Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ СПОРТЕ'

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ (ПСС / FRS) / ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ / 100-МЕТРОВАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ / ШТУРМОВАЯ ЛЕСТНИЦА / РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БЕГА / КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / FIRE AND RESCUE SPORT (PSS / FRS) / PREPARATION FOR COMPETITIONS / 100-METER OBSTACLE COURSE / ASSAULT LADDER / RHYTHMIC STRUCTURE OF RUNNING / THE CONCEPT OF SCIENTIFIC TRAINING / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалагинов В. Д., Германов Г. Н., Корольков А. Н.

Проблема исследования обусловлена противоречиями в научно-методических знаниях о подготовке спортсменов к участию в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту, что требует разработки инновационных методик тренировки с опорой на передовой спортивный опыт сильнейших спортсменов сборной команды России основного и резервного составов, учитывая новые технологические подходы к повышению эффективности спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности, новые содержательно-проектные основы системной подготовки спортсме-нов-прикладников в различные возрастные периоды и этапы становления спортивного мастерства. Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективной подготовки юниоров 19-20 лет и молодых спортсменов 21-23 лет к участию в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту на основе разработанной научной концепции спортивнотренировочной деятельности, ориентированной на достижение наивысших спортивных результатов и базирующейся на закономерностях роста спортивного мастерства в системе многолетнего тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалагинов В. Д., Германов Г. Н., Корольков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC CONCEPT OF TRAINING ATHLETES IN FIRE AND RESCUE SPORT

The problem of research is due to contradictions in scientific and methodological knowledge about the preparation of athletes for participation in competitions in fire and rescue sports, which requires the development of innovative training methods based on the advanced sports experience of the strongest athletes of the Russian national team of the main and reserve teams, considering the new technological approaches to improving the efficiency of sports and training and competitive activities, the new content and design foundations of system training of athletes-applied in different age periods and the stages of formation of sportsmanship. The purpose of the study is to theoretically and experimentally substantiate the pedagogical conditions for the effective preparation of juniors aged 19-20 years old and young athletes and 21-23 years old for participation in fire and rescue sports competitions on the basis of the developed scientific concept of sports and training activities, focused on achieving the highest sports results and based on the patterns of growth of sportsmanship in the system of long-term training process.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ СПОРТЕ»

УДК 796.01

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПОЖАРНО-

СПАСАТЕЛЬНОМ СПОРТЕ

Василий Дмитриевич Шалагинов, капитан внутренней службы, мастер спорта, аспирант, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент. Московский государственный областной университет, Московская область, г. Мытищи

Аннотация

Проблема исследования обусловлена противоречиями в научно-методических знаниях о подготовке спортсменов к участию в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту, что требует разработки инновационных методик тренировки с опорой на передовой спортивный опыт сильнейших спортсменов сборной команды России основного и резервного составов, учитывая новые технологические подходы к повышению эффективности спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности, новые содержательно-проектные основы системной подготовки спортсменов-прикладников в различные возрастные периоды и этапы становления спортивного мастерства. Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективной подготовки юниоров 19-20 лет и молодых спортсменов 21-23 лет к участию в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту на основе разработанной научной концепции спортивно-тренировочной деятельности, ориентированной на достижение наивысших спортивных результатов и базирующейся на закономерностях роста спортивного мастерства в системе многолетнего тренировочного процесса.

Ключевые слова: пожарно-спасательный спорт (ПСС, FRS); подготовка к соревнованиям; 100-метровая полоса препятствий; штурмовая лестница; ритмическая структура бега; концепция научной подготовки; педагогические условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p419-430

SCIENTIFIC CONCEPT OF TRAINING ATHLETES IN FIRE AND RESCUE SPORT

Vasily Dmitrievich Shalaginov, the captain of the internal service, Master of Sports, postgraduate student, Academy of the State Fire Service EMERCOM of Russia, Moscow; Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of physical culture of the Russian Federation, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow State Regional University, Moscow region, Mytischi

Abstract

The problem of research is due to contradictions in scientific and methodological knowledge about the preparation of athletes for participation in competitions in fire and rescue sports, which requires the development of innovative training methods based on the advanced sports experience of the strongest athletes of the Russian national team of the main and reserve teams, considering the new technological approaches to improving the efficiency of sports and training and competitive activities, the new content and design foundations of system training of athletes-applied in different age periods and the stages of formation of sportsmanship. The purpose of the study is to theoretically and experimentally substantiate the pedagogical conditions for the effective preparation of juniors aged 19-20 years old and young athletes and 21-23 years old for participation in fire and rescue sports competitions on the basis of the developed scientific concept of sports and training activities, focused on achieving the highest sports results and based on the patterns of growth of sportsmanship in the system of long-term training process.

Keywords: fire and rescue sport (PSS, FRS), preparation for competitions, 100-meter obstacle course, assault ladder, rhythmic structure of running, the concept of scientific training, pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящей научной проблематики определяется рядом противоречий, лежащих в основе устаревшей теории подготовки спортсменов в пожарно-спасательном спорте, явно отстающей от передовой спортивной практики и не способной описать современные закономерности спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности:

1. Наблюдается противоречие между передовым спортивным опытом, накопленным в пожарно-спасательном спорте, когда тенденции стремительного развития вида спорта, ускоренный рост результатов, многочисленные мировые рекорды в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта характеризуют значительные практические достижения тренеров и атлетов, и теорией подготовки спортсменов к участию в соревнованиях, представленной оторванной от практики системой знаний о подготовке спортсменов пожарных-спасателей.

