3. Брюханов Д. А. Совершенствование методики обучения гребле на байдарках и каноэ на основе использования комплекса специальных упражнений /Д. А. Брюханов, Д. С. Петров // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 2 (35). - С. 146-148.
4. Зеленин, Л. А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л. А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). -С.48-57.
5. Зеленин, Л. А. Технология развития равновесия в сопряженном освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью тренажеров / Л. А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (95). - С. 42-51.
6. Ладика П. I. Результата опитування тренерiв з веслування на байдарках та каное з питань особливостей подготовки веслувальнишв-початшвщв до першого виходу на воду / П. I. Ладика // Актуальш проблеми фiзичноl культури i спорту: Зб. Наук. е^ - К., 2005. - № 6-7. -С.22-28
7. Ладика П. I. Координацшш здiбностi як передумова техшчно! подготовки веслувальнишв-початшвщв: автореф. ete. На здобут. Наук. Ступеня eter. Наук: спец 24.00.01 - «Ол1мпшський i професшний спорт» / П. I, Ладика. - Львiв: ЛДУФК, 2007. - 23 с.
8. Морозов А. Н. Методическое пособие по организации и проведению учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки гребных видов спорта / А. Н. Морозов, Е. В. Борисов, В. М. Пчелов. - Днепропетровск: ДНУ, 2002. - 46 с.
9. Озеров В. П. Психомоторные способности человека/ В. П. Озеров. - Дубна: Феникс, 2002. - 320 с.
10. Chodinow W. Wybrane eterminant -теутки sportowego ка'ака^-гае wsrod studentow роШесЬшИ Radomskiej / W. Chodinow, М. Каса // Педагогжа, психолоия та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту: науковий журнал. - Харшв: ХДАДМ, 2010. - № 1. - С. 149-152.
31.10.2016
УДК 796.012.2
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТАНЦОРОВ 7-8 ЛЕТ
Ю. Ю. Борисова, канд. физ. восп., доцент,
Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта,
Украина
Аннотация
Методом анкетирования исследовалась структура физической подготовки в спортивных танцах. Опрос тренеров по бальным танцам показал, что физическая подготовка является необходимым компонентом подготовки спортсменов-танцоров. Большинство специалистов (100%) в танцевальном спорте считают, что уровень развития координационных способностей, а именно способность к равновесию (62,5% респондентов) и обучению (62,5% тренеров) на этапе начальной подготовки является критерием мастерства танцоров. По мнению 50,0% тренеров, необходимо уделять развитию физических качеств 25-60 минут, но не на каждом занятии
COORDINATION ABILITIES AS A COMPONENT IN THE SYSTEM OF DANCERS OF THE AGE 7-8'S PREPARATION
Annotation
The questionnaire method analyzed the structure of sport dancing's physical preparation. Ball-room dancing's coaches' poll showed that the physical fitness it's a necessary preparatory component of sportsmen-dancers. The major part of specialists (100%) in the dancing sport found that the level of coordination abilities development, precisely the ability to balance (62,5% of respondents) and the educability (62,5% of coaches) on the initial preparation step is a criterion of dancers' skill. According to 50,0% of coaches it's necessary to dedicate 25-60 minutes to physical fitness development, but not at the every training.
Введение
Спортивный бальный танец - это дуэтный вид спорта, требующий умения работать в паре [3, 6, 8]. С точки зрения биомеханики спортивный дуэт - это две субъединицы с общим центром тяжести, которые для достижения гармонии должны двигаться как единое целое. Партнерам необходимо управлять движениями не только собственного тела, но и координировать свои движения с партнером. При этом взаимодействие может быть как положительным, так и отрицательным.
В то же время работ научного и научно-методического характера, затрагивающих механизмы взаимодействия спортсменов в паре, недостаточно [3, 5]. В общей массе публикаций, посвященных развитию и совершенствованию координационных способностей, не учитываются давно обнаруженные половые различия в психомоторике, системах нейрогуморальной регуляции, интеллектуальных способностях танцоров разного пола, возраста, подготовленности [2, 4, 7].
Основная задача этапа начальной подготовки обучить элементам «школы», сформировать базовые навыки выполнения основных движений бального танца. Для этого необходим высокий уровень развития координационных способностей [1, 7].
Целенаправленное формирование координационных способностей позволяет решать целый ряд задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования будущего танцора. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития координационных способностей [2, 5]. Игнорирование этого периода может в дальнейшем негативно сказаться на техническом мастерстве спортсменов.
Таким образом, актуальным остается исследование координационных способностей танцоров на этапе начальной подготовки
Цель исследования: изучить значимость различных видов координационных способностей при подготовке танцоров 7-8 лет.
В опросе приняли участие 12 тренеров по бальным танцам, работающих в спортивных клубах г. Днепропетровска и г. Днепродзержинска. Большинство тренеров (83,3%) имеют высшую категорию, стаж работы более 20 лет - 66,7% респондентов. Стаж судейской практики у половины респондентов (50,0%) - 10-19 лет (рисунок 1).
