Евдокимов Иван Валерьевич КОРАНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
В статье осуществляется попытка осмысления антропологических представлений в коранической религиозной системе. На основании Корана анализируются такие категории антропологии, как происхождение человека, его состав, статус, телеологический аспект в контексте субъектно-объектных отношений разумного творения и Бога в исламе. Также констатируется факт детерминированной зависимости человека от Аллаха как существа несамостоятельного в религиозно-нравственном аспекте. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/12-3/16.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 3. C. 66-69. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
области не были в должной степени обеспечены ни ресурсами, ни специалистами, что не позволяло оперативно развернуть охранные работы и с началом крупных новостроек повлекло за собой гибель множества археологических памятников. Полное археологическое картографирование оставалось делом далёкого будущего, а охрана археологического наследия - задачей немыслимого масштаба. Отношение общественности и органов власти к памятникам и извлечённой из них информации не всегда было однозначным. Сами археологи не всегда соблюдали требования к оформлению полевой документации и отчётов, что заставляет современных исследователей всё чаще обращаться к музейным фондам. Серьёзной проблемой является то, что многие коллекции разрознены, хранятся в различных учреждениях, что усложняет научные изыскания.
Тем не менее, изложенный материал позволяет сделать вывод о том, что период Тувинской автономной области с 1944 г. по 1961 г. стал временем формирования государственной системы охраны, изучения и использования археологического наследия. Обобщение и систематизация колоссального объёма данных по полевым исследованиям в обозначенных территориальных и хронологических рамках позволяют охарактеризовать динамику изучения археологических памятников как нарастающую.
Результатом поступательного развития государственного механизма в охране и изучении археологического наследия стало формирование научных учреждений - Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, краеведческого музея, деятельность которых во многом зависела от опыта, заинтересованности и личных качеств специалистов, стоявших у основ исторической науки в Туве.
Список литературы
1. Доржу З. Ю. Исторические корни формирования и интеграции Тувинской Народной Республики с Союзом ССР // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. № 4 (22). С. 378-385.
2. Евтюхова Л. А., Киселев С. В. Саяно-Алтайская экспедиция // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М.: Изд-во АН СССР, 1949. Вып. XXVI. С. 120-127.
3. История Тувы: в 2-х т. Новосибирск: Наука, 2001. Т. 2. 361 с.
4. Киселев С. В. Материалы к Всесоюзному археологическому совещанию. М., 1945. 164 с.
5. Люндуп Т. В. Археологическое изучение древних памятников Тувы краеведческим музеем в 50-х гг. XX в. // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов: материалы Международной научно-практической конференции к 80-летию со дня рождения известного ученого-тувиноведа Севьяна Израйлевича Вайнштейна (г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г.). Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 2006. С. 24-30.
STUDY OF ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS IN THE TUVAN AUTONOMOUS OBLAST (1944-1961)
Dorzhu Zoya Yur'evna, Doctor in History, Professor Lyundup Tat'yana Viktorovna
Tuvan State University tatayanalyundup@mail. ru
The article systematizes data on archaeological studies in the Tuvan Autonomous Oblast (1944-1961). A large number of archaeological sites were found within its territory, which is located on the border between different cultures and social communities. They were researched by Tuvan Institute of Language, Literature and History, Museum of Local Lore, archaeological expeditions of the Academy of Sciences of the USSR and Moscow State University. The state system of study and protection of archaeological heritage, which is important for reconstructing the history of the ancient past of the peoples of the Altai-Sayan region, started to form.
Key words and phrases: Tuva; autonomous oblast; archeology; archeological monuments; scientific institutions; expeditions; historical sciences.
УДК 1; 297.18 Философские науки
В статье осуществляется попытка осмысления антропологических представлений в коранической религиозной системе. На основании Корана анализируются такие категории антропологии, как происхождение человека, его состав, статус, телеологический аспект в контексте субъектно-объектных отношений разумного творения и Бога в исламе. Также констатируется факт детерминированной зависимости человека от Аллаха как существа несамостоятельного в религиозно-нравственном аспекте.
Ключевые слова и фразы: антропология; ислам; Коран; кораническая антропология; человек в исламе.