2. Наблюдается противоречие между целевыми устремлениями спортсменов к достижению высоких спортивных результатов в профессиональных состязаниях и системами сложившихся знаний о подготовке пожарных-спасателей к участию в соревнованиях, где превалируют частнопредметные методические знания о спортивной тренировке, на смену которым приходят метапредметные современные знания о подготовке спортсменов из олимпийских видов спорта, привносимые в связи с переходом в пожарно-спасательный спорт спортсменов-мастеров из других групп (легкой атлетики, спортивных игр, скоростных циклических и скоростно-силовых дисциплин); последнее требует научной экспериментальной проверки таких знаний в тренировочной и соревновательной деятельности и их адаптации применительно к специфическим особенностям вида спорта.

3. Наблюдается противоречие между новыми практическими условиями состязательной активности спортсменов-прикладников (требования к надежности спортивно-технических действий и стабильности результатов в соревнованиях) и существующими методическими рекомендациями предсоревновательной подготовки спортсменов к участию в главных соревнованиях сезона, например к Первенствам, Чемпионатам (МЧС, мира и другим), где важными становятся знания о характерных особенностях соревновательной деятельности в личных и командных состязаниях, что требует иного осмысления закономерностей подготовки в отдельных дисциплинах пожарно-спасательного спорта, поиска и утверждения точных и конкретных специализированных методик в успешном преодолении, например, «100-метровой полосы препятствий» и «штурмовой лестницы», новых технологических решений успешной подготовки спортсменов к выступлению в соревнованиях.

Данные противоречия можно разрешить, если установить педагогические условия, соблюдая которые допустимо обеспечить эффективную подготовку спортсменов-прикладников к участию в состязаниях по ПСС:

1. Будет разработан спортивно-целевой блок знаний в концепции научной подготовки спортсменов в пожарно-спасательном спорте, где будут определены и описаны закономерности соревновательной деятельности и установлена рациональная структура действий и технических приемов у спортсменов-прикладников различного уровня подготовленности и пола, определены модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов, вскрыты групповые и типологические характеристики ритмической структуры бега в соревновательных дисциплинах, подготовлены рекомендации к установлению разрядных норм и требований к спортивной подготовленности мужчин, женщин, юниоров, юношей и девушек, а вместе с тем будут описаны прогнозные результаты соревнований на будущий период времени на основе выявления современных тенденций развития вида спорта (рисунок 1).

2. Будет разработан содержательно-методический блок знаний в концепции научной подготовки спортсменов в пожарно-спасательном спорте, и, став основой отраслево-

Модели соревновательной деятельности

В ПСС

I. Спортивно-целевой блок знаний

Я

Разрядные нормы ЕВСК

В ПСС

Типология

темпо-ритмовой структуры

бега спортсменов в ПСС

Прогноз результатов в

дисциплинах ПСС

" « И

« 2 Й *

II. Содержательно-методический блок знаний

Ш.

Процессуально-результативный блок знаний

III &1&

II §

С й

•§• 'й

»5«

в о г,

° I I

о ^ -

3 р с

8.1 3 Чш

о 2 |

го стандарта, должен регламентировать требования к нормативной и методической части учебных программ, определять контрольные и переводные нормы.

-^ Введение отраслевого стандарта

спортивной подготовки по пожарно-спасательному спорту остро необходимо, поскольку до сих пор специалисты и тренеры осуществляют тренировку по ПСС на основе своих внутренних учебных программ, личных субъективных представлений о содержании тренировки, интуитивных наработок, зачастую не имеющих должного научно-методического обоснования. Разработанный отраслевой стандарт спортивной подготовки по пожарно-спасательному спорту должен стать целе-полагающим документом к системному построению этапов спортивной подготовки в данной дисциплине.

3. Будет разработан процессуально-результативный блок знаний в концепции научной подготовки спортсменов в пожар-но-спасательном спорте, где следует определить ведущие двигательные способности, влияющие на спортивную

Рисунок 1. Научная концепция подготовки спортсменов в результативность, уСТЭНОВИТЬ Степень СО-пожарно-спасательном спорте пряженной технической и физической под-

готовки спортсменов различного уровня подготовленности и пола, представить методику формирования ритмической структуры бега в соревновательных дисциплинах ПСС на основе кинестетического управления своими движениями и в соотнесении с проприоре-цептивным контролем действий по параметрам «чувство времени», «чувство пространства и расстояния», «чувство силового напряжения и мощности мышечных усилий», что должно обеспечить достижение планируемых спортивных результатов в условиях стремления к максимизации быстроты движений.

4. Будет разработан контрольно-оценочный блок знаний в концепции научной подготовки спортсменов в пожарно-спасательном спорте, где следует установить нормативные требования к различным сторонам физической, технической и психологической подготовленности соревнующихся в пожарно-спасательном спорте, которые станут оценочными критериями, по которым можно будет судить об эффективности спортивной тренировки, а вместе с тем будут даны оценки этапным и годичным показателям подготовленности спортсменов, установлены индивидуально-групповые оценки текущего физического и психологического предсоревновательного состояния спортсменов, и в связи с этим обозначены причинные факторы ошибочных действий во время состязаний, представлена и оценена ритмическая структуры бега у спортсменов различного возраста, пола и квалификации, содействующая точному воспроизведению движений в пространстве и во времени и способствующая снижению количества ошибок при выполнении технических приемов в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта.

