Научная статья на тему 'КООРДИНАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО СПОРТА В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ'

КООРДИНАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО СПОРТА В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ (ПСС-FRS) / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ДЗ) / СОПРЯЖЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / FIRE AND RESCUE SPORTS (PCC-FRS) / COMPETITIVE ACTIVITIES / COORDINATION TRAINING / MOTOR TASKS / COUPLED IMPACT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корольков Алексей Николаевич, Стрижак Анатолий Петрович, Зуев Сергей Николаевич, Филин Сергей Александрович

Техническое совершенствование спортсменов в пожарно-спасательном спорте должно происходить в тесной связи с физической подготовкой, в частности, с акцентированным развитием координационных способностей. Данный процесс следует увязывать в единую систему «техника-координация», при этом следует понимать, что данные способности рассматриваются в качестве основного фактора для роста спортивных результатов как у юных, так и квалифицированных спортсменов-прикладников. В статье обосновывается роль и значение координационной подготовки на предсоревновательном тренировочном этапе пожарных-спасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корольков Алексей Николаевич, Стрижак Анатолий Петрович, Зуев Сергей Николаевич, Филин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION TECHNICAL TRAINING OF ATHLETES OF FIRE AND RESCUE SPORTS IN PRE-COMPETITION TRAINING

Technical improvement of athletes in fire and rescue sports should take place in close connection with physical training with emphasis on development of coordination abilities. This process should be linked into a single system of "technique-coordination," and these abilities are considered as the main factor for growth of sports results in both young and qualified athletes-applications. The role and importance of coordination training at the pre-competition training stage of rescue firefighters is justified.

Текст научной работы на тему «КООРДИНАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО СПОРТА В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ»

2. Ashkinazi, S.M. and Klimov, K.V. (2016), Technical-tactical training of athletes in the integrated martial arts, monograph, St. Petersburg

3. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2008), "Aspects of the formation of the integrated readiness of young taekwondists (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 35, pp. 13-17.

4. Zorin, V.I and Anashkin, R.M. (2004), Basics of Kudo, Polizet, Moscow.

5. Konoplev, V.V., Kharchenko, E.V. and Banku, T.A. (2019), "The need for innovation in the training process of young Kudoka 12-13 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 169-173.

6. Lugovskikh, T.N. and Kuzmenko, G.A. (2015), "Analysis of Motives of Teenagers-sportsmen' Sports and Educational Activity Under Integration Circumstances of Sports and Regular Schools' Education Programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 219231.

7. Sorokanyuk, O.V. (2018) "Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 275-277.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2020

УДК 796.09

КООРДИНАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО СПОРТА В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, г. Москва; Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, г. Москва; Сергей Александрович Филин, кандидат педагогических наук, мастер спорта международного класса, чемпион мира среди спасателей и полицейских, заместитель директора исполнительного комитета Федерации пожарно-прикладного спорта России, г. Москва

Аннотация

Техническое совершенствование спортсменов в пожарно-спасательном спорте должно происходить в тесной связи с физической подготовкой, в частности, с акцентированным развитием координационных способностей. Данный процесс следует увязывать в единую систему «техника-координация», при этом следует понимать, что данные способности рассматриваются в качестве основного фактора для роста спортивных результатов как у юных, так и квалифицированных спортсменов-прикладников. В статье обосновывается роль и значение координационной подготовки на предсоревновательном тренировочном этапе пожарных-спасателей.

Ключевые слова: пожарно-спасательный спорт (ПСС-FRS), соревновательная деятельность, координационная подготовка, двигательные задания (ДЗ), сопряженное воздействие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p212-217

COORDINATION TECHNICAL TRAINING OF ATHLETES OF FIRE AND RESCUE SPORTS IN PRE-COMPETITION TRAINING

Alexey Nikolayevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Anatoly Petrovich Strigak, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, Institute of Natural Knowledge and Sports Technologies of Moscow City Pedagogical University, Moscow; Sergey Nikolayevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy, Moscow; Sergey Alexandrovich Filin, the candidate ofpedagogical sciences, Master of Sports of the International Class, World

Champion among Rescue Workers and Police Officers, Deputy Director of the Executive Committee of the Federation of Fire and Applied Sports of Russia, Moscow

Abstract

Technical improvement of athletes in fire and rescue sports should take place in close connection with physical training with emphasis on development of coordination abilities. This process should be linked into a single system of "technique-coordination," and these abilities are considered as the main factor for growth of sports results in both young and qualified athletes-applications. The role and importance of coordination training at the pre-competition training stage of rescue firefighters is justified.

