Научная статья на тему 'Механизмы психологической защищенности у подростков-сирот в разных социальных ситуациях'

Механизмы психологической защищенности у подростков-сирот в разных социальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL PROTECTION / ПОДРОСТКИ-СИРОТЫ / ORPHANS / СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / SOCIAL SITUATIONS / ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL EXPERIENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Польшина Мария Александровна

Проблема психологической защищенности у подростков-сирот на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Защитные процессы у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Буквально с раннего детства, и на продолжении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, называемые психологической защищенностью. Эти механизмы защищают понятие личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют решению внутриличностных конфликтов, сохранению стабильности, и проходят на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION IN ORPHANS IN DIFFERENT SOCIAL SITUATIONS

The problem of psychological protection in orphans today is one of the most discussed. Protective processes in orphans are purely individual, diverse. Literally from early childhood, and on the continuation of life, in the human psyche arise and develop mechanisms called psychological protection. These mechanisms protect the concept of personality of various kinds of negative emotional experiences, contribute to the solution of intrapersonal conflicts, maintain stability, and pass on the unconscious and subconscious psychological levels.

Текст научной работы на тему «Механизмы психологической защищенности у подростков-сирот в разных социальных ситуациях»

Психология

УДК 159.9.072.432

кандидат биологических наук, старший преподаватель Польшина Мария Александровна

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В РАЗНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. Проблема психологической защищенности у подростков-сирот на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Защитные процессы у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Буквально с раннего детства, и на продолжении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, называемые психологической защищенностью. Эти механизмы защищают понятие личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют решению внутриличностных конфликтов, сохранению стабильности, и проходят на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Ключевые слова: психологическая защищенность, подростки-сироты, социальные ситуации, переживания личности.

Annotation. The problem of psychological protection in orphans today is one of the most discussed. Protective processes in orphans are purely individual, diverse. Literally from early childhood, and on the continuation of life, in the human psyche arise and develop mechanisms called psychological protection. These mechanisms protect the concept of personality of various kinds of negative emotional experiences, contribute to the solution of intrapersonal conflicts, maintain stability, and pass on the unconscious and subconscious psychological levels.

Keywords: psychological protection, orphans, social situations, personal experiences.

Введение. В последнее время резко увеличился интерес к вопросу психологической защищенности, что создало рост числа теоретических и эмпирический исследований. Данный феномен получил признание во всех направлениях психотерапии и психологии, что показывает о его высокой теоретической и практической значимости. Особенно, малопродуктивные механизмы защищенности рассматриваются как одна из характеристик поведения подростков-сирот в социуме.

Современные исследования механизмов психологической защищенности подростков-сирот многовариантны и сложны, что связано с малоизученностью стрессовых и кризисных условий, которые влияют на развитие и становление личности подростков «группы риска».

В связи с этим целью нашей статьи является выявление и описание основных механизмов психологической защищенности подростков-сирот как типов прохождения трудных жизненных условий и совладания с ними, так как более всего склонны к различным стрессам именно подростки-сироты, и гарантирование их психического и социального благосостояния является одной из главных задач социума.

Изложение основного материала статьи. Подростки-сироты и дети, находящихся в экстремальных условиях жизни, не обеспечивают себя возможностями удовлетворения главных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Данный контингент подростков не развивается полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. В этой связи, рассмотрение задачи гарантирования условий формирования психологической защищенности, у подростков-сирот в разных ситуациях развития является одной из основных практик.

Известно, что итогом нахождения подростка в учреждении для детей-сирот является нарушенная самооценка, неразвитость эмоций, неготовность к самостоятельной жизни, ограниченность социального опыта. Время постинтернатного привыкания для подростков осложняется низким уровнем социального интеллекта, иждивенческими установками и компетентности. Поэтому, как указывают И.А. Баева, П.И. Беляева [1, С. 102], выделяют компонент психологической защищенности как психическое состояние личности, характеризующееся переживанием личностью своей защищенности, умением правильно реагировать на возникающую опасность.