г Методика формирования темпо-ритмово! структуры бега

Моторика Темп-Ришика Сенсорика Кинестезия

IV. Контрольно-оценочный блок

АКТУАЛЬНОСТЬ И РАЗРАБОТАННОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Авторским коллективом по заявленной тематике за последние 10 лет опубликовано около 30 научных статей в ведущих российских и зарубежных научных журналах. В этих работах впервые осуществлен прогноз спортивных достижений на крупнейших между-

народных форумах - Чемпионатах мира (вегтапоу й а1., 2019 [5]; Кого1коу й а1., 2019 [12]). Приведены рекомендации к установлению разрядных норм ЕВСК по пожарно-спасательному спорту для юношей, девушек и женщин, а также для категории спортсменов высшей квалификации - МСМК (вегтапоу е! а1., 2017 [4]). Разработаны модельные показатели соревновательной деятельности в отдельных дисциплинах пожарно-спасательного спорта (вегтапоу е! а1., 2016 [6], Sha1aginov е! а1., [18]), рассмотрены биомеханические основы выполнения соревновательных упражнений (Germanov е! а1., 2019 [2], Sha1aginov е! а1., 2015 [11, 18]). Разработана методика повышения эффективности стыковки пожарной рукавной линии к пожарному разветвлению в 100-метровой полосе с препятствиями на основе организации рациональной ритмической структуры бега (Sha1aginov е! а1., 2020 [19]). Изучены характеристики спортивной деятельности в ПСС с учетом возрастных особенностей и половых различий (Germanov е! а1., 2020 [13], Sha1aginov е! а1., 2015 [11]). Разработан отраслевой стандарт спортивной подготовки в ПСС (Germanov е! а1., 2018 [8]; Кош1^ е! а1., 2016 [21]).

Приведены рекомендации по физической (Sha1aginov е! а1., 2018 [17]), технической ^а^^ ег а1., 2015, 2020 [11, 19]), психологической (Germanov е! а1., 2016 [15]. 2020 [7, 13], Maskaeva е! а1., 2016 [14]) подготовке.

Определена эффективность различных средств и методов подготовки у юных и квалифицированных спортсменов, направленность тренировочных нагрузок, апробирована структура построения учебного процесса в образовательных учреждениях ГПС МЧС России на основе современных образовательных технологий. Рассмотрены вопросы подготовки спортивного резерва в ПСС в общеобразовательных школах (Germanov е! а1., 2018 [3]), актуализированы многие другие важные исследовательские проблемы. Обобщающие результаты приведены в монографии «Пожарно-спасательный спорт: теория тренировки и передовые спортивные технологии» (КогоШш е! а1., 2019 [9]), представлены в учебном пособии «Пожарно-спасательный спорт: учебное пособие для СПО» (Germanov е! а1., 2020 [10]).

Многолетние научные исследования позволили обосновать научно-теоретическую концепцию спортивной подготовки в пожарно-спасательном спорте (Germanov е! а1., 2020 [10]; Koro1kov е! а1., 2019 [9]): впервые рассмотрены вопросы подготовки спортсменов пожарных-спасателей в плоскости системной многолетней подготовки (Sha1aginov е! а1., 2020 [20]), определялись научные закономерности подготовки женщин (Germanov е! а1.,

2016 [15], 2020 [1, 7, 13 ], Maskaeva е! а1., 2016 [14], Sha1aginov е! а1., 2015 [11], 2018 [17]), выявлялись особенности эффективной соревновательной деятельности и формировались модели соревновательной готовности к участию в состязаниях (Germanov е! а1., 2016 [6],

2017 [4], Koro1kov е! а1., 2019 [12]), разрабатывались объективные критерии формирования норм и требования ЕВСК для присвоение юношеских разрядов и званий высшей квалификации для спортсменов ПСС (Germanov е! а1., 2016 [6], 2017 [4]), прошли экспериментальную проверку научные положения технологического подхода и определения педагогических условий для организации эффективной тренировочной деятельности (Sha1aginov е! а1., 2020 [20]), разработана содержательная и программно-нормативная часть отраслевого стандарта спортивной подготовки по ПСС (Germanov е! а1., 2018 [8]; Koro1kov е! а1., 2016 [21]), изучались другие вопросы и аспекты спортивной подготовки пожарных-спасателей.

Научная концепция спортивной подготовки мужчин-спортсменов в пожарно-спасательном спорте с экстраполяцией ее базовых положений на теорию и практику спортивно-тренировочной деятельности женщин-спортсменок может стать важным условием в становлении и развитии научных основ подготовки женских команд в данном виде спорта. Идентичность научных закономерностей, выявленная в результате проведенных поисковых экспериментальных исследований среди женщин-спортсменок ПСС, подтверждается подобными и сравнимыми с мужскими показателями модельных характеристик

соревновательной деятельности и взаимосвязью их структурно-кинематических компонентов, закономерными временными различиями в параметрах бега у мужчин и женщин при преодолении 100-метровой полосы препятствий в пожарно-спасательном спорте, прогнозными результатами в достижениях на главных стартах сезона - Чемпионатах мира - и их информативностью, показанной надежностью в состязаниях, зависимой от мо-тивационных факторов и психологических характеристик личности спортсменок, а вместе с тем и реализацией дифференцированного подхода в условиях индивидуализации тренировочного процесса на основе выявленной типологии в особенностях соревновательной деятельности и с учетом предрасположенности к успешному и надежному выступлению в избранной для специализации дисциплине ПСС.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В научной практике использовались следующие методы исследования:

