3. Гаврилова Т.А. Аутомортальная тревожность как субъективный феномен // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 2. - С. 99-107.
4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 296 с.
5. Орлова Ю.В. Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2007. - 22 с.
6. Попова С.А. Стратегии совладания с аутомор-тальной тревожностью в аспекте их популярности и эффективности (на материале исследования студентов педвуза) // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапо-ровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 1. - С. 115-117.
7. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -
2013. - Т. 10. - № 1. - С. 82-118.
8. Русина Н.А. Экзистенциальный анализ как метод обучения совладающему поведению в работе с больными // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапо-ровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 1. - С. 118-120.
9. Чистопольская К.А. Адаптация методик исследования отношения к смерти у людей в остром постсуициде и в относительном психологическом благополучии / К.А. Чистопольская, С.Н. Енико-лопов, А.В. Бадалян, С.А. Саркисов // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Т. 22. - № 2. -С. 35-42.
10. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Теория управления страхом смерти: основы, критика и развитие // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. -С. 125-142.
11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 576 с.
УДК 159.95
Ясаев Амхад Зубайраевич Никольская Ирина Михайловна
доктор психологических наук, профессор Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург
[email protected], [email protected]
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ
Представлены результаты сравнительного исследования в Чеченской Республике стратегий копинг-поведения у направленных на социально-психологическую реабилитацию 50 подростков 13—14 лет и у 50 здоровых подростков. Использовалась Юношеская копинг-шкала — ЮКШ.
Результаты. Духовность — ведущая копинг-стратегия чеченских подростков. Подростки реабилитанты чаще здоровых сверстников используют стратегии Чудо, Самообвинение, Отвлечение, Игнорирование. Не выявлено различий в копинг-поведении подростков 13 и 14 лет; девочек и мальчиков реабилитантов. Здоровые девочки чаще здоровых мальчиков используют стратегии Позитивный фокус, Игнорирование, Уход в себя, Отвлечение. Подростки с невротическими расстройствами чаще здоровых сверстников используют стратегии Беспокойство, Чудо, Игнорирование, Самообвинение, Отвлечение, подростки с соматическими заболеваниями — Отвлечение. Копинг-стратегия Беспокойство больше характерна для подростков с невротическими расстройствами, чем с соматическими заболеваниями.
Ключевые слова: чеченские подростки, копинг-стратегии, социально-психологическая реабилитация, возраст, пол, невротические расстройства, соматические заболевания
За 15 лет военных событий в Чеченской Республике (ЧР) выросло целое поколение детей, не видевших нормальное детство. Так, в 2006 г. в ЧР проживало 420,8 тыс. детей, из которых 85% находилось в условиях материального и социального неблагополучия. Общее число нуждающихся в социальной и медико-психологической реабилитации детей на тот момент составляло 19435, в том числе: дети-сироты - 1529, дети инвалиды -8982, беспризорные и безнадзорные - 8924 [1, с. 4].
Проведенное в 2004 г. изучение состояние психического здоровья школьников выявило у 31,4%
из них состояние дистресса по опроснику общего здоровья GHQ-28. Наиболее высокий уровень дистресса прослеживался по шкалам соматизации и тревожности, что в совокупности говорило о нарушении социального функционирования 60% испытуемых [1, с. 8]. Естественность чрезвычайной ситуации в ЧР для целого поколения детей повлияла на формирование неконструктивных паттернов поведения, в которых подросток либо отдавал предпочтение силовым, агрессивным реакциям, либо отгораживался от окружающих и уходил в себя. Это отрицательно влияло на межличностные отноше-
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Ясаев А.З., Никольская И.М., 2014
Таблица 1
Средние значения шкал опросника «Юношеская копинг-шкала» у подростков основной и контрольной групп
Название шкалы Группы Среднее с учетом поправочных коэффициентов Стандартное отклонение Стандартная ошибка среднего t P-УP0-вень
