Научная статья на тему 'Координация ресурсных потоков в чрезвычайных ситуациях'

Координация ресурсных потоков в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация ресурсных потоков в чрезвычайных ситуациях»

техническом университете по направлению «Техносферная безопасность» профиль «Защита в чрезвычайных ситуациях».

КООРДИНАЦИЯ РЕСУРСНЫХ ПОТОКОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

С.В. Горинова, профессор, д.э.н., профессор, М.В. Чумаков, заведующий кафедрой, к.т.н., доцент,

А.И. Закинчак, доцент, к.э.н., Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

г. Иваново

Деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в современных политических и экономических условиях требует нестандартных подходов к поиску механизмов принятия эффективных управленческих решений. При этом российская специфика управления характеризуется неравномерностью развития территорий Российской Федерации, частой сменой нормативно-правовой базы, ограниченностью финансовых, человеческих и других ресурсов.

Используемый зачастую интуитивный способ управления не всегда приводит к заметному продвижению вперёд при реализации задач и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это создает предпосылки к исследованию управленческих решений по координации ресурсных потоков и разработке методов повышения эффективности системы координации ресурсных потоков. Особую актуальность эти проблемы приобретают в органах управления РСЧС, в частности, на территории Ивановской области.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности координации ресурсных потоков в чрезвычайных ситуациях.

Систематизация теоретических знаний о координации ресурсных потоков в чрезвычайных ситуациях, а также результаты изучения современных тенденций развития науки управления, подводят нас к необходимости применения логистического подхода к решению задач управления ресурсными потоками в чрезвычайных ситуациях и оценки необходимости создания материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Анализ факторов и особенностей принятия управленческих решений в условиях чрезвычайной ситуации, позволяет сделать вывод, что принятие управленческих решений в условиях ЧС на всех уровнях управления сопряжено с ограниченностью времени и информации, физиологическими и психологическими особенностями лиц, принимающих решения.

Рассмотрев проблемы координации ресурсных потоков в чрезвычайных

ситуациях, отметим основные фундаментальные проблемами развития этой системы: недостаточная компетентность лиц, наделенных полномочиями по разработке и принятию управленческих решений в области координации ресурсных потоков в ЧС. Второй основной проблемой стало недостаточное финансирование, вследствие чего материально-техническая база морально и физически устарела и нуждается в обновлении, в ходе анализа основной пожарной техники Ивановского гарнизона был сделан вывод, что существенная часть техники подлежит модернизации.

В ходе анализа состояния системы координации ресурсных потоков было выявлено, что основные технические средства, используемые при координации ресурсных потоков в ЧС, не соответствуют современным потребностям и способны реализовывать лишь ограниченный круг задач, что может негативно сказаться на эффективности выполнения поставленных перед системой задач.

Основными проблемными вопросами координации ресурсных потоков на территории Ивановской области являются:

- отсутствует программа межведомственной координации в ликвидации последствий ЧС локальных масштабов с привязкой по ресурсам и с закреплением центров ответственности за их распределением;

- недостаточный уровень взаимодействия между аварийно -спасательными формированиями и прочими службами и структурами, участвующими в ликвидации ЧС;

- не имеются достаточные технические средства для ликвидации ЧС в труднодоступных местах;

- фактическое отсутствие на резервных складах на территории Ивановской области продуктов питания, медикаментов и строительных материалов;

- приоритетное использование интуитивных методов принятия решений на основании предыдущего опыта, связанного с координацией ресурсных потоков;

- недостаточная квалификация персонала на всех уровнях управления.

В качестве предложений по совершенствованию системы координации ресурсных потоков в ЧС первым предложенным пунктом может стать внедрение системы принятия супероптимальных решений в условиях чрезвычайной ситуации. Решение задачи выбора супероптимальных решений в условиях неопределённости и многокритериальное, дефицита времени, когда решение должно быть направлено на достижение цели лежит на пути создания в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы подсистемы поддержки принятия решений. Такая подсистема должна обеспечить реализацию процедур принятия решений как в ситуациях, допускающих строгую формализацию проблемы, так и в тех случаях, когда необходим анализ качественной информации - мнений специалистов-экспертов.

Следующим предложением выступает внедрение математической модели оптимизации системы обеспечения ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При такой системе ликвидации ЧС можно при том же объеме

ресурсов обеспечить более низкий ущерб от ЧС по сравнению с системой, у которой ресурсы распределены по объектам.

Заключительным предложением может стать создание геоинформационного ресурса (геоинформационной системы) Ивановской области по всем видам чрезвычайных ситуаций. Принципиальное отличие данной ГИС от уже использующейся ГИС «ПАНОРАМА» заключается в межведомственной координации между всеми органами, участвующими в ликвидации ЧС. Также, предлагаемая ГИС ЧС должна содержать в себе не только карты, но и систему моделирования развития ЧС и предлагать возможность автоматизированной разработки управленческих решений направленных на ликвидацию ЧС, а также расчет и визуализацию последствий их принятия. Такая система не может заменить человека в цепочке разработки решений, однако способна снизить уровень неопределенности и может исключить дефицит информации, что в свою очередь может сыграть ключевую роль в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР

В.М. Деревянко, начальник кафедры, к.э.н., доцент, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Современные преобразования в экономике ведут к изменениям различных институциональных структур, которые обеспечивают развитие и функционирование экономической системы. Необходимой предпосылкой эффективного формирования рыночной экономики в России является становление соответствующих институтов, которые отражают специфику нового качества хозяйствования.

Необходимо отметить, в России институты возникали либо на базе старых институциональных преобразований, приспособленных к командно-административным системам отношений, либо в тесном взаимоотношении с ними. Поэтому изучение современных экономических институтов невозможно без учета, с одной стороны, опыта их исследования, накопленного в западных странах, а с другой стороны, того наследия, которое осталось от централизованной российской экономики дореформенного периода.

Как показал анализ литературы, на протяжении 90-х гг. ХХ века сформировался трансформационный кризис, который способствовал дисфункциональности старых институциональных структур. Процесс институциональной трансформации затруднен тем, что экономическая эволюция не гарантирует отбора эффективных структур, поскольку может блокировать ликвидацию сложившихся неэффективных институтов вследствие исторической обусловленности процесса экономического развития [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.