• частнопредметный уровень научного исследования: - методы теоретического анализа и обобщения, в том числе изучение и обобщение передового спортивного опыта; - педагогические наблюдения, - экспертные оценки; - контрольное педагогическое тестирование, - педагогический эксперимент;

• межпредметный и метапредметный уровень научного исследования:

- инструментальное тестирование соревновательной деятельности и технической подготовленности спортсменов в соревновательных дисциплинах ПСС (видеосьемка, электрохронометрирование, биомеханический анализ);

- инструментальное тестирование показателей физической подготовленности спортсменов (тензоплатформа «КШТЬЕЯ^», тензоплатформа «QuatroJump», изокинети-ческий тренажер-динамометр BiodexMu1tiSystem-4);

- математико-статистические методы анализа экспериментальных данных: описательная статистика, сравнение выборочных средних значений, корреляционный анализ, регрессионный, факторный, кластерный анализ;

• общенаучные подходы и методология исследования:

- системный подход, проектное программно-целевое построение системной подготовки спортсменов в различные возрастные периоды и этапы становления спортивного мастерства;

- структурно-функциональный подход к организации двигательной деятельно -

сти;

- кибернетический подход, прогнозирование, классифицирование, ранжирование, моделирование, конструирование; - технологический подход к индивидуально-дифференцированному построению спортивной тренировки; - комплексный подход к контролю и оценке подготовленности спортсменов в пожарно-спасательном спорте.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Содержание экспериментальной работы представлено на рисунке 2 (Примечание: ДЗ - двигательное задание).

1. Анализ кинематических пространственно-временных параметров технических действий у спортсменов в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта показал, что успешность преодоления первой половины дистанции на 100-метровой полосе с препятствиями, время которой существенно влияет на итоговый результат (у мужчин и юношей - г=0,775^0,923, у женщин и девушек - г=0,575^0,884), зависима от времени старта, стартового разгона, бега по буму, что опосредованно подтверждается ростом величины коэффициентов корреляции, которые нарастают от средних до высоких значений в различные возрастные периоды (у мужчин и юношей - от г=0,724 до г=0,980, у женщин и девушек - от г=0,424 до г=0,925). При этом установлено, что вклад результата, фиксируемого на второй половине дистанции в преодолении 100-метровой полосы с пре-

пятствиями, наивысший, и информативно подтверждается сильной корреляционной связью.

Педагогический эксперимент

Экспериментальная группа (п=14)

Дифференциация по типологии !| Спортсмены

«дистанционник» «штурмовик» I КМС-МС

Кондиционная тренировка Н Координационная тренировка

Методика формирования рациональной темпо-ритмовой структуры бега в соревновательных дисциплинах ПСС

РИТМИКА

СЕНСОРИКА

КИНЕСТЕЗИЯ

ДЗ в беге быстро и медленно.спурты

ДЗ в беге в интервалах 1, 2, 3 с

ДЗ в беге на точность чувства времени

ДЗ в беге на максимум, контроль тренера

ДЗ в беге на максимум, самооценка времени

ДЗ в беге 75%. 50% максимума, варьирование временем

Контроль времени на участках дистанции

ДЗ в постановке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стоп по ограничителям

ДЗ с ограничением органов чувств

ДЗ в беге по отметкам, ортимальный темп

Рисунок 2 - Экспериментальная методика формирования ритмической структуры бега в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта

Так, вклад результата, фиксируемого на второй половине дистанции в преодолении 100-метровой полосы с препятствиями, наивысший, и информативно подтверждается сильной корреляционной связью (у мужчин и юношей - г=0,76 1^0,980, у женщин и девушек - г=0,743^0,942). При этом наиболее сложным в техническом отношении на второй половине дистанции является прием стыковки пожарной рукавной линии к пожарному разветвлению, наблюдается сильная корреляционная связь времени его выполнения с итоговым результатом (у мужчин и юношей - г=0,744^0,947, у женщин и девушек -г=0,740^0,927). При этом установлено, что итоговый результат в преодолении 100-метровой полосы препятствий не имеет статистически значимой линейной взаимосвязи с общим результатом подъема по штурмовой лестнице (г=0,495). В силу этого можно утверждать, что 100-метровая полоса препятствий и подъем по штурмовой лестнице являются обособленными спортивными дисциплинами, специализация в которых осуществляется с учетом различий успешного выступления на соревновательных дистанциях и типологией соревновательных действий спортсменов в состязаниях (Germanov е! а1., 2016 [6]).

2. Проведенные исследования по выявлению структуры соревновательных действий мужчин пожарных-спасателей определили значимыми для успешной результативности в беге на 100-метровой полосе препятствий проявление скоростных, скоростно-силовых способностей на первой половине дистанции, а также координационных способностей, специальной скоростной и силовой выносливости - на второй половине дистанции. Данное заключение подтверждается результатами экспертного опроса специалистов - МСМК, МС, тренеров и инструкторов ПСС. Как показывают исследовательские данные, значительное влияние на спортивные результаты в ПСС оказывают скоростные способности (1 ранг - сила влияния по Снекодеру 1,92 у.е. / по Фишеру 18,6%), ловкость (2 ранг - 1,08 / 15,5), мышечная сила (3 ранг - 0,83 / 14,6) и чувство темпа (4 ранг - 0,17 / 12,1), в наименьшей степени гибкость (-0,92 / 8,1), выносливость (-1 / 7,75), телосложение (-1 / 7,75) и вестибулярная устойчивость спортсменов (-1,08 / 7,4). Применив к экспертным оценкам метод однофакторного дисперсионного анализа, была определена и достаточность исходных данных по величине общего коэффициента силы влияния - 91,8%, т.е. рассматриваемые качества и способности описывают почти все факторы и случайные величины, определяющие результативность в ПСС, а на долю неучтенных факторов приходится около 8% общей дисперсии (Кого1коу й а1., 2016 [21]).