Одной из главных характеристик личности подростков-сирот называют агрессивность. Агрессивное, негативное отношение к другим окружающим является результатом недостатка теплоты и принятия в общении и часто распространяется даже на сестер и братьев. Агрессивность выражается в том, что любая деятельность окружающих может оцениваться подростком-сиротой как причина для конфликта. В свою очередь, также сильно сформировавшейся может быть и агрессивность подростков в отношении взрослых. Недостаток устойчивости, присущей семейным отношениям, потребность всегда адаптироваться и добиваться хорошего отношения окружающих ослабляют у подростков-сирот активное отношение к жизни: не развиваются свои ценности и принципы, зато формируется устойчивая конформность - зависимость от мнения окружающих, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто отрицательному.

Подростковый период - это сложный возраст для детей. У подростков-сирот сложности общения со сверстниками создаются ситуативностью поведения, неадекватностью эмоциональных реакций, неумением конструктивного решения проблемы. Общение подростка из детского дома со взрослым характеризуется своеобразием. Подростки-сироты общаются со взрослыми не так, как подростки из семьи, прежде всего они показывают внимание ко взрослому, пытаются любым путем завладеть его интересом. И что важно, у подростка из семьи в общении со взрослым есть главный мотив общения - познавательный, тогда как у подростков-сирот главным мотивом общения является потребность во внимании и доброжелательности. Неправильно развивающийся стаж общения приводит к отрицательным последствиям [3, С. 27- 33; 4, С. 42-44].

Формирование самосознания, самооценки отношения к себе у подростков детских домов также не просто задерживается, а имеет качественно иную форму. У них развивается устойчивая низкая самооценка, часто отмечается недоверие к себе, неприятие себя, установка в самооценке на мнение других людей. Выпускникам, воспитывающимся в детском доме, сложнее, чем их «обычным» сверстникам, воспринимать и ценить свою уникальность: вместо «чувства Я» у них развивается «чувство Мы». Однако подобная зависимость не основывается на добрых отношениях и теплых чувствах: уже в младшем подростковом возрасте складывается потребительское отношение к сверстникам и взрослым, обусловленное их практической полезностью для ребенка, складывается «способность не углубляться в привязанности»,

поверхностность чувств. Главной задачей специалистов - педагогов и психологов, работающих с подростками-сиротами - является помощь в изменении форм общения с ровесниками и взрослыми [4, С. 42-441.

Обстоятельства после выпуска из учреждения интернатного типа могут характеризоваться так: осуществляется переход от известной, более или менее безопасной среды, знакомых людей, ежедневного расписания, специального типа организации к жизни к иному образу жизни и личному, и жизненному, который до сих пор был, мало им изучен. Начиная, самостоятельную жизнь, выпускники встречаются с проблемами жилья, организации быта, поиска работы, питания, снабжения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, получения медицинской помощи, организацией свободного времени, создания и сохранения собственной семьи и многими другими.

Подросток часто оказывается один без поддержки, не знает людей, на кого мог бы рассчитывать, кому бы мог верить. Если многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, могут вернуться в родительский дом, если окажется, что они не готовы к самостоятельной жизни, то выпускники детских домов не имеют этой возможности; они ощущают дискриминацию со стороны социума, для них растает риск вовлечения в криминальное сообщество.

Н.С. Ефимов, А.И. Кравченко, А.Г. Малакова, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин [2, С. 102; 3, С. 53] указывают, что исследованию механизмам психологической защищенности подростков-сирот в общении выделяется недостаточное внимание в современной психологии, хотя именно подростки-сироты в наибольшей степени подвергаются различным стрессовым ситуациям и гарантирование их психического и социального благополучия является одной из основных задач социума.

В отечественной и зарубежной науке феномен психологической защищенности не является предметом специального исследования. Обычно его применяют в связи с использованием защитных механизмов, психологической защиты и исследуют защищенность как результат их действия [6, С. 122; 4, С. 24]. При этом определение психологическая защищенность рассматривается как стойкое эмоциональное положительное переживание и осознание личностью возможности удовлетворения потребностей и обеспечения своих прав в любой, даже неблагоприятной среде и при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднить их реализацию (В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн). Поэтому, основу при изучении психологической защищенности формирует успешность преодоления неблагоприятных воздействий на личность, возникающая в процессе взаимодействия личностных свойств индивида и негативных обстоятельств социальной среды, в результате психологическую защищенность можно изучать как свойство, как процесс и как состояние [4, С. 42-44].

