Научная статья на тему 'Кораническая антропология'

Кораническая антропология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
294
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кораническая антропология»

История РЕЛИГИЙ

Иерей Иоанн Евдокимов

Кораническая антропология

Современный ислам представляет собой развитую разнообразную среду религиозных направлений, некоторые из которых противопоставляются в том или ином аспекте, несмотря на то, что имеют общие первоисточники вероисповедания. Несмотря на многочисленные исследования, публикуемые в различных изданиях касательно состояния мусульманского мира в ХХ-ХХ1 веках, полноценная, четко сформированная картина ислама как мировой религии в научном мире не получена до сих пор. Недостаточно полная разработанность исламского вопроса связана главным образом с разрозненностью и разнородностью мусульманской культуры в различных политических и исторических условиях.

При всем разнообразии вероучительных направлений ислам базируется на Коране как консолидирующей основе, которая, можно сказать, играет роль унифицирующего фактора в столь разнородном культурно-

социологическом пространстве мусульманского мира. Поэтому Коран можно рассматривать как источник исламской религии, где зафиксированы базисные категории ислама. Одной из таких категорий можно обозначить антропологию, рассматривающую человека в свете корани-ческой религии.

Коран — книга, определяющая не столько богословие ислама, сколько образ жизни мусульман, регламентированный жесткими религиозными законами. Этот фактор налагает свой отпечаток на антропологические конструкции, содержащиеся в священном писании мусульман. Во-первых, следует отметить, что учение о человеке в Коране не представлено как целостная система, выстроенная в определенных категориях. Практически ориентированный характер этой книги определяет стиль антропологических установок — алгоритм действий, критерии оценки, применимые к конкретной ситуации. Все это приводит к тому, что основное внимание в Коране уделяется вопросам веры и неверия, греха и праведности, свободы воли, нравственности, воздаяния за злые и добрые дела и проч. Поэтому рассматривать антропологию, представленную в Коране, можно как предмет прикладного характера, необходимый лишь для освещения первостепенных аспектов, обозначенных выше.

Кратко и обобщенно антропология Корана выражена в 96-й суре «Спекшаяся кровь». В этой главе говорится о творении человека, его исключительной роли, о грехе, о добре и зле, о смысле существования человека, его назначении.

«Читай во имя Господа твоего, который все сотворил, который создал человека из спекшейся крови. Читай, потому что Господь твой всещедр. Он научил тебя владеть пером, Он научил человека тому, чего тот не знал. Да. Но человек стал непокорен, как только увидел себя богатым. Все возвратится к Господу твоему. Что думаешь ты о том, кто мешает рабу молиться Богу? Как полагаешь ты? Если бы он был на прямом пути и внушал бы благочестие... Если человек считает истину ложью

и отворачивается. Разве он не знает, что Бог все видит? Разумеется, знает; если он не перестанет, Мы схватим его за волосы его лживой и грешной головы. Пусть призывает он, кого хочет, Мы призовем стражей Наших. Не повинуйся ему, но преклоняйся ниц и старайся приблизиться к Богу» (Коран 96: 1-19).

Сура «Спекшаяся кровь» повествует о творении человека из сгустка (крови), причем Аллах дает человеку исключительное качество — «научил владеть пером» — дал человеку разум, исключительные знания. Знания эти даются в потенциальной форме: 16-я сура «Пчелы» (80 аят) повествует о том, что для получения знаний творец дал человеку «слух, зрение и сердце (разум)», чтобы с помощью них обретать знания. Творение человека из сгустка крови разъясняется в 23-й суре «Правоверные»: «Мы создали человека из чистой глины и ила, потом Мы его сделали каплею семени, укрепленною во вместилище, потом Мы семя обратили в кусок крови, кусок крови обратили в кусок мяса, кусок мяса обратили в кости и кости одели мясом; после чего Мы его образовали вторичным творением» (Коран 23: 12-14). Кроме того, человек имеет душу, которая является частью духа Аллаха. 32-я сура «Преклонение ниц» передает следующее: Бог «сформировал его (человека), вдохнул в него дух свой и дал вам слух, зрение и сердце» (Коран 32: 9).

Бог творит человека как культурное существо, склонное к творчеству, обладающее разумом и способностью к познанию. Человек состоит из двух частей — тела и души, материальной и духовной. При этом все прочие люди происходят из одного прародителя, мужчины, и первая женщина создана из его ребра (Коран 39: 6). Это детально описывает П. П. Цветков, ссылаясь на хадисы1. Интересен также следующий момент. В 39-й суре «Толпами» приводятся такие слова: «он создает вас в утробах матерей ваших» (Коран 39: 6). Это значит, что Аллах участвует в творении каждого человека, причем его роль при этом ключевая. Это утверждение дополняется хадисами из сборника Аль-Бухари, где подробно разъясняется процесс формирования плода в утробе матери.

