как видно, убийство как верующего, так и неверующего без причины является грехом, т.е. преступлением, за которое требуется не только ответить перед семьей убитого, но и перед Аллахом.

Айят 93 посвящен умышленному убийству верующего: “А если кто умышленно убьет верующего, то возмездие ему (т.е. убийце) - ад, где пребудет он вечно. И разгневается Аллах на него, проклянетего и уготовит ему наказание великое”. Такой вид преступления карается смертью в соответствии с Кораном и Сунной Пророка (ДБАП).

Регулированию уголовно-правовых отношений также посвящены айят 43 Суры 4 Ан-Ниса, айят 219 Суры 2 Аль -Бакара, айяты 90-91, 33, 34, 38, 42 Суры 5 Аль-Маида (“Трапеза”), Суры 24 Ан-Нур(“Свет”), Сура 17Аль Исра'(«Ночной перенос»).

Суммируя изложенное, следует отметить, что Коран является базовым для мусульманского права источником, содержащим в себе принципы и нормы основных правовых отраслей, имеющим божественное происхождение. Коран - Божественное Откровение, ниспос-

ланное Богом - Аллахом Пророку Мухаммаду. Он является универсальным руководством для мусульманина и объемлет собой практически все сферы его жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, Коран излагает преписания кратко и по существу, подробности оставляя общим правилам и основам законотворчества. Среди основ законотворчества можно выделить, к примеру, следующие:

1. Разрешение всех мирских дел посредством мирного урегулирования и совета: “.и чьи дела (разрешаются) посредством совета меж ними.

2. Принцип справедливости: “Воистину Аллах призывает к справедливости”.

3. Личной ответственности: “И никто из несущих не возьмет ноши другого”.

4. Верность обязательствам: “Выполняйте ваши обязательства”.

Число айятов, относящихся к практическим правовым предписаниям, достигает пятиста.

Следует отметить, что Коран детально регламентирует нормы семейного права, начиная с заключения брака (никяха), выкупа за невесту (махр), и, заканчивая его расторжением (талаком) и алиментами (нафа-ка). Этим вопросам в Коране посвящено около семидесяти айятов.

Гражданскому праву в Коране посвящено порядка семидесяти айятов, освещающих вопросы, касающиеся порядка заключения сделок, договоров купли-продажи, залога, хранения, составляющих основу имущественных правоотношений, регулируемых гражданским правом.

Священное Писание мусульман также содержит нормы административного права, регулирующих правоотношения между управляющими и управляемыми. При этом в качестве главного принципа управления выделяется социальная справедливость и следующий за ним принцип взаимопомощи и совета. Указанным предписаниям посвящено порядка десяти айятов.

Нормы уголовного права, касающиеся вины и наказания, общие принципы наказаний(укубат), устанавливаемых для виновных в совершении преступления, описываются в тридцати айятах.

Далее, государственное, международное общее и частное право, регулирующие отношения исламских государств с другими странами в мирное или военное время, права мусульман и людей Писаний или Книг(христиан и иудеев) - ахлиль-Китаб, проживающих на территории исламских государств, и находящихся под их покровительством регулируются в двадцати пяти айятах.

Процессуальному праву посвящено примерно тринадцать айятов.

Также в Коране имеется около десяти айятов, касающихся финансового права, источников доходов и расходов государства.

Наследственное право освещается в Суре 5 Ан-Ниса (Женщины).

Все законоположения, содержащиеся в Коране, называются ахкамами.

В заключение представляется необходимым отметить, что в Коране встречаются поздние предписания, отменяющие более ранние (насах). Аллах говорит в Суре 2 “Корова” (Аль-Бакара”), айят №106: “(Если) Мы отменяем или заставляем забыть какой-нибудь айят, (то неизменно) приводим (другой,) лучший или подобный ему)”. Так произошло, например, с отменой предыдущей санкции за прелюбодеяние(публичная порка 100 ударами плети) и с установлением взамен смерт-

ной казни путем побивания камнями(раджм) в зависимости от субъектного состава указанного преступления, поскольку смертной казни подвергаются лишь состоящие либо когда-либо состоявшие в браке прелюбодеи, а неженатые или незамужние преступники подвергаются публичному наказанию в виде нанесения ста ударов плетьми.