Рисунок 1 - Стаж судейской практики респондентов (по данным опроса,%)
Результаты и обсуждения
По результатам анкетного опроса было выявлено единое (100%) мнение респондентов о том, что физическая подготовка является одним из основных компонентов подготовки танцоров на этапе начальной подготовки. Также тренеры подтвердили тот факт, что уровень развития координационных способностей влияет на технику исполнения соревновательных композиций в танцевальном спорте, т.е. чем лучше развита координация, тем качественней выступление на соревнованиях.
На вопрос «Сколько времени Вы уделяете на занятии физической подготовке?», мнения респондентов разделились: 50% тренеров считают, что на этапе начальной подготовки развитию физических качеств необходимо уделять 10-20 минут на каждом занятии, остальные 50% отводят физической подготовке 25-60 минут, что соответствует 27,8-66,7% времени занятия. Относительно технической подготовки 33,3% специалистов занимаются обучением и отработкой технических элементов 25-60 минут занятия, 66,7% -отводят отдельное занятие. Причем чем старше возраст тренера, тем меньше времени на занятии уделяется физической подготовке и больше оттачиванию танцевальных шагов и фигур.
Анализируя ответы тренеров, можно сделать вывод, что специалисты в танцевальном спорте понимают необходимость физической подготовки спортсменов, но планируют учебно-тренировочный процесс без учета особенностей формирования физических качеств спортсменов 7-8 лет.
На вопрос «Какие физические качества являются ведущими в танцевальном спорте?» тренеры (100%) едины в своем мнении - это координационные способности (рисунок 2).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
□ 5 ранг
□ 4 ранг ЕЗ 3 ранг И 2 ранг ЕЭ 1 ранг
1
2
3
4
5
1 - выносливость; 2 - сила; 3 - быстрота; 4 - гибкость; 5 - координационные способности
Рисунок 2 - Распределение мнений респондентов по значимости физических качеств в танцевальном спорте на этапе начальной подготовки
Большинство тренеров (83,3%) выносливость поставили на второе место. И это не случайно: соревновательная деятельность спортсменов в бальных танцах строго не регламентирована. Продолжительность соревновательного дня составляет 2-12 часов, причем спортсменам необходимо быть в полной готовности выхода на паркет. У танцоров может быть до 16 туров в один день. В финальном туре спортсмены могут выйти на помост от 4 до 10 раз, причем интервалы отдыха от 10 до 15 секунд, что повышает требования к специальной выносливости.
Третьим по значимости физическим качеством тренеры выделили гибкость (50,0%). Но в то же время 16,7% и 33,3% специалистов считают, что гибкость менее значима в танцевальном спорте, отдав этому качеству 4-е и 5-е место соответственно.
В рейтинге физических качеств танцоров быстрота занимает 4-е место. Мнения респондентов разошлись поровну на тех, кто считает, что развитию быстроты необходимо уделять внимание чуть меньше, чем координационным способностям - 33,3% респондентов, и тех, кто считает это физическое качество не столь важным в подготовке спортсменов-танцоров (по 33,3% - 4-е и 5-е место соответственно).
Большинство тренеров (83,3%) считают, что сила не является физическим качеством, которым необходимо обладать танцорам. Кроме того, они полагают, что выполнение элементов спортсменами с высоким уровнем развития силы скажется на технике и исполнение будет «скованным».
В результате анкетирования мы определили ведущие физические качества спортсменов-танцоров, а именно: наименее важным специалисты считают силу, далее - быстроту, гибкость, выносливость и координационные способности.
Тренерам было предложено среди координационных способностей выбрать наиболее приоритетные (рисунок 3).
Большинство тренеров (66,7%) считают наиболее важными способности к обучению и сохранению равновесия. Причем 50% специалистов определили приоритетной способность к обучению. Это подтверждает исследования ряда авторов [2, 3, 4] в области физической культуры низком уровне объема двигательных умений обычных школьников. И тренерам необходимо учить ходить, стоять, приседать, т.е. обычным повседневным движениям. Низкая двигательная активность детей порождает неэкономичность локомоций, малый объем двигательных умений и навыков. Все это негативно сказывается на обучении движениям в паре. Способность к равновесию 33,3% тренеров поставили на первое или второе место. Это не просто падения, «не дотянутая» поза, которую необходимо удержать, зафиксировать, а самое важное - это красиво и элегантно из нее выйти. Ошибки в таких движениях не прощаются ни судьями, ни зрителями. Также в работе Сивицкого В. А. (2012) выделена способность к равновесию как одна из ведущих [8].
