ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ
Д.А. Раевский1 НИТУ «МИСиС», Москва
Использование экспериментальной методики развития физических качеств в условиях водной среды оказало помощь в изучении явления, переноса навыков, а также адаптивных возможностей студенческой молодежи в возрасте 18-20 лет, что позволило достоверно улучшить результаты дальнейшего обучения и совершенствования техники плавания кролем на груди.
Ключевые слова. Двигательные навыки, физические качества, двигательная готовность, элементы техники плавания.
Peculiarities of motor skills formation in students mastering techniques of sport swimming. The use of experimental technique of developing physical abilities in water made contribution to the study of skills and adaptive abilities of young people at the age of 18-20. It helped to improve significantly the results of learning to swim the front crawl.
Key words: motor skills, physical characteristics, motor readiness, swimming technique.
Плавание как прекрасное средство общей физической подготовки широко используется в физическом воспитании учащихся средних и высших учебных заведений. Оно является одновременно, спортом высших достижений, спортивным развлечением, и отличным средством активного отдыха и восстановления [1, 10].
Решение комплексной задачи формирования плавательных навыков и одновременно развитие физических качеств необходимо для успешного освоения спортивной техники плавания. На практике физические качества пловца развиваются главным образом на суше. При этом требуется относительно продолжительное время для трансформации проявления этих качеств в водной среде[4, 5, 7].
С целью изучения влияния развития физических качеств на суше и в условиях водной среды - на образование плавательных навыков был проведён педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 36 студентов, в возрасте 1820 лет по 18 чел., в экспериментальной и контрольной группах. Исследования проводились в 2012 году на базе плавательного бассейна спорткомплекса МИСиС, г. Москвы.
Контакты: 1 Раевский Д.А. E-mail: <[email protected]>
- 93 -
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Специальные тесты применялись с целью определения готовности обучаемых к освоению техники спортивного плавания и качества овладения элементами навыка плавания: водно-опорные умения, специфический акт дыхания, задержка дыхания на вдохе, число вдохов-выдохов в воду в опорном и безопорном положениях, время удержания тела на плаву с помощью водно-опорных движений руками [3, 5, 8-10].
В процессе дальнейшего обучения плаванию и по его окончании осуществлялся контроль над качеством освоения элементов техники и техники в целом спортивного способа. Для этого использовался метод визуально-экспертных оценок [10]
В начале и в конце эксперимента, а также в ходе него осуществлялся контроль показателей физического развития и двигательной подготовленности испытуемых. Используя хронометрирование, был рассчитан объём выполненной работы у каждого занимающегося.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Испытуемые экспериментальной группы развивали физические качества 25% на суше, 75% в воде (рис. 1). У испытуемых контрольной группы упражнения для развития физических качеств на суше составляли 75%, а в воде 25% (рис. 2).
А
ю
0
1
Э
0
1
^ 90 80 “ 70 60 50 40 30 20
10
о и 0 Выносли Быстрот Сила (кг) Ловкост Гибкость Суммар
вость (с) а (с) ь (град.) (см) ная
нагрузка (%)
■ Суша 10 50 15 10 90 25
■ Вода 90 50 85 90 10 75
Рис. 1. Экспериментальная группа
ф
£
ю
о
си
X
Ф
Э
о
X
н
о
о
и
-)00 ^ 90 Л 80 >х 70 5? 60 Ї 50 І 40 го 30 £ 20 > 10 0
Суша
Вода
ЦЦ
Выносли вость (с) Быстрот а (с) Сила (кг) Ловкост ь (град.) Гибкость (см) Суммар ная нагрузка (%)
70 50 85 90 95 75
20 50 15 10 5 25
Рис. 2. Контрольная группа
Исследования проводились в два этапа. На первом этапе выполнялись комплексы упражнений для развития физических качеств в условиях водной среды.
