Научная статья на тему 'Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза'

Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1317
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАТИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMPETENCY-ORIENTED PREPARATION / INTEGRATIVE-PROFESSIONAL COMPETENCES / INTERDISCIPLINARY INTERACTION / INTEGRATION / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зникина Людмила Степановна, Стрельников Павел Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы междисциплинарного взаимодействия субъектов профессионального образования в процессе формирования интегративных профессиональных компетенций студентов вуза. Приводятся данные исследования особенностей формирования профессионально-коммуникативных навыков обучающихся в структуре интегративных компетенций, описаны принципы организации компетентностно-ориентированной подготовки будущих специалистов с учётом выявленных особенностей этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зникина Людмила Степановна, Стрельников Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary interaction as higher education institution students’ integrative competencies formation basis

Issues of interdisciplinary interaction of subjects of professional education in the process of formation of integrative professional competences of higher education institution students are examined in the article. The data of research of peculiarities of professional-communicative skills of the students in structure of integrative competencies are adduced, principles of organization of competency-oriented preparation of future specialists with consideration of this process’ revealed peculiarities are described.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378

Зникина Людмила Степановна

доктор педагогических наук, профессор Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва

znikina@mail.ru

Стрельников Павел Алексеевич

кандидат педагогических наук, доцент Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва

pstrel@yandex.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы междисциплинарного взаимодействия субъектов профессионального образования в процессе формирования интегративных профессиональных компетенций студентов вуза. Приводятся данные исследования особенностей формирования профессионально-коммуникативных навыков обучающихся в структуре интегративных компетенций, описаны принципы организации компетентностно-ориентированной подготовки будущих специалистов с учётом выявленных особенностей этого процесса.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированная подготовка, интегративно-профессиональные компетенции, междисциплинарное взаимодействие, интеграция, профессиональная иноязычная коммуникация.

С позиций качества профессионального образования формирование необходимых компетенций студентов вуза необходимо рассматривать в концепте интеграции содержания подготовки будущих специалистов. Интеграция представляет собой объединение дисциплин в целостное образование как качественно новую систему междисциплинарного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Вопросы интеграции содержания подготовки будущих специалистов и формирования интегра-тивных компетенций обучающихся приобрели особую исследовательскую актуальность в связи с переходом системы высшего профессионального образования на компетентностно-ориенти-рованную основу. С.И. Тормасин и Н.П. Пучков определяют интеграцию как дидактически целесообразный процесс и результат взаимосвязи, взаимопроникновения и синтеза естественнонаучных знаний, проявляющийся в изменениях исходных элементов интегрируемых дисциплин [4].

По мнению М.Н. Берулава, интеграционная взаимосвязь учебных предметов может осуществляться на трёх основных уровнях, в основе которых лежат: реализуемое в учебном процессе соотношение содержательной и процессуальной сторон интеграции; решаемые посредством её дидактические задачи; определённые типы интеграционного взаимодействия [1].

Первый уровень интеграции содержания образования можно представить учебными дисциплинами, носящими интегративный характер и имеющими собственный предмет изучения. Второй уровень интеграции актуализируется в форме дидактического синтеза: интеграция учебных предметов на данном уровне осуществляется постоянно на базе одного из них. И, наконец, третьим уровнем интеграций содержания образования яв-

ляется уровень межпредметных связей, который имеет в настоящее время наибольшее практическое распространение [5].

Особая актуальность исследования проблем межпредметного взаимодействия обусловлена именно развитием компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования. Общекультурные и профессиональные компетенции, представленные в стандартах ФГОС, не могут быть сформированы в рамках освоения студентами одной учебной дисциплины, требуют организации методического взаимодействия на межпредметном уровне.

Первые классификации межпредметных связей основывались на временном критерии: предшествующие (предварительные), сопутствующие и перспективные (последующие). Позже стал развиваться поэлементный анализ содержания знаний как метод установления межпредметных связей. Наряду с хронологическими связями были выделены и информационные: фактические, понятийные, теоретические. Справедливо утверждение, что любой случай связи должен содержать все три признака и вида межпредметных связей, что необходимо выделить комплексы знаний и умений, конструктивной основой которых выступают ведущие научные идеи и связанные с ними обобщённые способы деятельности. В.Н. Максимова предлагает классифицировать межпредметные связи следующим образом:

- содержательно-информационные межпредметные связи;

- межпредметные философские связи;

- идеологические связи;

- операционно-деятельностные межпредметные связи [3].

