УДК 37 Василевский В.Е., Щербатых Л.Н.
Василевский В.Е.
студент
Институт физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
(г. Елец, Россия)
Научный руководитель: Щербатых Л.Н.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания института филологии Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
(г. Елец, Россия)
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: плавание - очень важный навык, имеющий большое значение в жизни человека. Оно имеет оздоровительное и прикладное значение, помогающее человеку оставаться крепким и здоровым, и быть готовым к различным непредвиденным ситуациям. Поэтому с самого детства важно развивать этот жизненно необходимый навык [1].
Ключевые слова: навык плавания, начальное обучение, техника плавания, двигательные способности.
При освоении навыка плавания для начинающих возникает много трудностей, и связаны они с выполнением движений в горизонтальном положении тела, и в условиях относительной невесомости, с отсутствием твердой опоры и перестройкой ритма дыхания [2,3].
На освоение навыка плавания влияют много различных факторов. К примеру, водобоязнь. Многие дети боятся чуждой и непривычной среды для них, что препятствует освоению с водой. Отсутствие опоры у занимающихся создает определенные психологические трудности на первых этапах обучения.
Освоение навыка плавания зависит и от уровня физической подготовленности занимающихся. Физически слабые дети очень быстро устают в специфической среде, следовательно, им становится намного сложнее выполнять заданные тренером упражнения. На освоение навыка также влияют и антропометрические показатели.
Детям с высоким удельным весом намного сложнее плавать, так как это влияет на их плавучесть. Влияет и длина конечностей занимающихся [1].
Рассмотрим основные методы исследования. Проанализировав процесс начального обучения плаванию, мы выявили, что некоторые дети быстрее осваивают навык плавания, независимо от влияющих на процесс обучения факторов. Поэтому, цель нашего исследования заключалась в сравнительном анализе и выявлении показателей эффективного освоения навыка плавания при начальном обучении детей младшего школьного возраста.
Предполагалось, что на эффективность освоения навыка плавания в начальном обучении оказывает влияние уровень сформированных двигательных способностей.
Исследование проводилось на базе МБУ «Спортивная школа №1» города Ельца, отделения плавания. В эксперименте принимали участие 16 детей 7-8 летнего возраста. Оценивалась техника плавания кролем на груди спустя три месяца начала обучения.
Техника элементов спортивных способов плавания оценивалась по пятибалльной шкале, показателями были наиболее типичные ошибки в технике плавания, возникающие при обучении. Основными критериями оценки техники движений ногами в кроле на груди послужили: положение тела, попеременная работа ног, углы сгибания ног в коленных суставах, расстояние между стопами во время выполнения движений ногами. При оценке техники движений руками
способом кроль на груди обращали внимание на положение тела в воде, наличие выдоха в воду, попеременную работу рук и выполнение гребка согнутой в локтевом суставе рукой (табл. 1).
В результате тестирования освоения техники плавания кролем на груди, из группы обучающихся правильно проплыли, выполняя движения и ногами, и руками на 4 и 5 баллов только пять детей.
Таблица 1. Результаты освоения элементов техники плавания кролем на груди (балл).
11=16 от 4 до 5 баллов от 1 до 3 баллов
Кол-во обучающихся Кол-во обучающихся
Движения ногами 7 9
Движения руками 5 11
Таблица 2. Результаты тестирования двигательных способностей, обучающихся плаванию.
Обучающиеся. Обучающиеся.
Физические качества Контрачьные упражнения проплыьшне на 4-: баллов (п=5) прсплыЕшне на 1-3 балла (п=11) Достоверность
Х± сг ЬР Ъ
Бег 30
Быстрота метров с высокого старта (сек) 6,34*0,28 бг73=0г2б 0,1
Прыжок Е
длину с места 122г9=:г33 125,2±б,70 1,4
Скоросгно- (см)
силовые Прыжки 2-14
способности череу
скакалку за 10,5
30 секунд
(ьэл-ьо раз)
Челночный
Координационные способности бег 3x10 мегрсЕ (сек) 9,02*0,40 9Г94=0Г37 2,5
В результате исследования мы установили, что уровень координационных способностей у обучающихся, проплывших на 4-5 баллов значительно выше остальных, и подтверждается показателями в таких тестах как челночный бег и прыжки через скакалку. Следовательно, чем выше степень согласованности в движениях и возможности управлять различными частями тела в непривычных условиях, тем эффективнее и быстрее идет формирование навыка сложно координационных двигательных действий, таких, например, как плавание.
Анализируя данные, можно отметить, что эффективному освоению навыка плавания в большей степени способствуют координационные способности, что и подтверждается результатами нашего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Булгакова, Н.Ж. Теория и методика плавания: учеб. для студентов вузов по направлению «Пед. образование» профиль «Физ. культура» / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова, под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Академия, 2014. -320 с;
2. Ганчар, И.Л. Технология обучения плаванию: Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / И.Л. Ганчар. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 271 с.;
3. Чертов, Н.В. Теория и методика плавания / Н.В. Чертов // Южный федеральный университет.- Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2011. - 451с.
Vasilevsky V. E., Shcherbatykh L.N.
Vasilevsky V.E.
Yelets State University named after Ivan Bunin (Yelets, Russia)
Scientific advisor: Shcherbatykh L.N.
Yelets State University named after Ivan Bunin (Yelets, Russia)
COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS AS INDICATOR OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF SWIMMING TECHNIQUES ON ETHANE OF PRIMARY EDUCATION
Abstract: swimming is a very important skill that is of great importance in a person's life. It has a healing and applied value, helping a person to stay strong and healthy, and be prepared for various unforeseen situations. Therefore, it is important to develop this vital skill from childhood [1].
Keywords: swimming skill, initial training, swimming technique, motor abilities.