Евдокимов Иван Валерьевич
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина hunte [email protected]
КОРАНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Современный ислам представляет собой развитую разнообразную среду религиозных направлений, некоторые из которых противопоставляются в том или ином аспекте, несмотря на то, что имеют общие
первоисточники вероисповедания. Несмотря на многочисленные исследования, публикуемые в различных изданиях, касательно состояния мусульманского мира в ХХ-ХХ1 вв., полноценная четко сформированная картина ислама как мировой религии в научном мире не получена до сих пор. Недостаточно полная разработанность исламского вопроса главным образом связана с разрозненностью и разнородностью мусульманской культуры в различных политических и исторических условиях.
При всем разнообразии вероучительных направлений ислам базируется на Коране как на консолидирующей основе, которая, можно сказать, играет роль унифицирующего фактора в столь разнородном культурно-социологическом пространстве мусульманского мира. Поэтому Коран можно рассматривать как источник исламской религии, где зафиксированы базисные категории ислама. Одной из таких категорий можно обозначить антропологию, рассматривающую человека в свете коранической религиозной системы. Исследование антропологической составляющей исламской теологии в рамках коранического текста помогает в формировании аналитической картины ислама в условиях его недостаточно полноценной и целостной разработки как религиозно-философской системы.
Анализ и осмысление концепта «человек» в теологии ислама является одной из наиболее актуальных задач для современного исследователя мусульманской религии и культуры, т.к. человек является субъектом отношений с Аллахом, составляющих смысловое ядро ислама, вокруг которого и строится мусульманская религиозная концепция.
Коран - книга, определяющая не столько богословие ислама, сколько образ жизни мусульман, регламентированный жесткими религиозными законами. Этот фактор налагает свой отпечаток на антропологические конструкции, содержащиеся в священном писании мусульман. Во-первых, следует отметить, что учение о человеке в Коране не представлено как целостная система, выстроенная в определенных категориях. Практически ориентированный характер этой книги определяет стиль антропологических установок - алгоритм действий, критерии оценки, применимые к конкретной ситуации. Все это приводит к тому, что основное внимание в Коране уделяется вопросам веры и неверия, греха и праведности, свободы воли, нравственности, воздаяния за злые и добрые дела и проч. Поэтому рассматривать антропологию, представленную в Коране, можно как предмет прикладного характера, необходимый лишь для освещения первостепенных аспектов, обозначенных выше.
Кратко и обобщенно антропология Корана выражена в суре 96 «Спекшаяся кровь». В этой главе говорится о творении человека, его исключительной роли, о грехе, о добре и зле, о смысле существования человека, его назначении.
«Читай во имя Господа твоего, который все сотворил, который создал человека из спекшейся крови. Читай, потому что Господь твой всещедр. Он научил тебя владеть пером, Он научил человека тому, чего тот не знал. Да. Но человек стал непокорен, как только увидел себя богатым. Все возвратится к Господу твоему. Что думаешь ты о том, кто мешает рабу молиться Богу? Как полагаешь ты? Если бы он был на прямом пути и внушал бы благочестие. Как ты даешь? Если человек считает истину ложью и отворачивается. Разве он не знает, что Бог все видит? Разумеется, знает; если он не перестанет, Мы схватим его за волосы его лживой и грешной головы. Пусть призывает он, кого хочет, Мы призовем стражей Наших. Не повинуйся ему, но преклоняйся ниц и старайся приблизиться к Богу» (Коран, 96:1-19).
Сура «Спекшаяся кровь» повествует о творении человека из сгустка (крови), причем Аллах дает человеку исключительное качество - «научил владеть пером» - дал человеку разум, исключительные знания. Знания эти даются в потенциальной форме: сура 16 «Пчелы» (80 аят) повествует о том, что для получения знаний творец дал человеку «слух, зрение и сердце (разум)», чтобы с помощью них обретать знания. Творение человека из сгустка крови разъясняется в суре 23 «Правоверные»: «Мы создали человека из чистой глины и ила, потом Мы его сделали каплею семени, укрепленною во вместилище, потом Мы семя обратили в кусок крови, кусок крови обратили в кусок мяса, кусок мяса обратили в кости и кости одели мясом; после чего Мы его образовали вторичным творением» (Коран, 23:12-14). Кроме того, человек имеет душу, которая является частью духа Аллаха. Сура 32 «Преклонение ниц» передает следующее. Бог «сформировал его (человека), вдохнул в него дух свой и дал вам слух, зрение и сердце» (Коран, 32:9).