3. Определены индивидуально-групповые типологические особенности проявления спортивной результативности в состязаниях мужчин-юниоров 19-20 лет и молодых спортсменов 21-23 лет в пожарно-спасательном спорте и диагностирована предрасположенность к успешному выступлению на одной из соревновательных дистанций. Так, в результате кластеризации выделено три группы спортсменов: первый кластер составили 28% спортсменов (из 36 включенных в исследование), этих спортсменов можно охарактеризовать как условно «медленных», но техничных, предрасположенных к безошибочному выполнению элементов подъема по штурмовой лестнице, это «штурмовики»; второй кластер составили быстрые и техничные спортсмены - 44%, для этих спортсменов не выявлено предпочтений в соревновательных упражнениях ПСС, это «универсалы»; в третий кластер вошли 28% спортсменов, относительно быстро преодолевающие полосу препятствий, но показывающие низкие результаты в подъеме на башню, это «дистанционни-ки». Распределение атлетов-прикладников на типологические группы с учетом выявленных сильных и слабых сторон при участии в состязаниях позволило внедрить дифференцированный подход к организации двигательной деятельности пожарных-спасателей и разработать методику формирования ритмической структуры бега в соревновательных дисциплинах ПСС (8Иа^шоу й а1., 2020 [16], вегшаиоу й а1., 2020 [1]).

4. Методика сопряженной подготовки юниоров 19-20 лет и молодых спортсменов 21-23 лет при решении задач технического и физического совершенствования и формировании рациональной ритмической структуры бега становится эффективной в условиях соразмерного соотношения двигательных заданий, предусматривающих акцентированное развитие кондиционных и координационных способностей, их пропорциональное соотношение при развитии основных сторон подготовленности спортсменов на различных этапах макроцикла. Предложен методический алгоритм координационно-технического и физического совершенствования мужчин-юниоров 19-20 лет и молодых спортсменов 2123 лет в пожарно-спасательном спорте на основе последовательной сменности тренировочных воздействий. На общеподготовительном этапе макроцикла при комплексном решении двигательных задач в циклах-блоках тренировочных воздействий соотношение ДЗ кондиционной подготовки выражалось пропорцией как 80% по отношению к 20% ДЗ ко -ординационно-технической подготовки. На специально-подготовительном этапе подготовки в экспериментальной группе соотношение ДЗ кондиционной подготовки выражалось пропорцией как 50% по отношению к 50% ДЗ координационно-технической подготовки. На предсоревновательном этапе и при подготовке к участию в главных стартах сезона предусматривалось соотношение ДЗ кондиционной подготовки, которое вы-

ражалось пропорцией как 20% по отношению к 80% ДЗ координационно-технической подготовки. Такое построение разделов подготовки содействовало исходной готовности для формирования ритмической структуры бега. Такое построение разделов подготовки содействовало становлению рациональной ритмической структуры бега (вегшаиоу е! а1., 2020 [10], Кого1коу е! а1., 2019 [9]).

5. Результаты этапного педагогического тестирования по окончании первой серии исследований показали, что уже к концу подготовительного периода спортсмены экспериментальной группы (ЭГ) имели явное преимущество в показателях физической подготовленности над спортсменами контрольной группы (КГ). Полученные данные показали, что в условиях сопряженной тренировки при акцентированном развитии скоростно-силовых и скоростных способностей, соотносимых с воздействием на развитие координационных способностей и формирование прикладных навыков, произошло изменение показателей, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов. У спортсменов экспериментальной группы (ЭГ) в сравнении с контрольной (КГ) достоверно выше оказались средние групповые значения в беговых, прыжковых, силовых тестах (при уровне значимости различий а=95%, икрит =41 > Иэмп; при а=99% икрит = 30 > иэмп). При этом у спортсменов ЭГ1 с предрасположенностью к успешному выступлению в дисциплине «100-метровая полоса препятствий» показатели быстрой силы превышают аналогичные спортсменов ЭГ2 (разгибатели, соотношение показателей изокинетической динамометрии на динамометре В^ехМиШ8у81еш-4 по параметру 300/60 у ЭГ1=64,2±2,7 > ЭГ2=59,8±3,1 Н/м; Тэмп Вилкоксона равен 1, Р<0,05), тогда как у спортсменов ЭГ2 (наблюдается предрасположенность к успешному выступлению в дисциплине «подъем по штурмовой лестнице») выше показатели максимальной силы (сгибатели 60 град/с у ЭГ2=187,9±19,2 > ЭГ1=166,1±10,5 Н/м; Тэмп Вилкоксона равен 0, Р<0,05; разгибатели 60 град/с у ЭГ2=263,0±8,3 > ЭГ1=233,7±10,9 Н/м; Тэмп Вилкоксона равен 0, Р<0,05). При этом соотношение 300/60 в пределах 63,0-68,0%, характерное для спортсменов ЭГ1, определяет способность спортсменов-прикладников к успешным действиям в скоростно-силовых дисциплинах ПСС, которой и является «100-метровая полоса препятствий»; соотношение силовых характеристик в пределах 58,0-62,9%, характерное для спортсменов ЭГ2, указывает на предрасположенность пожарных-спасателей к успешным действиям в силовых дисциплинах ПСС, которой является «подъем по штурмовой лестнице». Из исследования вытекает, что у спортсменов-«штурмовиков» более развитыми к исходу эксперимента оказались максимальная сила, относительная сила и силовая выносливость, у спортсменов-«дистанционников» - быстрая и взрывная сила (8Иа^шоу е! а1., 2018 [17]).

