Научная статья на тему 'КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ'

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ-СИРОТЫ / ПОДРОСТКИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В СЕМЬЕ / COPING BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL SECURITY / ORPHANED TEENAGERS / TEENAGERS RAISED IN A FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Польшина Мария Александровна

Статья посвящена особенностям копинг-поведения у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в семье. Представлены результаты их исследования. Предусматривалось, что подростки, воспитывающиеся в семьях, используют более конструктивные копинг-стратегии, чем подростки из детских домов. Выявлено, что у данной группы детей подросткового возраста выше уровень мотивационных тенденций, отражающих уровень подозрительности, а также боязнь быть отвергнутым. Подростки-сироты в большей степени, чем их сверстники, уверены в том, что другие люди замышляют что-то нехорошее и хотят причинить вред, готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (грубость, напряжение, ярость, вспыльчивость).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Польшина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING BEHAVIOR OF TEENAGERS-ORPHANS AND TEENAGERS EDUCATED IN THE FAMILY AS A PSYCHOLOGICAL SECURITY FACTOR

The article is devoted to the peculiarities of coping behavior in orphans and teenagers who are brought up in a family. The results of their research are presented. It was envisaged that teenagers raised in families use more constructive coping strategies than teenagers from orphanages. It was revealed that this group of adolescent children has a higher level of motivational tendencies that reflect the level of suspicion, as well as the fear of being rejected. Orphaned teenagers are more confident than their peers that other people are planning something bad and want to cause harm, and are ready to show negative feelings at the slightest excitement (rudeness, tension, rage, short temper).

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ»

индивидуального и группового консультирования, индивидуальных и групповых тренингов, аутогенной тренировки, психодрамы, когнитивно-поведенческой терапии, стратегической терапии, «12-шаговая» программа реабилитации зависимых от психоактивных веществ, гештальт-терапии, семейного консультирования для преодоления созависимых отношений, арт-терапии, психопросветительские лекции. Могут дать положительные результаты, в развитии положительных личностных качеств, корректировки и восстановления утраченных когнитивных стилей, у женщин, употребляющих психоактивные вещества, находящихся на стационарном лечении в наркологической клинике.

Выводы. 1. Проведя исследование когнитивных стилей у женщин, употребляющих психоактивные вещества и женщин ведущий здоровый образ жизни, мы пришли к следующему выводу: А) По нашему мнению гипотеза исследования: что нарушение когнитивных стилей вследствие употребления психоактивных веществ, способствует снижению эмоционально-волевого статуса, который зависит, от индивидуально-типологических свойств личности респондентов, подтвердилась и нашла своё применение на примере основной группы женщин, употребляющих психоактивные вещества, состоящих на учёте в ГБУЗ НО «НОНД» СОРМ №2. Б) Женщины, ведущие здоровый образ жизни из контрольной группы, их индивидуально-типологические особенности и эмоционально-волевой статус, имеют положительную направленность и не требуют психотерапевтической помощи и психологической коррекции.

2. В процессе исследования определена взаимосвязь между эмоционально-волевым статусом и индивидуально-типологическими особенностями личности респондентов, который показал, что у женщин ведущих здоровый образ жизни присутствуют сбалансированные и умеренные степени выраженности типологические свойства личности, которые выражаются в наименьшей тревожности. Преобладает склонность к независимости, способности сопротивляться внешним обстоятельствам, уверенности в себе, самостоятельности, социально-позитивной направленности. Свойственно внутреннее спокойствие, реалистичность взглядов, активны, хорошо рефлексируют, уважают социальные нормы.

Следует обратить внимание, что у женщин, употребляющих психоактивные вещества, отсутствует самоанализ, повышена мнительность, преобладает эгоцентризм, склонность к самоутверждению за счёт интересов других. Акцентуации распределены по сензитивному, эмотивному и тревожному типу личности, со склонностью несоблюдения социальных норм, стиль поведения неконфорный. Преобладают дезадаптирующие свойства личности и акцентуированные черты характера. В результате тревожность выражена в наибольшей степени, проявлены страхи и дезадаптивное состояние. Личностная тревожность имеет высокую оценку, ситуативная тревожность выражена беспокойством, напряжением, нервозность. Присутствуют психологические барьеры при общении. Преобладают стандарты асоциального поведения, личности слабохарактерные и безынициативные, выраженно избегание борьбы, подчинение чужой воли или лидеру, уверенность в себе находится на среднем уровне. Снижена рефлексивность, повышена утомляемость, снижена работоспособность, преобладает свободная трактовка социальных норм.

