Научная статья на тему 'Некоторые вопросы профилактики компьютерной зависимости у подростков'

Некоторые вопросы профилактики компьютерной зависимости у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
905
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА / СОТВОРЧЕСТВО ПОДРОСТКА И ВЗРОСЛОГО В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / THE RISKS OF COMPUTER ADDICTION / COMPUTER ADDICTION IN PREVENTION MODEL TEEN / TEEN AND ADULT CREATIVITY IN TERMS OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пушкина Тамара Федоровна

В статье раскрываются вопросы профилактики компьютерной зависимости, подчеркивается актуальность установки в сознании современных подростков о том, что компьютер лишь часть нашей жизни, проявления которой многообразны и чрезвычайно интересны. Автор обосновывает модель профилактики компьютерной зависимости, раскрывает условия ее эффективности в со-творчестве взрослых и подростков в практико-ориентированной социально ценной и личностно значимой деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF PREVENTION OF COMPUTER ADDICTION IN ADOLESCENTS

The article elaborates on the issues of prevention of computer addiction, underlined the urgency of installation in the minds of modern teenagers that the computer is only a part of our lives, which are varied and extremely interesting. The author substantiates prevention model of computer addiction, reveals the conditions of its effectiveness in the creativity of adults and adolescents in practice-oriented, socially valuable and personally meaningful activities using information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы профилактики компьютерной зависимости у подростков»

не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я (достоверность различий на уровне статистической значимости р < 0,01).

Общим для обеих групп является использование стратегии избегание: 41,2% респондентов контрольной выборки, и 32,8% респондентов экспериментальной выборки чаще всего используют, как доминирующую стратегию. Они хотят избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем, применяют пассивные способы избегания, например, употребление алкоголя, наркотиков или уход в болезнь, что характерно для подросткового возраста в целом.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о необходимости работы педагогов и психологов по развитию правильных поведенческих стратегий борьбы с проблемами, нормализации и нейтрализации негативных эмоциональных ситуаций, коррекции межличностных отношений подростков-сирот, воспитанников детского дома.

Полученные результаты позволили выявить механизмы психологической защищенности подростков-сирот и сделать вывод, что общим механизмом психологической защищенности для подростков экспериментальной и контрольной групп в трудных жизненных ситуациях является избегание. Избегание может быть более простым выходом из ситуации, поскольку оно якобы не требует значительных умственных и эмоциональных затрат. У подростков, воспитывающихся в семьях преобладают следующие стратегии: миролюбие и избегание конфликтных ситуаций. Для подростков-сирот преобладающими стратегиями являются агрессия и избегание конфликтных ситуаций.

На втором месте - поиск социальной поддержки. По этой стратегии не наблюдается различий между контрольной и экспериментальной группой, и можно говорить о том, что подростки обеих групп одинаково часто прибегают к поиску социальной поддержки для решения проблем. Стратегия разрешения проблем используется реже всего, и отмечается достоверное ее снижение у подростков-сирот по сравнению со сверстниками из семей.

Литература:

1. Дубровина, И. В. Психология: учебное пособие / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2011. - 464 с.

2. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. - СПб: Речь, 2006. - 288 с.

3. Ефимов Н. С. Основы психологической безопасности. Практикум по психологии: учебное пособие / Н. С. Ефимов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА, 2010. - 232 с.

4. Малакова А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Малакова // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. С. 16-24.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2011. - 655 с.

6. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.

7. Польшина М. А. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтных ситуациях/М. А. Польшина, А. Д. Насибуллина. - Казанский педагогический журнал - 2017. -№ 2. - С. 169-174.

8. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей/Г. В. Семья. - М.: Наука, 2004. - 350 с.

Психология

УДК: 37.015.32

кандидат педагогических наук, доцент Пушкина Тамара Федоровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы профилактики компьютерной зависимости, подчеркивается актуальность установки в сознании современных подростков о том, что компьютер - лишь часть нашей жизни, проявления которой многообразны и чрезвычайно интересны. Автор обосновывает модель профилактики компьютерной зависимости, раскрывает условия ее эффективности в со-творчестве взрослых и подростков в практико-ориентированной социально ценной и личностно значимой деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: риски компьютерной зависимости, модель профилактики компьютерной зависимости у подростка, со-творчество подростка и взрослого в условиях использования информационно-коммуникативных технологий.

