Bibliography
1. Popova. O.V. Professionaljnaya perepodgotovka specialistov upravleniya investicionnoyj sferih v obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh dopolniteljnogo obrazovaniya / O.V. Popova, T.V. Cihgankova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 6 (18).
2. Zeljcer I.M., Mashkin A.N., Mershalov D.A. Metodologiya i sredstva dopolniteljnogo obrazovaniya v stroiteljnoyj sfere v usloviyakh modernizacii / I.M. Zeljcer, A.N. Mashkin, D.A. Mershalov // Ehkonomika stroiteljstva. - Moskva. - 2011. - № 4 (10).
Статья поступила в редакцию 08.03.12
УДК 378.147
Znikina L.S., Ulyanova O.V. COORDINATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN LECTURES IN HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In the article coordination of pedagogical interaction between lecturers in humanities and in vocational subjects in higher technical educational institutions is considered. Different approaches to organization of lecturers' collaboration in the process of teaching foreign language communication to future specialists are shown. The author's original concepts of pedagogical support of training students are illustrated with actual examples.
Key words: coordination of pedagogical interaction between lectures in higher educational institutions, professional foreign language communication, interdisciplinary links, characteristic features of collaboration process.
Л.С. Зникина, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарного образования и иностранных языков ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Юргинский технический институт, г. Юрга, Е-mail: [email protected]; О.В. Ульянова, ст. преп. каф. гуманитарного образования и иностранных языков ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Юргинский технический институт, соискатель, г. Юрга, Е-mail: [email protected]
КООРДИНИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Рассматриваются вопросы координирования методического взаимодействия преподавателей гуманитарных кафедр, и кафедр, ведущих специальные дисциплины в техническом вузе. Показаны различные подходы организации совместной работы преподавателей по обучению будущих специалистов профессионально ориентированному иноязычному общению. На конкретных примерах показаны авторские идеи методического обеспечения процесса обучения студентов.
Ключевые слова: координирование методического взаимодействия преподавателей вуза, профессионально ориентированное иноязычное общение, междисциплинарные связи, особенности совместной работы.
В контексте тенденций модернизации профессионального образования и требований новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО) формирование у студентов вуза коммуникативных компетенций является одной из важных составляющих в повышении качества высшего профессионального образования. И, хотя образовательный стандарт в своей базовой (обязательной) и вариативной части дает четкий перечень проектируемых компетенций будущего специалиста, в том числе конструктивных умений иноязычной коммуникации, проблем остается много. В технических вузах это особенно актуально, ведь сюда студенты априори приходят получать специальные знания. Поэтому, не рассчитывая на увеличение объема часов гуманитарных дисциплин, преподаватели должны искать более эффективные, инновационные формы и методы формирования необходимых современному специалисту компетенций.
Казалось бы, проблемы формирования компетенций современного специалиста, являясь объектом внимания многих исследователей, изучены довольно глубоко. Это работы отечественных исследователей, посвященные проблемам развития профессионального образования: Н.А. Алексеева, А.П. Беляева, В.А. Болотова, Е.В. Бондаревской, Т.А. Воробьевой, Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зеера, Ю.А. Лаврикова, Н.Э. Касаткиной, Е.А. Климова, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Садовничего, Л.Г. Соломко, Е.В. Ткаченко, В.Д. Шад-рикова и др. Наш научный интерес значительно связан с проблемами формирования иноязычных компетенций, анализом различных подходов, методов, технологией коммуникативной, в том числе иноязычной подготовки студентов (С.Г. Вершловс-кий, Ж.Л. Витлин, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Л.С. Зникина, Ю.Н. Кулюткин, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, И.А. Цатурова и др.). К широкому спектру задач профессионального образования, требующих своего решения, относится формирование иноязычных профессионально-коммуникативных умений будущих специалистов. Базовая профессиональная подготовка студен-
тов в техническом вузе, будем откровенны, не всегда может по ряду причин в полной мере обеспечить функционально достаточный уровень сформированности профессионально-коммуникативных компетенций. Каковы же резервы и возможности для того, чтобы коммуникативная подготовка для специальных профессиональных целей могла стать не только средством формирования у студентов коммуникативных, в том числе иноязычных умений, но и средством приобретения новых профессиональных знаний с реальной отдачей опережающего профессионального обучения?
При планировании совместной работы преподавателей гуманитарных кафедр, и кафедр, ведущих специальные дисциплины в техническом вузе, важнейшим аспектом является отбор методического обеспечения процесса формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов.
При осуществлении отбора методического обеспечения курса профессионально значимой коммуникативной иноязычной подготовки студентов мы учитывали данные, полученные в результате проведённого анкетирования. В частности, преподавателями специализированных кафедр было отмечено, что наиболее эффективным и стимулирующим познавательный интерес студентов содержанием методического обеспечения при коммуникативной подготовке является материал:
- отвечающий имеющимся и вновь возникающим потребностям студентов;
- несущий актуальную научно-техническую информацию;
- дающий знания по профилю специальности;
- по проблемам национального и регионального развития в сфере технологий.