Литература:

1. Григорьев Г.И., Мизерене Р., Григорьев С.Г., Мильчакова В.А., Мизерас С. Оценка эффективности лечения рецидива алкоголизма после первой ремиссии // Вестник психотерапии. 2018. № 66. С. 7-18.

2. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов М.: Эксмо, 2007. 416 с. ISBN 978-5-69913698-8

3. Миназов Р.Д. Психодрама как метод психотерапии в реабилитации наркозависимых // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2014. №10. С. 73-90.

4. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов М.: ИПП, 1996. 177 с. ISBN 5-87224-126-7

5. Пешковская А.Г., Мандель А.И., Белокрылов И.И., Назарова И.А., Кисель Н.И. Проблема анозогнозии при женском алкоголизме: мишени и эффективность терапевтического воздействия // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. № 3. С. 57-63. doi: 10.26617/1810-3111-2017-3(96)-57-63

6. Попова Е.И., Карпова Н.В. Особенности психологического сопровождения наркозависимых в процессе немедикаментозной реабилитации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №1. С. 302-304.

7. Рогов Е.И. Эмоции и воля М.: Владос, 1999. 239 с. ISBN 5-691-00270-8

8. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. М.: Боргес, 2007. 416 с. ISBN 5-9268-0195-8

9. Шайдукова, Л.К., Гареева Г.А. Полимодальная психотерапия женского алкоголизма: воздействие на стигматизационные, депривационные, депрессивные, фрустрационные и анозогнозические мишени // Наркология. 2015. №6. С. 66-71.

10. Шайдукова Л.К., Гилязева Г.А. Особенности психотерапии одиноких и замужних женщин, злоупотребляющих алкоголем, с депрессивными расстройствами: работа с субличностными «мишенями» // Наркология. 2018. №1. С. 40-47. doi: 10.25557/1682-8313.2018.01.40-47

Психология

УДК:159.9.072

кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена особенностям копинг-поведения у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в семье. Представлены результаты их исследования. Предусматривалось, что подростки, воспитывающиеся в семьях, используют более конструктивные копинг-стратегии, чем подростки из детских домов. Выявлено, что у данной группы детей подросткового возраста выше уровень мотивационных тенденций, отражающих уровень подозрительности, а также боязнь быть отвергнутым. Подростки-сироты в большей степени, чем их сверстники, уверены в том, что другие люди замышляют что-то нехорошее и хотят

причинить вред, готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (грубость, напряжение, ярость, вспыльчивость).

Ключевые слова: копинг-поведение, психологическая защищенность, подростки-сироты, подростки, воспитывающиеся в семье.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of coping behavior in orphans and teenagers who are brought up in a family. The results of their research are presented. It was envisaged that teenagers raised in families use more constructive coping strategies than teenagers from orphanages. It was revealed that this group of adolescent children has a higher level of motivational tendencies that reflect the level of suspicion, as well as the fear of being rejected. Orphaned teenagers are more confident than their peers that other people are planning something bad and want to cause harm, and are ready to show negative feelings at the slightest excitement (rudeness, tension, rage, short temper).

Keywords: coping behavior, psychological security, orphaned teenagers, teenagers raised in a family.

Введение. Проблеме исследования копинг-поведения (поведения направленного на преодоление и совладание со стрессовой ситуацией) и психологической защищенности индивида в зарубежной и отечественной психологии посвящено большое число исследований. Они обосновывают понятие и структуру копинга, рассматривают различные механизмы совладающего поведения и роль копингов в преодолении стресса, классификации копинг-стратегий, эффективные копинг-ресурсы личности, взаимосвязь копинг-поведения с защитными механизмами личности, возрастные и гендерные различия в выборе копинг-стратегий, методы изучения стресса и совладающего поведения [1, 2].

