Научная статья на тему 'Координационные способности лыжников-гонщиков'

Координационные способности лыжников-гонщиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5536
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ЛЫЖНИКИ-ГОНЩИКИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП / ФАЗОВАЯ СТРУКТУРА ЛЫЖНЫХ ХОДОВ / ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смолякова Лилия Николаевна, Горбунов Сергей Сергеевич

В данной работе отражается необходимость развития координационных способностей лыжников-гонщиков на тренировочном этапе. Представлены результаты анкетирования ведущих тренеров города Чайковский по лыжным гонкам, также результаты оценки уровня развития координационных способностей лыжников-гонщиков. Сопоставлены показатели уровня технической подготовленности лыжников-гонщиков с уровнем развития координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смолякова Лилия Николаевна, Горбунов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordination abilities of skiers

This work reflected the need in development of the coordination abilities of athletes at the training stage. The results of questionnaire of the leading trainers of the city Tchaikovsky in ski racing and also the results of the evaluation of the level of development of coordination abilities of athletes have been presented. The authors compered the level of the technical readiness of skiers with the level of development of coordination abilities.

Текст научной работы на тему «Координационные способности лыжников-гонщиков»

2. Семенов, Л.А. Состояние кондиционной физической подготовленности детей-выпускников дошкольных образовательных организаций в контексте реализации требований ФГОС / Л.А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 1. - С. 26-29.

3. Синявский, Н.И. Выполнение школьниками нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Теория и практика физической культуры. - 2017.

- № 8. - С. 94-95.

4. Синявский, Н.И. Мониторинг физической подготовки детей дошкольного возраста к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, А. А. Камартдинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2015. - № 6 (124). - С. 177-182.

5. Снигур, М.Е. Оценка кондиционных физических качеств детей 6-8 лет по обязательным нормативам комплекса ГТО / М.Е. Снигур // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 8. - С. 99-100.

6. Фурсов, А.В Онлайн-сервис в сопровождении комплекса ГТО как инструмент учителя физической культуры в подготовке школьников к выполнению нормативов ВФСК ГТО в образовательных организациях / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский // Здоровье нации - основа процветания России : материалы Х1 Всероссийского форума / Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации». - М., 2017. - С. 302-306.

REFERENCES

1. Zavyalova, T.P. (2016), "Monitoring of readiness of Tumen senior schoolchildren to realize the norms of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex of the 1st level", Strategy of healthy life style's formation by means ofphysical education and sports. "Sport for everyone" and introduction of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex. Materials of XIV All-Russian scientific conference with international participation, pp. 224-228.

2. Semenov, L.A., (2016), "State of conditional physical readiness of kindergarten's leavers in the context of realization of Federal State Educational Standards", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 26-29.

3. Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2017), "Schoolchildren's realization of the norms of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 94-95.

4. Sinyavskiy, N.I., Fursov, A.V. and Kamartdinova, A.A. (2015), "Monitoring of physical readiness of preschool age children to realize the norms of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 177-182.

5. Snigur, M.E. (2017), "Assessment of conditional physical characteristics of 6-8-year-old children of compulsory norms of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp.99-100.

6. Fursov, A.V. and Sinyavskiy, N.I. (2017), "Online service as an instrument of a physical training teacher in the training process of the schoolchildren to realize the norms of All-Russian Athletic Civil Defense Squads Complex in educational institutions", Nation's Health - the basis for Russia's development: materials of the XI All-Russian Forum, Moscow, pp. 302-306.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.12.2017

УДК 796.922

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Лилия Николаевна Смолякова, аспирант, Сергей Сергеевич Горбунов, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),

Чайковский

Аннотация

В данной работе отражается необходимость развития координационных способностей лыжников-гонщиков на тренировочном этапе. Представлены результаты анкетирования ведущих тренеров города Чайковский по лыжным гонкам, также результаты оценки уровня развития

координационных способностей лыжников-гонщиков. Сопоставлены показатели уровня технической подготовленности лыжников-гонщиков с уровнем развития координационных способностей.

Ключевые слова: юные лыжники-гонщики, координационные способности, тренировочный этап, фазовая структура лыжных ходов, типичные ошибки.

COORDINATION ABILITIES OF SKIERS

Liliya Nikolaevna Smolyakova, the post-graduate student, Sergey Sergeevich Gorbunov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Annotation

This work reflected the need in development of the coordination abilities of athletes at the training stage. The results of questionnaire of the leading trainers of the city Tchaikovsky in ski racing and also the results of the evaluation of the level of development of coordination abilities of athletes have been presented. The authors compered the level of the technical readiness of skiers with the level of development of coordination abilities.

Keywords: young skiers-racers, coordination abilities, training stage, phase structure of ski runs, typical mistakes.

ВВЕДЕНИЕ

С использованием координационных способностей человек сталкивается во всех сферах деятельности, в том числе и в повседневной жизни. Более часто ему приходится сталкиваться с ними в практике спорта. Специфика современной соревновательной деятельности лыжника-гонщика позволяет отнести лыжные гонки к видам спорта со сложной технико-тактической деятельностью, требующей высокого уровня развития координационных способностей. Это объясняется тем, что спортсмен на высокой скорости должен быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку и принимать верное решение, уметь преодолевать внезапно возникающие препятствия [1].