Кроме того, подчеркивается божественное вмешательство в развитие каждого зародыша: «Бог доверил управление матки одному ангелу, который докладывает Богу о всем происходящем. спрашивает, будет ли то мужчина или женщина, несчастный или счастливый, какова будет его судьба»2. По этому хадису, судьба человека определяется Богом. В другой части мусульманского предания мысль эта развивается: ангел начертанием четырех слов вкладывает в человека еще в материнской утробе его характер, личные особенности, судьбу. Затем ребенку дается душа. Это воздействие ангела играет определяющую роль для человека, оно распространяется в том числе и на эсхатологическую перспективу.

Относительно человеческой души в Коране ясно сказано в 17-й суре «Он перенес»: «Тебя спросят насчет духа. Отвечай: дух создан по повелению Господа моего; но немногим из вас дано знание (о нем)» (Коран 17: 85). Этот аят запрещает разрабатывать учение о душе человека. Поэтому здесь можно согласиться с П. П. Цветковым: «бесполезно стараться выяснять, говорят мусульмане, что такое душа и где она помещается»3.

Далее следует рассмотреть вопрос богоподобия человека. Классический ислам однозначно утверждает, что человек не может быть подобным Аллаху, и антропоморфные качества, приписываемые ему (Аллаху), являются некими символическими качествами, используемыми для аллегорического, иносказательного выражения смысла, а его свойства, перечисляемые в виде 99 имен, не тождественны аналогичным свойствам человека. Это мнение выражает д.ф.н. Р. Ю. Рахматуллин. Подтверждая свои высказывания авторитетом Корана и исламского религиоведа Р. Маскуда, он пишет: «человек не должен приписывать свой образ мышления Богу и наделять его человеческими качествами»4. Действительно, Коран не говорит прямо о богоподобии человека. В 64-й суре «Взаимное разочарование» и 82-й суре «Треснувшее небо» указывается на то, что «(Аллах) сформировал тебя в том виде, как хотел» (Коран 82: 8), но в истории ислама некоторые богословы, в первую очередь

мистики, считали идею богоподобия человека истинной. А. В. Журавский5 и Р. Ю. Рахматуллин6 приводят два хадиса (2372 в сборнике Аль-Бухари и 2841 (4731) в сборнике Муслима от Абу Хурайры7), на которые опираются приверженцы этого мнения. Эти хадисы передают слова о создании человека по образу Аллаха и Милостивого. Милостивый — одно из 99 имен Аллаха, обозначающих его качества, зафиксированных Аль-Газали8. На это опираются те, кто считает человека творением Бога по его образу и подобию. Критика этой позиции указывает на недостоверность приведенных хадисов.

Вследствие этого онтологически человек становится отделенным от Бога. Поэтому Коран уделяет особое внимание нравственному состоянию человека, указывает на цель, которой требуется достичь. В этом смысле Коран указывает на нравственное несовершенство человека, на необходимость послушания и покорности учению Корана, что означает послушание Аллаху, без которого человек слаб и несостоятелен. Это показано в сурах: 6 «Стада», 17 «Он перенес», 18 «Пещера», 28 «Повествование», 36 «И.С.», 70 «Небесные ступени», 96 «Спекшаяся кровь». Аллах, как не имеющий равных, не ограничивается ничем в своем творении и взаимодействии с миром, «поступает по своему произволу» (Коран 28: 68). А человек называется нетерпеливым, унылым, гордым, непокорным, восстающим против создателя, вступающим в пустые споры, беспечным перед заслуженным наказанием, нечестивым, неблагодарным, отдающим предпочтение неправильному выбору, удаляющимся от подаваемых благ, отчаивающимся при неудаче, за которую должен нести ответственность.

Эта ничтожность человека в духовном плане обуславливает единственность пути духовного возрастания для мусульманина через неуклонную покорность перед Аллахом, его волей и неукоснительное следование указаниям ислама, в первую очередь Корана. Это неизбежно влечет за собой однообразную духовную жизнь, односложное религиозное сознание и абсолютно формализованное состояние праведности; а также,

что наиболее важно, отсутствие тех глубоко доверительных отношений между Творцом и творением, которые присутствуют в христианстве. В классическом исламе человек имеет возможность лишь исполнять предписания Корана, за что ему обещана «великая награда» (Коран 4: 162). А не исполняющие эти требования будут подвергнуты тяжкому наказанию. При этом Аллах «знает самую глубину сердец» (Коран 11: 5) людей, и он к людям «ближе, чем горловая жила» (Коран 50: 16). Зная о человеке абсолютно все, находясь всегда со своим творением, он сам не открывается верующим в опыте. Все взаимоотношения с ним возможны только в рамках выполнений его предписаний и законов, истинность которых запрещено подвергать критике. При этом Аллах проявляет милость к человеку, снисходит до его слабостей и несовершенства, а человек отвечает лишь покорностью и формальным исполнением его предписаний, выраженных в аятах Корана.