У испытуемых обеих групп в начале и в конце эксперимента выявлялась физическая и плавательная подготовленность. При определении методики тестовых испытаний была поставлена цель, чтобы ЭГ и КГ имели равные условия в начале и в конце эксперимента. Поэтому, несмотря на то, что студенты-пловцы экспериментальной группы силу развивали только в воде, единым тестом определения силы была кистевая динамометрия. Что касается выносливости, то тест с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, проба Штанге - Г енчи, имел большое значение, а тест с отведением и приведением прямых рук через стороны в воде был прост, доступен новичкам и в определенной степени характеризовал силовую выносливость. Изначально равным был и уровень плавательной подготовленности, которая определялась степенью владения навыком плавания. Различия достоверности по Т-критерию Стьюдента колеблются от 0,06 в показателях статической выносливости на суше, до 0,79 в показателях тестов, проводимых в водной среде (р>0,05).
В основу занятий экспериментальной группы входили следующие элементы: специальные опорные упражнения в воде; дыхательные упражнения, совмещённые с опорными движениями на плаву; усложнённые опорные движения в воде; развитие координации движений, обучение напряжению - расслаблению мышц на суше и в воде; упражнения, вырабатывающие навык динамической опоры о воду при движении; упражнения, развивающие необходимое и дифференцированное мышечное напряжение.
Кроме перечисленных, были выполнены упражнения, направленные на: освоение с водной средой; освоение навыка лежания и смены положения на поверхности воды. С целью увеличения двигательного потенциала у занимающихся выполняемые упражнения были в большей степени разнообразны благодаря изменению исходного положения и условий выполнения.
Таким образом, на первом этапе, обучения на воде, формирование готовности к освоению базового навыка плавания направлено на приобретение водноопорных умений, развитие дыхательного аппарата и освоение специфического дыхания в воде.
На втором этапе закрепление приобретенного базового навыка перед освоением техники спортивных способов плавания осуществляется упражнениями на координацию движений, на напряжение и расслабление мышц, совершенствование водно-опорных навыков.
Эти приобретенные качества, характерные для пловцов младших разрядов, способствуют более эффективному освоению спортивной техники плавания. Поэтому сначала осваиваются и закрепляются специальные водно-опорные навыки, а затем дыхательные упражнения, совмещенные с опорными движениями на плаву. И в этой же последовательности развитие динамической опоры о воду при передвижении (рис. 3).
Рис. 3. развитие динамической опоры о воду при передвижении
Испытуемые ЭГ развивали физические качества по экспериментальной программе, а испытуемые КГ по комплексной программе физического воспитания (Э.И. Сакун, 2008).
По полученным данным, испытуемые обеих групп повысили уровни развития всех физических качеств в среднем на 7,25%. Испытуемые экспериментальной группы превосходили пловцов контрольной в выносливости и ловкости - точности пространственной ориентировки. Различия в развитии силы и гибкости были недостоверными.
В то же время были установлены достоверные различия в оценке элементов техники плавания «кроль на груди». Испытуемые ЭГ в среднем оценивались в 1,41 балл, а КГ - в 1,14 балла. Наибольшие оценки в ЭГ испытуемые имели в таких элементах техники, как длина гребка и мощность гребков руками 1,51 и 1,56 баллов. В КГ эти показатели составили 1,11 и 1,14 баллов (табл. 1).
Таблица 1
Оценка элементов техники плавания способом «кроль на груди» у испытуемых
(по Р. Б. Хальянду, 1984г.)
№ п/п элементы техники группы
эксперименталь- ная контрольная
1. Длина гребка рукой. 1,51 1,16
2. Положение кисти при гребке. 1,43 1,13
3. Траектория гребка рукой. 1,41 1,10
4. Непрерывность и ритмичность гребков руками. 1,16 1,11
5. Мощность гребков руками. 1,56 1,19
6. Сумма средних баллов - X X 7,07 5,69
7. Средний балл - X 1,41 1,14
8. % от максимума 70,70 56,90
Поскольку пловцы экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались по уровню развития силовых качеств, можно полагать, что высокие оценки элементов техники в экспериментальной группе обусловлены развитием их в условиях водной среды.
Результаты исследований подтвердили гипотезу о том, что развитие физических качеств в условиях водной среды эффективно способствует формированию навыка плавания и более качественному освоению спортивной техники плавания у студентов 18-20 лет на этапе обучения и начальной подготовки.
Таким образом, основная трудность освоения спортивных способов плавания
заключается в том, что человек не умеет согласовывать непрерывные движения конечностей с дыханием в том ритме, который определяется спецификой способа плавания.