Спортсмены при передвижении на лыжах большую часть времени находятся в од-ноопорном скольжении, что предъявляет повышенные требования к уровню развития координационных способностей, которые оказывают влияние как на длину шага, так и на скорость и качество прохождения различных по сложности виражей, поворотов, разворотов.

Современные лыжные гонки характеризуются плотностью соревновательных результатов, постоянным усложнением профиля трасс, улучшением качества скольжения лыж и за счет этого увеличением скорости передвижения. Все эти факторы предъявляют требования не только к высокому уроню развития скоростных и силовых способностей, но и к уровню развития координационных способностей. В соревнованиях по лыжным гонкам все чаще можно увидеть то, что победителя от призеров соревнований, призеров от спортсменов, не попавших на пьедестал разделяют десятые, а то и тысячные доли секунд. Потеря этих драгоценных секунд зачастую происходит на сложных участках трассы - крутых спусках, спусках с поворотами, которые приходится проходить спортсменам на высокой скорости. К сожалению, это удается не всем. Большое влияние на это оказывает недостаточный уровень развития координационных способностей, что влияет на уверенность управления лыжами в усложненных условиях. Кроме этого, умение перестраивать двигательную деятельность в условиях меняющейся обстановки также зависит от уровня развития координационных способностей, которые лежат и в основе овладения спортивной техникой.

Целью данного исследования являлось выявление связи между уровнем развития координационных способностей и степенью владения техникой лыжных ходов.

Для решения цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить важность развития координационных способностей для лыжников-гонщиков.

2. Оценить уровень развития координационных способностей с использованием метода стабилографии.

3. Сопоставить уровень технической подготовленности лыжников-гонщиков с уровнем развития координационных способностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение педагогической, спортивно-педагогической литературы; метод анкетирования; метод стабилографии; метод видеосъемки. Научно-исследовательская работа организована на базе КГАОУ ДОД «СДЮСШОР Старт» и МАУ ДО ДЮСШ г. Чайковский. В исследовании приняли участие 26 юных лыжников-гонщиков в возрасте 14-16 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения задачи по определению важности развития координационных способностей для лыжников-гонщиков использовался метод анкетирования.

В ходе анализа ответов на анкеты ведущими тренерами города Чайковский по лыжным гонкам следует отметить, что 30,8% ведущих тренеров на тренировочных занятиях в большей степени уделяют внимание развитию общей и специальной выносливости, и только 23% тренеров - развитию координационных способностей, уделяя 21,02% всего времени на их развитие.

Следует отметить, что ведущие тренеры единогласно говорят о важности развития координационных способностей на тренировочных занятиях лыжников-гонщиков, обосновывая это тем, что развитие координационных способностей позволяет занимающимся рационально распределять усилия во время выполнения упражнений и управлять своим телом, также осваивать технику лыжных ходов в совершенстве.

Большая часть опрошенных тренеров (71,4%) подчеркивают необходимость использования для развития координационных способностей лыжников-гонщиков средств, применяемых в других видах спорта, а именно ходьба по натянутому канату, гимнастическому бревну, различные виды упражнений на «полусфере Б08Ц», для развития ориентации в пространстве применять игровой метод, для чувства тела - различные виды борьбы [3].

Для оценки уровня развития координационных способностей нами использовался метода стабилографии, позволяющий анализировать процесс поддержания человеком вертикальной позы (функция равновесия).

На рисунке 1 представлены результаты тестирования испытуемых по пробе Ромб-ерга и пробе «Мишень» в сравнении с модельными значениями.

Рисунок 1 - Результаты тестирования испытуемых по пробе Ромберга и пробе «Мишень» в сравнении с модельными значениями

В тесте Ромберга (пробе с открытыми глазами) 69% испытуемых показали результаты выше 80%, тогда как в пробе с закрытыми глазами результаты выше 80% показали только 11,5% испытуемых.

Среднее значение в пробе с открытыми глазами составило 82,6%, в пробе с закрытыми глазами - 62,7% и в пробе «Мишень» - 58,6%.

Однако необходимо учитывать не только уровень каждого отдельного теста относительно модельного значения, но и разницу между показателями данных тестов и чем она меньше, тем выше уровень развития координационных способностей.

Метод видеосъемки проводился с целью сопоставления уровня технической подготовленности лыжников-гонщиков с уровнем развития координационных способностей.

Испытуемые преодолевали 30 метровые отрезки одновременным одношажным и одновременным двухшажным коньковыми ходами, попеременным двухшажным, одновременным бесшажным и одновременным одношажным классическими ходами для просмотра фазовой структуры лыжных ходов и выявления типичных ошибок, которые влияют на качественное выполнение того или иного технического элемента.