6. Разработана методика формирования ритмической структуры бега в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта. На общеподготовительном этапе рекомендовалось применение ДЗ по повышению темпа движений, освоению приемов соединения пожарной линии к разветвлению, формированию и совершенствованию специальных двигательных навыков. На специально-подготовительном этапе решались двигательные задачи с различением временных границ действий и упражнений сначала в грубой дифференцировке в заданиях с контрастными установками, в дальнейшем точность ориентировки во времени повышалась за счет увеличения числа заданий с все более близкими смыкающимися величинами: ДЗ в беге быстро и медленно, ДЗ с ускорением и замедлением на пропорциональную величину, ДЗ на максимум, ДЗ в беге в интервалах 5, 10, 15, 20 и более секунд, ДЗ в беге на 1, 2, 3 секунды, а затем и в десятые доли секунды, ДЗ в беге на точность определения различных интервалов времени. На предсоревновательном этапе и в моменты подготовки к главным стартам сезона предусматривалась точная дифференцировка временных параметров бега на тех или иных отрезках при преодолении 100-метровой полосы с препятствиями и в подъеме по штурмовой лестнице (8Иа^шоу е! а1., 2020 [19]).

7. Дифференцированный подход к совершенствованию спортивно-технического мастерства юниоров 19-20 лет и молодых спортсменов 21-23 лет способствовал успешному формированию у спортсменов ЭГ ритмической структуры бега в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта. Как следует из результатов эксперимента, спортсмены-прикладники ЭГ, имеющие лучшие показатели координационной подготовленности, надежно овладели рациональной ритмической структурой бега и проявили высокую техническую подготовленность в соревнованиях. Подготовленность пожарных-спасателей ЭГ и КГ определялось по ряду психофизических тестов, таких как «Теппинг-тест», «удержание равновесия в тесте Фламинго», «шагающий тест Фукуда» и тест «Яроцкого», позволяющих оценить согласованность движений, состояние психофизических реакций, способность к дифференцировке движений.

8 Результаты педагогического эксперимента показали, что освоение ритмической структуры бега в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта приводит к росту результатов и стабильному надежному успешному выступлению в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту, к безошибочному точному выполнению спортсменами технических действий - стыковки пожарной рукавной линии с пожарным разветвлением в преодолении «100 метровой полосы препятствий» и быстрому подъему по «штурмовой лестнице в окно учебной башни 4-го этажа». И если среднестатистическая надежность успешных попыток в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта у квалифицированных спортсменов по итогам анализа результативности выступлений в предшествующих сезонах составляла 56%, то у спортсменов ЭГ1 в преодолении 100-метровой полосы препятствий по окончанию эксперимента составила 70%, в КГ - только 51% при достоверном различии соревновательных результатов 15,84±0,35 с < 16,40±0,49 с (Шмп=13; а=98,2%; Р<0,05); у спортсменов ЭГ2 в подъеме по штурмовой лестнице - 77%, в КГ - 58% при достоверном различии соревновательных результатов 13,75±0,33 с < 14,23±0,33 с (Шмп=9,5; а=99,2%; Р<0,01) (Germanov е! а1., 2020 [10], КогаШоу е! а1., 2019 [9]).

ВЫВОДЫ

1. Эффективная подготовка юниоров 19-20 лет и молодых спортсменов 21-23 лет к участию в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту может быть достигнута при соблюдении ряда педагогических условий, содействующих росту спортивно-технического мастерства пожарных-спасателей, в их числе следует выделить: знание концептуальных научно-методических основ спортивно-прикладной подготовки пожарных-спасателей; знание закономерностей соревновательной деятельности; наличие результативных методик, решающих задачи развития физической подготовленности и совершенствования технического мастерства; использование контрольно-оценочных нормативных показателей, позволяющих определить эффективность педагогической (соревновательной) деятельности и тех условий, в которых она протекает.

2. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования программно-нормативной базы подготовки специалистов пожарно-спасательных подразделений (наставление по физической подготовке, нормативы и требования ЕВСК и другие), рекомендуются для педагогов и тренеров, содействующих спортивному совершенствованию пожарных-спасателей, предназначены для теоретиков и практиков физической культуры и спорта, научных работников, интересующихся проблемами подготовки спортсменов в пожарно-спасательном спорте.