Бог творит человека как культурное существо, склонное к творчеству, обладающее разумом и способностью к познанию. Человек состоит из двух частей - тела и души, материальной и духовной. При этом все прочие люди происходят из одного прародителя, мужчины, и первая женщина создана из его ребра (Коран, 39:6). Это детально описывает П. П. Цветков, ссылаясь на хадисы [9, с. 488]. Интересен также следующий момент. В суре 39 «Толпами» приводятся такие слова: «он создает вас в утробах матерей ваших» (Коран, 39:6). Это значит, что Аллах участвует в творении каждого человека, причем его роль при этом ключевая. Это утверждение дополняется хадисами из сборника Аль-Бухари, которые подробно разъясняют процесс формирования плода в утробе матери. Кроме того, подчеркивается божественное вмешательство в развитие каждого зародыша: «Бог доверил управление матки одному ангелу, который докладывает Богу о всем происходящем... спрашивает, будет ли то мужчина или женщина, несчастный или счастливый, какова будет его судьба» [Там же, с. 489]. По этому хадису, судьба человека определяется Богом. В другой части мусульманского предания мысль эта развивается: ангел начертанием четырех слов вкладывает в человека еще в материнской утробе его характер, личные особенности, судьбу. Затем ребенку дается душа. Это воздействие ангела играет определяющую роль для человека, оно распространяется в том числе и на эсхатологическую перспективу.
Относительно человеческой души в Коране ясно сказано в суре 17 «Он перенес»: «Тебя спросят насчет духа. Отвечай: дух создан по повелению Господа моего; но немногим из вас дано знание (о нем)» (Коран, 17:85). Этот
аят запрещает разрабатывать учение о душе человека. Поэтому здесь можно согласиться с П. П. Цветковым: «бесполезно стараться выяснять, говорят мусульмане, что такое душа и где она помещается» [Там же, с. 490].
Далее следует рассмотреть вопрос богоподобия человека. Классический ислам однозначно утверждает, что человек не может быть подобным Аллаху, и антропоморфные качества, приписываемые ему, являются некими символическими качествами, используемыми для аллегорического, иносказательного выражения смысла, а его свойства, перечисляемые в виде 99 имен, не тождественны аналогичным свойствам человека. Это мнение выражает д. филос. н. Р. Ю. Рахматуллин. Подтверждая свои высказывания авторитетом Корана и исламского религиоведа Р. Маскуда, он пишет: «...человек не должен приписывать свой образ мышления Богу и наделять его человеческими качествами» [8, с. 561]. Действительно, Коран не говорит прямо о бого-подобии человека. В суре 64 «Взаимное разочарование» и суре 82 «Треснувшее небо» указывается на то, что «(Аллах) сформировал тебя в том виде, как хотел» (Коран, 82:8), но в истории ислама некоторые богословы, в первую очередь мистики, считали идею богоподобия человека истинной. А. В. Журавский [4] и Р. Ю. Рахматуллин [8, с. 562] приводят два хадиса (2372 в сборнике Аль-Бухари и 2841 (4731) в сборнике Муслима от Абу Хурайры [Цит. по: 5, с. 286]), на которые опираются приверженцы этого мнения. Эти хадисы передают слова о создании человека по образу Аллаха и Милостивого. Милостивый - одно из 99 имен Аллаха, обозначающих его качества, зафиксированных Аль-Газали [1, с. 69, 74]. На это опираются те, кто считает человека творением Бога по его образу и подобию. Критика этой позиции указывает на недостоверность приведенных хадисов.
Вследствие этого онтологически человек становится отделенным от Бога. Поэтому Коран уделяет особое внимание нравственному состоянию человека, указывает на цель, которой требуется достичь. В этом смысле Коран указывает на нравственное несовершенство человека, на необходимость послушания и покорности учению Корана, что означает послушание Аллаху, без которого человек слаб и несостоятелен. Это показано в сурах: 6 «Стада», 17 «Он перенес», 18 «Пещера», 28 «Повествование», 36 «И. С.», 70 «Небесные ступени», 96 «Спекшаяся кровь». Аллах, как не имеющий равных, не ограничивается ничем в своем творении и взаимодействии с миром, «поступает по своему произволу» (Коран, 28:68). А человек называется нетерпеливым, унылым, гордым, непокорным, восстающим против создателя, вступающим в пустые споры, беспечным перед заслуженным наказанием, нечестивым, неблагодарным, отдающим предпочтение неправильному выбору, удаляющимся от подаваемых благ, отчаивающимся при неудаче, за которую должен нести ответственность.