Keywords: fire and rescue sports (PCC-FRS), competitive activities, coordination training, motor tasks, coupled impact.

ВВЕДЕНИЕ

В работе высказано предположение, что развитие специфических координационных способностей у спортсменов пожарных-спасателей на этапе предсоревновательной подготовки может рассматриваться как исходная предпосылка к повышению надежности технических двигательных действий в соревновательной и профессиональной деятельности, обеспечит минимум ошибочных действий во время состязаний, будет содействовать правильному формированию чувства тела, а вместе с тем точному воспроизведению движений в пространстве и во времени при выполнении прикладных соревновательных упражнений, обеспечит безошибочное точное выполнение технического элемента - стыковки пожарной рукавной линии с пожарным разветвлением в преодолении «100 метровой полосы препятствий» и быстрый подъем по «штурмовой лестнице», а в целом создаст основу для роста результатов в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту [9, 10].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В педагогическом эксперименте приняли участие 17 спортсменов ПСС в возрасте 19-21 года. Экспериментальная и контрольная группы в исходном состоянии были одинаковы по уровню своей спортивной квалификации, 60-70% из их состава были кандидатами в мастера спорта по ПСС, 30-40% - мастерами спорта. По уровню физической подготовленности не наблюдалось достоверных различий в показателях, характеризующих исходный уровень координационных способностей (P >0,05), с удовлетворяющей вероятностью можно считать спортсменов опытных групп относящимися к одной и той же генеральной совокупности и по показателям соревновательной результативности (X = Y), иначе говоря, различия между опытными группами в исходном состоянии были незначительными, или незначимо различающимися (P >0,05)

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для формирования координационной подготовленности участников эксперимента были подобраны тренировочные средства, направленные на развитие специфических психофизических способностей - «чувство времени», «чувство пространства и расстояния», «чувство силового напряжения и мощности мышечных усилий» [5, 6]. Исходя из современных требовании к методической культуре спортивной тренировки, предлагаемые средства тренировка рассматривает в структуре тренировочных заданий [2, 3], где конкретизация числа повторов и серий выполнения упражнений, длительности пауз отдыха определяются на основе величины тренировочного эффекта задаваемой физической нагрузки. На основе тренировочных заданий были разработаны варианты занятий по формированию приоритетных координационных способностей.

Для общей координационной подготовки использовались движения на ограниченных и возвышенных поверхностях, нестандартные, из разных исходных положений, зеркальные и другие с повышенной координационной трудностью [1, 4, 7, 8, 10].

В специальной координационной подготовке применялись упражнения в условиях подчеркнутого сенсомоторного и кинестетического контроля пространственных и временных характеристик движения, первоначально с различением временных границ действий и упражнений в грубой дифференцировке в заданиях с контрастными установками, в дальнейшем точность ориентировки во времени повышалась за счет увеличения числа заданий с все более близкими смыкающимися величинами: в беге быстро и медленно, с ускорением и замедлением на пропорциональную величину, на максимум, в беге в интервалах 5, 10, 15, 20 и более секунд, в беге на 1, 2, 3 секунды, а затем и в десятые доли секунды, в беге на точность определения различных интервалов времени. Далее предусматривалась точная дифференцировка временных параметров бега на тех или иных отрезках при преодолении 100-метровой полосы с препятствиями и в подъеме по штурмовой лестнице [9, 11].

Таблица 1 - Показатели педагогических тестов при оценке координационных способностей у спортсменов экспериментальной (ЭГ) и контрольной группы (КГ) по окончании педагогического эксперимента_

Контрольные упражнения (тесты) ЭГ (n=7) | КГ (n=10) | Достоверность

Статистические показатели

X о Y о U / P

1. Двойной прыжок в длину с места боком (см) до начала эксперимента 465,7 ±8,2 465,2 ±8,9 U=34 P>0,05

по окончании эксперимента 481,0 ±8,1 467,8 ±6,1 U=5,5 P<0,01

2. Гимнастическая скамья (кол-во поворотов 360° за 20 с) до начала эксперимента 9,3 ±2,2 10,2 ±1,3 U=21 P>0,05