Для сравнения полученных результатов с модельными значениями были взяты значения фазовой структуры ходов лыжников-гонщиков первого разряда.

Чётко просмотреть фазовую структуру коньковых и классических ходов удавалось с трудом, так как отсутствуют ярко выраженные граничные моменты каждой фазы.

В коньковых ходах прослеживалось отсутствие подседания перед отталкиванием и незавершенное отталкивание руками с окончанием толчка у бедер, что сказывается на длине фазы одноопорного скольжения.

При передвижении попеременным двухшажным классическим ходом фаза «скольжение с подседанием на опорной ноге» практически отсутствует (0,01с, модельное значение 0,06-0,09с), что является грубой ошибкой и сказывается как на силе отталкивания толчковой ногой, так и на длительности фазы одноопорного скольжения.

В одновременном одношажном классическом ходе прослеживается излишнее под-седание при отталкивании руками, в связи с чем, увеличивается продолжительность фазы «скольжение на двух лыжах» (0,5 с, модельное значение 0,25-0,3с) и отсутствие фазы «скольжение с подседанием».

Неправильное выполнение того или иного действия редко возникает само по себе. Одни ошибки являются причинами возникновения других. Например, отсутствие подсе-дания в попеременном двухшажном классическом ходе является следствием скольжения на выпрямленных ногах и сказывается на силе отталкивания толчковой ногой. Это объясняется тем, что наиболее эффективное отталкивание возможно при загрузке лыжи, то есть переносе массы тела на опорную ногу и выполнения подседания. При отсутствии данного технического элемента ухудшится сцепление лыжи со снежным покровом, что в дальнейшем приведет к отталкиванию прямой ногой и двухопорному скольжению [2].

ВЫВОДЫ

1. При анализе литературных источников и результатов анкетирования ведущих тренеров, работающих с лыжниками-гонщиками, можно сказать о высокой значимости развития координационных способностей для лыжников-гонщиков, поскольку уровень их развития влияет на результат соревновательной деятельности. При высоком уровне развития координационных способностей спортсмен выполняет упражнения более эффективно, что позволяет долгое время работать без снижения работоспособности, кроме того способность расслаблять мышцы позволяет значительно экономить энергию [3].

2. На основании полученных данных с помощью метода стабилографии следует отметить, что некоторые спортсмены показали результаты в тесте Ромберга выше 80%, однако говорить об их высоком уровне развития координационных способностей сложно, так как разница результатов теста «Мишень» и теста Ромберга составляет больше 10%.

3. Результаты прохождения 30 метрового отрезка подтверждают влияние уровня развития координационных способностей на техническую подготовленность лыжников-гонщиков. Низкий уровень развития координационных способностей не позволяет спортсмену качественно выполнять отдельные технические элементы, допуская такие ошибки как отсутствие или недостаточное подседание перед отталкиванием ногой, незавершенное отталкивание руками с окончанием толчка у бедер, скольжение на выпрямленных ногах, отсутствие переноса массы тела на опорную ногу, двухопорное скольжение, короткий выпад с отсутствием подседания и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусева, Н.А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 2. - С. 5-8.

2. Рудберг, М. Свободным стилем. Коньковый одновременный двухшажный ход равнинный / М. Рудберг. - М. : Буки Веди, 2015. - 106 с.

3. Смолякова, Л.Н. Развитие координационных способностей лыжников-гонщиков как основа олимпийских побед / Л.Н. Смолякова, С.С. Горбунов // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции, 30 ноября 2016 г. / под общ. ред. А.В. Туголукова. - Москва : ИП Туголукова А.В., 2016. - С. 280-285.

REFERENCES

1. Guseva, N.A. (2012), "Improvement of coordination abilities of qualified skiers-racers in the transitional and preparatory period of sports training", Physical culture, sport - science and practice, No. 2, pp. 5-8.

2. Rudberg, M. (2015), Free style. The ridge simultaneous two-stroke course is flat. Popular scientific publication, Publishing house "Buki Vedi", Moscow.

3. Smolyakova, L.N. and Gorbunov, S.S. (2016), "The development of coordination abilities of skiers-racers as the basis of Olympic victories", Prospects for the development of science and education: a collection of scientific papers on the basis of the XI International Scientific and Practical Conference, publishing house IP Tugolukov A.V., Moscow, pp. 280-285.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.12.2017

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ УПРАВЛЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Николай Сергеевич Федюк, капитан, адъюнкт, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Илья Юрьевич Тимофеев, капитан, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Стас Юрьевич Степанов, капитан, адъюнкт, Военный институт физической культуры,

г. Санкт-Петербург

Аннотация

На сегодняшний день Вооруженные силы Российской Федерации являются развивающейся системой, внутренняя деятельность которой направлена не только на поддержание достигнутого уровня боевой способности, но и на дальнейшее ее совершенствование. В результате происходят различные внутренние изменения, которые оказывают влияние на подготовку личного состава, в том числе и на физическую подготовку военнослужащих, как неотъемлемую часть профессионально-должностной подготовки (боевой подготовки). В статье рассматриваются основные факторы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.