Annotation. The article elaborates on the issues of prevention of computer addiction, underlined the urgency of installation in the minds of modern teenagers that the computer is only a part of our lives, which are varied and extremely interesting. The author substantiates prevention model of computer addiction, reveals the conditions of its effectiveness in the creativity of adults and adolescents in practice-oriented, socially valuable and personally meaningful activities using information and communication technologies.

Keywords: the risks of computer addiction, computer addiction in prevention model teen, teen and adult creativity in terms of use of information and communications technologies.

Введение. В связи с ускоренной информатизацией всех сфер нашей жизни проблема профилактики компьютерной зависимости является чрезвычайно актуальной. Особенно значима она в условиях личностного взросления человека. Правда, есть исследователи, которые считают, что компьютерная зависимость - явление временное, поскольку обязательно наступает пресыщение компьютером. Однако бездейственное ожидание этого периода со стороны взрослых, участвующих в формировании личности подростка, несколько опасно: не наступит ли этот момент слишком поздно. Считается, что для возникновения компьютерной зависимости достаточно полугода [10]. Осторожность необходима и в

ситуации запрета компьютера, ведь можно спровоцировать конфликты, затормозив образование подростка: в новых условиях компьютер является мощным фактором оптимизации обучения и воспитания личности.

Цель: выявить эффективные условия профилактики компьютерной зависимости у современных подростков.

Изложение основного материала статьи. Проблема компьютерной зависимости обозначена в науке в русле исследований Интернет-аддикций с 1998 г., хотя отдельные исследования проводились с 1980-х годов. В зарубежной литературе известны труды К. Янг, И. Голдберга, М. Шоттон, Ш. Тёкл, К. Суррат, Д. Гринфилда и др. В отечественной науке проблемы компьютерной зависимости традиционно освещались с преобладанием популярных статей. Среди научных работ можно назвать труды А. Г. Асмолова, А. Е. Войскунского, С. А. Шапкина, Е. П. Белинской, В. Е. Лепского, А. Г. Рапуто и др.

С.А. Шапкин отметил опасные последствия непомерной увлеченности компьютером для психического развития подростка: неспособность подростка переключаться на другие увлечения; чувство мнимого превосходства над окружающими; оскудение эмоциональной сферы; провоцирование агрессивного поведения; сужение круга интересов; стремление к созданию собственного мира, уход от реальности; социальная изоляция и трудности в межличностных контактах; соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость, боль в кистях рук, резь в глазах, трудности с засыпанием) [9, с. 87-88]. Ценной в работе стала классификация компьютерных игр (на основе исследований А. Г. Шмелёва) по психологическому содержанию, так как именно это помогает понять механизм воздействия конкретной игры на пользователя [там же, с. 90].

В последнее время опубликованы работы, в которых исследуются причины компьютерной зависимости у подростков, риски компьютерной зависимости, узкие вопросы ее профилактики. Это работы З. В. Лариной, Е. Ф. Польшаковой, И. С. Жирковой и Е. Д. Сергеевой, М. Д. Рипы и И. В. Кульковой, С. С. Котовой и И. И. Хасановой и др.

З. В. Ларина, анализируя данную проблему, утверждает, что используя сочетания цвета, ритм передвижения, звук определенной громкости и частоты, автор компьютерных программ может влиять на настроение и деятельность центральной нервной системы игрока: «Заядлые игроки отрываются от реальности, теряют значимые социальные связи, становятся чрезвычайно ограниченными людьми» [6, с. 184]. Она приводит данные японских ученых о том, что «компьютерные игры стимулируют лишь те участки коры головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение» [там же, с. 185].

Для профилактики явления важно знать его суть и причины. Остановимся на обсуждении этих аспектов проблемы. Компьютерная зависимость определяется как «обсессивное (одержимое) пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности)». Данный феномен относят к одному из пяти видов Интернет-аддикций [10, с. 24]. Наиболее полный анализ работ по данной тематике осуществлен А. Е. Войскунским. В частности, им отмечено, что некоторые исследователи (О. Зееманн и др.) разделяют зависимость от Интернета и зависимость от компьютеров по причине различий в самоощущениях пользователей [1, с. 97]. Интересно мнение тайваньских специалистов, трактующих зависимость от Интернета как явление массовой культуры [там же, с. 101]. В целом, компьютерную зависимость относят к числу нехимических (поведенческих) [2000 г., Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева]. Она характеризуется определенным поведением и характерными признаками.