по окончании эксперимента 11,4 ±0,9 10 ±1,3 U=15 P<0,05

3. Тест фламинго (кол-во падений в мин) до начала эксперимента 5,7 ±0,8 5,3 ±1,2 U=26,5 P>0,05

по окончании эксперимента 2,7 ±0,8 5,2 ±0,9 U=1 P<0,001

4. Шагающий тест Фукуда (отклонение от исходной точки, см) до начала эксперимента 74,7 ±12,9 72,8 ±11,2 U=31,5 P>0,05

по окончании эксперимента 54,7 ±9,7 71,2 ±10,6 U=8,5 P<0,01

5. Тест Яроцкого (с) до начала эксперимента 49,0 ±5,7 49,5 ±4,2 U=32 P>0,05

по окончании эксперимента 62,3 ±5,1 52,6 ±4,3 U=5,5 P<0,01

Условные обозначения: X - средние значения показателей спортсменов экспериментальной группы, У -средние значения показателей спортсменов контрольной группы, о - среднеквадратическое отклонение; и -критерий Манна-Уитни, Р - уровень значимости; а=95%, 99% - интервал доверительной вероятности. Примечание. Выборочные средние арифметические несвязанных групп отличны, если при п1=7 и п2=10, уровне значимости различий а=95%, Икрит =17> Иэмп, а=99% Икриг =11> Иэмп.

Координационная подготовленность пожарных-спасателей ЭГ и КГ определялось по ряду психофизических тестов, таких «удержание равновесия в тесте Фламинго», «шагающий тест Фукуда» и тест «Яроцкого», позволяющих оценить согласованность движений, состояние психофизических реакций, способность к дифференцировке движений (таблица 1). По окончании педагогического эксперимента значительный прирост координационных способностей произошел в экспериментальной группе (ЭГ): в тесте Фламинго количество падений уменьшилось на 52,6%, в шагающем тесте Фукуда отклонение от исходной точки уменьшилось на 26,8%, в тесте Яроцкого возросла устойчивость вестибулярного анализатора, и увеличилось время сохранения контрольной позы в равновесии на 27,1%; на наш взгляд, это связано с направленной координационно-технической подготовкой, формированием «чувства времени», «чувства пространства», которые оцениваются двигательными заданиями с контролем равновесия.

Рост показателей координационной подготовленности проявился в надежности соединения рукавной линии к разветвлению в первом контрольном упражнении на этапе ранних соревнований (от схода с бревна из 10 раз) у спортсменов ПСС экспериментальной группы (ЭГ Хдо из 10=4,0±0,8 раз < Хпосле из 10=7,3±1,1 раз), которая выросла в разы; темпы прироста результатов от исходного уровня составили 82,5%. Во втором контрольном упражнении (полное выполнение из 4 раз) - 108% (ЭГХдо из 4=1,3±0,5 раз < Хпосле из 4=2,7±0,7 раз), в противовес с показателями спортсменов контрольной группы (КГ), где темпы прироста оказались незначительными: в первом тесте - 21%, во втором тесте прироста не наблюдалось (таблица 2).

Разработанная нами методика позволила увеличить точность соединений рукавной линии к разветвлению до 70%. При этом возросла не только частота правильных соединений, но и соревновательный результат прохождения дистанции. Прирост результатов у спортсменов в экспериментальной группе составил около 4,1%.

Таблица 2 - Надежность в выполнении технических элементов в преодолении 100-метровой полосы препятствий спортсменами ПСС экспериментальной (ЭГ1) и контрольна_

Контрольные упражнения (тесты) ЭГ (n=7) | КГ (n=10) | Достоверность

Статистические показатели

X о Y о U3„, / а / P

1. Соединение разветвления с про-беганием от схода с бревна из 10 попыток (кол-во раз) до начала эксперимента 4,0 ±0,8 3,8 ±0,8 иэшг-3 60,2% P>0,05

по окончании эксперимента 7,3 ±1,1 4,6 ±1,0 U3M«=3 99,9% P<0,001

2. Соединение разветвления полное упражнение из 4 попыток (кол-во раз) до начала эксперимента 1,3 ±0,5 1,5 ±0,5 U=42,5 39,1% P>0,05