Следует выделить два вышеуказанных этапа начального обучения слабоплавающих студентов и неумеющих держаться на воде, с использованием упражнений по технике согласования движений рук, ног и дыхания в плавании кролем на спине и на груди, на втором этапе плавательной подготовки.
Определённое внимание должно быть уделено методике исправления ошибок у новичков при овладении за 10-12 занятий элементами техники плавания способами, обеспечивающими безопасность занимающихся на воде. При этом успешность обучения во многом зависит от овладения учениками специфическими двигательными навыками, развитием физических качеств и функциональными возможностями организма.
У обучаемых физические качества в отличие от квалифицированных пловцов выполняют конкретную задачу: они способствуют формированию специальных навыков плавания.
Обеспечение полноценного дыхания входит в структуру координированного двигательного акта, а подвижность в суставах признаётся важнейшим качеством пловца.
Одним из рациональных способов повышения эффективности обучения плаванию студентов является использование дифференцированного подхода к учебному процессу, обеспечивающему целостное развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей. Необходимо разрабатывать и реализовывать на практике программный материал, разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения, где учитываются неоднородность темпа физического развития, неодинаковый уровень двигательной подготовленности, различная динамика освоения учебных заданий.
Существующие критерии оценки плавательной способности ориентированы на средний уровень владения техникой плавания. Таким образом, в теории и практике физического воспитания существуют противоречия между необходимостью использования дифференцированного обучения и отсутствие разноуровнего программно-нормативного материала по плаванию.
ВЫВОДЫ
1. Формирование двигательных навыков в условиях водной среды, направленных на: умение напрягать мышцы одной руки и расслаблять мышцы другой; умение фиксировать положение плоской кисти при различных движениях рук; способность по дальнейшему овладению и закреплению водно-опорных движений и функции специфического дыхания в воде, способствует более эффективному освоению техники спортивного плавания «кроль на груди» студентами в возрасте 18-20 лет.
2. Методика обучения студентов плаванию на основе сформированной двигательной готовности при выполнении учебных заданий на воде повышает эффективность процесса освоения спортивной техники по элементам и в полной координации. В основу двигательной готовности к дальнейшему обучению плаванию входят двигательные умения и навыки, позволяющие правильно осваивать траекторию гребка, рационально распределять усилия и согласовывать движения рук и ног с дыханием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами /А.Ю. Александров, Л.С.Малыгин. - Малаховка: МГАФК, 2007. - 44 с.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн // Сост. И.М. Фейгенберг. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов /Под общ. ред.
Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001.
4. Ганчар И.Л. Технология обучения плаванию: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. СпортАкадемПРЕСС. - М., 2002. - С. 160-162.
5. Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей 10-11 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Е. Кожевникова.; [МГАФК].
- Малаховка, 1998.
6. Коц Я.М. Физиология плавания: метод. разработки для студентов, аспирантов и преподавателей ГЦОЛИФКа /Я.М. Коц; Гос.центр.ордена Ленина ин-т физ.культуры. - М., 1983. - 42 с.
7. Макаренко Л.П. Юный пловец: учебное пособие для тренеров ДЮСШ и студентов тренерского факультета институтов физической культуры / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.
8. Медянников, В.В. Плавание / В.В. Медянников, Ю.И. Радыгин // Сост. З.П. Фирсов; Редкол.: Н.Ж. Булгакова и др. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -72 с.
9. Платонов В.Н. Адаптация в спорте /В.Н. Платонов. - Киев: Здоровiя, 1988.
- 216 с.
10. Раевский Д.А. Взаимосвязь развития физических качеств с формированием двигательных навыков в плавании /Д.А. Раевский //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - №4. - С. 36-37.
11. Хальянд Р.Б. Модели спортивного плавания с методикой совершенствования и контроля /Р.Б. Хальянд, Р.Р. Каал, Т.А. Тамп. - Таллин, 1984. - 98 с.
12. Чендлер Д. Тренировка пловцов для развития силы и выносливости /Дж.Чендлер //Muscular Development. - 2000. - №2. - С. 27-30.
13. Шубин В.И. Учитесь плавать / В.И. Шубин, Д.А. Раевский // Здоровье и здоровый образ жизни. - М. - 2010. - №11. - С. 38.