Выделяют две группы симптомов компьютерной зависимости. Психические признаки: «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером; невыполнение обещаний, данных самому себе или другим, касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером; намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером; утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия; смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером; раздраженное поведение в случае, если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается. Физические признаки: нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»); нарушения опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром); нарушения пищеварительной системы (сбой режима питания, хронические запоры, геморрой) [10, с. 24-29].

В работе С. А. Шапкина «Компьютерная игра: новая область психологических исследований» отмечен важный аспект формирования компьютерной зависимости: «Компьютерные игры, по сравнению с другими средствами имеют ряд преимуществ именно потому, что апеллируют к одной из древнейших потребностей человека - потребности играть» [9, с. 86]. С. А. Шапкин советует использовать потенциал компьютерных игр в условиях тренинга, обучения, тестирования, коррекции нарушений отдельных психических функций, помощи тревожным детям в открытом выражении своих проблем. Для профилактики компьютерной зависимости важен вывод, сделанный автором: «Компьютер - эффективное средство развития разнообразных психических качеств и профессиональных навыков. Но неумеренное использование компьютерных игр может привести к психопатологическим симптомам» [там же, с. 99].

Особенно подвержены компьютерной зависимости подростки. В исследованиях Е. Ф. Польшаковой показано, что этому способствуют трудные жизненные ситуации пользователей. Слабое развитие их социальных навыков и личностных ресурсов приводит к уходу от решения проблем, вызванных стрессовыми ситуациями [7, с. 10].

И. С. Жиркова и Е. Д. Сергеева, опираясь на мнение К. Янг, актуальность проблемы в подростковом и юношеском возрасте обосновали следующим: возможность анонимного общения без персонального предъявления себя - удовлетворяет потребность в общении и делает его безопасным; возможность реализации фантазий создает условия для самоутверждения и самореализации; возможность поиска нового собеседника удовлетворяет тягу ... к расширению круга знакомых; доступ к информации, с одной стороны, поощряет познавательную активность, с другой - делает интернет-серфинг подростка ... непредсказуемым и неконтролируемым [2, с. 88]. Ситуация усиливается проявлениями возрастного кризиса, а также неспособностью «современных взрослых сопровождать подростков в изменяющихся условиях Интернет-социализации» [2, с. 88]. Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил сделать вывод об отсутствии связи между уровнем самооценки и Интернет-зависимостью обследованных подростков, но при

этом была обнаружена важная для профилактической работы достоверная связь Интернет-зависимости и ожиданий отношения к себе от окружающих [там же, с. 89].

Для предупреждения компьютерной зависимости актуально формирование в сознании подростка установки: компьютер - лишь часть нашей жизни, проявления которой многообразны и чрезвычайно интересны. Ценным моментом для профилактики становится вовлечение подростка в различные виды деятельности, не связанные с компьютером, но позволяющие пережить яркие ощущения, интенсифицировать разнообразные ситуации успешного реального общения. Надо показать важность работы по становлению здорового образа жизни, ведь каждый сам отвечает за свое здоровье.

М. Д. Рипа и И. В. Кулькова в работе «Компьютерная болезнь и ее профилактика - актуальная научно-практическая проблема» определяют «компьютерную болезнь» как «сумму недомоганий трех направлений: глазных, нервных, костных» [8, с. 20]. В качестве профилактики они советуют профессионально грамотно использовать динамические паузы в процессе работы на компьютере.

С. С. Котова и И. И. Хасанова в исследовании «Особенности Интернет-зависимого и аддиктивного поведения молодежи» (2017) выявили необходимость образовательной практики стимулирующей развитие личностной сферы пользователя, степени ответственности и осознанности его в оценке информационных ресурсов, становление и реализацию творческого потенциала и способностей к самоанализу [3, с. 60].

Формирование у подростков позитивных внутриличностных регуляционных механизмов способствует реализации конструктивного поведения в условиях взаимодействия с компьютером. В модели профилактики компьютерной зависимости у подростков мы выделяем: этап овладения культурой пользования компьютером, когда школьники понимают патологические последствия своего неумеренного увлечения; этап формирования позитивного опыта саморазвития в ситуациях взаимодействия подростка с компьютером; этап самостоятельного выбора конструктивного поведения при работе пользователя. Оптимизация профилактической работы в этом направлении заключается в выборе специфичных форм развивающей деятельности подростка.