Эта ничтожность человека в духовном плане обуславливает единственность пути духовного возрастания для мусульманина через неуклонную покорность перед Аллахом, его волей и неукоснительное следование указаниям ислама, в первую очередь - Корана. Это неизбежно влечет за собой однообразную духовную жизнь, односложное религиозное сознание и абсолютно формализованное состояние праведности; а также, что наиболее важно, отсутствие тех глубоко доверительных отношений между творцом и творением, которое присутствует в христианстве. В классическом исламе человек имеет возможность лишь исполнять предписания Корана, за что ему обещана «великая награда» (Коран, 4:162). А не исполняющие эти требования будут подвергнуты тяжкому наказанию. При этом Аллах «знает самую глубину сердец» (Коран, 11:5) людей и он к людям «ближе, чем горловая жила» (Коран, 50:16). Зная о человеке абсолютно все, находясь всегда со своим творением, он сам не открывается верующим в опыте. Все взаимоотношения с ним возможны только в рамках выполнений его предписаний и законов, истинность которых запрещено подвергать критике. При этом Аллах проявляет милость к человеку, снисходит до его слабостей и несовершенства, а человек отвечает лишь покорностью и формальным исполнением его предписаний, выраженных в аятах Корана.
Кроме духовной несостоятельности, в суре 37 «Ряды» слова Авраама указывают на онтологическую несамостоятельность человека. «Бог создал вас и все, что вы делаете» (Коран, 37:96). Если люди противятся воле Аллаха, он делает их «немощными» (Коран, 37:98). Определив судьбу человека, его характер и нравственное содержание еще до рождения, Бог оказывает ключевое влияние еще и на действия человека в жизни, причем воздействует как на сами поступки, так и на нравственное состояние субъекта действия - человека. Это значит, что человек полностью детерминирован Аллахом не только в характере, поступках, но и в нравственности.
Если буквально понимать эту позицию, как это делают сунниты [2, с. 90], то естественным следствием нравственной детерминированности становится неспособность различать добро и зло самостоятельно. Логика приводит к мысли, что в таком случае различение добра и зла возлагается на вероучение, в данном случае - на Коран. Иными словами, кораническая антропология подразумевает не только абсолютное следование указаниям мусульманского священного писания вследствие духовной и онтологической зависимости человека от Бога - определение критериев нравственности полностью возлагается на текст Корана, который в конечном итоге становится непосредственной волей Аллаха по отношению к людям, его откровением максимально возможным, но при этом жестко ограниченным для человека откровением. Именно так воспринимают Коран мусульмане [6, с. 49].
Такое восприятие текста мусульманского священного писания предполагает основательное доверие к сурам Корана. Сура 8 «Добыча» дает развернутое понимание веры в Коране: «Верующие суть те, которых сердца исполняются страха, когда произносится имя Божие; которых вера усиливается при всяком чтении стихов Его и которые возлагают упование свое только на Господа. Которые исполняют молитву и подают милостыню из благ, дарованных Нами» (Коран, 8:2-3). Здесь подчеркивается мысль о том, что только на Аллаха как на полностью детерминирующего этот мир творца следует возлагать надежду. Это не единственное определение веры. В других местах исламского писания есть много упоминаний о том, что есть истинная вера (Коран, 9:10; 23:1-5; 49:15 и др.). Священная книга мусульман призывает хранить веру (Коран, 4:137-147), за которую обещает «великую награду» (Коран, 4:122; 7:42-43; 35:7). За неверие же суры обещают «наказание
огнем» (Коран, 7:36-41). При этом Аллах поддерживает верных и заставляет заблуждаться неверных, которых не хочет обращать к вере (Коран, 2:6-7; 5:40-41; 6:125; 7:175-179; 13:27; 14:4). Более того, неверие людей предопределено «заранее» (Коран, 13:33). Из этого следует вывод о том, что добро и зло определяются Богом. Он помогает лишь тому, кому хочет, и решает, будет ли человек праведным или нечестивым.
Здесь можно перейти к вопросу о грехе в тексте Корана. Следует заметить, что, несмотря на наличие в суре 20 «Т. Х.» библейского повествования о грехопадении, в исламе нет понятия первородного греха. Адам и Ева, по Корану, проявили лишь непокорность Аллаху, и их грех был прощен в раскаянии потому, что «Господь избрал его» (Коран, 20:122). Таким образом, поступок Адама, нарушивший волю Бога, является лишь его личным грехом, нарушением покорности Богу. Это понятие распространяется и на всех остальных людей. В Коране упор делается не на онтологическую составляющую греха, а на его нравственную природу. Люди от сотворения не изменились, не стали склонны ко греху, как об этом учит христианство. Как указывалось выше, причиной греха является слабость людей и их несостоятельность в нравственном и духовном плане. Отсюда следует, что со стороны Аллаха человеку требуется исключительно руководство, указание на конкретные правила жизни, которые призваны не исправить, а указать путь послушания Богу, который приводит к посмертной награде за правоверие. Это и предлагает Коран. Соответственно, критерием, определяющим доброе и злое, является соблюдение или нарушение указаний Аллаха, которые выражены в священной книге мусульман.