Кроме духовной несостоятельности, в 37-й суре «Ряды» слова Авраама указывают на онтологическую несамостоятельность человека. «Бог создал вас и все, что вы делаете» (Коран 37: 96). Если люди противятся воле Аллаха, он делает их «немощными» (Коран 37: 98). Определив судьбу человека, его характер и нравственное содержание еще до рождения, Бог оказывает ключевое влияние еще и на действия человека в жизни, причем воздействует как на сами поступки, так и на нравственное состояние субъекта действия — человека. Это значит, что человек полностью детерминирован Аллахом не только в характере, поступках, но и в нравственности.

Если буквально понимать эту позицию, как это делают сунниты9, то естественным следствием нравственной детерминированности становится неспособность различать добро и зло самостоятельно. Логика приводит к мысли, что в таком случае различение добра и зла возлагается на вероучение, в данном случае — на Коран. Иными словами, корани-ческая антропология подразумевает не только абсолютное следование указаниям мусульманского священного писания вследствие духовной

и онтологической зависимости человека от Бога, — определение критериев нравственности полностью возлагается на текст Корана, который в конечном итоге становится непосредственной волей Аллаха по отношению к людям, его откровением — максимально возможным, но при этом жестко ограниченным для человека откровением. Именно так воспринимают Коран мусульмане10.

Такое восприятие текста мусульманского священного писания предполагает основательное доверие к сурам Корана. 8-я сура «Добыча» дает развернутое понимание веры в Коране: «Верующие суть те, которых сердца исполняются страха, когда произносится имя Божие; которых вера усиливается при всяком чтении стихов Его и которые возлагают упование свое только на Господа. Которые исполняют молитву и подают милостыню из благ, дарованных Нами» (Коран 8: 2-3). Здесь подчеркивается мысль о том, что только на Аллаха, как на полностью детерминирующего этот мир творца, следует возлагать надежду. Это не единственное определение веры. В других местах исламского писания есть много упоминаний о том, что есть истинная вера (Коран 9: 10; 23: 1-5; 49: 15 и др.). Священная книга мусульман призывает хранить веру (Коран 4: 137-147), за которую обещает «великую награду» (Коран 4: 122; 7: 42-43; 35: 7). За неверие же в сурах обещается «наказание огнем» (Коран 7: 36-41). При этом Аллах поддерживает верных и заставляет заблуждаться неверных, которых не хочет обращать к вере (Коран 2: 6-7; 5: 40-41; 6: 125; 7: 175-179; 13: 27; 14: 4). Более того, неверие людей предопределено «заранее» (Коран 13: 33). Из этого следует вывод о том, что добро и зло определяются Богом. Он помогает лишь тому, кому хочет, и решает, будет ли человек праведным или нечестивым.

Здесь можно перейти к вопросу о грехе в тексте Корана. Следует отметить, что, несмотря на наличие в 20-й суре «Т.Х.» библейского повествования о грехопадении, в исламе нет понятия первородного греха. Адам и Ева, по Корану, проявили лишь непокорность Аллаху, и их грех был прощен в раскаянии потому, что «Господь избрал его» (Коран

20: 122). Таким образом, поступок Адама в нарушение воли Бога является лишь его личным грехом (личным нарушением покорности Богу). Это понятие распространяется и на всех остальных людей. В Коране упор делается не на онтологическую составляющую греха, а на его нравственную природу. Люди от сотворения не изменились, не стали приклонны ко греху, как об этом учит христианство. Как указывалось выше, причиной греха является слабость людей и их несостоятельность в нравственном и духовном плане. Отсюда следует, что со стороны Аллаха человеку требуется исключительно руководство, указание на конкретные правила жизни, которые призваны не исправить, а указать путь послушания Богу, что приводит к посмертной награде за правоверие. Это и предлагает Коран. Соответственно, критерием, определяющим доброе и злое, является соблюдение или нарушение указаний Аллаха, которые выражены в священной книге мусульман.