При этом важны несколько условий. Во-первых, компьютер используется как вспомогательное средство в достижении результата (поиск источников по проблеме, сотрудничество по разработке проблемы и консультативная помощь в соцсетях и пр.). Однако, при этом нельзя забывать, что компьютер - это то, что привлекает подростка своей новизной и возможностями. Важно научиться использовать его взрослыми как дополнительный ресурс сближения и взаимопонимания с подростком, ресурс эффективного управления позитивным умственным и личностным развитием подростка. Во-вторых, актуальна духовная активность подростка в создании самой работы, отличающейся новизной, социальной ценностью. Серия самостоятельно сделанных открытий становится своеобразным катализатором, запускающим механизм переосмысления назначения компьютера и его роли в жизни человека. Педагоги и родители играют лишь роль консультантов при обобщении промежуточных и конечных результатов исследовательской деятельности подростка, помогают мотивировать личностную значимость включенности в поисковый процесс. В-третьих, по итогам выполнения работы обязательна обратная связь в виде творческого отчета с проигрыванием ситуаций, демонстрацией зарисовок, музыкальных композиций, ораторских выступлений, устной защитой проектов и пр.

Такой подход позволяет воспринимать взаимодействие с компьютером не как самоцель. Он формирует недостающие компоненты коммуникативной культуры подростка, включает его в социальные связи. Психолого-педагогические возможности таких форм работы усиливаются со-творчеством подростка и всех взрослых, участвующих в его воспитании. Совместное взаимодействие в системе «Подросток-Взрослый» сочетается с практико-ориентированной личностно-значимой и социально-ценной деятельностью подростка. Усилению воспитательной ценности такого подхода способствует выбор тематики исследования. Интересна методика поиска погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны с использованием Интернет-ресурса, разработанная В. А. Котюхом [4]. В этих условиях работа школьников наполняется особым смыслом: не только сохранение памяти о подвиге защитников Родины, но и возможность прочувствовать этот подвиг, пережить сопричастность героическому времени.

Проанализируем опыт подростка, который осуществил такой поиск. Тема работы: «Не ради славы ...Военная история семьи». Мотивацию усиливало то, что это исследование захватило всех членов семьи. Подросток отмечает: «Мой отец, приходя уставший с работы, часами сидел рядом со мной в надежде, что получит новую информацию о своих родных. Наша квартира стала «штабом» на это время. Родственники из Петрозаводска, Орла, Владимира, с Дальнего Востока и Ближнего Зарубежья, постоянно звонили, вспоминая важные сведения. Так что соавторов у этой работы было много!» Но главным поисковиком оставался сам подросток: умелое общение в социальных сетях, на форумах поисковых сайтов давало возможность открывать новую информацию давно ушедших дней! Вот где пригодилось знание компьютера! В итоге были собраны и проанализированы факты участия одиннадцати дедов и прадедов в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Исследование дало возможность подростку сравнить себя нынешнего с родными из военного прошлого. «Мой дед, в неполных 18 лет, прибавив себе возраст, в декабре 1944 г. ушел на фронт. За полгода до Победы он успел получить ранение, но остался в строю! В его наградных документах постоянно значится фраза: «Первым вошел в населенный пункт... был в авангарде.». Брал в плен одновременно несколько фашистов, уничтожал успешно «фаустников», дрался в рукопашном бою и побеждал! Получил медаль «За отвагу», орден «Слава III степени». А он всего на полтора года старше меня нынешнего!» Полученный опыт позволил подростку изменить свое отношение к жизни, заменив бесцельное сидение за компьютером, полезным для себя и окружающих делом.

Выводы. Для решения задач профилактики компьютерной зависимости у подростков важны инновационные средства воспитания. Необходимо полнее учитывать ресурсные возможности компьютера как средства гуманного воспитания и обучения. Принятие, здоровые психологические границы общения, вовлеченность в сотрудничество с окружающими не только не приведут подростка к уходу в нереальный мир, но и привнесут в его арсенал опыт здоровых увлечений [5]. Эффективная профилактика компьютерной зависимости у современных подростков предполагает специально организованное со-творчество личности и всех взрослых, участвующих в её воспитании, на продуктивной основе с применением информационно-коммуникативных технологий. Важным при этом становится духовная активность самого школьника, вовлеченного в воспитывающую деятельность. Ситуация поиска соответствует возрастным особенностям подростка, стремящегося к открытиям, самостоятельности. Компьютер становится вспомогательным

средством, с помощью которого расширяется круг реального общения, нарабатываются эффективные приемы взаимодействия с окружающими.