Тем не менее, проблема особенностей развития подростков-сирот недостаточно исследована в науке психологии, особенно в теоретическом плане: отсутствие исследований, построенных на диагностики, отсутствует специальный инструментарий для обследования подростков-сирот. Тем не менее, изучение этой проблемы очень важно в связи с переходом на новую систему решения проблем сиротства - передачу детей в замещающие семьи. В современном мире подростки-сироты формируют основное число воспитанников детских домов и интернатов. Среди них - дети подросткового возраста, которые имеют опыт жизни в семье и которые не имеют такого опыта [3, 4, 5].

Изложение основного материала статьи. Изучение проблем копинг-поведения, как отмечает ряд ученых, находится на начальной стадии (Е.А. Белан, Т.Л. Крюкова). Анализ публикаций по данной теме показывает наиболее актуальные проблемы её исследования: важность уточнения базовых определений; мало концептуальных теоретических исследований, обобщающих знаний об этом феномене человеческого поведения; дефицит эмпирических данных по различным аспектам. Развитие разработки прикладных направлений в рамках исследования копинг-поведения протекает наиболее активно, однако отмечается нехватка диагностического инструментария, в основном применяются адаптированные зарубежные методики [10, 11].

В наше время интерес к изучению механизмов совладания с возникающими жизненными трудностями у детей подросткового возраста во многом увеличился. В изучениях, посвященных подростковому копингу, объектом исследования чаще становятся старшие подростки и юноши (Т.Л. Крюкова, H.A. Сирота, В.М. Ялтонский, И.П. Стрельцова, СЛ. Хазова, A.A. Чеснокова, и др.), процесс же совладания подростков практически не исследован (О.В. Киселева, Н.М. Лыкова,) [4, 5, 6].

В отечественной психологии феномен, как копинг, нашло отражение в трудах В.А. Бодрова, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, Л.И. Уманского рассматривающие понятие «эмоциональная устойчивость»; «стрессоустойчивость» - в исследованиях В.С. Мерлина, «поисковая активность» - у В.В. Аршавского и В.С. Ротенберга. Функционирование личности при конфликтных ситуациях изучалось в контексте экстремальных условий медицинской психологии, медицины и представителями психологии (В.А. Бодров, Н.И. Сирота, В.М. Ялтонский и др.) [1, 4, 6].

В нашей психологической науке определение «копинг» индивидуальности объясняется как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.

Изменившиеся жизненные условия личностного развития во многом оставили подростка «один на один» с трудными социальными ситуациями. В современной обстановке далеко не каждый взрослый человек может справиться с увеличивающимся количеством политических, экономических, физических угроз, не говоря уже о трудностях подросткового поколения, чей жизненный опыт очень мал, и не восполняется опытом взрослых. Подростки воспринимают себя особенно уязвимыми и незащищенными, так как навык разрешение сложных ситуаций и преодоления трудностей, у них развивается в дефицитарных условиях. Не смотря на это, именно в подростковом возрасте идёт активное формирование индивидуального стиля копинг-поведения (Крюкова Т.Л.) [7, 8].

Развитие теоретических основ копинг-поведение в процессе его формирования помогает выяснить исходные способности подростков, найти комплекс необходимых и достаточных ресурсов для формирования адаптивного копинга, а также неблагоприятные факторы, приводящие к дезадаптивным моделям копинг-поведения. Большая опасность формирования деструктивного копинга существует для подростков-сирот, начальные возможности которых ещё более ограничены в силу дезадаптации. Диагностика механизмов копинга, индивидуальных особенностей и обстоятельств социальной среды, которые лежат в основе формирования нарушенного поведения подростков, помогло бы разрабатывать более целенаправленные программы по профилактике нарушений копинг-поведения и находке продуктивных копинг-стратегий.