Совместная технология отбора учебно-методического материала состояла из четырёх этапов: аналитического, конструктивного, оценочного и этапа экспертизы.
На аналитическом этапе мы выявили взаимосвязь между целями курса и содержанием учебно-методического материала
- установили соответствие содержания учебно-методического материала целям курса. Для нас это означало:
- анализ концепции формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов;
- консультации с преподавателями предметов, вовлечённых в межпредметную интеграцию;
- подбор необходимой литературы.
Результатом нашей деятельности на аналитическом этапе явилась разработка фонда заданий для содержательного компонента учебно-методического обеспечения, которые были положены в основу разработки методических материалов («Информационные технологии» / Сборник текстов и упражнений по английскому языку для студентов специальности Информационные системы в экономике; «Защита окружающей среды» / Сборник текстов и упражнений по английскому языку для студентов специальности Инженерная защита окружающей среды.). Содержательное наполнение работ и их дидактико-методическое обоснование согласовывалось с преподавателями специальных кафедр.
Задачей конструктивного этапа эксперимента стала разработка структурного и содержательного компонента учебно-методических материалов. Содержание деятельности преподавателя на этом этапе включало в себя:
- определение формы организации занятий;
Координирование методического взаимодействия преподавателей гуманитарного и профессионального учебных циклов осуществлялось через реализацию межпредметных связей в процессе всего курса обучения студентов.
- определение списка литературы для студентов;
- определение информационно-компьютерной базы по курсу;
- разработка тематики коммуникации.
В результате на конструктивном этапе нами было осуществлено тематическое планирование; разработаны формы организации занятий; подобраны задачи, задания, тексты. На этом этапе было разработано учебное пособие для студентов технических вузов «Техника и технология». Задача оценочного этапа отбора учебно-методического материала заключалась в определении форм и методов оценки результативности освоения студентами содержания учебного материала. На оценочном этапе были разработаны: формы промежуточного и итогового контроля; требования к результатам освоения содержания учебнометодических материалов. В результате мы разработали критерии оценки усвоения студентами учебного материала и пакет контрольно-измерительных материалов. Это было целью заключительного этапа технологии отбора учебно-методического материала для формирования иноязычной профессиональнокоммуникативной компетенции будущих специалистов.
Для достижения этой цели на контрольном этапе эксперимента будет проведена диагностика влияния учебно-методических материалов на эффективность достижения цели обучения. В таблице представлена технология и участие кафедр в отборе учебно-методического материала.
Межпредметные связи - это отражение системного подхода к обучению, сущность которого состоит в том, что оно опирается на синтез знаний, умений и навыков, приобретенных в курсе изучения различных дисциплин.
Таблица 1
Технология и участие кафедр в отборе учебно-методического материала для формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов
Название этапа / участие кафедр Задачи этапа Содержание деятельности Результат
Аналитический этап Преподаватели кафедры иностранных языков и специальных кафедр - установить взаимосвязь между целями курса и содержанием учебнометодического материала; - установить соответствие содержания учебнометодического материала целям курса - анализ концепции курса; - консультации с преподавателями предметов, вовлечённых в межпредметную интеграцию - подбор необходимой литературы - разработка фонда заданий («Защита окружающей среды» / Сб.текстов и упражнений по англ. яз. для студентов специальности Инженерная защита окружающей среды; «Английский язык для инженеров сварочного производства» / уч. пособие)
Конструктивный этап Преподаватели кафедры иностранных языков - разработать содержательный компонент учебно-методических материалов на основании совокупности целей курса, принципов обучения - определение формы организации занятий; - предложение списка литературы для студентов; - определение информационнокомпьютерной базы по курсу; - разработка тематики коммуникации - тематическое планирования - различные формы организации занятий - задачи, задания, тексты (Учебное пособие «Техника и технология»)
Оценочный этап Преподаватели специальных кафедр - определить формы и методы оценки результативности освоения студентами содержания учебного материала - разработка форм контроля; - разработка требований к результатам освоения содержания - критерии оценки усвоения учебного материала
Этап экспертизы Преподаватели кафедры иностранных языков и специальных кафедр - определить качество отобранного материала - диагностика влияния учебно-методических материалов на эффективность достижения цели обучения на основе КИМ - корректировка программы
Можно выделить несколько причин возрастания роли принципа междисциплинарности в современном образовании, главная из которых для нас заключается в объективном процессе сближения двух областей знания - естественнонаучной и гуманитарной. Так, например, применительно к профессиональной подготовке, иностранный язык интегрирует содержание различных дисциплин, тем самым образуя «целостный конструкт, в котором усиливается профессиональная направленность лингвистической компоненты» [1], позволяя реализовать лингвистическую подготовку как существенную составляющую профессионального образования специалистов, интегрированную в целостный процесс профессиональной подготовки. Более того, сам язык влияет на содержание и формирование концептуальных основ многих дисциплин.