Социальная поддержка Основная 58,40 13,571 1,919
Контрольная 55,24 16,728 2,366
Решение проблемы основная 63,60 13,839 1,957
контрольная 58,22 17,159 2,427
Работа и дост. основная 65,84 17,147 2,425
контрольная 61,92 18,050 2,553
Беспокойство основная 66,36 15,927 2,252
контрольная 60,62 19,004 2,688
Друзья основная 60,00 11,959 1,691
контрольная 63,04 19,463 2,753
Принадлежность основная 65,24 17,810 2,519
контрольная 59,76 18,620 2,633
Чудо основная 69,20 14,417 2,039 t= 2,342 р=0,021
контрольная 61,56 18,008 2,547
Несовладание основная 50,80 14,484 2,048
контрольная 47,70 15,839 2,240
Разрядка основная 38,64 11,901 1,683
контрольная 36,36 13,265 1,876
Общественные действия основная 49,14 20,857 2,950
контрольная 43,86 19,595 2,771
Игнорирование основная 54,10 15,040 2,127 t= 2,333 р= 0,022
контрольная 47,00 15,388 2,176
Самообвинение основная 58,04 15,856 2,242 t=2,192 р=0,031
контрольная 50,90 16,710 2,363
Уход в себя основная 54,10 15,040 2,127
контрольная 47,00 15,388 2,176
Духовность основная 71,68 16,632 2,352
контрольная 71,86 21,528 3,045
Позитивный фокус основная 62,00 14,777 2,090
контрольная 58,32 18,178 2,571
Проф.помощь основная 48,70 17,549 2,482
контрольная 48,36 18,590 2,629
Отвлечение основная 64,82 12,869 1,820 t=3,189 р=0,002
контрольная 53,84 20,663 2,922
Активный отдых основная 67,30 22,295 3,153
контрольная 66,78 25,985 3,675
ния, школьную успеваемость, провоцировало повышение тревожности, неуверенности в себе, частые жалобы на самочувствие. Отсутствие социально-психологической помощи приводило к тому, что такие дети легко вовлекались в процесс употребления психоактивных веществ, становились уязвимыми к негативному влиянию различных преступных и экстремистских группировок [1, с. 8].
Все изложенное выше обусловливает актуальность и социальную значимость углубленного изучения копинг-поведения у детей и подростков ЧР как важнейшего фактора адаптации личности к трудным жизненным ситуациям [3, с. 114].
В Аргунском медико-социально-реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями реабилитацию проходят дети соматически ослабленные, с невротическими расстройства-
ми, нарушенным развитием, педагогической запущенностью. На социально-психологическую реабилитацию направляют подростков с повышенной возбудимостью, расторможенностью, неуправляемостью; конфликтностью, неуживчивостью, агрессивностью; стеснительностью, нерешительностью, робостью; плаксивостью, чрезмерной эмоциональной восприимчивостью, тревожностью; внушаемостью, подверженностью чужому влиянию; педагогической запущенностью [6, с. 305].
Цель статьи - изучить у направленных на социально-психологическую реабилитацию чеченских подростков 13-14 лет стратегии копинг-пове-дения (с учетом факторов пола, возраста и заболевания).
Выборка исследования: 100 подростков 1314 лет, учеников 7-8 классов. Основная группа:
50 чел. (14 мальчиков и 36 девочек) с невротическими (30 чел.) и хроническими соматическими заболеваниями (20 чел.), направленных на социально-психологическую реабилитацию в Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. Контрольная группа: 50 здоровых подростков (23 мальчика и 27 девочек) - учащихся общеобразовательной школы № 3 г. Аргун.
Методика исследования: ACS - Юношеская копинг-шкала или ЮКШ в адаптация Т.Л. Крюковой [2, с. 264-270].
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 представлены средние значения шкал опросника ЮКШ в основной и контрольной группах подростков.
Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что в обеих группах наиболее предпочитаемой является копинг-стратегия Духовность, наименее предпочитаемой - стратегия Разрядка. Это указывает, что в трудных жизненных ситуациях чеченские подростки склонны к поиску духовной опоры, к молитве о помощи и наставлении, к чтению духовного писания и не склонны к улучшению самочувствия за счет «выпускания пара», вымещения своих неудач на других, слез, криков, употребления алкоголя, сигарет и др.
На втором месте по частоте использования в основной группе находится копинг-стратегия Чудо, отражающая надежду подростков реабилитантов на лучшее, на то, что случится «чудо» и все само по себе уладится. Выраженность данной копинг-стра-тегии в основной группе достоверно больше, чем в группе здоровых (p=0,021).