По мнению ученых В. Квин, Г. Крайг, Э. Эриксон подростковый период охватывает возраст от 12 до 18 лет [9]. Начало данного периода традиционно рассматривается как период отчуждения от взрослых с демонстративными стремлениями противопоставить себя взрослым, освободиться из-под опеки и контроля взрослых, отстаивать свои права, но с ожиданием от взрослых помощи, поддержки и защиты. В подростковом возрасте возникает необходимость в доверительной коммуникации, складываются две системы отношений — это отношение со взрослыми, являющимися неравноправными, так как подростков, несмотря на их бунтарство, важно поддерживать и подбадривать и коммуникация со сверстниками, выступающее в качестве ведущей деятельности этого периода. Именно в этом возрасте наиболее активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления социальных трудностей, важная роль в успешности которого принадлежит поддерживающим отношениям со значимыми взрослыми, родителями, становление моделей копинг-поведения происходит именно в этом возрасте [7, 8].

Тем не менее, копинг-поведение подростков остается еще малоизученным. Поэтому знание специфики и особенностей копинг-поведения в семье, даст увидеть важные ресурсы, заложенные в самой семье, в отношениях родителя и ребенка, развитие и формирование которых разрешит сформировать у ребенка не только модель, но и опыт эффективного совладания с трудными социальными ситуациями.

Таким образом, было проведено исследование копинг-поведения у подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в семье. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом детства» и Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Оренбурга.

Для исследования особенностей копинг-поведения подростков-сирот и подростков, воспитывающиеся в семьях, была разработана и проведена экспериментальная диагностика, направленная на изучение их копинг-поведения в разных социальных обстоятельствах. В исследовании приняли участие 20 детей подросткового возраста 15-16 лет. Выборка испытуемых была поделена на две группы:

1 группа - подростки, воспитывающиеся в семьях;

2 группа - подростки, проживающие в детском доме.

Выбор испытуемых осуществлялся в соответствии с целью и основными задачами исследования таким образом, чтобы, выявить характер взаимосвязи копинг-поведения и психологической защищенности подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в семьях.

Для диагностики изучения доминирующих копинг-стратегий личности и компонента психологической защищенности: стрессоустойчивость в нашем исследовании была использована методика «Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхан» [2].

Полученные результаты представлены в табл. 1, 2, 3.

Таблица 1

Уровни применения стратегии «Разрешение проблем» (в %)

Уровни применения стратегии подростки-сироты подростки из семей

Очень низкий 13,8 0

Низкий 41,2 76,1

Средний 76,1 35,3

Высокий 0 41,5

Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах показывает, что в группе подростков из семей был получен высокий уровень применения стратегии разрешения проблем 41,5%. Ориентация на разрешение проблем позволяет конструктивно приспосабливаться к предъявляемым требованиям и трудностям, которые появляются в подростковом возрасте. Что касается подростков-сирот, то применение стратегии разрешения проблем не является для них базисной стратегией.

Средний уровень применения стратегии разрешения проблем показали 76,1% подростков-сирот, 35,3% подростков из семей пытаются применять все имеющиеся личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы, не избегают ее. Разрешение проблемы заключается в том, что подросток сам ставит перед собой определенные цели, ищет наиболее подходящие варианты решения проблемы, составляет прогноз, обдумывает план действий, не принимает скоропалительных решений (достоверность различий на уровне статистической значимости р < 0,01). У 76,1% подростков из семей, выявлен низкий уровень применения данной стратегии, больше половины подростков не стремятся к самостоятельному разрешению проблемы (достоверность различий на уровне статистической значимости р < 0,01). Очень низкий и низкий уровни применения данной стратегии 13,8% и 41,2% для респондентов экспериментальной группы, не характерно применение данной стратегии, прибегают к ней редко. Такие данные можно объяснить несамостоятельностью подростков, так как они воспитываются в детском доме, и у них формируется иждивенческая позиция. Таким образом, стратегия разрешение проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой подростки-сироты и подростки, воспитывающиеся в семьях, не будут стараться использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Таблица 2

Уровни применения стратегии «Поиск социальной поддержки» (в %)

Уровни применения стратегий подростки-сироты подростки из семей

Очень низкий 0 0

Низкий 62,2 41,5

Средний 55,3 47,1

Высокий 20,7 10,4

17,6% испытуемых экспериментальной группы показали высокий уровень применения стратегии «поиск социальной поддержки», т.е. для эффективного разрешения проблемы обращаются за помощью и поддержкой к друзьям, значимым другим. Небольшое количество испытуемых с данной стратегией - 10,4% можно объяснить, более высоким социальным уровнем (данная группа имеет семьи).