Научное исследование проведено в соответствии с координационным планом НИОКР РГУФКСМИТ на 2016-2020 гг. по направлению «Разработка и внедрение новых технологий, форм и методов спортивной подготовки сборных команд России, развитие спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва» и инициативной теме «Педагогические условия формирования ритмической структуры бега в соревнователь-

ных дисциплинах пожарно-спасательного спорта». Руководитель научной школы д.п.н., профессор Г.Н. Германов (http://orcid.org/0000-0002-8066-846X) - формирование научной идеи; аспирант В.Д. Шалагинов (https://orcid.org/0000-0002-0488-7994) - получение первичных исследовательских данных; представители научной школы к.т.н., доцент А.Н. Корольков (https://orcid.org/0000-0002-3523-1306), д.п.н., доцент И.В. Машошина - обсуждение и интерпретация исследовательских данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов Г. Н. Дифференцированная оценка предрасположенности к успешному выступлению женщин-спортсменок на соревновательных дистанциях пожарно-спасательного спорта / Г. Н. Германов, А. И. Погребной, А. Н. Корольков [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 2. - С. 45-51.

2. Германов Г. Н. Кинематика и ритмика бега при соединении рукавной линии к разветвлению в преодолении 100-метровой полосы препятствий в пожарно-спасательном спорте / Г. Н. Германов, В. Д. Шалагинов, И. В. Машошина // Пожарная и аварийная безопасность: сетевое издание Ивановской пожарно-спасательной академии. - 2019. - № 3 (14). - С. 19-24.

3. Германов Г. Н. Применение полос препятствий в военно-прикладной подготовке школьников с учетом периодов сенситивного развития двигательных способностей / Г. Н. Германов, М. Д. Рипа, В. Д. Шалагинов // Физическая культура в школе. - 2018. - № 8. - С. 19-24.

4. Германов Г. Н. Рекомендации к установлению разрядных норм в пожарно-прикладном спорте при формировании Единой Всероссийской спортивной классификации на 2018-2020 гг. / Г.Н. Германов, А. Н. Корольков, В. Д. Шалагинов // Современные наукоемкие технологии. - 2017. -№ 3. - С. 81-87. - URL : http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36620 (дата обращения: 01.08.2020).

5. Информативность прогноза спортивных достижений на Чемпионате мира 2019 года по пожарно-спасательному спорту / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, В. Д. Шалагинов [и др.] // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 9 (175). - С. 32-40.

6. Модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов различных возрастно-половых групп в пожарно-спасательном спорте / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, В. Д. Шалагинов [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 1 (131). - С. 60-69.

7. Мотивы к занятиям спортом женщин - членов сборной команды России по пожарно-спасательному спорту во взаимосвязи с успешностью соревновательной деятельности / Г.Н. Германов, В. Д. Шалагинов, А.Н. Корольков, И.В. Машошина [и др.] // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 385-394.

8. Нормативы и требования отраслевого стандарта спортивной подготовки в пожарно-спасательном спорте / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, В. Д. Шалагинов [и др.] // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 90-95.

9. Пожарно-спасательный спорт: теория тренировки и передовые спортивные технологии : коллективная монография / авт. А. Н. Корольков, Г. Н. Германов, В. Д. Шалагинов, И. В. Машо-шина; под общ. ред. Г. Н. Германова. - Воронеж : ВРООО «Ива», 2019. - 263 с.

10. Пожарно-спасательный спорт : учебное пособие для СПО / авт. Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, В. Д. Шалагинов, И. В. Машошина. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 394 с.

11. Половые различия кинематических параметров бега при преодолении полосы препятствий в пожарно-прикладном спорте / В. Д. Шалагинов, А. Н. Корольков, И. В. Машошина [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 211-214.

12. Прогнозирование результатов на Чемпионате Мира 2019 года по пожарно-спасательному спорту / А. Н. Корольков, Г. Н. Германов, В. Д. Шалагинов [и др.] // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 102-107.

13. Психологическая характеристика спортсменок сборной России по пожарно-спасательному спорту во взаимосвязи с результативностью соревновательной деятельности / Г.Н. Германов, В.Д. Шалагинов, А.Н. Корольков [и др.] // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 394-400.

14. Психолого-мотивационные характеристики личности спортсменок сборной команды России, соревнующихся в пожарно-спасательном спорте / Т. Ю. Маскаева, Г. Н. Германов, А. Н. Корольков [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2016. - № 2 (132). - С. 249-255.

15. Психоэмоциональные факторы спортивных достижений в пожарно-спасательном спорте / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, Т. Ю. Маскаева [и др.] // Культура физическая и здоровье. -2016. - т. 57, № 2. - С. 68-73.

16. Распределение спортсменов в пожарно-спасательном спорте на группы с учетом предрасположенности к выступлению на одной из соревновательных дистанций / В. Д. Шалагинов, Г. Н. Германов, А. Н. Корольков [и др.] // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 330-335.

17. Шалагинов В. Д. Инструментальный контроль скоростно-силовой подготовленности спортсменок юниорок, специализирующихся в пожарно-спасательном спорте / В. Д. Шалагинов, Г. Н. Германов, А. Н. Корольков // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 343-349.

18. Шалагинов В. Д. Определение оптимального соотношения скорости бега и торможения при выполнении соединения пожарной рукавной линии к разветвлению в пожарно-прикладном спорте / В. Д. Шалагинов, А. Н. Корольков, В. А. Сморчков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 196-199.

19. Шалагинов В. Д. Формирование оптимальной ритмической структуры бега в соревновательных дисциплинах пожарно-спасательного спорта (ПСС) у юных спортсменов 15-17 лет / В. Д. Шалагинов, Г. Н. Германов // Спортивно-педагогическое образование. - 2020. - № 1. - С. 36-44.