100% 80% 60% 40% 20% 0%
2
3
4
5
6
н 6 ранг Ш 5 ранг ШЛ 4 ранг 0 3 ранг И 2 ранг ш 1 ранг
виды координационных способностей
1
1 - способность к обучению, 2 - способность к равновесию; 3 - двигательная память;
4 - способность к определению времени; способность к переключению;
5 - стабильность выполнения двигательного навыка
Рисунок 3 - Распределение мнений респондентов по значимости видов
координационных способностей
Далее по значимости можно выделить двигательную память. Спортсменам необходимо запомнить достаточно большое количество танцевальных фигур и их соединения. Мнения экспертов в необходимости развития двигательной памяти были очень согласованы (2-е место отдали 16,7% опрошенных, 3-е - 50,0%, 4-е - 33,3%, при р<0,05).
Относительно способности к переключению внимания респондентам не удалось достичь единого мнения. Мнения тренеров (16,7%) распределились практически поровну по всем рангам.
Способность выполнять стабильно сложное двигательное действие 50% респондентов поставили на 5-е место (р<0,05). 16,7% тренеров считают, что именно от развития этой способности зависит качество выступления, определив данной способности 3-е место.
Наименее важной способностью для танцора специалисты (83,3%) считают способность различать временные отрезки.
Заключение
Таким образом, большинство специалистов в танцевальном спорте считают, что физическая подготовка это необходимый компонент подготовки спортсменов-танцоров. На этапе начальной подготовки, по мнению тренеров, необходимо развитию физических качеств уделять 25-60 минут, но не на каждом занятии. Наиболее важным физическим качеством являются координационные способности. Среди координационных способностей можно выделить способность к равновесию и обучению.
Список использованных источников
1. Борисова Ю. Ю. Анал1з комбшацш танцювальних крошв, як використовуються гшнаст-ками-художницями в композищях iз предметами / Ю. Ю. Борисова, Л. В. Васильева // Молода спортивна наука Украши : зб. наук. праць з галузi фiзичного виховання, спорту i здоров'я людини. Вип.. 18 : у 4-х т. - Л. ЛДУФК, 2014. - Т.1. - С. 35-42.
2. Борисова, Ю. Ю. Диференцшований подход у фiзичному виховант школярiв на основi використання комп'ютерних технологш : автореф. дис. на здобуття наукового ступеню канд. наук з фiзичного виховання i спорту : спец. 24.00.02 <^зична культура, фiзичне виховання рiзних груп населення» / Ю. Ю. Борисова. - Дншропетровськ, 2009. - 20 с.
3. Власюк Е. А. Развитие координационных способностей девочек 7-8 лет средствами эстрадных танцев / Е. А. Власюк // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму. Материалы Х^Меж-дународной научной сессии по итогам НИР за 2015 год, Минск, 12-14 апр. 2016 г.: в 3 ч. - Минск : БГУФК, 2016. - Ч. 3. С. 176-178.
4. Москаленко, Н. В. Фiзичне виховання молодших школяргв: монограф1я / Н. В. Москаленко. -Дншропетровськ: Вид-во «!нноващя», 2007. - 252 с.
5. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография / Л. Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.
6. Некрасов, А. С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: Дис.... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. С. Некрасов // Белгород, 2006 - 160 с.
7. Путинцева Е. В. Начальная подготовка в спортивных танцах: учебно-методическое пособие / Е. В. Путинцева, Г. Н. Пшеничникова. - Омск: СибГУФК, 2009. - 152 с.
8. Сивицкий, В. А. Содержание и направленность учебно-тренировочных занятий спортсменов-танцоров с учетом их соревновательной деятельности: автореферат дис.... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. А. Сивицкий // СПбГАФК, 2012 - 23 с.
31.10.2016
УДК 796.57
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ В ВОДНОМ ТУРИЗМЕ
Е. Р. Горбонос-Андронова,
Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта,
Украина
Аннотация
В статье проведен детальный анализ существующих нормативных документов, которые касаются проблем подготовки спортсменов, занимающихся водным туризмом. Выявлены недостатки и противоречия в подготовительном процессе спортсменов.
THE PROBLEMS OF REGULATORY SUPPORT OF THE WATER TOURISM SPORTSMEN'S PREPARATION
Annotation
In the article is carried out the detailed analysis of the existing normative documents which concern the problems of the water tourism sportsmen preparing. Here were revealed the shortcomings and contradictions of the sportsmen's preparatory process.
Актуальность
В современных условиях наблюдается рост интереса молодежи к экстремальным видам спорта, в частности водному туризму. При этом вопрос повышения уровня эффективности учебно-воспитательного и тренировочного процессов в различных типах учебных заведений остается недостаточно исследованным, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель - путем анализа нормативных документов по проблемам подготовки спортсменов в водном туризме установить недостатки и противоречия в их подготовительном процессе.
Анализ результатов и их обсуждения
Спортивный водный туризм относится к неолимпийским видам спорта, который является одним из самых массовых и популярных в системе Министерства образования и науки Украины, объединяет более 100 000 спортсменов среди учащейся молодежи, имеет свои особенности в построении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, основой которой является участие в походах, выполнении спортивных разрядов, присвоении звания «Мастер спорта Украины», судейских званий. Водный туризм имеет свои правила проведения соревнований и походов, критерии оценки. Организовано повышение квалификации на семинарах, инструкторских практикумах [4].