47% респондентов обеих выборок показали средний уровень применения данной стратегии. В подростковом возрасте еще продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, и главная роль в успешности данного процесса принадлежит совместной деятельности со значимым взрослым.

52,9% - низкий уровень стратегии «поиск социальной поддержки», т.е. предпочитают решать проблему самостоятельно, т.к. не могут обратиться за помощью к родителям. В силу возрастных особенностей - роль взрослого отодвигается на «второй план», формируется чувство взрослости, отсюда стремление решать проблемы самостоятельно. Подростки-сироты инфантильны, поэтому более склонны прибегать к поддержке (35%) (достоверность различий на уровне статистической значимости р < 0,01). Поиск социальной поддержки это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим. Соответственно подростками из детских домов уровни применения данной стратегии оказались ниже, чем у подростков из семей.

Таблица 3

Уровни применения стратегии «избегание проблем подростками» (в %)

Уровни применения стратегий подростки-сироты подростки из семей

Очень низкий 5,9 11,8

Низкий 58,8 64,7

Средний 35,3 23,5

Высокий 3,2 7,7

У 3,2% подростков-сирот и 7,7% подростков из семей, был выявлен высокий уровень применения данной стратегии, испытуемые стараются решить свои проблемы самостоятельно.

23,5% подростков контрольной группы и 35,3% подростков экспериментальной группы показали средний уровень применения стратегии «избегание проблем», подростки могут делать необдуманные поступки, маскируют и скрывают свое поведение, большое количество времени находятся в одни, не предпринимают никаких действий для решения проблемы.

У 64,7% подростков, воспитывающихся в семьях и 76,5% подростков, воспитывающихся в детском доме, выявлен низкий уровень применения данной стратегии. Поведенческая стратегия - избегание проблем, это стратегия при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Избегание не свойственно для данной группы подростков, они используют более конструктивные стратегии.

Сравнительный анализ уровней применения стратегий подростками-сиротами и подростками из семей, представлен в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ уровней применения стратегий подростками Кг и Эг (в %)

Копинг-стратегии подростки-сироты Кг подростки из семей Эг

Разрешение проблем 20,9 26,3

Поиск социальной поддержки 23,3 24,5

Избегание проблем 26,6 20,85

Ориентация на разрешение проблем позволяет конструктивно приспосабливаться к предъявляемым требованиям и трудностям, которые появляются в подростковом возрасте. Поиск социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой индивид для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающим: семье, друзьям, значимым другим. Поведенческая стратегия "избегание проблем" характеризуется тем, что человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Таким образом, у подростков из семей стратегии совладания распределились следующим образом: 24,5% - ищут социальной поддержки, 26,3% пытаются решать свои проблемы сами, 20,85% подростков из семей склонны избегать проблемы. Отсюда следует, что большинство подростков пытаются решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. Тем не менее подростки-сироты чаще избегают проблем - 26,6% и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки - 23,3%, чем подростки из семей. Однако, 20,9% подростков-сирот склонны обращаться за помощью, прислушиваться к мнению окружающих, что позволяет предположить необходимость социальной поддержки.

Выводы. На основе сравнительного анализа результатов экспериментального изучения копинг-поведения подростков-сирот и подростков воспитывающихся, в семье как фактора психологической защищенности сделаны выводы:

Копинг-поведение подростков-сирот отличается от копинг-поведения подростков из семей: 1) у подростков-сирот преобладает копинг-поведение, связанное с избеганием проблем, а у их сверстников из семей - разрешение проблем; 2) копинг-поведение, связанное с разрешением проблем используется подростками-сиротами реже всего, и отмечается достоверное ее снижение у подростков-сирот по сравнению со сверстниками из семей; 3) при общей экстрапунитивной направленности поведения в проблемной ситуации у подростков обеих групп наблюдается преобладание эго-защитного копинг-поведения у подростков-сирот и препятственно-доминантного - у их сверстников из семей.