по окончании эксперимента 2,7 ±0,7 1,5 ±0,7 U =9 ^ эмп ^ 99,2% P<0,01

3. Средний результат, с до начала эксперимента 16,52 ±0,51 16,47 ±0,56 U=42,5 39,1% P>0,05

по окончании эксперимента 15,84 ±0,35 16,40 ±0,49 Um=13 98, 2% P<0,05

На предсоревновательном этапе подготовки действия спортсменов экспериментальной группы на штурмовой отличалась от значений спортсменов контрольной группы как в первом тестовом задании - ЭГ Х^арт-подвеска после=5,30±0,14 с > КГ Устарт-подвеска после= 5,69±0,18 с (иэмп=2; 99,9%; Р<0,001), так и во втором тестовом задании - ЭГ Хточно из 5 по-сле= 3,4±1,0 раз > КГ Уточно из 5 после= 2,2±0,9 раз (иэмп=12,5; 97,7%; Р<0,05). Время бега от места старта до подвески штурмовой лестницы у спортсменов ПСС экспериментальной

группы (ЭГ Хстарт-подвеска после=5,30±0,14 с < ХСТарт-подвеска до=5,82±0,18 с) уменьшилось от

исходного уровня на 8,9% (заметим, что это очень высокие темпы прироста на данном этапе совершенствования спортивного мастерства), во втором тестовом задании (точное попадание из 5 раз) - показатели выросли на 112,5% (ЭГ Хточно из 5 после=3,4±1,0 раз < Хточно из 5 после=1,6±0,8 раз), и если сравнивать полученные значения с показателями спортсменов контрольной группы, где темпы прироста оказались незначительными - в первом двигательном задании - 1,2%, во втором - 22,2%, то можно отметить явный прогресс у спортсменов экспериментальной группы.

Высокая координационная подготовленность у спортсменов экспериментальной группы (ЭГ) в преодолении штурмовой лестницы подтвердились и в соревновательной деятельности, где спортсмены экспериментальной группы достигли более высоких спортивных результатов в сравнении со спортсменами контрольной группы (таблица 3).

Таблица 3 - Надежность в выполнении технических элементов при преодолении штурмовой лестницы спортсменами ПСС экспериментальной (ЭГ) и контрольной группы (КГ) на предсоревновательном этапе подготовки_

Контрольные упражнения (тесты) ЭГ (n-7) | КГ (n=10) | Достоверность

Статистические показатели

X о Y о Иэмп / а / P

1. Время бега с определенной рит-мовой структурой от места старта до подвески штурмовой лестницы до начала эксперимента 5,82 ±0,18 5,76 ±0,17 ^мп-32 69,1% P>0,05

по окончании эксперимента 5,30 ±0,14 5,69 ±0,18 ^мп-2 99,9% P<0,001

2. Точное попадание на место отталкивания в условиях максимизации бега от места старта, раз из 5 попыток до начала эксперимента 1,6 ±0,8 1,8 ±0,8 №„,-38 74,8% P>0,05

по окончании эксперимента 3,4 ±1,0 2,2 ±0,9 U„n-12,5 97,7% P<0,05

3. Средний результат, с до начала эксперимента 14,36 ±0,33 14,34 ±0,31 U3MH-32 69,1% P>0,05

по окончании эксперимента 13,75 ±0,33 14,23 ±0,33 U -9 5 ^эмп 99,2% P<0,01

ВЫВОДЫ

Акцентированная координационная подготовка на предсоревновательном этапе в дисциплинах пожарно-спасательного спорта приводит к росту результатов и стабильному надежному успешному выступлению в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту, к безошибочному точному выполнению спортсменами технических действий - стыковки пожарной рукавной линии с пожарным разветвлением в преодолении «100 метровой полосы препятствий» и быстрому подъему по «штурмовой лестнице в окно учебной башни 4-го этажа».

ЛИТЕРАТУРА

1. Величко, В.М. Пожарно-прикладной спорт : учеб. пособие для курсантов и слушателей образовательных учреждений МЧС России / В.М. Величко. - Москва : Политоп, 2014. - 344 с.

2. Германов, Г.Н. Тренировочное (двигательное) задание - структурно-функциональная единица спортивно-педагогического процесса : теоретико-методический аспект проблемы / Г.Н. Германов // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 5. - С. 94-99.

3. Германов, Г.Н. Тренировочное задание как первичная единица микроструктуры спортивной тренировки / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 29-34.