Междисциплинарный аспект в формировании навыков профессиональной иноязычной

© Зникина Л.С., Стрельников П.А., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014

197

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

коммуникации у студентов вуза, несмотря на довольно широкое освещение этой темы в педагогических и лингводидактических исследованиях, по-прежнему остается актуальным. Владение деловым, профессионально ориентированным иностранным языком представляет собой важную составляющую конструктивной коммуникации специалистов, а готовность к ее осуществлению на функциональном уровне является одним из инструментов повышения результативности выполнения профессиональных задач.

С этих позиций логичным будет утверждение, что базовым компонентом формирования навыков иноязычного общения как составляющей интегра-тивно-профессиональных компетенций являются целостность и системность методического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Дидактическая конкретизация междисциплинарных стратегий и тактик в процессе подготовки студентов к конструктивному иноязычному профессиональному общению требует уточнения содержательного компонента учебно-методического обеспечения, основанием для формирования которого является, прежде всего, развитие познавательного интереса студента к профессиональной деятельности. Наиболее эффективным и стимулирующим к обучению является материал:

- учитывающий общеобразовательный и исследовательский опыт студентов соответствующего направления подготовки;

- несущий актуальную научно-техническую информацию;

- дающий знания по профилю специальности;

- отражающий проблемы национального и регионального развития реального сектора.

Понятно, при организации обучения студентов профессионально ориентированному иноязычному общению необходимо создавать соответствующие педагогические условия для эффективности этого процесса. Мы сформулировали их следующим образом:

а) наличие достаточно высокого уровня мотивации студентов в получении профессиональных знаний;

б) учет общеобразовательного и исследовательского опыта студентов соответствующего направления подготовки, возможность опоры на него в формировании профессионально-коммуникативных умений иноязычного общения;

в) смещение акцентов в содержании обучения: от общегуманитарной / общепрофессиональной к общепрофессиональной / специальной направленности;

г) изменение содержания контроля и объекта контроля: от контроля преподавателем отдельных языковых умений к контролю и самоконтролю интегрированных коммуникативных умений и навыков в профессионально значимых ситуациях.

Педагогические условия и особенности формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов как составляющей профессиональ-но-интегративных компетенций были уточнены в результате проведённого нами исследовательского анализа на основании опроса студентов и преподавателей гуманитарных и профилирующих кафедр вузов. Нас интересовало, прежде всего, мнение преподавателей о междисциплинарном взаимодействии преподавателей кафедр.

Обобщенный результат опроса преподавателей показал следующее. Практически все преподаватели-респонденты полагают, что ведущим мотивом студентов к изучению специального иностранного языка является возможность/необходимость использования полученных знаний для последующего профессионального и карьерного роста. Основными навыками и умениями, которые представлены как необходимые для специалиста, являются: владение профессиональной терминологией; знание культуры делового партнера и основ ведения переговоров; опыт (само) презентации. Преподаватели профилирующих и гуманитарных кафедр сходятся во мнении, что обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению определяет целесообразность междисциплинарного объединения научно-методического потенциала, а привлечение преподавателей профилирующих кафедр к участию в лингвообразовательной деятельности студентов - важный аспект совместной деятельности кафедр. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению - это, прежде всего, необходимость междисциплинарного объединения научно-методического потенциала. Привлечение преподавателей профилирующих кафедр к участию в лингвообразовательной деятельности студентов в качестве консультантов -важный аспект совместной деятельности кафедр. Эффективными формами взаимодействия являются чтение лекций на иностранном языке, совместное проведение практических или лабораторных работ по профилирующим дисциплинам с включенным обсуждением на иностранном языке, проведение студентами лингвообразовательной научной работы по профилирующим предметам и т.д.