Литература:

1. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - №1. - С. 90-100.

2. Жиркова И. С., Сергеева Е. Д. Взаимосвязь склонности к Интернет-аддикции и уровня значимости отношений окружающих у подростков и юношей / И. С. Жиркова, Е. Д. Сергеева // Современная психология образования: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Воронеж, 2016. - С. 86-89.

3. Котова С. С., Хасанова И. И. Особенности Интернет-зависимого и аддиктивного поведения молодежи / С. С. Котова, И. И. Хасанова // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 55-61.

4. Котюх В. А. Становление гражданских компетенций в системе образовательного учреждения дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания / В. А. Котюх // Инновационные технологии в гражданском и патриотическом воспитании: сборник материалов региональной науч.-практ. конф. - Воронеж, 2011. - 384 с.

5. Ланина Н.В., Пушкина Т.Ф. Компьютер как ресурс творческого развития личности и профилактики ее дезадаптации / Н.В. Ланина, Т.Ф. Пушкина // Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения: материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Краснодар, 2017. - С. 147-152.

6. Ларина З.В. Компьютерные игры: вред или польза? / З. В. Ларина // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. -Воронеж, 2010. - С. 183-185.

7. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать / Е. Ф. Польшакова // Физкультура в школе. - 2002. -№ 5. - С. 9-12.

8. Рипа М. Д., Кулькова И. В. Компьютерная болезнь и ее профилактика - актуальная научно-практическая проблема / М. Д. Рипа, И.В. Кулькова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 7. - С. 19-22.

9. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. - 1999. — Т. 20. - № 1. - С. 86-102.

10. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Резниченко Мария Андреевна

Белгородский государственный научно-исследовательский университет (г. Белгород); старший преподаватель Шитикова Елена Вячеславовна

Белгородский государственный научно-исследовательский университет (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА С РАЗНОЙ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В УЧЕНИИ

Аннотация. Показано, что в ценностно-смысловой сфере студентов балавриата существует иерархия и дезинтеграция ценностей, которые возрастают при доминировании направленности мотивации учения на овладение профессией и низкой формальной успешности в учении.

Ключевые слова: личность студента бакалавриата, «ядро» ценностное, «ценностность» и «доступность» в ценностно-смысловой сфере личности, мотивационная направленность в учении, формальная успешность в учении.

Annotation. It is shown that in the value- semantic sphere of the students of balavriata there is a hierarchy and the disintegration of values , which grow with the domination of the directivity of the motivation of study to the mastery of profession and the low formal success in the study.

Keywords: the personality of the student of bakalavriata, "nucleus" value, "tsennostnost" and "accessibility" in the value- semantic sphere of personality, motivational directivity in the study, formal success in the study.

Введение. Ценностные ориентации и личностные смыслы являются важнейшими компонентами ценностно-смысловой сферы личности, выполняющие функции регуляторов поведения и зависящие от многих факторов, в том числе от психологических и возрастных особенностей развития личности. В период обучения в вузе происходят существенные изменения в системе личностных смыслов и ценностных ориентаций личности. Ценностно-смысловые компетенции, как ключевые, обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом. Ценность, став реальным мотивом и являясь источником осмысленности бытия, ведет к личностному росту и совершенствованию -«ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [2]. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Отсутствие внутренних резервов разрешения кризиса юности может привести к образованию «внутреннего конфликта» или «внутреннего вакуума» (В. Франкл). Система ценностей выступает в данном случае как «психологический орган» измерения и сопоставления меры значимости мотивов, соотнесения индивидуальных устремлений и «надындивидуальной сущности» личности. Ф.Е. Василюк [2] полагает, что ценности последовательно приобретают форму «знаемых» мотивов, мотивов смыслообразующих и, наконец, одновременно смыслообразующих и реально действующих. В процессе приобретения новых мотивационных качеств происходит своего рода скачок в степени осознанности ценностей, в результате которого «ценность из «видимого», из объекта превращается в то, благодаря чему видится все остальное, - во внутренний смысловой свет».

Цель исследования: выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов бакалавриата с разной мотивационной направленностью в учении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.