О космологической роли человека по тексту писания мусульман можно сказать следующее. Сура 2 «Корова» называет человека в лице Адама наместником, представителем Бога на земле (Коран, 2:30-34). Это предполагает почитание людей на земле как высшего творения, подобно почитанию Аллаха на небе. На это указывает представленный в суре 2 эпизод с поклонением человеку ангелов и наречением им имен, что означает признак высокого положения человека в тварном мире. Согласно Корану, Адам был создан, как и другие существа в земном мире, но отличался от них тем, что обладал сознанием и волей. А наместничество и душа, имеющая божественное происхождение, налагают на него обязанность участвовать в творческой деятельности трансцендентного материальному миру Аллаха, представляя его в этом мире.
Итак, по Корану, Бог творит человека как высшее культурное и разумное существо, призванное к познанию, которое является наместником, его представителем для всего творения, не исключая ангельского мира. Для людей Аллах трансцендентен, радикально недоступен - скрытый, хотя он всеведущий, всевидящий, все-слышащий и всеобъемлющий, следящий за всем [1, с. 70-71] и очень близок к человеку. Единственное, что получает человек от него, - руководство в виде Корана. В то же время он поступает со своим творением по своей воле и может быть как оживляющим, так и умерщвляющим, как принимающим покаяние, так и мстящим [Там же, с. 71]. Цель жизни человека как представителя Бога в тварном мире - различать должное и недолжное (фактически - различать доброе и злое) и следовать предписанному, сторонясь запрещенного. По причине онтологической несамостоятельности, нравственной и духовной слабости люди не могут различать добро и зло - не могут быть компетентными наместниками Бога для творения. Поэтому, чтобы достигать цели жизни, человек должен быть абсолютно покорным Аллаху, а значит, предписаниям Корана, которые необходимо неукоснительно выполнять. В этом - сущность ислама как практически ориентированной религии.
Список литературы
1. Аль-Газали Абу Хамид. 99 прекрасных имен Аллаха / пер. с араб. СПб.: ДИЛЯ, 2009. 240 с.
2. Аш-Шахрастани Ибн'Абд Ал-Карим Мухаммад. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал) / пер. с араб. С. М. Прозорова. М.: Наука, 1984. Ч. 1. 270 с.
3. Ермишина К. Б. Религиозная антропология. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. 480 с.
4. Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/ religii/islam/predstavlenija-o-cheloveke-v-korane-i-v-novom-zavete-all.shtml#1 (дата обращения: 01.05.2016).
5. Ибн Араби. Избранное / пер. с араб., вводная статья и комментарии А. В. Смирнова. М.: Языки славянской культуры; ООО «Сарда», 2014. Т. 2. 400 с.
6. Ислам классический: энциклопедия. М. - СПб.: Эксмо; Мидгард, 2005. 416 с.
7. Коран / пер. с араб. и комм. Д. Н. Богуславского. Изд-е 7-е. Istanbul: Cagri Yayinlari, 2013. 864 с.
8. Рахматуллин Р. Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 561-563.
9. Цветков П. П. Исламизм: в 2-х кн. М. : ФИВ, 2011. Кн. 1. 720 с.
10. Цветков П. П. Исламизм: в 2-х кн. М. : ФИВ, 2011. Кн. 2. 800 с.
KORAN ANTHROPOLOGY
Evdokimov Ivan Valer'evich
Minin University hunte [email protected]
The article is devoted to interpreting anthropological conceptions in the Koran religious system. Referring to Koran the author analyzes such anthropological categories as the origin of a human being, his/her structure, status, the teleological aspect in the context of subject-object relations between homo sapiens and the God in Islam. The paper identifies predetermined dependence of a human being on Allah, which is motivated by the fact that a man is a dependent creature in the religious and moral aspect.
Key words and phrases: anthropology; Islam; Koran; Koran anthropology; human being in Islam.