4. Калинин, А.П. Современный пожарно-спасательный спорт : учеб. пособие / А.П. Калинин. - Москва : [б. и.], 2004. - 191 с.

5. Корольков, А.Н. Спортивные мысленные образы: индивидуальные, специальные и общие / А.Н. Корольков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 236-239.

6. Корольков, А.Н. Пороги восприятия движений различных звеньев тела / А.Н. Корольков, В.Г. Никитушкин // Прикладная спортивная наука. - 2016. - № 2 (4). - С. 27-32.

7. Пожарно-спасательный спорт: теория тренировки и передовые спортивные технологии : коллективная монография / А.Н. Корольков, Г.Н. Германов, В.Д. Шалагинов, И.В. Машошина ; под общ. ред. Г.Н. Германова. - Воронеж : Ива, 2019. - 263 с.

8. Пожарно-спасательный спорт : учебное пособие для СПО / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, В. Д. Шалагинов, И.В. Машошина. - Москва : Издательство «Юрайт», 2020. - 394 с.

9. Стрельникова, И.В. Акцентированное развитие координационных способностей у юношей 15-17 лет, занимающихся пожарно-прикладным спортом, на этапе углубленной подготовки

: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Стрельникова Ирина Васильевна. - Ярославль, 2008. - 20 с.

10. Филин, С. А. Двигательно-координационная тренировка самбистов на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Филин Сергей Александрович. - Москва, 2013. - 23 с.

11. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов [и др.]. - Москва : МЧС России, 2002. - 527 с.

REFERENCES

1. Velichko, V.M. (2014), Fire-applied sports: manual, Politop, Moscow.

2. Germanov, G.N. (2011), "Training (motive) task - structurally functional unit of sports and pedagogical process (theoretical-methodical aspect of a problem)", Theory and practice of physical culture, No 5, pp. 94-99.

3. Germanov, G.N. and Tsukanova, E.G. (2011), "Training tasks as primary unit microstructures of sports training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 74, No 4, pp. 29-34.

4. Kalinin, A.P. (2004), Modern rescue andfirefighting sport. Moscow.

5. Korolkov, A.N. (2016), "Sports mental images: individual, special and general", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 236-239.

6. Korolkov, A.N. and Nikitushkin, V.G. (2016). "Perception thresholds of body various links movements", Prikladnaya sportivnaya nauka, Vol. 4, No. 2, pp. 27-32.

7. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), Rescue and firefighting sport: theory of the training and advanced sports technologies: monograph, Iva, Voronezh.

8. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2020), Rescue and firefighting sport: manual, You write, Moscow.

9. Strelnikova, I.V. (2008), Focused development of coordination abilities of young men of 1517 years of age engaged in fire and applied sports at the stage of in-depth training, dissertation, Yaroslavl.

10. Filin, S.A. (2013), Motor-coordination training of sambo players at the stage of initial preparation, dissertation, Moscow.

11. Shoygu, S. K., Faleev, M. I., Kirillov, G. N. et al. (2002), Textbook by the rescuer, Moscow.

Контактная информация: korolkov07@list.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Виктория Валерьевна Кравец, учитель, Информационно-технологический лицей № 24, Нерюнгри; Людмила Дмитриевна Хода, доктор педагогических наук, профессор, Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета, Нерюнгри

Аннотация

Анализ опыта работы с участниками всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» показывает, что необходима планомерная теоретическая подготовка к выполнению теоретико-методического задания. На практике у многих участников период теоретической подготовки составляет один год и менее. Поэтому эту подготовку учащихся необходимо начинать с 7-8 классов и продолжать в последующий период обучения. В теоретической подготовке, на наш взгляд, необходимо сочетание изучения базовых основ теории и методики физической культуры по учебникам институтского уровня соответствующих авторов и ускоренную подготовку по тестовым базам предыдущих олимпиад или специально составленных тестов, используя разнообразные формы и методы для усвоения материала. Показана работа учителя (руководителя по теоретической подготовке), включающая: 1) подбор методической литературы; 2) обучение конспектированию при чтении конкретной темы; 3) обучение заучиванию понятий в письменной и устной речи методом повторения; 4) подготовку для конкретного одного понятия тестов различной формы (закрытых, открытых, на составление, на соответствие, на перечисление); 5) подбор готовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.