Список литературы:

Аль-Газали А. Х. Исследование сокровенных тайн сердца. Москва, ИД «Ансар», 2006. С. 21.- 472 с.

Таилов Р. З. Генезис мусульманского права (историко-правовой аспект)/дис. на соиск. уч. степени канд. юр. наук : Спб., 2004.-С. 21.- 227 с.

Хаттаб Х. Справочник мусульманской женщины. : Пер. с англ. Гончаровой Т.В. -М.: УММА, 2002.-С.83.-136 с.

http//www.arabi.ru/viewtopic.php?=9992

Соловьев В. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. Из сборника «Пророк Мухаммад». М.: ЭКСМО, 2010. С. 184.- 288 с.

Захаби Имам. 76 больших грехов. Москва, САД,

2008. - С. 43.- 190 с.

Имани Факих. Свет Священного Корана в 7ми т. Т. II: Спб., 2008.- С. 340.- 450 с.

Порохова И. В. М.Коран. Перевод смыслов и комментарии/Под ред. Аль-Рошда. М.: Рипол Классик,

2009. - С. 437.- 800с.

Шуремов Е. Влияние отказа от ссудного процента на развитие отдельных субъектов экономической деятельности и экономики в целом. http://shurem.ru.

Прудникова Ю.О. Исламский банковский бизнес осуществляет экспансию в Европе.

http//www.takafol.ru/arts.php?art=39.

В. Путин предложил открывать дочерние банки на территории России//Прайм Тайм. 12.02. 2007.

Literature list:

Al-Gazaly A.H. The exploration of deep in-heart mister-ies. Moscow,PH “Ansar”, 2006. P.21- 472 p.

Tailov R.Z. The origin of muslim law (the historical and legal aspects): Diss. ... Candidate...juridical science. Spb., 2004.-P.21 .-227p.

Hattab H. А. A muslim woman manual. Moscow, “UMMA”,2002.-H. 83.- 136 p.

http//www.arabi.ru/viewtopic.php?=9992

Zahabi Imam. 76 grand sins. Moscow, PH “SAD”, 2008.-p. 43.-190 p.

Soloviev V. Magomet. His life and religious doctrine. From the Collection “Muhammad, the Profet”. M.: EKSM0,2010.-P. 184.-288 p.

Imani Fakikh “Thelight of the Holy Koran” in 7 vol. Vol. II: Spb., 2008.-P. 340.-450 p.

Porokhova I.M. Koran. Translation of meanings and comments./Editor Al-Roshd.: M., Ripol classic, 2009.-p. 437.-800 p.

Shuremov E. The influence of usury rejection on development of certain participants of economic activities and the economics as whole. http://shurem.ru.

Prudnikova U.O. The islamic business of banking realizes the expansion in Europe.

http//www.takafol.ru/arts.php?art=39.

Putin offered to run the work of filial banks on the Russian territory//Prime Time. 12.02.2007.

http//www.arabi.ru/viewtopic.php?=9992.

Рецензия

на статью Ахкубековой Ж.Д. «Место Корана в системе источников мусульманского права»

В представленной работе автор исследует наиболее актуальные аспекты закрепленных в Коране правовых норм.

Большое внимание автор уделяет практическому применению коранических правовых институтов в современном обществе. В данном исследовании важным представляется то, что автор статьи выделяет определенный аспект проблемы запрета взимания процентов и предлагает практическое ее внедрение в российское право согласно своему видению, научно теоретическим разработкам в области мусульманского и российского обязательственного права и в соответствии со сложившейся законодательной практикой.

Статья интересна также анализом различных подходов к изучению правовой конструкции исламского банкинга и выведением на этой основе собственных выводов автора, что демонстрирует готовность автора к научной дискуссии и полемике.

Статья рекомендуется для опубликования в юридическом печатном издании.

Доцент кафедры теории государства и права МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат юридических наук, Бе-режнов А. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.