Психологическая защищенность формируется с первых дней ребенка и складывается в установку, определяющую отношение к себе и миру.

Развитие у подростка базового доверия к обществу непосредственно связано с формированием привязанности, т.е. с отношением к себе и людям, которое дает или не дает чувство защищенности.

У воспитанников интерната формируется особый, отличный от детей, выросших в условиях семейного воспитания, тип личности, формирование которого было раскрыто в своих исследованиях М.Р. Битяновой, В.Г. Бочаровой, В.Ф. Вишняковой, В.Н. Гуровым, И.В. Дубровиной, В.В. Морозовым, А.М. Прихожан, Л.К. Сидоровой, Н.Н. Толстых [1, С. 33; 5, С. 142-144].

Неблагоприятные условия жизни, отягощенная наследственность, аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности матери оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей еще до помещения ребенка в интернат. Установлено, что большинство сирот страдают врожденной психической и неврологической патологией, имеют низкие показатели здоровья.

Видимость психологической защищенности личности подростка-сироты в атмосфере детского дома развивается в дальнейшем дезадаптацией. Г.В. Семья выделила такие ситуации определением «психологическая квазизащищенность», создающая ситуативную, кажущуюся психологическую защищенность в привычных условиях проживания и быстро нарушается при столкновении с собственной жизнью [6, С. 52].

Таким образом, к подростковому возрасту дети-сироты не имеют навыка совладания с проблемами, не осознают своих потребностей, прав и обязанностей, психологически не готовы к решению проблем и защите от угроз внешнего социума.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Дом детства" г. Оренбурга".

Для исследования механизмов психологической защищенности подростков-сирот к сопротивлению жизненным проблемам было разработано и проведено экспериментальное обследование, направленное на рассмотрение их психологической защищенности в разных ситуациях. В исследовании приняли участие 30 детей подросткового возраста 15-16 лет. Дети были поделены на две группы:

1 группа - подростки, воспитывающиеся в семьях;

2 группа - подростки, проживающие в детском доме.

Для диагностики компонента психологической защищенности: стрессоустойчивость и изучения доминирующих копинг-стратегий личности в нашем исследовании была использована методика «Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхан», для диагностики компонента психологической защищенности: защищенность от насилия и диагностика доминирующего копинг-поведения (копинг-стратегии) защиты в общении была использована методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко».

После проведения нашего исследования мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 1:

Рисунок 1. Сравнительный анализ уровней применения стратегий подростками Кг и Эг (в %)

У подростков из семей стратегии совладающего поведения распределились следующим образом: 28,1% хотят решить свои трудности самостоятельно, 23,2% - ищут социальной поддержки, 27,0% подростков из семей склонны избегать проблемы. Таким образом, большая часть подростков склонна решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. Тем не менее, подростки-сироты чаще избегают проблем -25,8% и реже ищут помощи и обращаются за социальной поддержкой - 17,7%, чем подростки из семей. Однако, 19,2% подростков-сирот склонны обращаться за помощью, прислушиваться к мнению других людей, что позволяет предположить необходимость социальной поддержки.

Данные по методике «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Сравнительный анализ доминирующей стратегии психологической защиты

подростков Эг и Кг (в %)

В соответствии с рис. 2. 28,0% подростков, воспитывающихся в семьях, применяют агрессию, как стиль защиты. Данный уровень агрессивной стратегии можно объяснить психофизиологическими изменениями в подростковом возрасте у респондентов контрольной группы. Подростки-сироты в 2 раза чаще применяют данную стратегию (65,8%), что может оказаться следствием медленного темпа усвоения социальных нормативов (достоверность различий на уровне статистической значимости p < 0,01). Агрессивность является одной из характеристик личности подростка-сироты. Негативное и агрессивное отношение к другим людям является следствием недостаточности теплоты и принятия в обществе. Она выражается в том, что любые действия окружающих воспринимаются подростком-сиротой как причина для конфликта. Межличностные отношения, как правило, недолговечны, формальны.