Отсутствие различий отмечается в следующем: к поиску социальной поддержки подростки-сироты обращаются с той же частотой, что их сверстники из семей; реагирование в сложной ситуации преимущественно направлено на окружение и ситуацию (экстрапунитивное поведение). Несколько реже проявляется реакция, обращенная на себя, или на разрешение ситуации.

Литература:

1. Бартош Т.П., Бартош О.П. Копинг-поведение и психоэмоциональное состояние учащихся 9-11-х классов, склонных к употреблению алкоголя/ Т.П. Бартош, О.П. Бартош // Вопросы наркологии. — 2008. — № 10. — С. 18-24.

2. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р. и др. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. Психологов / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Е.Р. Исаева — СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009.

3. Польшина М.А., Насибуллина А.Д. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтных ситуациях / М.А. Польшина, А.Д. Насибуллина // Казанский педагогический журнал. -2017. - № 2. - С. 169-174.

4. Польшина М.А. Механизмы психологической защищенности у подростков-сирот в разных социальных ситуациях / М.А. Польшина. - Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 4. -С. 444-447.

5. Польшина М.А. Социально-психологическая адаптация как фактор психологической защищенности подростков-сирот в социуме / М.А. Польшина. - Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 2. - С. 80-84.

6. Польшина М.А. Особенности формирования копинг-стратегий у подростков-сирот, склонных к конфликтной ситуации / М.А. Польшина. - Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 3. -С. 310-314.

7. Татаренко Д.Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. - 2010. - № 4. - С. 136-139.

8. Татаренко Д.Д. Детско-родительская адаптация в замещающих семьях // Вестник Моск. гос. обл. унта. Сер. Психологические науки. - 2012. - № 2. - С. 116-119.

9. Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

10. Hardie E., Critchley C., Morris Z. Self-coping complexity: role of self-construal in relational, individual and collective coping styles and health outcomes // Asian Journal of Social Psychology. — 2006. — Vol. 9. — P. 47-51.

11. Lazarus R.S. Cognitive and coping processes in emotion. In: B. Weiner (ED). Cognitive views of human motivation. — NY: Academic Press, 1974.

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель кафедры психологии Саидов Асланбек Арбиевич

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Хажуев Ислам Сайдахмедович

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПОБУЖДЕНИЙ И ИДЕИ МЕСТИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССОВ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В первой части статьи приводится теоретический анализ исследований проблемы ПТСР, его влияния на развитие различных психопатологических реакций, а также роли в возникновении агрессивных побуждений и идей мести. Во второй части приводятся результаты кросс-культурного исследования наличия идей мести и способов их реализации, а также проявлений различных форм агрессивного поведения среди населения Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, дисстресс, агрессия, личностная агрессивность, идеи мести.

Annotation. The first part of the article provides a theoretical analysis of research on the problem of PTSD, its influence on the development of various psychopathological reactions, as well as the role in the emergence of aggressive motives and ideas of revenge. The second part presents the results of a cross-cultural study of the existence of ideas of revenge and ways to implement them, as well as manifestations of various forms of aggressive behavior among the population of the Chechen Republic, the Republic of Ingushetia and the Republic of North Ossetia - Alania.

Keywords: Post-Traumatic stress disorder, distress, aggression, personal aggressiveness, ideas of revenge.

Работа выполнена при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс - МК-2018) (МК-2469.2018.6 «Способы реализации агрессивных побуждений и идеи мести в контексте переживания стрессов высокой интенсивности»)

Введение. Высокая частота и интенсивность психотравмирующих событий, происходящих в различных регионах планеты, сопровождается значительным ростом агрессивных побуждений и идей мести у лиц с травматическим прошлым. Подобный травматический опыт оставляет в человеческой психике неизгладимый след, а образы пережитого экстремального события отражаются в оценках, представлениях и эмоциональных переживаниях, как у непосредственных, так и косвенных жертв психотравмирующего воздействия.

Как известно, психологические последствия психотравмирующего события в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) [1]. Сам феномен ПТСР - это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.