На третьем месте в основной и на втором -в контрольной группе находится копинг-стратегия Активный отдых - занятия физкультурой и спортом с целью снятия напряжения.
Следует отметить, что в контрольной группе на втором месте по частоте использования находится стратегия Друзья, отражающая направленность на общение с друзьями и приобретение близких друзей. В основной группе эта стратегия оказалась только на десятом месте.
Статистический анализ показал, что копинг-по-ведение подростков реабилитантов отличает от их здоровых сверстников, помимо веры в «чудо», также большая выраженность стратегий Самообвинение (p=0,031), Отвлечение (p=0,002), Игнорирование (p=0,022). Это говорит о том, что они в большей степени, чем здоровые, склонны к строгому отношению к себе, ощущению ответственности за проблему; к стремлению отвлечься и отдохнуть, используя такие способы релаксации, как чтение книг, просмотр телевизора и пр., а также к сознательному блокированию проблемы, как будто ее не существует.
На уровне тенденции прослеживаются различия по частоте использования копинг-стратегий Реше-
ние проблемы (р=0,088) и Беспокойство (р=0,105). Подростки реабилитанты более склонны в трудных жизненных ситуациях фокусироваться на решении проблемы, систематически обдумывать ее с учетом других точек зрения, а также беспокоиться о будущем вообще и о своем будущем в особенности.
Анализ копинг-поведения с учетом фактора возраста (13 и 14 лет) не выявил статистически значимых различий.
Анализ копинг-поведения с учетом фактора пола обнаружил, что в группе подростков реабилитантов не прослеживаются статистически значимые различия в использовании отдельных копинг-стратегий мальчиками и девочками. Мальчики реабилитанты в своем совладании с трудностями скорее похожи не на своих здоровых сверстников, а на девочек ре-абилитанток: верят в чудо, склонны к самообвинению, игнорированию и отвлечению. В отличие от этого, в контрольной группе здоровых подростков установлены достоверные различия по шкалам: Позитивный фокус ^=-3,438, р=0,001), Игнорирование ^=-2,319, р=0,020), Уход в себя ^=-2,366, р=0,018), Отвлечение (г=-2,247, р=0,025). Все эти стратегии больше характерны для девочек, чем для мальчиков. Это указывает, что здоровые мальчики, в отличие от здоровых девочек, имеют менее оптимистичный взгляд на вещи. И, одновременно, меньшую склонность к сознательному блокированию своих проблем, замкнутости и непосвящению в них других людей, а также к отвлечению от проблем путем ухода в замещающие занятия.
Анализ копинг-поведения с учетом фактора заболевания показал, что подростки с невротическими расстройствами достоверно отличаются от своих здоровых сверстников по шкалам Беспокойство 0=2,175; р=0,032), Чудо 0=2,297; р=0,024), Игнорирование ^=2,530; р=0,013) Самообвинение 0=2,184; р=0,032), Отвлечение 0=2,529; р=0,013). Использование данных копинг-стратегий больше характерно для подростков с невротическими расстройствами, чем для здоровых сверстников.
Сравнение копинг-поведения подростков соматически ослабленных и здоровых обнаружило значимое различие только по шкале Отвлечение 0=2,406; р=0,019) - ее значение выше при наличии хронических соматических расстройств.
И, наконец, сравнение копинг-поведения у подростков с невротическими и соматическими заболеваниями выявило статистически значимое различие по шкале Беспокойство 0=2,018; р=0,049) -ее значение достоверно выше в группе подростков с невротическими расстройствами.
Результаты исследования позволяют акцентировать несколько важных моментов. Первый касается копинг-стратегии Духовность, которая доминирует в структуре совладания с трудностями в обеих группах подростков. По-видимому, что это можно связать с традициями чеченского общества, где к эт-
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
нокультуральным особенностям копинг-поведения относят психологические, религиозные и духовные компоненты личности как механизм выхода из пси-хотравмирующей ситуации [5, с. 94]. На этих особенностях основана разработанная единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения ЧР, в которой основное внимание уделяется патриотическому и религиозному воспитанию молодежи, причем, с учетом интересов как мусульман, так и православных, ведь в Чечне проживают десятки различных национальностей, исповедующих две мировые религии [4, с. 1]. Также в концепции акценты сделаны на здоровый образ жизни, чем можно объяснить выбор подростками обеих групп стратегии Активный отдых.