20. Шалагинов, В. Д. Проблематика совершенствования подготовки спортсменов в пожар-но-спасательном спорте / В. Д. Шалагинов, Г. Н. Германов, А. Н. Корольков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 4. - С. 10.

21. Экспертные основания для разработки отраслевого стандарта спортивной подготовки в пожарно-прикладном спорте / А. Н. Корольков, Г. Н. Германов, В. Д. Шалагинов [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2016. - т. 57. - № 2. - С. 78-81.

REFERENCES

1. Germanov, G. N., Pogrebnaya, A. I., Korolkov, A. N. and Shalaginov, V.D. (2020), "Differentiated assessment of the predisposition to successful performance of female athletes at competitive distances of fire and rescue sports", Physical culture, sports - science and practice, No. 2, pp. 45-51.

2. Germanov, G. N. Shalaginov, V. D. and Mashoshina, I. V. (2019), "Kinematics and rhythm of running when connecting the sleeve line to branching in overcoming the 100-meter obstacle course in fire and rescue sports", Fire and emergency safety: network publication of the Ivanovo Fire and Rescue Academy, No. 3 (14), pp. 19-24.

3. Shalaginov, V.D., Germanov, G.N., Ripa, M.D. (2018), "Application of bands of obstacles in military-applied training of schoolchildren taking into account periods of sensational development of motor abilities", Physical education in school, No. 8, pp. 19-24.

4. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. (2017), "Recommendations to establishment of bit norms in fire and applied sport when forming Uniform All-Russian sports classification for 2018-2020", Modern high technologies, No. 3, pp. 81-87, available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36620.

5. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), "Informa-tiveness of forecast of sports achievements at the 2019 World Cup on fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 32-40.

6. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D., Smorchkov, V.A., Mashoshina, I.V. and Georgieva, M. (2016), "Model characteristics of competitive activity of athletes of different age-sex groups in fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (131), pp. 60-69.

7. Germanov, G.N., Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N., Mashoshina, I.V. and Sabirova, I.V. (2020), "Motives to sports of women - members of Russian national team on fire and rescue sports in connection with success of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 385-394.

8. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2018), "Standards and requirements of industry standard of sports training in fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 90-95.

9. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), Fire and Rescue Sports: Theory Training and Advanced Sports Technology: monograph, publishing house Iva, Voronezh, Russian Federation.

10. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2020), Fire and Rescue Sport: a training manual for IVE, You Write, Moscow, Russian Federation.

11. Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N., Mashoshina, I.V. and Smorchkov, V.A. (2015), "Sexual distinctions of kinematic parameters of run when overcoming an obstacle course in fire and applied sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (128), pp. 211-214.

12. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), "Forecasting results at 2019 World Fire and Rescue Championships", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 102-107.

13. Germanov, G.N., Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N., Mashoshina, I.V. and Sabirova, I.V. (2020), "Psychological characteristic of athletes of Russian national team on fire and rescue sports in relation to performance of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 394-400.

14. Maskaeva, T.Y., Germanov, G.N., Smorchkov, V.A., Mashoshina, I.V., Georgieva, M.P. and Shalaginov, V.D. (2016), "Psycho-motivational characteristics of personality of athletes of Russian national team engaged in fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 249-255.

15. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Maskaeva, T.Y., Mashoshina, I.V., Shalaginov, V.D. and Smorchkov, V.A. (2016), "Psychoemotional factors of sports achievements in fire and rescue sports", Physical and health culture, No. 2 (57), pp. 68-73.

16. Shalaginov, V.D., Germanov, G.N., Korolkov, A.N. and Mashoshina, I.V. (2020), "Distribution of athletes in fire and rescue sports into groups taking into account predisposition to performance on one of competitive distances", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 330-335.

17. Shalaginov, V.D., Germanov, G.N., Korolkov, A.N. (2018), "Instrumental control of speedforce preparation of athletes of juniors specializing in fire-rescue sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 343-349.

18. Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N., Smorchkov, V.A. (2015), "Definition of an optimum ratio of speed of run and braking at execution of connection of the fire hose line to a branching in fire and applied sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (122), pp. 196-199.

19. Shalaginov, V.D. and Germanov, G.N. (2020), "Formation of optimal rhythmic structure of running in competitive disciplines of fire and rescue sports (FRS) in young athletes of 15-17 years", Sports pedagogical education, No. 1, pp. 36-44.

20. Shalaginov, V.D., Germanov, G.N. and Korolkov, A.N. (2020), "Problems of improvement of training of athletes in fire and rescue sports", Physical education: education, education, training, No. 4, pp. 10.

21. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D., Smorchkov, V.A. and Mashoshina, I.V. (2016), "The expert bases for development of an industry standard of sports preparation in fire and applied sport", Physical and health culture, No. 2 (57), pp. 78-81.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.09.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Марина Геннадьевна Шаргина, кандидат биологических наук, доцент, Марина Николаевна Артамонова, старший преподаватель, Анатолий Павлович Ларионов, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

В нашей статье была поставлена цель - проанализировать индивидуальные достижения студентов Тюменского индустриального университета за период дистанционного обучения. Была выявлена положительная динамика этих достижений, т.е. учеба на удаленке поспособствовала развитию индивидуальных достижений студентов. Было установлено, что наибольшая изменчивость показателей наблюдалась на конец периода удаленной учебы. Существенные различия на период начала и конца дистанционной формы обучения наблюдались только у юношей, что свидетельству -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.