У 48,5% подростков из семей доминирующей стратегией является миролюбие, что проявляется в умении делать уступки, идти на компромиссы и быть податливым, готовности жертвовать некоторыми своими интересами, это может быть обусловлено обстоятельствами и опытом, сформированной своей линией поведения. Только у 18,5 % подростков, воспитывающихся в детском доме, обнаружена данная стратегия. Иногда миролюбие значит приспособление, не обострять отношения, стремление уступать напору партнера и

не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я (достоверность различий на уровне статистической значимости р < 0,01).

Общим для обеих групп является использование стратегии избегание: 41,2% респондентов контрольной выборки, и 32,8% респондентов экспериментальной выборки чаще всего используют, как доминирующую стратегию. Они хотят избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем, применяют пассивные способы избегания, например, употребление алкоголя, наркотиков или уход в болезнь, что характерно для подросткового возраста в целом.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о необходимости работы педагогов и психологов по развитию правильных поведенческих стратегий борьбы с проблемами, нормализации и нейтрализации негативных эмоциональных ситуаций, коррекции межличностных отношений подростков-сирот, воспитанников детского дома.

Полученные результаты позволили выявить механизмы психологической защищенности подростков-сирот и сделать вывод, что общим механизмом психологической защищенности для подростков экспериментальной и контрольной групп в трудных жизненных ситуациях является избегание. Избегание может быть более простым выходом из ситуации, поскольку оно якобы не требует значительных умственных и эмоциональных затрат. У подростков, воспитывающихся в семьях преобладают следующие стратегии: миролюбие и избегание конфликтных ситуаций. Для подростков-сирот преобладающими стратегиями являются агрессия и избегание конфликтных ситуаций.

На втором месте - поиск социальной поддержки. По этой стратегии не наблюдается различий между контрольной и экспериментальной группой, и можно говорить о том, что подростки обеих групп одинаково часто прибегают к поиску социальной поддержки для решения проблем. Стратегия разрешения проблем используется реже всего, и отмечается достоверное ее снижение у подростков-сирот по сравнению со сверстниками из семей.

Литература:

1. Дубровина, И. В. Психология: учебное пособие / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2011. - 464 с.

2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. - СПб: Речь, 2006. - 288 с.

3. Ефимов Н. С. Основы психологической безопасности. Практикум по психологии: учебное пособие / Н. С. Ефимов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА, 2010. - 232 с.

4. Малакова А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Малакова // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. С. 16-24.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 655 с.

6. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.

7. Польшина М. А. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтных ситуациях/М. А. Польшина, А. Д. Насибуллина. - Казанский педагогический журнал - 2017. -№ 2. - С. 169-174.

8. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей/Г. В. Семья. - М.: Наука, 2004. - 350 с.

Психология

УДК: 37.015.32

кандидат педагогических наук, доцент Пушкина Тамара Федоровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы профилактики компьютерной зависимости, подчеркивается актуальность установки в сознании современных подростков о том, что компьютер - лишь часть нашей жизни, проявления которой многообразны и чрезвычайно интересны. Автор обосновывает модель профилактики компьютерной зависимости, раскрывает условия ее эффективности в со-творчестве взрослых и подростков в практико-ориентированной социально ценной и личностно значимой деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: риски компьютерной зависимости, модель профилактики компьютерной зависимости у подростка, со-творчество подростка и взрослого в условиях использования информационно-коммуникативных технологий.

Annotation. The article elaborates on the issues of prevention of computer addiction, underlined the urgency of installation in the minds of modern teenagers that the computer is only a part of our lives, which are varied and extremely interesting. The author substantiates prevention model of computer addiction, reveals the conditions of its effectiveness in the creativity of adults and adolescents in practice-oriented, socially valuable and personally meaningful activities using information and communication technologies.

Keywords: the risks of computer addiction, computer addiction in prevention model teen, teen and adult creativity in terms of use of information and communications technologies.

Введение. В связи с ускоренной информатизацией всех сфер нашей жизни проблема профилактики компьютерной зависимости является чрезвычайно актуальной. Особенно значима она в условиях личностного взросления человека. Правда, есть исследователи, которые считают, что компьютерная зависимость - явление временное, поскольку обязательно наступает пресыщение компьютером. Однако бездейственное ожидание этого периода со стороны взрослых, участвующих в формировании личности подростка, несколько опасно: не наступит ли этот момент слишком поздно. Считается, что для возникновения компьютерной зависимости достаточно полугода [10]. Осторожность необходима и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.