О космологической роли человека по тексту писания мусульман можно сказать следующее. 2-я сура «Корова» называет человека в лице Адама наместником, представителем Бога на земле (Коран 2: 30-34). Это предполагает почитание людей на земле как высшего творения, подобно почитанию Аллаха на небе. На это указывает представленный во 2-й суре эпизод с поклонением человеку ангелов и наречением им имен, что означает признак высокого положения человека в тварном мире. Согласно Корану, Адам был создан, как и другие существа в земном мире, но отличался от них тем, что обладал сознанием и волей. А наместничество и душа, имеющая божественное происхождение, налагают на него обязанность участвовать в творческой деятельности Аллаха, трансцендентного материальному миру, представляя его в этом мире.

Итак, по Корану, Бог творит человека как высшее культурное и разумное существо, призванное к познанию, как наместника его для всего творения, не исключая ангельского мира. Для людей Аллах трансценден-тен, радикально недоступен — скрытый, хотя и всеведущий, всевидящий, всеслышащий и всеобъемлющий, следящий за всем11, и очень близок

к человеку. Единственное, что получает человек от него, — руководство в виде Корана. В то же время он (Аллах) поступает со своим творением по своей воле и может быть как оживляющим, так и умерщвляющим, как принимающим покаяние, так и мстящим12. Цель жизни человека как представителя Бога в тварном мире: различать должное и недолжное (фактически — различать доброе и злое), следовать предписанному, сторонясь запрещенного. По причине онтологической несамостоятельности, нравственной и духовной слабости люди не могут различать добро и зло — не могут быть компетентными наместниками Бога для творения. Поэтому, чтобы достигать цели жизни, человек должен быть абсолютно покорным Аллаху, а значит — предписаниям Корана, которые необходимо неукоснительно выполнять. В этом — сущность ислама как практически ориентированной религии.

Библиография

1. Аль-Газали Абу Хамид. 99 прекрасных имен Аллаха / Пер. с араб. СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2009.

2. Аш-Шахрастани ИбнАбд Ал-Карим Мухаммад. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милалва-н-нихал). Ч. i / Пер. с араб. С. М. Прозоров. М.: Наука, 1984.

3. Ермишина К.Б. Религиозная антропология. М.: Изд-во ПСТГУ,

2013.

4. Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Азбука веры: URL: http: //azbyka.ru/religii/islam/predftavlenija-o-cheloveke-v-korane-i-v-novom-zavete-all.shtml#i

5. Ибн Араби. Избранное / Пер. с араб., вводн. статья и комм. А. В. Смирнова. Т. 2. М.: Языки славянской культуры: ООО «Сарда»,

2014.

6. Ислам классический: энциклопедия. М.: Эксмо; СПб: Мидгард, 2005.

7. Коран / Пер. с араб. и комм. Д. Н. Богуславского. Iftanbul: CagriYayinlari, 2013.

8. Рахматуллин Р. Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. №10. С. 561-563.

9. Цветков П. П. Исламизм: в 2-х кн. Кн. 1. М.: Изд-во «ФИВ»,

2011.

10. Он же. Исламизм: в 2-х кн. Кн. 2. М.: Изд-во «ФИВ», 2011.

Библиографические ссылки

1. Цветков П. П. Исламизм: в 2-х кн. Кн. 1. М.: Издательство «ФИВ», 2011. С. 488.

2. Цит. по: Цветков П.П. Исламизм. Указ. изд. Кн. 1. С. 489.

3. Там же. С. 490.

4. РахматуллинР.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № io. С. 561.

5. Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете: URL: http://azbyka.ru/religii/islam/predftavlenija-o-cheloveke-v-korane-i-v-novom-zavete-all.shtml#i

6. Рахматуллин Р. Ю. Цит. соч. С. 562.

7. Цит. по: Ибн Араби. Избранное / Пер. с араб., вводн. статья и комм. А. В. Смирнова. Т. 2. М.: Языки славянской культуры: ООО «Сарда», 20i4. С. 286.

8. Аль-Газали Абу Хамид. 99 прекрасных имен Аллаха / Пер. с араб. СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2009. С. 69,74.

9. Аш-ШахрастаниИбн'Абд Ал-Карим Мухаммад. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милалва-н-нихал). Ч. i / Пер. с араб. С. М. Прозоров. М.: Наука, i984. С. 90.

10. Ислам классический: энциклопедия. М.: Издательство Эксмо; СПб: Мидгард, 2005. С. 49.

11. Аль-Газали Абу Хамид. 99 прекрасных имен Аллаха / Пер. с араб. СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2009. С. 70-7i.

12. Там же .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.