Вместе с тем, следует иметь ввиду различие в значении стратегии Духовность для реализации целостного копинг-поведения подростков групп сравнения. У здоровых копинг-стратегия Духовность имела положительные корреляции (р<0,01) с двенадцатью другими стратегиями, входящими в стили продуктивный (Решение проблемы, Работа и достижения, Позитивный фокус), социальный продуктивный (Социальная поддержка, Друзья, Принадлежность) и непродуктивный (Беспокоство, Уход в себя, Чудо, Самообвинение, Отвлечение, Активный отдых). Это позволяло предположить ее системообразующий характер в организации их многообразного копинг-поведения. В отличие от этого, у подростков-реабилитантов, стратегия Духовность имела положительные связи (р<0,01) только с тремя копинг-стратегиями: Работа, достижения (г=0,428), Профессиональная помощь (г=0,417) и Активный отдых (г=0,439), что указывало на меньшую зрелость и разнообразие их совладания.
Второй важный результат исследования - это значимые различия копинг-поведения подростков основной и контрольной групп. Установлено, что совладение подростков реабилитантов отличается от совладания их здоровых сверстников более частым использованием копинг-стратегий Чудо, Самообвинение, Отвлечение, Игнорирование, которые принято относить к непродуктивным [2, с. 58]. Это также позволяет говорить о меньшей зрелости их копинг-поведения и наметить мишени для последующей психологической коррекции.
Третий аспект касается отсутствия различий в копинг-поведении проходящих социально-психологическую реабилитации девочек и мальчиков, что отличает их от имеющих подобные различия здоровых подростков. Как известно, в ЧР фактор пола имеет большое значение в воспитании ребенка. Мальчик-подросток имеет больше степеней свободы и одновременно большую ответственность, чем девочка. Данные о том, что копинг-поведение мальчиков и девочек реабилитантов сходно, показывает необходимость особенно внимательной работы с мальчиками.
И последнее. Выявленные различия в копинг-поведении с учетом фактора болезни показывают большие проблемы в совладании с трудностями у подростков с невротическими расстройствами, что определяет важность разработки для них специализированных психокоррекционных мероприятий.
Таким образом, структуре копинг-поведения чеченских подростков ведущей является стратегия поиска духовной опоры посредством молитвы о помощи и наставлении, чтения духовного писания. Меньше всего подростки склонны совладать с трудностями, используя вымещение аффективное отре-агирование и употребление психоактивных веществ. Для подростков реабилитантов, в отличие от их здоровых сверстников, больше характерно использование неконструктивных копинг-страте-гий. При этом особое внимание в процессе социально-психологической реабилитации следует обратить на мальчиков и на подростков с невротическими расстройствами.
Библиографический список
1. Идрисов К.А. Состояние психического здоровья детского населения Чеченской Республики // Конференция «Работа практического психолога в современных условиях». - Грозный, 2006. - С. 4-8.
2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2010. - 296 с.
3. Никольская И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сер-гиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 113-137.
4. Сайдаев И. Духовно-нравственное воспитание молодежи: опыт Чечни // 11-й Межрегиональный молодежный форум «Кавказ сегодня и завтра: открытый диалог молодежи». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.caucasianpolitics.ru/2014/ 06/2584 (дата обращения 18.10.2014).
5. Хажуев И.С., Идрисов К.А. Этнокультураль-ные особенности формирования копинг-механизмов в условиях длительной чрезвычайной ситуации в традиционно религиозном консервативном обществе // IV Республиканская научно-практическая конференция «Социально-психологическая программа ЮНИСЕФ в Чеченской Республике: итоги, достижения и перспективы развития». - Грозный: Рекламное агентство «Новая Эра», 2011. - С. 93-95.
6. Ясаев А.З. Характеристика жалоб родителей и учителей подростков Чеченской Республики // X Мнухинские чтения. Взаимодействие специалистов в области психического здоровья детей и подростков по преодолению агрессивных факторов социальной среды. Конференция, посвященная памяти профессора С.С. Мнухина. - СПб.: 2011. -С. 303-305.