В условиях междисциплинарного обучения взаимосвязь различных учебных предметов существенно повлияла на построение программ подготовки студентов к конструктивной коммуникативной деятельности, структурирование учебного материала, на отбор форм и методов обучения. Другими словами, определяя и формулируя задачи обучения, мы учитывали возможность применения, развития, закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных студентами при изучении профилирующих дисциплин. В содержании учебного материала мы вычленяли вопросы, изучение которых требует опоры на знания, ранее усвоенные из других предметов. Практически все вузовские дисциплины могут дать богатый материал для осуществления межпредметных связей. Однако при этом мы учитывали, что опора на связь с какой-либо наукой представляет собой не сообщение сведений преподавателем, а активное привлечение самих студентов к поиску интересующей их полезной информации [2]. Таким образом, межпредметные связи оказывали всестороннее влияние на процесс обучения - от постановки целей и задач до его непосредственной реализации и результатов.
Мы учитывали различные виды межпредметных интегративных связей и использовали их в процессе подготовки студентов к конструктивной коммуникативной деятельности.
Это прямые и обратные связи по критерию направленности, когда один из предметов (одна из дисциплин) выступал основой межпредметной интеграции.
Примером прямой связи служит изучение специального иностранного языка на основе специализированной терминологии профильных предметов. В частности, нами были разработаны и использованы в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов такие учебно-методические материалы как: General English for Technical Students / учебное пособие; Английский язык для инженеров сварочного производства / учебное пособие и др.
Обратная связь реализовывалась, в частности, при изучении терминов, относящихся к специализированным предметам,
Библиографический список
на базе занятий по подготовке студентов к иноязычной профессионально-коммуникативной деятельности, активно применялись совместно разработанные кафедрами материалы. В соответствии с тематикой курса разрабатывались коммуникативные упражнения, которые, во-первых, являются ситуативными, во-вторых, автоматизируют языковую форму не в отрыве, а в связи с ее функцией в речи, в-третьих, направляют сознание обучаемых не на форму, а на цель и содержание высказывания.
Таким образом, при подготовке студентов к конструктивной коммуникативной деятельности мы рассматривали координирование методического взаимодействия преподавателей гуманитарного и профессионального учебных циклов вуза как одно из важных направлений педагогической деятельности.
Совместное междисциплинарное взаимодействие преподавателей мы представили в различных сферах и формах, а именно:
> совместная разработка требований к результатам освоения содержания курса по формированию профессиональнокоммуникативных иноязычных компетенций;
> консультации с преподавателями специальных кафедр при разработке рабочих программ по курсу коммуникативной подготовки студентов;
> совместное обсуждение содержательного компонента разрабатываемых учебно-методических материалов по коммуникативной подготовке студентов;
> совместная разработка учебно-методических материалов с учётом целей формирования коммуникативных компетенций будущих специалистов (учебные пособия, глоссарии, терминологические словари и т.д.);
> взаимопосещение занятий и совместное моделирование конференций, семинаров, круглых столов, презентаций и т.д., развивающих коммуникативные умения как основу опыта конструктивной коммуникации будущих специалистов в профессионально значимой сфере;
> использование рекомендаций преподавателей специальных кафедр по видам научно-исследовательской деятельности, умения вести которую потребуется студентам на старших курсах при подготовке курсовых и дипломных работ;
> подбор актуальной научно-технической информации по специальности, в том числе по проблемам национального и регионального развития в сфере современных технологий;
> совместная межкафедральная работа преподавателей и студентов по подготовке материалов по грантам с использованием иностранных источников;
> совместная разработка тематики проектирования, консультации студентов в процессе проектирования, оценка результатов проектирования с позиций коммуникативной и специализированной подготовки;
> консультации при определении форм и методов оценки результативности освоения студентами содержания учебного материала.
1. Уварова, Н.Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1999.
2. Сойкина, И.В. О значении профессиональной направленности в обучении иностранным языкам // Актуальные проблемы иностранного языка делового и профессионального общения. - М., 2006.
Bibliography
1. Uvarova, N.L. Gumanitarizaciya professionaljnogo obrazovaniya gosudarstvennihkh sluzhathikh sredstvami lingvisticheskoyj podgotovki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Kazanj, 1999.
2. Soyjkina, I.V. O znachenii professionaljnoyj napravlennosti v obuchenii inostrannihm yazihkam // Aktualjnihe problemih inostrannogo yazihka delovogo i professionaljnogo obtheniya. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 12.02.12
УДК 378:37.03
Kaerova E.V. FORMATION OF THE COMPETENCE OF BACHELORS IN THE FEEDBACK ESTABLISHMENT. In
work the competence of an establishment of feedback quality of a structural component of professional competence of the future bachelor on a preparation profile «Technology of the organisation of sports services» is presented. The model of formation of the competence in the course of higher education reception is presented.
Key words: the approach, the competence, feedback, vocational training, formation model.
Е.В. Каерова, зав. каф. Физической культуры и спорта Владивостокского государственного медицинского университета, соискатель г. Владивосток, E-mail: [email protected]