Важными в координировании методического взаимодействия преподавателей гуманитарного и профессионального учебных циклов являются также обсуждение содержания рабочих программ и совместная разработка требований к результатам освоения курса, моделирование кейс-ситуаций, семинары, презентации и т.д. Для преподавателей гуманитарных кафедр всегда ценными представляются рекомендации преподавателей профильных кафедр по научно-исследовательской деятельности, умение осуществлять которую, несомненно, является важным для студентов старших курсов при подготовке курсовых и дипломных работ. Для

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза

организации коммуникативно-развивающей исследовательской деятельности студентов необходимым являются совместная разработка тематики проектирования, оценка его результатов с позиций коммуникативной и специальной подготовки, а также оформление материалов грантов.

Межпредметные связи создают наиболее благоприятный режим для практического применения языка как средства общения и получения новой полезной информации. В силу этого интегративные процессы являются одним из эффективных средств мотивации к обучению и одновременно опорой на полученные ранее знания по иностранному языку и специальным дисциплинам. Практически все вузовские дисциплины могут дать богатый материал для реализации межпредметных связей. Интерес к изучению профессионально ориентированного иностранного языка у студентов тесно связан с развитием общепрофессиональной мотивации и познавательных мотивов. Естественно, необходимым становится внесение профессионально ориентированных изменений в преподавание иностранного языка в техническом вузе, что обеспечивает формирование мотивации к профессиональному и карьерному росту. Именно мотивы карьерного роста позволяют привлечь студентов старших курсов к занятиям в условиях спецкурса по иностранному языку на уровне междисциплинарного взаимодействия.

В организации обучения студентов профессиональному иноязычному общению мы особо выделили смещение акцентов в содержании обучения от общегуманитарной и общепрофессиональной к специальной направленности. Именно этим обеспечивается формирование целостного, адекватного современным условиям представления будущих специалистов о своей профессии. Погружение студентов в квазипрофессиональную деятельность при изучении иностранного языка для специальных целей осуществляется через связь всего процесса обучения с будущими функциями и компетенциями, максимально приближает к реальной профессиональной деятельности обучающегося, требует соответствующего речевого поведения. Возникает убежденная необходимость применить весь комплекс иноязычных профессионально-коммуникативных умений в профессионально значимых ситуациях. Другими словами, акцент в деятельности студента смещается с учебной информации на ситуацию практического действия, а учебная информация становится ориентировочной основой, обретая статус знания. Это еще раз подтверждает, что одним из условий эффективного обучения студентов иноязычному профессиональному общению является применение междисциплинарных образовательных технологий, имитирующих процесс включения в совместную профессиональную деятельность [2].

Таким образом, межпредметные связи оказывают всестороннее влияние на процесс обучения - от постановки целей и задач до его непосредственной реализации и результатов. Координирование междисциплинарного методического взаимодействия в вузе при обучении профессионально ориентированному иностранному языку конкретизируется в следующих формах:

- включение в рабочие программы подготовки требований и рекомендаций работодателей;

- консультации с преподавателями специальных кафедр при разработке рабочих программ по курсу коммуникативной подготовки студентов;

- совместное обсуждение содержательного компонента разрабатываемых учебно-методических материалов по коммуникативной подготовке студентов;

- обсуждение учебно-методических материалов для формирования опыта конструктивной коммуникации будущих специалистов (учебные пособия, глоссарии, терминологические словари и т.д.);

- совместное моделирование конференций, семинаров, круглых столов, презентаций и т.д., развивающих коммуникативные умения как основу опыта конструктивной коммуникации будущих специалистов в профессионально значимой сфере;

- учет рекомендаций преподавателей специальных кафедр по различным видам научно-исследовательской деятельности, умения вести которую потребуется студентам на старших курсах при подготовке курсовых и дипломных работ, а также при разработке исследовательских грантов;

- включение в УМК актуальной научно-технической информации по специальности, в том числе по проблемам национального и регионального развития реального сектора.

Библиографический список

1. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М.: Совершенство, 1998. -210 с.

2. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Из-во Алтайского гос. ун-та, 2002. - 156 с.

3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

4. Тормасин С.И., Пучков Н.П. Организационно-методические проблемы интеграции компетенций // Вопросы современной науки и практики. -2012. - № 1 (37).

5. Шепель О.М. Содержание естественно-математической подготовки бакалавров в условиях постнеклассического этапа развития науки: авто-реф. дис. ... д-ра педагог. наук. - Томск, 2013. -35 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.